Древнерусская культура, истоки ее возникновения и пути развития

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Древнерусская культура, истоки ее возникновения и пути развития

Ковин И.А. 1
1МАОУ СОШ №25
Баженова А.В. 1
1МАОУ СОШ №25
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Не зная прошлого, нельзя понять настоящее
и невозможно предвидеть будущее».
В.Белинский

Введение

Современная Россия – страна с высокоразвитой культурой и искусством – живопись, ваяние, музыка, литература, архитектура, балет, опера … И все эти успехи зарождались и развивались в течение веков, всего исторического развития нашего народа. Не зная истории развития нашего государства, невозможно понять идею, характер действующих лиц, задумку автора.

Культура - единое историческое целое со своими традициями и новациями. Необходимо перенять всё лучшее из этой тысячелетней истории народа, создать на основе этой истории фундамент, а потом построить современное произведение культуры. Так делали и наши предки. Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, незнакомой до Х века культуры Византии и соседних народов, развивалась, преображалась, дополнялась русскими народными мотивами и событиями, делая произведение понятным и близким.

Мы живем в современном мире, когда материальное благо возвышается над духовным. Многие поверхностно знают историю своего народа, безразлично относятся к красоте и культуре России, в жизни исчезают предметы народного быта, ослабевает связь с народным творчеством. Необходимо воспитывать в себе интерес к жизни нашего народа в разные исторические времена, к истокам культуры; расширять знания о народных ремеслах, традициях.

Культура народа, произведения всех видов искусства – это тот фундамент, на основе которого в человеке рождается и развивается патриотизм, любовь к своей Родине. Это основная мысль моего исследовательского проекта.

Тема исследовательского проекта: «Древнерусская культура, истоки ее возникновения и пути развития».

Цель проекта: виртуально погрузиться в эпоху Древней Руси, осознать исторические события того времени, понять насколько тесно связаны события окружающей действительности с культурой народа, насколько важно нынешнему поколению знать историю нашего государства для понимания культуры народа. Обобщить изученный материал и представить в виде дидактического пособия для уроков «Окружающего мира».

В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

Собрать и обобщить информацию об истории Древней Руси, о развитии древнерусской культуры до крещения Руси и после принятия христианства.

Расширить кругозор об истории развития культуры родной страны, провести анкетирование, сделать выводы.

Систематизировать полученные знания в виде дидактического пособия для уроков «Окружающего мира».

Защитить исследовательский проект.

Гипотеза:

Если учащиеся начальной школы недостаточно знают прошлого нашей страны, то пробуждение интереса и совместная работа по этой теме позволит лучше понять настоящее и предвидеть будущее в развитии культуры народа.

Объект исследования:
- литература о быте, традициях, культуре, религии восточных славян в Древней Руси, летописи;

- экскурсия в краеведческий музей, посещение соборов и храмов;

- учебный материал из раздела «Древнерусская культура» по предмету «Окружающий мир»

При организации исследовательской работы пройдены следующие этапы:

- Поисково-теоретический (анализ литературы и других источников информации);

- Опытно-экспериментальный (путешествие по «реке времени»);

- Практический – проведение анкетирования, оформление компьютерной презентации, дидактического пособия для уроков «Окружающего мира».

- Список информационных источников.

Выбор интересной и полезной темы.

Поиск вариантов разрешения поставленной проблемы.

Сбор необходимого материала.

Анализ полученных данных, обобщение.

Продумывания алгоритма действий.

Создание презентации по выбранной теме и защита проекта.

1. Быт, культура и религия восточных славян Древней Руси.

Славяне – это огромная группа народов, занимающая обширные территории в Европе и Азии. К ним относятся поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты, русские, украинцы, белорусы и другие (Приложение 1, рис 1). У каждой из этих этнических групп своя история и своя культура. Славянские племена (кривичи, северяне, вятичи, радимичи, поляне, древляне…) постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли.

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века.

Жили люди просто, занимались в основном земледелием, скотоводством, а в лесных зонах охотой и собирательством плодов природы, охотой, рыбной ловлей. Для защиты от неприятеля и для более успешного ведения своей деятельности они создавали разрозненные общины, все важные дела в которых решал совет старейшин или вече.

Для создания любых построек люди, особенно те, кто жил в лесной полосе, использовали дерево. Искусный и талантливый русский народ создавал уникальные по художественному замыслу детали деревянных домов, резные наличники, похожие на тонкие кружева, украшал замысловатыми узорами коньки крыш, ставни. Сюжеты брались из российского эпоса или тесно переплетались с представлениями людей о природе и природных явлениях (Приложение 1, рис. 2).

На территории русских княжеств большинство населения считалось язычниками. Славяне верили в вечность и равновесие между двумя высшими началами. Наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, они жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и природных явлений - бог Солнца Даждь-бог, бог Грома и Молнии Перун, бог ветра Стрибог и другим (Приложение 1, рис. 3).

Одним из самых любимых и почитаемых считался славянский бог Солнца Даждьбог (Приложение 1, рис. 4). Его имя обозначает "дающий бог". Славяне представляли, что их бог Солнца необычайно красив и светел. Его взгляд был полон искренности и не терпел лжи; солнечные волосы спадали с могучего плеча; голубые, глубокие, словно озера, глаза, делали его идеальным в понимании славян. Они верили, что сын Неба дарит отблесками своего щита тепло людям, освещает поля, реки, леса и заботится о животных.

Культура славян включала в себя устные повествования, легенды и былины, передававшиеся из уст в уста. Часто их пели специальные певцы-гусляры или рассказчики, повествовавшие нараспев. Письменности у славян не было до принятия новой веры.

2. Княжение Владимира. Крещение Руси.

Первые годы правления князь Владимир был занят расширением и укреплением своего могущества как в военной сфере, так и в международных связях и торговле. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя. Язычество его уже не удовлетворяло. Да и соседи вокруг придерживались единобожия. Участившиеся посещения «торговых гостей» привели к тому, что князь Владимир стал глубоко интересоваться вопросами веры.

Желая поближе познакомиться с разными религиями, князь отправил послов в Византию, Рим, к хазарам и булгарам на Волге. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Их участь разделило и католическое вероучение.

Чтобы в дальнейшем государство процветало, необходимо было сотрудничество со своим могущественным соседом – Византией. Князь Владимир принял решение – крестить Русь, что позволило бы идейно объединить все земли. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство в 988 году. На самом деле к тому моменту многие славяне уже прониклись Христианством благодаря купцам и воинам, бывавшим на Руси. Оставалось лишь сделать официальный шаг – закрепить религию на государственном уровне.

Крещение Руси – это событие, которое повлияло на развитие культуры всех восточных славян.

3. Развитие древнерусской культуры и искусства после принятия христианства.

Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, доселе незнакомой культуры, начинает меняться и преображаться. Для проведения христианских богослужений стали возводить храмы. В храмах всегда присутствует живопись. Зарождается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народа (Приложение 1, рис. 5).

Для ведения церковных служб нужны были церковные книги. Все это требовало новых знаний и новых технологий. Древнерусская культура начала развиваться сразу по многим направлениям. В городах приступили к строительству храмов. Некоторые из них возводились по-старинке, из дерева, но под руководством греческих мастеров русские зодчие научились искусству возводить строения из камня. Ярким примером тому являются Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве (Приложение 1, рис. 6), Софийский собор в Новгороде (Приложение 1, рис. 7), Троицкий в Пскове и многие другие.

Зарождается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народа.

Одновременно с возведением каменных храмов стало развиваться строительство из камня стен, дворцов и домов знати. Теперь уникальные узоры и резьба выполнялись по камню, но были так же искусны и необычайно красивы, как до этого по дереву.

Началось строительство монастырей. Древнерусская культура своим развитием во многом обязана монахам, считавшимся в те времена самыми просвещенными. Первые монахи прибывали все из Греции. Самыми известными из них являются киевский Илларион, новгородский Лука Жидята, Печерский Феодосий, а также монах Нестор (Приложение 1, рис. 8), написавший свою «Повесть временных лет», Никон и другие.

Одновременно с архитектурой и богословием развивались письменность и книгопечатание. Считается, что письменность на Руси появилась с утверждением христианства, когда два брата, Кирилл и Мифодий, прибывшие из Салоник, создали азбуку, на которой писались первые церковные книги (Приложение 1, рис.9).

На русский язык переводится много греческих книг, еврейские и сирийские тексты.

Древнерусская культура богата и отечественными уникальными литературными творениями. Одним из самых известных является «Слово о полку Игореве», а также «Житие Бориса и Глеба», «Киево-Печерский патерик», «Хождение» Даниила игумена и другие. Так, наряду с церковными книгами, появляются жизнеописания князей и военачальников, рассказы о славных и бесславных походах, записываются былины и мифы.

К середине X в. относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, вершины устного народного творчества. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом Древнерусской культуры. Главная тема былин – борьба народа в образах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи величия и единства Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев — богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса.

Помимо литературы, зодчества и церковной живописи, новое направление в развитии получили все ремесла. Ювелиры создают уникальные по красоте и сложности украшения, гончары посуду, которую украшают интересными орнаментами, развивается русский фольклор.

Заключение

Отличительной чертой культуры Руси является то, что, почерпнув новые знания и новые формы в искусстве разных народов, русский народ не отступил от своих традиций, тем самым внося и в зодчество, и в роспись, и в музыку, и во все ремесла свой неповторимый славянский колорит. Крещение Руси имело колоссальные последствия, именно оно позволило сделать огромный шаг вперед в культурном и социальном развитии государства.

Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей, своими героями и мастерами, своей страной.

Однако в программе начальных классов изучению Древней Руси, ее культуры отводится очень мало времени. Я надеюсь, что моя работа помогла ребятам глубже познакомиться с историей своего народа, его культурой; привлекла интерес ребят к жизни нашего народа в разные исторические времена; расширила знания о народных ремеслах, традициях.

Работа по проекту обогатила мой багаж исторических знаний, я научился устанавливать и прослеживать причинно-следственные связи в событиях прошлого, настоящего и будущего, я узнал о памятниках старины и поделился этими знаниями с одноклассниками, прочувствовал гамму патриотических чувств и испытал желание рассказать о них.

Изучив небольшой период истории нашего народа, познакомившись с бытом, верой, культурой наших далёких предков в Древней Руси, я заинтересовался историей, как наукой, и мне стали понятны слова Л.Л.Любимова :

«… в памятниках культуры раскрывается душа нашего народа в определенный период, сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений».

Исходя из вышеизложенного, я могу сказать, что задачи, поставленные передо мной, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. Работа по проекту требует дальнейшего продолжения, и я намерен углубиться в выбранную тему.

Список литературы:

1. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки.
М.: Изд-во МГУ, 1984

2. Истомин С.В. Энциклопедия : Я познаю Мир

3. Платонов С.В. Русская История

4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С.24

5.Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука, 2000. - 560 с.

Приложения

Приложение 1

Рис. 1. Карта расселения восточных славян в древности

Рис. 2. Деревянные дома и постройки жителей Древней Руси

Рис. 3. Поклонение богам природы

Рис. 4. Славянский бог Солнца Даждьбог.

Рис 5. Портрет-икона князя Владимира, крестившего Русь.

Рис.6. Софийский собор в Киеве

Рис.7. Софийский собор в Новгороде

Рис. 8. Преподобный Нестор Летописец

Рис. 9. Святые Кирилл и Мефодий

Приложение 2

Викторина

Расставьте в цитате Виссариона Григорьевича Белинского слова НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЛОЕв нужном порядке:
«Не зная _______________, нельзя понять ______________ и невозможно предвидеть _______________».
В.Белинский

Как вы понимаете значение слова КУЛЬТУРА?

Каким словом объединялись народности восточной Европы во времена Древней Руси?

Назовите богов, в которых веровали древние славяне?

Какие произведения устного народного творчества, какие имена героев из далёкого прошлого нашего народа дошли до нас?

В каком веке Древняя Русь стала формироваться как государство? С какими событиями это связано?

Назовите имя князя, крестившего Русь, принёсшего христианство народам Древней Руси?

Кто является автором русской азбуки?

Какие ремёсла были развиты в Древней Руси?

Приложение 3

Ответы

«Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее». В.Белинский

Понятие «культура» от латинского слова «cultura» - воспитание, образование, почитание.

Народности восточной Европы во времена Древней Руси объединены словом СЛАВЯНЕ. Славяне – наши предки.

Славяне, наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и природных явлений - Бог Солнца - Даждьбог, Бог Грома и Молнии – Перун, Бог Ветра – Стрибог, Бог Домашнего очага – Велес…

Именно в Древней Руси зародились сказки о лисе, волке, Бабе-Яге, Змее Горыныче. Возникли сюжеты былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче и т.д. До нас дошли загадки, пословицы, народные праздники – Масленица, Колядки, Иван Купала, обряды, гадания и предания,…

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века после Крещения Руси и принятия вместо языческой веры христианства.

Князь Владимир хотел, чтобы его государство процветало, ему необходимо было сотрудничество с могущественным соседом – Византией. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство в 988 г.

Во второй половине IX в. монахи Кирилл и Мефодий создали алфавит (глаголицу), который вскоре был переработан ими. Так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор.

На Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла:
- была освоена сложнейшая техника обработки металла;
- кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи;

- оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д.
- ювелирное искусство (кольца, браслеты, кресты, перстни)
- украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен;
- научились делать стеклянные украшения;
- овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

Приложение 4

Анализ итогов проведённой викторины:

Вопросы

Положительный ответ

Отрицательный ответ

1.Расставьте в цитате Виссариона Григорьевича Белинского слова НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЛОЕв нужном порядке:

«Не зная _______________, нельзя понять _______________ ________ и невозможно предвидеть _________________». В.Белинский

2.Как вы понимаете значение слова КУЛЬТУРА?

3. Каким словом объединялись народности восточной Европы во времена Древней Руси?

4. Назовите богов, в которых веровали древние славяне?

5. Какие произведения устного народного творчества, какие имена героев из далёкого прошлого нашего народа дошли до нас?

6. В каком веке Древняя Русь стала формироваться как государство? С какими событиями это связано?

7. Назовите имя князя, крестившего Русь, принёсшего христианство народам Древней Руси?

8. Кто является автором русской азбуки?

9. Какие ремёсла были развиты в Древней Руси?

84%

56%

4%

48%

52%

40%

56%

44%

28%

16%

44%

96%

52%

48%

60%

44%

56%

72%

Просмотров работы: 10152