Введение
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
С. Михалков
Как мне рассказывали мои мама и папа - когда-то давно был создан Советский Союз. Было создано большое единое государство, объединившие маленькие страны с разными национальностями: русских, украинцев, узбеков, таджиков, киргизов, армян. Возникла дружба между народами, в том числе между Россией и Арменией. В Советском Союзе большое внимание уделялось объединению и развитию дружбы между народами. Со временем Советский Союз распался, страны разделились на отдельные государства. Но сохранились ли дружеские отношения между людьми?
В настоящее время наша страна – Россия - продолжает оставаться страной, в которой проживают много разных национальностей. Кроме того, из бывших стран Советского Союза в Россию приезжает много людей, которые остаются в ней жить. Часто возникает проблема общения между различными народами. Однако важно понимать, что у народов России и стран Советского Союза общая история и общее прошлое. Поэтому необходимо научиться понимать друг друга, несмотря на различия в культурах и языках. Нужно искать то общее и объединяющее, что есть у разных народов, чтобы им вместе строить будущее нашей страны.
В нашей школе я столкнулась с тем, что, как и во всей России, в ней представлены разные национальности. Кроме русских в школе учится много детей, родители которых приехали из других стран, в том числе и из такой страны, как Армения. Наблюдая за учениками школы, я видела как по-разному они относятся друг другу, как общаются дети разных национальностей. Мне стало интересно, возможна ли дружба между детьми разных народов, и я решила изучить эту проблему более подробно.
Это исследование заняло весь первый учебный год в первом классе и сейчас я представляю вам его результаты.
Цель исследования: определить, существует ли дружба между народами в настоящее время.
Объект исследования – мой класс.
Предмет исследования – возникновение дружеских отношений между народами нашего класса.
Задачи исследования:
Изучить культуру и традиции народов, представленных в нашем классе.
Рассмотреть рождение дружбы между одноклассниками разных национальностей.
Провести исследование и наблюдение формирования дружбы между народами нашего класса.
Выдвинутые гипотезы:
Возможна ли дружба у детей разных национальностей, что этому способствует и что мешает?
Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.
Глава I – Вступительная часть
1.1 Создание нашего класса
1 сентября 2015 года все первоклассники встретились на линейке. Появился наш класс. Уже в первые дни учебы началось моё наблюдение за моими одноклассниками. В первые несколько дней каждому ученику было очень тяжело независимо от национальности, потому что всё вокруг было новым, незнакомым. Мы до конца не понимали, что ждёт нас впереди и что от нас требуется. Во многом в первое время нам помогала наша новая учительница – Светлана Евгеньевна.
С первых же дней я увидела, что у нас в классе некоторые дети почему-то частенько говорят на непонятном мне языке. Дома от мамы я узнала, что эти дети - другой национальности. Их Родина – страна Армения и говорят они на языке этой страны - армянском языке. С этого момента мне стало очень интересно, какие они, как воспитаны, какие у них свои праздники, обычаи, традиции, как они дружат между собой, сильно ли они отличаются от нас и получится ли у нас всех подружиться, независимо от того, что у нас разные национальности. Как я заметила, в первый месяц, моим одноклассникам из Армении приходилось труднее, чем нам. Кто–то из них ещё плохо разговаривал по-русски или плохо понимал, что ему нужно делать, кому-то трудно давалось русское письмо. Однако на помощь им всегда приходил учитель. Светлана Евгеньевна старалась поддержать всех, не делая ни каких различий. Мы все для неё равны, каждому дарила кусочек своего сердца.
Я провела опрос в классе среди наших учеников и узнала, что в нашем классе из 28 учеников – 20 русские, а 7 детей – армяне.
Вскоре в начале октября прошёл конкурс поделок. Свои работы принесли практически все ученики нашего класса. На выставке поделок я отметила, что поделки армянских детей такие же интересные, как и наши. Было видно, что все дети и их родители очень старались и вложили всю душу в свои работы.
В конце первой четверти состоялось Посвящение нас в первоклассники. На этом празднике произошли первые шаги к возникновению дружбы. Особенно, когда в конкурсах нас делили на группы, и мы соревновались между собой. Каждая группа, чтобы победить, должна была выполнить задание, используя знания, умения, ловкость каждого ученика. И ясно стало то, что успех в выполнении условий конкурса зависел совсем не от национальности, а от ума и скорости каждого ребёнка. Особенная заслуга учителя в том, что с самого начала независимо от победы, было всегда законом то, что победила «Дружба». На Посвящении в первоклассники к тому же поздравляли всех детей, рождённых летом, и еще нам вручили грамоты за наши поделки. Было очень весело и радостно петь песню Крокодила Гены, кричать «С Днём рождения», поздравлять друг друга. К концу первой четверти мы все познакомились, научились общаться и помогать друг другу. Это уже было большим шагом для возникновения дружбы. Но главной общей радостью были предстоящие каникулы.
Во второй четверти мы учили наизусть много стихов. Моим открытием было то, что, проговаривая вместе слова стихотворения, нам легче было запомнить, а одноклассникам-армянам запомнить правильное произношение каждого слова. Что забыл один – вспоминал и рассказывал другой. С каждым днём мы начали всё лучше понимать друг друга и заводить друзей. В учёбе было заметно, сколько усилий прилагали дети – армяне, чтобы не отстать от русских детей из-за плохого знания языка- языкового барьера. Причём сложность изучения была в основном только в этом, и на уроках они давали правильные ответы. А по некоторым предметам, а особенно по окружающему миру при выполнении домашних заданий и проектов, мы постепенно начали знакомиться с национальными костюмами, праздниками и обычаями народов России и Армении.
1.2 Общность народов
Когда я больше узнала о праздниках и обычаях народов России и Армении, то заметила, что у нас много общего.
Свое знакомство с армянской культурой я начала с фольклора, потому что я обучаюсь на фольклорном отделении в Музыкальной школе имени И. П. Чайковского, и эта тема – мое главное увлечение.
В национальных костюмах много вышивки, потому что обе национальности гордятся своими рукодельницами и мастерицами, причем каждый сделанный рисунок имеет своё значение. Национальные костюмы богаты красивыми украшениями, поясами, вышитыми головными платками и даже шубками [Приложение 2.1]. А уж как танцуют девушки в национальных костюмах свои народные танцы - залюбуешься! И каждая красавица хороша по-своему! И стать, и румянец, и походка, и движения – всем на загляденье!!! [Приложение 2.2]
Национальные наряды:
Сарафан – антари
Рубаха - халав
Кокошник, расшитый узорами из бусинок, или лента
Низкий ободок, украшенный лентой-повязкой с расшитым цветочным орнаментом, иногда с монетами. [Приложение 2.3]
Я продолжала учиться и узнавать много нового.
Однажды, когда, нам задали проект «Моя малая родина» все дети рассказывали о своей стране. Половина из наших армян рассказывали то же о России, потому что родились здесь, но вторая половина выступила с рассказом об Армении. В их проектах было много красивых рисунков и фотографий. Русские одноклассники с огромным интересом изучали проекты Гегама, Карине, Кристины. Особенно мне понравились фото горы Арарат. На проекте «Моя семья» каждый познакомил свой класс не только с близкими родственниками и родителями, но и традициями своей семьи.
Я узнала, что армяне – это православный народ. [3] У нас много общих праздников, в том числе и религиозных, хотя часто они носят разные названия. В Вербное воскресение армяне свой дом украшают веточками вербы – это праздник за неделю до Пасхи. День Влюблённых или день Святого Валентина, в Армении – также отмечается 14 февраля. Масленица у нас одна неделя, в Армении – две недели. Празднуется встреча весны очень весело с играми, плясками, застольями. Традиционное угощение в Армении на Масленицу – «Армянская масленица». Это сладкая рисовая каша с изюмом, с большим количеством сливочного масла. К ней подается простокваша. Также на столе много мясных блюд, в том числе баранина.[1] Различие лишь в том, что они не сжигают чучело Зимы, и не пекут в этот праздник блинов. Армяне идут в церковь и благодарят Бога за то, что имеют. После Масленицы перед Пасхой начинается Великий пост или 40 голодных дней – период примирения, молитв о прощении и поминания святых. Все православные люди мало едят, усердно молятся. После этого особенно радостным становится праздник Пасхи. Армянская Пасха - Затик (древ. – избавление от мук.) В каждом доме – светлый праздник, дети, соревнуясь, разбивают крашенные яйца. Вместо Яблочного Спаса, у армян – Благословление винограда. Армяне празднуют и Рождество, и Крещение. Зажигаются свечи, принесенные из церкви, и люди благодарят Бога за главное чудо – рождение сына божьего Христа.
Оказывается, в обеих странах празднуется Новый год! Правда у нас он сопровождается ароматом мандаринов, а в армянском доме по всему дому - аромат свежевыпеченного хлеба и булочек. Даже гадания под новый год есть и у россиян, и у армян. Также 31 декабря устраивается застолье возле наряженной ёлки, звучат поздравления, и, конечно же, собираются вместе самые дорогие и близкие люди. [2]
Первый, после поступления в школу, Новый год прошел в нашем классе просто незабываемо. Традиционно и для России и для Армении мы нарядили ёлку, украсили класс и на праздник пришли наряженными в красивые новогодние костюмы. Кого тут только не было. И Наполеон, и клоун и снеговик…..Сколько много совместных фотографий на память осталось после праздника. Класс наполнился веселым смехом, поздравлениями, ароматом чая, угощений. Вместе водили хоровод возле новогодней ёлки и пели новогодние песни. К Новому году моими друзьями стали Гегам, Вика, Никита и Сюзанна. Трое из них – армяне.
Подводя итог первого полугодия, хочу отметить, что благодаря стараниям армянских детей был разрушен языковой барьер. Мы лучше стали понимать друг друга, подсказывать, помогать друг-другу, что привело к зарождению дружбы. Каждый уже мог похвастаться одним или несколькими друзьями. [Приложение 2.4]
Глава 2 – Основная часть
Вот и закончилась зима - пришел самый вкусный праздник – «Масленица». Мы от всей души угощали наших одноклассников-армян и всех, всех, всех ароматными блинами, поздравляя с этим праздником, а поездка в Коломенское на «Масленицу» всем классом была просто чудесной. Вот, где армянские дети, да весь остальной класс узнал традиции русского народа. Особенно заполнился конкурс подбрасывания блинов в воздухе. И победила в нем – представьте себе – армянка! А Гегам получил «Приз зрительских симпатий» в городском конкурсе за поделку из блинов – «Блин Клином выпекаем». [Приложение 2.9] На Пасху не менее интересно прошло дружное разбивание яиц. На праздник 8 Марта я вместе с моим братом исполнила для всего класса танец «Валенки» в русских народных костюмах, стараясь передать красоту, тепло и веселость русского народа. [Приложение 2.5]
Мое общение с армянами не заканчивалось в школе, и у многих одноклассников тоже. Мы вместе играли во дворе, катались на горках, встречались на общих внеклассных кружках и в библиотеках. На свой день рождения я приглашала в кафе своих друзей - одноклассников, в том числе армян. [Приложение 2.6] А потом, придя в гости к Гегаму, на его день рождения, встретилась практически со всем классом! Там все почувствовали себя как дома благодаря гостеприимству его родителей. Был накрыт праздничный стол с разными угощениями, тортом, испеченным мамой Гегама - тётей Гоар, со свечками. Квартира была украшена шариками, надписями «С днем рождения». Всем было очень весело!!! [Приложение 2.7]
Хочется рассказать о событии, которое еще больше помогло укрепить дружбу между армянами и россиянами нашего класса. Это был настоящий праздник - день посадки бархатцев в честь празднования «Дня Победы» в школе. Торжественно под музыку каждый класс должен был украсить клумбу цветами, напоминающими по цвету георгиевскую ленточку. В посадке нам помогали наши родители. Вместе и русские, и армяне украшали клумбу в память о Победе, так дорого доставшейся нашим народам, которые когда - то плечом к плечу сражались вместе против общего врага, делили последний кусочек хлеба и пули, свистящие над головой и русских, и армян, чтобы наступил этот светлый день – День Победы над фашистами. [4] Одна Победа – одна на всех!!! [Приложение 2.8] Это окончательно открыло сердца друг к другу и у детей и у их родителей. Вот она – Одна дружба – одна на всех!!! Как плечом к плечу сражались наши деды и прадеды – мы вместе плечом к плечу встретим трудности учебы, поможем друг другу, и будем радоваться пусть даже маленькой победе каждого своего одноклассника, чтобы наш класс был примером для остальных! [Приложение 2.10]
Глава 3 – Анкетирование
В течение года я решила провести анкетирование среди учеников своего 2-А класса [Приложение 3] чтобы узнать, кто с кем дружит, много ли друзей - русских у детей-армян, и дружный ли вообще у нас класс.
На вопрос: «Есть ли среди твоих друзей ребята другой национальности?» ответили: 74% – да, есть, 19% – ответили, что нет, 7 % - ответили, что не делают различий. [Приложение 4.1]
Вопрос: «Дружный ли у нас класс?» дал следующие результаты: 96% – да, класс дружный, 1% – нет, класс не дружный. 3 % - затруднились ответить. [Приложение 4.2]
К сожалению 1% из детей ответили, что класс не дружный, но все же по итогам анкетирования большинство детей добрые и общительные, им нет разницы, какой национальности их друг или подруга, главное, что человек был хороший.
Заключение.
Благодаря проведенному исследованию, я очень много узнала о традициях, обычаях, праздниках армянского народа. Дружба возникла между нами потому, что их семьи очень гостеприимны, добры, отзывчивы, они уважают и соблюдают традиции, у нас общие праздники и интересы, вера и т.д.
Я очень хочу съездить на родину моих одноклассников, потому что никогда не была в Армении, увидеть гору Арарат, поесть фруктов, погреться на солнышке и посмотреть конечно же на исполнение их традиционного армянского танца. Надеюсь, что это будет на какой-нибудь праздник. Но знаю точно, что там меня всегда встретят мои друзья - одноклассники-армяне.
Я хочу помимо танца познакомить моих друзей с песнями русского народа своего исполнения. Можно провести конкурс по выпеканию блинов на следующую «Масленицу». Сама же очень хотела бы познакомиться с национальной армянской кухней и приготовить что-нибудь самой. Ясно – что общих идей может быть очень много, и я надеюсь, до окончания школы мы их выполним общими усилиями. Это сделает нашу дружбу еще более крепкой.
Подводя итоги моего исследования делаю вывод, что дружба между народами не зависит от национальности, и другой язык не является для этого преградой. Совместные мероприятия, конкурсы, праздники, общие традиции, помощь друг другу являются главными для возникновения дружбы, но ведь это обязательные условия для любого нового коллектива. Т.е остается только языковой барьер, который можно преодолеть только общением друг с другом. Моя гипотеза полностью подтверждена исследованием целого класса на протяжении практически всего учебного года. Результатом этого исследования является единство всего дружного коллектива нашего класса и как бонус дружба родителей наших учеников, потому что они независимо от национальности прилагают все силы, чтобы помочь нам в нашей школьной жизни.
Библиографический список литературы:
Бахревский В.. «Анвар и большая страна». Детская литература, 1977.
Старикова О.В.. «Географический атлас для детей. Мир и человек» АСТ, 2015
Шемарин А.Г. Детская энциклопедия «Страны мира». Издательский дом "ПИЛИГРИМ", 1998
«Навсегда. Книга о братстве народов Страны Советов. Очерки, документы, страницы хроники». Издательство политической литературы, 1982. С. 345
Приложения
Приложение 1. Схема
Схема формирования дружбы в нашем классе
1 период - Знакомство |
2 период – Адаптация и преодоление языкового барьера |
3 период – Формирование предпосылок к возникновению дружбы |
4период – Дружный сплоченный коллектив |
Приложение 2. Фотографии
Приложение 2.1 Приложение 2.2
Приложение 2.3 Приложение 2.4
Приложение 2.5 Приложение 2.6
Приложение 2.7 Приложение 2.8
Приложение 2.9 Приложение 2.10
Авагян Гегам победитель в конкурсе
«Блин клином выпекают»
Приложение 3. Анкета
Анкета:
Нравиться ли тебе наш класс?
Есть ли среди твоих друзей ребята другой национальности?
Как ты относишься к ребятам, приехавшим к нам из другой страны?
Дружный ли у нас класс?
Хотел бы ты подружиться с ребятами другой национальности?
Хотел бы ты узнать новой о других странах?
Как ты думаешь, возможна ли дружба между разными народами?
Приложение 4. Диаграмма
Приложение 4.1 |
Приложение 4.2 |