Режим дня и его влияние на организм

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Режим дня и его влияние на организм

Лячина А.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Лячина О.А. 1
1ЧОУ ДПО "Институт Строй-бизнес"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня.При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.

Цель исследования - выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи: - сформировать представления о режиме дня и его компонентах;

- развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;

- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Объект исследования - режим дня.

Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.

Методы исследования:

1. Обработка литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка результатов.

Глава 1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм.

Основные элементы здорового образа жизни.

Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.

Здоровье человека зависит от:

     - состояния медицины – на 10%;

     - влияния экологических факторов – на 20-25%;

     - генетических факторов – на 20%;

     - условий и образа жизни – на 50%.

Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.

 

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а  физическая культура - часть общей культуры.

Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!

Режим дня и биоритмы человека.

Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.

 

Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы»,

обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.

Суточные ритмы человека

Время суток, ч.

Состояние человека

1-5

Фаза замедления биоритмов.

5-9

Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.

10-13

Повышение активности, период мобилизации всех сил.

14

Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.

15-17

Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.

18-20

Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.

21

Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.

22-24

Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.

В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.

Исследования показали, что: 8.00-12.00 - наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) - с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 - это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Изменение работоспособности в течение суток представлено на рисунке 1.

Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».

В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.

Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.

Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

   

Рисунок 1. Динамика работоспособности.

Соблюдение режима дня и последствия его нарушения.

 

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Соблюдение режима дня способствует:

- нормальному росту и развитию детей;

- повышению иммунитета;

-здоровому сну;

- правильному пищеварению;

- восстановлению нервной системы;

- высокой работоспособности;

- бодрое состояние в течение длительного времени;

-помогает выработать полезные привычки и навыки;

- способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к:

- чрезмерным нагрузкам;

- отставанию в физическом и умственном развитии;

- неврозам;

- заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

- быстрому переутомлению;

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.

Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение  питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня. 

Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

1.4. Определение и структура рационального режима дня.

Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:

     - выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

     - рациональное чередование работы и отдыха;

     - регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те  же часы;

     - занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

     - пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;

     - строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

В таблице 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.

Таблица 1.

Режим дня школьника

п\п

Пункты режима дня

Возраст (класс)

7-9 лет

(1-4класс)

10-12 лет (5-7класс)

13-14 лет (8-9класс)

15-16 лет (10-11класс)

1.

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

2.

Утренние гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов), одевание, уборка постели, гимнастика

7.00-7.30

7.00-7.30

7.00-7.30

7.00-7.30

3.

Завтрак

7.30-7.50

7.30-7.50

7.30-7.50

7.30-7.50

4.

Дорога в школу

7.50-8.20

7.50-8.20

7.50-8.20

7.50-8.20

5.

Занятия в школе

8.30-12.30

8.30-13.30

8.30-14.00

8.30-14.30

6.

Дорога из школы

12.30-13.00

13.30-14.00

14.00-14.30

14.30-15.00

7.

Обед

13.00-13.30

14.00-14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

8.

Отдых

13.30-14.30

14.30-15.00

-

-

9.

Прогулка на воздухе

14.30-16.30

15.00-16.30

15.00-17.00

15.30-17.00

10.

Выполнение уроков

16.30-17.30

16.30-18.30

17.00-19.30

17.00-20.00

11.

Прогулка на воздухе

17.30-19.00

18.30-19.30

19.30-20.30

20.00-21.00

12.

Ужин, свободное время

19.00-20.00

19.30-20.30

20.30-21.00

21.00-21.30

13.

Вечерний туалет

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-22.00

21.30-22.00

14.

Сон

20.30-7.00

21.00-7.00

22.00-7.00

22.00-7.00

Так как многие школы стараются по возможности перейти на обучение всех классов в первую смену, данная структура режима дня для школьников обучающихся в первую смену.

Для обучающихся во вторую смену первые 3 пункта должны остаться без изменения, а остальные корректируются в зависимости от начала занятий в школе. Пункты режима дня в вечернее время (п.11-п.14) желательно так же оставить без изменения.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Анкетирование учащихся и анализ полученных данных.

Для анализа отношения школьников к соблюдению режима дня нами была разработана анкета и опрошены учащиеся нашей школы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14».

Пример анкеты представлен в приложении 1.

По результатам анкетирования было выявлено, что лишь в семьях 61% опрошенных школьников составляется распорядок дня. Из них, только в 30% соблюдается выполнение пунктов распорядка дня регулярно, 61% следует им иногда. В большинстве случаев, в семьях школьников младшего звена за соблюдением режима дня следят родители (рисунок 2)

Рисунок 2. Контроль за соблюдением режима дня.

В старшем звене конечно большая часть школьников контролируют себя сами, так как начинают понимать важность соблюдения режима дня. Соблюдение режима дня способствует тому, что дети просыпаются в хорошем настроении, выспавшись, что способствует положительному настрою на весь день и помогает справиться с школьными нагрузками (рис.3,4).

   

Рисунок 3. Время засыпания и состояние после сна.

   

Рисунок 4. Степень усталости от школьных занятий и время их выполнения.

Повышению степени адаптации к нагрузкам способствуют:

перемена вида деятельности,

физическая активность ,

регулярные прогулки на свежем воздухе (рис.5).

   

Рисунок 5. Смена видов деятельности.

Большинство опрошенных (83 %) считают, что соблюдение режима дня очень важно, так как способствует повышению работоспособности, степени усваивания информации и улучшению физического и психического здоровья школьника.

2.2. Выводы и рекомендации по итогам проведённого исследования.

По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся знакомы с понятием режима дня и 83 % , считают важным его соблюдение но лишь 30-ти % удаётся это сделать.

Режим позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

Подведя итоги анкетирования для учащихся младших классов рекомендуется:

просыпаться рано (7.00 первая смена - 9.00 вторая смена);

соблюдать оптимальный двигательный режим (утром зарядка, в течение

дня ежедневные прогулки общей продолжительностью 2,5 – 3,5 часа);

завтрак обязательно должен быть горячим и плотным (каши, творог),

обед в 13 – 14 часов, ужин – не позднее 19.30, должен быть легче завтрака.

вернувшись из школы, обязательный отдых 1-1,5 часа;

при выполнении уроков необходимо делать перерывы через каждые 25-30

минут, для восстановления работоспособности, желательно с физ. минуткой;

1,5 – 2 часа свободного времени ребенок может использовать для

занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач);

продолжительность сна должна быть не менее 9-10,5 часов.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Если у ребёнка отмечается раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Примерный режим дня для школьников разных классов представлен в приложении 2.

Заключение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня. Ответственность за своё здоровье в отношении школьников младшего звена должны воспитывать родители, показывая собственным примером стремление к здоровому образу жизни, одним из элементов которого является соблюдение режима дня. Для школьников старшего возраста культура здорового образа жизни должна стать стилем жизни. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.

Список литературы

Бароненко, В. А. Культура здоровья студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. — М.: Альфа-М, 2003. — 417 с.

Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 стр.

Бреус Т.К., Чибисов С.М., Баевский Р.М., Шебзухов К.В. Хроноструктура биоритмов сердца и внешней среды. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2002. - 232 с.

Жданова Ю. В., Назаренко В. М. Формирование здорового образа жизни// Биология в школе. 2006. №2

Забавина С. В. Влияние режима дня на здоровье учащихся. Сайт «Биология. Первое сентября».

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. — М.: Дрофа, 2010. — 368 с.

Хильдебрандт, Г. Хронобиология и хрономедицина / Г. Хильдебрандт., М. Мозер, М. Лехофер. — М.: Арнебия, 2006. — 144 с.

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 стр.

FB.ru: http://fb.ru/article/43258/pravilnyiy-rejim-dnya-zalog-zdorovya-i-dolgoletiya

FB.ru: http://fb.ru/article/232567/idealnyiy-den---kakoy-on.

 

Приложение 1.

Пример анкеты

Анкета для учащихся

Составляется ли в Вашей семье распорядок дня?

да

нет

Соблюдают ли в Вашей семье пункты распорядка дня?

да

нет

иногда

Соблюдаете ли Вы режим дня?

да

нет

иногда

Кто в Вашей семье контролирует соблюдение режима дня?

мама

папа

я сам (сама)

никто

В какое время Вы просыпаетесь?

7.00

8.00

9.00

10.00

В каком состоянии Вы просыпаетесь?

в хорошем настроении

выспавшись

часто не высыпаюсь

в плохом настроении

Делаете ли Вы утром зарядку?

o да

o нет

o иногда

Какие утренние процедуры Вы проводите?

умывание

чистка зубов

душ

____________(обтирание и др.)

Завтракаете ли Вы перед школой?

o да

o нет

o иногда

Устаёте ли Вы в школе на уроках?

да

нет

11.Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе?

менее 30 минут

30 минут

1 час

более 1 часа

Какие кружки Вы посещаете?

танцы

плавание

спортивные секции

муз. школа

школа ин. языков

________________

Много ли времени уходит на выполнение домашних заданий?

менее 30 минут

30 минут

1 час

более 1 часа

Делаете ли Вы перерывы при выполнении домашнего задания?

да

нет

15. Отводится ли время на вечерний отдых?

да

нет

16. В какое время Вы ужинаете?

17.00

18.00

19.00

20.00

21.00

22.00

17. Как Вы проводите время перед сном?

читаю

смотрю телевизор

___________________

играю

общаюсь с семьёй

18. Как проходит подготовка ко сну?

подготовка одежды в школу

планирование следующего дня

гигиенические процедуры

анализ прошедшего дня

_______________________________________________________________

19. В какое время Вы ложитесь спать?

22.00

24.00

23.00

01.00

20. Сколько времени проводите за просмотром телевизора, работой за компьютером?

30 минут

1 -1,5 часа

1,5 -2 часа

более 2 часов

21. Как часто Вы планируете свой день?

каждый день

не планирую

иногда

___________________

22. Считаете ли Вы важным соблюдение режима дня?

да

нет

23. Ваш возраст: _____________________________

Приложение 2.

Образец памятки ученику.

Режим дня школьника начальной школы 1-4 класса.

Просмотров работы: 17146