ВВЕДЕНИЕ
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" — в поле, в доме, в державе!
Много стихов и пословиц мы с детства слышим про такой обычный продукт, как хлеб. Он, наверное, всегда есть в каждом доме. Но тогда почему в новостях говорят про уборку хлеба - получается, хлеб – это растение? Почему взрослые так уважают хлеб? Как получается то, что мы называем хлебом? Можно ли сделать хлеб самому или его можно только купить в магазине? Вопросов у меня было очень много, и я решила постепенно с ними разобраться. Но, найдя в интернете огромный объём информации, я растерялась.
Я решила составить план.
Итак, предметом моего исследования является хлеб во всех его проявлениях.
Гипотеза: я предполагаю, что хлеб - это не просто повседневный продукт питания, который выпекается из теста, а результат тяжёлого труда многих людей.
Мои цели:
-проследить, как из маленького зерна получается хлеб, который мы едим
-выяснить, почему хлеб считают особенным продуктом
-рассказать одноклассникам об уважительном отношении к хлебу и людям, которые его делают.
Моими задачами будет:
-найти и систематизировать информацию по теме
-попробовать самостоятельно пройти все этапы изготовления хлеба
-провести анкетирование одноклассников
-познакомить одноклассников с результатами моих исследований
Глава 1.
Учёные считают, что люди начали употреблять сырые зёрна злаков около 15 тысяч лет до н.э. С тех времён и начинается история хлеба. Позднее люди научились растирать зёрна между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую похлёбку - кашу. Такую кашу до сих пор ещё употребляют в некоторых странах Азии и Африки. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепёшки.
Древние люди заметили, что зерно, брошенное в землю, возвращает несколько зёрен, что на влажной и рыхлой земле вырастает больше зерна. Древние земледельцы с самого начала отбирали крупные и выносливые растения. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие стало более стабильным способом пропитания, чем охота и собирательство. Проблема питания была отчасти решена. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испёк из него хлеб, тогда он обрёл и родину.
Древние египтяне, примерно 5-6 тысяч лет назад, во времена строительства пирамид, открыли способ сделать хлеб более вкусным - они, скорее всего, случайно, научились разрыхлять тесто путём брожения. Так на смену твердым лепёшкам пришли пышные булки.
Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам. Римляне - благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, создали новые печи и мельницы. Уже в средние века по всей Европе были булочные.
На Руси к хлебу всегда относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу. Неудивительно, что сотни пословиц и поговорок посвящено хлебу, который символизирует собой достаток и благополучие, мир и здоровье (Приложение 1)
В православных храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба.
Без хлеба невозможно представить себе жизнь любого человека, ведь именно он занимает главенствующее место и на столе бедняка, и во время застолья титулованных особ.
Хлеб обладает особым свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. Он делает сытнее и вкуснее другую пищу. Хлеб нельзя заменить ничем.
Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот. Особенно много в хлебе углеводов и почти нет жира. Хлеб также содержит витамины группы В, многие минеральные вещества и служит постоянным поставщиком клетчатки.
От зерна до стола
Путь хлеба к нашему столу начинается с зёрнышка. Ранней весной на поля выходят машины. У трактористов много работы - они должны успеть за короткий срок вспахать землю плугом, разрыхлить её бороной, подготовить для посева семян. На вспаханное поле выходят другие машины - сеялки, они сеют семена сразу в несколько рядов.
Прежде чем посеять пшеницу, семена проверяют на всхожесть, сортируют. Все злаки бывают яровые и озимые. Озимые сеют в августе-сентябре и убирают в июне-июле, они зимуют под снегом и дают большой урожай. А яровые сеют весной и убирают осенью.
На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Поле начинает колоситься. Когда колосья становятся золотыми, тяжёлыми - приходит пора их убирать. Тут главное, чтобы зёрна не пропали, не упали на землю. В помощь людям на поля выходят комбайны - специальные машины. Они срезают колосья и сразу обмолачивают их (вытряхивают зёрна из колоса). Зерно сгружается в грузовики, которые перевозят его с поля на механизированный ток для очистки и просушки. Потом зерно отвозят на элеватор – там зерно хранят от холода, сырости и вредителей, оттуда его везут на мукомольные заводы.
Из одного зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен.
Основные наши кормильцы - пшеница и рожь. Но у нас в России также выращивают и овёс, и ячмень, и просо. ( Приложение 2)
М ука поступает на хлебозаводы и в пекарни. Там пекут разные виды хлеба.
Из пшеничной муки- белый хлеб, булки, сдобное печенье, пирожки, баранки. Из ржаной- чёрный хлеб, хлеб Бородинский. В последние годы стал популярен зерновой хлеб- с добавлением разных злаков, из разной муки.
Вот такой длинный и трудный путь проходит хлеб до нашего стола!
Хлеб- это дело тысяч и тысяч человеческих рук!
В наши дни многие стали забывать истинную цену хлеба. В магазине всегда можно купить хлеба, сколько хочешь. Но есть ещё люди, которые помнят, как голодно было во время войны, как кусочек ржаного хлеба ценился дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, отрубей, опилок. В осаждённом немцами Ленинграде такой хлеб выдавали по 125 граммов на человека – по маленькому кусочку, на весь день. Это сейчас мы не знаем, что такое голод, хлебные карточки. Но мы не должны забывать о том, что хлеб- это жизнь. Его нужно беречь! Безнравственно выкидывать остатки хлеба, играть с ним в столовой школы. Об этом нужно рассказывать детям, постоянно напоминать, какой ценой нашему народу доставался кусок хлеба, сколько людей погибало от голода.
( Приложение 3)
В 1988 году в городе Санкт-Петербурге (бывшем Ленинграде) был создан Музей хлеба. В России это единственный государственный музей хлеба. Там выставлено всё, что связано с хлебом и его производством. В музее представлены обряды, связанные с хлебом, виды хлебобулочных изделий в разные века, интересные находки археологов - посуда, печи.
До 2006 года не было официального праздника, который бы позволял лишний раз воспеть хлеб - почитаемый всеми продукт. Но именно с 2006 года во всём мире начали отмечать Международный день хлеба.
16 октября – в этот праздничный день хлеборобы, хлебопёки и люди, чья профессия связана с производством хлеба ( а таких наберётся более 120) со всех уголков Земли принимают поздравления и нашу признательность за свой нелёгкий труд.
Глава 2
Практическая часть.
Я решила попытаться вырастить хлеб самостоятельно.
Мой опыт продолжался с 29 апреля 2016 года до 16 октября 2016 года.
29 апреля я положила зёрна пшеницы, собранные на поле осенью, в мокрую тряпочку для проращивания. Зародыши проклюнулись на 2-3 день.
1 мая мы с сестрой сделали опытную грядку размером 1 квадратный метр.
6 мая мы высадили пророщенные семена рядками с междурядьями 10 см на глубину 3 см (Приложение 4)
Сразу после посадки мы полили грядку и стали ждать первых всходов.
Через 2 недели мы увидели первые зелёные ростки. (Приложение 5)
Они очень быстро росли- влаги в земле было достаточно, май выдался солнечным.
Вскоре наша грядка превратилась в зелёный квадрат. ( Приложение 6)
Я решила специально не поливать пшеницу, ведь на полях её поливает только дождь. Пусть условия для пшеницы на моей грядке будут приближены к природным.
В начале августа, когда пшеница стала золотого цвета и её колосья потяжелели, мы срезали все колоски. Пользовались ножницами и секатором. ( Приложение 7)
Колоски положили на просушку.
Через несколько дней я отделила зернышки от соломы. У меня получилась мисочка зерна- 380 граммов. Мы с мамой подсчитали, что урожайность пшеницы на нашем опытном участке составила 38 центнеров с гектара. Это очень высокий показатель, так как средняя урожайность на полях составляет 20-30 центнеров с гектара. Думаю, что такие потери на больших площадях связаны с машинной обработкой колоса, наличием грызунов и другими факторами.
Мама помогла мне смолоть зерно в кофемолке- получилась настоящая мука!
(Приложение 8)
Её было ещё меньше- всего 320 граммов.
Но всё-таки мы решили попробовать испечь из неё свой хлеб.
В энциклопедии хлеба мы прочитали, что мука должна вылежаться, прежде чем попадёт в тесто. Поэтому я решила оставить её ненадолго в покое. Хлеб было решено испечь 16 октября - символически, в День хлеба.
16 октября.
Для того, чтобы облегчить себе процесс выпечки хлеба, мы воспользовались хлебопечкой марки «Панасоник». Эта помощница сама замешивает тесто, ждёт, пока оно поднимется и выпекает хлеб определённое время.
(Приложение 9)
Мука, которая получилась у нас - цельнозерновая. Она более тяжёлая, более питательная и полезная, чем белая хлебопекарная мука.
Чтобы наш хлеб получился более пышным, а также, чтобы довести количество муки до необходимого по рецепту, нам пришлось добавить обычной белой муки.
Р ецепт, который я использовала для выпечки хлеба прост- мука, вода, дрожжи, немного масла, соли и сахара. На самом же деле существует огромное количество рецептов хлеба с различными добавками, главное- соблюдать пропорции . ( Приложение 10)
Хлеб получился отличный! Вкусный, красивый! Я решила, что нужно обязательно показать ребятам из моего класса, как сложно, но возможно и самому вырастить вкусный и душистый хлеб. Возможно, кто-то из них захочет повторить мой эксперимент.
Сначала я провела анкетирование учеников. Результаты не очень меня обрадовали. Оказалось, что 30% моих одноклассников считает, что хлеб сам растёт на поле, а 19%- думают, что хлеб- просто обычная еда.
2 человека ответили, что иногда используют хлеб для игры в столовой, а 1 человек не знал, почему хлеб нужно беречь. ( Приложение 11)
Я провела презентацию в классе, рассказала одноклассникам о ценности хлеба, о том, что хлеб нужно беречь и уважать труд тех, кто его выращивает.
Я очень надеюсь, что те дети, которые раньше могли баловаться с хлебом, перестанут это делать и будут ценить каждую крошку.
( Приложение 12)
Заключение.
В результате моей работы я узнала, что хлеб является не только продуктом питания для человека. Издревле хлеб почитался как символ жизни, благополучия и здоровья. История хлеба неразрывно связана с развитием человеческой цивилизации. И в нынешнее время хлеб не утратил своего значения.
Мой опыт показал, что хлеб можно вырастить и самому, но количество его будет очень небольшим, его не хватит даже одному человеку для постоянного пропитания. Для того, чтобы обеспечить хлебом всех, кто в нём нуждается, нужен тяжёлый кропотливый труд многих и многих людей, с использованием новых технологий и механизмов.
Моя гипотеза полностью подтвердилась.
Список использованных информационных ресурсов:
ru.wikipedia.org
http://thleb.ru/
http://russian7.ru/
http://pro-khleb.ru/
kitchenmag.ru
http://hlebopechka.ru/
http://www.stihi.ru/
Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации/ М.Аксенова, Д.Володихин, И. Стрикалов- М., Мир энциклопедий Аванта+, 2008 г.
Приложение 1.
Приложение 2.
Пшеница
Рожь
Овёс
Ячмень
Приложение 3 .
О хлебе.
Любовь Колударова
Как стали люди к хлебу относиться!
Ты помнишь голод страшный в дни войны?
Тогда и чёрствому кусочку хлеба
Не просто рад был- не было цены.
Тогда в блокадном, хмуром Ленинграде
Отдав детишкам пайку, гибла мать.
Взрослели дети быстро и, поверьте,
Умели важность хлеба понимать.
И комбайнер, что хлеб наш убирает,
И мукомол, и пекарь скажет вам,
Что дорог он трудом. А вы порою
Бросаете небрежно хлеб к ногам.
Его теперь в достатке в магазине
И, слава Богу, сыты наши дети.
Но если всё же лишнее купили-
Отдайте птицам крошки хлеба эти.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Ингредиенты для выпечки хлеба
Мука
Основной компонент хлеба, содержит клейковину, или глютен,
(помогает хлебу подняться, придает ему жесткость).
Муку необходимо взвесить на весах.
Белая мука получается при размоле твердых
сортов пшеницы и имеет высокое содержание
белков, которые необходимы для набухания
клейковины. Образовавшийся углекислый газ
во время брожения захватывается упругой
сеткой клейковины, вызывая таким образом
поднятие теста.
Пшеничная
мука
Получается путём размола
пшеничных зерен. Отруби
и зародыши в процессе
переработки удаляются.
Наиболее подходящей для
выпечки хлеба является мука с
пометкой – хлебопекарная.
Цельная мука
Цельную муку готовят из целого пшеничного
зерна, включая отруби и зародыши.
Хлеб из такой муки очень полезен, но требует
других условий при выпечке и получается более
низким и тяжелым.
(Другие названия – цельнозерновая, зерновая, непросеянная.)
Ржаная мука
Получается путём размола зерен ржи. В ржаной муке по
сравнению с пшеничной больше железа, магния и калия,
так необходимых человеческому организму. Но содержание
глютена в ней ниже, поэтому хлеб получается более плотный и
низкий. При выпечке ржаного хлеба не увеличивайте количество
ржаной муки в рецепте, это может привести к перегреву мотора.
В рецептах используется обдирная ржаная мука.
Молочные продукты
Придают вкус и питательную ценность.
Если вы используете молоко вместо воды,
питательная ценность хлеба будет выше
Уменьшите количество воды пропорционально
количеству молока.
Вода
Соль
Улучшает вкус и усиливает действие
клейковины по подъему теста.
Хлеб может уменьшиться в размере/потерять вкус при
неаккуратном использовании.
Жир
Придает вкус и мягкость хлебу.
Рекомендуется использовать масло или маргарин.
Сахар (сахарный песок, коричневый сахар,
мед, патока и т.д.)
Дает питание дрожжам, придает сладкий вкус
хлебу, изменяет цвет корочки.
Используйте меньше сахара при использовании изюма
или других фруктов, содержащих фруктозу.
Сухие дрожжи
Обеспечивают подъем теста.
Убедитесь в том, что используете дрожжи, не требующие предварительного брожения (не используйте
свежие дрожжи или сухие дрожжи, требующие брожения до использования)
Рекомендуются дрожжи, имеющие на пакете надпись ‘быстродействующие дрожжи’.
При использовании дрожжей из пакетов, немедленно закройте пакет после использования, и храните его в
холодильнике. (Используйте в течение срока, рекомендованного производителем)
Вы можете улучшить вкус вашего хлеба, добавив
другие ингредиенты:
Яйца Улучшают пищевую ценность и цвет
хлеба (Количество воды должно быть
пропорционально уменьшено).
Взбейте яйца при их добавлении.
Отруби Повышают содержание волокон в
хлебе.
• Используйте макс. 75 мл (5 столовых
ложек).
Специи Улучшают вкус хлеба.
• Используйте их в небольшом
количестве (1-2 столовых ложки).
Рецепты хлеба
Обычный белый хлеб
Пшеничная мука - 600 г
Соль - 2 ч.л.
Сахар -2 ст.л.
Масло растит. 2 ст.л.
Вода 370 мл
Дрожжи - 2 ч.л.
Яичный хлеб
Пшеничная мука 600 г
Соль . 21⁄2 ч.л.
Сахар . 21⁄2 ст.л.
Сухое молоко 21⁄2 ст.л.
Сливочное масло 21⁄2 ст.л.
Яйца 2 шт.
Вода 270 мл
Сухие дрожжи 2 ч.л.
Молочный хлеб
Пшеничная мука 600 г
Соль 2 ч.л.
Сахар 2 ст.л.
Сливочное масло 2 ст.л.
Молоко 410 мл
Дрожжи -B 2 ч.л.
Примечание: Результат зависит от качества муки.
Хлеб из нескольких видов муки
Пшеничная мука 375 г
Мука кукурузная 8 ст.л. (80 г)
Хлопья геркулеса/
ржаные, ячменя 8 ст.л.
Соль . 21⁄2 ч.л.
Сахар 21⁄2 ст.л.
Сухое молоко 21⁄2 ст.л.
Масло 21⁄2 ст.л
Сухие дрожжи 2 ч.л.
Обычный белый хлеб с изюмом
Пшеничная мука 600 г
Соль 2 ч.л.
Сахар 2 ст.л.
Сливочное масло 40 г
Вода 370 мл
Изюм (сухофрукты)120 г
Сухие дрожжи 2 ч.л.
Диетический хлеб
Цельная мука 600 г
Соль 2 ч.л.
Сахар 2 ст.л.
Растительное масло 2 ст.л.
Вода 370 мл
Дрожжи - 2 ч.л.
Хлеб «Заварной»
Пшеничная мука 225 г
Ржаная мука 325 г
Соль 11⁄2 ч.л.
Растительное
масло 2 ст.л.
Ржаной солод 4 ст.л. (40 г)
Кипяток для
солода 80 мл
Мед 2 ст.л.
Кориандр 1 ч.л.
Вода 330 мл
Приложение 11.
Приложение 12.