Секреты школьного мелка

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты школьного мелка

Сафронова  Д.А. 1
1МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска
Шаталова  Е.П. 1
1МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Школьный мел сопровождает меня с первого класса. Каждый день я вижу мел в руках учителя. Мы дети очень любим писать и рисовать мелом на асфальте и на доске. Мне стало интересно, а откуда он взялся? Влияет ли мел на здоровье человека? Где ещё можно использовать мел? Я решила провести исследование, чтобы разобраться в этих вопросах и узнать секреты школьного мелка.

Гипотеза: Предположим, что мелом можно не только писать и рисовать, емуможно найти и другое применение в школьной жизни

Актуальность работы состоит в следующем:

Изучение истории обыкновенных вещей приносит много открытий, делает окружающий мир интереснее и понятнее.

Данный материал может быть использован для проведения классного часа

Цель: Изучение школьного мела и его свойств.

Задачи:

Изучить литературу и узнать о происхождении мела.

Узнать о производстве и применении мела.

Узнать о влиянии мела на здоровье человека.

Опытным путём узнать о дополнительных возможностях школьного мела.

Объект исследования: школьный мел.

Предмет исследования: свойства мела, которые можно использовать в школьной жизни.

Методы исследования:

анализ литературы и других источников информации;

анкетирование учителей;

эксперимент;

наблюдение, сравнение, обобщение

Основная часть.

Глава 1. Происхождение мела.

Мел – разновидность известняка (горной породы). Он белого цвета, довольно мягок, оставляет на руках белый порошок. Используется для изготовления школьных мелков. Для получения цветных мелков к нему добавляют красящие вещества. [1, 15]

Оказывается, вначале мел был живым организмом. В водах океанов существуют различные виды растений и животных. Один из них – фораминиферы, тело которых заключено в известковую раковину.

Раковины отмерших фораминифер образуют значительную часть океанического ила. Постепенно этот ил превращается в мягкий известняк, который называется мелом.

Различные изменения на земле превращали морское дно в сушу. Так, в районе пролива Ла-Манш слои мела, находившиеся на морском дне, были подняты на поверхность моря. Наиболее рыхлые участки размыло водой, остались высокие меловые скалы. [2, 388, 389]

Глава 2. Производство мела в России

Самый старый в России завод по производству мела находится в Белгороде. В окрестностях этого города мел, как горную породу, добывают и поныне. Собственно, и название города произошло от слова «белый» - именно из белгородских карьеров мел и по сей день вагонами развозится по всем предприятиям, изготавливающим мел поштучно. [3]

Промышленная добыча мела в России ведется в ограниченном числе регионов. Больше всего карьеров расположено в Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях. [4]

Так в Белгородской области разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами 1,0 млрд.т. Прогнозные запасы мела практически не ограничены. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское. Другим крупным месторождением качественного мела является Шебекинское  Белгородской области. [5]   

 

Глава 3. Применение мела в различных отраслях производства

Вот уже много лет человек не обходится без мела и использует его в своих целях.

1. В медицине мел, применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. При его употреблении он прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.

3. В сахарной промышленности его используют для очистки свекловичного сока.

4. В стекольной промышленности мел используют в качестве одного из компонентов при варке стекла.

5. В полиграфии он является необходимым компонентом мелованной бумаги, для печати иллюстрированных изданий.

6. В резиновой промышленности он занимает первое место, так как он ускоряет процесс вулканизации резины.

7. В бумажной промышленности его используют в качестве наполнителя.

8. В животноводческой отрасли его широко применяют для подкормки и для изготовления комбикорма для животных.

9. А так же мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков. [6]

Глава 4. Влияние мела на здоровье

Обычный мел. Вреден ли он? Чтобы ответить на этот вопрос я провела анкетирование учителей. (Приложение 1)

Мной было опрошено 12 преподавателя нашей школы. Результаты анкеты я представила в диаграммах. (Приложение 2)

Оказывается, сам мел не представляет угрозу организму, потому что все его компоненты безопасны. Но вот вдыхание меловой пыли может вызвать ряд проблем.

Меловая пыль является естественным побочным продуктом использования мела на доске. Когда мел проходит по доске, его частицы отправляю в окружающий воздух. Часть пыли оседает на землю или вентилируется на улицу, но большая его часть прилипает на одежду, мебель, электронное оборудование и полки. Учителя и их ученики также вдыхают часть меловой пыли, которая, как правило, застывает в ловушке в слоях слизи внутри горла и верхних легких.

Небольшое количество вдыхаемой меловой пыли не считается опасным, так как оно удаляется при кашле, а остальное поглощается безопасно организмом. Но для людей с хроническими проблемами дыхательных путей, например астмой, однако, мел в воздухе может оказать иное воздействие. Поэтому в школах часто призывают проводить влажные уборки, которые способствуют устранению меловой пыли из помещения. Кроме того, нужно постоянно проветривать помещение. [7]

Кроме этого, некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

На основе проведенных исследований я составила следующие рекомендации:

После работы с мелом, по окончанию урока, мыть руки туалетным мылом, который увлажняет кожу.

Доску в классе протирать только влажной салфеткой во избежание попадания пыли мела в верхние дыхательные пути.

Перед работой с мелом на кожу рук наносить крем, обладающий защитными свойствами

Проветривать учебный кабинет.

Глава 5. Свойства мела

Почему же мел сушит кожу рук?

На уроке окружающего мира я узнала, что наша кожа выделяет влагу (пот) и жир. Если после использования мела кожа рук становится сухой, значит, мел впитывает в себя влагу и жир.

Я провела опыт, чтобы убедиться в этом.

Практическая работа.

Цель: узнать, впитывает ли мел влагу и жир

Оборудование: мел, блюдца, вода, масло

Задание: выяснить, впитывает ли мел воду и масло

Вывод: Мел впитал воду быстро. На масло ушло немного больше времени. Мел, пропитанный маслом, стал светло - коричневого цвета. Мел впитывает влагу и жир.

Мел - это известняк, от которого легко отделяются частички, оставляя след на доске. Так ли это?

Практическая работа.

Цель: определить твёрдость школьного мела

Оборудование: мел, ступка, пестик

Задание: растереть мел в порошок

Вывод: Растереть его в порошок не составило большого труда. Мел – мягкий известняк.

Глава 6. Применение свойств мела в школьной жизни

Сколько можно сделать дел,

Если взять хороший мел!

Попробую в обычной повседневной школьной жизни применить проверенные свойства мела:

мягкость;

способность впитывать влагу;

способность впитывать жир.

Если мел легко превращается в крошку, то попробуем почистить им загрязнённую крышку школьной парты.

Эксперимент.

Цель: определить, можно ли убрать загрязнение на крышке школьной парты

Оборудование: меловой порошок, тряпка, парта

Задание: удалить меловым порошком загрязнение на крышке школьной парты

Вывод: Загрязнение исчезло.

Так же до блеска можно начистить посуду на кухне. Оказывается мел – чистюля! Не зря он входит в состав зубной пасты.

У вас неприятность, Вы поставили жирное пятно на тетрадь? Может нам поможет мел?

Эксперимент.

Цель: определить, можно ли убрать жирное пятно с тетрадного листа

Оборудование: мел, тетрадный лист

Задание: втереть меловой порошок в жирное пятно и вывести его с тетрадного листа

Вывод: Жирное пятно почти исчезло. Если у Вас не получилось с первого раза вывести жирное пятно, не огорчайтесь. Попробуйте повторить эти действия еще раз.

Способности мела впитывать влагу тоже можно найти применение. Я узнала, что повышенная влажность воздуха может вызвать ржавчину на металлических предметах. Чтобы не допустить ржавчину на деталях школьного конструктора, следует в ящик положить несколько кусочков мела. Тогда металлические детали от ржавчины не пострадают и прослужат дольше.

Заключение.

В ходе выполнения исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась. Оказывается, что мелом можно не только писать и рисовать, емуможно найти и другое применение.

В ходе исследования я сделала следующие выводы:

1. Мел образуется из раковин отмерших фораминифер.

2. Промышленная добыча мела в России ведется в Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях и используется в разных областях промышленности.

3. Оказывается, сам мел не представляет угрозу организму, но вдыхание меловой пыли может вызвать ряд проблем, а кожа на руках может стать сухой, поэтому надо соблюдать ряд рекомендаций.

4.Некоторые свойства мела можно использовать в повседневной школьной жизни: удалить грязь с парты, жирное пятно с тетрадного листа, предотвратить ржавчину на деталях школьного металлического конструктора.

Кто бы мог подумать, что обычный мел, которым мы рисуем на доске и асфальте, имеет такое интересное происхождение и так широко применяется в разных отраслях производства. Мел – это доступное чистящее средство. Он приносит меньше вреда для здоровья человека и природы, чем бытовая химия.

Список литературы:

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2015. -224 с.

Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия - М.: АСТ, 1996. – 448 с.

http://www.i-igrushki.ru/archive/ego-velichestvo-mel.html

http://www.indexbox.ru/news/dobycha-mela-v-rossii-sokrashaetsya/

http://dk-almanah.ru/index.php/talant/item/567-mel

http://www.topauthor.ru/chto_takoe_mel_09e1.html

http://www.medvopros.com/view_story/opasna_li_melovaya_pyl_dlya_zdorovya/

https://yandex.ru/images/search?text

Приложение 1

Анкета

Нравится ли Вам работать мелом?

А) Да Б) Нет

2. Что вы из перечисленного испытываете при работе с мелом?

А) Пачкается рука Б) Сухость кожи рук

В) Трескается кожа рук Д) Ничего

3. Какие вы испытываете ощущения на дыхательную систему при работе с мелом?

А) Кашель Б) Першение в горле

В) Чихание Г) Ничего

Приложение 2

Нравится ли Вам работать мелом?

Что вы из перечисленного испытываете при работе с мелом?

Какие вы испытываете ощущения на дыхательную систему при работе с мелом?

Просмотров работы: 1656