Традиции чаепития и современность

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции чаепития и современность

Соболева М.С. 1
1МАОУ СШ № 8 с.п.Новосмолинский
Соболева Е.С. 1Буянова И.А. 1
1МАОУ СШ №8 с.п.Новосмолинский
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пейте чай, мой друг старинный,
забывая бег минут.
Желтой свечкой стеаринной
я украшу ваш уют.

Не грустите о поленьях,
о камине и огне...
Плед шотландский на коленях,
занавеска на окне.

Самовар, как бас из хора,
напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора
у меня, представьте, есть.

1975 год. Булат Окуджава.

Что может быть проще чашки чая? Повседневный и демократический напиток так прочно вошел в жизнь современного человека, что нам трудно представить времена, когда его не было. Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. Всё, что связано с чаепитием играет важную роль в русской культуре. Чай согревает холодными зимними вечерами, «прохлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи. За чашкой чая завязывается непринуждённый разговор по душам. Многие в России начинают с неё свой день, и затем, в течение дня даже в офисах современных фирм, устраиваются дневные чаепития, а многие любят пить чай и вечером. Он завершает любую трапезу, или подаётся отдельно, со сладким. Главное – в хорошей компании.

Чаепитие на Руси – считалось особым и любимым всеми ритуалом, и главная его составляющая было общение. Чай на Руси пили много, не спеша и с удовольствием. Его изучали, и по сей день продолжают изучать, как растение, требующее специфических условий произрастания, как пищевое сырье, требующее сложной обработки. Выращиванием, изготовлением чая и торговлей им заняты сотни тысяч людей на земле. Конечно, в современном мире, где «ритм жизни» весьма высок, всё реже устраиваются традиционные семейные чаепития, атрибуты старинной русской церемонии утратили своё значение, но сохраняется ли культура потребления чая, необходимые ритуалы и связанные с этим обычаи?

Я выдвигаю гипотезу: «Возможно ли, в современном мире вернуть традиции чаепития?».

Цель моего исследования: «Выявить возможность возвращения в наше время традиций чаепития».

Задачи:

Изучить историю появления чая в России, его состав.

Проанализировать, как в старину подавали чай, какие предметы являлись атрибутом старинной русской чайной церемонии, с чем пили чай на Руси?

С помощью анкетирования учащихся и их родителей выявить

возможность возвращения традиций чаепития.

Основная часть.

1. История появления чая в России.

Русские купцы, торговавшие на востоке, распробовали чай в Китае ещё в средневековье, но официальная история чаепития в России ведётся с 1638 г. По легенде монгольский хан прислал в подарок Михаилу Фёдоровичу (1596-1645), первому царю династии Романовых, четыре пуда чайного листа. Чудесный напиток пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 г. придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича (1629-1676), отца будущего императора Петра I, настоем чая от болезни желудка. Так на Руси поверили в целебные свойства чая, а затем в 1679 г. русскому послу удалось договориться с Китаем о пропуске русских чайных караванов. Чай в Россию из Китая доставляли также и морским путём, но из-за долгого содержания в сырых трюмах, качество его ухудшалось, так что чай, прибывший с караваном, ценился всегда выше. С развитием русско-китайских отношений потребление чая в России возрастает.

В XVIII в. чаепитие становится неотъемлемым ритуалом  в дворянских и купеческих домах, а в XIX в., когда чай становится более доступным для основной массы населения, Россия наряду с Англией становится одной из самых чае пьющих стран Европы. С 1885 г. появляются первые чайные плантации и в России – в силу климатических особенностей в самых южных районах Империи – в грузинской Аджарии, а затем – в Азербайджане, Краснодарском крае и районах Закавказья. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95% россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.

2. Забытый, исконно русский чай.

Задолго до появления привозного чая, в России пили так называемый «копорский чай», названный так по месту его изготовления в городке Копорье близ Петербурга. Летом по всей России цветёт известный нам Иван-чай или кипрей. По своему составу, он очень близок к китайскому. Содержит железо, никель, медь, бор, титан, марганец, витамин «С». Благодаря этому «копорский чай» способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице.

В старину из его листьев делали лекарственный напиток, похожий на чай, и даже, широко экспортировали «русский чай» из Московии в Европу, где он пришёлся по вкусу англичанам. Но с появлением «заморского чая» в результате мощнейшей конкуренции с Ост-Индской чайной компанией, производство «копорского чая» в России практически прекратилось. Сейчас его заготавливают лишь в нескольких сёлах.

3. Состав чая.

В давнюю эпоху в Древнем Китае чай оценили более всего как оздоровительный и целебный напиток. Лишь впоследствии научились раскрывать его прекрасные ароматические и вкусовые свойства.
Чай донес до наших дней свою высокую репутацию напитка-целителя. 
Специалисты выделяют шесть основных частей чая: дубильные вещества, эфирные масла, алкалоиды, аминокислоты, пигменты и витамины.
Дубильные вещества составляют 15-30% чая и обладают свойствами витамина Р. Эфирные масла, которые присутствуют в еще зеленом листе, сохраняются в незначительном количестве в готовом чае. Именно с ними связан неповторимые ароматы чая, которые воспроизводят запахи роз, меда, ванили, цитрусовых, сирени, корицы, что и создает «букет чая». Алкалоиды – это, прежде всего, кофеин.
В чае кофеина содержится больше, чем в кофе, но чайный кофеин (танин) действует на нас мягче, чем кофейный. Объясняется это тем, что на заварку идет меньше чая, нежели кофе.

Аминокислоты, а их в чае обнаружено 17, включают, например, глютаминовую кислоту, которая исключительно важна для организма человека: она способствует восстановлению истощенной нервной системы человека. Пигменты, входящие в состав чая, придают чайному настою самую различную окраску и оттенки. Витамины, как показывают современные исследования, представлены в чае широкой гаммой. Велико присутствие в чае витамина С (аскорбиновой кислоты). В свежем чайном листе его в 4 раза больше, чем в соке лимона, однако при фабричной обработке часть его теряется. Тем не менее, в готовом чае «аскорбинки» остается немало. Основным витамином чая является витамин Р который укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает внутренние кровоизлияния. Весьма важен содержащийся в чае витамин К, который способствует образованию в печени протромбина, крайне необходимой для поддержания нормальной свертываемости крови. 

4. Как в старину подавали чай? Атрибуты старинной русской чайной церемонии.

В старину, когда ещё не существовало новомодных чайных пакетиков, моментально окрашивающих воду в коричневый цвет, для приготовления чая нагревали воду, затем заваривали чай в специальном заварном чайнике, предварительно ополоснув его кипятком, и вместе с сосудом с горячей водой подавали к чайному столу.

Главная роль здесь отводилась хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, покрепче или «послабее». Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай - обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали в полоскательнице и вновь заполняли ее. Чайную посуду на кухню не носили, а тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет. Мужчинам чай подавали в сканах с подстаканниками, а женщинам – в фарфоровых чашках. (Приложение № 1).

В очень больших, бедных семьях, где не было возможности купить фарфоровую посуду, пользовались дешевыми стаканами. Чтобы не обжечь пальцы, стаканы иногда ставились в специальные подстаканники. Они могли быть из серебра с чеканным рисунком. Такие подстаканники в России до сих пор используют, подавая чай в вагонах поездов дальнего следования. Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку из маленького заварного чайника кипятком непосредственно в чашке. В других чайных традициях (китайской, японской и английской) чай чаще всего наливают сразу из чайника и пьют.

В России же его разводят из большого «доливного» чайника или самовара. В мещанских и купеческих семьях чашки подавались на глубоких блюдцах, из которых его и пили, держа блюдце в ладони, на растопыренных пальцах. Так горячий чай быстрее остывает, а вкус его ощущается ярче. Чашку или стакан наполняли не доверху, оставляя примерно один сантиметр до края, чтобы гости в состоятельных домах могли добавить в чай сахар или сливки по вкусу. В бедных семьях, особенно крестьянских, принято было наливать чай до краев, что считалось признаком гостеприимства. Но здесь был и практический смысл: в полную чашку много сахара не положишь.

Особой гордостью в каждом доме были чайные полотенца. Их вышивала хозяйка дома, дочь или невестка, а узоры, особенно в сельской местности, передавались из поколения в поколение. Ещё один атрибут правильного чаепития – специальная грелка, которой накрывают керамический заварочный чайник. Эти грелки шьют в форме петухов или кукол, обязательно в нарядном платье с пышной юбкой, под которой можно спрятать чайник. Такую куклу называют «бабой на чайник». Ложки появились в России очень давно. Чайные ложки распространились в конце X начала XI века. Делали их из различного металла. В богатых семьях пользовались серебряными ложками, иногда они были отделаны эмалью. Бедные семьи довольствовались оловянными, костяными ложками или из сплавов. Чайные ложки имели различную форму, часто затейливую, но объем их был почти одинаков – 4-5 г.

Самовар чисто русское изобретение. Именно с его появлением потребление чая в России существенно возрастает. Название произошло от словосочетания "сам варит", и всегда этот предмет домашнего быта олицетворял наше национальное гостеприимство. С конца XVIII века их стали изготавливать тульские мастера-оружейники. В XIX в. самовары становятся предметом массового потребления, но даже в начале XX века они всё ещё считались довольно дорогим приобретением и передавались из поколения в поколение. Обычно самовары делали из меди, но встречались и дорогие серебряные. Конструкция самовара состоит из 12 элементов, топят его дровами или горячими углями (Приложение №1). Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют чайному столу.

5. С чем пили чай на Руси?

Чаепитие по-русски подразумевает, что никто не должен уйти из-за стола голодным. Количество закусок в приличной русской чайной церемонии должно быть таким, чтобы насытились самые голодные участники мероприятия. (Приложение № 2). При всем разнообразии русских чайных закусок, их можно разбить на четыре группы.
Первая группа закусок - назовем их сытными, включает в себя блюда, которыми можно наесться и с чаем и помимо чая. Это пироги и пирожки с основательными начинками: мясом, ливером, яйцом, капустой, рыбой, рисом, грибами, картошкой и творогом. И, конечно, сытной закуской являются блины с начинкой.
Вторая группа закусок – легкие, состоит из блюд, которыми можно перемежать закуски сытные, которые удобно есть. К таким блюдам относят бутерброды, которые хороши с красной рыбой, маслом, огурцами, мясной и сырной нарезкой. 
Третья группа закусок - сладкие или лакомые, состоит из сладостей и лакомств. Это любая сладкая выпечка, шоколад, варенье, мед, орехи.
И, наконец, четвертая группа закусок - свежие аналогична закускам легким. Это свежие или консервированные ягоды и фрукты. Можно со взбитыми сливками. 

Угощение за чайным столом было весьма разнообразно и, конечно, зависело от достатка хозяев. Вообще чай было принято пить с любой сладкой выпечкой, но на чайном столе могли присутствовать и солёные пироги, бутерброды с ветчиной или сыром. В старину утром во время завтрака чай пили с хлебом, булками или баранками, сушками, калачами или печеньем. По воскресным дням и для званых гостей в купеческих домах пекли пироги, а среди интеллигенции было принято подавать бутерброды, халву, пирожные, фрукты, ягоды, орехи или восточные сладости.

На купеческом столе, кроме хорошего чая, были также ореховые вафли, французское и американское печенье, шоколадные конфеты, а крестьяне пили недорогой  чай, заваривая его с мятой, листьями смородины, земляники или вишни, добавляя в него яблоки. Чай также пили со сладким вишнёвым, клубничным, яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье намазывали на хлеб или ели ложкой из блюдца. К чаю непременно подавали молоко или сливки. Во всех домах любили пить чай с пряниками. Сейчас забыты такие популярные лакомства, как помадки и тянучки.

Сахар в XIX в. был совсем не похож на «нынешний», рассыпной. Он был неосветленным и кусачками хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «вприкуску». В отличие от рафинада, колотый сахар не растворялся моментально, но был долгоиграющим, как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай на Руси добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения (Приложение №4).

6. Опрос учащихся и их родителей.

Я провела анкетирование среди моих одноклассников и учащихся 3 «а», 3 «б» класса и их родителей.

Участвовало в анкетировании всего 81 человек ( и дети и родители).

Учащихся – 42.

Родителей – 39.

Анкетирование проходило 15.05.2018 г. Учащиеся отвечали на вопросы анкеты в своих кабинетах на классных часах, а родители отвечали дома. Полученные мной результаты я отразил в диаграммах. (Приложение №3). Мной были получены следующие результаты:

1. Вопрос: «Какой напиток вы предпочитаете?».

Чай, ответили- 79 % опрошенных, кофе -10 %, сок -7%, другое - 4 %.Таким образом, мы можем сделать вывод, что чай остаётся самым любимым напитком в России.

2. Вопрос: «Какой чай вы предпочитаете пить?». В пакетиках – 63 %, заварной – 37 %.Из проведённого опроса мы видим, что в наше время, чаще используют чай в пакетиках чем «заварной».

3. Вопрос: «Есть ли в вашей семье чайные традиции?». Родители ответили: «да» – 44 %, «нет» – 56%. Дети ответили: да – 19 %, «нет» -74 %, «не знаю» -7 %.Таким образом, чуть меньше половины родителей считают, что в их семье есть традиции чаепития, а среди детей это всего 19 % или 8 человек из 39 опрошенных.

5. Вопрос: «Вы пили чай из самовара?» 82 % родителей ответили «да» и только 18 % «нет». Среди опрошенных детей 67 % ответили «нет», 31 % ответили «да» и 2% спросили: «А что это такое?»

6. Вопрос: «Присутствует ли в вашей семье специальная посуда для чаепития?». 72 % родителей ответили, что «да», а среди опрошенных детей это 49% в результате мы видим, что посуда для чаепития в семьях имеется и по мнению детей это может быть любимая кружка – 31%.

7. Вопрос: «Собираетесь ли вы на семейные чаепития?». 31% из опрошенных родителей считают, что «да» и к сожалению - 69% отмечают, что нет. Дети считают, что они собираются на семейные чаепития, так ответили – 42%, но к сожалению, 58 % из опрошенных детей отмечают, что такой традиции у них нет.

8. На заключительный вопрос моей анкеты: «Хотели бы вы, чтобы в вашей семье была заведена традиция семейного чаепития? Разумеется, если таковой нет». Большинство родителей и детей отвечают «да». Таким образом, мы видим, что и родители и дети в большинстве желают возродить культуру семейного чаепития.

Принимая во внимание всё выше изложенное, я делаю вывод о том, что родители и дети стремятся к сохранению и восстановлению традиции семейного чаепития, но многие сталкиваются с определёнными проблемами. У родителей это вероятно недостаток времени, загруженность на работе, дети недостаточно осведомлены этим вопросом.

Заключение

В современном ритме жизни традиционные чаепития за большим столом стали редкостью, а ведь эта традиция имеет большое психологическое значение. Раньше за большим столом собирались несколько поколений, а в праздники за стол приглашались и друзья. Праздничный стол был богат разнообразием блюд. К чаю подавались булки, сладкие пироги, варенье, пряники и др. Чаепитие было дорогим удовольствием, поэтому не все семьи могли себе это позволить. При приёме гостей чаепитие также являлось обязательной трапезой. Главной ценностью семейных чаепитий считается общение в кругу семьи. Такие встречи с родственниками в уютной домашней обстановке становятся незабываемыми. Семья за столом решает важные задачи и проблемы, сообщаются важные новости.В современном мире семейное чаепитие – это редкая традиция, но благодаря ей в доме становиться теплее и уютнее, подкрепляется уверенность в том, что человек кому-то нужен. При воспитании детей такие традиции просто незаменимы. Дети учатся правильно держать столовые приборы, приобретают хорошие манеры. А главное, семейное чаепитие помогает детям чувствовать себя счастливыми. Считается, что люди, выросшие в семьях, где проводились семейные чаепития, реже страдают психическими нарушениями и более устойчивы к стрессу, ближе привязаны к своим родителям. Человек чувствует поддержку и понимание своих близких.

Семейные психологи настоятельно советуют сохранять традицию семейного чаепития и сегодня. Это поможет наладить общение в семье, избежать конфликтов и ссор. Сборы за столом формируют у каждого члена семьи привычку делиться своими повседневными проблемами, что особенно важно для детей и подростков.

Пройдут года, и у ваших детей останутся воспоминания о родном доме, о родителях, о семейных чаепитиях и уютных вечерах. Семейное чаепитие, несомненно, оставляет отпечаток в душе каждого члена семьи, ведь эта трапеза позволяет раскрепоститься, высказать свои переживания и проблемы, поделиться впечатлениями. Попробуйте устраивать такие их в своей семье, и вы почувствуете, что в вашем доме атмосфера между близкими людьми стала теплее.

Руководствуясь, всем вышеизложенным, я считаю, что согласно выдвинутой мной гипотезы в современном мире, возможно, вернуть традиции семейного чаепития, ведь в нашей семье это удалось.

Для этого я принимаю решение: «О необходимости создания информационного буклета для информирования людей о важности поддержания семейных традиций чаепития и о пользе чая».

Р.S.

Надеюсь, что читатель, ознакомившись с русскими традициями чаепития, сумеет лучше понять знаменитую «загадочную русскую душу», которая может раскрыться в задушевном разговоре за чашкой ароматного чая.

Список используемой литературы:

1. Акраим«Всё о чае и чаепитии. Новейшая чайная энциклопедия» ; Москва – 2006г.

2. Иофина И.О. «Чай и кофе: секреты выбора, покупки и употребления», 2005г.

3. Похлёбкин Г.В. «Всё о чае», 1989г.

4. Савельевских А.В. «Чай. Книга о том как наслаждаться вкусом настоящего чая», 2005 г.

Интернет ресурсы:

1. http://chai.rb1.ru/cont.php?

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

3. http://chayblog.ru/

4. http://tea.volny.edu/

5. http://traditio-ru.org/wiki/Чай

6. http://teatips.ru/

7. http://kak-vibrat.ru/article/95/kak-vybrat-chaj.aspx

Приложение №1.

Атрибуты старинной чайной церемонии.

 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 2.

 
 

Приложение № 3.

Я провела анкетирование среди моих одноклассников и учащихся 3 «а», 3 «б» класса и их родителей.

Участвовало в анкетировании всего 81 человек ( и дети и родители).

Учащихся – 42.

Родителей – 39.

Анкетирование проходило 15.05 2018 г. Учащиеся отвечали на вопросы анкеты в своих кабинетах на классных часах, а родители отвечали дома.

В результате мной были получены следующие результаты:

Таким образом, мы можем сделать вывод, что чай остаётся самым любимым напитком в России.

Из проведённого опроса мы видим, что в наше время, чаще используют чай в пакетиках чем «заварной».

Следующий вопрос для учащихся и их родителей: «Есть ли в вашей семье чайные традиции?». Были получены следующие ответы:

Таким образом, чуть меньше половины родителей считают, что в их семье есть традиции чаепития, а среди детей это всего 19 % или 8 человек из 39 опрошенных.

На вопрос: «Вы пили чай из самовара?» я получил такой результат:

Следующий вопрос: «Присутствует ли в вашей семье специальная посуда для чаепития?»

На диаграмме видно, что посуда для чаепития в семьях имеется и по мнению детей это может быть любимая кружка.

Следующий вопрос моей анкеты: «Собираетесь ли вы на семейные чаепития?»

На заключительный вопрос моей анкеты: «Хотели бы вы, чтобы в вашей семье была заведена традиция семейного чаепития? Разумеется если таковой нет. Я получил следующий результат:

Таким образом, мы видим, что и родители и дети в большинстве желают возродить культуру семейного чаепития.

Приложение № 4.

Описание чаепития в литературе.

Герои русских классиков Достоевского, Толстого и Чехова постоянно пьют чай. Детальное описание того, как в старину подавали чай, встречаем у Достоевского в «Бесах» (1870-72): «Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

У Толстого в «Семейном счастье» (1859) говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: "Петру Ивановичу, Марье Миничне", спрашивать: "сладко ли?" и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах Чехова интеллигенция и дворянство часто пьёт чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, — говорила Липа. — Сяду себе в уголочке и всё чай пью с вареньем. Или с Варварой Николавной вместе пьем, а оне что-нибудь рассказывают чувствительное. У них варенья много — четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (...) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Исторический роман Г. П. Данилевского о событиях начала XIX в. «Сожженная Москва» (во время нашествия Наполеона) изобилует упоминаниями о чае, который пили в самых разных ситуациях, наслаждаясь им и веря в его жизненные силы. Примером может служить такая выдержка. «Митя все время, пока готовили ему комнату и делали повязку, был в лихорадочном полузабытьи и слегка бредил. Но когда он выпил стакан горячего, душистого чаю и жадно потребовал другой с «кисленьким» и когда раскрасневшаяся седая и полная Ефимовна принесла и подала ему его любимого барбарисового варенья, глаза Мити засветились улыбкой бесконечного блаженства...»
О чае не забывали думать и тогда, когда человек бедствовал. Читаем у Н.С. Лескова в романе «На ножах»: «Заработок у Висленева почти равнялся тому казенному жалованию, которого... едва достает на чай и сахар». С. Н. Дурылин, рассказывая о московском быте, отмечал, что чай пили даже самые бедные студенты, хотя и могли купить всего осьмушку самого дешевого чая.
Многое можно узнать о русском чаепитии из классики русской литературы. Читаем у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» строки о том, как Татьяна Ларина пишет письмо-признание Евгению Онегину...

«Она зари не замечает, 
Сидит с поникшею главой 
И на письмо не напирает 
Своей печати вырезной. 
Но, дверь тихонько отпирая, 
Уж ей Филипьевна седая 
Приносит на подносе чай. 
«Пора, дитя мое, вставай...»
Итак, с чашки чая начался для Татьяны день томительного ожидания. Тем временем «приехал Ольгин обожатель», и в доме Лариных накрывают стол...
«Смеркалось; на столе, блистая, 
Шипел вечерний самовар, 
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар. 
Разлитый Ольгиной рукою, 
По чашкам темною струею 
Уже душистый чай бежал, 
И сливки мальчик подавал; 
Татьяна пред окном стояла, 
На стекла хладные дыша, 
Задумавшись, моя душа, 
Прелестным пальчиком писала 
На отуманенном стекле 
Заветный вензель О да Е...»
И еще мы находим в романе авторское отступление, в котором также речь о чае:
«И чай несут. Люблю я час 
Определять обедом, чаем И ужином. 
Мы время знаем 
В деревне без больших сует: 
Желудок — верный наш брегет...»

В «Станционном смотрителе» мы узнаем, что первая забота героя повести, приехавшего на станцию после проливного дождя, была поскорее переодеться, вторая — спросить себе чаю... «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила...»

Просмотров работы: 3985