Ёлочка, живи

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ёлочка, живи

Мишурова А.С. 1
1МБОУ Назарьевская СОШ
Шадрина Л.А. 1
1МБОУ Назарьевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проектной работы

Тема проекта:Ёлочка, живи!

Руководитель проекта: учитель начальных классов Шадрина Людмила Александровна

Учебные предметы – окружающий мир

Возраст учащихся – 8 лет

Состав проектной группы: Зыкова Анна, Ивлева Елена, Мишурова Анастасия

6.Участники исследования: учащиеся начальной школы, одноклассники.

7.Тип проекта – экологический

8.Сроки выполнения: октябрь-март

9.Цель проекта: Понять, наносим ли мы вред природе, вырубая ель к Новому году?

10.Задачи:

- Выяснить, когда и откуда пришла в Россию традиция украшать именно ель на Новый год.

-Изучить спрос на новогодние ели среди семей учеников первых классов.

-Узнать, для чего еще нужна ель?

-Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям и к природе в целом.

11. Проблемный вопрос: Как сохранить лесную красавицу?

12. Предполагаемый продукт:буклет, изготовление новогодних елочек своими руками

13. Этапы проектной работы

№п/п

Даты

Основные этапы и краткое содержание проделанной работы.

Результат на каждом этапе

1 этап – подготовительный

1

Октябрь

- Выбор темы.

- Изучение дополнительной литературы.

- Изучение литературы в сети Интернета.

Планирование этапов работы и методов исследования.

Составление плана работы

2 этап – поисковый (исследовательский)

2

Ноябрь-Декабрь

Опрос учащихся Назарьевской СОШ

Подбор материалов для изготовления буклета

Изготовление новогодних елей

анкетирование учащихся.

3 этап – аналитический

3

Январь

Составить список предложений о том, из какого материала лучше изготовить новогодние ели.

Работа побуклета

Составление презентации.

Составление списка необходимых вещей для работы

.

Загрузка фото, создание слайдов, подписи к картинкам

 

Февраль

Сотрудничество с научным руководителем.

Составление доклада, текста выступления

4 этап – презентация проекта

4.

Март

Выступление на школьной научно - практической конференции

 
       

1. Введение

Актуальность и практическая значимостьнашей работы в том, что мы, как и все дети, очень любим праздники. Самый любимый – Новый год. А в этот праздник принято в каждом доме наряжать ель. Украшенная игрушками, мишурой, гирляндами, она создаёт особое праздничное настроение, дарит нам неповторимый аромат леса.

Но через неделю, другую мы наблюдаем болезненную картину - когда вчерашние красавицы выкидываются на свалку. Нам очень жаль, что каждый год гибнут тысячи лесных красавиц ради одного дня.

Да, рубить и наряжать ель к Новому году — это традиция. Но зародилась она очень давно, когда деревьев на планете было значительно больше, а людей — меньше, и когда не задыхалась Земля от недостатка чистого воздуха. Экологи бьют тревогу.

Цель:

Понять, наносим ли мы вред природе, вырубая ель к Новому году?

Для достижения цели были поставлены следующие

Задачи:

1.Выяснить, когда и откуда пришла в Россию традиция украшать именно ель на Новый год.

2.Изучить спрос на новогодние ели среди семей учеников первых классов.

3.Узнать, для чего еще нужна ель?

4. Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям и к природе в целом.

Проблема:

Как сохранить лесную красавицу?

Участники: учащиеся Назарьевской школы, одноклассники.

Методы исследования:

-теоретическое исследование;

-наблюдение;

- анкетирование.

Объект исследования: новогодняя ель.

Гипотеза:

Возможно, последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса, а также мы предполагаем, что новогоднее дерево может быть полезно даже после праздников.

2. Старинная легенда

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась яркая новая звезда. К пещере поспешили не только люди, но животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…1

Наряжать ель в России стали в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге.

Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в Петрограде, в Михайловском артиллерийском училище.

Но праздничные мгновения проходят, веселье заканчивается, и уже через неделю тысячи и тысячи покалеченных, осыпавшихся ёлочек заполняют мусорные свалки.

_______________________________________

О.А.Бочурина, В.А. Коровкин, Н.Н.Михайлов. Энциклопедия для детей «Все обо всем», Москва, 2008г, с. 851

3.Роль хвойных деревьев

Хвойные деревья, как любые зеленые растения очищают воздух. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению воздуха голубая ель, именно эту ель можно увидеть в парках и скверах городов.

Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, лекарства, автомобильные покрышки, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Самые лучшие скрипки Амати и Страдивари изготовлены из ели. Их очень сложно изготовить, для этого подходят лишь немногие деревья. Среди них и наша северная ель. Древесина ели белая, мягкая, прочная, а инструмент, изготовленный из неё, дает хороший звук.

Из ели изготавливают вискозные ткани. Если срубленное дерево используется разумно и экономно, из него можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар и др.

Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно зона лесов занимает больше половины территории России.

На территории нашей страны, на тысячи километров тянутся сплошные хвойные леса. К ним относятся деревья хвойных пород, таких как сосны, пихты, ели, лиственницы и другие. Основным ареалом хвойных лесов является обширная зона тайги с холодным климатом, простирающаяся к югу от арктических тундр.

Велико значение хвойного леса в природе. Леса регулируют таяние снега, так как здесь он тает медленнее, чем на открытых пространствах. Талые воды впитываются в почву, пополняя запасы грунтовых вод, тем самым регулируя уровень воды в реках, поглощают шумы, ослабляют силу ветров, закрепляют пески. Лес – место обитания многих видов животных, которые питаются побегами, семенами, шишками хвойных растений.

Неизмерима роль хвойного леса в жизни человека, ведь каждая хвоинка, лесная травинка – это фабрика по производству кислорода. Они обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Многие хвойные породы деревьев выделяют особые вещества - фитонциды, которые очищают воздух от бактерий. Вот почему запах хвойного леса приятный, и в хвойном лесу так легко дышится. Также известно, что насыщенный летучими веществами хвойного леса теплый летний воздух не всегда в одинаковой степени полезен для человека. В таком воздухе могут концентрироваться большие дозы различных физиологически активных веществ, выделяемых растениями, и переносится он больными людьми по-разному. Так, для людей с сердечнососудистыми заболеваниями, воздух хвойного леса в летний период оказывает стимулирующее влияние, а зимой угнетающее 2.

Лес снабжает сырьем многие отрасли промышленности. Смола сосны, пихты необходима для производства канифоли, олифы, красок, лаков, медикаментов, скипидаров. Научные технологии развились вплоть до того, что ученые научились превращать древесину в шелк, шерсть и множество других материалов.

Другое интересное «применение» отразилось в художественной деятельности, так как красота и величие хвойных лесов, стройных елей и сосен вдохновляет художников, писателей, поэтов на создание художественных полотен, песен, стихов. Так был создан чудесный рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками», где он тонко описал всё могущество леса и природы в целом. Не менее интересное использование нашлось для древесины лиственницы, ведь она настолько твердая и тяжелая, что тонет во время сплава. И поэтому используется для строительства мостов, крепления шахт, изготовления телеграфных столбов 3.

В фармацевтической промышленности хвойные леса играют важную роль. Изготовленные из еловой и сосновой хвои медицинские препараты, используют для лечения различных человеческих болезней. В медицинских целях используются и многие другие части хвойного дерева, такие как молодые почки, пыльца, смола. Так сосну сибирскую называют деревом-комбинатом, потому что практически все её части используются человеком. Препараты из хвойных растений обладают целым рядом целебных свойств. Их используют как мочегонное, желчегонное, общеукрепляющее, кровоостанавливающее средство. Кроме того, они обладают дезинфицирующими и отхаркивающими свойствами. Так же считается, что эти препараты обладают омолаживающим эффектом, и способствуют увеличению подвижности суставов 4.

Нужно заметить, что лес необходим человеку, а для сохранности леса нужен человек. Ведь леса - это кладовая нашего здоровья.

_______________________________________________________

Босова Л.Л. Уроки естествознания начальной школе // Окружающий мир – 2009. - №2. С. 12-15. 2

Плешаков, Е.А. Крючкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007.- 223 с. :илл.- (Зеленый дом).3

Виноградова Н.Ф // Окружающий мир: учеб.для 3 кл. четырех лет. нач. шк. /Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. 275с. 4

4. Продолжительность жизни хвойных деревьев

Считается, что срок жизни представителей хвойных пород гораздо больше, чем их лиственных сородичей. Это объясняется тем, что они легче переносят суровые погодные условия, нетребовательны к почве – растут в основном в бедных питательными элементами песчаных и глинистых грунтах.

Выносливостью хвойные обладают благодаря своему строению. Они имеют поверхностную и сильно разветвленную корневую систему, которая позволяет впитывать больше воды из почвы. Так как хвойные деревья – вечнозеленые, их листья – хвоинки – даже зимой не перестают вырабатывать питательные элементы.

Каждая хвоинка имеют очень маленькую площадь поверхности и покрыта воском, что позволяет ей задерживать в себе больше влаги. Лес с хвойными деревьями Форма кроны позволяет получить каждому дереву максимальное количество солнечной энергии, несмотря на то, что в хвойном лесу деревья растут очень плотно. Продолжительность жизни хвойных пород деревьев впечатляет:

Ель сибирская – одна из основных хвойных пород сибирских лесов.

Продолжительность жизни ели – 250-300 лет.

Возраст новогодних елей – 10-15 лет.

1 гектар хвойного леса очищает до 50 тонн пыли.

В нашем поселке более 2 тыс. 500 жителей предновогодняя распродажа елей составляет более 600 деревьев.

А по всей России – более 7 млн. деревьев!!! Неужели нет никакого выхода?

_______________________________________________________

http://plodogorod.com/shrubs/skol-ko-let-zhivut-derev-ja.html5

5. Исследование и результаты

Анкета для учащихся первых классов МБОУ Назарьевская СОШ

(Приложение 1)

Выводы:

Мы провелиисследование и с помощью анкеты получили ответы на интересующие нас вопросы. Нами было опрошено 57 учащихся первых классов школы. Результаты можно видеть на диаграммах.

На вопрос «Какую ёлочку наряжают в вашей семье» 35 человек ответили—живую, 21—искусственную, 1—делаем своими руками.

(Приложение 2)

«Сможет ли твоя семья отказаться от живых новогодних ёлей?»

42 человека ответили- да, 12-нет, 3—не знают.

(Приложение 3)

6. Значение елей.

Хорошо, что даже первоклассники знают, что ель очищает воздух, ее шишки идут на корм птицам.

Ель не только приносит большое значение в жизни человека, но жизнь дерева тесно связана и с животным миром.

Страдают ли лесные жители, от того, что мы вырубаем ели?

Рассмотрите рисунок. Скольким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели? Они просто могут погибнуть.

(Приложение 4)

На самом деле в лесу, после вырубки елей, многие животные станут покидать обжитые места, птицы перестанут гнездоваться. И только тогда люди начнут задумываться, как же нам восстановить лес.

Если посадить маленькие деревца, но пройдет долгих 100 лет, чтобы в лесу восстановилась прежняя жизнь.

Давайте задумаемся, стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может служить несколько сотен лет? И без которого так трудно обойтись лесным животным?

Посмотрите, как в нашей природе все взаимосвязано.6

(Приложение 5)

Многие думают, что после праздников ель не используется, и мы предложили свои способы реализации этой проблемы.

Цель: показать способы вторичного использования хвойных деревьев

_______________________________________________________

И.Г.Белавина, Н.Г.Найденская «Планета – наш дом». Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство «Лайда», Москва, 2010г., с. 229.6

7. Хвойные ванны – источник здоровья.

Если у человека больные легкие, донимает ревматизм, застойный радикулит – желательно для ванн использовать эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет и на сердечную деятельность. Пройтись по хвойному лесу с целью лечения рекомендуется людям с бронхитами, легочными заболеваниями, чтобы в органы дыхания проникал воздух, напоенный сосновыми фитонцидами. Для приготовления хвойных ванн используются зеленые веточки с шишками. Их измельчают, заливают холодной водой, кипятят на слабом огне полчаса. Затем кастрюлю снимают с огня, накрывают крышкой и настаивают в течение 12 часов. После этого настой можно использовать для хвойных ванн. Такие ванны успокаивают, укрепляют нервную систему и сердце, полезны при бессоннице, воспалениях суставов, мышечном и суставном ревматизме, а также при ожирении.

-7.1. Ветки – на корм животным.

Хвоя является хорошей подкормкой для некоторых домашних животных. Например, летом неплохо давать кроликам небольшие веточки хвои. Но особенно необходимы они зверькам с сентября по июнь, когда витамины в кормах с каждым днем идут на убыль. Они – дополнительный источник витаминов. В 1 кг хвои ели содержится 55 мг каротина, а сосны – 60 мг. Хвоя оказывает на организм зверьков укрепляющее действие. Обычно из хвои готовят витаминную муку. Но при этом теряется почти половина каротина, поэтому лучше скармливать кроликам свежие хвойные ветки. Утилизация хвойных деревьев после новогодних праздников является хорошей витаминной подкормкой в зимний период.

- 7.2.Лечебный отвар из сосны.

Сосна – одно из древнейших лекарственных растений, целая лесная аптека. Отвар сосны принимают в качестве отхаркивающего средства, назначаемого при воспалении верхних дыхательных путей. Экстракт из хвои включают в состав зубных паст мыла, в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, в состав питательных кремов для кожи лица и шеи.

30 г свежей молодой хвои промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка и кипятят в течение 20 минут на слабом огне в закрытой эмалированной посуде, добавив по вкусу сахар. Для повышения иммунитета необходимо принимать стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит больше витамина С, чем лимонный сок.

- 7.3.С пользой для души:

Всовременной ароматерапии смолистый, горьковатый запах хвои используют для улучшения настроения, усиления легочного кровообмена и кислородонасыщения организма. 7

Вывод: с помощью этих мероприятий мы увидели широкое применение хвойных деревьев в жизни.

Из источников интернета мы узнали, что живую новогоднюю ель предпочитают 23 процента россиян. Это на 2 % меньше, чем в 2011 году. Мы очень хотим, чтобы процент ёще снизился.8


Праздник может украсить не только искусственная ель, но и ель, сделанная своими руками или новогоднее панно, на которое можно повесить гирлянду.

В нашем классе прошел конкурс «Новогодняя ель своими руками». Первоклассники приняли активное участие в конкурсе. Всем классом мы ходили на экскурсию.

(Приложение 6, 9)

В процессе работы мы сочинилистихотворение про новогоднюю елочку.

Мы решили поэтической строкой призвать всех ребят не губить хвойные леса, которые являются настоящим богатством и гордостью.  В результате акции были выпущены и распространены буклеты.

(Приложение 7, 8)

­­­­­­­­­­­­­____________________________________________

Экология леса. Хрестоматия: учебно-методическое пособие/ Н.А. Иванова, Т.В. Сторчак, Г.Н. Гребенюк; Под общ. Ред. Н.А. Ивановой. – Ханты – Мансийск: Полинрафист, 2006. 7

https://www.pravda.ru/news/society/16-12-2009/1004479-ell-0/ 8

8. Заключение. Вывод

После нашего исследования мы разработали для ребят памятку – буклет, в котором рассказали о ели. Надеюсь, что наша работа принесет пользу и сохранит жизнь лесным красавицам – елям.

Конечно, встреча Нового года — любимый и радостный праздник, а ель — символ этого праздника. Но ведь радость можно создать, и, не принося вреда живому. А ёлочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой и выполняют бесценную работу — очищают воздух на нашей планете.

Помните, что природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

В природе находится все в равновесии, она очень разумна и сама регулирует количество всех живых организмов. Наше выступление я хочу закончить стихотворением.

9. Список используемой литературы

И.Г.Белавина, Н.Г.Найденская «Планета – наш дом». Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство «Лайда», Москва, 2010г., с. 229.

О.А.Бочурина, В.А. Коровкин, Н.Н.Михайлов. Энциклопедия для детей «Все обо всем», Москва, 2008г, с. 85

Босова Л.Л. Уроки естествознания начальной школе // Окружающий мир – 2009. - №2. С. 12-15.

Всё о российских лесах: http://www.forest.ru

Виноградова Н.Ф // Окружающий мир: учеб.для 3 кл. четырех лет. нач. шк. /Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. 275с.

Плешаков, Е.А. Крючкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007.- 223 с. :илл.- (Зеленый дом).

7. Экология леса. Хрестоматия: учебно-методическое пособие/ Н.А. Иванова, Т.В. Сторчак, Г.Н. Гребенюк; Под общ. Ред. Н.А. Ивановой. – Ханты – Мансийск: Полинрафист, 2006.

8. Интернет ресурсы (https://www.pravda.ru/news/society/16-12-2009/1004479-ell-0/)

9.Я познаю мир. Детская энциклопедия Растения. М.: ТКО «АСТ» 1997.

Приложение 1

1.Какую ель (сосну) обычно наряжают в вашей семье на Новый год?

Живую

Искусственную

Не наряжают совсем

Делаем своими руками

2.Сможет ли твоя семья отказаться от живых новогодних елей?

Да

Нет

Не знаю

 

3.Какое значение имеет ель в жизни человека?

 

4.Чем ещё можно заменить живую ёлочку в праздник Нового года?

 

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Ёлочка зеленая выросла в лесу,

Стройная, пушистая, лучше не найду.

Возле этой елочки выросли грибы,

Мышь лесная делает нужные ходы.

Клест на этом дереве вырастил клестят,

Зайчики пушистые под листвой сидят.

Звери любят ёлочку, всем она как друг…

И вдруг под нашей елочкой раздается стук.

Люди перед праздником в лес спешат скорей

Рубят много ёлочек, пугают всех зверей.

Как они без дома будут жить сейчас,

Тяжело без крова, пожалейте нас.

Ведь не ради праздника елочки растут,

Вокруг лесной красавицы звери все живут.

Люди, я прошу вас, не губите лес.

Берегите ели, чтоб лес весь не исчез!

Приложение 9

РЕЦЕНЗИЯ

на проектную работу

Зыковой Анны, Ивлевой Елены, Мишуровой Анастасии

«Ёлочка, живи!»»

Актуальность нашего проекта заключается в том, что от предновогодних вырубок ежегодно страдают миллионы хвойных деревьев. Очень часто рубят деревья браконьеры, выбирая самые лучшие - пушистые и раскидистые и не думая о том, что не только дерево лишается жизни, но и многочисленные лесные обитатели теряют свой зимний приют и пищу. Тема вырубки хвойных будет актуальна до тех пор, пока будет спрос на новогодние ели, а не будет спроса, не будет такой большой необходимости в вырубке. Такое отношение к лесным богатствам нашей страны и края кажется нам недопустимым, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта «Елочка живи»!

Раскрывая тему проекта девочки показали глубокие знания по данной теме, используя при этом дополнительную литературу и делая при этом собственные выводы. Тема проекта раскрыта полностью, грамотно сформулированы цели и задачи.

Аня, Лена и Настя провели анкету среди учащихся первых классов и обработали результаты.

Исследовательско- поисковая работа состоит из следующих подразделов: введение, текст исследовательской работы, технологическая карта, схемы или графики, заключения и используемая литература, приложения. Работа содержит много красочных репродукций соответствующих тексту работы.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что собранный материал можно задействовать в общеобразовательных школах на уроках по окружающему миру.

Проанализировав данную работу можно сказать, что наш проект поможет ребятам, да и всем людям задуматься об экологии.

Научный руководитель: Шадрина Л.А.

15 ноября 2018 года Шадрина Л.А.

Просмотров работы: 418