Не трудиться - хлеба не добиться.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не трудиться - хлеба не добиться.

Сабашева  Н.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселёвского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №25"
Микушкина А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселёвского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №25"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема исследования: «Не трудиться – хлеба не добиться». От мамы часто слышу эту пословицу. Мне стало интересно, почему так говорят. Откуда берется хлеб? Как нам достается?

Цель: познакомиться с процессом выращивания хлеба; узнать о ценности хлеба и профессиях людей, его вырастившим.

Гипотеза исследования: Если мы узнаем, каким трудом достается хлеб, то будем бережнее относиться к нему.

Объект исследования: Хлеб.

Предмет исследования: Рождение хлеба.

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников, экскурсии во время весенне-полевых и уборочных работ на сельскохозяйственном предприятии в селе Бурлаки.

Задачи исследования:

Выяснить значение хлеба в жизни человека.

Узнать процесс выращивания хлебных злаков (пшеницы).

Познакомиться с работой людей разных профессий, которые трудятся, чтобы  на нашем столе был всегда свежий хлеб.

Побывать на экскурсии на сельскохозяйственных полях в селе Бурлаки.

Опросить одноклассников.

Анализировать результаты опроса и наблюдений.

Глава 1. Значение хлеба в жизни человека

Х леб… Один из самых главных, самых вкусных, самых надежных продуктов питания.

Булки, буханки, лепешки… Говоря об изобилии и многообразии хлеба, нужно всегда помнить – какой ценой оно добыто. В каждом кусочке хлеба – труд «в поте лица своего» многих и многих людей: механизаторов, агрономов, полеводов, водителей. Хлеб – результат тяжелого, упорного труда человека – хлебороба. Хлеб рождается прекрасной землей, реками, чистым воздухом.

Хлеб – самый древний, можно сказать на все времена, продукт питания, который всегда будет мерой достатка человека, национального богатства, источником борьбы с голодом, болезнями. Поэтому выращиванию хлебных злаков уделяется большое внимание.

Главная и ценная хлебная культура - пшеница. Пшеничный хлеб очень вкусный, ароматный, питательный, легко усваивается организмом человека. В зернах пшеницы содержится огромное количество ценных питательных веществ, необходимых для жизни человека.

Более трети населения земли питается зерном этой культуры. Она дает от 20 до 30% всех калорий, необходимых людям... В среднем сухое вещество зерна мягкой пшеницы содержит (в %) 13,9 белка, 79,9 углеводов. 2 жира, 1,9 золы и 2,3 клетчатки, а в твердой 16 белка, 77,4 углеводов, 2,1 жира, 2 золы и 2,4 клетчатки. Влажность — 12...14%. 1

Из всех злаковых культур только пшеница огромное количество сортов, которые отличаются стеблем и колоском, зерном и его химическим составом. Пшеница бывает озимая и яровая, а также мягкие и твердые сорта.

Озимую пшеницу сеют в конце лета или осенью, а урожай собирают на следующий год. Озимые хлеба дают большой урожай, так как у них лучше развиты корни и листья, они лучше используют влагу. Но они страдают от сильных морозов, ледяной корки. Яровые сорта сеют весной, а осенью получают урожай зерна.2

М ягкие сорта используют для выпечки хлеба, булочек, тортов, а твердые – для производства макарон, крупы. У мягких сортов зерно круглое, белого цвета с бороздкой, а у твердых сортов – зерна узкие, ребристые, плотные, янтарно-желтого цвета, бороздки почти не заметно.

Несмотря на многочисленные сорта и виды этой главной хлебной культуры, рождением хлеба занимаются люди, работающие на сельскохозяйственных полях, труд которых бесценен.

А как же рождается хлеб? Люди каких профессий занимаются выращиванием хлеба? Почему говорят: «Не трудиться — хлеба не добиться»?

Глава 2. Рождение хлеба

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Выращивать и убирать пшеницу людям помогают сильные машины. Для изучения выращивания пшеницы яровой, я побывала на экскурсии на полях сельскохозяйственного предприятия в селе Бурлаки.

Во время посевных работ я познакомилась с агрономом сельскохозяйственного предприятия Сергеем Анатольевичем. Агроном - один из главных людей на поле. Агроном имеет дело не только с землей, семенами, удобрениями, но и с людьми, которые растят хлеб. Его основная задача - управлять трудом механизаторов, полеводов и других рабочих, следить, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве. Он определяет набор полевых работ, их последовательность, начало и окончание, содержание полевых опытов, распределяет средства производства и т.д. По существу, он ведет не только производственную, но и научную работу - внимательно изучает эффективность посевов, той или иной обработки почвы, необходимость внесения различных видов удобрений.

Агроном рассказал о процессе выращивания пшеницы.

С ергей Анатольевич: «Пшеница требовательна к условиям произрастания, поэтому под ее посевы выделяют лучшие земли. Работники предприятия свято верят, что земля – живой организм со своим дыханием и своими желаниями, а потому и отношений к ней особенное – человеческое: ее холят, любят и лелеют. Хороший урожай закладывается еще с осени. Самые сильные, здоровые зерна откладываются на семена и всю зиму хранятся в специальных помещениях - зернохранилищах при определенной влажности и температуре».

Весной – главное во время посеять, не пропустить нужные сроки. Сроки посева – решающее условие получения дружных всходов, оказывающих большое влияние на урожай и качество семян.3 По погодным условиям весны 2015 года агроном определил посев - в начале мая. На вспаханное поле отправили трактор, к которому цепляется посевной комплекс (сеялка с двухдисковыми сошниками и четырехрядным культиватором, а так же прицепной бункер с двумя емкостями – для семян) и сеет сразу в четыре ряда. Семена, двигаясь по трубкам-сошникам, попадают в землю, а сверху присыпаются землей. Управляет этим огромным агрегатом – механизатор Виктор Иванович. Он запускает двигатель, устанавливает определенный режим подачи топлива, выводит энергетическую станцию на необходимую мощность. Включая скорость, трогая трактор с места, приводя в движение рабочие органы сельскохозяйственной машины, механизатор управляет передачей энергии.

Механизатор занят не только посевом, но и другими операциями: вспашкой почвы, боронованием, дискованием, химической обработкой, уборкой и т. д. У механизатора круг обязанностей очень широк, поэтому он должен хорошо знать и правила выполнения этих работ. А для этого ему необходимо изучить сельскохозяйственную технику и уметь настроить ее на режим, соответствующий марке трактора, состоянию поля, качеству почвы, виду растений и многим другим параметрам. Очень ответственный труд!

П о многим факторами, важнейшие из которых влажность почвы, механический состав, агроном определил глубину посева. Оптимальная глубина посева для пшеницы яровой составила 5-6 см.

Для прорастания семян пшеницы требуются: свет, влажность, температура, питательные вещества, содержание кислорода в почве и углекислого газа в воздухе. Когда на растение пшеницы попадают солнечные лучи, поры листьев открываются, то это способствует газообмену между растением и окружающей средой, включая испарение воды с листьев, поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также поглощение углекислого газа. Для роста и развития растения пшеницы нужна вода. Необходимо столько воды, чтобы растение могло передавать ее по капиллярам к семенам. Все вышеперечисленные условия необходимы для того, чтобы как можно раньше появились первые и здоровые ростки.

Через 14 дней после посева, когда солнце достаточно прогрело землю, я убедилась, что появились первые всходы. Высота некоторых из них составила 5-7 см.

Боковые побеги образуются только у основания стебля. Еще две недели растет и развивается стебель. Затем на верхушке стебля появляется соцветие-колос. Плод называется зерновкой. Его тонкий околоплодник очень плотно прилегает к семенной кожуре, поэтому зерно трудно бывает вытрясти из колоса. Большую часть зерна занимает эндосперм, содержащий белки, углеводы, крахмал и другие питательные вещества.4

Ва жными условиями для хорошего урожая, помимо света, воды и воздуха, являются сохранение в почве осенне-зимних осадков, отсутствие сорняков и вредителей. Важную роль в борьбе с сорняками и вредителями играют химические средства борьбы. Для этого используют опрыскивание специальными самоходными опрыскивателями с использованием химических средств. Но наиболее распространенный метод борьбы с вредителями соблюдение чередования культур, способы и сроки обработки почвы и другие.

В середине июля у пшеницы - этап формирования последнего листка и начало колошения. Высота данной зерновой культуры достигла метра.

Созревание культуры идет дружно, и при полной зрелости зерна в колосках наступает благоприятный для уборки пшеницы срок. Период от посева до уборки урожая составляет около 90 дней, он завершается, когда сформирован наиболее высокий урожай, зерно имеет оптимальную с труктуру и пригодно для уборки. Нельзя медлить, чтобы зёрна упали на землю. Поэтому агроному важно определить начало уборки урожая и вывести нужное количество зерноуборочных комбайнов для сбора урожая.

Без лишних прикрас можно сказать, что в конце лета значительная часть имеющихся земель превращается в золото – золото пшеничных полей, от которых невозможно отвести взор.5

Начало уборки урожая пшеницы я отметила в начале сентября. Приехав на поле, я наблюдала, как работали зерноуборочные комбайны. Огромные сельскохозяйственные машины срезали колосья, обмолачивали, вытряхивая зёрна из колосков. Эти комбайны очень функциональны - помимо сбора зерен, они оснащёны измельчителями и разбрасывателями соломы, с помощью которых солому укладывают в копну.

Вслед за зерноуборочными комбайнами передвигается машина КАМАЗ с прицепом, которая вывозит зерно с полей и доставляет его на механизированный ток для очистки. Управляет грузовой машиной – водитель, который перевозит пшеницу и контролирует груз, следит за н еисправностями машины. Память, внимание, быстрая реакция, хорошее цветоразличие, умение сосредоточиться, трудолюбие, терпеливость, исполнительность, ответственность и др. – вот какими качествами обладает профессиональный водитель.

После подработки зерна на механизированном токе, когда его отбирают от сора и пыли, его доставляют на сушильный комплекс. Высушивают зерно в сушилках, если влажность семян превышает 14%. Занимается процессом сушки зерна различных культур продовольственного, фуражного и семенного назначения на сушилках оператор-зерносушильщик. Он обслуживает, налаживает, регулирует работу зерносушилок и обслуживаемого вспомогательного оборудования, контролирует качество сушки зерна. Зерно размещают с учетом целевого назначения, влажности, наличия примесей, признаков зараженности вредителями хлебных запасов и болезнями и по особо учитываемым признакам (например, повреждение клопами-черепашками, присутствие карантинных сорняков и т.д.). Затем зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. На зернохранилище работают весовщик, кладовщик, подсобные рабочие. Весовщик взвешивает зерно, проверяет соответствие наименования зерна и составляет необходимые документы. Кладовщик занимается приёмом, хранением и выдачей зерна на складе. Он должен вести постоянный учёт зерна, следить за правильностью оформления заявок на ввоз и вывоз продукции и др.

В процессе изучения выращивания пшеницы, я побывала в управлении сельскохозяйственного предприятия, и узнала, что помимо рабочих, занятых на сельскохозяйственных полях, есть еще и управляющие, бухгалтера, экономисты, юристы, менеджеры, механики, бригадиры, диспетчера и другие. Множество профессий задействовано в сельском хозяйстве!

Выводы и итоги наблюдений

В



процессе работы по данной теме, я провела опрос 23 ребят своего класса о том, знают ли они каким трудом достается хлеб, какие профессии заняты на выращивании хлебных культур и какой путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас дома (Приложение 1).

Результат опроса оказался следующий:

Никто из одноклассников не ответил на вопрос о том, что такое элеватор, кто такой механизатор и какие профессии связаны с выращиванием хлеба;

16 ребят не назвали профессию человека, отвечающего за процесс выращивания хлеба на полях (агронома);

19 детей знают, что убирают урожай пшеницы комбайнами;

практически все знают условия (вода, солнечный свет, тепло и др.), для того чтобы зерно проросло.

В целом оказалось, что ребята не представляют себе, насколько ценен хлеб и труд людей, которые связаны с рождением хлеба.

В результате своих наблюдений, я составила технологическую карту по выращиванию, обработке, сбору урожая пшеницы, из которой можно увидеть, сколько работ выполняется и сколько труда задействовано для того, чтобы хлеб прошел свой первый и главный этап на пути к нашему столу.

Наименование работ

Рабочие профессии

Управленческий персонал

Подготовка почвы к посеву (дискование, боронование, химическая прополка и др.)

Механизатор, водитель грузовой машины, агроном, бригадир

Директор, бухгалтер, экономист,

юрист,

кассир,

менеджер, управляющий растениеводством, механик, электрослесарь, сварщик,

мастер,

диспетчер и др.

Подготовка семян к посеву (протравливание семян, подвоз семян)

Уход за посевом (боронование по всходам)

Защита растений и почвы (химическое опрыскивание и внесение удобрений)

Уборка урожая (сбор урожая, вывоз зерна на ток)

Подготовка к хранению зерна (подработка зерна, сушка зерна, вывоз в зернохранилище), хранение зерна

Зерносушильщик, весовщик, кладовщик, подсобный рабочий, разнорабочий

Мы с мамой сделали календарь (по месяцам) с этапами рождения хлеба.

В итоге я поняла, что выращивание пшеницы — первый, но самый важный и трудный этап на пути хлеба к нашему столу... ведь если «Не трудиться — хлеба не добиться». Гипотеза моего исследования подтвердилась. Теперь я буду очень бережно относиться к хлебу, и буду воспитывать в себе и в своих одноклассниках, друзьях уважение к этому удивительному продукту природы и человеческого труда.

Фото

Список используемой литературы

1. Вавилов П.П., Балышев Л.Н. Полевые сельскохозяйственные культуры СССР. - М.: Колос, 1984. - 160 с.

2. Земледелие и растениеводство Кузбасса: учебное пособие / В.М. Самаров, Н.Н. Чуманова, О.В. Анохина, Л.В. Новикова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 435 с.

3. Кузбасс, четверг, 6 ноября 2014, Раздел – Работа на перспективу. Звезды Прокопьевского района, стр. 16

4. От зерна до каравая

5. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А. Багрова.; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 512 с.

Фамилия, Имя____________________________________________________

Класс___________________________________________________________

Вопросы

1. Почему говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Знаешь ли ты, из чего делают хлеб?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Как называется профессия человека, отвечающего за процесс выращивания хлеба на полях?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Кто такой механизатор?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Как называются машины, на которых убирают урожай зерна?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Где хранится зерно?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Сколько дней прорастает зерно после посева?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8. Что нужно для того, чтобы зерно проросло?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9. Что такое элеватор?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

10. Люди каких профессий занимаются выращиванием хлеба?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

1Вавилов П.П., Балышев Л.Н. Полевые сельскохозяйственные культуры СССР. - М.: Колос, 1984. - 5с

2Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А. Багрова.; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 191 с.

3 Земледелие и растениеводство Кузбасса: учебное пособие / В.М. Самаров, Н.Н. Чуманова, О.В. Анохина, Л.В. Новикова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 435 с.

4Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А. Багрова.; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 191 с.

5 Кузбасс, четверг, 6 ноября 2014, Раздел – Работа на перспективу. Звезды Прокопьевского района, стр. 16

Просмотров работы: 129