Введение
Сахар относится к одним из самых популярных продуктов питания. Его добавляют в чай, какао, кофе; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом в варениях, желе и других продуктах из плодов. Сахар - важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Всем известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. Интересно, какой бывает сахар, где он впервые появился, и почему взрослые часто говорят, что есть много сахара вредно?
Чтобы разобраться в данных вопросах, было решено провести исследование на тему «Сахар: вред или польза?» Данная тема является актуальной и может представить интерес, так как касается здоровья человека, что важно для каждого.
Проблема исследования: негативное влияние избыточного употребления сахара и сахаросодержащих продуктов на здоровье человека
Объект исследования: сахар
Предмет исследования: свойства сахара
Цель исследования: изучить положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме.
2.Познакомиться с историей происхождения сахара, с его видами.
3.Исследовать состав и свойства сахара.
4.Провести анкетирование с целью определения отношения учащихся к сахару.
5.Проанализировать меню школьной столовой.
6.Разработать рекомендации и подготовить буклет.
Гипотеза: предполагаем, что если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
Методы: исторический, практический, наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперимент, анализ, обобщение.
Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического и практического.
Практическая значимость исследования: рекомендации, разработанные в процессе проведения данного исследования, могут изменить отношение ребят к сладкому, поскольку чрезмерное употребление сахара вредно для здоровья. Материал данной работы может быть использован на уроках окружающего мира, для проведения классного часа.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. История появления сахара
История сахара уходит своими корнями в глубокую древность. Родина сахара - Индия.
В 237г. до н.э. доблестные воины Александра Македонского вступили на индийскую землю. Среди бесчисленных чудес этого края внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом. Историк Онесикрит, сопровождавший Александра Македонского в походах, писал, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед.
Про «сладкий» корнеплод свеклы люди ничего не знали, хотя её листья употребляли в пищу. Больше того, считали их лекарственным средством. Но в 1747 году немецкий химик Андреас Сигизмунд Марграф обнаружил, что мало кому известный корнеплод содержит сахара не меньше, чем тростник.
На Руси сахар появился в 13 веке. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Одно время он даже продавался в аптеках по той же цене, что и серебро. Сахар получил широкое распространение благодаря Петру1.Именно он в 1718 году издал указ, в котором московскому купцу Павлу Вестову предписывалось содержать сахарный завод и торговать сладостями.
1.2.Виды сахара
В природе известно несколько сотен различных сахаров. Каждое зеленое растение образует те или иные вещества, относящиеся к этой группе. В процессе фотосинтеза из углекислого газа атмосферы и получаемой в основном из почвы воды под действием солнечной энергии сначала образуется глюкоза, а затем она превращается в другие сахара.
Свекловичный сахар получают из особого сорта свеклы. Для его изготовления используют длинный серебристо-белый корень. Это самый распространенный сахар в России. Рафинированный (белый) сахар, то есть очищенный от черной патоки. Вместе с черной патокой из свекольного сахара уходят пектины, белки, полезные органические кислоты. Остаются только углеводы. Получается, что очищенный сахар – высококалорийный продукт, не содержащий витаминов, клетчатки и минеральных веществ.
Тростниковый сахар получают из сока сахарного тростника. Он бывает рафинированным, нерафинированным и неочищенным. Неочищенный сахар (бурый) подвергают минимальной промышленной обработке, в результате которой он почти полностью сохраняет все свои полезные микроэлементы.
В разных частях света в качестве подсластителей помимо тростникового и свекловичного сахара используют и некоторые другие.
Солодовый сахар получают из солода – бродильного продукта из проросших, высушенных и крупно смолотых злаков.
Кленовый сахар – национальный канадский продукт. Его получают путем уваривания сока клена.
Пальмовый сахар (джаггери) распространен в странах Юго-Восточной Азии, на многих островах Индийского океана. Добывается он из сладкого сока, вытекающего в большом количестве из надрезов на молодых цветочных початках пальм.
1.3. Вред и польза сахара
Изучая литературу по теме исследования выяснилось, что чрезмерное употребление сладкого ведет к нарушению обмена веществ, это становится причиной возникновения ожирения и сахарного диабета. Сахар вреден для зубов. Бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Свойство сахара вытеснять из крови витамины группы В может стать причиной сердечных заболеваний. Негативно влияют сладости на кожу и волосы.
Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что организму человека сахар необходим. Под воздействием кислорода частички сахара выделяют большое количество энергии. Этой энергией снабжается мозг, сердце и мышцы. Сахар способствует образованию серотонина, «гормона счастья». Съедая сладкое, человек поднимаем себе настроение. Сладкое полезно для умственной деятельности.
Сахар вполне может стать ежедневным удовольствием, но только с одним условием - не превышать дневной нормы общего количества сахара. Следует учитывать, что сахар также содержится в натуральных продуктах, таких как фрукты, ягоды, овощи.
Среднесуточная норма потребления сахара для детей 7-10 лет составляет 40 г.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Исследование состава и свойств сахара
Опыт№1.Определение состава сахара
1.Нагреть в пробирке сахар.
Наблюдаем: сахар плавится и приобретает коричневую окраску. После сильного нагревания чернеет. В верхней части пробирки конденсируются капельки воды.
Вывод: сахар состоит из углерода и воды.
Опыт №2 Растворяемость сахара
1.В один стакан налить теплую воду, в другой – холодную.
2.В каждый стакан насыпать по ложке сахара.
3.Размешивать одновременно в двух стаканах.
Наблюдаем: сахар постепенно растворяется.
Вывод: сахар растворим в воде. В теплой воде растворение происходит быстрее.
Опыт №3 Изменение сахара при термической обработке
1.Насыпать сахар в фарфоровую чашку.
2. Чашку нагреть.
Наблюдаем: сахар нагревается, меняет цвет, становится коричневым.
Вывод: при нагревании сахар имеет свойство плавиться и превращаться в жидкое состояние.
Опыт №4 Определение гигроскопичности сахара
1.На дне блюдца выстроить башню из нескольких кубиков сахара-рафинада.
2. В стакане воды растворить небольшое количество красного пищевого красителя.
3.Налить немного раствора в блюдце.
Наблюдаем: цветной раствор воды стал подниматься вверх.
Вывод: сахар обладает гигроскопичностью, он способен притягивать и удерживать влагу.
2.2. Анкетирование «Сахар в жизни учащихся»
Изучив материал о сахаре, было проведено анкетирование среди учеников начальных классов школы – интерната №1. Цель данного опроса: выяснить отношение учащихся к сахару.
В процессе анкетирования респондентам предстояло ответить на следующие вопросы:
1.Что бы вы предпочли: сладости или фрукты?
2.Любите ли вы сладкое?
3.Вредно ли есть много сахара?
4.Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?
Было опрошено 74 ученика начальных классов.
Результаты: 1.Выбрали сладости – 6 человек (8%)
Выбрали фрукты - 68 человек (92%)
Вывод: выявлено, что большая часть опрошенных (92%) предпочли фрукты, но 8% ребят больше любят сладости.
2.Любят сладкое - 58 человек (78%)
Не любят сладкое – 16 человек (22%)
Вывод: большинство ребят (78%) не откажутся от сладкого.
3.Вредно есть много сахара – 71человек (96%)
Не вредно есть много сахара – 3 человека (4%)
Вывод: вопрос показал, что большая часть опрошенных (96%) понимают, что есть много сахара вредно, но 4% школьников считают, что потребление сахара в больших количествах не принесет вреда.
4. Участник анкетирования должен был предложить свою версию ответа.
40 человек (54%) считают, что появится кариес; 25 человек (34%) – сахарный диабет; 3 человека (4%) - аллергия, диатез; 6 человек (8%) – заболит живот; 2человека (3%) – ожирение.
Вывод: выявлено, что респонденты знают о проблемах и болезнях, вызванных чрезмерным употреблением сахара.
Диаграмма результатов наглядно представлена в приложении №1
2.3. Анализ меню школьной столовой
Изучив меню школьной столовой за 14-19 ноября 2016г., было выявлено, сколько граммов сахара в день и за неделю употребляет ученик начальных классов школы - интерната №1. Выбраны из недельного меню только те блюда и напитки, в приготовлении которых добавили сахар.
Понедельник
Каша пшеничная (4,275г), компот из свежих плодов (15г), чай с сахаром (15г) Итого: 34,275г
Вторник
Какао с молоком (15г), салат из белокочанной капусты (5г), компот из смеси сухофруктов (15г), чай с сахаром (14,9г) Итого: 49,9г
Среда
Каша вязкая молочная из кукурузной крупы (4,286г), птица тушеная (0,4г), компот из свежих плодов (15г), ватрушка с повидлом (2,275г) Итого: 21,971г
Четверг
Запеканка из творога (11,2г), кофейный напиток с молоком (15г), капуста тушеная (2,1г), чай с сахаром (15г) Итого:43,3г
Пятница
Каша овсяная молочная жидкая (4,286),чай с молоком (15г), борщ с капустой и картофелем (2,5),компот из свежих плодов (15), коржик молочный (19,712г). Итого:55,998г
Суббота
Суп молочный с крупой рисовой (2г), чай с молоком (15г), компот из смеси сухофруктов (15г) Итого:32г
Согласно СанПин 2.4.5.2409-08 Приложение №8 [7], для приготовления блюд и напитков в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать сахар в количестве 40 г в день. Было выявлено, что 15 ноября расход сахара превысил на 13%, 17 ноября – на 7%, 18 ноября – на 40%. Если взять показатели за неделю, то подсчитано, что каждый ученик употребил 237г сахара, что составляет 99% от нормы. Таким образом, можно сделать вывод, что питание в школьной столовой не причинит вреда здоровью детей.
2.4. Рекомендации по употреблению сахара
В ходе исследования были разработаны рекомендации, соблюдение которых может уменьшить количество сахара в рационе.
1.Полезнее употреблять коричневый (нерафинированный) сахар. Он сохраняет в своем составе ценные вещества.
2. Попробуйте сахар заменить медом, хотя он состоит из 80% сахара, но обладает более насыщенным вкусом и содержит антибиотические вещества.
3.Употребляйте больше фруктов и овощей вместо сладостей, в них меньше сахара и больше витаминов.
4.Пейте минеральную воду вместо колы и какой-либо другой газировки.
5.Вместо конфет ешьте сухофрукты.
Необходимо знать
1.Не рекомендуется употреблять сладкое натощак.
2.Не рекомендуется употреблять сладкое во второй половине дня.
Заключение
В ходе проведенного исследования было установлено, что сахар нужен организму человека, т.к. является основным поставщиком энергии. Вред сахара становится явным при его избытке в рационе. Полезнее коричневый (нерафинированный) сахар, чем рафинад. Через анкетирование было выявлено, что большинство учащихся не могут отказаться полностью от сахара и сладких продуктов, поэтому лучше, если сахар будет присутствовать в пище в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются органические сахара, столь нужные организму человека.
Материал данной работы использован для проведения классного часа «Будьте здоровы».
Библиографический список
1.Бугаенко И.Ф. Сахар.- М.: Русагро-Сахар, 2006
2.Кановская М.Н Лекарство или яд. Сахар. - М.:АСТ, Сова, 2005
3.Конашкова И.П. Сахар: вред или польза? - М.: Крук, 2007
4.Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.:АРКТИ, 2006
5.Полезное лакомство // Мурзилка №4,2001,с.15
6.Пульцин М.Н. Сласти и страсти. - СПб.: Норма,2004
7.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПин 2.4.5.2409-08
Приложение №1 Результаты анкетирования «Сахар в жизни учащихся»
1.Что бы вы предпочли: сладости или фрукты?
Любите ли вы сладкое?
3.Вредно ли есть много сахара?
4.Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?