Вес школьного ранца ученика 3 класса

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вес школьного ранца ученика 3 класса

Федорова С.В. 1
1МАОУ СОШ №25
Баженова А.В. 1
1МАОУ СОШ №25
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель работы: узнать, как влияет тяжесть рюкзака на растущий организм, и к каким последствиям это приводит. Проанализировав исследования, сделанные во время подготовки к работе, узнать, какие есть способы решить эту проблему, и предположить, что можно сделать для уменьшения веса рюкзака.

Задачи:

Изучить требования к весу школьного ранца.

Определить, как перегруженный рюкзак влияет на здоровье школьника, и к чему это может привести.

Практическим путём определить вес рюкзака в разные дни недели.

Провести опрос одноклассников.

Исследовать исторический опыт, опыт других стран в решении этого вопроса.

Внести свои предложения по облегчению веса рюкзака.

Глава 1.Требования к весу школьного ранца

Вес учебников для учеников разных классов определён в специальных требованиях к детской печатной продукции. Учебник для учеников начальных классов должен весить не больше 300г, для учеников 5-6 классов — 450г, 7-10 классов — 500г, для старшеклассников — 600г. К производителям школьных портфелей есть свои требования — ранец для школьников младших классов не должен превышать 600г, для старшеклассников - не более одного килограмма.

Согласно санитарным правилам и нормам, общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 2,5кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 3кг, для учащихся седьмых-восьмых классов — не более 4кг, а старшеклассники на своих плечах должны носить сумку весом не более 5,5кг. Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать 10 процентов веса ученика.

Что же происходит на деле? Я подозреваю, что зачастую вес значительно превышен. В своем исследовании мне, в частности, хотелось бы выяснить так ли это.

Результаты опросов родителей показывают, что проблема неподъёмного школьного портфеля злободневна с первого по 11-й классы. К примеру, школьный ранец восьмиклассника весит 5кг, ранец пятиклассницы — 4,6кг, девочка-третьеклассница таскает на своих хрупких плечиках 3,5кг, а сама при этом не дотягивает и до 22кг. Таким образом, ребятня ежедневно водружает на свои плечи вес, превышающий все нормы. Опрос, проведенный среди моих одноклассников это тоже подтверждает

1.2. Вес рюкзака и здоровье школьника.

Сегодня, по статистике, если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.

Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках, выходят на первое место. Например, в 2012 году, среди 136 тыс. школьников Тюменской области у 7,8 процента детей было выявлено нарушение осанки которое соответственно является наиболее частым заболеванием (на втором месте - снижение зрения – 7,4%).

В структуре болезненности школьников 50% занимают, так называемые «школьные болезни», из них ведущее место занимают нарушения осанки - 21,4%, болезни глаза 14,7%. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.

Глава 2. Исторический опыт и опыт других стран

Часто мама говорит мне: «Соня, ты собрала рюкзак?» А иногда так: «Собрала портфель на завтра?» или «Где твой ранец?». Так есть ли какая-то разница между этими словами?

Портфель (от фр. Porte — несу, feuilles — листы бумаги) - узкая сумка прямоугольной формы, для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой. Как правило, снабжён ручкой. Закрывается одной или двумя застёжками, или молнией. Изготовляется из кожи или пластмассы. Может также иметь ремень для ношения через плечо.

Рюкза́к (от нем. Rucksack — заплечный мешок) – специализированная сумка для переноски на спине снаряжения, продуктов питания, личных вещей и т. п. Снабжён двумя лямками. При ношении рюкзака нагрузка ложится на плечи и спину, а руки остаются свободными. Рюкзак удобен для длительной переноски относительно больших грузов.

Ра́нец (от нем. Ranzen — котомка, сумка) — заплечная, часто жёсткая, в отличие от рюкзака, сумка.

В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь.

Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо. Позднее стали носить стандартный школьный ранец, который при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место.

Первые промышленные образцы моделей рюкзаков были привезены американцами в Европу в 1914 году во время первой мировой войны. В объемном мешке на ремнях, расположенном за плечами удобно располагались, транспортировались необходимые в военном походном быту предметы: одеяло, посуда, сухой поек, личные вещи.

После окончания сражений на европейском континенте походные рюкзаки повсеместно стали использовать спортсмены, путешественники, туристы. Рюкзак - как емкость для переноса вещей завоевал внимание российских школьников в 90-е годы. Яркие, удобные, с разнообразными расцветками и большим количеством карманов - они сразу полюбились нашим школьникам. Судя по одноклассникам и другим школьникам, в нынешнее время, подавляющее большинство школьников для учебы используют именно рюкзак.

Но рюкзаки тоже бывают разными и очень важно учесть требования медиков и выбрать «правильный» рюкзак (Приложение №4):

главное, чтобы спинка рюкзака была анатомической формы и желательно жёсткой;

ширина рюкзака не должна превышать ширину плеч ребёнка;

вес не должен быть больше 1 кг;

верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бёдер,

ширина лямок 4-5 см, это необходимо для равномерного распределения веса содержимого;

со светоотражающими полосками, для безопасности в тёмное время суток.

В каждый из этих пунктов вложены результаты многолетних исследований различных специалистов. Но меня интересует вопрос влияния веса рюкзака на здоровье школьника, а в этом мне помогут изучения медиков.

Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить рюкзак на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы рюкзак плотно прилегал к спине ребенка.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки, оказывают влияние множество факторов, и не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.

Также меня заинтересовало – как переносят свои учебники школьники в других странах? И вот что я выяснила:

В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается.

А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.

В Америке, у каждого ребенка есть личный шкафчик, где хранятся учебники, необходимые книги, личные вещи и дополнительные материалы. Кроме того, там широко развита система школьных автобусов, которые забирают детей прямо от дома и довозят до школы. Ребёнку стоит только выйти с рюкзаком из школы или дома, как сразу же он садится в автобус и нести ничего не приходится.

Глава 3 . Практические исследования.

Для своего исследования я провела взвешивание «составных» частей своего ранца, результаты которого, для наглядности помещены в таблицу и диаграммы (см. Приложение №1 и №3). Взвешивание я проводила при помощи обычных кухонных весов, позаимствованных у мамы.

При помощи таблицы я сделала следующие выводы:

Минимальный вес ранца – 2,2 кг в пятницу

Максимальный вес ранца - 3,4 кг в четверг.

Средний вес – 2934 г.

Также я проанализировала расписание уроков (Приложение №2).

Из расписания видно, что в пятницу в школу, ребята приносят 3 учебника, 3 рабочие тетради, а в четверг - 4 учебника, 4 тонких тетради и форму для физкультуры. Я взвесила комплект учебных материалов для каждого дня и получила следующий результат: вес в пятницу - 2240 граммов, вес в четверг – 3377 граммов. Разница составляет 1137 граммов! Таким образом, в расписании мы можем выделить так называемые «тяжёлые» и «лёгкие» дни.

Мне стало интересно, насколько мои одноклассники в курсе злободневности проблемы веса ранца и вообще замечают ли какие-либо неудобства по этому поводу.Для этого я попросила их с родителями заполнить анкету, с вопросами (Приложение №5 и №6).

Оказалось, что большинство ребят даже не знают, насколько вес ранца важен для их здоровья и сколько весит конкретно их ранец; а при выборе рюкзака на первое место ставят внешний вид и качество пошива, а не вес или ортопедические характеристики. В тоже время, даже среди моих одноклассников часть ребят отметили начинающиеся проблемы с осанкой и болями в спине.

Заключение

В результате своего исследования, я выяснила, что проблема влияния веса рюкзака на здоровье школьника актуальна. Я стала думать, что можно предпринять, чтобы сделать ранец легче.

При составлении расписания, равномерно распределять количество уроков, на которые школьники приносят учебники. Тем самым, сделать вес учебной литературы одинаковым в любой день недели и избежать «тяжёлых» дней в расписании. Однако, не всегда возможно «подстроить» расписание под вес учебников. Кроме того, количество уроков в определенные дни недели также регламентируется санитарными нормами и правилами и не может быть превышено. Кроме того, в моем конкретном случае, даже равномерное распределение не спасает от превышения норм СанПиНа.

Разделить учебники на несколько частей и таким образом снизить вес одного учебника. Здесь стоит заметить, что существующее разделение учебников на части уже существенно облегчило участь школьников, так как без него ранец весил бы почти 4 килограмма. Однако дальнейшее «дробление» скорее всего приведет у удорожанию их печати, да и можно запутаться в таком количестве книг...

Избавится от учебников в принципе! Каким же образом?

- Можно закупать (школам или родителям) второй комплект учебной литературы и хранить его в школе. Например, по примеру США установить в школе шкафчики для хранения учебников и дополнительных материалов.

- Использовать современные электронные устройства, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, электронные книги. Это позволит закачивать весь учебный материал, а затем по нему заниматься в школе. Так, например, делают в Тайване. Кстати, недавно я была в отпуске и опробовала там именно такую технологию – закачала все учебники в айпад и занималась по нему. Результат положительный! Вес чемодана существенно снизился, а все задания выполнены. Если честно, именно этот способ представляется мне наиболее рациональным выходом из ситуации.

4) в дополнение к вышеизложенным способам рекомендую родителям проверять рюкзак своих детей и объяснять им, что нагружать рюкзак ненужными вещами не надо. Либо обьяснить ребятам почему так важно не перегружать ранец и попросить следить за состоянием ранца самостоятельно. Ведь зачастую, помимо учебников, в рюкзак засунуты игрушки, еда, наборы фломастеров, пакеты с соком, ненужные сегодня книги или журналы и т.д и тп. Все это может существенно увеличить вес ранца.

Я очень надеюсь, что хотя бы одно из мои предложений поможет сделать наши ранцы немного легче. Ведь это так важно, чтобы мои одноклассники, ну и я, конечно, росли здоровыми и сильными, а значит, у них будет больше поводов радовать своих родителей и учителей.

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ:

Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

А. Бобырь.  Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17

А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.

С. Прокошева. Увесистые знания.//Невское время № 11 2010г.

Официальный сайт администрации Тюменской области – интернет-портал.

Приложения:

Расписание уроков

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ 3 "А" ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2017-2018 УЧ.ГОД

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Русский язык

Математика

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Математика

Английский язык

Физкультура

Английский язык

Музыка

Литература

Русский язык

Литература

Математика

Окружающий мир

Физкультура

Литература

Математика

Физкультура

Труд

Классный час

ИЗО

Окружающий мир

Литература

Учусь учиться

Геометрия

       

Результаты взвешивания тетрадей и учебников

Предмет

Вес, гр

Предмет

Вес, гр

Математика, ч1

195

ИЗО

138

Математика, ч2

196

Музыка

176

Математика, ч3

164

Русский язык, ч1

249

Математика среднее + тетрадь

242

Русский язык, ч2

300

Литературное чтение, ч1

311

Русский язык среднее + тетрадь

332

Литературное чтение, ч2

312

Физкультура

474

Чтение среднее + тетрадь

369

Тетрадь

57

Окружающий мир, ч1

284

Ранец 1

930

Окружающий мир, ч2

285

Ранец 2

703

Окружающий мир среднее + тетрадь

285

Сменная обувь

0

Английский язык, учебник

456

Пенал

429

Английский язык

513

Дневник

202

   

Ранец

1448

Диаграммы

а) нынешний вес ранца

б) равномерное распределение учебников по дням недели

в) «дробление» учебников

г) комбинация изменения расписания и деления учебника на 2 части

д) замена учебников айпадом/планшетом

ж) Вес ранца второклассника

Бланк анкеты для детей/родителей

При выборе школьного рюкзака, что для Вас являлось главным:

качество;

наличие различных отделений и карманов;

цена;

ортопедическая спинка;

вес;

понравился мне и ребёнку, на этом и остановились.

Знаете ли Вы вес рюкзака, наполненного школьными принадлежностями и учебниками, у Вашего ребёнка?

ДА

НЕТ

Известно ли Вам, что портфель, вес которого превышает 10-15% веса ребёнка, отрицательно влияет на здоровье?

ДА

НЕТ

За время учёбы появились нарушения осанки у школьника?

ДА

НЕТ

Вопрос ребенку: Считаешь ли ты свой рюкзак слишком тяжелым

6. Результаты анкетирования

Просмотров работы: 384