Введение.
Я сорвал цветок,
и он завял.
Я поймал жука,
и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Чтобы прикоснуться к красоте можно только сердцем.[2,с.18]
В настоящее время состояние живой природы является критическим. Исчезают многие виды растений и животных, практически не сохранились девственные леса. Идет массовая вырубка высоко-возрастных деревьев и по всюду встречаются несанкционированные свалки.(приложение 1)
Всё это служит показателями экологического неблагополучия. И даже несмотря на все это городским паркам уделяется меньше внимания чем территориям с особым статусом, как например заповедникам.
Всё это и привело меня, учащуюся СОШ школы №4 выполнить учебно-исследовательскую работу по теме: «Исследование Туймазинского парка».
Понимая всю значимость парка для жителей нашего города, я заинтересована в том, чтобы этот уголок природы, находился в хорошем, здоровом состоянии, чтобы он еще очень долго служил поколениям, которые придут после нас.
Экологическая культура - результат длительного воспитания, которое должно начинаться с самого детства.[4,c.7]
Поэтому главной целью данной научно-исследовательской работы было исследование экологического состояния парка.
Задачи:
1.Изучить историю парка
1. Изучить растительный и животный мир парка.
2. Изучить роль парка для жителей нашего города
3. Изучить значение парка для городской среды.
4. Изучить рекреационную нагрузку на данной территории.
5.Выявить проблемы нашего парка.
5. Разработать меры по сохранению парка как памятника природы.
Гипотеза: Парк имеет огромное значение для нашего города, но в связи с низкой экологической культурой нашего населения нарушается экологическое равновесие в парке и в природе в целом.
Я предполагаю, что изучив экологические проблемы нашего парка, и подняв экологическую культуру (которое должно начинаться с детства) – населения, детей детских садов, учащихся нашей школы, мы будем поступать так , чтобы не нарушать экологическое равновесие в природе в целом.
ГЛАВА 1
Парк культуры и отдыха города Туймазы
1.1 История городского парка.
Вот он, городской парк… Тихий, спокойный, задумчивый. Он возник в восьмидесятые годы на месте яблоневого сада согласно генеральному плану, и в течение трёх лет парк был обустроен. Рядами посажены молодые деревца, разбиты клумбы, построены аттракционы, детская площадка, летняя эстрада.
Рядом с парком организовали каток, с правой стороны расположен Дом культуры. и на небольшом расстоянии от катка находится спортивный комплекс для тренировок на улице. Всё это говорило об эстетической и композиционной стороне этого зелёного участка.
В те годы парк был местом многочисленных мероприятий, местом встреч влюблённых и, просто местом, куда можно было пойти всей семьё.
В 2000-е годы парк пришёл в запустение: разрушены беседки, сломаны скамейки и качели. Частично парк превратился в опасную зону, в место сборищ сомнительных лиц. Дорожки заросли, а густые заросли превратились в свалку мусора. В парке организовали ночные кафе и бары, а днем он стоял опустевший и заброшенный…
В 2009 году на должность директора парка заступил Дмитрий Степанович. Основное его условие было- убрать ночные кафе и бары. Его силами , а так же при помощи учащихся СОШ №4 совместно с педагогами, и стараниями предпринимателей ,в парк вдохнули жизнь.
Парк частично был очищен от мусора, от сухих веток, деревьев. Были построены беседка, детская площадка. Приведена в порядок сцена под открытым небом. Парк стал медленно и верно расцветать.
Его площадь примерно два гектара, расположен он в центре г Туймазы. С западной стороны от него находится дом детского и юношеского творчества и городской стадион, с восточной стороны парка располагаются жилые дома., с юга садовые участки и с севера драматический театр и жилые дома. А сам парк окружен автомобильными дорогами.
А посещая архив , мы с мамой узнали, что самый первый парк был основан вовсе не здесь в центре города как сейчас, а на улице Гафурова и назывался он «сад имени Гафурова», который был основан в 1931 году. Но город рос и развивался, его центр переместился, а вместе с ним и парк.(приложение 2)
1.2 Роль зелёных насаждений парка для городского населения.
Зеленые насаждения являются органической частью структуры современного парка и выполняют в нем разнообразные функции. Эти функции можно подразделить на две большие группы; санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные.
Санитарно-гигиеническая роль зеленых насаждений:
1. Снижение запыленности и загазованности воздуха.
Зеленые насаждения очищают городской воздух от пыли и газов. Это происходит следующим образом. Загрязненный воздушный поток, встречающий на своем пути зеленый массив, замедляет скорость, в результате чего под влиянием силы тяжести 60—70% пыли, содержащейся в воздухе, оседает на деревья и кустарники. Некоторое количество пыли выпадает из воздушного потока, наталкиваясь на стволы, ветви, листья. Значительная часть пыли оседает на поверхность листьев, хвои, веток, стволов. Во время дождя эта пыль смывается на землю.
Среди зеленых насаждений запыленность воздуха в 2—3 раза меньше, чем на открытых городских территориях. Древесные насаждения уменьшают запыленность воздуха даже при отсутствии лиственного покрова. В глубине зеленого массива, на расстоянии 250 м от его опушки, запыленность уменьшается в 2,5 раза.
2.Газозащитная роль зеленых насаждений.
Зеленые насаждения значительно уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов. Следует отметить, что газо-защитная роль зеленых насаждений во многом определяется степенью их газоустойчивости.
К слабоповреждаемым породам растущим в парке относятся вяз , ель , клен, осина, тополь. Особенностью зеленых насаждений является также то, что они в результате фотосинтеза поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. В среднем 1 га зеленых насаждений поглощает в 1 ч 8 л углекислоты (т. е. столько, сколько углекислоты выделяют за это время 200 человек). Разные породы древесно-кустарниковых растений обладают неодинаковой интенсивностью фотосинтеза и поэтому выделяют различное количество кислорода. Дерево с большей лиственной массой выделяет больше кислорода.
3.Ветрозащитная роль зеленых насаждений.
В проектировании парка было предусмотрено необходимость защиты его от неблагоприятных ветров. Это можно увидеть по защитным полосам зеленых насаждений.
4.Фитонцидное действие зеленых насаждений .
Большинство растений выделяет летучие и нелетучие вещества — фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие. Например, фитонциды дубовой листвы уничтожают возбудителя дизентерии. К числу ярко выраженных фитонцидных деревьев и кустарников относятся береза, дуб, тополь. Большое количество фитонцидов (20— 25 кг) выделяют сосна и ель. Благодаря способности растений выделять фитонциды воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц.
5.Влияние насаждений на тепловой режим.
Температура воздуха среди зеленых насаждений, особенно в жаркую погоду, значительно меньше, чем на открытых местах. Зеленые насаждения, защищая почву и поверхности стен зданий от прямого солнечного облучения, предохраняют их от сильного перегрева и тем самым от повышения температуры воздуха.
Температура лесной почвы, как правило, ниже температуры окружающего воздуха.
Наиболее эффективно снижают температуру растения с крупными листьями, которые значительную часть энергии отражают , не поглощая и таким образом способствуют снижению количества солнечной энергии.
Атак же зеленые насаждения оказывают большое влияние и на улучшение радиационного режима в городе. Напряжение общей радиации (прямой и рассеянной) на открытой городской территории в солнечные дни может достигать больших величин, а среди зеленых насаждений парка это напряжение снижается в 7 раз.
6. Значение зеленых насаждений в борьбе с шумом
Зеленые насаждения, располагаемые между источниками шума (транспортные магистрали, электропоезда и т. д.) и жилыми домами , участками для отдыха и спортивными площадками, снижают уровень шума на 5—10%. Кроны лиственных деревьев поглощают 26% падающей на них звуковой энергии. Хорошо развитые кустарниковые и древесные породы с густой кроной могут хорошо снижать уровни шума . Наличие травяного покрова также способствует уменьшению уровня шума.
Декоративно-планировочные функции зеленых насаждений:
Зеленая окраска листвы , ее тихий шелест, мягкий рассеянный свет в садах и парках, менее высокая температура в жаркие дни, наличие в воздухе фитонцидов, бальзамических и других веществ, выделяемых растениями, слабая запыленность воздуха и повышенное содержание в нем кислорода оказывают благотворное физиологическое действие на нервную систему человека, снимая напряжение, вызванное ритмом городской жизни, укрепляя здоровье человека и повышая его работоспособность. Огромное влияние оказывают на человека различные ландшафты, создавая у него определенное настроение и повышая жизненный тонус.[9,c.13]
1.3 Значение парковых зон для жителей городской среды
Наиболее полно и точно сказано в библиографическом описании Нагибина И. Ю., Журова Е. Ю.: « Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места необходимые для общения человека с природой. Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда. Ключевые слова: парковая зона , флора, фауна, качество жизни, экология города, озеленение, природа, качество окружающей среды. Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские парки — это место, где люди могут проводить свободное время, поближе узнать друг друга в безопасной обстановке, отдыхать от городской суеты и просто наслаждаться природой. Парковые зоны способствуют улучшению качества воздуха и являются средой обитания и развития представителей флоры и фауны. Также они способствуют сплочению городского населения и повышению качества его жизни [11,c.84]. По статистическим наблюдениям деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, часть из них с детьми дошкольного возраста. Вечером парк посещают преимущественно молодые и среднего возраста люди, чтобы отдохнуть от суеты рабочего дня, насладиться тишиной и приблизиться к природе. Зимой основную массу посетителей составляют любители покататься на коньках, лыжах, санках. Таким образом, основное назначение городских парков — обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Основным требованием к этим паркам является наличие зоны тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами , и зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ и игр. В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства. На сегодняшний день, проблема состояния и развития парков является актуальной. Большое внимание уделяется вопросам модернизации, улучшения городских парков и разрабатываются проекты реконструкции парковых зон. Основной задачей строительства нового или реконструкции существующего парка является создание контрастной по отношению к городу архитектурно-художественной обстановки. Тишина, чередование открытых и затененных пространств, водоемы и фонтаны, красочный цветочный убор, живописные группы деревьев и кустaрников на фоне гaзонов , оргaнически включенные в этот прирoдный кoмплекс, окaзывают положительное влияние на нервную систему, нaстроение и сaмочувствие посетителей . Целями деятельности городских парков являются создание условий для массового, активного и содержательного отдыха жителей города, а также создание условий для отдыха и обеспечение горожан услугами организаций досуга .
И так, парк созданный в восьмидесятые годы на месте яблоневого сада в центре города Туймазы имеет большое значение для его жителей, он являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городской парк — это место, где люди могут проводить свободное время, поближе узнать друг друга в безопасной обстановке, отдыхать от городской суеты и просто наслаждаться природой.
А зеленые насаждения являются органической частью структуры современного парка и выполняют в нем санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные функции.
ГЛАВА 2
Исследование растительного и животного мира нашего парка.
2.1 Методика измерения высоты и диаметр ствола дерева.
Растительность парка изучили во время прогулок методом наблюдения высших растений. Высоту древесных пород: липы, берёзы, вязы, клёны, тополя, рябины, американского клёна, дикой яблони , измерили таким способом: Один человек встал под деревом. Другой встал неподалёку от дерева и взял в руку прямую палочку, а руку вытянул. На этой палочке отложил рост первого человека так, что кончик палочки совместился с макушкой, а большой палец - со ступнями его ног. На месте своего большого пальца он сделал отметку. Теперь измеряли высоту дерева. Встали на ту же точку. Взяли ту же палочку и подсчитали, сколько раз этот отрезок уложится в высоте дерева. Получившийся ответ умножили на рост первого человека.
Диаметр ствола дерева измеряли таким образом: один человек, взял в одну руку конец мягкой метровой линейки , а другой конец взять другой рукой обхватив дерево.
2.2 Изучение санитарного состояния деревьев парка.
Провели оценку санитарного состояния деревьев парка методом осмотра. В основном обращали внимание на наличие в кроне сухих веток ,размеры кроны и на повреждение коры, то есть смотрели на внешний вид деревьев. А так же отмечали ,в каких зонах парка наиболее повреждена крона и кора деревьев.
Большая часть деревьев в парке по результатам осмотра не имеет признаков ослабления, то есть, в кроне нет сухих веток и она раскидистая, кора деревьев на территории парка не повреждена, за исключением единичных случаев. Но встречаются и ослабленные деревья, в их кроне есть сухие ветки и значительные повреждения коры .Эти деревья расположены по периметру парка и вдоль дорог. Такое состояние деревьев говорит о том , что у дорог повышенная концентрация выхлопных газов и токсинов.[3,c.33] Но в то же время деревья посаженные по периметру выполняют роль экологического щита для парка.
(Приложение 3)
2.3 Изучение видового состава растительности и птиц парка.
Для лучшего ознакомления с живым миром парка нам наряду с визуальным осмотром пришлось обратиться к книжным источникам- «Растения Башкирии»,
«Птицы Башкирии», «Лекарственные растения Башкирии».[10,c12-202]
Проведя инвентаризацию древесно-кустарниковой растительности парка, выяснили, что на территории данного памятника природы встречается огромное количество видов деревьев , кустарников, растений и птиц:
Виды деревьев |
Общее кол-во |
Средняя Высота деревьев (в м.) |
Средний диаметр стволов (в см) |
Береза бородавчатая |
152 |
7-13 |
6-38 |
Липа мелколистная |
135 |
7-12 |
11-56 |
Яблоня дикая |
15 |
5-7 |
8-14 |
Груша |
5 |
6-7 |
8-15 |
Клен американский |
22 |
3-9 |
13-30 |
Тополь пирамидальный |
90 |
10-18 |
16-45 |
Рябина обыкновенная |
12 |
3-9 |
5-23 |
Клен остролистный |
22 |
3-7 |
9-13 |
Рябина черноплодная |
45 |
1,2(стриженый) |
1,5-4 |
Туя западная |
15 |
1,2 |
2 |
Сосна |
50 |
10-15 |
13 |
Ель голубая |
45 |
10-12 |
15-30 |
Лиственница |
60 |
10-15 |
15-25 |
Микробиота перекрёстнопарная |
10 |
1-2 |
2-4 |
Растения :
Чистотел большой
Подорожник большой
Подорожник средний
Одуванчик лекарственный
Тимофеева луговая
Мятлик луговой
Осока пальчатая
Крапива двудомная
Дрёма белая
Пустырник пятилопастый
Лопух
Клевер гибридный
Лютик
Редька дикая
Клевер луговой
Клевер ползучий
Полынь горькая
Герань луговая
Полынь обыкновенная
Щавель конский
Лапчатка прямостоячая
Мать – и – мачеха обыкновенная
Тысячелистник обыкновенный
Ромашка лекарственная
Череда трёхраздельная
Цикорий обыкновенный
Горец птичий
Пырей ползучий
Лишайники:
1.Пельтигера 2. Гипогимния
Птицы парка :
Сизый голубь
Белая трясогузка
Скворец
Сорока
Грач
Серая ворона
Свиристель
Обыкновенная горихвостка
Лазоревка
Большая синица
Домовый воробей
Полевой воробей
Снегирь
Дятел
2.4 Определение составы почвы на вытоптанных тропинках.
Для этого подсчитали число сильно - вытоптанных тропинок без растительности «неофициальных», то есть таких, которые люди протоптали в не предназначенных для этого местах.
Используя методы наблюдения, исследовали почву на сильно-вытоптанных тропинках и средне вытоптанных участках. Механический состав почвы определили, используя простой приём скатывания в ладонях слегка увлажнённых комочков земли. Характеристику комочков почвы определили по таблице.(Приложение3) Обойдя всю площадь парка я насчитала одиннадцать тропинок, которые были созданы людьми самостоятельно .Это привело к нарушению целостности растительного покрова и эстетичного вида.[7,c.64]
А почва, взятая с сильно - вытоптанных тропинок не скатывается в шарик, значит, по механическому составу она глинистый песок. Почва с сильно -вытоптанных тропинок рассыпается на мелкие частицы. На этих участках не растет трава. Она выглядит как безжизненный покров земли. (Приложение 4)
2.5 Определение (количества посетителей) рекреационной нагрузки на парк.
Нагрузку на парк изучили так. Летом, в течение одной недели июля (с 14 по 20) вели подсчёт количества людей, посещающих парк.
В эти дни была хорошая погода. На данной территории выбрали две контрольные точки:
Первая контрольная точка - вход в парк около здания Дома культуры
Вторая -. вход в парк со стороны поликлиники
Группа наблюдателей состояла из 4 человек. Считали людей только входящих в парк. В выбранных контрольных точках в один и тот же день, в одно и , то же время стояло по одному наблюдателю. Наблюдатели сменяли друг друга через три часа. Первые два наблюдателя учитывали количество посетителей -с 9.00 до 12.00; вторые два человека - с 12.00 до 15.00; потом - с 15.00 до 18.00; и последний промежуток - с 18.00 до 21.00.Количество людей, сосчитанных каждой группой наблюдателей в течение дня – суммировали.
По результатам учёта посещаемости парка в летний период (июль)
приведенной в таблице видно, что рекреационная нагрузка на парк в летний период довольно высока, поэтому на некоторых участках наблюдается изменение почвы в результате вытаптывания. От большого наплыва людей растительность парка просто не успевает восстановиться.[8,c.15]
2.6 Анкетирование родителей учеников СОШ №4 на тему «Экологическое воспитание детей в семье».
Всего в опросе участвовало 100 человек .Все они анонимно и максимально достоверно отвечали на такие вопросы:
1.Интересуют ли вас лично проблемы экологии?
2.Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
3.Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за растениями?
4. Любите ли вы бывать в лесу?
По ключевым вопросам была создана таблица, где можно увидеть действительное отношение взрослых к окружающей среде.(приложение 5).
По результатам анкетирования ста взрослых человек можно сказать, что
все сто процентов беспокоятся о экологии в мире. Почти все любят гулять в лесу (95%), и только половина (65%) опрашиваемых дают детям знания о экологии, а всего лишь треть привлекают детей к уходу за комнатными растениями. Из чего можно сделать вывод, что все любят наслаждаться красотой природы, но малая часть хочет обучить правилам экологического поведения своего ребенка, и тем более заниматься практической частью обучения по правильному воспитанию по отношению к природе. Очень печально , что взрослые понимая всю значимость экологического воспитания, не прилагают усилия в полной мере.(Приложение 6)
2.7Наблюдение на территории парка за поведением посетителей, раздача памяток по охране окружающей среды.
В течении одной недели проводились наблюдения за посетителями парка. Наблюдение проводилось в утренние и вечерние часы. В утренние часы парк посещают люди пожилого возраста и родители с маленькими детьми. Ав вечернее время преимущественно людям среднего возраста и подростки.
В результате которого, было отмечены нарушения преимущественно в вечерние часы.
В результате исследования я изучила и применила на практике :
-изучила видовой и количественный состав растительности парка.
-методику измерения высоты и диаметр ствола дерева.
-определила состав почвы на вытоптанных участках.
-определила рекреационную нагрузку на парк.
-провела анкетирование родителей анализ собранной информации.
-изучила поведение посетителей парка, выявила нарушения.
В результате наблюдения были выявлены следующие нарушения, с преобладанием в вечернее время:
1) Выбрасывание фантиков из под мороженого , жвачки и чипсов.
2) Разрешение взрослыми детям бегать по клумбам и цветочным зонам.
3)Небрежное отношение к памятникам и достопримечательностям парка.
4)Не правильное использование скамеек.
5)Выбрасывание шелухи от семечек на дорожки.
А так как, в вечернее время парк посещают лица среднего возраста и подростки, можно сказать что именно у них низкая экологическая культура.(приложение 7).
2.8 Результаты исследования и выявление проблем по охране парка.
По полученным результатам проведенного исследования можно утверждать, что наш парк это биологический объект, так как он имеет в своем составе многочисленные виды деревьев, кустарников, травянистых растений и птиц. В парке по численности больше всего липы, березы, тополя. Чуть меньше лиственниц елей и сосен. А выстриженная черноплодная рябина украшает тротуары. Зеленые насаждения являются органической частью структуры современного парка и выполняют в нем такие функции, как санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные. Парковые зоны и места отдыха являются сердцем не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские парки — это место, где люди могут проводить свободное время, поближе узнать друг друга в безопасной обстановке, отдыхать от городской суеты и просто наслаждаться природой.[5,c.79]
По результатам осмотра коры и кроны деревьев можно сказать, что деревья на территории парка ухожены и выглядят здоровыми, за исключением единичных случаев. Но встречаются и ослабленные деревья, в их кроне есть сухие ветки и значительные повреждения коры .Эти деревья расположены по периметру парка и вдоль дорог. Такое состояние деревьев говорит о том , что у дорог повышенная концентрация выхлопных газов и токсинов. Но в то же время деревья посаженные по периметру выполняют роль экологического щита для парка.[6,c.38]
Рекреационная нагрузка в парке в летний период очень высока, поэтому на некоторых участках наблюдается изменение почвы в результате вытаптывания. От большого наплыва людей растительность парка просто не успевает восстановиться. Плюс ко всему несознательные посетители создают новые тропинки, которые расширяются со временем и нарушают эстетический вид парка.
А результаты анкетирования огорчили меня, потому что я сделала вывод, что все любят наслаждаться красотой природы, но лишь малая часть хочет обучить правилам экологического поведения своего ребенка, и тем более заниматься практической частью обучения по правильному воспитанию, по отношению к природе. Очень печально , что анкетируемые понимая всю значимость экологического воспитания, не прилагают усилия в полной мере.
А наблюдение за посетителями парка и определение их экологической культуры вовсе подтвердило мои предположения. Очень жаль, что именно подрастающее поколение придает наименьшее значение охране парка.
Из всего этого я могу сказать, что моя гипотеза, что парк имеет огромное значение для нашего города, но в связи с низкой экологической культурой нашего населения нарушается экологическое равновесие в парке, и в природе в целом, подтвердилась.
Глава III
Меры по охране парка
3.1 Разработка мер по охране парка.
Изучив роль и значение парка, так же выявив его проблемы, я посчитала нужным разработать меры по охране парка.
В летнее и осеннее время эту проблемы нашего парка решает его администрация тем, что создает трудовые отряды, которые ежедневно проводят уборку и текущий ремонт в парке. Но их усилий бывает недостаточно. Конечно же, нельзя запретить людям посещать парк, но повлиять на экологическое сознание жителей можно, поэтому мы разработали меры по охране парка:
1. Увеличить количество парков в нашем городе для снижения рекреационной нагрузки;
2. Установить щит, который будет иметь предупреждающее содержание;
3. Заниматься пропагандой экологического осознания среди молодежи;
4. Создавать экологические отряды среди учащихся;
3.2Осуществление поставленных задач своими силами
Для попытки осуществления первой задачи мы с семьей решили написать письмо главе администрации с просьбой рассмотреть предложение над облагораживанием лесопарковой зоны в микрорайоне Молодежный. Очень надеемся на положительный ответ, так как в этом районе живет моя бабушка и я часто прихожу к ней в гости.(приложение 8).
Чтобы установить предупреждающий щит, его нужно разработать. Для этого мы изучили такие щиты уже имеющиеся в других городах и попробовали создать свой в виде плаката.
Пропаганду среди подрастающего населения совместно с мамой мы решили провести в группе детского сада №4, где воспитывается мой младший брат Семён. Я рассказала детям о важности растений в нашем мире, и о том как важно ее оберегать. (приложение 9).
А на классном часе я сделала доклад о том , как правильно относиться к окружающему миру, о культуре и значении поведения человека в живой природе.
Потом я предложила классу провести субботник в парке и ребята меня поддержали. (приложение 10).
Заключение.
Из проделанной работы я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась , что парк имеет огромное значение для нашего города, но в связи с низкой экологической культурой нашего населения нарушается экологическое равновесие в парке, и в природе в целом.
Таким образом, в настоящее время состояние парка оценено, как благоприятное т.к. осуществляется вырубка древесно-кустарниковой растительности, сенокошение, высадка цветов, кустарников и молодых деревьев, а еще с 2017 запрещен выгул собак . Сейчас активно проводится ремонт тротуаров на территории, посадка молодых деревьев. Все это делается в основном силами сотрудников и администрации нашего парка. Но парк испытывает достаточно сильную рекреационную нагрузку, а низкое экологическое воспитание и вовсе усугубляет положение парка.
Для улучшения обстановки в целом следует проводить разъяснительную работу среди жителей о необходимости сохранения чистоты в парке. Особое внимание следует обратить на вандализм со стороны взрослого населения, а так же подростков.
Следует ежегодно проводить субботники с учениками младших и старших классов под руководством педагогов. Было бы хорошо создать молодежные активы, которые участвовали бы в митингах по охране окружающей среды на территории парка.
Очень бы хотелось, чтобы администрация нашего города обратила внимание на то, что в городе функционирует только один парк, и он испытывает огромную нагрузку, город растет и многие живущие вдали не могут насладиться прогулками по парку.
Работая над этим исследованием, я получила огромное удовольствие и поняла, что оберегая природу, мы оберегаем себя. Все, что окружает нас - это природа. Воздух , земля, вода, горы, лес, море, лужайка, птицы, звери в лесу - все это природа. Мы часто слышим: "Природа - наш дом". И чтобы жить в этом доме- вода и воздух должны быть чистыми, деревья, звери, и птицы - здоровыми, земля- безопасной. А чтобы природой можно было наслаждаться, нужно обязательно заботиться о ней. И это должен делать каждый человек. И поэтому , будет правильно сказать: если хочешь изменить мир начни с себя.
Вот мы с мамой посадили под окнами пять кустов рябины в прошлом году, но прижились к сожалению только два куста. А в этом году глядя на нас соседи посадили семь кустов дикой розы. Нам с мамой было очень приятно, что наш пример оказался заразительным.
А еще наш парк участвует во всероссийской программе в рамках проекта «Городская среда», реализуемого по инициативе партии «Единая Россия». В результате чего в Центральном городском парке культуры появятся новые детские и спортивные площадки, скамейки и урны, будет реконструировано освещение. А если жители нашего города начнут видеть красоту нашего парка и участвовать в его созидании , то наш парк еще многие годы будет радовать и восхищать жителей и гостей города. Мне бы очень хотелось, чтобы все мы любили наш парк и относились к нему, как к чему-то хрупкому и прекрасному.
Список литературы:
Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. - N 1. - С. 55-58.
Андриянов А. П. Опять черемуха в цвету… : формирование экологической культуры с помощью поэтических произведений // Начальная школа. – 2004. - N 5. - С. 32-35.
Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - N 12. - С. 33-35.
Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 12. - С. 52-58: ил.
Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. - N 6. - С. 79-82.
Боровская Л. А. Лес - природное сообщество // Начальная школа. - 2010. - N 12. - С. 38-42.
Бурова Н. П. Экологический практикум по изучению почв для учащихся начальной школы // Исследовательская работа школьников. - 2008. - N 3. - С. 64-69.
Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - N 12. - С. 13-15.
Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. - N 2. - С. 85-86.
Кучерова Е.В., Лазарева Д. Н. Лекарственные растения башкирии : и их использование и охрана //Башкирское книжное издательство.-1989. N 3.-С.12-202
Нагибина И. Ю., Журова Е. Ю. Значение парковых зон для жителей городской среды // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 84-85.
Приложение1
Критическое состояние нашей природы
Приложение2
Посещение архива города Туймазы
Приложение 3
Изучение санитарного состояния деревьев парка.
Приложение 4
Исследование вытоптанных тропинок
Приложение 6
Приложение 9
Ознакомление детей детского сада с природой
Приложение 10
Организация субботника с классом
Приложение 11
Ремонт нашего парка
Приложение 8
Письмо главе администрации
Главе администрации муниципального
района Туймазинский район
Айдару Рифгатовичу Суфиянову
От ученицы СОШ №4, 4 «Б» класса
Крулькиной Ангелины Андреевны.
Уважаемый Айдар Рифгатович!
Многие семьи, живущие в микрорайоне Молодежный, сталкиваются с проблемой — куда вывести ребёнка на прогулку. Во дворах детские площадки полуразрушены, нет ни песочницы для малышей, ни качелей. Пожалуйста, орга
низуйте парк на территории лесополосы в микрорайоне Молодежный. Где можно установить новые детские комплексы для игр на свежем воздухе, а малышам песочницы и в них чистый песок. Для деток дошкольного и младшего школьного возраста нужны качели — качественные, новые, безопасные, а также хорошие, устойчивые и безопасные горки, лесенки, скамейки. А сколько семей будут с благодарностью говорить о вашем добром деле! Частично лесополоса превратился в опасную зону, в место сборищ сомнительных лиц. Дорожки заросли, а густые заросли превратились в свалку мусора.
Люди разных возрастов посещают центральный парк во все времена года. Здесь отдыхают, занимаются спортом, гуляют влюбленные пары и родители с детьми. Рекреационная нагрузка на парк в центре нашего города особенно высока в летний период. В это время года число посетителей особенно возрастает в выходные дни – субботу и воскресенье. Это связано с тем, что в Доме культуры, расположенном около парка, проводится городские мероприятия, на открытой летней эстраде по выходным показывают бесплатные фильмы для молодежи, а также спортивные мероприятия, футбольные игры на стадионе, ближайшие детские сады проводят экскурсии в летний период, так же школа интернат №1 проводят прогулки для своих детей в парке.. Поэтому организация парка в микрорайоне Молодежный снизит нагрузку на парк в центре города. Наша семья заинтересована в том, чтобы этот уголок природы, находился в хорошем, здоровом состоянии, чтобы он еще очень долго служил поколениям, которые придут после нас. Так как мы живем неподалеку от парка и болеем за наш экологический уголок.
Надеемся на ваше понимание проблемы и скорое решение её. С уважением, Семья Крулькиных: Екатерина Николаевна – мама, Андрей Викторович – папа, Ангелина – дочь, Семен – сын.
Приложение 12
Наше первое дерево
Приложение 7
Мусор в парке
Приложение 8
Виды деревьев |
Общее кол-во |
Средняя высота деревьев (в м.) |
Средний диа- метр стволов (в см) |
Береза бородавчатая |
152 |
7-13 |
6-38 |
Липа мелколистная |
135 |
7-12 |
11-56 |
Яблоня дикая |
15 |
5-7 |
8-14 |
Груша |
5 |
6-7 |
8-15 |
Клен американский |
22 |
3-9 |
13-30 |
Тополь пирамидальный |
90 |
10-18 |
16-45 |
Рябина обыкновенная |
12 |
3-9 |
5-23 |
Клен остролистный |
22 |
3-7 |
9-13 |
Рябина черноплодная |
45 |
1,2(стриженый) |
1,5-4 |
Туя западная |
15 |
1,2 |
2 |
Сосна |
50 |
10-15 |
13 |
Ель голубая |
45 |
10-12 |
15-30 |
Лиственница |
60 |
10-15 |
15-25 |
Микробиотаперекрёстнопарная |
10 |
1-2 |
2-4 |
Растения :
Чистотел большой
Подорожник большой
Подорожник средний
Одуванчик лекарственный
Тимофеева луговая
Мятлик луговой
Осока пальчатая
Крапива двудомная
Дрёма белая
Пустырник пятилопастый
Лопух
Клевер гибридный
Лютик
Редька дикая
Клевер луговой
Клевер ползучий
Полынь горькая
Герань луговая
Полынь обыкновенная
Щавель конский
Лапчатка прямостоячая
Мать – и – мачеха обыкновенная
Тысячелистник обыкновенный
Ромашка лекарственная
Череда трёхраздельная
Цикорий обыкновенный
Горец птичий
Пырей ползучий
Лишайники: 1.Пельтигера 2. Гипогимния
Птицы парка :
Сизый голубь
Белая трясогузка
Скворец
Сорока
Грач
Серая ворона
Свиристель
Обыкновенная горихвостка
Лазоревка
Большая синица
Домовый воробей
Полевой воробей
Снегирь
Дятел