Ребусы

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ребусы

Крычёва  А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Богомаз  В.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека.

Трудные задачи, головоломки помогают нам мыслить. С трудностями в разгадывании ребусов я столкнулась на уроках в школе при выполнении практического задания. С тех пор задалась целью изучить правила разгадывания ребусов и научиться их разгадывать. Это занятие оказалось очень увлекательным и интересным для меня. Так появилась моя работа.

Тема: Ребусы

Цель работы: научиться разгадывать и создавать ребусы.

Задачи:

● проанализировать способы кодирования информации в ребусах;

●изучить правила разгадывания ребусов;

●научиться разгадывать ребусы;

●придумать свои ребусы;

●составить книжку из ребусов для первоклассников

Предмет исследования: ребусы

Объект исследования: разгадывание и составление ребусов

Актуальность: учиться разгадывать ребусы всегда актуально

Способы исследования: а) поиск, сбор и обработка информации:

в сети Интернет и найденных печатных материалах;

б) интервьюирование;

в) посещение библиотек, устный опрос одноклассников

Гипотеза: предполагаю, что даже ребенку можно научиться разгадывать и составлять свои ребусы

Глава 1 Что такое ребус

1.1 Что означает слово «ребус»?

Из Википедии я узнала, что слово «ребус» латинского происхождения и в переводе означает: «Не словами, а при помощи вещей».

Ребусом называют изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Ребус сразу не прочтешь, его надо расшифровать.

Ребус – это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочитать, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы понять, какой знак что означает.

У ребусов очень интересная история. Когда люди еще не умели писать, предметы, а потом рисунки с их изображением заменяли письмо. Если надо было написать «олень» - рисовали оленя. Надо было написать «охота» - рисовали охотника и зверя. Трубка говорила о мире, копьё – о войне, натянутый лук – о нападении.

Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Смысл этого «письма» был таков: «Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы встретим вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну».

Сейчас в таких посланиях, состоящих из рисунков, никакой надобности нет, но в ребусах запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.

1.2 Ребусы от древности до наших времён

Из различных печатных источников я узнала, что первый печатный сборник ребусов был издан во Франции в 15 веке. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 19 веке.

Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале “Нива”. В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус».

В журнале «Ребус», кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы.

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти было в 1937 году. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название "Как читать ребусы" (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: "Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ". Даже во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

Так, я поняла, что ребусы имели большую популярность от древности до наших дней. И в мирные дни и даже в войну люди разгадывали ребусы.

Правила разгадывания ребусов

Непросто разгадывать ребусы. Из книг я узнала о правилах разгадывания ребусов.

Если рядом с рисунком – ни справа, ни слева – нет запятых, то нужно читать слово целиком (Приложение 1).

«Запятая». В ребусе запятая означает исключение крайней буквы слова. Если перед рисунком (то есть слева от него) стоит запятая, то первую буква слова, изображенного этим рисунком, не нужно читать. Если же запятая поставлена после рисунка (справа от него), то не читается последняя буква. Если возле рисунка не одна запятая, а две или три, то исключается соответственно две или три крайние буквы слова.

При разгадывании ребуса, состоящего из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Потому условились считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен «хвостовик» запятой. (Приложение № 2)

«Зачеркнутая буква». Зачеркнутая буква возле рисунка (чаще всего над ним) – указание, что эту букву из названия рисунка нужно исключить. У зачеркнутой буквы почти та же роль, что и у запятой, но с помощью запятой исключаются крайние буквы слова, с помощью зачеркнутой буквы – от букв, стоящих в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой есть другая, то ее следует поставить на место зачеркнутой буквы. Часто заменяемую букву не перечеркивают, соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее. Мне кажется, что пользоваться знаком равенства удобнее, потому что, зачеркнутую букву не всегда легко прочитать.

«Перевернутый рисунок». Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут «вверх ногами», то это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, то есть справа налево (Приложение № 4).

«Ряд цифр». Если возле рисунка вписан ряд цифр, это означает, что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставив их в том порядке, в каком расставлены цифры (Приложение № 5).

«Рисунок в рисунке». Если рисунки (или, гораздо чаще, буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог - в, на, за…

Важно посмотреть на взаиморасположение букв. Если они размещены одна в другой, значит, к их названиям добавляется предлог «в». Одна буква нарисована за другой – имеется в виду предлог «за» или «перед».

Есть двенадцать маленьких слов - предлогов: в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед, по. Они могут быть представлены взаимным расположением рисунков или букв. Называем такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами. (Приложение № 6).

«Буквы рядом или сзади». Если буква стоит рядом или сзади, то читаем «с», «у» или «за» (Приложение 7).

Глава 2 Как ребусы мой ум развивают

2.1 Как я увлеклась ребусами

Впервые о ребусах я услышала на занятиях в детском саду, мы учились разгадывать самые простые ребусы.

Трудности в разгадывании ребусов появились на уроке в школе при выполнении практического задания. С тех пор я задалась целью подробно изучить правила разгадывания ребусов.

В Центральной детской библиотеке имени Бориса Рябинина мне предложили печатные издания, посвященные данной теме, я узнала об основных правилах разгадывания ребусов (Приложение № 9).

Задания-примеры ребусов мама находила в сети Интернет. Дома мы стали устраивать конкурсы на самого смекалистого в семье игрока и награждали его призом-сюрпризом. Так я увлеклась ребусами.

Затем я попробовала сама придумывать ребусы.

Я поняла, что одна из основных прелестей ребусов в том, что у них практически нет возрастных ограничений. Веселые яркие картинки-ребусы привлекли к разгадыванию даже мою пятилетнюю сестренку. Что уж говорить, разгадывать ребусы настолько увлекательно, что порой от них тяжело оторваться даже взрослому.

2.2 Разгадывание сложных ребусов

Вначале, когда я увлеклась ребусами, мне было сложно разгадать даже простой ребус. А теперь, когда я знаю правила разгадывания, меня уже больше увлекают сложные ребусы.

Сложные ребусы – это закодированные фразы: пословицы, загадки, строки из песен и т.д.

В этом случае необходимо слитно записать названия всех рисунков и букв, поставленных между рисунками, в том порядке, в каком они расположены в ребусе. Затем слитную запись нужно разделить запись на отдельные слова.

У того, кто прежде не разгадывал ребусов и знакомится, с этим интересным занятием может, создаться впечатление, что главные трудности при разгадывании ребусов заключается в «скрытых предлогах». Но это неверно. Разбираться в рисунках со скрытыми предлогами может быть кропотливо, но нетрудно.

Основная трудность при разгадывании ребусов в том, что трудно подобрать название рисунку. Например, рисунок «ВОЛК» может означать и слово «ЗВЕРЬ».

Совершенно разные слова могут быть переданы одним рисунком, например: минус, тире, знак ИЛИ кусок, ломоть, хлеб, еда…

Такие «подводные камни» и ставят ребусы на почетное место среди разнообразных занимательных задач и головоломок. Нужно проявить находчивость, изобретательность и фантазию, чтобы разгадать хитро задуманный ребус.

Примеры сложных ребусов в Приложении № 8.

2.3 Ребусы, составленные мною

Когда я поняла правила разгадывания ребусов, то стала разгадывать самые простые из них. Затем мне стало интересно, и я попробовала составить простые ребусы, используя правила разгадывания ребусов.

Это занятие оказалось настолько интересным, что в составлении ребусов ко мне присоединились и папа, и мама.

Я поняла, что проще всего взять слово и из его букв составить новое слово, указав порядок букв цифрами. Так, из слова шоколад можно составить новое слово школа. А из слова Москва можно взять слово сова.

Затем я сообразила, что можно просто рисовать предметы, запятыми убирать из них буквы и добавлять нужные. Так я зашифровала своё имя Анна.

Ребусов таким образом можно составить много.

Вся семья разгадывала составленные мною ребусы. Приложение № 10.

Потом я решила создать мини-брошюрку из собственных ребусов.

Маленький результат – Приложение № 11.

Я всё ещё составляю ребусы и думаю, что мне следует подшивать новые листы в свою мини – книжку ребусов для первоклассников.

Позже у меня возникла мысль, что об этом можно попросить и моих одноклассников. Ведь они тоже могут заинтересоваться составлением ребусов, ведь это так интересно. Я расскажу им о правилах разгадывания ребусов. На основе этого мы и составим самые простые ребусы, которые потом дадим друг другу разгадывать. А составленные одноклассниками ребусы я тоже отправлю в свою мини - книжку ребусов.

2.4 Что меняется в человеке при разгадывании ребусов

Когда я увлеклась разгадыванием ребусов, то поняла, как это интересно, не зря же даже древние люди составляли и разгадывали ребусы. Сначала я любила рисовать и раскрашивать, теперь же я люблю разгадывать ребусы и увлекла этим всю свою семью.

Я могу подолгу сидеть и думать, как разгадывается трудный ребус. Детям я могу сказать, что появляется усидчивость даже у тех, кто не сидит на месте. Советую непоседам научиться разгадывать ребусы. Данный вывод подтверждается и наблюдением за моей 5-летней сестренкой, которая также полюбила заниматься разгадыванием ребусов.

Так, я получаю удовольствие от того, что разгадала тот или иной ребус. Эмоции захлёстывают! Я кричу: «Ура»! Плаксивым и неэмоциональным детям я советую научиться разгадывать ребусы. Полученные эмоции помогут вам стать позитивными и весёлыми.

Даже на переменах в школе я предлагаю своим одноклассникам разгадать составленные мной ребусы. Как результат, раскрою свои наблюдения:

1. При разгадывании ребусов, а особенно, когда составляются ребусы для своих сверстников – очень хорошоразвивается логическое мышление и тренируется интеллект.

2. Есть ребусы, решение которых требует немалых усилий со стороны ребят. Пытаясь найти разгадку, дети развивают у себя нестандартное мышление. В будущем это умение здорово пригодится, когда нужно будет принять решения и найти выход из жизненных проблем.

3. И самое главное: разгадывание простых и сложных ребусов здорово поднимает настроение, а также помогает лучше построить отношения со сверстниками.

Заключение

Для чего же нужны ребусы? Мне кажется, что их можно использовать в различных играх, а так же для развития смекалки и сообразительности, то есть тренировки ума.

Первоклассник только ступает на длинную дорогу знаний, ведь учиться – это не только умение писать, считать и читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память.

Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции, помогает хорошо учиться. Разгадывание и составление собственных ребусов помогает запомнить правописание, состав и значение слов.

Работая над данной темой, я:

-провела анализ способа кодирования информации в ребусах;

-изучила правила разгадывания ребусов;

-научилась разгадывать и составлять ребусы;

- придумала и составила свои ребусы;

-составила книжку из ребусов для первоклассников

Я считаю, что выполнила поставленные задачи. Моя работа цели достигла. Разгадывайте ребусы и развивайте свой ум.

Список использованных источников и литературы

Анашина Н.Ю., Курбанов Г.С., Мельченко И.В. Гимнастика для ума. Книга для будущих миллионеров, 2004.

2. Аолина В.В. Игра – дело серьезное, 1999.

3. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников, 1998.

4. Яворовская И.А. Поиграем в слова, 2006.

Интернет – источники:

https://www.google.ru/search?n;

http://www.filipoc.ru/guess/rebus.

Приложения:

Приложение № 1

Простые ребусы

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение №7

Дорожит 100ножка чи100тою ног.
И 100личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви не 100птал никто...

Приложение № 8

Сложные ребусы.

Приложение № 9

Фото 1. Я в библиотеке рассматриваю материалы

Приложение № 10

Фото 2. Я дома решаю и составляю ребусы

Фото 3 Мы с сестрёнкой разгадываем и составляем ребусы

П риложение № 11.

Сборник составленных мною ребусов

Просмотров работы: 1134