Почему взрослые плачут реже, чем дети?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему взрослые плачут реже, чем дети?

Хайбрахманова К.И. 1
1МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы
Ахметшина Р.В. 1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Слёзы — это немая речь. Вольтер.

Есть некоторое наслаждениеи в слезах. Овидий.

Каждый из нас детей в своей жизни когда-либо плакал. Объяснением этому может стать любая причина: стало больно или обидно, захотел что-то потребовать у родителей или чтоб они тебя пожалели, а может доказать свое мнение. Часто можно увидеть, как маленький ребенок плачет. Вот мама с малышом идут с прогулки – малыш почему-то плачет. Вот мой одноклассник не стерпел и заплакал. Причин может быть много. А вот, чтоб родители или учителя заплакали в ответ на наши слезы, я никогда не видела. Мне стало интересно, почему редко можно увидеть, как взрослые плачут.

Актуальность темы заключается в том, что многие люди хотя бы изредка плачут, но вряд ли кто задумывался над тем, какое влияние этот процесс оказывает на наш организм.

Цель исследования: узнать, почему взрослые плачут реже, чем дети.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

Изучить строение слезного аппарата и состав слез.

Выяснить: слезы – это защита организма или проявление эмоций.

Найти интересные факты о слезах человека.

Побеседовать со школьным фельдшером и учителем биологии.

Провести опрос среди одноклассников и родителей.

Создать презентацию и провести классный час в 3 классе.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: эмоции и слезы.

Гипотеза: мы предполагаем, что взрослые плачут реже, чем дети, потому что умеют контролировать свои эмоции и чувства.

Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении уроков окружающего мира, классных часов.

Методы исследования: метод поиска информации, обработка и анализ результатов исследования, наблюдение.

Базу исследования составили обучающиеся и родители 3 класса ФМБОУ СОШ №7 – «ООШ №9 г.Туймазы» г.Туймазы.

Глава I.Что такое слёзы?

I.1. Строение слёзного аппарата и состав слёз

Наблюдая за младшей сестренкой, изучив материал, я узнала, что мы оказывается плачем каждый день. Каждый раз, когда мы моргаем, мы плачем! Откуда же берутся слезы? (Приложение 1).

Слезы выделяются слёзными железами, которые расположены над верхним углом глаза (Приложение 2) Несмотря на более чем скромные размеры (примерно с миндальный орех), эти железы работают постоянно. В глаз слезы попадают по маленькому протоку, и каждый раз, когда человек моргает, веки равномерно распределяют слезу по поверхности глаза. У внутреннего угла глаза находятся специальные дренажные трубки, по которым слезы вытекают из глаза. Слезы орошают роговицу глаза, чтобы защитить ее от высыхания. Если что-то раздражающее попадает в глаз, веко моргает и появляются слезы, чтобы промыть глаз.

Слеза – прозрачная солоноватая жидкость, выделяемая слёзными железами1. Слеза - жидкость, вырабатываемая гардеровой или слёзнойжелёзами для смачивания и очищения поверхности глазау земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих2. Она достаточно сложна по своему химическому составу. Основную часть слезы составляет вода - 98%, и около 2% - это соль, карбонат магния и натрия, альбумин, слизь, а также сернокислый и фосфорнокислый кальций. Бактерицидные свойства слезам дает фермент лизоцим (Приложение 3) В составе слез также есть белки и углеводы, а чтобы не задерживаться на поверхности кожи, они покрыты толстой жирной плёнкой. Эту жирную плёнку специально изучали американские учёные, которые обнаружили в ней липид олеамид (раньше его находили только в клетках мозга и центральной нервной системы).

I.2. Слезы – это защита организма или проявление эмоций

Плакать, заливаться слезами, реветь, рыдать, всхлипывать, хныкать – сколько слов существует для выражения этого простого действия3!

Мы плачем, когда нас обижают; плачем, когда теряем близкого человека; плачем от боли физической или моральной; плачем, когда нам грустно, страшно; плачем во время просмотра грустного фильма; плачем от радости; плачем, когда чистим лук (Приложение 4).

Эмоциональные слезы вызывают больше всего споров в науке. Многие ученые биохимики утверждают, что за слезы отвечают участки головного мозга, которые в ответе за эмоции. Эмоциональные слезы отличны по своей составляющей от базальных (рефлекторных) слез.

Психологическое слезотечение или плач — это естественный, заложенный в нас самой природой, способ избавиться от эмоционального напряжения.

Уже известно, что слезы облегчают состояние человека, пребывающего в стрессе. Более того, эффект усиливается, если плач дополнить криком, разрыванием бумаги, битьем посуды или каким-либо другим активным действием. Это весьма привычный способ выплескивания негативных, до поры «запертых» эмоций, которые наконец-то нашли выход. Вероятнее всего, что для прямолинейных, вспыльчивых людей данный метод приносит большую пользу, нежели тем, кто привык держать эмоции в себе.

После слез всегда возникает ощущение расслабления и некой умиротворенности. После такой «слезной» эмоциональной разрядки в мышцах исчезают зажимы, а дыхание становится свободным. Плач может быть следствием не только отрицательных, но и положительных эмоций. Во время плача легкие насыщаются кислородом, и вместе с тем ослабляется психологический болевой порог.

В плаче есть доля наслаждения: это освобождение от невыраженных чувств, когда подавленность сменяется спокойствием. Слезы, являясь защитной реакцией организма, освобождают человека от стрессового воздействия. Ведь многие на собственном опыте совершенно верно обнаруживают, что, выплакавшись, можно испытать облегчение. Однако исследования противоречат данному факту. Почему? Слезы выводятся из организма вместе с гормонами стресса, выделяемыми организмом при сильном переживании или психическом напряжении. Как только эти вещества начинают удаляться, мы успокаиваемся.

Оказывается, мужские и женские слезы отличаются. В детстве и отрочестве все дети плачут примерно одинаково, но с течением времени взрослеющий сильный пол начинает плакать реже (Приложение 5)

С древних времён считается, что женщины плачут гораздо чаще мужчин4. На эту тему существует много шуток и историй. Были проведены исследования, результаты которых показали, что женщины плачут в 4 раза чаще, чем мужчины.Женщины могут заплакать из-за конфликтов, потерь, ссор, а мужчины, как выяснилось, более сентиментальна, хоть и тщательно это скрывает. Мужчины плачут из-за сострадания, расставаний или спортивных триумфов или же поражений своих спортивных кумиров.

Во время плача вырабатывается гормон под названием пролактин5. Этот гормон в больших количествах присутствует в крови и слезах женщин.

С другой стороны, строение слезных каналов у женщин и мужчин слегка различается, в результате чего дамам плакать становится легче.

Во многих культурах мира для мужчины недопустимо давать волю слезам прелюдно. Однако, распространенное утверждение о том, что мужской плач – это проявление недостатка мужественности, слабости характера не имеет под собой веских оснований для подтверждения.

I.3. Интересные факты о слезах человека

Оказывается, что человек - единственное млекопитающее, чьи слёзы являются ответной реакцией на различные ощущения и чувства. В слезах других животных эмоциональный фактор отсутствует.

В библейские времена люди сочиняли и пели плачевные песни в знак скорби об умерших друзьях, разоренных народах и разрушенных городах.

Профессия плакальщик известна с глубокой древности, образы плакальщиков встречаются в древнеегипетском и древнегреческом искусстве. На Руси для оплакивания покойного нередко нанимались плакальщицы — «раскосмаченные» (с распущенным волосами) женщины, «испускавшие вопли над телом». Они участвовали до и после церемонии похорон, а также в ежегодных поминальных пирах, где задавали вопросы покойному вместо его родственников6 (Приложение 6).

Космонавты не могут плакать так же, как мы на земле — выделяющиеся слёзы не стекают вниз, а остаются на глазах в виде маленьких шариков. К тому же они могут вызывать неприятное жжение, и слёзы приходится смахивать вручную. Получается, что плач как один из видов психологической разгрузки недоступен человеку в невесомости (Приложение 7).

За всю жизнь глаз производит около 70 литров слез, не считая слез, вызванных эмоциями и раздражением конъюнктивы.

Младенцы не плачут до возраста примерно от шести до восьми недель. 

Выражение «крокодиловы слезы» употребляется в значении: лицемерные слезы, притворное сожаление; применяется к людям, притворяющимся сильно огорченными несчастьем кого-либо, кому они сами готовят гибель. Основано на древнем поверье, будто бы крокодила, пред тем как он съест свою жертву, текут слезы7.

Выводы по главе I

В первой главе мы подобрали литературу, материалы из интернет-ресурсов по данной теме. В результате изучения теоретического материала, мы узнали, что:

- слеза – специальная солоноватая прозрачная жидкость, имеющая слабощелочную реакцию,

- слезы являются естественной реакцией организма на раздражения, поступающие из внешней среды,

- слезы выводят из организма опасные токсины, которые вырабатываются в момент стресса,

- когда человек испытывает невыносимую боль, в составе слёз появляются морфиноподобные вещества, снимающие её остроту,

- слезы способствуют заживлению ран,

- в слезах, вызванных горем, негативными эмоциями обнаружены успокаивающие вещества, т. е. слезы являются защитной реакцией организма на стресс и физиологическое напряжение,

- слезы являются защитой для глаз. Они способствуют увлажнению внутренней поверхности век для того, чтобы веки могли закрываться и открываться, не травмируя глаз.

Глава II. Почему взрослые плачут реже, чем дети?

В рамках практической части исследования мы выделили следующие этапы:

1. Беседа с учителем биологии и школьным фельдшером.

2. Опрос одноклассников и их родителей «Как часто вы плачете?»

3. Составление презентации и проведение классного часа.

II.1. Беседа с учителем биологии и школьным фельдшером

С вопросом «Почему взрослые плачут реже, чем дети» мы обратились к школьному фельдшеру Сафиуллиной Диларе Закиевне и учителю биологии Ахмадуллиной Ильсияр Исламовне.

«Дети не могут контролировать реакцию плача — так же, как до определенного возраста они не могут сдерживать отправление естественных нужд, - ответила нам Ильсияр Исламовна.- Детская возбудимость в несколько раз сильнее по сравнению со взрослой. Это вполне нормальное явление, так как психика малыша еще не успела окончательно сформироваться. Повод, который является пустяковым для взрослого человека, может превратиться для ребенка в самую настоящую трагедию. Малыш слезами реагирует на все те моменты, которые связаны в его сознании с негативом. Плач для него представляет собой выражение эмоций, которые он пока что не умеет сдерживать. Эмоции зависят от баланса и скорости двух процессов в нервной системе - возбуждения и торможения. Так вот, у детей оба эти процесса проходят быстрее» (Приложение 8).

«Малые дети просто не знают другого способа сообщить о чём-то. Потом со временем они понимают, что это хороший способ управлять взрослыми, особенно если взрослые не знают как воспитывать и не пресекают такие попытки сразу. Тогда они плачем управляют: "купи мне игрушку" и т. п. Взрослые уже имеют другие возможности управлять другими и говорить о чём-то, некоторые уходят в себя, поэтому и плачут меньше»- объяснила нам фельдшер (Приложение 9).

Как видно по ответам, оба наших собеседника, объясняют, что проявление слез связано как с физиологическим развитием человека, также и психологическим, эмоциональным настроем. Даже незначительный раздражитель может вызвать бурную реакцию и плач или смех у детей. Но вместе с этим ребёнок может также быстро успокоиться или уснуть.

Дети меняются под действием общественных стереотипов. Насмешки сверстников и упреки родителей заставляют детей (особенно мальчиков) подавлять в себе желание плакать. С возрастом это подавление становится автоматическим.

II.2. Опрос одноклассников и их родителей «Как часто вы плачете?»

Изучив теоретический материал, мы решили провести опрос одноклассников и их родителей. В опросе участвовали 28 учеников и 27 родителей. Результаты опроса даны в таблицах и диаграммах.

На первый вопрос «Часто ли вы плачете?» 20 детей и 5 родителей из опрошенных ответила «да» (Приложение 10).

Большинство родителей и детей согласились с тем, что не стоит сдерживать себя от слез, но при этом 80 % родителей ответили, что не любят показывать свои слезы (Приложение 11).

Почти 95% опрошенных дали утвердительный ответ на вопрос «Становится ли вам легче после того, как вы поплачете?» (Приложение 12).

II.3. Составление презентации и проведение классного часа

На следующем этапе нашего исследования мы, опираясь на изученный материал и полученную информацию, составили презентацию «Слезы – это эмоции или защита организма» и показали ее на классном часу. Также составили памятку с рекомендациями «Благотворное действие слезы» (Приложение 13)

Выводы по главе II

В практическую часть нашей работы вошла беседа с учителем биологии и школьным фельдшером. Ответы наших собеседников убедили нас, что слезы это физиологически необходимое явление в природе человека. Также они являются проявлением эмоций и чувств. Для маленького ребенка, когда он еще не умеет разговаривать, плач – это способ общения. Со временем плач для детей может стать оружием против родителей при реализации своих капризов. Взрослые в отличие от детей, имеют другие способы и возможности управлять другими, могут словами высказать свои эмоции и чувства, часто молчать и уходят в себя.

Следующим этапом исследования было проведение опроса среди одноклассников и их родителей. Результаты опроса показали, что наши взрослые родители на самом деле очень редко плачут и часто не показывают свои слезы.

Практическим результатом нашего исследования стал выпуск книжки рекомендаций. Нашу книжку мы презентовали на классном часу, где показали и презентацию «Слезы – защита или проявление эмоций». Данный материал можно использовать и на уроках биологии и окружающего мира.

Заключение

Для достижения поставленной цели:узнать, почему взрослые редко плачут, чем дети - во время исследовательской работы мы подобрали и изучили литературу, материалы из интернет-ресурсов по данной теме. Мы узнали, что слеза – это прозрачная солоноватая жидкость, выделяемая слёзными железами. Основную часть слезы составляет вода - 98%, и около 2% - это соль, карбонат магния и натрия, альбумин, слизь, а также сернокислый и фосфорнокислый кальций. Слеза обладает бактерицидными свойствами. Психологическое слезотечение или плач — это естественный, заложенный в нас самой природой, способ избавиться от эмоционального напряжения. Женщины плачут в 4 раза чаще, чем мужчины.Женщины могут заплакать из-за конфликтов, потерь, ссор, а мужчины, как выяснилось, более сентиментальны, хоть и тщательно это скрывают

В практической части своей работы мы провели опрос среди одноклассников и их родителей. Результаты опроса показали, что большинство моих одноклассников любят поплакать. Многие взрослые не любят показывать свои слезы.

Таким образом, наша гипотеза,что взрослые плачут реже, чем дети, подтвердилась. Это связано с умением высказывать свои эмоции с помощью других сигналов - голосом, речью, жестами, причём одновременно с этим они могут начать действовать. Плач в этом случае не нужен, знания, опыт и осмысленное общение эффективней.

Наше исследование закончим словами древнеримского поэта Овидия «Есть некоторое наслаждениеи в слезах». Слёзы являются для организма лучшей защитой, так как снимают стресс, выводят из нашего организма токсины, приводят в норму кровяное давление, повышают иммунитет.

Не заставляйте плакать своих родителей. Пусть слезы станут лишь результатом радости и веселья.

Список литературы

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. – 7-е изд., стер. – М.: Рус. яз. - 1993. – 495с.

Грузнова Е. На распутье Средневековья: языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV–XVI вв.). — Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. — 562 с.

Жуков В.П., Жуков А.в. школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 431 с.

Золоева, Л. В. Большая детская иллюстрированная энциклопедия «Что? Как? Почему?» / Л. В. Золоева. - М.: АСТ, 2008. – 162 с.

Краткая Медицинская Энциклопедия. В 3-х т. / Гл. ред. Б. В. Петровский. — 2-е изд. — М.Советская энциклопедия, 1989. — 559 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополн. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

Свечников В., Чибисова О. Жизнь на земле. Большая энциклопедия знаний. -  Росмэн-Пресс. -  2008. - 512 с.

Интернет-ресурсы

Словари и энциклопедии на Академии//http://dic.academic.ru

Почему человек плачет? //http://pochemu24.ru

Слёзы и несколько любопытных фактов о них//http://steptohealth.ru

Понятийный аппарат

Альбумин - это простой водорастворимый белок, относящийся к отдельной группе белков – белковым фракциям.

Бактерицидность — свойство вызывать гибель различных микроорганизмов

Гардеровые железа – крупная железа мигательной перепонки у большинства наземных позвоночных; выделяет жирный секрет, смазывающий роговицу.

Конъюнктива - Слизистая оболочка, соединяющая веко с углами глазного яблока.

Лизоцим - мощный защитный фактор слизистой оболочки полости рта, глаза, содержится в слезах, слюне, крови, материнском молоке, тканях различных внутренних органов. 

Пролактин - один из гормонов ацидофильных клеток передней доли гипофиза.

Психологический болевой порог - это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль.

Сентиментальность - приторная чувствительность, изнеженная трогательность, поверхностная эмоциональность, склонность к плаксивости, романтичности.

Приложение 1

Откуда берутся слёзы?

Приложение 2

Строение слезного аппарата

Приложение 3

Состав слезы

Приложение 4

 

Мы плачем

Приложение 5

 

Взрослые тоже плачут

Приложение 6

Плакальщицы на Руси

Приложение 7

Космонавты не могут плакать так же, как мы на земле

Приложение 8

Беседа с учителем биологии Ахмадуллиной И.И.

Приложение 9

Беседа со школьным фельдшером Сафиуллиной А.З.

Приложение 10

Часто ли вы плачете?

Дети – 28 человек

Родители – 27 человек

Да

20 чел. – 71%

5 чел. – 18%

Нет

8 чел. – 29 %

22 чел. – 82%

Таблица 1. Часто ли вы плачете?

Диаграмма 1. Часто ли вы плачете?

Приложение 11

Стоит ли сдерживать слезы?

Дети – 28 человек

Родители – 27 человек

Да

4 чел. – 14%

22 чел. - 80%

Нет

24 чел. – 86%

5 чел. – 20 %

Таблица 3. Стоит ли сдерживать слёзы?

Диаграмма 3. Стоит ли сдерживать слёзы?

Приложение 12

Становится ли вам легче после того, как вы поплачете?

Дети – 28 человек

Родители – 27 человек

Да

25 чел. – 89 %

27 чел. – 100%

Нет

3 чел. - 11%

--

Таблица 4. Становится ли вам легче после того, как вы поплачете?

Диаграмма 4. Становится ли вам легче после того, как вы поплачете?

Приложение 13

Книжка «Благотворное действие слезы»

1 Жуков В.П., Жуков А.в. школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 431 с.

2 Словари и энциклопедии на Академии//http://dic.academic.ru

3 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: Ок.11000 синоним. рядов. – 7-е изд., стер. – М.: Рус. яз. - 1993. – 495с.

4Слёзы и несколько любопытных фактов о них//http://steptohealth.ru

5Краткая Медицинская Энциклопедия. В 3-х т. / Гл. ред. Б. В. Петровский. — 2-е изд. — М.Советская энциклопедия, 1989. — 559 с.

6 Почему человек плачет? //http://pochemu24.ru

7 Жуков В.П., Жуков А.в. школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 431 с.

Просмотров работы: 610