Радужные цветы

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Радужные цветы

Мазитова М.Р. 1
1МАОУ "Лицей №42"
Хамидуллина  О.З. 1
1МАОУ "Лицей №42"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Однажды в цветочном магазине я увидела радужную розу – она была необыкновенно красивой. Придя домой, мы с мамой решили узнать, как получаются такие цветы. Оказывается это не так уж и сложно, главное иметь все инструменты, красители и терпение.

Цель  работы: изучение строения растений, процесса поглощения воды и иных питательных и минеральных веществ растениями; получение разного окраса роз и хризантем при взаимодействии с раствором пищевого красителя.

Задачи:

Собрать и изучить информацию о роли воды в жизни растений.

Провести эксперимент по окрашиванию цветов в домашних условиях.

Проанализировать полученные результаты.

Объектом исследования явились срезанные цветы (белые розы и хризантемы).

Исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части мы изучили вопросы роли воды в жизни растений обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, биологии при изучении темы питания растений и поглощения питательных веществ, для создания необычного букета.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Историческая справка.

Что называть растением, нет однозначного ответа. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, которые не способны самостоятельно передвигаться (в противоположность животным). Позднее были открыты бактерии, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений. Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений.

По состоянию на начало 2010 года, по данным Международного союза охраны природы (IUCN), было описано около 320 тысяч видов растений, из них около 280 тысяч видов цветковых, 1 тысяча видов голосеменных, около 16 тысяч мохообразных, около 12 тысяч видов высших споровых растений (ПлауновидныеПапоротникообразныеХвощевидные). Однако, это число увеличивается, так как постоянно открываются новые виды.

1.2. Растения: их роль и строение

Растения поддерживают жизнь на Земле. Они природные фильтры – поглощают углекислый газ, который, накапливаясь в атмосфере, вызывает глобальное потепление, и другие вредные газы. Именно растения выделяют кислород, без которого наша жизнь невозможна. К тому же, растительный мир даёт животным и людям фрукты и овощи, орехи и ягоды, листья и древесину.

Каждое растение состоит из наземной части и корневой системы. То, что мы видим над землей, - это стебли, листья и цветы, корневая система обычно скрыта в почве.

Листья и цветы растут на стебле. По стеблю вода и питательные вещества перемещаются из корней к разным частям растения. У некоторых растений – мягкие зеленые стебли, у других – крепкие древесные стволы.

Корни прорастают вглубь почвы и удерживают растение на поверхности земли. Они всасывают воду и минеральные вещества из почвы и являются хранилищем питательных веществ. Листья растения накапливают воду и питательные вещества. Цветы – самая красивая часть растения. Цветы бывают разных размеров, форм и окраски. Они отвечают за размножение цветковых растений.

1.3.Вода в жизни растений

Как стало нам известно, вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.

Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.

Прорастание семян зависит от наличия воды.

Вода участвует в процессе фотосинтеза.

Водные растворы, наполняющие клетки, обеспечивают растению упругость, таким образом, растение сохраняет свою форму.

Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Обычно растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду. Смысл поглощения излишек воды, чтобы потом ее испарить, по большей части сводится к тому, что ток воды обеспечивает перенос веществ. Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено.

Вода и питательные вещества поступают в растения снизу вверх – от корней к листьям. Движение питательных веществ похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Эксперимент

Благодаря данному эксперименту мы сможем наблюдать движение воды в растениях.

Как известно, срезанные цветы «утоляют жажду» через стебель. От качества и цвета воды, которую они «пьют», будет зависеть и то, как долго они простоят, и какой оттенок приобретут их лепестки.

Для проведения опыта нам понадобится:

· любые цветы с белыми лепестками, мы использовали  белые розы и хризантемы.

· емкости для воды, например стаканы.

· пищевые водорастворимые красители разных цветов, мы выбрали желтый, красный, синий, зеленый и розовый.

· нож

· вода

План работы:

1. Наполнили  емкости водой (фото 1).

Фото 1.

2. Добавили в каждую из них пищевой краситель определенного цвета

(фото 2).

Фото 2

3. Цветам подрезали стебли.

4. Поместили по одному цветку каждого вида в разные емкости с красителями (фото 3,4).

Фото 3

Фото 4

5. Ожидали, пока окрашенная вода поднялась по стебелькам растений вверх и окрасила их лепестки в разные цвета. Первые признаки окрашивания появляются уже через 5-7 часов, полное окрашивание в течение суток.Обратите внимание, что у вас окрасятся не только лепестки цветка, но также его листья и стебель. Окрашивание всегда происходит неравномерно. Первыми окрашиваются толстые жилки, по которым проходит вода. Только затем наступает полная окраска цветка (фото 5, 6, 7, 8, 9).

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 9

При достижении желаемого результата нужно переставить цветы в вазу с обычной чистой водой.

Также, розу можно покрасить в несколько цветов одновременно. Разрезав стебель на две части, каждую помещаем в отдельные сосуды с разной краской. Через время, когда лепестки окрасятся в различные цвета, розу нужно переставить в обычную воду. Таким образом, получается цветок необыкновенной красоты. В конце эксперимента не забыли обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.

Вывод: Научно-практическая работа была очень интересной, увлекательной. Изучив литературные источники и ресурсы Интернета, узнала, что можно получить необычного цвета, «волшебной» окраски цветы, воспользовавшись техникой искусственного окрашивания.Благодаря данному эксперименту мы смогли наблюдать движение воды в растениях.Также, мы убедились, что срезанные цветы «утоляют жажду» через стебель. От качества и цвета воды, которую они «пьют», будет зависеть и то, как долго они простоят, и какой оттенок приобретут их лепестки.Задачи, поставленные перед нами, выполнены.

 

Заключение

В процессе работы над научно-практической работой мы изучили и узнали роль воды в жизни растений, рассмотрели этапы и механизм поглощения растениями воды и иных минеральных веществ, установили, какие факторы влияют на этот процесс.

В ходе эксперимента разработана технология окрашивания живых цветов. Опыт проводился в домашних условиях с родителями.

Результатом довольны!

Окрашивание живых цветов —это не очень трудная задача. Главное —

этопридерживаться некоторых правил:

После достижения желаемого окраса лепестков, цветок следует достать из раствора

и поставить в чистую воду, так он простоит ещё несколько дней.

Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать

только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться.

Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать

этомаксимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в

микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно

проходить по стеблю.

Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.

Красьте цветы только при комнатной температуре.

Окрашивание живых цветов —это не очень трудная задача. Главное —

этопридерживаться некоторых правил:

После достижения желаемого окраса лепестков, цветок следует достать из раствора

и поставить в чистую воду, так он простоит ещё несколько дней.

Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать

только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться.

Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать

этомаксимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в

микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно

проходить по стеблю.

Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.

Красьте цветы только при комнатной температуре

Окрашивание живых цветов —это не очень трудная задача. Главное —

этопридерживаться некоторых правил:

После достижения желаемого окраса лепестков, цветок следует достать из раствора

и поставить в чистую воду, так он простоит ещё несколько дней.

Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать

только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться.

Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать

этомаксимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в

микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно

проходить по стеблю.

Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.

Красьте цветы только при комнатной температуре

Окрашивание живых цветов —это не очень трудная задача. Главное —

этопридерживаться некоторых правил:

После достижения желаемого окраса лепестков, цветок следует достать из раствора

и поставить в чистую воду, так он простоит ещё несколько дней.

Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать

только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться.

Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать

этомаксимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в

микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно

проходить по стеблю.

Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.

Красьте цветы только при комнатной температуре

Использованная литература:

Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. АнтонеллыМейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылёвой - Москва: ЗАО « Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»», 2005.-260 с.

Познавательные опыты в школе и дома/ Под ред. Элистер Смит; Пер. с англ. В. А. Жукова - Москва: ООО «Росмэн-Издат», 2001. -96 с.

Сайты:

https://eknigi.org/dlja_detej/55690-poznavatelnye-opyty-v-shkole-i-doma.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Растения

Просмотров работы: 119