Мне кажется, что одна из самых больших удач
в жизни человека — счастливое детство.
Агата Кристи
Введение.
Ещё сто лет назад один ребёнок в семье был редкостью. И с того времени в нашем обществе закрепилось устойчивое мнение, что единственный ребёнок - эгоист, избалованный и не приспособленный к жизни.
В Росси в настоящее время большой процент семей воспитывают единственного ребёнка в семье, и его развитие и жизнь, конечно же, проходят не так, как у других детей, у которых есть братья и сёстры.
Становится очень важной проблема занятости детей школьного возраста в свободное от уроков время. В связи с тем, что родители проводят все больше времени на работе, многие из них стараются определить своего ребенка на продленку, на всевозможные секции и кружки, а также к репетиторам.
Многие родители не всегда имеют возможность организовать досуговую деятельность своего ребёнка дома и очень часто взаимоотношения с родителями в семье заменяет телевизор, телефон, реже книга и какие – то занимательные игры. Очень редко сейчас дети ходят в гости друг к другу.
Актуальность исследовательской работы:
Я выбрала тему данной работы, потому что мне захотелось рассказать о том, как не хватает внимания ребенку, который воспитывается один в семье. Да, да, да, именно внимания, со стороны родителей, родственников и друзей.
Приходя в гости, к друзьям моих родителей, разговаривая со своими подругами, одноклассниками в школе, я поняла, что очень многие дети в семье – одни. У них нет брата или сестры. Родители очень много времени проводят на работе, дома у них много дел по хозяйству: готовка, стирка, уборка, та же работа - все надо успеть сделать на завтра и чем старше становится ребенок – тем больше он становится… одиноким в семье. И взрослые этого не видят, а об этом хочется рассказать.
Цель исследовательской работы: определение количества времени, проводимого родителями с детьми.
Задачи исследовательской работы:
На основе анализа литературы определить степень изученности избранной темы.
Выбрать диагностические методики, позволяющие определить отношения ребенка с родителями.
Анкетирование.
Анализ
Объект исследования: отношение между родителями и детьми, учащихся в 3А, 3Б, Гимназии № 3
Предмет исследования: выявить процесс взаимоотношений между родителями и детьми в семье.
Методы и средства:
Теоретический: анализ литературы по данной теме.
Диагностирование (анкетирование).
Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. В исследовании принимали участие ученики 3-А, 3-Б и классов в количестве 72 человек, в возрасте от 9 до 10 лет.
Беседы с родителями, учителем, психологом.
Гипотезы:
Один ребенок в семье – одинокий ребенок.
Один ребенок в семье - избалованный ребенок.
Внимание родителей – важнейшее условие для развития ребенка.
Для доказательства своих гипотез я подобрала с помощью учителя необходимые материалы, а затем составила анкеты: «Расскажи о своей семье» и «Как я провожу свое свободное время», а так же использовала метод «Незаконченные предложения».
1.Основная часть
1.1. Обзор литературы
Глядя на статистику количества детей в семье и состава семей, очевидными становятся следующие факты: однодетные семьи преобладают в России и во многих других странах уже несколько десятилетий, уменьшается количество полных семей, а многодетные семьи и вовсе стали редким явлением. Конечно, весомым в вопросе о количестве детей в семье является материальный фактор: наличие своего жилья; возможность обеспечить ребенка всем необходимым; трудности, возникающие у женщины в отношении карьеры при рождении ребенка. Однако часто родители ограничиваются рождением лишь одного малыша и по другим причинам.
Считается, что единственные дети более развиты в интеллектуальном плане, ведь они постоянно окружены взрослыми и стараются быть с ними наравне и поэтому риск вырасти эгоистом, замкнутым на собственном "Я", для единственного ребенка в любом случае выше, чем для ребенка из многодетной семьи или даже семьи с двумя детьми.
Когда малыш один, ему трудно представить, что иногда бывает нужно поступаться своими интересами, с кем-то делиться. Когда у малыша есть братья или сестры, ему просто волей-неволей приходится уступать, идти на компромиссы.
Самым большим минусом для единственного ребенка является его одиночество со всеми вытекающими последствиями. В наше неспокойное время родители часто опасаются отпускать ребенка гулять одного, а некоторые не любят и приглашать других детей в гости. Вдобавок, не имея времени организовать ребенку интересный досуг, родители включают ребенку телевизор, компьютер и различные гаджеты. В результате вокруг маленького человека возникает неестественное для развития окружение - не другие дети разных возрастов, а лишь взрослые и картинки на экране, с которыми, очевидно, не пообщаешься. Ребенок чувствует себя изолированным и беззащитным, в отличие от детей, имеющих братьев и сестер - они всегда на подсознательном уровне чувствуют за собой опору.
Как ни грустно это признавать, родители не вечны, и когда-то единственный ребенок останется по-настоящему один. Часто даже братья и сестры, имеющие не самые близкие отношения, признают, что несмотря ни на что, любят и ценят друг друга, радуются тому, что у них есть родной по крови человек, на которого можно положиться.
1.2 Роль родителей в развитии единственного ребенка.
В процессе близких взаимоотношений со своими родными у ребенка с первых дней жизни формируется его личность. Он входит в мир своих родных, перенимает их нормы поведения.
Поэтому родители играют ответственную роль в жизни ребенка. Для того чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательное влияние родителей на воспитание единственного ребенка необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни ребенка;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относиться к окружающим, в том числе и к членам семьи.
Практическая часть
2.1. Изучение роли родителей в жизни ребенка и участие в его воспитании.
С целью изучения роли родителей в жизни единственного ребенка в семье и участии в его воспитании нами была составлены и использованы анкеты, «Расскажи о своей семье» и «Как я провожу свое свободное время». Ребятам необходимо было самостоятельно сделать свой выбор (приложение №1 и приложение № 2). В исследовании принимали участие ученики 3-х классов в количестве 72 человека, в возрасте от 9 до 10 лет.
Получилась очень интересная для нас информация. Обратите внимание на диаграмму (рис №1).
Рис. №1.
Среди опрошенных 28% семей, где воспитывается один ребенок. Пусть это небольшой процент, но мне было очень интересно выяснить какие взаимоотношения у родителей и детей в этих семьях, как они проводят свое свободное время.
Результаты Анкеты № 1 подтвердили мои ожидания (рис. № 2).
Изучение роли родителей в жизни ребенка
Рис. № 2.
68 % опрошенных - это дети, воспитанием которых занимается в свободное время бабушки и дедушки. Потому что родители отдают много времени своей работе, 42 % детей об этом указали в анкете.
Родители на сегодняшний день считают самым важным - это сделать с ребенком домашнее задание – 89 %, и времени на совместные игры с ребенком совсем не остается.
Решить проблему с помощью походов в развлекательные центры (74 %) с помощью прогулок на выходных (68%) или походов в гости (58%) тоже не так просто. Ребенок общается здесь со сверстниками. А родители осуществляют функцию контроля и присмотра за детьми в силу еще маленького возраста.
Дальнейший анализ подтвердил мою гипотезу, что один ребенок в семье остается в свое свободное время один на один с собой. Об этом говорят результаты Анкеты № 2.
Занятия в свободное время.
Больше 70 процентов ребят в свободное время играют, рисуют, смотрят мультфильмы, играют в планшет сами с собой. Таким образом, моя гипотеза, что один ребенок в семье – одинок, подтвердилась.
Что касается гипотезы, об избалованности одного ребенка в семье родителями, о том, что вокруг него «крутится весь мир» не подтверждается. Это отголоски прошлых лет. Сегодняшнее время диктует свои правила, и требований к одному ребенку в семье и со стороны родителей и со стороны окружающих гораздо больше.
2.2. Изучение отношения детей к родителям.
Для изучения этого вопроса мы при помощи психологов модифицировали методику «Незаконченные предложения» и составили несколько предложений (приложение № 3).
Полученные результаты проведенной методики помогли нам выявить отношения детей к родителям.
Ответы показали, что большинство школьников считает свою семью дружной, счастливой, любимой. Дети чувствуют себя счастливыми когда родители рядом, играют с ними, улыбаются, целуют, обнимают и любят, ну и конечно дарят им игрушки.
Самое негативное в жизни детей - это ссоры между родителями. Очень много ответов показало, что именно непонимание в семье, занятость родителей на работе, омрачает жизнь детей. Мои родители иногда: психуют, не любят меня, ругают, сердятся, уходят…
Уважаемые взрослые, задумайтесь над этим!
Моя гипотеза о важности внимания родителей подтвердилась, ведь все что надо вашему ребенку – это чтобы вы не ругались, не ссорились, не спорили, были вместе, любили друг друга, были добрыми, заботливыми и ласковыми и самое главное были всегда рядом со своими детьми.
Вы для своих детей: добрые, ласковые, хорошие, красивые, умные, любимые, веселые, нежные, доверчивые, заботливые, чудесные, клёвые, смешные, милые, нежные…
Заключение.
В основной части исследования я обратила внимание на воспитание одного ребенка в семье в настоящее время, на те трудности, с которыми приходится ему сталкиваться. В практической части были выделены следующие основные формы и методы для понимания, как проводит свое время один ребенок в семье: анкетирование, беседа, анализ. И в результате моего исследования хочется напомнить 16 основных для родителей в воспитании своих детей.
любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью;
быть искренними и естественными во взаимоотношениях;
всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям;
учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была;
никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать;
поощрять детское творчество в любой возможной форме;
позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях;
замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность;
никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования;
не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки;
уважать личное пространство маленького индивидуума;
прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни;
никогда не обманывать и не говорить полуправду;
всегда и во всём предоставлять свободу выбора;
не наказывать, а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам;
быть для детей любящим примером семейного счастья и гармоничных отношений супругов.
Использованная литература:
Джинотт Х.Г. Дети и мы. - СПб.: Кристалл, 2003
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.
//Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.62-65.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.
Алексеева, Л. С. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л. С. Алексеева, Е. В. Бурмистрова, Н. Н. Чупракова, Л. А. Косолапова.– М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. – 190с.
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - с. 6-7, 20-21.
№ п/п |
Вопрос |
Да |
Нет |
1. |
У тебя есть брат или сестра? |
||
2. |
Посещаешь ты после школы дополнительные занятия, секции, репетитора? |
||
3. |
Бабушка или дедушка часто проводят с тобой время? |
||
4. |
Твои родители возвращаются с работы поздно? |
||
5. |
Помогают родители с уроками? |
||
6. |
Вечером, после всех занятий, родители часто играют с тобой? |
||
7. |
Часто ты гуляешь с родителями на улице? |
||
8. |
Часто ты уезжаешь с родителями в отпуск? |
||
9. |
Часто ты посещаешь с родителями кинотеатры, детские, развлекательные центры, выставки? |
||
10. |
Часто друзья приходят к тебе в гости? |
Приложение 1.
Анкета № 1 «Расскажи о своей семье»
Приложение 2
Анкета № 2 «Как я провожу свое свободное время»
В свободное от учебы и секций время я …. |
||
С родителями |
Без родителей |
|
Рисую |
||
Играю |
||
Гуляю |
||
Хожу в гости |
||
Смотрю мультики |
||
Играю в планшет или телефон |
||
Читаю |
Приложение 3
Метод
«Незаконченные предложения»
Мой родители и я… «…семья» «…друзья» «…любим друг друга» «…счастливы» Хочу, чтобы мои родители… «…не ругались, не спорили, не ссорились» «…были вместе» «…были счастливыми» «…были со мной» Я чувствую себя счастливой, когда мои родители… «…покупают игрушки» «…когда мои родители рядом» «…играют со мной, гуляют со мной» «…улыбаются, целуют меня» |
Родители иногда…. «…ругаются, спорят » «…ругают» «…строгие» «…на работе, уходят, заняты» Мои родители меня…. «…любят» «…обнимают» «…не бросят в обиду» «…ругают» «…ухаживают» |