Введение
Мы с тобой сестра и брат:
Нашей мамы две кровинки.
Как в народе говорят:
Две родные половинки.
Вместе слеплены – пирог,
По отдельности – кусочки.
Шум и радость на порог
Вносят сыновья и дочки.
Сядем рядышком вдвоём,
Разговор наш нескончаем.
Мы ещё не раз споём
За семейным добрым чаем.
Жизнь нас сводит вновь и вновь,
Как бы нас не разлучила.
Нашей матери любовь
Нас навек соединила.
Автор: М. Стахнёва [1]
Рождение ребёнка - это большая радость. Наверное, нет такой мамы, которая бы не ощущала трепет, держа в руках своего малыша, глядящего на мир широко раскрытыми глазами. Она взволнована и счастлива. Она мама!
А нас у мамы двое: я и моя старшая сестра [приложение 2.1]. Взаимоотношения брата и сестры во многом зависят от правильного родительского воспитания. Наша мама всегда старается, чтобы мы были опорой друг для друга. Она учит нас жить без обид, дружить, помогать друг другу. Меня всегда удивляет, как умело она нас мирит. Навсегда запомню её слова: « По одному вы слабы, и вас легко одолеть, а вместе вы огромная сила, способная справиться с любыми трудностями».
Я вырос, и пришло время идти в первый класс. Мне было радостно от того, что мы с сестрой учимся в одной школе. Сестра всегда рядом [приложение 2.2]! И я был приятно удивлён, что из 29 человек 25 моих одноклассников имеет родных брата или сестру [приложение 4]. У многих они учатся в этой же школе. Больше всего меня поразили два моих одноклассника - близнецы Дима и Даня. Их даже учитель с трудом различает [приложение 2.3]!!!
На одном из уроков окружающего мира у нас был проект «Моя семья». Именно в этот день мне стало интересно, какие отношения складываются между родными братьями и сестрами в остальных семьях. Я практически сразу подружился с близнецами. Они – классные ребята. Опрос всех ребят давался мне очень легко, потому что у каждого было что рассказать интересного, поделиться опытом. У каждого – своя неповторимая история. В этом проекте результаты моего исследования за полтора года нашей учебы.
Цель исследования: определить, какие отношения могут сложиться у самых родных людей - кровных братьев и сестер, как стать друг другу самыми близкими и самыми родными не только по родству, но и по сердцу.
Объект исследования – я и моя сестра, мои одноклассники, их родные братья и сёстры.
Предмет исследования – отношения между братьями и сестрами одной семьи.
Задачи исследования:
1. Взаимоотношения
2. Рассмотреть особенности отношений каждого ученика с его братом или сестрой.
3. Провести исследование
Выдвинутые гипотезы: могут ли братья и сёстры стать действительно родными, не только по документам, но и по жизни, стать друг другу половинками-помощниками?
Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.
Глава I – Вступительная часть
1.1 А в нашем классе
Прочитав много сказок, я заметил, что родственные отношения между персонажами - братьями или сестрами складывались очень негативно по отношению друг к другу: сестры пытались извести из зависти третью (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» [приложение 1.1], С.Т. Аксаков «Аленький цветочек») или более успешного брата, который выполнил поручение отца и добыл свое счастье вообще просто убивают и грабят (П. П. Ершов «Конёк –Горбунок»)!!! Даже в сказке «Гуси-лебеди» сестра брата проворонила, не уследила - унесли его гуси-лебеди! А в сказке «О Сестрице Аленушке и братце Иванушке» [приложение 1.2] братец сестрицу не послушал и беды нажил. Но есть сказки, которые показывают, насколько сильными могут быть родственные чувства. Это сказки: Братьев Гримм «Дикие лебеди», Ш. Перро «Пряничный домик», Г.Х. Андерсен «Снежная королева», » А-К Вестли «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик [4].
Наблюдая за своими одноклассниками, я начал замечать много интересного. Если второй ребенок учится в нашей же школе, то он часто заглядывает к нам в класс. Даже моя сестра как-то сказала: «Когда Миши нет в школе, то мне как будто чего-то не хватает!». И я с ней полностью согласен. На праздниках, в дни рождения, когда мы получаем сладкое угощение, я заметил, что те дети, у которых есть брат или сестра, съедают половину , а остальное прячут в портфель. Говорят: « Сестренку угощу», «С братишкой поделюсь». И так делают только те дети, которые в семье не единственные. Я часто вижу, что родные братья и сестры ходят вместе в школу, в садик, провожают и встречают друг друга, общаются. Я сам очень люблю делиться с сестрой впечатлениями от прошедшего дня! Часто, когда не знаю, как сделать домашнее задание, я бегу к сестре. Она с удовольствием помогает мне. Из разговоров ребят я слышал, что многим помогают старшие братья и сестры. Или наоборот: им приходится помогать мамам с младшими детьми. А мои друзья, близнецы Даня и Дима вообще уроки делают вместе, создают совместные проекты.
Глава 2 – Основная часть
2.1 Возможные варианты развития отношений
Логично, что взаимоотношения между братьями и сестрами могут складываться по-разному в зависимости от многих факторов.
Вариант 1. Близнецы, как Дима и Даня: разницы в возрасте нет. Они как никто другой ближе друг другу, даже до рождения находились вместе. Один - продолжение другого.
Но, изучив дополнительную литературу, я узнал, что это не единственный вариант взаимоотношений между близнецами, и есть случаи, когда один близнец с папой гуляет в одном дворе, а другой с мамой уходят на площадку другого двора, чтобы не допустить драки между ними [4].
Вариант 2. Погодки. Это я и сестра [приложение 2.1]. Разницы в возрасте не чувствуем, мелкие ссоры заканчиваются быстрым примирением, все делаем вместе. У нас всегда есть напарник для игр, совместных походов, танцев, прогулок, разговоров.
Вариант 3. Старший ребёнок и младший. Карелин Дима - главный помощник мамы [приложение 2.4]. Поможет с уроками, по хозяйству, посидит и приглядит за младшим. Маме без него просто не обойтись.
Вариант 4. Геворгян Давид [приложение 2.5]. Сестра старше его. Она так много знает. Давид гордится своим сестрой и старается стать похожим на неё, обращается за советом и помощью.
С детства формируются взаимоотношения между детьми в семье. На их взаимоотношения влияет не только возраст, но и отношение родителей. Насколько грамотно и ответственно они относятся к своим детям, стараясь не допустить или предотвратить ссоры и обиды. Дружественным отношениям формированию братской любви способствуют и семейные традиции, и совместные праздники, и игры, мероприятия (катание на лыжах или велосипедах вместе [приложение 2.7]). Родители должны поддерживать идею формирования у детей положительных взаимоотношений в будущем, например: «Когда мы вырастим и у нас будут свои семьи, мы будем встречаться и сидеть за одним столом, отмечать праздники, поддерживать друг друга в трудную минуту и вместе радоваться счастливым моментам». Необходимо формировать ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку: «У него беда – помоги, у тебя беда – обратись к брату». Ведь «один в поле - не воин».
У меня возник вопрос: готовили ли родители первого ребенка к рождению следующего? Изучали ли они литературу о взаимоотношениях, предупреждению конфликтов между детьми. Имеет ли разница в возрасте и пол значение при развитии таких взаимоотношений? Что еще может повлиять на развитие отношений: вражды или дружбы между родными мамиными половинками? Как добиться того, чтобы дети дружили между собой и выросли вместе в дружбе, сохраняя ее в течение всей жизни? Ведь роднее нас друг у друга никого нет, мы две кровинки мамы и папы. И так важно, чтобы и в беде, и в радости мы бежали друг к другу.
2.2. Анкетирование
В результате проведенного исследования я выяснил, что у 88 % есть родные брат или сестра. Оставшиеся 12% -все без исключения хотели бы иметь родных братика или сестру.
Какие трогательные сочинения написали дети, которые в семье пока одни! Особенно мне понравилось сочинение Валерии Зимоненко, в котором Лера пишет: «Когда братик или сестренка подрастет - мы будем не разлей вода, самыми лучшими друзьями, будем во всем помогать друг другу….» Более того, многие дети, уже имея братика или сестренку, просят у родителей третьего!!!! Я искренне надеюсь, что их желания исполнятся. Например, мои друзья - Братья Гор и Гегам Авагян [приложение 2.6] мечтают о младшей сестренке, обещают любить ее и защищать, а также помогать маме заботиться о ней. Оба учатся в музыкальной школе П.И. Чайковского. Один из них играет на скрипке, другой – на фортепьяно. Их главная мечта - создать собственный дуэт братьев Авагян, выступать вместе на сцене и стать знаменитыми. Один из них играет на скрипке, другой – на фортепьяно, и Братья - Сос и Гайк [приложение 2.10] (разница в возрасте 5 лет.) – вместе хотят купить маме, когда вырастут, красную машину. При разнице более 3 лет- старшие дети - являются помощниками младших. Они, в основном, мечтают путешествовать вместе, отдыхать летом на море.
Многие признались, что просят помощи у старших брата или сестры. У нескольких детей есть младшие братья и сестры. Практически все родители готовились к рождению второго ребенка, которого с нетерпением ждали и старшие дети [приложение 2.4, 2.8]
Например, у моего друга Карелина Димы братик родился недавно, в конце прошлого года [приложение 2.4]. Маме очень тяжело сейчас, мой друг не только старается сам сделать уроки, но и помочь ей с младшим братом. Я думаю, что он станет надежным другом и опорой своему братику!!! Некоторые ребята дали мне фотографии, на которых они вместе весело и дружно играют, занимаются спортом, встречают новый год и другие праздники. Некоторые фото не требуют комментариев [приложение 2.3-2.12].
Из исследования анкет видно, что всего несколько семей читали дополнительную литературу по психологии по данному вопросу. В их число входит и моя мама! Я помню, как мы не могли поделить маленькую игрушку - хомячка из киндер-сюрприза. Чтобы избежать ссоры, мама дала точно такого – же, но даже это не помогло. Каждый хотел именно того самого хомяка!!! И каждый ревел, чтобы получить желаемое. Но мама знала, что делать!!! Она просто забрала у нас игрушку. Проблема была исчерпана. Мы оба остались ни с чем. И так несколько раз. Со временем мы поняли, что лучше тихо договориться между собой, чем просто остаться без желаемого. И по рекомендации статьи журнала «9 месяцев» [3] мама всегда старается все делить поровну. Судя по анкетированию, все родители стараются сдружить своих детей.
К сожалению, у всех по результатам исследования случаются ссоры между детьми. Но это - жизнь. Невозможно полностью исключить ссоры и разногласия из жизни. У детей нашего класса они носят непродолжительный характер и ведут к быстрому примирению. Ведь в таких ситуациях так важно уметь понять, выслушать своего брата или сестру, может быть где-то уступить, объяснить свою точку зрения. Но главное – помнить, что ты любишь его или ее, и не допустить оскорблений и обид. Простить, понять и помириться порою так трудно!!! Лишь сильные люди могут справиться с такими задачами!!! Они пример для подражания!!! У некоторых есть проблемы с ревностью к родителям. Им я хотел бы сказать следующее: «Вы оба (обе) – главное в жизни ваших родителей, и они любят вас одинаково!!!» Если родители меньше, на ваш взгляд, уделяют вам время - значит они уверены в том, что вы более самостоятельные. Глупо сидеть и обижаться на них. Просто кто-то из вас больше нуждается в помощи родителей, и в ваших силах помочь всей своей семье. Помогите все вместе друг другу и вы станете с братом или сестрой действительно самыми родными и близкими!!!Как известно трудности закаляют и сближают людей.
Заключение.
Я считаю, что в нашем классе дети не только кровинки своих мам, но и половинки друг друга. Разница в возрасте братьев и сестер не влияет на дружбу между ними. Гипотеза доказана, но проект не может быть закончен на этом. Ведь развитие наших взаимоотношений покажет время. То, какими они будут, зависит от нас. И очень хочется, чтобы бесконечная работа над своими отношениями,, любовь и забота родителей были гарантией дружбы двух и более половинок одной мамы.
Библиографический список литературы и электронные ресурсы:
1. «Братишки-сестрички». Самовар,2015.С.34-36
2. «Дружба без соперничества. 10 шагов к тому, чтобы родные братья и сестры научились ладить друг с другом». Шандал, 2016
3. Журнал «9 месяцев». «КОНЛИГА МЕДИА», 2005.С.25-27
4 Сказки народов Мира. ЭКСМО, 2017.
Приложения
Приложение 1. Иллюстрации к сказкам
Приложение 1.1. Приложение 1.2
«Сказка о царе Салтане» «Сказка о сестрице Алёнушке
и братце Иванушке»
Приложение 2. Фотографии
Приложение 2.1 Приложение 2.2 Приложение 2.3.
Я и моя сестра. 1 сентября Дима и Даня
Приложение 2.4 Приложение 2.5 Приложение 2.6
Карелин Дима с мамой Геворгян Давид с сестрой. Дуэт братьев Авагян
Приложение 2.7 Приложение 2.8
Серикова Ксюша с братом Я и сестрёнка
Приложение 2.9 Приложение 2.10
Серикова Ксюша с братом Сос с братом
Приложение 2.11 Приложения 2.12
Я с сестрой Горбачёв Олег с братом
Приложение 3. Диаграмма
Приложение 4. Анкетирование
1. Есть ли у тебя брат или сестра?
2. Сколько ему (ей) лет?
3. Подчеркни – что относится к вам:
а) дружим
б) часто соримся, но быстро миримся
в) ссоримся и долго обижаемся друг на друга в)мы не общаемся и не разговариваем друг с другом.
4. Часто помогаете друг другу?
5. Хотелось ли тебе брата или сестрёнку?
6. Ты гордишься и любишь своего брата или сестру?
7. Вы дружите?
8. Расскажи об интересном случае из жизни брата или сестры.
9. Приложи интересные совместные фотографии.
10. Как вы видите себя в будущем вместе с братом, сестрой?
11. Побеседуйте с родителями, готовились ли они к рождению второго ребенка?
12. Читали ли они литературу о взаимоотношениях родных детей и пригодилась ли она в последующем для предотвращения ссор?
13. Я бы хотел(хотела) вместе с братом (сестрой) ( ваши совместные мечты)