ВВЕДЕНИЕ
Маленькие дети начинают знакомиться с окружающим миром. С неподдельным интересом они впитывают все новое. Тянутся к каждому листочку, травинке, цветочку. Тем более их интересуют животные. Как радуется ребенок, увидев на улице кошку, собаку или птичку. С любовью и трепетом он относится к живым существам. Животное-источник новых ощущений, впечатлений, переживаний, общение с ним расширяет границы познания окружающего мира. Так малыш накапливает позитивный опыт, а его эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на его психическом развитии и способствует более раннему становлению его, как личности.
На одном из уроков по Окружающему миру мы изучали тему «Про кошек и собак". Эта тема вызвала большой интерес у меня и моих одноклассников. Поэтому в нашем классе прошли классные часы под названием «Друг рядом с тобой», «С любовью к животным». [1]
Мы узнали о профессиях собак: охранник, спасатель, пастух, ищейка, охотник, поводырь слепого. Но главная профессия собаки – быть другом человеку. Волонтер приюта «Зов предков» Ольга Валерьевна Момотенко рассказала, об анималотерапии, о профилактике такого явления, как брошенное животное, и о том, как можно помочь собакам и кошкам, находящимся в приюте. Также мы узнали, что, по мнению психологов, у детей, выросших в семьях с животными, уровень интеллекта выше, чем у детей из семей, не имеющих животных; контакт с животными облегчает адаптацию детей в обществе. [2]
Раньше я об этом не подозревала и решила узнать побольше о влиянии домашних животных на развитие детей.
Данная проблема интересует специалистов различного уровня, что доказывает ее актуальность.
Международный опыт исследований по данной теме рассмотрен мною на основе работы М. Бекоффа. В своей книге «Эмоциональная жизнь животных» автор пишет, что животные оказывают положительный эффект на детей не из-за мягкой шерсти, а из-за того, что животные любят людей, понимают их потребности. В данной книге есть глава, посвященная особым взаимоотношениям детей и животных.
Также при написании данной работы использована информация из статьи Международного журнала исследований проблем, в которой приведены результаты исследований ученых Ливерпульского университета.
С помощью интернет-статьи https://www.vesti.ru/doc.html?id=2920767
я узнала и о противоречивом исследовании американских специалистов Стратегического исследовательского центра, которые представили данные о том, что наличие домашних животных вряд ли положительно влияет на здоровье ребенка.
Проблема влияния животных интересует и отечественных специалистов. В работе Субботина А.В., Ращевской Л.Л. «Лечебная кинология» рассмотрены различные подходы к зоотерапии, приведены результаты исследований, доказывающие, что питомцы могут снять стресс, успокоить, придать хозяину хорошее настроение. Авторы подчеркивают, что особенно важно присутствие в доме животных в тех случаях, когда в семье растет ребенок.
Актуальна данная тема и на региональном уровне. Анна Заморникова, семейный психолог, психотерапевт, участник фонда «Не просто собаки» исследует положительное влияние животных на детей, которые живут в детских домах. Взаимодействие с собакой становится для ребенка очень важным опытом принятия себя, своих чувств, такое взаимодействие связано для него с ощущением опоры и защиты https://www.petfund.ru/therapy-zamornikova
У меня нет домашних животных, но я являюсь волонтером приюта «Зов предков», где имею возможность общаться с животными, поэтому эта тема актуальна и для меня лично.
Проблема: какое влияние оказывают домашние животные на ребенка?
Предмет исследования: влияние домашних животных на развитие детей.
Объект исследования: ребенок в общении с домашними животными.
Гипотеза: общение ребенка с домашними животными положительно влияет на становление личности и формирование характера.
Цель исследования: исследовать вопрос о влиянии домашних животных на ребенка.
Задачи исследования:
Изучить литературу по избранной теме, мнения специалистов о влиянии домашних животных на детей.
Составить анкеты для учащихся и их родителей.
Провести анкетирование учеников 2-го класса и их родителей, провести Онлайн-анкетирование.
Посетить приют «Зов предков» с целью общения с животными.
Методы исследования:
Анализ литературных источников, информации в Интернете.
Анкетирование.
Наблюдение за животными.
Общение с животными.
Систематизация и обобщение материалов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
НЕМНОГО О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
В мегаполисах, для того, чтобы разнообразить свою жизнь, люди начали заводить домашних животных, которые находятся длительное время рядом с человеком, принося хлопоты и в то же время радость. Еще в древности, когда первые люди приручили собаку, она ходила на охоту и была предана человеку. Корова стала давать молоко, овца- шерсть. Одна кошка, так и осталась не приручена до конца, и тем самым просто радует глаз своего хозяина.
Животные занимают большое количество времени, но при этом отдают свои чувства: привязанность, благодарность, преданность и верность. Домашние питомцы прибывают рядом с человеком на протяжении всей жизни. Хозяин их содержит, предоставляя им все необходимое для проживания. Помимо всем привычных котов и собак, люди заводят и не совсем привычных для нас диких животных. Пример — паук птицеед, скорпион, таракан гигантский, мадагаскарский таракан, питон, кобра, енот, суслики. Многие люди, которые держат таких животных, не представляют никого на их месте, потому что они создают уют и особую атмосферу.
Когда человек заводит животное, например, котенка или щенка, он должен понимать всю ответственность своего поступка. Это не просто игрушка, которую с легкостью можно выкинуть и забыть, а практически член семьи, который требует огромного ухода и внимания. Его надо будет кормить, поить, играть, выгуливать, одевать (если потребуется), терпеть временами.
Практически все люди заводят домашних животных, начиная от хомяка и заканчивая огромной собакой. Питомцы являются лучшим лекарством от скуки и депрессий и помогают нам приобрести новые, как правило, положитеьные черты характера. Так, например, имея собаку можно научится привязанности и безотказной любви, имея кошку – грациозности и ласке.
Самыми часто заводимыми питомцами являются кошки и собаки. Но все -таки первое место занимают кошки, поскольку их легче содержать, и они более самостоятельны. Взяв котенка вам остается только кормить его. А все остальное он будет делать сам. Собак чаще всего содержат жители частных домов, потому что этих животных нужно выгуливать, но также много людей заводят собак в квартире. Но это постоянные беспорядки и шум.
В мегаполисах чаще заводят птиц, таких как: попугаи, канарейки. Но на воле такие птицы не выживают, поскольку не могут добыть пропитания и климат для таких птиц нужен особенный.
Люди, которые хотят завести животное, но не имеют времени для ухода за ними, выбирают грызунов: мышей, крыс, хомяков, бурундуков, морских свинок. Такие животные не занимают много места и не требуют особого ухода: им главное сделать запасы и вовремя побегать в колесе. Так же заводчики приручили и некоторых водных жителей. Таких как черепахи, различные рыбы, тритоны, улитки. Рыбы – самый распространенный обитатель аквариумов. При разведении рыб учитывают такие факторы: способность рыб обитать с другими представителями, вид воды, определенное количество кислорода, размер аквариума.
Любое животное требует внимания и ухода, даже если это маленькая рыбка или большая кавказская овчарка.
ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА РЕБЕНКА
Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы я обратилась к литературным источникам, различным статьям, информации в Интернете.
Оказывается, проблема влияния животных на развитие детей вызывает значительный интерес специалистов в областях психологии, психиатрии, реабилитации и физиотерапии.
Одним из первых данным вопросом заинтересовался детский психиатр из США Борис Левинсон. Он заметил, что его маленькие пациенты, испытывавшие серьезные трудности в общении с другими людьми, быстро устанавливают дружеские контакты с его собакой.
Левинсон отметил много положительных моментов в развитии ребенка, появившихся благодаря общению с животными. Он заметил, что «опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы» [3]
Вот что пишет Марк Бекофф в книге «Эмоциональная жизнь животных»: «Дети являются одним из лучших примеров того могущественного влияния, которое оказывают на человеческую жизнь эмоции и сочувствие животных. Более 75 процентов детей в Соединенных Штатах имеют домашних животных. Оказавшись на необитаемом острове, более половины детей предпочли бы компанию животного кому-то из членов семьи. Детей также сильно волнует судьба бездомных животных».
М.Бекофф описывает исследование 394 студентов университета, которое показало, «что те из них, кто в детстве рос с кошками или собаками, были более уверены в себе, чем те, кто рос один. Исследование, проведенное в Хорватии, показало, что дети, которые имели собаку, были более социально ориентированными, чем их сверстники, лишенные четвероногого друга» [4]
Ученые Ливерпульского университета изучили аспекты влияния домашних животных на эмоциональное, образовательное и поведенческое развитие детей и подростков. Результаты исследования опубликованы в Международном журнале исследований проблем. Ребекка Пьюэл (ведущий автор исследования) подчеркивает, что «влияние домашних животных на развитие чувства собственного достоинства представляется максимальным для детей младше 6 лет, а также подростков старше 10 лет» [5]
Рейнольд Берглер, немецкий психолог, обнаружил, что дети, воспитывающиеся в семьях с собаками, отличаются хорошим поведением в школе и добиваются больших успехов в учёбе.
Профессором и его коллегами было опрошено около 400 матерей о поведении и обучении их детей. Выяснилось, что дети, растущие с домашними питомцами, чаще получают хорошие оценки, чем их ровесники без четвероногих друзей.
Берглер считает, что «регулярные прогулки, уход за животными воспитывают в детях чувство ответственности» [6]
Есть и другая точка зрения: специалисты из американского Стратегического исследовательского центра RAND представили данные о том, что наличие в доме собаки или кошки вряд ли действительно улучшает психическое или физическое здоровье детей. Соавтор исследования Лейла Параст говорит, что специалисты не смогли найти доказательства того, что дети из семей с собаками или кошками развиваются лучше с точки зрения их умственного или физического здоровья. В то же время сами авторы отмечают, что в свете предыдущих доказательств "полезности" питомцев, вероятно, необходимы ещё более расширенные исследования, охватывающие длительные периоды времени. По её мнению, новые исследования всё-таки докажут, что развитие морально и физически здорового ребёнка во многом зависит от его четвероногого друга. [7]
В России тоже ведутся исследования о влиянии животных на развитие детей. Специалисты Научного Исследовательского института педиатрии Российской академии медицинских наук выяснили, что общение с собаками улучшает психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, моторику, снижает количество припадков у больных эпилепсией, неразговорчивые дети начинают больше говорить, дети начинают активнее реагировать на окружающий мир. В апреле 2004 года в России вышла книга Субботина А.В. и Ращевской Л.Л. «Лечебная кинология». Авторы пишут, что «если человек в детстве недополучил свою порцию любви, он вырастет несчастным и закомплексованным. Именно этот дефицит любви и ее внешних проявлений в форме физического контакта восполняет общение с домашними любимцами» [8]
Самый активный участник пет-терапевтического движения в России — фонд «Не просто собаки». Он привлекает беспородных собак для помощи в детских приютах, больницах. Дети гладят животных, держат их на руках, разговаривают с ними, общаясь при этом и с волонтерами, что оказывает терапевтический эффект, который подтвержден научными исследованиями. [9]
Получается, что любое домашнее животное, независимо от его вида, размера и пола, играет огромную роль в становлении личности ребенка, его психическом и физическом развитии. Уже давно замечено, что люди, имеющие животных, более устойчивы к стрессам и менее подвержены простудным заболеваниям.. Объяснить некоторые явления с научной точки зрения пока невозможно, но очевидно, что большинство кошек лечат своих хозяев, а собаки нередко забирают болезнь хозяина на себя. Как правило, люди, имеющие собак, всегда общительны и отзывчивы, это люди с оптимистичным взглядом на жизнь.
Присутствие питомца поможет родителям воспитать в ребенке такие качества, как ответственность, аккуратность, сострадание, умение рассчитывать на себя и уважать чужое пространство. Родители склонны многое прощать детям, но собака или кошка не будут терпеть грубое отношение к себе.
Животные помогут ребенку приобрести навыки самостоятельности, научат самостоятельно играть. По сути, они играют роль домашних психотерапевтов, которым дети рассказывают все свои проблемы и горести без риска нарваться на непонимание или ругань. Для ребенка очень много значит безоговорочное принятие их личности, и кошка или собака идеально подходят для этой цели.
Психологи называют не менее 9 причин необходимого присутствия рядом с ребенком четвероногого (пернатого) друга. [10]
1. Животные компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных необходима детям, ведь часто взрослым не хватает времени на общение с собственным ребенком. Конечно, никто не призывает покупать животное как замену родительской любви, но так приятно просто пообщаться с пушистым другом.
2. Доказано, что малообщительным детям животные нередко заменяют друзей: им доверяют тайны, проблемы радости, демонстрируют свои достижения, ведь они не предадут, не высмеют. Кроме того, они могут помочь ребенку завести друзей и среди других детей: представьте, ребенок вышел прогулять своего замечательного пса и вокруг них уже собрались любопытные, желающие влиться в игру с четвероногим, ребята.
3. Детям свойственна эгоистичность, они не могут поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует. Во время общения с животными, не умеющими скрывать свое состояние, дети учатся сопереживать, понимать окружающих, что немаловажно в жизни.
4. Подвижные дети, общаясь с собакой, реализуют избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло.
5. Конечно, животные не умеют говорить, но они издают звуки, могут сигнализировать о своих потребностях и настроении позой, движениями, взглядом. Соответственно, дети учатся понимать животных и людей без слов, кроме того, это помогает развитию фантазии, воображения.
6. Наличие в доме животных дисциплинирует. Ребенок быстрее и лучше усваивает, что все живые существа требуют внимания и ухода. Возможно, маленькому владельцу даже придется перестроить свой режим дня в соответствии с нуждами своего любимца. В результате у ребенка формируется чувство ответственности, потребность заботы не только о себе, но и о других, что особенно важно, если в семье один ребенок.
7. Обычно маленькие дети не боятся собак и кошек, тянутся к ним, но если в результате какого-нибудь случая ребенок испытывает страх перед животным, можно порекомендовать завести пушистого друга, который принесет только положительные эмоции. Во время общения, игр ребенок постепенно преодолевает свой страх и по отношению к другим животным, что в свою очередь поможет ему обрести уверенность в себе, повысит его самооценку.
8. Животные способны повлиять на формирование некоторых черт личности. Так, например, в исследованиях психологов было выявлено, что дети, имеющие дома кошку, отличаются непосредственностью, творческими способностями, независимостью, а те, у кого есть собаки дисциплинированны, общительны, склонны к лидерству. Это объясняется особенностями поведения этих животных. Именно такая особенность собаки, как готовность подчиняться человеку, способность к дрессировке и формирует у ребенка такие качества, как ответственность, склонность к лидерству, а необходимость гулять со своим другом, кормить, поить, чистить клетку - дисциплинированность.
9. Общаясь с животными, ухаживая за ними, ребенок учится доброте, любви, чуткости, состраданию и бережному отношению ко всему живому. [11]
ЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
В настоящее время во многих странах активно развиваются методики терапии с использованием положительного воздействия животных на человека. У всех этих методик есть одно название Пет-терапия-лечение пациентов с помощью домашних животных.
Канистерапия(собаки-терапевты) -один из самых востребованных видов анималотерапии (пет-терапии). За рубежом при детских больницах даже вводятся должности для собак. Благодаря этому существенно сокращаются сроки лечения, уменьшается количество осложнений.
Собак все чаще используют в лечении детей с психическими отклонениями: при умственной отсталости, аутизме и других, а лошади – великолепное средство реабилитации для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе для детей с ДЦП.
В Израиле широко распространена иппотерапия-лечебная верховая езда. Методика дает очень хорошие результаты при лечении детей с неврозами, гиперактивностью, дефицитом внимания, при проблемах в обучении, неуверенности ребенка в себе. Ведь во время верховой езды происходит интенсивная тренировка всех групп мышц, развивается координация движений, чувство равновесия. Растет самооценка – как она может не расти, если тебя слушается такое большое, сильное и умное животное, как лошадь!
У кошки благодаря ее шерсти вырабатываются низкочастотные токи, а трение волосков друг о друга способствует возникновению мощного электрического поля. Эти токи воздействуют на очаги воспаления в организме человека и убивают микробов. Медицина давно использует токи низкой частоты в качестве лечения больных, однако одна кошка может заменить собой несколько дорогостоящих генераторов низкой частоты. При использовании фелинотерапии (кошкотерапии) улучшается кровоснабжение и быстрее заживают раны. Если у пожилых людей есть кошка, то они дольше живут, меньше склонны к развитию неврологических и психических отклонений, по этим же причинам кошек специально заводят в домах престарелых.
Известен и такой метод нетрадиционной медицины как дельфинотерапия. Этот метод комплексной медико-психологической реабилитации основан на ультразвуковом воздействии животного. Ультразвуком в современной медицине лечат более сорока лет. При этом природный ультразвук вдвойне ценнее, чем механический, испускаемый лабораторными установками. Дельфины – это природные излучатели ультразвука, которые с любовью оздоравливают людей. Для лечения больных применяют целебные свойства природного ультразвукового сонара дельфина, способного снимать напряжение и боль.
Существует еще апитерапия-лечение пчелиным ядом, энтомотерапия-применение различных насекомых.
Наличие в доме животных оказывает влияние и на развитие иммунитета к различным аллергенам. Ведь многие мамы именно из-за боязни возникновения аллергии у малыша на шерсть животного боятся заводить питомца. Хотя доказано, что дети с рождения, живущие в доме с несколькими кошками или собаками, в среднем на 60 - 70 % менее подвержены влиянию различных аллергенов, чем дети, у которых в доме было только одно или вообще никаких животных в течение их первого года жизни.
Полученные результаты говорят не только о необходимости менять стереотипы негативного отношения к контакту домашних животных с маленькими детьми, но и о возможности развить новый подход к лечению аллергических заболеваний, основанный на знаниях о влиянии бактерий, содержащихся на шерсти домашних животных, на иммунитет организма к аллергенам.
Нельзя забывать, что любимые питомцы являются прекрасным стимулом для прогулок и физических упражнений. Во многих семьях игры с ними очень популярны, также собака может вдохновить ребенка на ежедневные пробежки и, например, тем самым помочь избавиться от лишнего веса. Животные нормализуют давление. [12]
2.4 АНКЕТИРОВАНИЕ
Для того, чтобы выяснить, как относятся мои одноклассники к домашним животным и знают ли они о благотворном влиянии животных на ребенка, я провела анкетирование. Анкетирование – метод исследования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондентов используется специально оформленный список вопросов — анкета. (см. Приложение 1)
С помощью небольшого опроса я узнала, есть ли у моих одноклассников домашние животные, кто за ними ухаживает и какие черты характера воспитывает у детей общение с домашними животными.
На диаграммах, представленных в приложении 1.1 (См. Приложение 1.1), мы видим, что все мои одноклассники (29 человек-100 % опрошенных) любят домашних животных. В 24 семьях из 29 есть какой-либо питомец (83%). Я узнала, что у моих одноклассников кроме кошек, собак и хомяков есть черепаха и шиншилла. Только у одного человека из всех опрошенных не меняется настроение при общении со своим питомцем (3%), у остальных настроение непременно улучшается. Практически всем (90%) очень нравится играть со своими питомцами. На вопрос «Какие черты характера воспитывает общение с домашними животными?» мои одноклассники ответили по-разному – 28% ответили, что доброту, 10% - ответственность, 3% - общительность, и 59% ответили, что все вышеперечисленные черты.
При помощи анкетирования, представленном в приложении 2 (см. Приложение 2) я выявила мнение родителей учащихся 2 «В» о влиянии домашних животных на физическое и психическое развитие их детей.
Результаты опроса представлены на диаграммах приложения 2.1.
Опрос родителей (см. Приложение 2.1) показал, что в пяти семьях, где нет домашних животных, есть планы обязательно его завести. В 60% семей решение завести домашнего питомца принималось на семейном совете, в остальных случаях (40%) родители выполняли желание ребенка. В 30% семей бремя ухода за животным достается родителям, в 70% — это выполняет вся семья. Большая часть родителей считает, что общение с домашними животными благотворно влияет на физическое состояние их ребенка.
Также для изучения общественного мнения я воспользовалась популярным способом сбора данных Онлайн-анкетированием. На сайте http://www.survio.com/ru/ мы с учителем создали анкету (см. Приложение 3) https://www.survio.com/survey/d/I1I9O9Y3A4H9T6A4L и сделали рассылку по электронной почте.
Результаты опроса интернет-пользователей показали:
90 % опрошенных считают влияние домашних животных на физическое развитие детей благотворным, лишь 6 % опрошенных уверены в обратном (см. приложение 3.1);
67 % опрошенных считают, что влияние домашних животных на психическое развитие детей благотворно, 33 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос (см. приложение 3.2);
73 % опрошенных считают, что домашние животные могут повлиять на ответственность ребенка,
77 % считают, что содержание домашних животных дисциплинирует детей,
59 % считают, что домашние животные придают ребенку уверенности в себе,
72 % опрошенных выбрали общительность,
61 % опрошенных считает, что животные помогут детям стать чуткими,
62 % выбрали сострадание.
Всего в моем Онлайн-опросе приняли участие 52 человека, что указывает на интерес, вызванный данной темой.
2.4 МОЕ ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ
К сожалению, у нашей семьи нет возможности завести домашнее животное, и, чтобы проверить, действительно ли общение с питомцами благотворно влияет на человека, я с родителями отправилась в приют, находящийся на территории нашего поселения. И вот уже около 3 месяцев являюсь волонтером частного приюта для бездомных животных «Зов предков». В приюте мне доверили заниматься социализацией щенков. Я приучаю щенков к ошейнику и поводку, учу их не бояться людей, выгуливаю за пределами вольера, чтобы они привыкали к окружающему миру. Приютские малыши не умеют играть в специальные собачьи игрушки, хотя это немаловажно для их физического и интеллектуального развития, поэтому я много играю со щенками. В это время мои родители гуляют со взрослыми собаками. Каждый выходной мы посещаем приют и получаем массу приятных впечатлений от общения с хвостатыми друзьями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачи, поставленные мной перед началом исследования, выполнены.
В ходе исследования я:
1) Изучила литературу и информацию в Интернете, познакомилась с мнениями специалистов и пришла к следующим выводам:
1. Уход за домашними животными воспитывает ответственность.
2. Прогулки и игры с животными оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей.
3. Общение с домашними животными улучшает психоэмоциональное состояние ребенка.
4. Во время общения с животными дети учатся понимать окружающих, сострадать живому.
5. Животные оказывают терапевтический эффект на людей.
2) Составила анкеты для учащихся и их родителей с целью выявления их мнения о влиянии домашних животных на детей.
3) Провела анкетирование учащихся 2 «В» и их родителей, а также онлайн-анкетирование, и убедилась, что большинство опрошенных, считают влияние домашних животных на ребенка положительным.
4) В рамках своего исследования посетила приют для бездомных животных «Зов предков» и убедилась на собственном опыте в благотворном влиянии животных на человека: во время общения с собаками у меня улучшалось настроение и самочувствие, у меня появилось чувство ответственности за моих подопечных. Ведь животные всегда ждут нас независимо от нашего настроения, погоды и других обстоятельств. С тех пор, как я стала общаться с животными из приюта, я стала внимательнее относиться к окружающему миру и живым существам.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась – общение ребенка с домашними животными положительно влияет на становление личности и формирование характера.
Благодаря данному исследованию я узнала, кто такие волонтеры, заинтересовалась проблемой бездомных животных.
Во многих развитых странах принято брать животное из приюта в семью. В России такая тенденция тоже набирает обороты – можно взять собаку или кошку, чтобы подарить счастье питомцу и себе. А некоторые люди, посетив приют, становятся волонтерами, навсегда проникаются духом помощи и взаимопомощи, помогают выгуливать или передерживать собак, общаются на форумах, распространяют информацию в социальных сетях о конкретных животных, которые ищут дом.
Возможность продолжения своего исследования я вижу в изучении темы о собаках-терапевтах. Я узнала, что приют «Зов предков», который я посещаю, принимает активное участие в работе фонда «Не просто собаки». Суть проекта заключается в привлечении собак-дворняг к взаимодействию с людьми, нуждающимися в помощи (детские дома, дома престарелых, хосписы). В будущем я бы хотела присоединиться к этой благотворительной деятельности.
По моему мнению, результаты данного исследования являются очень полезными для меня и моих одноклассников. Мы узнали много нового о домашних питомцах, об их положительном влиянии на эмоциональное состояние и развитие детей. Ребята из моего класса приняли активное участие в благотворительной акции «Маленькая помощь лучше большого сочувствия». Собранные корма и крупы были отправлены в приют «Зов предков».
Закончу словами Марка Бекоффа: «Мы нуждаемся в животных так же, как в воздухе, которым дышим. Мы живем в мире, в котором многие из нас отдалены от живой природы. Животные — это наши превосходные друзья, которые помогают нам каждый день. Без близких и взаимных отношений с другими существами мы отделяем себя от богатого, разнообразного и великолепного мира, в котором мы живем».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://gimn-bv.odinedu.ru/about/news/2016/1703/
http://gimn-bv.odinedu.ru/about/news/2017/2154/
http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200303207
Бекофф Марк Эмоциональная жизнь животных ИГ "Весь", 2010
https://news.rambler.ru/science/36266758-domashnie-zhivotnye-polozhitelno-vliyayut-na-razvitie-detey/
http://news.samaratoday.ru/news/2863/
https://www.vesti.ru/doc.html?id=2920767
Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация»: «Макцентр. Издательство»; 2004
https://www.petfund.ru/about3
http://www.izhdvorec.ru/konsultatsii-dlya-roditelej/489-deti-i-zhivotnye
Богсович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.29
Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1997, с.24.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Анкета для школьников
«Выявление мнения детей о влиянии домашних животных на их физическое и психическое развитие».
1.Любите ли вы домашних животных?
да
нет
2.Есть ли у вас дома какие-нибудь животные?
да
нет
3.Как изменяется ваше настроение при общении с животными?
улучшается
ухудшается
не меняется
4.Любите ли вы играть с домашними животными?
да
нет
не знаю
5.Как вы думаете, какие черты характера воспитывает общение с домашними животными?
доброта
ответственность
общительность
все перечисленные
Приложение 1. 1.
Приложение 2.
Анкета для родителей
«Выявление мнения родителей о влиянии домашних животных на физическое и психическое развитие ребенка».
Есть ли у вас домашнее животное? (Если да, укажите какое)
да
нет
планируем завести
Как животное появилось в доме?
желание взрослых
желание ребенка
общее решение всех членов семьи
иное
Кто ухаживает за животным?
взрослые
ребенок
вместе
другое
4. Считаете ли Вы, что домашние животные оказывают благотворное влияние на физическое развитие ребенка?
да
нет
затрудняюсь ответить
5. По Вашему мнению, какие качества личности ребенка помогают развивать домашние животные?
ответственность
дисциплинированность
уверенность в себе
уравновешенность
чуткость и сострадание
общительность
Приложение 3.
Приложение 3.1.
Приложение 3.2.
Приложение 3.3.