I. Введение
Плесень растет на еде и дровах
Плесень цветет во дворе и в домах
Плесень на дереве, плесень в воде…
Но сможешь отпор дать ты этой беде!!!
Однажды мама оставила кусок хлеба в полиэтиленовом пакете на кухне и забыла о нем. Через несколько дней, взяв этот хлеб, я заметил, что он весь покрылся зеленым, «пушистым» налетом. Мама сказала, что хлеб «заплесневел и его нельзя есть».
«Как же так» - подумал, я – «Ведь мы покупаем хлеб свежим, без плесени. Откуда же берется плесень?»
Мне стало очень интересно и любопытно, и я решил провести свое исследование.
Итак:
Предмет исследования: «Плесень на хлебе».
Актуальность исследования связана с тем, что многие люди не раз в своей жизни сталкиваются с проблемой «заплесневения» хлеба. Но мало кто знает, как избежать этого и защитить хлеб от появления плесени.
Объект исследования: главный продукт питания человека – «хлеб».
Цель исследования: расширить знания о плесени и найти способы защиты от нее.
Гипотеза: если мы покупаем хлеб без плесени, а потом он «заплесневеет», значит
Именно неправильные условия хранения хлеба способствуют ее появлению на хлебе,
Существуют способы позволяющие избежать неприятного соседства.
Методы исследования: сбор и анализ информации по данной теме, анкетирование учащихся, интервьюирование со специалистами, проведение серии опытов, работа с Интернет-ресурсами, просмотр документального фильма
«Плесень»
II.Теоретическая часть
2.1.Что такое плесень?
Я прочитал, что плесенью называют пушистые или бархатистые налеты на растениях и предметах, которые образуются микроскопическими грибками. Плесневые грибы состоят из тонких нитей – гифов с отростками. Эти гифы образуют мицелий (грибницу). На отростках мицелия образуются шарики со спорами – спорангии.
Плесневые грибы размножаются с помощью этих спор. Плесень очень опасна для человека.
В простонародье плесень-это грибок, который, в свою очередь, бывает:
- плесневым (растет на камне,бетоне, краске), грибком синевы (растет в клетчатке дерева);- грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине);
- дрожжевым грибком (на пищевых продуктах).Плесень состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Длинные ответвления имеют на конце маленькие чёрные шарики, содержащие споры. Другие, более короткие, проникают вглубь поверхности, на которой находитсяплесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для других растений: помогают ей закрепиться на одном месте, всасывают питательные вещества, необходимые для её роста.
Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Плесень бывает в виде слизи, корочек, пленок, рыхлого или порошкообразного налета, пушка или «ваты». Плесень при благоприятных условиях может образоваться практически везде - в почве, воде, на продуктах питания, даже на стенах домов и т.д. Это происходит из-за того, что в воздухе находится большое количество очень маленьких спор. Из них и вырастает плесень.
В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки - спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! Плесень размножается невероятно быстро.
Чем опасна плесень?
О казывается, что стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания. Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно…Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис).Основной вред плесени состоит в том, что плесень аллергична и токсична.Плесень может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей, дерматологических, легочных и даже онкологических заболеваний. Плесень не выводится из организма
Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища.Особая любовь у плесени к ванным комнатам, кухням и цветочным горшкам.
Но существует съедобная и полезная плесень.Из разных источников стало известно, что:
1) в странах Востока плесени некоторых родов издавна применяют при производстве вин, при приготовлении продуктов питания из сои, а также разнообразных соусов. Такие сорта сыра, как бри,голубой датский сыр, рокфор тоже обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени.
2) Начиная с 30-х годов XX века, во всём мире до сих пор широко применяют плесень для производства лимонной кислоты.
3) Многие виды плесени применяют для переработки сырья и получения определённых сортов бумаги и картона из древесных и бумажных отходов.
4) В сельском хозяйстве плесневые грибы нужны для борьбы со многими насекомыми-вредителями, например колорадским жуком, картофельной коровкой, кукурузным мотыльком, свекловичным долгоносиком.
5) В авиастроении также нашлось место плесневым грибам — при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.
6) Даже при очистке сточных вод используют плесневые грибы! Без этого жизнь в больших городах была бы крайне затруднена.
7)
Интересные исторические факты.
А вот какие интересные факты, я нашел в книгах:
1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения .
2) В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».
Гробница Тутанхамона
3) После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.
Рост плесени в домах после аварии на Чернобыльской АЭС.
4) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного простр анства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
Плесень на обшивке космического корабля
5) Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
6) С плесенью связано много легенд. Александр Македонский знал о её прожорливости и приказывал пропитывать оливковым маслом деревянные сваи мостов и обшивку кораблей.Ной в тех же целях просмолил ковчег.
7) В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен желтой плесенью.
Такая вот удивительная загадочная плесень!
III. Практическая часть. Мои исследования.
3.1.Анкетирование(см.Приложение 1)
Я решил провести в своем классе анкетирование с целью узнать, что мои одноклассники знают о плесени. Результаты анкетирования приведены в следующей таблице 1
Таблица 1 – Ответы учеников по теме «Плесень» и количество учеников, давших этот ответ.
вопросы |
Варианты ответа |
|||
1. |
Вы знаете, что такое плесень |
Растения 15 чел |
Другое царство 8 -чел |
Грибы 7 чел |
2. |
Как вы относитесь к плесни ? |
Отвратительно 20 чел |
Равнодушно 6 чел |
Любопытно 4 чел |
3. |
Где вы встречаете плесень ? |
В продуктах 16 чел |
В домах 10 чел |
Не замечал 4 чел |
4. |
Влияет ли плесень на здоровье человека? |
Да 15 чел |
Не знаю 10 чел |
Нет 5 чел |
5. |
Какой вред для здоровья имеет плесень? |
Аллергия или отравление 12 чел |
Не знаю 9 чел |
Никакого 9 чел |
6. |
Как размножается плесень? |
Медленно 11 чел |
Быстро 10 чел |
Не знаю 9 чел |
7. |
Как выглядит плесень? |
Однотонно 12 чел |
Разноцветно 10 чел |
Не знаю 9 чел |
8. |
Хотели бы узнать больше о ней? |
Да 20 чел |
Не знаю 7 чел |
Нет 3чел |
9. |
Как вы обычно поступаете, если обнаружите на хлебе небольшой кусочек плесени? |
срежем запле сневелуючасть,осталь нуюсъедаем 14 чел |
выбрасываем весь продукт 9 чел |
когда как, не задумывался(лась) над этим 5 чел |
Вывод: По результатам анкетирования выяснилось, что у большинства ребят недостаточно знаний о плесени, ребята с отвращением относятся к ней, многие встречались с ней в быту и все хотели бы узнать о ней побольше.
3.2. Консультации у специалистов (врачей, учителей)
Для расширения познаний о плесени я проконсультировался со специалистами. Врач-терапевт рассказала мне, что в начале 20-го века ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней, применение которого спасло миллионы человеческих жизней. И теперь ни одна операция в мире не обходится без пенициллиновой терапии. Из плесневых грибов изготавливают и другие лекарства (стрептомицин), применяемые при лечении инфекционных заболеваний, можно лечить людей с помощью лекарства - пенициллин, и что плесень очень опасна, она может быть причиной возникновения тяжёлых заболеваний, таких как: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения и другие.
Из беседы с нашей учительницей Самохиной Анной Александровной стало известно, что некоторые растения вырабатывают биологически активные вещества- фитонциды, которые убивают или подавляют рост и развитие бактерий и микроскопических грибов. Стало очень любопытно, и я решил провести ряд опытов.
3.3.Мои опыты
Опыт №1 Влияние открытого и закрыто пространства на образование плесени.
Цель :Определить- в закрытом или открытом пространстве быстрее может образоваться плесень. Для проведения опыта я взял 2 кусочка хлеба – молочного батона и разместила их для хранения в разных условиях:
№1 Первый кусочек батона положил на блюдце и оставил на столе, на открытом воздухе, температура в комнате 23-250 С
№2 Второй кусочек батона поместил в полиэтиленовый пакет, наполненный воздухом и оставила при комнатной температуре.
Результаты наблюдений через 5 дней:
хлеб оставленный на блюдце на столе на открытом воздухе засох, но плесени – нет!
хлеб, оставленный в полиэтиленовом пакете весь покрылся плесенью в виде беловатого паутинообразного налета.
Вывод: В процессе исследования было выявлено, что плесень образуется быстрее в закрытом пространстве.
Опыт №2 Влияние температуры на рост плесени.
Цель : Определить температурные условия образования и роста плесени.
Я взял 3 кусочка хлеба в трех полиэтиленовых пакетах. Один пакет с хлебом был отправлен в морозилку, где температура -200С, второй – поместил на дверцу холодильника - температура +40С, а третий – оставил на столе при температуре +260С.
Прошло семь дней.
Хлеб из морозилки (образец 1) замерз, но после оттаивания был пригоден для употребления в пищу – плесени не было.
Хлеб из дверцы холодильника (образец 2), хотя не покрылся плесенью, но приобрел неприятный плесневый запах – этот хлеб есть опасно.
Хлеб, оставленный на столе (образец 3) – покрылся плесенью полностью.
Образец 1 Образец 2 Образец 3
Вывод: Плесень активно размножается при комнатной температуре, а плохой воздухообмен поддерживает рост грибков.
Опыт № 3 Влияние влажности на образование и рост плесени.
Цель : выяснить значение влажности для образования и роста плесени
Я взял два куска Бородинского хлеба. Оба оставил на открытом воздухе на столе при комнатной температуре, но один кусок намочил водой. Через 7 дней на влажном куске (образец 1) выросла плесень, а второй кусок (образец 2) засох без плесени.
Образец 1 Образец 2
Вывод: Важным условием появления и роста плесени является влажность.
Опыт № 4 Влияние сорта хлеба на рост плесени.
Цель : выявить сорт хлеба, на котором быстрее вырастет плесень
Я взял 2 куска хлеба - «Бородинский» чёрный и «Молочный» батон. Оба куска поместил в полиэтиленовые пакеты и оставил на столе при комнатной температуре. Через 5 дней кусок «Молочного» батона заплесневел, а кусок «Бородинского» черного хлеба покрылся плесенью только через 8 дней.
Вывод: В процессе исследования выявлено, что плесень быстрее образовалась на «Молочном» батоне, который изготовлен из белой пшеничной муки.
Итак, я узнал, какие условия внешней среды так любит плесень, и какой хлеб ей больше по вкусу.
Теперь необходимо найти способы защиты от этого коварного врага.
Опыт № 5 Влияние фитонцидов на рост плесневых грибков.
Цель опыта: Определение влияния фитонцидов на активность роста плесневых грибков
Оборудование: 5 контейнеров с одинаковыми кусочками хлеба и прежде, чем поместить их в полиэтиленовые пакеты, положил в них дополнительные ингридиенты – растения выделяющие фитонциды:
1 контейнер – лист герани,
2 – лист алоэ,
3 – лимон,
4 – долька чеснока,
5 – горчица.
Прошло 5 дней.
Первым заплесневел хлеб с лимоном, так же плесень активно захватила хлеб с листочком герани. Рядом с листочком алоэ плесени выросло чуть-чуть, а вот рядом с долькой чеснока и с горчицей - плесени не было совсем.
И это была победа!
Вывод:В процессе исследований было выявлено, что растения, выделяющие фитонциды, пагубно влияют на плесень и задерживают развитие плесневых грибов. В большей степени предотвращают размножение плесени чеснок и горчица
На основании проделанных опытов можно рекомендовать хозяйкам использовать чеснок и горчицу для сохранности хлеба. Поместить их в полотняные мешочки и класть в хлебницу. А также использовать фитонциды растений для борьбы с плесенью в жилых помещениях.
IV.Рекомендации по хранению хлеба дома.
Х ранить хлеб следует в закрытой посуде, в специальных хлебницах: металлических, пластмассовых, деревянных. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завёрнутым в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели непригодны, хлеб в них плесневеет.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе исследовательской работы я узнал:
- много интересных исторических фактов о плесени,
- что такое плесень, как она распространяется, развивается,
- каким образом можно победить плесень.
Плесень может быть врагом и доктором для человека, может быть вредной и полезной.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
а) Результаты работы позволяют сформулировать советы по предохранению хлеба от появления плесени в быту.
б) Материалы исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, на классных часах. Выводы из опытов - поучительны и полезны для всех домохозяек.
ВЫВОД.
Уберечь хлеб от порчи возможно!
Не храните хлеб в полиэтиленовых пакетах где создается наиболее благоприятная среда для развития плесени, а именно: повышенная температура и высокая влажность!
Наши помощники в борьбе с плесенью - летучие вещества-фитонциды, которые находятся в чесноке и горчице. Они задерживают рост плесени. Это обязательно нужно использовать.
Моя гипотеза подтвердилась!
VI. Используемая литература:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. М.: БАЛАСС, 2010.2.“Большая советская энциклопедия” Книга: под редакцией А.М.Прохорова (Издательство: ”Советская энциклопедия” 1975 год; 3-е издание; Том 20).
3.Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина. Энциклопедия для детей. Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997 г.
4. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга: под редакцией Г.П.Шалаева (Издательство: АСТ-ЛТД. Москва 1998год; Тома 6 и10).
5. Фрагменты документального кино «Плесень».
6. http://www.livt.net/ «Живые существа» Электронная иллюстрированная энциклопедия.
7.http://ru.wikipedia.org/wik
(Приложение 1)
Анкета «Плесень»
1. Вы знаете, что такое плесень
-да-
-нет-
2. Как вы относитесь к плесени ?
-отвратительно-
-равнодушно-
-любопытно-
3. Где вы встречаете плесень в своей жизни?
- в продуктах питания -
- в домах –
- я её не замечал(а) –
4. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на хлебе небольшой кусочек плесени?
- выбрасываем весь продукт –
- срежем заплесневелую часть, остальную съедаем –
- когда как, не задумывался(лась) над этим –
5. Влияет ли плесень на здоровье человека?
- да-
-нет-
-Не знаю-
6 . Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?
- вызывает отравление или аллергию-
- никакого вреда –
-не знаю -
7. Знаешь ли ты, как сохранить продукты от плесени?
-да-
-нет-
8. Хотели бы вы узнать что-нибудь о плесени?
-да-
-нет-
Рекомендации по хранению хлеба дома. ( Приложение 2)
1.Хлеб следует приносить из магазина в полиэтиленовом пакете, отдельно от других продуктов.
2.Полиэтиленовый пакет, в котором хранился хлеб, вторично использовать нельзя.
3. Старайтесь не брать хлеб про запас!
4 . Чёрный и белый хлеб хранить вместе нельзя. Это способствует быстрому росту картофельной палочки, бича всех хлебниц.
4. Не реже одного раза в неделю мыть хлебницуслабым раствором уксуса, или горячей водой с мылом или пищевой содой, после чего ополоснуть и обязательно высушить!
5.Лучше всего хлеб и хлебобулочные изделия хранить в деревянной или эмалированной посуде, или в специальном контейнере.
6. Предотвратить появление плесени помогут и такие способы: 2 ст. ложки горчичного порошка насыпать в несколько слоев марли и положить на дно хлебницы или поставить в нее солонку, периодически меняя влажную соль на сухую.
7. Хлеб сохранит свежесть, если положить яблоко, кусочек очищенного картофеля или немного соли хлебницу. Но не забывай их менять.
8. Чтобы хлеб не плесневел, на небольшой ватный тампон наносят 5-10 капель йодной настойки и кладут этот тампон в небольшой аптечный пузырек, который сверху затыкают чистым кусочком ваты. Пузырек кладут вместе с хлебом в полиэтиленовый пакет и плотно завязывают. Пары йода, просочившиеся через вату, создают в пакете неблагоприятные для плесени условия, и в то же время вкус хлеба совсем не страдает от малой порции йода.