Секреты солёного моря

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты солёного моря

Павлов Д.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269» (МБОУ ООШ № 269)
Самойлова Т.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема исследовательской работы выбрана мной не случайно. Зимой дети и взрослые очень часто болеют. Я тоже простывал, и мама промывала мне нос раствором соли. Вкус этого раствора показался мне очень знакомый. Я вспомнил, что он напоминает мне море! Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом «Почему морская вода солёная?» Меня заинтересовал этот вопрос, и я решил провести своё исследование и узнать, какими свойствами обладает соль.

Предлагаю и вам познакомиться с тем, что стало известно мне.

Цель исследования: определить, какими свойствами обладает соль.

Предмет исследования: свойства солёной воды.

Объект исследования: солёная вода.

Актуальность моей работы заключается в том, что соль мы используем в пищу каждый день, но знаем так мало интересного об этом веществе.

При проведении исследования мною была выдвинута гипотеза: предположим, что с помощью различных опытов можно узнать о необычных свойствах соли.

Перед началом исследования я определил следующие задачи:

Определить источники поступления соли.

Узнать, растворяется ли соль в воде.

Определить, утонет ли яйцо в солёной воде.

Узнать, какая вода закипает быстрее: солёная или пресная?

Определить, сможет ли солёная вода замёрзнуть.

Провести мастер-класс на тему: «Секреты солёного моря» в старшей логопедической группе МБДОУ № 7 «Пингвинёнок».

Составить буклет « Секреты солёного моря».

Методы исследования:

1. Сбор информации из книг.

2. Нахождение информации в интернете.

3. Проведение опытов с материалом.

Данная работа относится к практическим исследованиям.

Работу можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках по окружающему миру, технологии; на занятиях внеурочной деятельности.

В качестве источников для написания работы мной использовались книги и различные интернет-ресурсы.

Основная часть

Теоретические основы

Ещё в глубокой древности люди сочиняли мифы и сказки, чтобы объяснить, почему морская вода солёная. В норвежской легенде говорится о том, что когда-то в древние времена на дно упала волшебная мельница, которая без остановки мелет соль. То же рассказывают в своих сказках и жители Карелии, и филиппинцы, и японцы (только мельницы попадают на дно моря по разным причинам). А вот в крымской легенде говорится о том, что вода в Чёрном море солёная из-за того, что попавшие в сети Нептуна девушки остаются навеки на морском дне плести белые кружева для морских волн и вечно плакать о своей родной земле. От их слёз и стала солёной вода в море.

Наука рассказывает о двух источниках поступления соли.

Один из них – это почва. Когда дождевая вода просачивается сквозь почву и камни, она растворяет мельчайшие частички минералов, в том числе соли и входящие в их состав химические элементы. Затем водные потоки уносят их в море.

Другой источник – солеобразующие минералы в глубинах земной коры под океаническим дном. Вода просачивается сквозь трещины в коре, сильно нагревается и выбрасывается обратно, насыщенная растворёнными в ней минералами.

Эту теорию поддерживают множество специалистов. Они говорят, что во всём виноваты вулканы. Когда земная кора только начала образовываться, на Земле была огромная вулканическая активность. Газы из вулканов содержали в себе пары некоторых химических элементов, поэтому иногда на Земле шли кислотные дожди. Именно они образовали моря, которые были кислыми. Эта вода вступала в химическую реакцию с другими химическими элементами, которые были в твёрдых породах. Так происходило образование солей. [1] (см. Приложение 1)

Солёная вода покрывает большую часть поверхности нашей планеты. Все моря и океаны на ней связаны в единую сеть, как гигантский живой организм. Чем больше величина испарения, тем выше содержание солей в морской воде.

Но не все моря имеют одинаковую солёность. Наиболее солёными будут те моря, из которых происходит испарение, а пресной воды от впадающих рек и дождей поступает мало. Например – Красное море. Менее солёными будут холодные моря с небольшим испарением и постоянным притоком пресной воды от впадающих рек. Например – Балтийское море.

В воде Мёртвого моря на каждый килограмм воды приходится 280 грамм соли. Это даже не море, а озеро. Его вода так солона потому, что озеро расположено в сухом и жарком районе, и из него не вытекает ни одна река. Сильное испарение создаёт большую концентрацию соли в оставшейся воде. Так как солёная вода значительно плотнее пресной, в Мёртвом море можно спокойно лежать на поверхности воды и даже не утонуть. [2] (см. Приложение 2)

Пищевая соль, которую мы употребляем, часто извлекается из морской воды. На морском побережье строят не очень большие бассейны. Под лучами солнца вода испаряется, а соль кристаллизуется и остаётся на дне бассейнов.[1]

Чтобы поддерживать правильный солевой баланс в организме, нам необходимо получать её вместе с пищей. Но много соли есть вредно, и мало соли – тоже плохо. Соль содержит полезные элементы для нашего организма. Соль является незаменимой частью пищевого рациона. Поэтому дефицит или избыток минеральных солей в питании приводит к нарушению обмена веществ и развитию разных заболеваний.

На самом деле соль имеет большое значение для организма человека. Солевые ванны используются при простудах. При воспалительных заболеваниях носоглотки применяют терапию в соляных комнатах. Это замена природной пещеры, которой люди создают морской воздух или воздух горных подземелий. [3] (см. Приложение 3)

Практическое исследование

Опыт 1.

Растворяется ли соль в воде? (см. Приложение 4)

Цель: определить, что способствует растворению соли.

Оборудование: стакан с водой, соль, ложка.

Необходимо налить в стакан воды и бросить щепотку соли. Размешать воду с солью и попробовать.

Вывод. Соль растворилась, вода стала солёной на вкус. Это и есть простое подтверждение того, что, попадая в воду, минералы растворяются, придавая морской воде своеобразный вкус.

Опыт 2.

Научим яйцо плавать. (см. Приложение 5)

Цель: определить, утонет ли яйцо в солёной воде.

Оборудование: два сырых яйца, два стакана с водой, соль, ложка.

Необходимо в два стакана налить воду, в один из стаканов добавить около 6 столовых ложек соли, размешать. Осторожно опустить оба яйца в воду и понаблюдать за происходящим.

Вывод: В стакане с солёной водой яйцо будет плавать, а с пресной – лежать на дне. Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Опыт 3.

Какая вода закипает быстрее: солёная или пресная? (см. Приложение 6)

Цель: определить, какая вода закипит быстрее: солёная или пресная.

Оборудование: две кастрюли, вода, соль, ложка.

Необходимо поставить на плиту две кастрюли с водой. В одной из них воду посолить. Через некоторое время я заметил, что быстрее закипела пресная вода.

Вывод. Для нагрева солёной воды до температуры кипения потребуется больше тепла, чем для чистой воды. Быстрее закипит пресная вода.

Опыт 4.

Замёрзнет ли солёная вода? (см. Приложение 7)

Цель: определить, сможет ли солёная вода замёрзнуть.

Оборудование: два пластмассовых стаканчика, пресная вода, солевой раствор, морозильная камера.

Необходимо в один стаканчик налить пресную воду, во второй стаканчик солевой раствор. Оба стаканчика поставить в морозильную камеру. Через 2 часа пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала очень холодной, но не замерзла.

Вывод: Солёная вода при низких температурах не превращается в лёд. Это свойство соли используют зимой на дорогах.

Также я провёл мастер-класс на тему «Секреты солёного моря» в старшей логопедической группе МБДОУ № 7 «Пингвинёнок». Рассказал ребятам о свойствах соли, показал опыты, прочитал сказку «Почему морская вода солёная?»; дети отгадывали загадки и познакомились с пословицами про соль. (см. Приложение 8)

Я узнал, что в моём городе в больнице проводится спелеотерапия, этот метод применим практически ко всем заболеваниям дыхательных путей. (см. Приложение 9) Спелеотерапия – это непривычный для нас способ лечения, достаточно просто зайти в специальную комнату и дышать там целебными парами соли.

Заключение

По окончании эксперимента я получил следующие результаты:

-вода в море солёная, потому что соль в море приносят реки, вымывая её из горных пород, а также из-за вулканических извержений и кислотных дождей, которые вступают в химическую реакцию с твёрдыми породами и в результате образуется соляной раствор;

- соль растворяется в воде; попадая в воду, минералы растворяются, придавая воде своеобразный вкус;

- в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной – лежать на дне, потому что солёная вода имеет большую плотность, чем пресная;

- быстрее закипит пресная вода, потому что для нагрева солёной воды до температуры кипения требуется больше тепла;

- солёная вода при низких температурах не превращается в лёд.

Был проведён мастер-класс на тему: «Секреты солёного моря» в старшей логопедической группе МБДОУ № 7 «Пингвинёнок», составлен буклет на тему «Секреты солёного моря».

Гипотеза, выдвинутая мной о том, что с помощью различных опытов можно узнать о необычных свойствах соли, подтверждена.

Выводы:

Соль – это минерал, который полностью растворяется в воде и придаёт ей солёный привкус.

Солёная вода имеет большую плотность, чем пресная, поэтому предметы в солёной воде не тонут.

Пресная вода закипает быстрее, чем солёная.

При низких температурах солёная вода не превращается в лёд.

Знания о свойствах соли, описанных в данной работе, позволят умело использовать их в повседневной жизни, а также пригодятся и на уроках окружающего мира, технологии; на занятиях внеурочной деятельности.

Список использованных источников и литературы

1. Татьяна Пироженко « Почему море солёное?», М.: АСТ, 2017 г.

2. Антонелла Мейяни «Большая книга экспериментов», М.: РОСМЭН, 2017г.

3. Мои первые эксперименты / Пер. с итал. Л.В. Фунтовой. – М.:РОСМЭН, 2017. – 96 с. – с.7

4. http://www.planetaskazok.ru/karelskz/pochemuvodavmoresolenajakarelskz

5. http://www.tavika.ru/2013/05/sea.html

6. http://ya-uznayu.ru/priroda/pochemu-voda-v-more-solenaya.html

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Просмотров работы: 745