Введение.
В июле 2017 года, моя жизнь изменилась. Это связано с моим визитом в центр микрохирургии глаза «Финист», где мне проверили мое зрение, и результат стал очень печальным. Прогрессирующая миопия. Врач сказала моей маме, что восстановить зрение в данном возрасте нельзя.
Когда я пришла в школу, я поняла, что проблема со зрением не только у меня одной. Только мои одноклассники пока не одели очки. И я решила провести собственное исследование.
Актуальность исследовательской работы:
В настоящее время близорукость обнаруживается у каждого шестого жителя планеты. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет. И является одним из самых распространенных заболеваний школьников не только в России, но и в зарубежных странах. По мере перехода в старшие классы данная болезнь только прогрессирует.
Цель исследовательской работы:
Определить уровень заболеваемости близорукостью среди учеников Гимназии, выяснить как школьники заботятся о своем зрении, провести работу по профилактике данного заболевания среди учеников.
Задачи исследовательской работы:
Познакомиться с материалами в научной литературе, в интернете.
Узнать подробнее - что такое близорукость?
Выяснить основные причины близорукости.
Узнать, как относятся ученики к своему зрению.
Есть ли возможность предотвратить или исправить начавшуюся близорукость без лекарств?
Объект исследования: является зрение учащихся.
Предмет исследования: нарушение зрения – близорукость
Методы и средства:
Изучение литературы по данной теме.
Анкетирование.
Проведение классного часа в нашем классе по результатам анкетирования.
Беседы с учениками, учителем, врачами.
Гипотезы:
1. Возможно, что при ранней диагностике ухудшения зрения можно остановить развитие миопии.
2. Правда ли, что ежедневные занятия гимнастикой для глаз могут помочь в восстановлении зрения при миопии?
Обзор литературы по проблеме близорукости детей.
Первым о существовании близорукости догадался древнегреческий философ Аристотель в IV веке до нашей эры (рис.1). Он заметил, что некоторые люди с трудом различают удаленные предметы и, чтобы лучше видеть, прищуривают глаза. Аристотель назвал этот феномен "миопс", что по-гречески значит "щуриться". Современные глазные врачи об этом помнят, поэтому и предпочитают вместо близорукости использовать термин "миопия".
(рис. 1)
Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо - предметы, удаленные от него.
При близорукости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено перед ней. Поэтому оно воспринимается близоруким человеком как нечёткое. (Рис. 2)
Рис. 2
Причины близорукости:
наследственный фактор
неправильная осанка
слишком большая нагрузка на глаза
слабость глазных мышц.
малоподвижный образ жизни
2. Изучение влияния гимнастики для глаз, как одного из способов восстановления зрения.
Узнав о причинах близорукости и о возможности не вылечить, но хотя бы остановить миопию, мы стали вести серьезную работу. Мама прочитала много методик о гимнастике для глаз и составила для меня несколько упражнений, которые я делаю каждое утро перед завтраком и когда чувствую усталость глаз.
Так же я стала следить за своей осанкой, давать отдых своим глазам при длительной работе за столом или чтением книги, и чаще бывать на свежем воздухе.
Через полгода меня ждал обязательный осмотр у врача. И как мы были рады узнать, что за это время, при более усиленных нагрузках в школе, мое зрение не стало хуже, а осталось на тех же показателях.
Моя гипотеза, что ежедневная гимнастика для глаз помогает остановить миопию частично доказана.
Если ее делать регулярно, то результат обязательно будет!
3. Изучение отношения школьников к профилактике зрения.
Я решила выяснить: как относятся к своему зрению мои одноклассники и ученики 11 класса нашей гимназии. Для этого я провела анкетирование: в моем классе участие приняли 32 человека и 39 человек в 11 классе.
Вопросы анкет представлены в приложениях № 1 и № 2.
Результаты анкетирования своих одноклассников меня не удивили.
Все лишь 8 человек из 32 проверяют зрение 1 раз в год у окулиста. (Рис.1) И никто не делает гимнастику для глаз.
(Рис. 1)
Обратите внимание на следующую диаграмму (Рис. 2).
Анализ ответов показал, что 16 человек из 32 уже плохо видят на последней парте. Больше половины класса любит долго смотреть телевизор, играть в компьютерный игры (телефоны) целый день, если будет такая возможность.
Любят читать лежа, многие не следят за своей осанкой за столом, у 10 человек родители носят очки. Ежедневные прогулки после школы могут позволить себя всего 18 человек.
Результаты анкетирования 3 Б класса .
(Рис. 2)
Порадовало, что большинство моих одноклассников следят за освещением рабочего места и не смотрят близко телевизор, но 6 человек сказали, что на улице могут протирать глаза грязными руками. Картина стала мне ясна: половина моего класса может в будущем одеть очки как и я.
Анкетирование учеников 11 класса меня заставило задуматься.
В анкетировании приняли участие 39 учеников. Из них 23 человека имеют диагноз - близорукость, при которой 21 ученик носит очки и двое линзы (Рис.3).
(Рис. 3)
У 21 школьника зрение ухудшилось в школе, а у двоих плохое зрение с детского сада. У 12 детей родители носят очки или линзы, о мерах профилактики близорукости знают всего 12 человек, а применяют на практике всего 8. Только трое одиннадцатиклассников любят носить очки (Рис. 4). Но все хотят при возможности сделать в будущем лазерную коррекцию зрения.
(Рис.4).
Вы только представьте, что дети живут уже несколько лет с желанием снять ненавистные очки и восстановить свое зрение. А если бы вы носили что-то, не снимая несколько лет?
В результате анализа данных анкет я поняла, что если бы данные школьники при своевременном обнаружении близорукости не ленились, принимали все меры для ее профилактики, делали гимнастику для глаз несколько раз в день, то такого количества носителей очков в 11 классе не было бы.
Отношение учеников к своему зрению при диагнозе миопия (Рис. 5).
Рис. 5
Поэтому моя гипотеза о том, что при ранней диагностике миопии, ее можно остановить, частично доказана. Просто надо поставить перед собой цель и идти к ней. Учащиеся 11 класса в будущем решат данную проблему с помощью операции, а в своем классе я решила предупредить ребят о том, что при таком отношении к своему зрению, они могут в скором будущем одеть очки.
Заключение.
На основании полученных данных для профилактики близорукости я провела классный час среди своих одноклассников. Рассказала о важности своевременной диагностики ухудшения зрения, которая позволит выявить проблему на начальном этапе и с помощью рекомендаций врача по уходу за зрением и своему желанию возможно предотвратить или остановить миопию.
Я познакомила одноклассников с гимнастикой для глаз, объяснила самые важные правила по уходу за зрением. Мы вместе придумывали новые фигуры расслабляющих упражнений для глаз.
И мы с нашим преподавателем решили ежедневно проводить гимнастику для глаз в нашем классе для профилактики сохранения зрения .
И свою работу я хочу закончить стихотворением, прочитанным с сайта www.nsportal.ru, авторство — предположительно О. Орлов
Береги свои глаза.
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся , как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Список используемой литературы.
1Кузнецова, М. В. Причины развития близорукости и ее лечение / М. В. Кузнецова. - Казань : «МЕДпресс-информ», 2004. - 176 с.
2Человек. Полная энциклопедия/ Ю. К. Школьник; -Москва: Эксмо, 2014- 256 с.
3. Энциклопедия для детей. Том 23,ч. «Человек»- М. :Аванта +» ,2002.
4. Энциклопедия для детей. Том 23,ч. «Человек»- М. :Аванта +» ,2002.
5https://www.horosheezrenie.ru/profilaktika-zrenija-miopiya-blizorukost/
6https://eyes.ua/%d0%b3%d0%b8%d0%b3%d0%b8%d0%b5%d0%bd%d0%b0-%d0%b7%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f/
7https://dez-brateevo.ru/blizorukost-lechenie/kapli-dlya-lecheniya-blizorukosti.html
№ п/п |
Вопрос |
Да |
Нет |
1. |
Твои родители носят очки? Мама, папа (нужное подчеркнуть) |
||
2. |
Ты следишь за освещением, когда делаешь уроки, рисуешь, читаешь? |
||
3. |
Ты любишь читать лежа? |
||
4. |
Трогаешь (трёшь) на улице глаза грязными руками? |
||
5. |
Когда ты сидишь на последней парте, хорошо тебе видно, что написано на доске? |
||
6. |
Любишь долго смотреть телевизор? |
||
7. |
Когда у тебя есть возможность , ты будешь играть в телефон или компьютерные игры целый день? |
||
8. |
Ты проводишь каждый день на улице после школы больше часа? |
||
9. |
Ты смотришь телевизор близко? |
||
10. |
Ты следишь за тем, как ты сидишь за столом в школе или дома вол время занятий? |
||
11. |
Ты делаешь гимнастику для глаз? |
||
12. |
Ты проверяешь зрение 1 раз в год у окулиста? |
Приложение № 1
Анкета № 1 «Опрос учеников начальной школы».
Приложение № 2.
Анкета № 2 «Опрос учеников старших классов».
№ п/п |
Вопрос |
Да |
Нет |
1. |
Есть ли у вас близорукость? |
||
2. |
Ухудшилось ли ваше зрение за время обучения в школе? |
||
3. |
Вы используете очки или линзы? (нужное подчеркнуть) |
||
4. |
Ваши родители носят очки или линзы? |
||
5. |
Знаете ли вы меры профилактики близорукости? |
||
6. |
Используете ли вы знания о том, как сохранить зрение на практике? |
||
7. |
Нравится вам носить очки? |
||
8. |
Будите вы исправлять свое зрение в будущем с помощью лазерной коррекции? |