Введение
Актуальность исследования:
Традиционно, уже на протяжении долгих лет подряд, в России каждому году присваивается определенная тема, поэтому многих интересовал вопрос, чему будет посвящен 2018 год. Поскольку тема влияет на социальное и культурное развитие страны, к выбору подходят с тщательным отбором.
Каждый россиянин должен знать, какие темы являются актуальными для страны. В начале декабря 2017 года на Всероссийском собрании под названием «Форум Добровольцев» Президент России объявил 2018 год – годом волонтера и добровольца.
Что такое волонтёрство? Меня очень заинтересовал этот вопрос, так как я впервые услышала это слово. Я решила изучить теоретические основы и практическую деятельность волонтёрского движения. В последнее время люди стали чаще задумываться о своём духовном здоровье, об умении творить добро не только для себя, но и для других людей, стали заниматься благотворительностью. Теперь граждане думают о бездомных детях, об одиноких стариках. Они помогают безвозмездно, не требуя платы взамен. Очень большую помощь оказывают волонтёры в поиске пропавших людей.
Кроме заботы о человечестве в их ведомстве и забота о братьях наших меньших. Добровольцы создают приюты для животных и работают в них абсолютно бесплатно, заботятся о природе, чистоте наших лесов, озер, парков, рек и морей.
Это люди, которые любят страну, любят человечество и хотят сделать жизнь на планете Земля лучше. Они действуют не «по указке», а от чистого сердца!
Я очень хочу показать в своей работе насколько важно волонтёрское движение в нашей жизни. Бескорыстная работа во благо общества сближает людей, делает их терпимее друг другу, уменьшает жесткость и бездуховность нашего современного мира. Следовательно, актуальность волонтерского движения для воспитания подрастающего поколения очевидна и неоспорима.
Я надеюсь, что моя работа будет интересной и полезной для взрослых и детей, для всех тех, кого на самом деле заботит проблема духовного здоровья нации, судьба своей страны, кто не равнодушен к чаяниям и надеждам нуждающихся людей, живущих с нами рядом.
Постановка проблемы:
Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё.
Но в последнее время мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи; животных, которые зависят от нас; природу, частью которой мы являемся.
Неотъемлемой частью поведения людей стало безразличие к происходящему в мире, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим. Конечно, на это необходимо обращать внимание. В первую очередь каждый должен начать с себя!
Цель: создать музыкальный ролик о волонтёрском отряде «Твори Добро» для вовлечения учащихся в добровольческое движение.
Задачи:
Собрать информацию о волонтёрском движении.
Изучить направления волонтёрского движения.
Обобщить и систематизировать собранные материалы.
Побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне, воспитывать уважение к людям.
Подобрать материал для создания ролика «Твори добро».
Методы:
Изучение литературы по теме.
Сбор материалов о волонтёрском движении.
Обобщение и систематизация полученных данных.
Оформление полученной информации с помощью специальных компьютерных программ - в формате музыкального ролика.
Практическая значимость:
Подготовив данный проект и изучив волонтерское движение в России, мы надеемся, что все участники проекта осознают его социальную значимость. Мы сможем своим примером увеличить еще большее количество добровольцев, которые захотят проявить свое милосердие, готовность прийти на помощь другим людям. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь.
Музыкальный ролик «Твори добро» учителя нашей гимназии могут использовать для организации уроков по окружающему миру, истории и внеурочной деятельности. Это, несомненно, будет способствовать развитию чувства гражданского долга, патриотизма, ответственности за каждый свой поступок по отношению к людям, нуждающимся в помощи.
Этапы работы над проектом:
I этап (подготовительный)
На данном этапе проведено изучение литературы по данной теме. Произведен сбор информации, выдвинуты идеи создания проектного продукта.
II этап (организационный)
На данном этапе сделано следующее:
а) Определена проблема, сформулирована тема проекта, поставлена цель и задачи, сформулирована актуальность и практическая значимость проекта.
б) Выбраны методы работы.
в) Спланирован итоговый продукт.
III этап (практический)
На данном этапе сделано следующее:
а) Проведены различные акции по теме проекта.
б) Систематизированы полученные данные.
в) Проанализированы результаты.
IV этап (заключительный)
На данном этапе сделано следующее:
а) На основе имеющихся материалов создан музыкальный ролик о нашей работе волонтёрского движения «Твори добро».
б) Проведена презентация данной работы в нашей гимназии.
Характеристика источников для подготовки проекта:
По тематике волонтёрского движения выпускается достаточно большое количество литературы. В ней рассказывается о бескорыстной помощи добровольцев. Также очень удобны в использовании и быстром поиске нужной информации интернет-ресурсы о волонтёрском движении
1. «Википедия» (www.wikipedia.org)
2. В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»
3. http://vseposlovici.ru
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Общее понятие о добре и зле
Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он состоялся как человек, так говорят в народе.
В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».
Именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро – это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни из славянского языка, в котором оно имело такие значения, как: храбрый, сильный, крепкий. В Википедии понятие «добро» объясняется так: добро – общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т.е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.
Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.
Зло, категория противоположная добру. Оно выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: обман, подлость, жестокость.
Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.
1.2. Что такое волонтёрское движение
Волонтерская деятельность (добровольческая) – это форма социально полезной деятельности, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
В истории мира не было общества, где были бы чужды идеи бескорыстной и добровольной помощи. Помощь добровольца основана на идее бескорыстного служения гуманным идеалам человечества, она не преследует целей корыстных целей, карьерного роста или извлечения прибыли. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи, известных издревле, где народ бескорыстно помогал своим соседям, прохожим, попавшим с сложную ситуацию, детям, оставшимся без помощи, до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, искоренение бедности, урегулирование конфликтных ситуаций.
Добровольцы оказывают помощь пострадавших в природных катаклизмах, тушат пожары, ищут пропавших людей [1]. Они собирают мусор и учат людей жить экологично, защищают животных и дикую природу. Добровольцы помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, навещают стариков в домах престарелых, воспитанников детских домов, пациентов больниц и людей с ограниченными возможностями. Добровольчество в настоящий момент переживает бурное развитие в России. Большинство добровольцев – молодые люди, учащиеся в образовательных учреждениях.
История добровольчества в нашей стране продолжает писаться, и каждый из нас может сделать мир лучше, выделив часть своего времени для работы добровольцем.
В литературе есть множество примеров альтруизма – самопожертвования, бескорыстия и героизма. Например: Александр Матросов своим телом закрыл дзот, откуда немецкие пулеметчики обстреливали наших солдат [2]. В поэме «Бородино» М.Ю. Лермонтова, русские солдаты готовы были погибнуть, принеся свои жизни в жертву для спасения отечества:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали.
В повести Л.Ф. Воронковой «Девочка из города» незнакомые женщины взяли под опеку осиротевшую девочку [3], которую впоследствии удочерила многодетная мать, не побоявшись трудностей и осуждения соседок. С этим ее решением согласился и ее муж, воевавший на фронте.
Долгие годы понятие добровольчества было военным термином, потому что являлось основным способом комплектования армий.
Развитие волонтёрства на Руси начинается с принятием христианства, после 988 года. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри [4]. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.
Российская история богата примерами добровольческого труда своих граждан. Декабристы, высланные в Сибирь, строили школы, преподавали, учили крестьян садоводству, открывали театры. В 19 веке, когда было отменено крепостное право, стала развиваться сеть земских врачей, которые сами работали бесплатно, а также боролись за бесплатную медицинскую помощь для крестьян. В советской России дети и молодежь активно вовлекались в добровольчество через молодежные движения октябрят, пионеров и комсомольцев.
Во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. тысячи жителей России отправились добровольно на фронт [5]. Героизм на войне заключался в проявлении мужества, отваги и стойкости. Невзирая на огромное желание жить, люди не становились трусливыми, их главной целью оставалась самоотверженная защита Отечества. Проявление героизма на войне – это необычайная стойкость людей перед лицом тяжелых жизненных обстоятельств, готовность пожертвовать собой и защищать Родину до победного конца. Те же, кто оставался в тылу изготавливали оружие, патроны, снаряды, истребители и бомбардировщики, зенитки, пушки и танки, чтобы бить фашистов. Все жили единой мыслью: «Все для фронта, все для победы!». Вместо ушедших на фронт солдат, к станкам встали их отцы, матери, жены и даже дети. «Работать не только за себя, но и за товарищей, ушедших на фронт!» – вот лозунг, с которым трудились люди в тылу [6].
В колхозах женщины, старики и дети растили хлеб, картофель, овощи, сохраняли скот, чтобы было чем кормить армию. Юноши, девушки, старики и женщины садились за руль тракторов и работали, неделями не возвращаясь домой.
Война уносила жизни людей, не разбирая, старик ли это, женщина, молодой солдат или ребенок. В эти тяжелые для страны годы появилось множество сирот. О них заботилось государство, открывая детские дома. Но также известно множество случаев, когда женщины принимали в свои семьи осиротевших детей, давая им кров, пропитание, и, главное, заботу и любовь. Все это яркие примеры волонтерства.
1.3. Принципы волонтёрской деятельности
Любая волонтерская деятельность опирается на идейность. Волонтеры должны придерживаться следующих принципов:
Бескорыстное желание помочь – волонтёрская деятельность не оплачивается и не является альтернативой оплачиваемой работе.
Добровольность – волонтёрская деятельность осуществляется по собственной инициативе волонтёра.
Уважение – волонтёр уважает достоинство, личностные и культурные особенности людей.
Ответственность – волонтёр несет ответственность за свою работу, ее качество и соблюдение установленных сроков.
Самосовершенствование – волонтёр всегда открыт для приобретения новых знаний и навыков.
1.4. Направления волонтерской деятельности
В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Так, волонтерская деятельность может проявляться в таких основных направлениях, как:
Пропаганда здорового образа жизни:
пропаганда здорового образа жизни собственным примером;
организация лекций и бесед с учениками, студентами на тему здоровья вредных и опасных привычек.
Охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды:
уборка территории;
создание плакатов, стенгазет, призывающих беречь окружающую среду.
Оказание помощи населению:
помощь престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке;
посещение детских домов, домов престарелых с целью оказания психологической и эмоциональной поддержки; с концертно-развлекательной программой, а также с целью выявления потребностей жителей социальных домов;
сбор материальных средств для покупки необходимого оборудования, одежды, обуви, медикаментов, питания и других необходимых вещей для нуждающихся;
организация центров социальной поддержки населения;
организация «Горячей линии поддержки» при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах.
Благоустройство улиц, домов, зеленых участков:
организация посадки деревьев и цветов на улицах;
организация субботников;
привлечение детей и школьников для уборки территории;
беседы с детьми о необходимости очищения своего города, о несении ответственности за экологическую обстановку города и всей планеты.
Помощь животным, поддержание парков и заповедников:
сбор средств на покупку корма для животных;
беседы со школьниками на тему важности сохранения парков и заповедников;
проведение экскурсий и анкетирование (опросы о важности таких мест, как парки, заповедники в городских населениях);
обустройство территории, участие в научной работе и охране, разработка дизайна сувениров для заповедников.
Интернет-добровольчество, примером которой является Википедия:
создание образовательных порталов, сайтов, пропагандирующих нравственность, доброту, бескорыстие, стремление жить лучше
Помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей; оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям; например, проведение опроса населения или поиски заблудившегося в незнакомой местности человека.
Техническая поддержка:
комплекс услуг, обеспечивающих бесперебойную работу и безопасность какого-либо волонтерского мероприятия.
Выводы по I главе
Рассмотрев теоретическую часть, мы пришли к выводу, что доброта, милосердие, это основа человеческого счастья. В истории мира никогда не были чужды идеи бескорыстной и добровольной помощи. В любой стране и во все время всегда есть некоторое количество людей, которым нужна особенная помощь. Поэтому волонтёрское движение является той реальной силой, которая помогает тем, кому эта помощь необходима.
Глава II. Практическая часть
На данный момент в России существует большое разнообразие волонтёрских объединений. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно, одной из причин является добровольность и свобода выбора. В нашей гимназии особое внимание уделяется нравственному воспитанию детей, для ребят предусматривается выполнение посильной, общественно-полезной деятельности. Ежегодно организовываются различные волонтерские акции, прививающие у детей желание помогать ближнему, животным и природе, такие как:
Покормите птиц зимой
Накорми животных
Посади цветок, укрась планету
Посади дерево
Уберем вместе! (акция по уборке территории)
Помоги старикам
Стань Дедом Морозом
Ребята добровольцы занимаются сбором вещей для детей-сирот, организацией праздничных концертов для пожилых людей, раздачей подарков ветеранам войны, сбором корма для бездомных животных и т.д.
Добровольческая организация может вести работу в одном направлении, например, только помочь домам престарелых, а может реализовывать свои проекты в различных социальных и общественных сферах жизни.
Мы с ребятами моего класса решили создать волонтёрский отряд под названием «Твори добро!». Далее, в своей работе, я кратко расскажу о направлениях нашего волонтёрского отряда [7].
2.2. Акция «Покормите птиц зимой»
Добровольческая деятельность по защите окружающей среды предполагает участие ребят в разнообразных акциях по привлечению внимания общества к экологическим проблемам, требующим решения.
Зимнее время – это не только веселые праздники, но и самое тяжелое время для зимующих птиц. Доступной пищи становится мало, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов. Поэтому мы ежегодно проводим акцию «Покормите птиц зимой» [8].
Учащиеся нашего класса сделали кормушки, принесли семечки и крупу в школу, развесили кормушки на деревьях, насыпали корм для птиц. Сходили в детский сад N 55, рассказали малышам о том, как важно оберегать птиц, ведь они — первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Птицы не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Велико также значение птиц в распространении семян и уничтожении грызунов. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно не губить их и, конечно, кормить. Для человека это совсем не сложно, а птице это сохранит жизнь.
Многие школьники смастерили кормушки и около своих домов.
2.3. Акция «Стань Дедом Морозом»
Новый год – это пора чудес и исполнения желаний. Каждый из нас помнит радостное предвкушение праздника, когда под ёлкой лежит долгожданная игрушка. Но для воспитанников детских домов Новый Год – порою грустный праздник, потому что чудо к ним приходит редко. Мы очень бы хотели, чтобы у детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей был бы настоящий праздник, и они верили в волшебство и добро.
Именно для этого мы организовали акцию «Стань Дедом Морозом» [9]. В школе была установлена корзина, куда мы с удовольствием приносили подарки для детей из детских домов.
2.4. Акция «Поможем братьям нашим меньшим»
Добровольцы, оказывая помощь приютам для бездомных животных, воплощают в жизнь идеи гуманного отношения к животным. Каждый из нас знает, что животные приносят человеку огромную пользу в медицине, науке, военном деле. Но мы всё чаще видим бездомных собак, которые ютятся возле подъездов, греются в подвалах, ищут еду среди человеческих отходов. Именно поэтому мы считаем, что этой проблеме необходимо уделить особое внимание. Большое спасибо приютам, которые принимают бездомных собак!
В нашей гимназии детям прививается сострадание к бездомным животным. В день Акции «Поможем братьям нашим меньшим» наша учительница беседовала с нами о доброте, о взаимопомощи, о дружбе, о тех, кто нуждается в человеческой поддержке - птицах, растениях, животных.
Мы приносили в школу корм для бездомных животных. Ведь накормить их некому, кроме людей [10].
Когда же приехала машина, которая должна была забирать вещи для приюта, то мы услышали приятную фразу, для которой и трудились: «Ни одна школа не оказывала помощи в таком объёме». Это и стало для нас настоящей похвалой.
2.5. Акции «Посади цветок, укрась планету»
Родителям и ученикам нашей гимназии было предложено принести из дома любые цветы и посадить их на клумбе, сделав ее «Счастливой клумбой». На призыв «клумбы» откликнулись многие семьи. Уже через несколько дней на нашей «Грустной клумбе» стали появляться первые цветы. Родители с теплотой откликнулись на призыв и хорошим настроением восприняли акцию. Красота нашей гимназии зависит от нас самих [12]!
На уроках окружающего мира нам рассказывали, что деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, и каждое посаженное вами дерево помогает дышать планете и лично вам. Если каждый человек на планете посадит хотя бы одно дерево, жить станет намного комфортнее. Поэтому мы охотно озеленяли участок молодыми деревьями.
2.6. Акция «Чистый двор!»
Спасение окружающей среды может казаться слишком большой проблемой, но мы можем начать с малого и продвигаться дальше. Если каждый человек приложит даже минимальное усилие, весь мир очень быстро станет намного чище.
В нашей гимназии прошла акция «Чистый двор» [13]. Ученики начальной и основной школы вместе со своими классными руководителями вышли на уборку школьной территории. Ребята работали дружно и весело! За каждым классом был закреплен определенный участок. Нам выдали инвентарь: грабли, метлы, мусорные пакеты. Мы дружно сгребали листья в большие кучи, подметали бумажки, осколки и прочий мусор. Долго и тщательно убирали и, наконец, отчистили половину территории от мусора. Наш школьный двор блистал чистотой, а также, прилегающая к нему территория.
2.7. Конкурс рисунков «Твори Добро!»
В нашей гимназии стартовал конкурс детского рисунка на тему «Твори Добро!» [13]. Задачей конкурса было не только вовлечение детей в занятие художественным творчеством и выявление талантливых людей, но и развитие нравственно-эстетического воспитания. Главной задачей являлось формирование представлений о милосердии у детей, привлечение внимания общества. К глубинному смыслу понятия «Милосердие».
Ученики нашего класса с огромным удовольствием приняли участие в этой акции. В своих рисунках они показали любовь к окружающему миру, уважение к старшему поколению, своё отношение к братьям нашим меньшим и всему живому на земле. Порой мне кажется, что они на словах знают ", что значит «Ни дня без доброго дела».
2.8. Акция «Поможем старикам!»
Очень многие люди отдают всё свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, которые находятся в доме престарелых. Старики - это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Пожилые люди ощущают себя ненужными, а это для них хуже, чем болезни или бедность. Поэтому помощь старикам должна заключаться в первую очередь в моральной поддержке. Простое искреннее общение, поддержка важнее для них любых подарков. Такую поддержку многим обеспечивают их родные, но как быть с теми, кто живет в доме престарелых?
Наш класс решил посетить стариков в доме престарелых в село Ромашково, для того, чтобы показать им праздничный концерт [8].
Для этого мы связались с волонтерским центром поддержки материнства «Мамина помощь», который часто навещает стариков и оказывает им посильную материальную и моральную помощь. Для жителей дома престарелых мы подготовили целую концертную программу, там были песни, стихи, танцы.
На масленичной неделе мы навестили стариков с концертом, а также привезли им множество угощений, домашних блинов и подарков. Бабушки и дедушки с интересом смотрели концерт, после которого поведали нам, что таких представлений им еще никто не делал. После концерта старичкам было устроено чаепитие с блинами, конфетами и прочими сладостями. Мы раздарили им и свои подарки, среди которых были рисунки, картины, наборы для душа, носочки, платки, книги и другие вещи. Уезжали оттуда мы с радостным чувством и твердой уверенностью, что на этом останавливаться не стоит, нужно навещать старичков чаще, развлекать их концертом, общаться и привозить подарки, которым они радуются, как дети.
Заключение
В результате проделанной работы мы узнали о том, кто такие волонтёры, собрали информацию о волонтёрском движении в России, изучили направления волонтёрского движения. Мы вдохновились примерами из статей и книг стать бескорыстнее, добрее и активнее делать этот мир лучше. Нами были проведены многочисленные акции.
Деятельность, которую мы провели во время реализации проекта, была для нас очень важна, так как мы получили положительный опыт. За время реализации проекта мы сделали много добрых дел, многому научились. Конечно, наша работа на этом не заканчивается, так как мы постоянно сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать другим людям. Самое главное, что мы научились быть добрее, вежливее, научились сотрудничать, быть внимательными к ближним.
Если каждый из нас будет продолжать начатую работу, то в мире будет меньше обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения. Мир станет немного добрее, на лицах людей появится больше улыбок.
Наш проект «Твори Добро» будет продолжать свою работу, так как некоторые акции мы проводим ежегодно, на протяжении нескольких лет. Мы решили, что будем дорабатывать наш проект и в скором времени посетим детский дом. Мы готовим мастер классы, которые проведем с ребятами.
О нашем проекте мы рассказываем в гимназии, так как хотим своим примером привлечь ещё большее количество добровольцев, которые захотят вместе с нами проявить милосердие, готовность прийти на помощь другим людям.
Список использованной литературы
1. Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2012. – №7.
2. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 2011.
3. Пахомов В. П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2014. – 120с.
4. Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2016
5. В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия», Москва: ЭКСМО, 2002
6. ru.wikipedia.org›
7. http://vseposlovici.ru
Приложения
Приложение 1
рис.1. Действия волонтёров
Приложение 2
рис.2. Александр Матросов
Приложение 3
рис.3. Девочка из города. Л.Ф. Воронкова
Приложение 4
рис.4. Добровольцы приходят в монастыри, чтобы оказать помощь
Приложение 5
рис.5. Запись добровольцев на фронт
Приложение 6
рис.6. Лозунг на фронте
Приложение 7
рис.7. Наш отряд «Твори Добро!»
Приложение 8
рис.8. Акция «Покорми птиц зимой»
Приложение 9
рис.9. Акция «Стань Дедом Морозом»
Приложение 10
рис.10. Акция «Поможем братьям нашим меньшим»
Приложение 11
рис.11. «Посади цветок, укрась планету»
Приложение 12
рис.12. Акция «Чистый двор!»
Приложение 13
рис.13. Конкурс рисунков «Твори Добро!»
Приложение 14
рис.14. Акция «Поможем старикам!»