Введение
Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я — ... тетрадка.
Тетрадь… эта неотъемлемая часть школьного бытия сопровождает наше детство, детство наших родителей – и, наверное, ещё не скоро отойдёт в прошлое. Ежедневно, на уроках мы пишем в тетрадях, и вряд ли кто-то задумывался над тем, из чего и как делают тетради и что означает слово «тетрадь» и откуда оно произошло. Кажется, что тетради существовали всегда! Но ведь появились же они когда-нибудь… как и где это произошло? Да это и не мудрено. Ведь за сотни лет с тетрадью произошли такие удивительные изменения. Я решил выяснить значение и происхождение школьной тетрадки. Меня привлекает выбранная тема потому, что узнать что-то новое из истории о том, что нас всегда окружает, очень интересно.
Цель работы: выяснить значение и происхождение школьной тетради
Задачи исследования:
1. Провести опрос школьников с целью выяснения знаний о происхождении и значении школьной тетради.
2. Определить источники информации, которые помогут выяснить значение и происхождение тетради.
3. Выяснить откуда пришла тетрадь.
Гипотеза: Если бумагу производят из дерева, то какой путь проходит тетрадь до своего рождения.
Источниками проведения исследования стали энциклопедии, словари, материалы периодической печати, интернет.
При исследовании были использованы методы:
изучение литературы, опрос, описание, сравнение, обобщение, систематизация полученных результатов.
II. История развития письменности.
2.1.На чем писали в древности.
Письменность возникла, когда у людей появилась необходимость как-то сохранять во времени и передавать информацию на расстояние. Первая письменность служила средством напоминания о тех или иных событиях или имела религиозную значимость. В разные времена люди для письма использовали разнообразные материалы.
Во времена древних греков люди писали в восковых тетрадках. Это были деревянные дощечки, покрытые воском коричневого или черного цвета. Их связывали шнуром в книжечку и писали палочкой, которая была одновременно и карандашом и ластиком. Один конец был заострен, а другой тупой, в виде лопаточки, им стирали все написанное. Кроме восковых в старину были и железные тетради, вернее дощечки, на которых не писали, а вырезали буквы острым резцом.
В Древнем Египте для письма использовали свитки, сделанные из папируса, который в большом количестве рос на берегах Нила. Папирус даже вывозили в другие страны .
Египтяне выбирали молодые растения, удаляли с них твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на полоски шириной до 8 см. Полоски укладывали в два слоя и оставляли высыхать под прессом. Клейкий сок папируса, высыхая, склеивал полоски, на которых можно было писать.
В Древнем Шумере папируса практически не было. Поэтому для письма применяли глину. Глиняные таблички размером 25-30 см, чуть-чуть подсушивали на солнце и наносили на них клинописные знаки. Затем табличку или обжигали, или досушивали. Полученные «книги» хранили в библиотеках.
В Древнем Китае для письма использовали специальным образом обработанный бамбук. Молодые стебли разрезали пополам, клали под пресс и получали дощечки шириной от 5, до 15 см. Их связывали между собой и получали «полотно», пригодное для письма тушью.
В Древней Европе, где папирус не рос, материалом для письма нередко становился камень. На выровненных поверхностях при помощи зубила и молотка писцы наносили буквы или рисунки. Таким надписям была суждена долгая жизнь, так как к природным капризам камень почти не восприимчив. Вот такие тетрадки были у тогдашних школьников.
В Древней Руси долгое время основным материалом для письма была березовая кора – береста. На ней при помощи деревянной палочки выдавливали буквы. Береста кажется непрочным материалом, но до сих пор при раскопках археологи находят берестяные грамоты которым по 800-900 лет.
С принятием христианства на Руси появились византийские монахи. Они принесли обычай писать на специально обработанной коже молодых телят – пергаменте. Книги из пергамента были очень дорогими. Поэтому очень часто старый текст соскабливали, и наносили новый. Для удобства пергамент складывали вчетверо, и эти части назывались четвертями – тетрадями… «Тетра» в переводе с греческого языка означает «четыре», «сложенный вчетверо».
Таким образом, появление тетради напрямую связано с изобретением
пергамента.
Но должны были пройти века, прежде, чем тетради стали бумажными, состоящими из сложенных листов и обложки.
2.2 История появления бумаги.
Китайские летописцы считают изобретателем бумаги Цай Луня. Материалом для нее послужили волокна бамбука, некоторые травы. Все это складывали в каменную ступу, растирали с водой в кашицу, а уже из нее отливали бумагу. Формой для отливки служила рамка с сетчатым дном. Сетка была сделана из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Наливали в форму немного кашицы и трясли ее во все стороны, чтобы волоконца переплелись и образовали тонкий войлок. Когда вода стекала, на сетке оставался сырой лист бумаги. Его очень осторожно снимали, клали на доску и высушивали. Китайцы крепко хранили свой секрет изготовления бумаги.
Бумага к арабам была занесена войной. В сражениях на берегах реки Тхерез, арабы разбили китайцев. Среди пленных оказались мастера-бумажники. «Мне не нужны ваши военные тайны, — сказал арабский халиф пленникам, — потому что они ничего не стоят. Вы откроете мне другую тайну, тайну изготовления бумаги, или станете самыми презренными рабами!». Пленники раскрыли свою профессиональную тайну и избавились от рабства.
Умные, изобретательные арабы задумались. Во-первых, у них не было бамбука. Чтобы изготовить бумагу, нужны мягкие растительные волокна. Чем заменить бамбук? Арабы догадались варить бумажную массу из льняных тряпок. Из старых канатов брали и размягчали волокна льна и других растений. Но толочь бумажную массу в ступе тяжело, нудно, непроизводительно. Нет, это не по-арабски. А почему бы не молоть бумажную массу жерновами? Так появились бумажные мельницы — по сути, это первые бумажные фабрики. Лишь через триста лет китайский способ изготовления бумаги узнали в Египте. Спрос на новую бумагу был очень велик. Каирские бумажные мастера изнемогали в поисках тряпичного сырья. Дошло до того, что в мастерские, где делали бумагу, стали поступать бинты, снятые с мумий!
Прошло еще триста лет. В XIII веке бумажные фабрики, или, как тогда говорили, бумажные мельницы, появились в Италии и Франции. У каждого мастера был свой водяной знак, своя марка, которую видно было на бумаге при рассматривании ее на свет. Марки были самые причудливые: голова человека, половинка оленя, единорог, лев, русалка, крылатый лев. Самый старинный знак — это круг. Увидев на бумаге такой знак, ученый сразу мог определить, что эта грамота или историческая запись относятся к 1301 году.
III. Производство бумаги и ее использование.
3.1Результаты опроса одноклассников.
Я провели опрос учеников, чтобы выяснить, знают ли они из чего и как делают тетради?
Результат опроса показал, что из 20 учеников класса все (100%) знают, что бумагу делают из деревьев.
На вопрос «Как производят бумагу?» 18 учеников из 20 опрошенных описали подробно первые этапы изготовления бумаги:
- вырубка деревьев;
- сплавление деревьев по рекам;
- очистка дерева от коры;
- резка дерева на части и их измельчение.
Дальнейшую технологию переработки измельченного дерева не знает никто.
3.2 Производство бумаги.
Первая бумажная фабрика в России была построена в XVI веке на реке Уче, в тридцати верстах от Москвы. Она проработала недолго, но в 1657 году построили другую - на Яузе. Делали на ней бумагу по образцу голландской, которая считалась тогда лучшей. Это можно определить по водяному знаку, который напоминал герб города Амстердама: щит с изображенными на нем львами. Со временем бумаги стало требоваться так много, что старого тряпья уже не хватало. Ясно было, что нужно искать новый материал, и после многих опытов поняли, что бумагу можно делать из дерева.
С виду между бумагой, тряпкой и поленом нет ничего общего, но на самом деле это не так. Если рассмотреть внимательно надломленную спичку и нитку, выдернутую из тряпки, мы увидим, что они состоят из очень тоненьких волоконцев. Из таких же волоконцев сделана бумага, если разорвать лист и рассмотреть клочок на свет. Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.
На современной писчебумажной фабрике бревна, сплавленные по реке, сразу попадают в обработку. Сначала корообдирочная машина сдирает с них кору, а потом дроворубка рубит в щепки.
Теперь щепки будут вариться. После этого древесина промывается и расщепляется на специальной машине на волокна, очищается, а потом чистая кашица выливается на сетку машины. Эта сетка похожа на ту, что была в кустарной мастерской у китайцев, только трясут ее не руками, а специальным устройством. С сетки сырой бумажный лист попадает на подстилку, на ней едет он к валикам для отжима. Отжатая бумага высушивается паром, а в конце машины есть ножи, которые режут бумагу на листы нужного формата. Так деревья превращаются в бумажные листы.
Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, тетрадей. В бумагу могут добавлять клей, что отталкивает воду, смолы, чтобы чернила не растекались и распознавались человеческим глазом. Бумагу ещё окрашивают, добавляя красители или пигменты. Так добавки каолина делают бумагу белой и непрозрачной
|
3.3 Производство тетрадей.
На производство тетрадей сырье поступает в виде спресованной целлюлозы, которая потом смешивается с водой и различными химическими веществами и подается в специальный агрегат, который превращает жидкую массу в листы бумаги. В другом цехе на полученную бумагу наносится разлиновка, после чего она разрезается на отдельные листы. Сталкивание листов бумаги производится вручную, на сталкивательных полуавтоматах и на автоматизированных линиях. Стопка листов будущих тетрадей выравнивается о боковые стенки такого станка. После сталкивания листы бумаги и оттиски пересчитываются и укладываются стопками по 500 экземпляров на поддоны в штабели. При этом каждая стопка отделяется от другой полосками цветной бумаги. Листы могут сшиваться различными способами: скрепляться металлическими скобками, нитками или клеем. Тетради могут фальцеваться различными способами и иметь разное количество страниц, но чаще всего производят 16-ти и 32-х страничные тетради методом перпендикулярной фальцовки Качественные тетради должны соответствовать требованиям ГОСТа: иметь правильную геометрию, поля, линовку пастельного цвета, непрозрачную обложку. Они изготавливаются из белой бумаги плотностью около 60 г/кв. м.
3.4 Экономия использования тетрадей.
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) – 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.
Трудно представить школьника без тетрадей. На изготовление тетрадей требуется много бумаги, а бумага – древесина, вода, энергия, труд большого количества людей. Актуальность выбранной темы заключается в том, что всегда ли школьники это понимают, всегда ли рационально используют обычные школьные тетради?
Меня заинтересовало, куда деваются неиспользованные школьниками тетради. Ученикам 4 классов было предложено ответить на вопрос:
Как вы используете оставшиеся тетради?
№п.п. |
Вариант ответа |
Количество ответов |
% ответов |
1. |
Оставляю на следующий год |
9уч. |
45% |
2. |
Использую для черновика |
7 уч. |
35% |
3. |
Отдаю младшим |
5 уч. |
25% |
4. |
Используют в неординарных целях |
19 уч. |
95% |
5. |
Сдаю на макулатуру |
0 уч. |
0% |
Меня заинтересовал ответ учащихся об использовании тетрадей в неординарных целях, ведь 95% опрошенных выбрал именно этот вариант. Я попытался выяснить, что под этим подразумевается. Мое внимание привлекли обычные школьные корзины для мусора, которые есть в каждом классе в каждой российской школе. За один школьный день в мусорной корзине накапливается изрезанной, измятой, исписанной бумаги примерно на одну простую школьную тетрадь. Я посчитал, что только за один школьный день выбрасывается в мусор примерно 5 тетрадей. За учебный год - 1020 тетрадей.
Ученикам 4 классов было задано три вопроса:
1.Участвуете ли вы в сборе макулатуры?
Так как я на 100% был уверен, что на этот вопрос получу отрицательный ответ, то сформулировал второй вопрос:
2. Если будет организован сбор макулатуры, примите ли вы участие?
Из 20 участвующих в опросе учеников все 20 учеников ответили положительно.
Если бы тетради сдавали в макулатуру после их использования, и из них повторно сделали бы новые тетради, то это помогло бы сохранить часть леса от вырубки. Известно, как велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных – около 100 тонн. В Англии и Германии в качестве макулатуры возвращается в производство до 32%, а в Италии- 39%, в различных районах США - от 15 до 30%, в России - лишь 12% (Больше всего в Центральном и Приволжском округах-25% и 20%. Меньше всего -4% – на Дальнем Востоке). Использование вторичных ресурсов даёт значительный экологический и экономический эффект.
3. Как можно экономить тетради?
Ученики определили варианты экономного использования тетрадей, а значит – бумаги.
№ п.п. |
Вариант предложения |
Количество предложений |
% ответов |
1. |
Дописывать тетрадь до конца |
20 уч. |
100% |
2. |
Дописывать каждую строчку |
20 уч. |
100% |
3. |
Делать отступы между классной и домашней работой строго в соответствии с нормой оформления записей в тетрадях |
13 уч. |
65% |
4. |
Записи в тетрадях делать аккуратно |
14 уч. |
70% |
5. |
Не выбрасывать чистые и недописанные до конца тетрадные листы |
19 уч. |
95% |
6. |
В черновике писать на каждой строчке независимо от предмета и времени выполнения записей |
11 уч. |
55% |
7. |
В черновиках не рисовать, не малевать |
12 уч. |
60% |
8. |
При написании творческих работ (сочинений, изложений, ответов на вопросы и т. д.) более точно выражать свои мысли |
7 уч. |
35% |
9. |
Аккуратно обращаться с тетрадями (надеть обложку, брать чистыми руками) |
6 уч. |
30% |
10. |
Учителям строго определять количество письменных ответов. |
2 уч. |
10% |
11. |
Проводить пропаганду экономного использования тетрадей |
2уч. |
10% |
Из всего этого следует, что от каждого школьника зависит будущее лесов на планете, чистого воздуха, чистой воды.
IV.Заключение.
Я узнал, что бумагу делают из различных пород деревьев. А значит, приходится вырубать огромные плантации лесов. Это наносит огромный урон природе, гибнут природные сообщества, страдают люди на Земле. Из всего этого следует, что от каждого школьника зависит будущее лесов на планете, чистого воздуха, чистой воды.
Чтобы сохранить нашу планету от экологической катастрофы, я считаю, что все вместе должны соблюдать рекомендации:
- учащимся надо покупать строго определенное количество тетрадей, и докупать по мере использования (тогда будет более бережное отношение к тетрадям).
- учителям требовать от учащихся ведения тетрадей до последней страницы и аккуратно в соответствии с единым орфографическим режимом;
- нужно выпускать в стране специальные тетради для черновиков (из менее качественной бумаги);
- в каждой школе организовать сбор макулатуры;
- возобновить сбор макулатуры в масштабах страны;
- организовать в средствах массовой информации работу по объяснению важности сбора макулатуры.
Считаю, что мои исследования помогут не только расширить кругозор школьников, их словарный запас, вызвать интерес к производству бумаги, а также обратить внимание на более экономное использование школьных тетрадей.
В дальнейшем я думаю продолжить исследование этой темы, так как это очень интересно и может быть полезным на уроках. Зная историю слов, легче запомнить их правописание, и разобраться, какой был их изначальный смысл.
V. Список литературы.
1.Маслов, Ю.С. Введение в языкознание [Текст] / Ю. Маслов. -М.: Просвещение, 2008.
2.Ладыгин, И.А. Письменность Древнего Египта [Текст] / И.А. Ладыгин. -М.: Просвещение, 2006.
3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Полная версия 1996 г. Кирилл и Мефодий, Singleeyed JOHN, 1997 - 85.000 статей.
4.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.
5. Новиков Ю.В. Природа и человек. – Москва: Просвещение, 1991.
6. Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. Москва. Лесная промышленность,1985.