Составление сборника: "Занимательный материал по проекту "Музыка для всех"

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Составление сборника: "Занимательный материал по проекту "Музыка для всех"

Рафаилова П.С. 1
1МБОУ "Качикатская СОШ" им. С.П. Барашкова
Платонова Р.Р. 1Иванова Н.И. 2
1МБУ ДО "Качикатская ДШИ"
2МБОУ "Качикатская СОШ" им. С.П. Барашкова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наша работа раскрывает историю происхождения нотной записи на протяжении многовекового развития музыкальной культуры.

Цель проекта: составить сборник занимательного материала по проекту «Музыка для всех»

Направленность: исследовательская, творческая. В работе затрагиваются научные и исторические факты, выявлены специальные условные знаки, с помощью которых записываются музыкальные звуки.

Типология проекта: по деятельности – творческий, исследовательский (сбор информации, исследование, анализ, обобщение и оформление), по предметно-содержательной области – межпредметный (музыка, история), по количеству участников – индивидуальный (сбор, исследование, анализ)

Методы работы: сбор информации, исследование, анализ, рисование, пение.

Результат: материал для сборника (ребусы, рисунки, загадки, раскраски и т.д.)

Паспорт проекта

Проблема: Как на протяжении многовекового развития музыкальной культуры сохранялась музыка и как произошла нотная запись? 
Цель: составить сборник занимательного материала по проекту «Музыка для всех»
Задачи: 

выявить с помощью каких специальных условных знаков записываются музыкальные звуки 

проследить как менялась на протяжении многовекового развития музыкальной культуры нотная запись 

собрать материал для сборника (ребусы, рисунки, загадки, раскраски, песни о нотах и т.д.) 

Типология проекта: по деятельности – исследовательский, творческий (сбор информации, исследование, анализ, обобщение и оформление), по предметно-содержательной области – межпредметный (музыка, история), по количеству участников – индивидуальный (сбор, исследование, анализ, разучивание песен.).
Направленность: искусство. 
Методы работы: сбор информации, исследование, анализ, рисование, пение.
Этапы работы над проектом: 

Подготовительный (поиск и изучение информации в книгах и в сети Интернет) 

Основной (анализ, обобщение) 

Заключительный (реализация проекта – оформление сборника ребусов, загадок и песен о нотах,) 

Оценочно-рефлексивный

Результаты, продукты проекта: собран материал для сборника (ребусы, рисунки, загадки, раскраски, песни о нотах) и игры «Домино», разучены песни о нотах

Описание работы 

Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи и музыка передавалась только устно. Но наступил момент, когда люди решили начать их фиксировать, чтобы потомки, владеющие нотной грамотой и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить их любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.

Итак, потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. С развитием музыкальной культуры способы записи звуков и композиций менялись. Прошло много веков, прежде чем человечество пришло к единой форме их записи, позволяющей фиксировать звуки на бумаге при помощи специальных условных знаков.

Ноты – это графическое изображение музыкальных звуков. В истории их создания заключается вся суть этого понятия. Найти ответ на вопрос, что представляют собой ноты, можно, только опираясь на исторические факты.

Усилиями многих поколений создавались системы перевода «живого» звучания музыки на язык условной графической записи — нотации. Сравнив предложенные учителем образцы нотного текста между собой — я увидела, как они не похожи. Но при всем различии есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков.

Прочитав энциклопедию «Музыка и я», я узнала, что нотная запись менялась на протяжении многовекового развития музыкальной культуры. А зайдя на Музыкальный портал, удивилась, нашла еще больше информации и исследований ученых.

Многие поколения на разных континентах создавали свои способы для записи музыкальных произведений. Сравнивать их было трудно, т.к. они сильно различались.

В Древнем Египте для записи нот, использовались рисунки, обозначавшие небесные светила – солнце, луна и звезды. «Нотные» иероглифы включались в тексты погребальных надписей, которые можно обнаружить на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов. Этот материал мы изучали на уроках истории.

В Древнем Вавилоне применяли слоговую запись музыкальных звуков с помощью клинописи и пиктографических знаков (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления.

На уроках музыки учитель рассказывал много о Древней Греции (театре, музах – покровительницах искусств, мифах, Орфее). Оказывается, буквенное обозначение звуков, указывающих на высоту получило распространение именно в Древней Греции.

Со временем буквы греческого алфавита заменяются латинскими. И сейчас можно встретить обозначение звука «до» латинской буквой «с», звука «ре» — буквой «d». Этими обозначениями аккордов пользуются даже начинающие музыканты.

Интересна следующая запись музыки. На уроках над текстом песни мы расставляем графические схемы, знаки и символы, которыми пользовались люди уже в средние века. Они состоят из точек, черточек и запятых, располагавшихся над словесным текстом и обозначавших движения мелодии вверх или вниз, количество звуков, на один слог, украшения, повторение, характер и способ исполнении. Не указывая точной высоты, эти схемы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Певцы часто путались, глядя в неразборчивые знаки, так как невмы очень похожи на различные черточки, запятые, точки и напоминают детские каракули. Эти условные схемы легли в основу крюкового или знаменного письма на Руси, что является разновидностью невменной нотной записи – наглядного изображения мелодической линии. Слово «невмы» это означает «мимический жест» или «кивок головы».

Позже в западно-европейской музыке звуки записывались на одной-двух горизонтальных линиях. Буквенное обозначение и цвет (красный, желтый) определяли высоту. Так зарождалась линейная нотация, объединявшая звуковысотную точность записи и наглядность невм. Так рисуют дети – ноты как птички или цветочки на радуге.

В начале 9 века итальянский монах Гвидо Аретинский, музыкант и учитель пения из города Ареццо нарисовал те самые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки. Сначала линеек было четыре и разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась графически зафиксированная высота.

Такие знаки-символы стали называться нотами и размещались они на линиях и между ними. Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение»). Ноты похожи на маленькие головки-овалы. Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.

Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн (просьба о сохранении силы голоса) в честь Святого Иоанна, который считался покровителем церковных певцов. Каждая последующая стихотворная строчка начиналась выше предыдущей. 


Ut queant laxis

resonare fibris,

Mira gestorum

famuli tuorum,

Solve polluti

labii reatum,

Sancte Iohannes. 


"Да восхотят слуги твои

слабыми голосами

восхититься славным

деяниям твоим.

Очисти вину

с нечистых губ,

Святой Иоанн." 

Начальные слоги первых шести слов молитвы-гимна стали названиями нот Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Со временем слог Ut заменили на слог Do, и добавили нотный слог — Si, из первых букв словосочетания Святой Иоанн.

Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира. Эти названия сохранились и сейчас обозначают высоту звука.

Интересно, что для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал еще и левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь. Хейрономия (с греческого языка переводится, как ручной закон) – способ управления исполнением музыки при помощи системы условных движений руки и пальцев.

В 12-13 веках в многоголосном пении использовалась квадратная нотация. Позже на Руси в нее перевели крюковую запись с закреплением длительностей и назвали киевской или «топорики».

С 8 по 16 век установили точные временные соотношения между всеми длительностями, появилась мензуральная нотации (от лат. mensura - мера; - размеренная нотация), которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Эта запись мне напоминала что-то в современной музыкальной азбуке.

Изменилось графическое написание – квадратные головки округлились, появились нотные штили – вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. С переходом от записи на папирусе к записи на бумаге, нотные знаки разделились на «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные), обозначая длительность.

С развитием многоголосия стали использовать смешанную нотацию. Четырехлинейную строку заменил удобный пятилинейный нотный стан и система из нескольких нотных строк, объединенных чертой или фигурной скобкой.

В инструментальной музыке 17-18 веков применялись особые системы письма — табулатуры – наглядные схемы, из буквенных и цифровых обозначений высоты, дополнительных условных знаков ритма и динамики. В них отражались особенности нотного письма, принятого в той или иной стране, специфика музыкального инструмента. Количество линий соответствовало числу струн музыкального инструмента или полифонических голосов мелодии. Каждый звук нижнего голоса, дополнялся цифровыми обозначениями баса, гармонии, по которым исполнители достраивали все остальные голоса, как сопровождение-аккомпанемент к мелодии. Сейчас эта система частично используются как вспомогательная при обучении игры на некоторых музыкальных инструментах.

Наконец, нотная запись приобрела современную форму. В ней присутствует не только система условных знаков (нотоносец, ключи, диезы, бемоли, длительность, динамические оттенки громкости, исполнительские штрихи плавно, отрывисто), но и дополнительные словесные пояснения (темпа, характера и способа исполнения). Для большей наглядности есть еще обозначения и сокращенного нотного письма (репризы, октавный перенос, повторения мелодического оборота и т.д.)

Но музыка безгранична. Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляются музыкальные темы, появляются новые музыкальные формы, утверждаются новые средства выразительности. Все это требует постоянного совершенствования нотной записи. Дополняется и уточняется система условных обозначений, появляются новые способы записи.

Что только не использую композиторы 21 века – кляксы, созвездия, серии, циклы, даже математические законы вероятности появления музыкальных элементов.

С появлением электронной аппаратуры – синтезаторов, усилителей, динамиков вес акустический материал (тоны, шумы, импульсы, щелчки) обрабатывается и комбинируется, превращаясь в многообразные смеси, тембро-красочные звучания, записываются звуковые волны.

Я думаю, что современное нотное письмо позволяет точно отразить «живое» звучание музыки.

Окунувшись в исследование нотной записи, я поняла, что это для меня сложно, но все равно интересно. А учащиеся начальных классов предложили свои варианты записи музыкальных звуков. Они похожи на графические рисунки (палочки, черточки, линии, точки)

В течение работы над проектом я еще занималась компьютерными нотными играми, составила список слов, которые состоят из нот, собрала материал для оформления сборника загадок, ребусов, песен о нотах.

Были времена, когда музыка не записывалась. Напевы и песни передавались на слух, из уст в уста. Но наступил момент, когда люди решили начать их фиксировать, чтобы потомки, владеющие нотной грамотой и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить их любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.

Теперь я точно знаю, откуда появились эти названия До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. 

Источники:

Энциклопедия «Музыка и я»

http://www.musicandi.ru/cartoon_film/do_re_mi/

Музыкальный портал http://muzikal-portal

http://muzialkairk.ucoz.ru/publ/33

Музыкальный класс (активные ссылки) Ноты скрипичного ключа

Ноты басового ключа

Изучаем ритм

Изучаем ноты

Длительности и паузы

Диктант (птицы)

Нотные игры http://allforchildren.ru/online/music.php

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Загадки

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички. 
Все сидят на лесенке 
И щебечут песенки. 
(Ноты.) 

Какие ноты умеют «летать»? (удод, скворец, канарейка, фламинго, фазан, синица, цапля)

На каких музыкальных инструментах «играют» ноты? (домра, треугольник, арфа, фагот, синтезатор) 

Какие растения «любят» ноты? (подорожник, череда, мимоза, осина, сирень). 

Какие ноты можно «съесть»? (помидор, огурец, репа, редис, земляника, апельсин, фасоль, рассольник) 

Какие овощные растения из всех нот предпочитают ноту ре? 
(Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей) 

В каких городах «живут» ноты? (Лондон, Донецк, Оренбург, Минск, Уфа, Челябинск, Новосибирск) 

Название какой нелетающей австралийской птицы состоит из двух музыкальных нот? (Додо) 


Не раз в оркестре я звучала, 
Мой голос струнный так певуч! 
Но «Ф» в моё поставь начало, 
И я во тьму направлю луч! 
(Арфа – фара.) 


Две ноты - два слога, 
А слово - одно, 
И меру длины 
Означает оно. 
(Ми + Ля = Миля) 


Первый слог - нота, 
Второй слог - нота. 
А в целом - 
Только часть чего-то. 
(До + Ля = Доля) 


Добавим к ноте букву «М» - 
Он станет сразу нужен всем: 
В нём живёт моя семья - 
Мама, папа, брат и я! 
(До – дом) 

Ребусы

ДО, РЕ, Ми, ФА, СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ-

За окном растет фасоль.

На рожке играет Лялька,

Тетя СИ на балалайке.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-

Ну-ка, сам произнеси!

ДО, РЕ, Ми, ФА, СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ-

За окном растет фасоль.

На рожке играет Лялька,

Тетя СИ на балалайке.

Темп еще быстрей бери-

Говорилку повтори!

Просмотров работы: 63