След улитки ахатины

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

След улитки ахатины

Тросюк  И.В. 1
1Школа-интернат №1ОАО "РЖД"
Вахрушева С.В. 1
1Школа-интернат №1ОАО "РЖД"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Домашние животные играют большую роль в жизни человека. Нашими обычными питомцами являются собаки, кошки, хомячки и рыбки. Все они требуют к себе огромного внимания и заботы.

У меня дома живет экзотическое животное улитка ахатина. (Приложение№1) Она не вызывает аллергию, неприхотлива, её не нужно выгуливать, она не шумит, не рвёт тапки и не грызёт мебель.

В прошлом году я исследовал рост и развитие улитки. Продолжив вести наблюдения за своим экзотическим питомцем, мне стало интересно, какой же след оставляет улитка? Чтобы разобраться в данном вопросе, было решено провести исследование на тему: «След улитки ахатины». Данная тема является актуальной и может представить интерес, так как в настоящее время появляется все больше желающих завести улиток дома в качестве питомца.

Проблема: улитки этого вида недостаточно исследованы биологами.

Объект: улитка ахатина.

Предмет: след улитки.

Цель исследования: изучить след улитки, оставленный на стекле.

Задачи исследования:

1. Изучить историю и строение улитки ахатины.

2. Исследовать размеры и вес улитки за год.

3. Узнать, какой след оставляет улитка.

4. В течение определенного времени измерять длину следа и раковины.

5. Сравнить след улитки с её раковиной.

6. Провести анкетирование.

7. Изготовить буклет.

Гипотеза: предполагаем, что размеры и вес улитки ахатины в течение года изменялись, а размер следа улитки остаётся в соответствии с её размером раковины.

Методы исследования: исторический, измерение, взвешивание, наблюдение и сравнение, анкетирование, обобщение.

Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического и практического.

Практическая значимость: материал данной работы может быть использован на уроках окружающего мира.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. История улитки ахатины

Ахатина гигантская (Achatina fulica) относится к семейству наземных брюхоногих моллюсков. Родиной улитки является Восточная Африка. Люди щедро расселяли этот интересный вид по всем тропическим странам. Когда численность этой улитки резко возросла, население стало испытывать немалые трудности в борьбе с ней. Например, в Соединённых Штатах Америки ахатина является национальным бедствием. Несколько улиток, попавших во Флориду, за год уничтожили все посевы и кору на деревьях. [6]

В природе растениям вредят только молодые улитки, повзрослев, ахатины поедают разлагающиеся растительные остатки, гниющую древесину.

Во многих странах этих моллюсков употребляют в пищу. В мясе улиток содержатся биологические активные вещества: кальций, минеральные соли, железо. Считается, что суп из ахатин - лекарство от туберкулёза. [5]

В России выживание ахатин в природе невозможно из-за сурового климата, они содержатся в террариумах в качестве домашних питомцев.

1.2. Размеры и строение улитки

Ахатина является самым крупным представителем сухопутных моллюсков. Вес улитки в среднем составляет 250 граммов. Тело ахатины в длину достигает 30 сантиметров, а её раковина до 25 сантиметров в диаметре. Раковина, которая растет по спирали, защищает мягкое тело от высыхания. На голове улитки расположены рот и две пары втягивающихся усиков-щупалец. На концах более длинных щупалец находятся глаза, которые видят всё на расстоянии до 1 сантиметра. На коротких щупальцах - концевые вздутия - орган обоняния. Во рту ахатины располагается радула - язычок с роговыми шипами, при помощи которого она соскабливает для себя еду. У улитки хорошо развита нога, при помощи которой она передвигается за счет волнообразных сокращений подошвы. Подошва и щупальца являются органами осязания. Слух у этих моллюсков полностью отсутствует.[2]

1.3. Содержание улитки ахатины в домашних условиях

Улитка не требует сложного ухода. Но нужно позаботиться о том, чтобы обеспечить ей комфортные условия проживания.

Домиком для улитки может стать любой аквариум или пластмассовый контейнер объемом 10 литров на одну улитку. Он обязательно должен быть с крышкой и отверстием для вентиляции. Для грунта подойдет рыхлый и мягкий субстрат, например, кокосовая стружка. В основной рацион улиток входит зелень, сырые овощи, фрукты (кроме цитрусовых), арбузные и дынные корки с мякотью, грибы, вареный горох и кукуруза. Для укрепления стенок раковины необходимо давать кормовой мел или измельченную скорлупу. Нельзя кормить соленым, острым, жареным и сладким. [4]

Необходимо периодически купать улитку, держа ее рукой или на руке под струей прохладной или чуть теплой воды.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Измерение длины раковины и веса улитки

Измерения длины раковины и веса улитки проводились в течение года в период с 10 января 2017 г. по 10 января 2018 г. Результаты исследования ежемесячно заносились в таблицу.

месяц

размер

вес

кладка

анабиоз

Январь

7см 3мм

150г

потомство

 

Февраль

7см 5мм

148г

   

Март

8см

168г

   

Апрель

8см

175г

потомство

 

Май

8см 3мм

170г

   

Июнь

9см 2мм

178г

   

Июль

9см 2мм

180г

потомство

 

Август

9см 5мм

178г

   

Сентябрь

9см 8мм

185г

   

Октябрь

9см 8мм

188г

потомство

 

Ноябрь

10см

186г

   

Декабрь

10см

183г

 

один раз

Январь

10 см 2 мм

195гр

   

Вывод: за год улитка выросла на 3 сантиметра и прибавила в весе 50 граммов. По данным, которые приведены в таблице, видно, что раковина улитки не росла в период вынашивания яиц и в период анабиоза. В течение всего года улитка прибавляла в весе.

2.2. Форма следа улитки

Для того чтобы узнать, какой формы след улитки, мы провели следующий опыт. Ахатину поместили на стекло. При передвижении улитка выделяет специальную слизь. След улитки немного был заметен сразу, но стекло оставили ещё на сутки, чтобы слизь подсохла. Проводили исследование в течение пяти дней. Форма следа улитки представлена в приложении №2.

2.3. Сравнение длины раковины и следа улитки

Было решено сравнить длину раковины и следа улитки. В течение 5 дней проводились измерения длины раковины и следа улитки. Ахатину помещали на стекло и клали любимое лакомство – кабачок, чтобы улитка охотнее вылезала из домика.

День

Время

Длина раковины

Длина следа

1

22:00 ч

10см 2мм

11см 5мм

2

21:00 ч

10см 2мм

10см 5мм

3

12:00 ч

10см 2мм

7см

4

12:00 ч

10см 2мм

7см

5

09:00 ч

10см 2мм

6см 5мм

Вывод: По данным, приведенным в таблице, видно, что длина следа улитки была разной. Следует обратить внимание на время проведения эксперимента. Так как ахатины ведут ночной образ жизни, то в первые два дня улитка активнее выползала из своего домика, поэтому и след ее был длиннее и практически соответствовал длине раковины.

2.4. Анкетирование

Изучив информацию об экзотическом питомце и проведя наблюдение за ним, было решено провести анкетирование среди воспитанников начальных классов школы-интернат № 1.

Цель опроса: выяснить, знают ли воспитанники об улитке ахатине.

В процессе анкетирования респондентам предстояло ответить на следующие вопросы:

1. Знаете ли вы улитку ахатину?

2. Имеются ли у вас дома это экзотические животное?

3. Хотелось бы вам иметь такую улитку?

Было опрошено 63 воспитанника начальных классов.

Вывод: Большая часть опрошенных - 38 человек (60%) не знают, кто такая улитка ахатина. Только у 2 воспитанников (3%) дома есть это экзотическое животное. Показав фотографию моей улитки, 32 воспитанника (51%) хотели бы иметь такого же домашнего питомца. Диаграмма результатов наглядно представлена в приложении №3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что в течение года улитка равномерно прибавляла в весе, но раковина не росла в период анабиоза и вынашивания яиц. Размер следа улитки связан с ее активностью, и в среднем он равен длине раковины, как мы и предполагали. Через анкетирование было выявлено, что большинство воспитанников не знают об улитке ахатине. Изготовленный нами буклет поможет ребятам узнать об этом экзотическом животном.

Материал данного исследования использован на уроке окружающего мира в 3 классе.

В дальнейшем я бы хотел изучить влияние внешних факторов на улитку ахатину.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные.- М: Мысль,1992.-382с.

2. Большая Российская энциклопедия: В 30 Т./ Т.2.-М.,2005.-767с.

3. Исмаилова В.П. Энциклопедия для детей. Биология. Т 2. – М.: Эксмо,2008.-704с.

4. Краснов И. Гигантские улитки - ахатины.- М.: Аквариум-Принт,2007.- 48с.

Интернет ресурсы

5. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахатина_гигантская (дата обращения

27.12.17г.)

6. http://zoopodolsk.ru/animals/drugie/Улитка ахатина (дата обращения 11.01.18 г.)

Приложения

Приложение №1 Моя улитка ахатина

Приложение №2 След улитки

Приложение №3 Результаты анкетирования

1.Знаете ли вы улитку ахатину?

2.Имеется ли у вас дома это экзотическое животное?

Х отелось бы вам иметь такую улитку?

Просмотров работы: 209