Пришелец из Англии на помощь пальчикам и уму

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пришелец из Англии на помощь пальчикам и уму

Наговицын  А.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Богомаз  В.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Раз, два, три — сложи детали, чтоб они машиной стали.

Собери гараж. Потом не забудь построить дом.

Можно к самому порогу проложить еще дорогу.

Выбрать место для моста – то-то будет красота!

Из конструктора любого что ни сделай – все толково!

Самым интересным занятием для меня является конструирование. Модель можно собрать по рисунку, а можно и самому придумать - собрать машину, у которой открываются двери, крутится руль и колеса, и не беда, если сломается - можно отремонтировать! Конструируя различные модели, я задумался, кто и когда создал такую полезную игрушку, в какой стране. Так появилась моя работа.

Тема моей работы: Пришелец из Англии на помощь пальчикам и уму

Объект исследования: конструирование.

Цель работы: доказать, что конструктор не только игра, но и средство развития.

Задачи:

1. Выяснить, каким конструктором играли мои родители, дедушки и бабушки;

2. Организовать конкурс среди своих одноклассников на самую лучшую модель из различных конструкторов;

3.Собственную коллекцию конструкторов распределить на виды;

4. Выяснить, какие навыки развивает конструирование у ребят.

Способы исследования: а) поиск, сбор и обработка информации:

- в сети Интернет и в найденных печатных материалах;

б) интервьюирование родственников;

Гипотеза: «Конструктор» – это не только набор для игры, но и лучшая игрушка для развития творческих способностей, образного мышления и самостоятельности.

Глава 1. Конструктор – игра поколений

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы Лего – это наши современные игрушки. А я задумался над тем, а какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли у них конструкторы?

Второй вопрос, который мне интересен: если процесс конструирования известен даже нашим предкам, то он наверняка полезен для нашего развития, а вот как именно, это мне стоит еще узнать.

И третий вопрос: какие конструкторы бывают, если даже в моей коллекции их больше пяти штук?

Вот на основе этих трёх вопросов и будет строиться мое исследование.

И первое, с чего я начал, это взял интервью у своих бабушек, дедушки и родителей.

1) Бабушка, Наговицына Нина Ивановна, поделилась со мной своими воспоминаниями. Она была первой дочерью в семье. Ее отец, Иван Анисифорович, - мой прадед, приносил для дочери из плотницкой мастерской разные бруски. Из брусков они вместе с дочерью делали всякие игрушки. Например, силуэты человечков, эти человечки потом становились куклами. Другие бруски выставлялись в ряд, и дети устраивали соревнования, кто больше собьет камушком. Из брусочков, которые оставались от работы прадеда, дети делали не только фигурки, делали оружие (меч, автомат). Любила бабушка из этих деревянных брусочков и конструировать. Даже кроватку бабушка куколке сделала сама из дощечек и брусочков. Склеила дощечки клеем, постелила тоненькую ткань. Положила для своей куклы маленькую подушечку и одеяло, сшитые своими руками. Тут же еще сконструировала стол и стул! Делаем вывод, что деревянные брусочки из мастерской – самый настоящий конструктор.

2) Моя вторая бабушка – Данилова Нина Михайловна и дедушка – Данилов Александр Аркадьевич живут далеко от нас, в Удмуртии, и мне пришлось брать у них интервью по телефону. Вот что они мне рассказали: игрушек у них было мало и в основном все самодельные. Бабушка шила сама себе кукол из разноцветных лоскутов, лицо кукле рисовала углем. А дедушка мастерил себе лук из вереска, а стрелы делал из ивы. Когда я их спросил про конструкторы, они оба затруднились вспомнить, чем они конструировали в детстве, но тут же начали предлагать разные варианты. Например, бабушка рассказала, что она в качестве конструктора использовала глину – мастерила посуду, которую украшала бусинами, свежей травой, цветами, сучками. А дедушка рассказал историю, как они с ребятами копили спичечные коробки и из них конструировали поезда. Даже происходил обмен коробками между мальчишками и соревнования, кто больше накопит и у кого длиннее будет поезд. А из газет дедушка создавал корабли, шапки-пилотки, вертолеты, самолеты. А вот покупных конструкторов ни у дедушки, ни у бабушки не было. Но они не расстраивались и конструировали из всего, что попадет под руку.

3) Игрушки мамы и папы.

Я расспросил родителей и узнал, что все в детстве были увлечены этой игрой. Но в далеком прошлом выбор конструктора был небогат. На осенних каникулах я выяснил, что моя бабушка сохранила конструкторы прошлых лет, которыми играл мой папа. Вместе с мамой и папой я собрал несколько интересных моделей, а затем мы просмотрели старые семейные альбомы и нашли удивительные кадры.

Мама, Наговицына Елена Александровна, рассказала мне про свои игрушки детства. У моей мамы есть младший брат, и игрушки им покупали родители одни на двоих. У них были металлические конструкторы с шурупами и винтиками, деревянные конструкторы и особенно любимый ими конструктор Лего. Мама до сих пор вспоминает большой желтый пластиковый контейнер и россыпь деталей Лего в нем. К ним даже приходили одноклассники поиграть в этот конструктор.

Папа, Наговицын Иван Геннадьевич, имел очень много конструкторов. Ему их покупала мама в Детском мире. Был у него и электрический конструктор, с помощью него можно было собирать электрические схемы: звонок, светофор и др. Были и пластмассовые конструкторы, которые сохранились до сегодняшнего дня и с которыми теперь уже играю я.

Можно сделать вывод, что конструированием в нашей семье занимались все поколения. Бабушки и дедушки больше конструировали из подручных материалов, а вот мои родители играли в конструкторы, которые не сильно отличаются от моих, современных.

1.1 Откуда появились конструкторы

Многие поколения детей увлеченно пыхтели, соединяя маленькие детали друг с другом, и будущее поколение, конечно, продолжит это делать. Но мало людей знают, кто придумал замечательную игрушку под названием конструктор. Изобретателем первого детского конструктора по праву считается англичанин Френк Хорнби. Он был простым ливерпульским приказчиком мясной лавки. Френк Хорнби был многодетным отцом. Любимым занятием его младшего сына было ломать сооружения, которые строили его старшие братья из деревянных кубиков. «Строителей» эта забава совсем не радовала. И тогда мудрый отец конфликтующих детей нашел решение проблемы: он проделал во всех кубиках дырочки, и их можно стало крепко соединять при помощи деревянных палочек.

Мистер Хорнби рассказывал, что эта замечательная идея о том, что и ребенок может создавать технические новшества, родилась в его голове, когда он путешествовал на поезде. Вот так, совершенно случайно, Хорнби изобрел замечательную детскую игру, не только увлекательную для любого ребенка, но и очень полезную для развития детей. Назвали изделие следующим образом: «Усовершенствованная игрушка или устройство для обучения детей и подростков».

В заключение можно сказать, что конструкторы являются практически незаменимой игрушкой для любого ребенка. Они развивают логику, воображение, усидчивость, самостоятельность, мелкие мышцы рук. Конструкторы заинтересуют и мальчиков, и девочек.

1.2 Почему конструирование привлекает и детей, и взрослых

Когда я стал конструировать, то понял, что это очень увлекательное занятие. Да и мои сверстники не раз говорили, что конструирование является одним из любимых для них занятием.

В процессе конструирования ребёнок легко усваивает многие знания, умения и навыки, которые ему пригодятся при обучении в школе и во взрослой жизни. Чем же конструирование привлекает ребёнка? Мне кажется, что, прежде всего, тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нём находит отражение стремление ребёнка действовать как взрослый, быть на него похожим. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.

Конечно, далеко не все получится сразу, поэтому при конструировании нужно быть очень терпеливым. Постепенно ты становишься более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствуешь свои способности с каждой новой идеей.

Конструирование интересно и взрослым. Некоторые охотно играют вместе со своими детьми и занимаются конструированием, а некоторые взрослые с ним даже связывают свою профессию. Например, инженер-конструктор, модельер-конструктор, дизайнер (конструирование пространства) и другие.

Можно сделать вывод, что конструированием занимаются и дети, и взрослые.

Глава 2. Как конструирование помогает детям развиваться

2.1 Как я увлёкся конструированием

Я очень люблю конструировать. Со слов мамы, к конструированию у меня пристрастие с самого раннего детства. Как только мне исполнился год, я проявлял большой интерес к кубикам, из которых уже в то время пытался построить мосты и крепости. Мне постоянно хочется что-нибудь создавать, придумывать новое, интересное и полезное.

Я мог часами собирать из кубиков разные башни, дома, высотки. Потом терпеливо всё складывал и завтра опять собирал уже что-то новое.

Процесс, по которому я конструирую, состоит из двух этапов: первый этап – творческий, я придумываю, что я хочу создать, а второй этап – разработка сомой модели или объекта.

Из разных деталей конструктора я мог собрать трактор или машину, а завтра собирал дома, магазины, ракеты и многое другое.

В детском саду тоже заметили, что я увлекаюсь конструированием. Я был участником муниципального этапа конкурса «ИКаРёнок», где с командой представлял наш детский сад №15 (1 – смотрите в приложении лист 1, страница 16)0.

2.2 Моя коллекция конструкторов

Я хотел бы в этом разделе представить свою коллекцию конструкторов.

1) Конструктор «Падающая башня».Хотя изначально это настольная игра, которая представляет собой деревянные брусочки и к конструктору она не имеет никакого отношения. «Падающая башня» покупалась моими родителями, как настольная игра, и предполагалось ее использовать для совместного время провождения (2 – смотрите в приложении лист 2, страница 17)0.

Но взглянув на эти удивительно гладкие деревянные брусочки, у меня в голове сразу сложились идеи по созданию из них дороги, гаража, посадочной площадки для вертолета. Все фото этих моделей представлены в приложении Б.

2) Конструктор «Полет». Конкретно это конструктор покупался моему папе бабушкой Ниной еще в 1987 году (3 – смотрите в приложении лист 3, страница 18)0. Вы не поверите, конструктору уже 31год! Я даже посмотрел цену на коробке – 6 руб. 50 коп. Сейчас за такие деньги такой не купишь. Из этого конструктора я тоже очень люблю создавать различные модели: самолет, аэросани, кабриолет.

Последняя модель построенная мной из конструктора «Полет» - это машина. Я сначала думал построить звездолет, но потом я подумал, что мне не хватит деталей и решил построить машину. Я начал с платформы. Потом я сконструировал капот, лобовое стекло, багажник автомобиля, сделал двери, повесил зеркала заднего вида. Далее я прикрутил колёса. И у меня получился кабриолет. Он был с прямым передом и ещё я никак не мог приделать колёса ­– то так не то, то так не то, и наконец то колёса встали как надо. У это машины есть минус – скрипят колёса, но я думаю, что это из-за того, что конструктор уже старый. Фото моих работ можно посмотреть в приложении (1 – смотрите в приложении лист 3, страница 18)0.

3) Lego и lego technic. Начиная с четырех лет, мне родители стали покупать конструкторы лего. Сначала это были небольшие конструкторы на 54 детали, а потом все больше и больше. Самый большой конструктор лего который мне подарили состоит из 852 деталей! Конструкторы лего мои одни из самых любимых, потому что из него можно создавать самые разные модели. Все детали я храню в специальных пластиковых контейнерах: это очень удобно (2 – смотрите в приложении лист 4, страница 19).

Когда мне стало уже шесть лет, папа стал мне покупать конструкторы lego technic. Это самые сложные и масштабные наборы конструкторов. Модели оживляются благодаря механическим деталям, подвижным осям и мотору. Модели собранные из этих конструкторов можно посмотреть в приложении (2 – смотрите в приложении лист 4, страница 19)0.

4) Металлические конструкторы. Еще в моей коллекции есть железные конструкторы, которые состоят из отвертки, гаечного ключа, винтиков и шурупов (3 – смотрите в приложении лист 5, страница 20)0. С помощью этих конструкторов я научился пользоваться такими инструментами как отвертка и гаечный ключ.

Модели, которые я собрал из металлического конструктора можно посмотреть в приложении (1 – смотрите в приложении лист 5, страница 20)0.

5) Неодимовые шарики (магнитный конструктор, НЕОКУБ)(2 – смотрите в приложении лист 6, страница 21)0. Этот конструктор мне привез папа из города Перми. Чаще всего из этого конструктора я моделирую плоские объекты, но иногда у меня получаются и объемные модели, например кольца, браслеты, каркасы животных. Все эти модели можно посмотреть в приложении Е. Но конструировать из неодимовых шариков мне разрешается только в присутствии взрослого, потому что шарики очень мелкие и на упаковке стоит ограничение, что играть можно детям начиная с 10 лет.

6) Электронный конструктор «Знаток».Это один из самых любимых моих конструкторов в коллекции. Мне этот конструктор подарила бабушка на 23 февраля. С помощью него я конструирую разные модели сигнализации, создал схему со звуком из к/ф Звездные войны, и даже получился настоящий вентилятор, работающий на батарейках и другое. Фотографии сконструированных мной схем представлены в приложении (3 – смотрите в приложении лист 7, страница 22)0.

Проанализировав свою коллекцию, мы сделали вывод, что конструкторы различаются по размерам, материалам, способам крепления, теме.

1) В зависимости от материала деталей конструкторы бывают:

деревянные;

металлические;

пластиковые;

2) По способам крепления:

блочные конструкторы с деталями – LEGO.

с болтовым соединением

без крепления.

2.3 Конкурс на лучшую модель среди одноклассников

Среди одноклассников мною был проведён конкурс на лучшую модель из деталей различных конструкторов. В конкурсе приняло участие 29 человек.

6 ноября 2018 года мои одноклассники принесли самые разнообразные конструкторы. Это были и конструкторы Лего, и металлические конструкторы на основе сцепки деталей при помощи болтов и гаек, и магнитные конструкторы, и конструкторы на основе цепляющихся шариков, и даже конструктор «Организм человека».

На конкурс были представлены разнообразные поделки: вездеходные машины, самолеты, аэропорт, скелет человека с внутренними органами, замок для принцессы, сова, продавец за кассой, магазин, ракета, дельтаплан и другие. Дети проявили творчество и фантазию. Было очень интересно смотреть, сравнивать, обсуждать с одноклассниками их поделки.

Победители определены путём голосования. Ими стали Маша Живолуп с моделью «Продавец за кассой» и Савелий Мильхерт с моделью автомобиля-вездехода. В результате проведенного конкурса я понял, что не мне одному так интересно играть в конструктор, фантазировать и воплощать свои идеи. Фотографии с конкурса можно посмотреть в приложении (1 – смотрите в приложении лист 8, страница 23)0.

2.4 Как у мальчиков развились пальчики

В процессе выполнения работы я узнал, что конструктор – уникальный инструмент для развития ребёнка. Использовать его можно практически с самого рождения. Он развивает большое количество навыков одновременно, в том числе:

мелкую моторику;

пространственное мышление;

развитие речи;

внимательность, усидчивость;

воображение, фантазию;

творческие навыки.

Развитие мелкой моторики. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками (активной работы рук), что позволяет тренировать координацию и ловкость пальцев. Развитие мелкой моторики связано с развитием мышления и речи.

Развитие мышления

Собирание из частей целого требует мыслительной деятельности. При конструировании активизируется логическое и образное мышление.

Развитие речи

Благодаря участию взрослого человека ребенок узнает новые слова (формы, названия материалов, деталей) и их характеристики. Он учится запоминать слова и составлять предложения.

Развитие внимания, терпения, усидчивости

В процессе игры ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, настойчивым в достижении цели. Развиваются самодисциплина и самоорганизация. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель.

Развитие воображения и фантазии

Из деталей конструктора можно собрать свое неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, бревнышек.

Развитие творческих навыков

Конструктор приносит пользу творческому мышлению. В процессе игры необходимо постоянно думать над следующим шагом, просчитывать возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями.

Мы проанализировали различные интернет - источники по вопросу того какие навыки развивает конструирование. И выяснили, что конструирование развивает мелкую моторику, пространственное мышление, речь, внимание, усидчивость, воображение, фантазию, творчество. Все эти навыки нужны мне для успешной учебы в школе, поэтому я считаю, что игра в конструктор очень полезна.

Вывод: в нашем классе все те дети, которые занимаются конструированием, очень хорошо пишут, рисуют и делают различные поделки. Так у мальчиков развились пальчики, так как это, в основном, мальчики. Надо сказать, что те мальчики, которые регулярно занимаются конструированием, ещё и очень хорошо учатся. Это Катугин Кирилл, Мильхерт Савелий, Фурин Арсений, Чузёв Матвей, Шубин Александр, Шубинцев Матвей, Юшков Матвей.

Заключение

В процессе исследовательской работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование, организован конкурс моделей из конструктора. Исследование показало, что все дети любят играть, конструировать, творить.

В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Изучая различные источники, я многое узнал о конструкторах и их видах, познакомился с их развивающими возможностями.

Моя гипотеза верна. «Конструктор» – это не только набор для игры, но и лучшая игрушка для развития творческих способностей, образного мышления и самостоятельности ребёнка.

В ходе исследований, я сделал следующие выводы:

конструктор – действительно игра поколений. В него играли мои родители, играю я и мои сверстники, и будут играть все дети разных возрастов, так как со временем появляются новые виды конструкторов и игра становится более увлекательной;

конструктор позволяет ощутить себя настоящим изобретателем, развить смекалку, фантазию, сформировать логическое мышление на всю жизнь.

Интернет - источники

https://clck.ru/Eew2J Конструирование из конструкторов Лего

https://clck.ru/Eew3V Конструирование как средство подготовки детей к обучению в школе

https://clck.ru/Eew4K Кто придумал первый детский конструктор?

https://clck.ru/Eew4i Как конструкторы влияют на детский мозг. И что делать, когда вы выросли

https://clck.ru/Eew5F Что развивает у ребенка конструктор?

Приложения

Лист 1

Я на конкурсе «ИКаРёнок»

Лист 2

Конструктор «Падающая башня»

Собранные мной объекты из конструктора «Падающая башня»

Лист 3

.

Конструктор «Полет»

Собранные мной модели из конструктора «Полет»

Лист 4

Хранение конструктора lego в контейнере.

Собранные мной модели из конструктора «lego»

Инерционный мотоцикл Вертолет с крутящимися лопастями

Лист 5

Металлический конструктор

Собранная мной модель из металлического конструктора

Лист 6

Магнитный конструктор

Собранные мной модели из магнитного конструктора

Лист 7

Конструктор «Знаток»

Собранные мною схемы из конструктора «Знаток»

Лист 8

Конкурс среди одноклассников на самую лучшую модель

 

Мои одноклассники

на конкурсе

Майя и Лера и их сова из конструктора-липучки

Маша и ее модель «Продавец за кассой»

 

Арсений в процессе работы

Матвей и Никита со своими собранными моделями

Обсуждение работ

 

Лиза со моделью снежинки.

Ваня с моделью вездехода.

Наши победители конкурса!

Сборка модели из магнитного конструктора

 

А это я со своими собранными моделями автомобилей

0 приложение лист 1, страница 16;

0 приложение лист 2, страница 17;

0приложение лист 3, страница 18.

0приложение лист 4, страница 19;

0приложение лист 4, страница 19;

0приложение лист 5, страница 20.

0приложение лист 5, страница 20;

0приложение лист 6, страница 21;

0приложение лист 7, страница 22.

0приложение лист 8, страница 23.

Просмотров работы: 68