Физические явления в произведениях русских писателей

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Физические явления в произведениях русских писателей

Парфенюк  Е.А. 1Цветкова Д.С. 1
1МОУ "Введенская СОШ"
Веселова О.О. 1Сербай Н.В. 1
1МОУ "Введенская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда – нибудь на вершине”.

Гюстав Флобер

Введение

При прочтении многих сказок, стихотворений, рассказов мы заметили, что в них встречаются описания необыкновенно красивых различных явлений. Мы заинтересовались этим и попросили учителя объяснить нам, что же это за явления.

Зимой падает снег, весной тает лёд, летом на траве можно увидеть росу, а осенью с деревьев падают листья. Всё это относится к явлениям природы. В учебнике физики дано определение явления природы: изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями. Любые превращения или проявления свойств вещества, которые происходят без изменения свойств его состава, называют физическим явлениями.

Вот так мы впервые услышали о физических явлениях. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с привычными для нас как природными, так и физическими явлениями. Все эти явления изучают и объясняют с научной точки зрения для того, чтобы понять окружающую нас природу и использовать полученные знания на благо развития человечества во всех сферах его жизнедеятельности. Этим и занимается наука физика, которая изучает свойства окружающего нас материального мира.

Многие природные явления являются настолько неотъемлемой частью нашей жизни и настолько красивы в своем проявлении (разноцветная радуга, сияние звезд на ночном небе, искрящийся снег под солнцем, северное сияние), что очень часто вызывают в нас эмоциональные лирические чувства.

Именно эти чувства и выражают многие поэты и писатели в своих произведениях. Они художественно описывают физические явления и восхищаются их великолепием, подтверждая неразрывную связь человека с природой, как с научной, так и с духовной стороны.

Актуальность работы заключается в доказательстве того, что физика постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение. В работе приведены отрывки художественных произведений, в которых описаны те или иные физические явления, что поможет учащимся в запоминании физических терминов и явлений.

Цель нашей работы: нахождение соответствия описания физических явлений в художественных произведениях положениям физики.

Объектом исследования является - тексты литературных художественных произведений.

Предметом исследования: физические явления в данных текстах литературных художественных произведений.

Гипотеза исследования: если литературное художественное произведение не относится к фантастическому или юмористическому жанрам, то описание в нём явлений природы соответствуют положениям физики.

Задачи исследования:

изучить источники информации по теме работы

найти литературные произведения, в которых описываются явления природы

сравнить литературные произведения по признаку правильности описания  в их текстах положений и законов физики

Методика проведения исследования: сбор, анализ и сравнение информации.

Практическая значимость работы заключается в использовании её материалов на уроках естествознания,

Основная часть

С древнейших времён люди для того, чтобы донести до следующих поколений красоту природы, использовали знания, относящиеся к физике. Особенно ярко связь с физикой наблюдается в поэзии. Поэтические образы, пропитанные физическими явлениями, придают наглядность и естественность мыслям и чувствам поэтов. Какие только поэты не обращались к физическим явлениям. Может быть, некоторые из них сами, не ведая того, описывали их.

Трудно найти такого поэта в мировой художественной литературе, который бы хоть раз не написал произведения о земле и небе, о солнце и звёздах, о грозе и молнии, о планетах и затмениях. На первый взгляд физика и литература — вещи несовместимые, ведь физика — точная наука, изучающая и объясняющая разнообразные природные явления, а литература — это чувства, фантазии, переживания. Как же можно поставить рядом две столь разные науки? И тем не менее и физика и литература так или иначе рассказывают нам о физических явлениях. Вот только цель физики — объяснить их с научной стороны, а цель литературы — описать их прелести или, возможно, недостатки, описать чувства, связанные с тем или иным явлением.

Мир физических явлений многообразен. Сюда входят и небесные тела, и механические явления, и изменения агрегатного состояния, и световые явления, и звуковые, и многое другое. И, конечно, каждое из этих явлений находит себя в литературных произведениях.

Практическая часть

Мы все читали и читаем сказки, рассказы, повести разных писателей, но не всегда обращаем внимание на встречающиеся в них физические явления. В одних произведениях физические явления изображаются правдиво и точно. В других произведениях, физические явления - фантазия и имеют поэтическое преувеличение. Рассмотрим и проанализируем несколько произведений с точки зрения физики.

1.  «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка.
Волк на реку, опустил хвост в прорубь, и начал приговаривать:
- Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает:
- Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!»


При ясной погоде атмосфера прозрачна и нагретый от земли днем воздух ночью благополучно уходит в верхние слои атмосферы, ну а поскольку природа не любит пустоты, то на его место опускается холодный воздух. Ведь известно, что теплый воздух легче холодного, потому что расстояние между его молекулами больше, вот и покидает теплый воздух нас, унося с собой тепло. Охлаждение – тепловое явление.

2. Н.Носов «Незнайка на Луне»

Как только ракета достигла максимальной скорости, электронная управляющая машина автоматически прекратила работу двигателя, и дальнейший полет происходил по инерции.

Что называется инерцией?

Инерция – явление сохранения скорости, при отсутствии действия на него других тел

3.Н.Носов «Незнайка на Луне»

…. Он (Знайка) сейчас же почувствовал, что невесомость возникла, и тот же момент заметил, как бежавшие к нему Клепка и Звездочкин отделились от поверхности Луны и взмыли кверху. Увидев этот фантастический прыжок, Знайка и Звездочкин снова приобрели вес и, полетев вниз, растянулись на поверхности Луны. Случись это на Земле, они без сомнения, искалечились бы, но так как здесь сила тяжести была меньше, они как говориться, отделались легким испугом.

Во сколько ускорение свободного падения на Луне меньше ускорения свободного падения на Земле?

В 5 раз меньше ускорение свободного падения на Луне ускорения свободного падения на Земле.

4. А. Волков «Волшебник изумрудного города»

И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, бесконечно вдыхая сладковатый усыпляющий аромат…

Причиной распространения запахов являются диффузия и конвекция. Конвекция (по латыни — «перемешивание» ) состоит во взаимном перемещении, перемешивании молекул воздуха.

5. М.М. Пришвин. «Весна света»

В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей.

Таяние – тепловое явление

Тепловые явления – это явления, которые происходят при нагревании и охлаждении физических тел.

6. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»

…Слышит – «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит.

Кипение воды сравнивается с бурей на озере.

Кипение — это интенсивное парообразование, которое происходит при нагревании жидкости не только с поверхности, но и по всему объёму. Вода во время кипения бурлит.

7. Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала…

Туманы формируются во время скопления в воздухе в нижних слоях атмосферы капель или ледяных кристалликов, из-за чего вдоль земной поверхности образуется напоминающая облака пелена, ограничивающая видимость настолько, что далее одного километра пространство не просматривается, а в некоторых случаях предметы становятся трудноразличимыми уже на расстоянии нескольких метров.

Мы составили таблицу вопросов по физике по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Эпизод из сказки

Вопрос

Теория

Ответ

1 « У надрубленного дерева с высоко поднятым топором стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах; на голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железный.» (стр.24)

Назначение шарнирных креплений?

Сила трения качения. (см. прил.,№1)

Шарнирные крепления используются для уменьшения силы трения.

2 «- Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Но если меня смазать, я буду как новенький. Ты найдешь масленку в моей хижине на полке».(стр. 25)

Причина использования масляных жидкостей?

Способы изменения силы трения. (см. прил.,№1)

Смазочные материалы применяются для изменения силы трения соприкасающихся поверхностей.

3 «-Подумать только: ты ударил бедного, набитого соломой Страшилу.

- Понимаю теперь, почему он такой мягкий и такой легкий, - сказал Лев.- А тот, второй, - тоже набитый?

- Нет, он из железа». ( стр.38)

Почему тела, изготовленные из разных веществ, имеют неодинаковую массу?

Плотность. (см. прил.,№1)

Чем выше плотность вещества, тем больше его масса.

4 «Железный Дровосек нарубил дров и развел большой костер, около которого Элли почувствовала себя очень уютно. Она и друзей пригласила разделить это удовольствие, но Страшила решительно отказался, ушел от костра подальше и внимательно следил, чтобы ни одна искорка не попала на его костюм». (ст.40)

Каким образом передается энергия от костра к окружающим предметам?

Почему Страшила боялся искорок от костра?

Способы теплопередачи.

Процесс горения и испарение. (см. прил.,№1)

Тела, находящиеся около костра, нагреваются способом излучения.

Так как солома является сухим материалом (Страшила изготовлен из соломы) при малом изменении температуры соломы, будет наблюдаться процесс горения. Например сырая солома загорится только после того как испарится влага.

5 «И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, бесконечно вдыхая сладковатый усыпляющий аромат».(стр.53)

Какова причина распространения запахов?

Явление диффузия. (см. прил.,№1)

Молекулы вещества движутся, а значит запахи распространяются на расстояния.

6 «Нелегко было двум друзьям взвалить тяжелого Льва на телегу. Но они всё же подняли его, и мыши с помощью Страшилы и Железного Дровосека быстро вывезли телегу с макового поля».( стр.57)

Оцените, какую силу необходимо приложить друзьям, чтобы поднять Льва на телегу.

Сила тяжести.

(см. прил.,№1)

 

7 «Фарамат открыл зеленую сумку, и там оказалась куча зеленых очков всевозможных размеров. Все путники, не исключая Льва и Тотошки, оказались в очках…

Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого из зелёного мрамор». (стр.64)

Какого цвета будут зеленые предметы, если их рассматривать через стекло такого же цвета?

Оптика.(см. прил.,№1)

Сами предметы отражают только зеленый цвет, а другие цвета поглощают. Цветной фильтр пропускает только тот цвет, в который он окрашен (зеленые)

8«Чтобы хоть как-нибудь отплатить Бастинде, Элли схватила ведро воды, подбежала к старухе и окатила её водой с головы до ног.

Волшебница испуганно вскрикнула и пыталась отряхнуться. Напрасно: лицо её стало ноздреватым, как тающий снег, от неё повалил пар; фигура начала оседать и испаряться». (стр.93)

Могут ли процессы плавления и испарения протекать параллельно?

Оцените, какой должна быть масса Бастинды, чтобы расплавить от ведра кипящей воды?

Тепловые процессы. (см. прил.,№1)

Процесс испарения протекает при любой температуре.

10«Назавтра случилось полное солнечное затмение. Граждане Изумрудного города решили, что это Гудвин затемнил Солнце, спускаясь на него».(стр.118)

Какова причина Солнечного затмения?

Геометрическая оптика.(см.прил.,№1)

Между Солнцем и Землей располагается Луна, поэтому на поверхности Земли образуется область тени.

Заключение:

В своей работе мы доказали, что физика и литература всегда тесно переплетались и переплетаются между собой. Это две неразделимые вещи. Физики узнают новое о природе и рассказывают о ней с научной точки зрения, а лирики перевоплощают их слова в стихотворения и рассказы, но более красочно и доходчиво.

Физика и литература тесно взаимосвязаны. Физика, и литература могут объяснить одни и те же природные явления, но конечно, по – разному. Физика основывает явления и процессы точно, используя научные, специфичные термины. Она даёт возможность:

-пронаблюдать и проанализировать процессы и явления,

-ввести количественные и качественные характеристики.

Литература описывает те же явления, но с художественной точки зрения, применяя при этом богатый русский литературный язык, т.е. выразительность, эмоциональность, экспрессивность.

В то же время, человек по-разному воспринимает описание тех или иных явлений. Язык науки-понятия, формулы. Язык литературы-образы. И какими бы формулы, соотношения, зависимость не были красивыми, художественные образы оставляют стойкие, яркие представления.

Литература

1 Волков А. Сказочные повести. – М.: Рипол, Аспект 1992. – 608с., ил.

2.Перышкин А.В. Физика. 7кл.: для общеобразоват. учреждений – 11-е изд.,- М.Дрофа, 2006 – 192с.:ил

3. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в худож.лит.:– М.: Просвещение, 1996. – 95с.

4. Импульс. Альманах для учителей, преподающих физику. Выпуск1 «Нетрадиционные уроки» Ассоциация учителей физики 1993г.

Просмотров работы: 23793