ВИТАМИНЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВИТАМИНЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ

Путилов  М.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 82» г. Котлас
Гороховская  Н.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 82» г. Котлас
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В банане и йогурте, в горстке малины-
Повсюду чудесные есть витамины.
Они берегут нас от всяких болезней.
Чем больше их в пище, тем пища полезней.

И в нашей семье каждый день на столе полезная пища. Моя мама особенно следит за тем, чтобы мы правильно питались. Она готовит разнообразные блюда из свежих овощей и фруктов, и зачастую говорит, что это «кладезь витаминов роста». Слово «витамины» знакомы нам с самого раннего детства. Они помогают детям расти здоровыми и сопротивляться болезням. Витамины, как солдаты охраняют наш организм от вредных факторов окружающей среды.

Каждый ребенок любит вкусные аптечные шарики - витаминки и знает, что они прячутся и в луке, и в капусте, и в яблоках, и во всех ягодах... Но немногим моим сверстникам известно, что такое витамины, и уж точно неизвестно, откуда они берутся в овощах и фруктах. А вы никогда не задумывались о том, как витамины попадают в растение? Влияют ли они на рост и развитие растений? А я вот задумался и решил найти ответы на эти вопросы и провести исследование по данной теме. Поэтому объектом моего исследованиястали витамины, а предметом исследования – растения.

Цель исследования: выяснить, как полив водным раствором витаминов влияет на рост и развитие растения.

Мне необходимо решить следующие задачи:

найти и изучить информацию о витаминах и растениях в литературе;

путем эксперимента сравнить развитие растения при его поливе водой и раствором витаминов и зафиксировать результаты эксперимента;

сделать фотоотчет;

сравнить, проанализировать полученные результаты, обобщить и сделать выводы.

Методы исследования:эксперимент, наблюдение, измерение, сравнение, анализ и обобщение.

Приступая к работе, я выдвинул гипотезу: растениям,как и людям, для развития тоже нужны витамины; этивещества благотворно влияют на их рост.

Считаю, что эта тема актуальна, так как, во-первых, моим сверстникам интересно будет узнать результаты моего исследования на уроках окружающего мира, а во-вторых, тема имеет практическую значимость:возможно применение этих веществ при выращивании овощей и фруктов на приусадебном участке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1.Что такое витамины

Слово «витамины» – от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются заболевания. А более ста лет назад русский врач Николай Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Эти вещества необходимы для роста, развития и сохранения здоровья человека. В течение жизни человек витамины сам не вырабатывает, они попадают в организм с пищей, а больше всего из растений. [3]

В настоящее время их насчитывается несколько десятков. Витамины обозначают буквами латинского алфавита - А,В,С,D и т.д..[1]

Каждый витамин влияет по разному на организм человека. Например, В - витамин бодрости, способствует росту организма, помогает противостоять вирусам и инфекциям, обеспечивает нормальное протекание процессов обмена углеводов в организме и поддерживает умственную деятельность, повышает защитные силы организма при небла­гоприятном воздействии факторов окружающей среды. [1] Благодаря витаминам группы В, ребёнок получает из пищи максимум энергии для игр, учёбы и развития.

Глава 2. Как и откуда растение получает витамины

Из детской энциклопедии я узнал,как растение получает витамины.

Механизм такой:

Бактерии, которые живут в почве, вырабатывают витамины. Корни растений находятся в земле. Они забирают из земли воду и вместе с ней минеральные вещества, в том числе и витамины. Из корневой системы вместе с водой витамины поступают в листья, стебли и плоды, где под действием углекислого газа и света происходит их накопление. [4] Вот поэтому много витаминов содержится в растениях, а именно в свежих фруктах и овощах.

Глава 3. Влияние витаминов на рост и развитие растений

Изучив информацию о влиянии витаминов и процессе образования их в растениях, я решил провести эксперимент с растениями на дачном участке.

Подготовка:

Выбрал семена растения подсолнечника. Два одинаковых семечка замочил в воде на пять часов (приложение 1, фото 1). Подготовил почву для посадки, в земле сделал две небольшие ямки, посадил семечки подсолнечника и полил водой (приложение 1, фото 3, 4). В аптеке для эксперимента родители приобрели витамины группы В, а именно: В6 и В 12 (приложение 1, фото 2).

Описание исследования:

В течение всего лета два раза в неделю под один подсолнечник в почву я вносил витамины В6 и В12 поочерёдно, при этом растворял водой их в лейке. Другой подсолнечник я поливал колодезной водой без витаминов.Все наблюдения за состоянием растений фиксировал с помощью фотоаппарата, а результаты изменений заносил в таблицу (приложение 2, таблица 1).

По таблице видно, что за одинаковые промежутки времени рост подсолнуха, «принимающего» витамины, больше, чем рост растения, где витамины не использовались. Подсолнух, который поливали с витаминами, вырос за июнь выше на 4 см, в течение июля на 19 см, за август на 29 см, а за сентябрь на 8 см по сравнению с подсолнухом, который поливали водой без применения витаминов (приложение 2, фото 1, 2, 3, 4).

В начале сентября у подсолнечника № 2 (с витаминами) уже на высоком стебле образовался цветок, а у подсолнечника № 1 (без витаминов) это произошло на месяц позднее (приложение 2, фото 5).

В начале октября я наблюдал, что у подсолнечника № 2 образовался плод - корзинка с семечками, растение даже стало наклоняться от тяжести созревшей корзинки (приложение 1, фото 6).

Еще хочу отметить, что лето 2017 года было холодное и дождливое, и поэтому у многих садоводов-любителей вообще не было урожая. А на приусадебном участке моей бабушки, благодаря витамину В, один подсолнух созрел, и мы собрали его семена.

Значит, витамины благотворно влияют на рост и развитие растений. Таким образом, моя гипотеза:растениям,как и людям, для развития тоже нужны витамины, подтвердилась.

Глава 4. Влияние витаминов на развитие корней растений

В ходе проведённого эксперимента у меня возник еще один вопрос: а как же развивается корень растения при воздействии раствора витамина? Поэтому я решил продолжить исследование.

Подготовка:

Вместе с родителями из капронового чулка, ваты и семян злаков изготовили травянчиков (приложение 3, фото 1). Приобрели в аптеке витамин В1 для изготовления водного раствора.

Описание исследования:

Первый травянчик - Марусю поливал и опрыскивал водой, а второй - Ивашку поливал и опрыскивал раствором витамина В. По мере высыхания регулярно производил полив. На пятый день появились всходы. Длиннее и мощнее выросли побеги у Ивашки, который я поливал раствором витамина В (приложение 3, фото 2). С появлением всходов появились и корешки. Количество видимых корешков у Ивашки было больше, чем у Маруси, и они развивались быстрее (приложение 3, фото 3). Через три недели корни обоих травянчиков развивались одинаково, но длинна «волос» у Ивашки опережала на 4 см (приложение 1, фото 4). Через два месяца регулярного полива «волосы» у Маруси стали вялыми и желтели, а корни очень длинными, тонкими и подгнили. У Ивашки верхняя часть растений была еще достаточно зеленой, а корешки выглядели здоровыми, крепкими и короче, чем у Маруси (Приложение 3, фото 6, 7, 8). Это объясняется тем, что в природе у растений корни растуткороче, если все необходимое питание есть в почве (им незачем расти вглубь), а если питание плохое - корни длиннее («ищут» воду и питание). [2]

В результате проведённого эксперимента с травянчиками я пришел к выводу, что витамин В положительно влияет не только на рост верхней части растения, но и на развитие его корневой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная исследовательская работа позволила мне узнать много интересного о витаминах и растениях. В результате экспериментов я сделал следующие выводы: что растениям для развития, тоже нужны витамины, эти вещества положительно влияют на их развитие, а именно:

- растения опережают в росте и развитии другие растения;

- раньше образуются и созревают плоды в неблагоприятных условиях севера;

- развивается быстрее здоровая корневая система.

Теперь я знаю, как важны витамины и в жизни человека, и в природе. Благодаря их использованию при выращивании растений, мы можем значительно раньше снимать урожай на своем участке, и в большем количестве. Еще одно преимущество раствора витаминов: не надо применять дорогие химические удобрения. Поэтому я обязательно буду рекомендовать своим родственникам и друзьям использовать их на своих дачных участках.

Тема о влиянии витаминов на растения еще больше заинтересовала меня, ведь насчитывается несколько десятков витаминов. Поэтому я решил, что продолжу изучение их использования. А также  планирую этот метод применить весной при выращивании рассады овощей для дачного участка и цветов для школьного проекта «Цвети, мой школьный двор, цвети!».

Библиографический список

Детская энциклопедия . Том 7., изд. М.: Просвещение, 1965 – 527 с.

Детская энциклопедия . Том 4., изд. М.: Просвещение, 1965 – 527 с.

Мир вокруг нас. Первая школьная энциклопедия. Том 1., изд. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 - 144с.

Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1 - 4-е изд., М.: Педагогика-Пресс, 1999 - 382 с.

Приложение 1

Посадка подсолнечника

Фото 1 –замачивание семян Фото 2 – витамины

 

2 июня

2 июня

Фото 3 – посадка семян Фото 4 – полив

Приложение 2

Наблюдение за ростом и развитием подсолнухов

Таблица измерений роста

ДАТА

ПОДСОЛНУХ № 1

ПОДСОЛНУХ № 2 (полив раствором витаминов)

 

2 июня 2017г.

Посадка

Есть фото

16 июня 2017г.

3,5 см

4, см

 

20 июня 2017г.

4 см

5,5 см

Есть фото

25 июня 2017г.

5,5 см

8 см

 

1 июля 2017г.

11 см

15 см

 

9 июля 2017г.

23 см

30 см

 

15 июля 2017г.

35 см

45 см

 

23 июля 2017г.

53 см

70 см

 

30 июля 2017г.

63 см

82 см

Есть фото

10 августа 2017г.

81 см

113,5 см

Есть фото

24 августа 2017г.

110 см

139 см

Есть фото

2 сентября 2017г.

126 см

144 см

Есть фото

13 сентября 2017г.

137 см

145 см

Есть фото

1 октября 2017г.

137 см

145 см

Есть фото

 

20 июня

20 июня

Фото 1 – подсолнух №1 Фото 2 – подсолнух №2

(полив с раствором витаминов)

 

30 июля

24 августа

Фото 3 – подсолнух №2 выше на 19 см Фото 4 – подсолнух №2 выше на 29 см

 

13 сентября

1 октября

Фото 5 – подсолнух №2 выше на 8 см Фото 6 – подсолнух №2 корзинка с

семенами

Приложение 3

Наблюдение за развитием корней растений

 

Маруся

Ивашка

Фото 1 – Маруся и Ивашка Фото 2 – через 5 дней

 

Ивашка

Маруся

Фото 3 – через 5 дней. Количество видимых корешков у Ивашки больше, чем у Маруси.

Маруся

Ивашка

Ивашка

Фото 4 – через 3 недели Фото 5 – Маруся через 2 мес. Фото 6 – Ивашка через 2 мес.

Фото 7 – корневая система Фото 8 – корневая система

через 2 месяца. через 2 месяца.

Просмотров работы: 1100