Введение
Цель работы: узнать, как влияет тяжесть рюкзака на растущий организм, и к каким последствиям это приводит. Проанализировав исследования, сделанные во время подготовки к работе, узнать, какие есть способы решить эту проблему, и предположить, что можно сделать для уменьшения веса рюкзака.
Задачи:
Изучить требования к весу школьного ранца.
Определить, как перегруженный рюкзак влияет на здоровье школьника, и к чему это может привести.
Практическим путём определить вес рюкзака в разные дни недели.
Провести опрос одноклассников.
Исследовать исторический опыт, опыт других стран в решении этого вопроса.
Внести свои предложения по облегчению веса рюкзака.
Глава 1.Требования к весу школьного ранца
Вес учебников для учеников разных классов определён в специальных требованиях к детской печатной продукции. Учебник для учеников начальных классов должен весить не больше 300г, для учеников 5-6 классов — 450г, 7-10 классов — 500г, для старшеклассников — 600г. К производителям школьных портфелей есть свои требования — ранец для школьников младших классов не должен превышать 600г, для старшеклассников - не более одного килограмма.
Согласно санитарным правилам и нормам, общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 2,5кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 3кг, для учащихся седьмых-восьмых классов — не более 4кг, а старшеклассники на своих плечах должны носить сумку весом не более 5,5кг. Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать 10 процентов веса ученика.
Что же происходит на деле? Я подозреваю, что зачастую вес значительно превышен. В своем исследовании мне, в частности, хотелось бы выяснить так ли это.
Результаты опросов родителей показывают, что проблема неподъёмного школьного портфеля злободневна с первого по 11-й классы. К примеру, школьный ранец восьмиклассника весит 5кг, ранец пятиклассницы — 4,6кг, девочка-третьеклассница таскает на своих хрупких плечиках 3,5кг, а сама при этом не дотягивает и до 22кг. Таким образом, ребятня ежедневно водружает на свои плечи вес, превышающий все нормы. Опрос, проведенный среди моих одноклассников это тоже подтверждает
1.2. Вес рюкзака и здоровье школьника.
Сегодня, по статистике, если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.
Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках, выходят на первое место. Например, в 2012 году, среди 136 тыс. школьников Тюменской области у 7,8 процента детей было выявлено нарушение осанки которое соответственно является наиболее частым заболеванием (на втором месте - снижение зрения – 7,4%).
В структуре болезненности школьников 50% занимают, так называемые «школьные болезни», из них ведущее место занимают нарушения осанки - 21,4%, болезни глаза 14,7%. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.
Глава 2. Исторический опыт и опыт других стран
Часто мама говорит мне: «Соня, ты собрала рюкзак?» А иногда так: «Собрала портфель на завтра?» или «Где твой ранец?». Так есть ли какая-то разница между этими словами?
Портфель (от фр. Porte — несу, feuilles — листы бумаги) - узкая сумка прямоугольной формы, для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой. Как правило, снабжён ручкой. Закрывается одной или двумя застёжками, или молнией. Изготовляется из кожи или пластмассы. Может также иметь ремень для ношения через плечо.
Рюкза́к (от нем. Rucksack — заплечный мешок) – специализированная сумка для переноски на спине снаряжения, продуктов питания, личных вещей и т. п. Снабжён двумя лямками. При ношении рюкзака нагрузка ложится на плечи и спину, а руки остаются свободными. Рюкзак удобен для длительной переноски относительно больших грузов.
Ра́нец (от нем. Ranzen — котомка, сумка) — заплечная, часто жёсткая, в отличие от рюкзака, сумка.
В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь.
Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо. Позднее стали носить стандартный школьный ранец, который при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место.
Первые промышленные образцы моделей рюкзаков были привезены американцами в Европу в 1914 году во время первой мировой войны. В объемном мешке на ремнях, расположенном за плечами удобно располагались, транспортировались необходимые в военном походном быту предметы: одеяло, посуда, сухой поек, личные вещи.
После окончания сражений на европейском континенте походные рюкзаки повсеместно стали использовать спортсмены, путешественники, туристы. Рюкзак - как емкость для переноса вещей завоевал внимание российских школьников в 90-е годы. Яркие, удобные, с разнообразными расцветками и большим количеством карманов - они сразу полюбились нашим школьникам. Судя по одноклассникам и другим школьникам, в нынешнее время, подавляющее большинство школьников для учебы используют именно рюкзак.
Но рюкзаки тоже бывают разными и очень важно учесть требования медиков и выбрать «правильный» рюкзак (Приложение №4):
главное, чтобы спинка рюкзака была анатомической формы и желательно жёсткой;
ширина рюкзака не должна превышать ширину плеч ребёнка;
вес не должен быть больше 1 кг;
верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бёдер,
ширина лямок 4-5 см, это необходимо для равномерного распределения веса содержимого;
со светоотражающими полосками, для безопасности в тёмное время суток.
В каждый из этих пунктов вложены результаты многолетних исследований различных специалистов. Но меня интересует вопрос влияния веса рюкзака на здоровье школьника, а в этом мне помогут изучения медиков.
Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить рюкзак на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы рюкзак плотно прилегал к спине ребенка.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки, оказывают влияние множество факторов, и не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Также меня заинтересовало – как переносят свои учебники школьники в других странах? И вот что я выяснила:
В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается.
А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.
В Америке, у каждого ребенка есть личный шкафчик, где хранятся учебники, необходимые книги, личные вещи и дополнительные материалы. Кроме того, там широко развита система школьных автобусов, которые забирают детей прямо от дома и довозят до школы. Ребёнку стоит только выйти с рюкзаком из школы или дома, как сразу же он садится в автобус и нести ничего не приходится.
Глава 3 . Практические исследования.
Для своего исследования я провела взвешивание «составных» частей своего ранца, результаты которого, для наглядности помещены в таблицу и диаграммы (см. Приложение №1 и №3). Взвешивание я проводила при помощи обычных кухонных весов, позаимствованных у мамы.
При помощи таблицы я сделала следующие выводы:
Минимальный вес ранца – 2,2 кг в пятницу
Максимальный вес ранца - 3,4 кг в четверг.
Средний вес – 2934 г.
Также я проанализировала расписание уроков (Приложение №2).
Из расписания видно, что в пятницу в школу, ребята приносят 3 учебника, 3 рабочие тетради, а в четверг - 4 учебника, 4 тонких тетради и форму для физкультуры. Я взвесила комплект учебных материалов для каждого дня и получила следующий результат: вес в пятницу - 2240 граммов, вес в четверг – 3377 граммов. Разница составляет 1137 граммов! Таким образом, в расписании мы можем выделить так называемые «тяжёлые» и «лёгкие» дни.
Мне стало интересно, насколько мои одноклассники в курсе злободневности проблемы веса ранца и вообще замечают ли какие-либо неудобства по этому поводу.Для этого я попросила их с родителями заполнить анкету, с вопросами (Приложение №5 и №6).
Оказалось, что большинство ребят даже не знают, насколько вес ранца важен для их здоровья и сколько весит конкретно их ранец; а при выборе рюкзака на первое место ставят внешний вид и качество пошива, а не вес или ортопедические характеристики. В тоже время, даже среди моих одноклассников часть ребят отметили начинающиеся проблемы с осанкой и болями в спине.
Заключение
В результате своего исследования, я выяснила, что проблема влияния веса рюкзака на здоровье школьника актуальна. Я стала думать, что можно предпринять, чтобы сделать ранец легче.
При составлении расписания, равномерно распределять количество уроков, на которые школьники приносят учебники. Тем самым, сделать вес учебной литературы одинаковым в любой день недели и избежать «тяжёлых» дней в расписании. Однако, не всегда возможно «подстроить» расписание под вес учебников. Кроме того, количество уроков в определенные дни недели также регламентируется санитарными нормами и правилами и не может быть превышено. Кроме того, в моем конкретном случае, даже равномерное распределение не спасает от превышения норм СанПиНа.
Разделить учебники на несколько частей и таким образом снизить вес одного учебника. Здесь стоит заметить, что существующее разделение учебников на части уже существенно облегчило участь школьников, так как без него ранец весил бы почти 4 килограмма. Однако дальнейшее «дробление» скорее всего приведет у удорожанию их печати, да и можно запутаться в таком количестве книг...
Избавится от учебников в принципе! Каким же образом?
- Можно закупать (школам или родителям) второй комплект учебной литературы и хранить его в школе. Например, по примеру США установить в школе шкафчики для хранения учебников и дополнительных материалов.
- Использовать современные электронные устройства, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, электронные книги. Это позволит закачивать весь учебный материал, а затем по нему заниматься в школе. Так, например, делают в Тайване. Кстати, недавно я была в отпуске и опробовала там именно такую технологию – закачала все учебники в айпад и занималась по нему. Результат положительный! Вес чемодана существенно снизился, а все задания выполнены. Если честно, именно этот способ представляется мне наиболее рациональным выходом из ситуации.
4) в дополнение к вышеизложенным способам рекомендую родителям проверять рюкзак своих детей и объяснять им, что нагружать рюкзак ненужными вещами не надо. Либо обьяснить ребятам почему так важно не перегружать ранец и попросить следить за состоянием ранца самостоятельно. Ведь зачастую, помимо учебников, в рюкзак засунуты игрушки, еда, наборы фломастеров, пакеты с соком, ненужные сегодня книги или журналы и т.д и тп. Все это может существенно увеличить вес ранца.
Я очень надеюсь, что хотя бы одно из мои предложений поможет сделать наши ранцы немного легче. Ведь это так важно, чтобы мои одноклассники, ну и я, конечно, росли здоровыми и сильными, а значит, у них будет больше поводов радовать своих родителей и учителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
А. Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17
А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.
С. Прокошева. Увесистые знания.//Невское время № 11 2010г.
Официальный сайт администрации Тюменской области – интернет-портал.
Приложения:
Расписание уроков
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ 3 "А" ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2017-2018 УЧ.ГОД |
||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Русский язык |
Математика |
Русский язык |
Русский язык |
Русский язык |
Математика |
Английский язык |
Физкультура |
Английский язык |
Музыка |
Литература |
Русский язык |
Литература |
Математика |
Окружающий мир |
Физкультура |
Литература |
Математика |
Физкультура |
Труд |
Классный час |
ИЗО |
Окружающий мир |
Литература |
Учусь учиться |
Геометрия |
Результаты взвешивания тетрадей и учебников
Предмет |
Вес, гр |
Предмет |
Вес, гр |
Математика, ч1 |
195 |
ИЗО |
138 |
Математика, ч2 |
196 |
Музыка |
176 |
Математика, ч3 |
164 |
Русский язык, ч1 |
249 |
Математика среднее + тетрадь |
242 |
Русский язык, ч2 |
300 |
Литературное чтение, ч1 |
311 |
Русский язык среднее + тетрадь |
332 |
Литературное чтение, ч2 |
312 |
Физкультура |
474 |
Чтение среднее + тетрадь |
369 |
Тетрадь |
57 |
Окружающий мир, ч1 |
284 |
Ранец 1 |
930 |
Окружающий мир, ч2 |
285 |
Ранец 2 |
703 |
Окружающий мир среднее + тетрадь |
285 |
Сменная обувь |
0 |
Английский язык, учебник |
456 |
Пенал |
429 |
Английский язык |
513 |
Дневник |
202 |
Ранец |
1448 |
Диаграммы
а) нынешний вес ранца
б) равномерное распределение учебников по дням недели
в) «дробление» учебников
г) комбинация изменения расписания и деления учебника на 2 части
д) замена учебников айпадом/планшетом
ж) Вес ранца второклассника
Бланк анкеты для детей/родителей
При выборе школьного рюкзака, что для Вас являлось главным: |
|
качество; |
наличие различных отделений и карманов; |
цена; |
ортопедическая спинка; |
вес; |
понравился мне и ребёнку, на этом и остановились. |
Знаете ли Вы вес рюкзака, наполненного школьными принадлежностями и учебниками, у Вашего ребёнка? |
|
ДА |
НЕТ |
Известно ли Вам, что портфель, вес которого превышает 10-15% веса ребёнка, отрицательно влияет на здоровье? |
|
ДА |
НЕТ |
За время учёбы появились нарушения осанки у школьника? |
|
ДА |
НЕТ |
Вопрос ребенку: Считаешь ли ты свой рюкзак слишком тяжелым |
6. Результаты анкетирования