Плесень как живой организм

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плесень как живой организм

Новицкая М.Н. 1
1МБОУ "СОШ №1"
Мартынова Ю.В. 1
1МБОУ "СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Людмила Тутова

О плесени

Покрылись овощи и хлебные

Лепёшки какой-то непонятной

Ерундой. То выросли тёмные

Спорангии на ножке, пусть,

Если бы не кончилось бедой.

Налёт из плесени коварен и опасен

И вид у неё, по-моему, ужасен!

Актуальность

Часто в простой жизни мы сталкиваемся с непонятным налетом на несвежих продуктах питания. Такие продукты нельзя употреблять в пищу! Какое влияние оказывает плесень на людей и откуда она появляется? Это важно знать и взрослым и детям

Объект исследования – свойства плесени как живого организма

Предмет исследования — плесень

ГИПОТЕЗА: ПЛЕСЕНЬ- ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ!

Цель исследовательской работы - познакомиться с плесенью, как с живым организмом

Задачи исследовательской работы:

1) Собрать информацию о плесени, как о живом организме

2) Провести опыт по выращиванию плесени

3) Проанализировать и сравнить полученные результаты

4) Познакомить ребят с результатами моего исследования.

5)Найти доступные способы борьбы с плесенью.

Методы исследования 

1.Сбор информации

2. Опрос

3.Практический эксперимент

Теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для информирования одноклассников.

Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать для повышения образовательного уровня в школьном курсе «Окружающий мир» в теме: Грибы, во внеурочной деятельности по курсу «ЗОЖ».

1.1.Общие сведения.

Из словаря мы узнали, что плесень – это грибы.

Плесень появилась на земле очень давно, много миллионов лет назад.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. Попадая в подходящую среду, спора, при необходимой температуре и уровне влажности, начинает прорастать. Она образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей — мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью.

Плесень представляет собой особый грибок. Этот грибок распространен практически везде. Споры плесени можно встретить в воздухе, на земле, в пыли, на коре растений и во многих других местах. Плесень живет практически в любое время года.

1.2.Сбор информации

Из курса Окружающий мир я знаю, что живые организмы отличаются от неживых некоторыми признаками.

Живые существа:

1) дышат

2) питаются

3) растут

4) развиваются

5) приносят потомство

6) умирают

Значит и плесень как живой организм должна тоже обладать этими признаками.

Грибы – особое царство живых организмов, насчитывающее более 100 тысяч видов.

Главное отличие грибов от растений – неспособность вырабатывать для себя питательные вещества. Грибы питаются готовыми органическими веществами, поселяясь на живых существах или на мертвых тканях, например на гниющих древесных стволах.

Грибы не только то, что растет в лесу. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – грибы. Белый налет на ягодах крыжовника – это тоже грибы. Всем известные дрожжи – грибы. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба – и это тоже гриб.

Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу. Вегетативное тело гриба представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из нитей – гифов. Условно грибы разделяют на миксомицеты – грибы с крупными плодовыми телами (шляпочные, дождевики, трутовые) и миксомицеты – микроскопически малые грибы, образующие налеты, плесени на растениях и органических субстратах или живущие в почве и в водной среде.

Плесени (плесневые грибы) – это характерные пушистые или бархатистые грибные налеты различных окрасок, развивающиеся обычно на продуктах питания, растительных остатках, обоях, коже и других предметах при соответствующих условиях. Плесени часто вызывают массовую гибель фруктов и овощей во время хранения и тем наносят огромный ущерб. Налет на поверхности субстрата (плесень) образован спороношениями грибов. Грибные нити (мицелий) пронизывают субстрат и разрушают его при помощи выделяемых ферментов.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий).

Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.

Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности и неэффективной вентиляции на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги и т.д.

Благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках. Микроспоры (размеры спор плесени - от 2 до 8 мкм) могут подниматься по вентиляции из сырых подвалов. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.

Плесень и грибок обожают влагу. К сожалению, все материалы, окружающие нас, в той или иной степени содержат влагу. В фасадах из камня и бетона влага образуется в результате конденсации, то есть оседает на поверхностях стен в виде мелких капелек. Конденсат может появиться в холодное время года из-за недостаточной толщины стен. В ванных комнатах (не говоря уже о банях и саунах) конденсат - обычное явление - результат разности температур поверхности и примыкающего к ней воздуха. Дождь благотворно влияет на произрастание плесени. Влага проникает через поры, отверстия, трещины или негерметичные швы зданий. Грунтовые и осадочные воды имеют нехорошее свойство впитываться в цоколь здания или в стены. Появление плесени на незащищенных материалах в этом случае неминуемо.

Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Она, как и деревья зимой, не "живет активной жизнью" (не споро образует, хотя есть и исключения), но и не умирает. При повышении температуры плесень снова начинает споро образовывать. Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры плюс 100 градусов С в течение 1-2 часов.

1.3 Анкетирование.

Узнав о плесени из литературы, я решила узнать у одноклассников, что они знают о плесени и провела опрос.

В опросе приняли участие 26 человек, Они отвечали на 3 вопроса:

1.Знаете ли вы, что такое плесень?

2. Опасна ли плесень для человека?

3.Хотели ли вы больше узнать о плесени?

Вместе с учителем мы обработали ответы и выяснилось, что большинство учеников класса очень мало знают о плесени. (Рис.1)

1.4 Проведение исследования

Я решила экспериментальным путем выяснить условия возникновения плесени и проверить, действительно ли плесень- живой организм

Опыт по выращиванию плесени.

Для того, чтобы убедиться, что плесень действительно является живым организмом, я решила провести опыт по ее выращиванию Рис.2,3

1. Дата проведения моего опыта 5 января

Взяв обычный хлеб, овощи, молочные продукты и оставив их на столе.

Я наблюдала. Но ни на 1, ни на 2 день моего эксперимента ничего не происходило

На 5 день мой эксперимент пришлось прекратить, так как хлеб засох.

Овощи тоже стали вянуть, плесень, к сожалению, не появилась.

2.Тогда я решила разобраться в чем причина моей неудачи. Если следовать мысли, что плесень живой организм, то ей нужны благоприятные условия, а именно влажная среда, с наименьшим содержанием кислорода.

3.Дата проведения моего второго опыта 15 января

Я взяла хлеб, овощи, лимон и поместила их в герметичный пакет, предварительно сбрызнув их водой. Поставила их в более влажное, темное место. И также вела наблюдение.

На первый день и на 2 день моего эксперимента ничего не происходило.

А уже на 3 день на перце появилась плесень на маленьком участке, размером примерно 0,5 см.

На лимоне плесень начала появляться тоже на 3 день, тоже на маленьком участке.

Но на перце плесень была зеленоватого цвета, а на лимоне белого цвета. Сначала на небольших участках, но она росла и размножалась, завоевывая новые участки, переходя на новые овощи лежащие рядом. Уже на 7 день моего эксперимента практически весь лимон напоминал пушистый белый шарик.

Перец выглядел не столь привлекательно, он больше напоминал, какую-то массу, покрытую зеленым цветом. Появился неприятный специфический запах.

На хлебе плесень появилась на третий день. Это были пятнышки от светлого до зеленого цвета, размером от 0, 5 до 1 см , их тоже сначала было не много, а потом больше и больше. На 7 день хлеб практически полностью был покрыт плесенью, цвет не изменился. Плесень была и белого, зеленого цвета.Рис.4

Значит главным условием для роста плесени является влажность и повышенная температура и плохой воздухообмен.

Прежде, чем завершить эксперимент, я решила рассмотреть полученные образцы под моим микроскопом.

Перед тем как приступить к работе, я подготовилась, одела маску и перчатки, чтобы быть максимально защищенной. Так как мельчайшие ее частицы передвигаются по воздуху.

Под микроскопом видно, что пушистое с первого взгляда пятнышко на самом деле состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Длинные ответвления имеют на конце маленькие черные шарики, содержащие споры. Другие более короткие, проникают вглубь поверхности на которой находиться плесень. Они служат для плесени тем же, что и корни для других растений; помогают ей закрепиться на одном месте, всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста.

В результате проведенного исследования была составлена таблица благоприятных условий для роста и размножения плесени:

1. Питательный субстрат - это может быть всё что угодно из вашего холодильника (хлеб, лук, яблоко и т.д.)

2. Банка или пакет, которую можно плотно закрыть. Это нужно для сохранения влаги и для вашей безопасности, в первую очередь.

3. Влажная салфетка под питательным субстратом.

4. Отсутствие прямых солнечных лучей и вообще солнечного света в целом (лампочка никак не повлияет).

5. Влага. Да, без неё всё будет совсем скучно и медленно. Достаточно просто намочить салфетку и постелить её. ВАЖНО! Салфетка не должна быть мокрой, а должна быть влажной, перед тем как положить, например, кусок хлеба, на стенки банки можно попрыскать водой из пульверизатора, но не сильно.

6. Тепло. Для высокой скорости роста поддерживайте температуру в районе 20-25 градусов С.

1.5.Средства борьбы с плесенью в домашних условиях

Природа не могла оставить человека, без своей помощи против такого сильного и неуязвимого врага, как плесень. В природе существует травянистое многолетнее растение, называется монарда. Именно ее эфирное масло содержит такие элементы как: мирцен, цинелол и цимол, тимол, благодаря которым оно может подавить рост черной плесени полностью. Растет Монарда в Северной Америки и в Азии. Нам она является не очень доступной.

Моя работа была бы не завершенной, если бы я при помощи интернета не нашла бы средство для борьбы с плесенью, которое можно сделать в домашних условиях. Для этого потребуется:

Купить 10 таблеток фурацилина. Именно его антисептический состав действует на многие формы микроорганизмов. И, если соединить его с содой, которая есть в каждом доме, то можно получить хорошее, доступное средство для борьбы с плесенью. Взяв 10 таблеток фурацилина, я растерла его в порошок, высыпала его в пульверизатор с водой, туда же 1 чайную ложку пищевой соды, и все тщательно перемешала. Наше средство готово, останется его только нанести на поверхность, зараженную плесенью. Оставить так на несколько часов, после этого смыть. Хоть эти два компонента и являются безопасными для человека, все же не стоит пренебрегать защитой, надо использовать в своей работе перчатки и маску. Этим составом мы обработали участок стены, пораженный плесенью и получили хороший результат Рис.5

Вывод:

Плесень- это особый мир. Жители этого параллельного мира сходны по своим характеристикам с бактериями,растениями и животными.И, все –таки, плесень близка к растениям.Как и их родственники растения,грибки поглощают питательные вещества всей своей поверхностью,а не заглатывают в отличие от животных.Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи,она живет в самой пище и ест то,что дано.

Человечество самонадеянно думает, что мир издавна принадлежит нам, разумным и всемогущим. Это не так — плесень (простонародное название грибков) появилась гораздо раньше человека, около 200 миллионов лет назад. Она приспособилась ко всему, даже к тому, что может угрожать живым существам. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.

Список литературы

1.Энциклопедия для детей (биология» «Аванта+» 1997г)

2.Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга: под редакцией Г.П.Шалаева (Издательство: АСТ-ЛТД. Москва 1998год; Тома 6 и10).

3.Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО «Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

Сайты интернета:

http://kedem.ru/glossary/cheese/20110714-cheese/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Сыры_с_плесенью

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Флеминг,_Александр

Научно-документальный фильм «ПЛЕСЕНЬ», Россия 2008 г

http://www.1tv.ru/documentary/fi=5790

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Просмотров работы: 1113