Введение
Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня.При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.
Цель исследования - выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Задачи: - сформировать представления о режиме дня и его компонентах;
- развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;
- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования - режим дня.
Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.
Методы исследования:
1. Обработка литературных источников.
2. Анкетирование учащихся.
3. Статистическая обработка результатов.
Глава 1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм.
Основные элементы здорового образа жизни.
Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.
Здоровье человека зависит от:
- состояния медицины – на 10%;
- влияния экологических факторов – на 20-25%;
- генетических факторов – на 20%;
- условий и образа жизни – на 50%.
Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.
Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура - часть общей культуры. |
Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!
Режим дня и биоритмы человека.
Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.
Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы», |
обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.
Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.
Суточные ритмы человека
Время суток, ч. |
Состояние человека |
1-5 |
Фаза замедления биоритмов. |
5-9 |
Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой. |
10-13 |
Повышение активности, период мобилизации всех сил. |
14 |
Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе. |
15-17 |
Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений. |
18-20 |
Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная. |
21 |
Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти. |
22-24 |
Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток. |
В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.
Исследования показали, что: 8.00-12.00 - наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) - с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 - это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
Изменение работоспособности в течение суток представлено на рисунке 1.
Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».
В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.
Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.
Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Рисунок 1. Динамика работоспособности.
Соблюдение режима дня и последствия его нарушения.
Чтоб здоровье сохранить Организм свой укрепить Знает вся моя семья Должен быть режим у дня! |
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:
1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Соблюдение режима дня способствует:
- нормальному росту и развитию детей;
- повышению иммунитета;
-здоровому сну;
- правильному пищеварению;
- восстановлению нервной системы;
- высокой работоспособности;
- бодрое состояние в течение длительного времени;
-помогает выработать полезные привычки и навыки;
- способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
- чрезмерным нагрузкам;
- отставанию в физическом и умственном развитии;
- неврозам;
- заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
- быстрому переутомлению;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
1.4. Определение и структура рационального режима дня.
Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:
- выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;
- рациональное чередование работы и отдыха;
- регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;
- занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
- пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;
- строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
В таблице 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.
Таблица 1.
Режим дня школьника
№ п\п |
Пункты режима дня |
Возраст (класс) |
|||
7-9 лет (1-4класс) |
10-12 лет (5-7класс) |
13-14 лет (8-9класс) |
15-16 лет (10-11класс) |
||
1. |
Подъём |
7.00 |
7.00 |
7.00 |
7.00 |
2. |
Утренние гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов), одевание, уборка постели, гимнастика |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
3. |
Завтрак |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
4. |
Дорога в школу |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
5. |
Занятия в школе |
8.30-12.30 |
8.30-13.30 |
8.30-14.00 |
8.30-14.30 |
6. |
Дорога из школы |
12.30-13.00 |
13.30-14.00 |
14.00-14.30 |
14.30-15.00 |
7. |
Обед |
13.00-13.30 |
14.00-14.30 |
14.30-15.00 |
15.00-15.30 |
8. |
Отдых |
13.30-14.30 |
14.30-15.00 |
- |
- |
9. |
Прогулка на воздухе |
14.30-16.30 |
15.00-16.30 |
15.00-17.00 |
15.30-17.00 |
10. |
Выполнение уроков |
16.30-17.30 |
16.30-18.30 |
17.00-19.30 |
17.00-20.00 |
11. |
Прогулка на воздухе |
17.30-19.00 |
18.30-19.30 |
19.30-20.30 |
20.00-21.00 |
12. |
Ужин, свободное время |
19.00-20.00 |
19.30-20.30 |
20.30-21.00 |
21.00-21.30 |
13. |
Вечерний туалет |
20.00-20.30 |
20.30-21.00 |
21.00-22.00 |
21.30-22.00 |
14. |
Сон |
20.30-7.00 |
21.00-7.00 |
22.00-7.00 |
22.00-7.00 |
Так как многие школы стараются по возможности перейти на обучение всех классов в первую смену, данная структура режима дня для школьников обучающихся в первую смену.
Для обучающихся во вторую смену первые 3 пункта должны остаться без изменения, а остальные корректируются в зависимости от начала занятий в школе. Пункты режима дня в вечернее время (п.11-п.14) желательно так же оставить без изменения.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся и анализ полученных данных.
Для анализа отношения школьников к соблюдению режима дня нами была разработана анкета и опрошены учащиеся нашей школы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14».
Пример анкеты представлен в приложении 1.
По результатам анкетирования было выявлено, что лишь в семьях 61% опрошенных школьников составляется распорядок дня. Из них, только в 30% соблюдается выполнение пунктов распорядка дня регулярно, 61% следует им иногда. В большинстве случаев, в семьях школьников младшего звена за соблюдением режима дня следят родители (рисунок 2)
Рисунок 2. Контроль за соблюдением режима дня.
В старшем звене конечно большая часть школьников контролируют себя сами, так как начинают понимать важность соблюдения режима дня. Соблюдение режима дня способствует тому, что дети просыпаются в хорошем настроении, выспавшись, что способствует положительному настрою на весь день и помогает справиться с школьными нагрузками (рис.3,4).
Рисунок 3. Время засыпания и состояние после сна.
Рисунок 4. Степень усталости от школьных занятий и время их выполнения.
Повышению степени адаптации к нагрузкам способствуют:
перемена вида деятельности,
физическая активность ,
регулярные прогулки на свежем воздухе (рис.5).
Рисунок 5. Смена видов деятельности.
Большинство опрошенных (83 %) считают, что соблюдение режима дня очень важно, так как способствует повышению работоспособности, степени усваивания информации и улучшению физического и психического здоровья школьника.
2.2. Выводы и рекомендации по итогам проведённого исследования.
По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся знакомы с понятием режима дня и 83 % , считают важным его соблюдение но лишь 30-ти % удаётся это сделать.
Режим позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.
Подведя итоги анкетирования для учащихся младших классов рекомендуется:
просыпаться рано (7.00 первая смена - 9.00 вторая смена);
соблюдать оптимальный двигательный режим (утром зарядка, в течение
дня ежедневные прогулки общей продолжительностью 2,5 – 3,5 часа);
завтрак обязательно должен быть горячим и плотным (каши, творог),
обед в 13 – 14 часов, ужин – не позднее 19.30, должен быть легче завтрака.
вернувшись из школы, обязательный отдых 1-1,5 часа;
при выполнении уроков необходимо делать перерывы через каждые 25-30
минут, для восстановления работоспособности, желательно с физ. минуткой;
1,5 – 2 часа свободного времени ребенок может использовать для
занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач);
продолжительность сна должна быть не менее 9-10,5 часов.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Если у ребёнка отмечается раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Примерный режим дня для школьников разных классов представлен в приложении 2.
Заключение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня. Ответственность за своё здоровье в отношении школьников младшего звена должны воспитывать родители, показывая собственным примером стремление к здоровому образу жизни, одним из элементов которого является соблюдение режима дня. Для школьников старшего возраста культура здорового образа жизни должна стать стилем жизни. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.
Список литературы
Бароненко, В. А. Культура здоровья студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. — М.: Альфа-М, 2003. — 417 с.
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 стр.
Бреус Т.К., Чибисов С.М., Баевский Р.М., Шебзухов К.В. Хроноструктура биоритмов сердца и внешней среды. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2002. - 232 с.
Жданова Ю. В., Назаренко В. М. Формирование здорового образа жизни// Биология в школе. 2006. №2
Забавина С. В. Влияние режима дня на здоровье учащихся. Сайт «Биология. Первое сентября».
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. — М.: Дрофа, 2010. — 368 с.
Хильдебрандт, Г. Хронобиология и хрономедицина / Г. Хильдебрандт., М. Мозер, М. Лехофер. — М.: Арнебия, 2006. — 144 с.
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 стр.
FB.ru: http://fb.ru/article/43258/pravilnyiy-rejim-dnya-zalog-zdorovya-i-dolgoletiya
FB.ru: http://fb.ru/article/232567/idealnyiy-den---kakoy-on.
Приложение 1.
Пример анкеты
Анкета для учащихся
Составляется ли в Вашей семье распорядок дня?
да |
нет |
Соблюдают ли в Вашей семье пункты распорядка дня?
да
нет
иногда
Соблюдаете ли Вы режим дня?
да
нет
иногда
Кто в Вашей семье контролирует соблюдение режима дня?
мама папа |
я сам (сама) никто |
В какое время Вы просыпаетесь?
7.00 8.00 |
9.00 10.00 |
В каком состоянии Вы просыпаетесь?
в хорошем настроении выспавшись |
часто не высыпаюсь в плохом настроении |
Делаете ли Вы утром зарядку?
o да
o нет
o иногда
Какие утренние процедуры Вы проводите?
умывание чистка зубов |
душ ____________(обтирание и др.) |
Завтракаете ли Вы перед школой?
o да
o нет
o иногда
Устаёте ли Вы в школе на уроках?
да |
нет |
11.Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе?
менее 30 минут 30 минут |
1 час более 1 часа |
Какие кружки Вы посещаете?
танцы плавание спортивные секции |
муз. школа школа ин. языков ________________ |
Много ли времени уходит на выполнение домашних заданий?
менее 30 минут 30 минут |
1 час более 1 часа |
Делаете ли Вы перерывы при выполнении домашнего задания?
да |
нет |
15. Отводится ли время на вечерний отдых?
да |
нет |
16. В какое время Вы ужинаете?
17.00 18.00 19.00 |
20.00 21.00 22.00 |
17. Как Вы проводите время перед сном?
читаю смотрю телевизор ___________________ |
играю общаюсь с семьёй |
18. Как проходит подготовка ко сну?
подготовка одежды в школу планирование следующего дня |
гигиенические процедуры анализ прошедшего дня |
_______________________________________________________________
19. В какое время Вы ложитесь спать?
22.00 24.00 |
23.00 01.00 |
20. Сколько времени проводите за просмотром телевизора, работой за компьютером?
30 минут 1 -1,5 часа |
1,5 -2 часа более 2 часов |
21. Как часто Вы планируете свой день?
каждый день не планирую |
иногда ___________________ |
22. Считаете ли Вы важным соблюдение режима дня?
да |
нет |
23. Ваш возраст: _____________________________
Приложение 2.
Образец памятки ученику.
Режим дня школьника начальной школы 1-4 класса.