Один ребенок в семье - одинокий ребенок

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Один ребенок в семье - одинокий ребенок

Кочкина  К.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3 города Южно-Сахалинска
Хан Ю.Ч. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3 города Южно-Сахалинска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мне кажется, что одна из самых больших удач

в жизни человека — счастливое детство.

Агата Кристи

Введение.

Ещё сто лет назад один ребёнок в семье был редкостью. И с того времени в нашем обществе закрепилось устойчивое мнение, что единственный ребёнок - эгоист, избалованный и не приспособленный к жизни.

В Росси в настоящее время большой процент семей воспитывают единственного ребёнка в семье, и его развитие и жизнь, конечно же, проходят не так, как у других детей, у которых есть братья и сёстры.

Становится очень важной проблема занятости детей школьного возраста в свободное от уроков время. В связи с тем, что родители проводят все больше времени на работе, многие из них стараются определить своего ребенка на продленку, на всевозможные секции и кружки, а также к репетиторам.

Многие родители не всегда имеют возможность организовать досуговую деятельность своего ребёнка дома и очень часто взаимоотношения с родителями в семье заменяет телевизор, телефон, реже книга и какие – то занимательные игры. Очень редко сейчас дети ходят в гости друг к другу.

Актуальность исследовательской работы:

Я выбрала тему данной работы, потому что мне захотелось рассказать о том, как не хватает внимания ребенку, который воспитывается один в семье. Да, да, да, именно внимания, со стороны родителей, родственников и друзей.

Приходя в гости, к друзьям моих родителей, разговаривая со своими подругами, одноклассниками в школе, я поняла, что очень многие дети в семье – одни. У них нет брата или сестры. Родители очень много времени проводят на работе, дома у них много дел по хозяйству: готовка, стирка, уборка, та же работа - все надо успеть сделать на завтра и чем старше становится ребенок – тем больше он становится… одиноким в семье. И взрослые этого не видят, а об этом хочется рассказать.

Цель исследовательской работы: определение количества времени, проводимого родителями с детьми.

Задачи исследовательской работы:

На основе анализа литературы определить степень изученности избранной темы.

Выбрать диагностические методики, позволяющие определить отношения ребенка с родителями.

Анкетирование.

Анализ

Объект исследования: отношение между родителями и детьми, учащихся в 3А, 3Б, Гимназии № 3

Предмет исследования: выявить процесс взаимоотношений между родителями и детьми в семье.

Методы и средства:

Теоретический: анализ литературы по данной теме.

Диагностирование (анкетирование).

Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. В исследовании принимали участие ученики 3-А, 3-Б и классов в количестве 72 человек, в возрасте от 9 до 10 лет.

Беседы с родителями, учителем, психологом.

Гипотезы:

Один ребенок в семье – одинокий ребенок.

Один ребенок в семье - избалованный ребенок.

Внимание родителей – важнейшее условие для развития ребенка.

Для доказательства своих гипотез я подобрала с помощью учителя необходимые материалы, а затем составила анкеты: «Расскажи о своей семье» и «Как я провожу свое свободное время», а так же использовала метод «Незаконченные предложения».

1.Основная часть

1.1. Обзор литературы

Глядя на статистику количества детей в семье и состава семей, очевидными становятся следующие факты: однодетные семьи преобладают в России и во многих других странах уже несколько десятилетий, уменьшается количество полных семей, а многодетные семьи и вовсе стали редким явлением. Конечно, весомым в вопросе о количестве детей в семье является материальный фактор: наличие своего жилья; возможность обеспечить ребенка всем необходимым; трудности, возникающие у женщины в отношении карьеры при рождении ребенка. Однако часто родители ограничиваются рождением лишь одного малыша и по другим причинам.

Считается, что единственные дети более развиты в интеллектуальном плане, ведь они постоянно окружены взрослыми и стараются быть с ними наравне и поэтому риск вырасти эгоистом, замкнутым на собственном "Я", для единственного ребенка в любом случае выше, чем для ребенка из многодетной семьи или даже семьи с двумя детьми.

Когда малыш один, ему трудно представить, что иногда бывает нужно поступаться своими интересами, с кем-то делиться. Когда у малыша есть братья или сестры, ему просто волей-неволей приходится уступать, идти на компромиссы.

Самым большим минусом для единственного ребенка является его одиночество со всеми вытекающими последствиями. В наше неспокойное время родители часто опасаются отпускать ребенка гулять одного, а некоторые не любят и приглашать других детей в гости. Вдобавок, не имея времени организовать ребенку интересный досуг, родители включают ребенку телевизор, компьютер и различные гаджеты. В результате вокруг маленького человека возникает неестественное для развития окружение - не другие дети разных возрастов, а лишь взрослые и картинки на экране, с которыми, очевидно, не пообщаешься. Ребенок чувствует себя изолированным и беззащитным, в отличие от детей, имеющих братьев и сестер - они всегда на подсознательном уровне чувствуют за собой опору.

Как ни грустно это признавать, родители не вечны, и когда-то единственный ребенок останется по-настоящему один. Часто даже братья и сестры, имеющие не самые близкие отношения, признают, что несмотря ни на что, любят и ценят друг друга, радуются тому, что у них есть родной по крови человек, на которого можно положиться.

1.2 Роль родителей в развитии единственного ребенка.

В процессе близких взаимоотношений со своими родными у ребенка с первых дней жизни формируется его личность. Он входит в мир своих родных, перенимает их нормы поведения.

Поэтому родители играют ответственную роль в жизни ребенка. Для того чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательное влияние родителей на воспитание единственного ребенка необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение:

- принимать активное участие в жизни ребенка;

- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

- уважать право ребенка на собственное мнение;

- уметь сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

- с уважением относиться к окружающим, в том числе и к членам семьи.

Практическая часть

2.1. Изучение роли родителей в жизни ребенка и участие в его воспитании.

С целью изучения роли родителей в жизни единственного ребенка в семье и участии в его воспитании нами была составлены и использованы анкеты, «Расскажи о своей семье» и «Как я провожу свое свободное время». Ребятам необходимо было самостоятельно сделать свой выбор (приложение №1 и приложение № 2). В исследовании принимали участие ученики 3-х классов в количестве 72 человека, в возрасте от 9 до 10 лет.

Получилась очень интересная для нас информация. Обратите внимание на диаграмму (рис №1).

Рис. №1.

Среди опрошенных 28% семей, где воспитывается один ребенок. Пусть это небольшой процент, но мне было очень интересно выяснить какие взаимоотношения у родителей и детей в этих семьях, как они проводят свое свободное время.

Результаты Анкеты № 1 подтвердили мои ожидания (рис. № 2).

Изучение роли родителей в жизни ребенка

Рис. № 2.

68 % опрошенных - это дети, воспитанием которых занимается в свободное время бабушки и дедушки. Потому что родители отдают много времени своей работе, 42 % детей об этом указали в анкете.

Родители на сегодняшний день считают самым важным - это сделать с ребенком домашнее задание – 89 %, и времени на совместные игры с ребенком совсем не остается.

Решить проблему с помощью походов в развлекательные центры (74 %) с помощью прогулок на выходных (68%) или походов в гости (58%) тоже не так просто. Ребенок общается здесь со сверстниками. А родители осуществляют функцию контроля и присмотра за детьми в силу еще маленького возраста.

Дальнейший анализ подтвердил мою гипотезу, что один ребенок в семье остается в свое свободное время один на один с собой. Об этом говорят результаты Анкеты № 2.

Занятия в свободное время.

Больше 70 процентов ребят в свободное время играют, рисуют, смотрят мультфильмы, играют в планшет сами с собой. Таким образом, моя гипотеза, что один ребенок в семье – одинок, подтвердилась.

Что касается гипотезы, об избалованности одного ребенка в семье родителями, о том, что вокруг него «крутится весь мир» не подтверждается. Это отголоски прошлых лет. Сегодняшнее время диктует свои правила, и требований к одному ребенку в семье и со стороны родителей и со стороны окружающих гораздо больше.

2.2. Изучение отношения детей к родителям.

Для изучения этого вопроса мы при помощи психологов модифицировали методику «Незаконченные предложения» и составили несколько предложений (приложение № 3).

Полученные результаты проведенной методики помогли нам выявить отношения детей к родителям.

Ответы показали, что большинство школьников считает свою семью дружной, счастливой, любимой. Дети чувствуют себя счастливыми когда родители рядом, играют с ними, улыбаются, целуют, обнимают и любят, ну и конечно дарят им игрушки.

Самое негативное в жизни детей - это ссоры между родителями. Очень много ответов показало, что именно непонимание в семье, занятость родителей на работе, омрачает жизнь детей. Мои родители иногда: психуют, не любят меня, ругают, сердятся, уходят…

Уважаемые взрослые, задумайтесь над этим!

Моя гипотеза о важности внимания родителей подтвердилась, ведь все что надо вашему ребенку – это чтобы вы не ругались, не ссорились, не спорили, были вместе, любили друг друга, были добрыми, заботливыми и ласковыми и самое главное были всегда рядом со своими детьми.

Вы для своих детей: добрые, ласковые, хорошие, красивые, умные, любимые, веселые, нежные, доверчивые, заботливые, чудесные, клёвые, смешные, милые, нежные…

Заключение.

В основной части исследования я обратила внимание на воспитание одного ребенка в семье в настоящее время, на те трудности, с которыми приходится ему сталкиваться. В практической части были выделены следующие основные формы и методы для понимания, как проводит свое время один ребенок в семье: анкетирование, беседа, анализ. И в результате моего исследования хочется напомнить 16 основных для родителей в воспитании своих детей.

любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью;

быть искренними и естественными во взаимоотношениях;

всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям;

учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была;

никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать;

поощрять детское творчество в любой возможной форме;

позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях;

замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность;

никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования;

не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки;

уважать личное пространство маленького индивидуума;

прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни;

никогда не обманывать и не говорить полуправду;

всегда и во всём предоставлять свободу выбора;

не наказывать, а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам;

быть для детей любящим примером  семейного счастья и гармоничных отношений супругов.

Использованная литература:

Джинотт Х.Г. Дети и мы. - СПб.: Кристалл, 2003

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.

//Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.62-65.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.

Алексеева, Л. С. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л. С. Алексеева, Е. В. Бурмистрова, Н. Н. Чупракова, Л. А. Косолапова.– М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. – 190с.

Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.

Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - с. 6-7, 20-21.

п/п

Вопрос

Да

Нет

1.

У тебя есть брат или сестра?

   

2.

Посещаешь ты после школы дополнительные занятия, секции, репетитора?

   

3.

Бабушка или дедушка часто проводят с тобой время?

   

4.

Твои родители возвращаются с работы поздно?

   

5.

Помогают родители с уроками?

   

6.

Вечером, после всех занятий, родители часто играют с тобой?

   

7.

Часто ты гуляешь с родителями на улице?

   

8.

Часто ты уезжаешь с родителями в отпуск?

   

9.

Часто ты посещаешь с родителями кинотеатры, детские, развлекательные центры, выставки?

   

10.

Часто друзья приходят к тебе в гости?

   

Приложение 1.

Анкета № 1 «Расскажи о своей семье»

Приложение 2

Анкета № 2 «Как я провожу свое свободное время»

В свободное от учебы и секций время я ….

 

С родителями

Без родителей

Рисую

   

Играю

   

Гуляю

   

Хожу в гости

   

Смотрю мультики

   

Играю в планшет или телефон

   

Читаю

   

Приложение 3

Метод

«Незаконченные предложения»

Мой родители и я…

«…семья»

«…друзья»

«…любим друг друга»

«…счастливы»

Хочу, чтобы мои родители…

«…не ругались, не спорили, не ссорились»

«…были вместе»

«…были счастливыми»

«…были со мной»

Я чувствую себя счастливой,

когда мои родители…

«…покупают игрушки»

«…когда мои родители рядом»

«…играют со мной, гуляют со мной»

«…улыбаются, целуют меня»

Родители иногда….

«…ругаются, спорят »

«…ругают»

«…строгие»

«…на работе, уходят, заняты»

Мои родители меня….

«…любят»

«…обнимают»

«…не бросят в обиду»

«…ругают»

«…ухаживают»

Просмотров работы: 82