ВВЕДЕНИЕ
В банане и йогурте, в горстке малины-
Повсюду чудесные есть витамины.
Они берегут нас от всяких болезней.
Чем больше их в пище, тем пища полезней.
И в нашей семье каждый день на столе полезная пища. Моя мама особенно следит за тем, чтобы мы правильно питались. Она готовит разнообразные блюда из свежих овощей и фруктов, и зачастую говорит, что это «кладезь витаминов роста». Слово «витамины» знакомы нам с самого раннего детства. Они помогают детям расти здоровыми и сопротивляться болезням. Витамины, как солдаты охраняют наш организм от вредных факторов окружающей среды.
Каждый ребенок любит вкусные аптечные шарики - витаминки и знает, что они прячутся и в луке, и в капусте, и в яблоках, и во всех ягодах... Но немногим моим сверстникам известно, что такое витамины, и уж точно неизвестно, откуда они берутся в овощах и фруктах. А вы никогда не задумывались о том, как витамины попадают в растение? Влияют ли они на рост и развитие растений? А я вот задумался и решил найти ответы на эти вопросы и провести исследование по данной теме. Поэтому объектом моего исследованиястали витамины, а предметом исследования – растения.
Цель исследования: выяснить, как полив водным раствором витаминов влияет на рост и развитие растения.
Мне необходимо решить следующие задачи:
найти и изучить информацию о витаминах и растениях в литературе;
путем эксперимента сравнить развитие растения при его поливе водой и раствором витаминов и зафиксировать результаты эксперимента;
сделать фотоотчет;
сравнить, проанализировать полученные результаты, обобщить и сделать выводы.
Методы исследования:эксперимент, наблюдение, измерение, сравнение, анализ и обобщение.
Приступая к работе, я выдвинул гипотезу: растениям,как и людям, для развития тоже нужны витамины; этивещества благотворно влияют на их рост.
Считаю, что эта тема актуальна, так как, во-первых, моим сверстникам интересно будет узнать результаты моего исследования на уроках окружающего мира, а во-вторых, тема имеет практическую значимость:возможно применение этих веществ при выращивании овощей и фруктов на приусадебном участке.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.Что такое витамины
Слово «витамины» – от латинского слова «вита», что означает «жизнь».
Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются заболевания. А более ста лет назад русский врач Николай Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Эти вещества необходимы для роста, развития и сохранения здоровья человека. В течение жизни человек витамины сам не вырабатывает, они попадают в организм с пищей, а больше всего из растений. [3]
В настоящее время их насчитывается несколько десятков. Витамины обозначают буквами латинского алфавита - А,В,С,D и т.д..[1]
Каждый витамин влияет по разному на организм человека. Например, В - витамин бодрости, способствует росту организма, помогает противостоять вирусам и инфекциям, обеспечивает нормальное протекание процессов обмена углеводов в организме и поддерживает умственную деятельность, повышает защитные силы организма при неблагоприятном воздействии факторов окружающей среды. [1] Благодаря витаминам группы В, ребёнок получает из пищи максимум энергии для игр, учёбы и развития.
Глава 2. Как и откуда растение получает витамины
Из детской энциклопедии я узнал,как растение получает витамины.
Механизм такой:
Бактерии, которые живут в почве, вырабатывают витамины. Корни растений находятся в земле. Они забирают из земли воду и вместе с ней минеральные вещества, в том числе и витамины. Из корневой системы вместе с водой витамины поступают в листья, стебли и плоды, где под действием углекислого газа и света происходит их накопление. [4] Вот поэтому много витаминов содержится в растениях, а именно в свежих фруктах и овощах.
Глава 3. Влияние витаминов на рост и развитие растений
Изучив информацию о влиянии витаминов и процессе образования их в растениях, я решил провести эксперимент с растениями на дачном участке.
Подготовка:
Выбрал семена растения подсолнечника. Два одинаковых семечка замочил в воде на пять часов (приложение 1, фото 1). Подготовил почву для посадки, в земле сделал две небольшие ямки, посадил семечки подсолнечника и полил водой (приложение 1, фото 3, 4). В аптеке для эксперимента родители приобрели витамины группы В, а именно: В6 и В 12 (приложение 1, фото 2).
Описание исследования:
В течение всего лета два раза в неделю под один подсолнечник в почву я вносил витамины В6 и В12 поочерёдно, при этом растворял водой их в лейке. Другой подсолнечник я поливал колодезной водой без витаминов.Все наблюдения за состоянием растений фиксировал с помощью фотоаппарата, а результаты изменений заносил в таблицу (приложение 2, таблица 1).
По таблице видно, что за одинаковые промежутки времени рост подсолнуха, «принимающего» витамины, больше, чем рост растения, где витамины не использовались. Подсолнух, который поливали с витаминами, вырос за июнь выше на 4 см, в течение июля на 19 см, за август на 29 см, а за сентябрь на 8 см по сравнению с подсолнухом, который поливали водой без применения витаминов (приложение 2, фото 1, 2, 3, 4).
В начале сентября у подсолнечника № 2 (с витаминами) уже на высоком стебле образовался цветок, а у подсолнечника № 1 (без витаминов) это произошло на месяц позднее (приложение 2, фото 5).
В начале октября я наблюдал, что у подсолнечника № 2 образовался плод - корзинка с семечками, растение даже стало наклоняться от тяжести созревшей корзинки (приложение 1, фото 6).
Еще хочу отметить, что лето 2017 года было холодное и дождливое, и поэтому у многих садоводов-любителей вообще не было урожая. А на приусадебном участке моей бабушки, благодаря витамину В, один подсолнух созрел, и мы собрали его семена.
Значит, витамины благотворно влияют на рост и развитие растений. Таким образом, моя гипотеза:растениям,как и людям, для развития тоже нужны витамины, подтвердилась.
Глава 4. Влияние витаминов на развитие корней растений
В ходе проведённого эксперимента у меня возник еще один вопрос: а как же развивается корень растения при воздействии раствора витамина? Поэтому я решил продолжить исследование.
Подготовка:
Вместе с родителями из капронового чулка, ваты и семян злаков изготовили травянчиков (приложение 3, фото 1). Приобрели в аптеке витамин В1 для изготовления водного раствора.
Описание исследования:
Первый травянчик - Марусю поливал и опрыскивал водой, а второй - Ивашку поливал и опрыскивал раствором витамина В. По мере высыхания регулярно производил полив. На пятый день появились всходы. Длиннее и мощнее выросли побеги у Ивашки, который я поливал раствором витамина В (приложение 3, фото 2). С появлением всходов появились и корешки. Количество видимых корешков у Ивашки было больше, чем у Маруси, и они развивались быстрее (приложение 3, фото 3). Через три недели корни обоих травянчиков развивались одинаково, но длинна «волос» у Ивашки опережала на 4 см (приложение 1, фото 4). Через два месяца регулярного полива «волосы» у Маруси стали вялыми и желтели, а корни очень длинными, тонкими и подгнили. У Ивашки верхняя часть растений была еще достаточно зеленой, а корешки выглядели здоровыми, крепкими и короче, чем у Маруси (Приложение 3, фото 6, 7, 8). Это объясняется тем, что в природе у растений корни растуткороче, если все необходимое питание есть в почве (им незачем расти вглубь), а если питание плохое - корни длиннее («ищут» воду и питание). [2]
В результате проведённого эксперимента с травянчиками я пришел к выводу, что витамин В положительно влияет не только на рост верхней части растения, но и на развитие его корневой системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная исследовательская работа позволила мне узнать много интересного о витаминах и растениях. В результате экспериментов я сделал следующие выводы: что растениям для развития, тоже нужны витамины, эти вещества положительно влияют на их развитие, а именно:
- растения опережают в росте и развитии другие растения;
- раньше образуются и созревают плоды в неблагоприятных условиях севера;
- развивается быстрее здоровая корневая система.
Теперь я знаю, как важны витамины и в жизни человека, и в природе. Благодаря их использованию при выращивании растений, мы можем значительно раньше снимать урожай на своем участке, и в большем количестве. Еще одно преимущество раствора витаминов: не надо применять дорогие химические удобрения. Поэтому я обязательно буду рекомендовать своим родственникам и друзьям использовать их на своих дачных участках.
Тема о влиянии витаминов на растения еще больше заинтересовала меня, ведь насчитывается несколько десятков витаминов. Поэтому я решил, что продолжу изучение их использования. А также планирую этот метод применить весной при выращивании рассады овощей для дачного участка и цветов для школьного проекта «Цвети, мой школьный двор, цвети!».
Библиографический список
Детская энциклопедия . Том 7., изд. М.: Просвещение, 1965 – 527 с.
Детская энциклопедия . Том 4., изд. М.: Просвещение, 1965 – 527 с.
Мир вокруг нас. Первая школьная энциклопедия. Том 1., изд. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 - 144с.
Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1 - 4-е изд., М.: Педагогика-Пресс, 1999 - 382 с.
Приложение 1
Посадка подсолнечника
Фото 1 –замачивание семян Фото 2 – витамины
2 июня
2 июня
Фото 3 – посадка семян Фото 4 – полив
Приложение 2
Наблюдение за ростом и развитием подсолнухов
Таблица измерений роста
ДАТА |
ПОДСОЛНУХ № 1 |
ПОДСОЛНУХ № 2 (полив раствором витаминов) |
|
2 июня 2017г. |
Посадка |
Есть фото |
|
16 июня 2017г. |
3,5 см |
4, см |
|
20 июня 2017г. |
4 см |
5,5 см |
Есть фото |
25 июня 2017г. |
5,5 см |
8 см |
|
1 июля 2017г. |
11 см |
15 см |
|
9 июля 2017г. |
23 см |
30 см |
|
15 июля 2017г. |
35 см |
45 см |
|
23 июля 2017г. |
53 см |
70 см |
|
30 июля 2017г. |
63 см |
82 см |
Есть фото |
10 августа 2017г. |
81 см |
113,5 см |
Есть фото |
24 августа 2017г. |
110 см |
139 см |
Есть фото |
2 сентября 2017г. |
126 см |
144 см |
Есть фото |
13 сентября 2017г. |
137 см |
145 см |
Есть фото |
1 октября 2017г. |
137 см |
145 см |
Есть фото |
20 июня
20 июня
Фото 1 – подсолнух №1 Фото 2 – подсолнух №2
(полив с раствором витаминов)
30 июля
24 августа
Фото 3 – подсолнух №2 выше на 19 см Фото 4 – подсолнух №2 выше на 29 см
13 сентября
1 октября
Фото 5 – подсолнух №2 выше на 8 см Фото 6 – подсолнух №2 корзинка с
семенами
Приложение 3
Наблюдение за развитием корней растений
Маруся
Ивашка
Фото 1 – Маруся и Ивашка Фото 2 – через 5 дней
Ивашка
Маруся
Фото 3 – через 5 дней. Количество видимых корешков у Ивашки больше, чем у Маруси.
Маруся
Ивашка
Ивашка
Фото 4 – через 3 недели Фото 5 – Маруся через 2 мес. Фото 6 – Ивашка через 2 мес.
Фото 7 – корневая система Фото 8 – корневая система
через 2 месяца. через 2 месяца.