Может ли ребёнок выжить в лесу?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Может ли ребёнок выжить в лесу?

Пигалев А.Д. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Перми
Панькова Т.И. 1
1МАОУ «СОШ №25»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Очень многие люди ходят в лес за грибами и ягодами целыми семьями, и порой это может закончиться плачевно. Увлеченному поиском грибов человеку заблудиться довольно просто. И конечно сложно поверить, но ребёнок легко может заблудиться и пропасть в лесу даже, если рядом с ним взрослые люди.

Данная тема является очень актуальной в настоящее время, так как каждый год в лесу теряются дети и не всем посчастливилось выжить. Поэтому я решил изучить данную тему более подробно.

Мы с родителями каждый год ходим в лес за грибами и ягодами, но до настоящего момента я не задумывался, что будет со мной, если я заблужусь.

Цель исследования: получить необходимые знания по основам выживания в экстремальных условиях и доказать, что ребенок способен выжить в лесу.

Задачи исследования:

рассмотреть основной порядок действий если заблудился;

изучить основные правила поведения в лесу;

узнать, насколько осведомлены люди о методах выживания в лесу;

экспериментальным путем испробовать основные методы и выбрать наиболее оптимальные для ребенка;

Предмет исследования: лес

Методы исследования:

Изучение литературы и электронных ресурсов по данной теме.

Анкетирование одноклассников и друзей.

Эксперимент с целью подбора методов и правил, выживания детей в лесу.

Гипотеза: Я предполагаю, что заблудившийся ребенок, может выжить в лесу.

Теоретическая часть

Статистика пропавших в лесу детей

Для начала я нашел данные о пропавших детях Приложение А. Рис 1. и выяснил, что по данным поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» за 2017 год было получено 969 заявок о пропаже детей в лесу и только 772 ребёнка вернулись домой живыми, а 157 детей на тот момент еще не нашли и неизвестно живы ли они. Но 40 детей погибли в лесу и это очень страшная статистика.

Хочу сказать, что поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» был назван в честь пятилетней девочки, которая потерялась в лесу, и которую им не удалось спасти.

Согласно диаграмме Рис.2. Приложение А., из 100% потерявшихся в лесу детей – 4% не выйдут живыми из леса и не увидят своих родных и близких.

Может быть, статистика была бы не такой печальной, если бы потерявшиеся дети знали основные правила выживания в экстремальных условиях.

Поэтому я считаю своим долгом изучить, как можно больше информации выбрать ту, которая может пригодиться ребёнку, когда он потеряется в лесу и, конечно же, поделиться этой информацией с моими знакомыми.

Практическая часть

Опрос и анкетирование

Опрос был проведен среди определенной возрастной группы, а именно среди учеников 3 класса, в количестве 25 человек. Приложение Б. рис 3. С помощью данного анкетирования я хотел выяснить, сколько детей посещает лес и терялись ли они или их родственники в лесу. А так же выяснить, как бы ребята моего класса повели себя в лесу, если заблудились.

По полученным результатам опроса были составлены диаграммы.

Из диаграммы рис.4. Приложение Б. видим, что большая часть детей, а именно 80% ходит в лес за грибами, ягодами, в поход или просто погулять по лесу. И только 20% не бывают в лесу.

Из диаграммы Рис.5. Приложение Б. видим, что из общего числа опрошенных детей двое терялись в лесу и у троих терялись родственники. И это на самом деле очень страшно.

Последним заданием опроса, нужно было выбрать правильный порядок действий, на случай если заблудились в лесу - два неправильных, а один правильный порядок действий.

Согласно Рис. 6. Приложение Б. видим, что большинство, а это 56% (т.е. 14 человек) выбрали неправильный ответ и 12% (т.е. 3 человека) затруднились ответить, следовательно, не знают как правильно себя вести в лесу большая часть – это 17 человек из 25 опрошенных (68%). И это подтверждает, тот факт, что выбранная мной тема очень актуальна.

Применение правил выживания на себе

а). Правило №1. Победить панику

Согласно этому правилу я решил проверить, правда ли обнимая дерево, можно успокоится. Действительно дерево обладает целительными свойствами. Их воздействие может помочь при таких проблемах, как депрессия, плохая концентрация внимания и даже головная боль.

Еще один способ успокоиться это терапия криком. Нужно мысленно собрать все свои негативные эмоции, страх и выкрикнуть с такой силой, как только можете. Сначала голос звучит достаточно низко, но постепенно становится все выше и выше. Наращивайте звук, пока он не превратится в крик: «А-а-а-а-а!» Пусть крик становится все громче, пока не достигнет такой громкости, на которую вы только способны. 

Подтверждаю, что эти два способа эффективны. Сделав это - все мои негативные эмоции, страх и тревога ушли, а я успокоился и ощутил прилив сил.

б). Правило №2. Найти убежище или сделать шалаш

Начинать оборудовать укрытие лучше за светло, так как вечером времени может не хватить и спать будет негде.

Если вам посчастливилось найти пещеру, то она вполне может стать временным пристанищем, но прежде убедитесь, что в ней никто не живёт. В противном случае, вам будет под силу построить собственное убежище:

Шаг 1: Отыщите большую ветвь и прислоните её к дереву.

Шаг 2: Ветки поменьше расположите под углом в 45 градусов по всей длине большой ветви с обеих сторон.

Шаг 3: Покройте сооружение лапником и листвой.

Из огромного количества вариантов этот шалаш, по моему мнению, самый легкий и его может соорудить даже ребенок. Приложение В.. Рис.7.

Не забудьте сделать подстилку из веток, елового лапника, травы и листвы. Потому что, на голой земле ваше тело не отдохнет, будет холодно, особенно утром, а когда встанете, то будите чувствовать себя разбитым и у вас не будет не сил, не желания бороться за свою жизнь!

в). Правило №3. Найти воду

Следующее правило это найти воду. Если рядом с вами есть естественные источники воды (ручьи, родники, озера, болота) не торопитесь ее пить, помните — никогда не пейте сырую воду не зря ведь в сказке говорилось «Не пей из копытца, козленочком станешь», а поэтому ее нужно прокипятить или продезинфицировать. А как это сделать я вам расскажу. Думаю, что не каждому ребенку под силу развести костер и прокипятить воду, поэтому рассмотрим второй вариант. Это способ когда в воду добавляются различные предметы и растения природного происхождения, но при этом вода не кипятиться, можно назвать природным способом обеззараживания воды. Из растений применяются те, которые являются природными антисептиками и признаны официальной медициной. К ним относятся: ягоды рябины, мох сфагнол, березовый гриб чага, кора ивы, ромашка, зверобой, брусника, кора дуба, ветки можжевельника и чистотел – они являются хорошими антибиотиками для обеззараживания воды. Стоит обратить внимание на чистотел, он содержит йод в своем едком соке желто-оранжевого цвета и способен убивать все известные патогенные микробы. Приложение В. Рис 8.

Если же природных источников воды рядом нет, то можно использовать способ сбора росы и конденсата с деревьев и растений. Если у вас есть с собой полиэтиленовый пакет, то с помощью него можно собрать жидкость с веток деревьев. Приложение Г. Рис. 9 Я просто надел пакет на ветку, завязал его шнурком и подождал несколько часов.

Если идет дождь, то можно использовать любую емкость и большие лопухи Приложение Г. Рис.10 В данном случае я использовал консервную банку, найденную в лесу, поставил в нее лопухи и закрепил колышками. Получилась конструкция похожая на воронку. Капли дождя, попадая на листья, скатывались прямо в банку. Так я набрал дождевую воду, а ее, как правило, можно пить, не очищая.

Данное правило у меня тоже получилось выполнить, значит, будем двигаться дальше.

г). Правило №4. Найти еду

Следующее по списку у нас стоит поиск еды. На самом деле в лесу полно всякой еды и если вдруг заблудишься, то с голоду точно не умрешь. Переходя на подножный корм, нужно понимать, что в лесу вы употребляете в пищу немытые продукты, чаще всего термически необработанные, и случиться может всякое. А если помнить, что человек в течение трех недель может вообще не есть, то иногда голодать гораздо полезнее для здоровья, чем есть все подряд. Заработать дизентерию, питаясь в лесу, очень легко.

Но, чтобы выяснить может ли ребенок выжить в лесу, я разобрал эту тему более подробно. Выяснил, что можно, а что нельзя есть. Для этого эксперимента мне нужно было попробовать еду, большую часть которой я даже не предполагал, что ее можно есть. Рассмотрим нашу предполагаемую еду:

Трава. Можно есть сныть (листья и семена), мокрицу, листья одуванчика и молодой крапивы, семена и листья подорожника. Листья пастушьей сумки, цветки и листья мать-и-мачихи, клевер.

Кислица (заячья капуста). В бесснежный период, когда только появляются первые листья, в лесу уже есть кислица Это трех-, реже четырехлистные травинки, похожие по вкусу на щавель, но значительно нежнее. Она богата витамином С, яблочной и фолиевой кислотой. Ее можно есть сырой и из нее можно варить щи. Это вкусно, полезно, и от кислицы точно не заболеешь. Приложение Д. Рис. 11

Берёзовый сок. Чтобы добыть берёзовый сок, нужно найти дерево диаметром примерно 35 сантиметров. Проковырять отверстие глубиной 10 —15 сантиметров этого будет вполне достаточно, чтобы насобирать пять литров сока. Берёзовый сок — это чистейшая фильтрованная вода с глюкозой, которой даже можно промывать раны.

У берёзы, кроме сока, можно употреблять почки и молодые листья.  Приложение Д. Рис.12.

КорниМожно кушать корни лопуха, Иван-чая и корни рогоза. Приложение Д. Рис.13.

Рогоз — это растение который мы привыкли называть камышом. По вкусу они практически не отличаются от картошки, их можно есть сырыми, варить и печь. Вкус, как у печеной картошки — вкусная и полезная штука. Этот корень помог выжить многим партизанам в Великую Отечественную войну. Корень рогоза едят практически все профессиональные охотники.

Корни лопуха тоже съедобны, могут только иногда чуть горчить.

Свежие корни Иван - чая можно употреблять в сыром или вареном виде вместо спаржи или капусты.

Хвоя. Можно есть молодые хвойные веточки, это очень полезно. В небольших количествах хвойные веточки полезны, вкусны, хорошо утоляют голод и полны витаминов.  Приложение Е. Рис.14.

Ягоды. В середине и конце лета в лесу появляются разнообразные грибы и ягоды, поэтому заблудиться лучше всего в августе. В середине лета в лесу есть земляника, малина, морошка, ближе к осени — черника, брусника, клюква; все это источники сахара и питательных веществ, и есть их можно в неограниченных количествах. Но важно помнить, что брусника и клюква — мочегонные ягоды. К осени еще появляется рябина, тоже хорошая и питательная ягода. Приложение Е. Рис.15

Правда, с ягодами надо быть осторожнее, и есть только знакомые. И помнить, что некоторые ягоды друг на друга похожи и среди них могут быть ядовитые.

Если вы чувствуете, что растительная пища недостаточно калорийна для преодоления трудного пути, то возможно приготовление белковой питательной пищи. Белковой пищей лес богат: Приложение Ж. Рис.16.

яйца диких птиц, найденные в гнездах;

дождевые черви — вымачивание их в проточной воде и дальнейшая варка позволяет сделать червей ценной и безопасной для человека пищей;

кузнечики - вкусны и напоминают креветок. Их можно есть в сыром виде, но для этого придется собраться с духом. Сырую саранчу надо есть быстро, чтобы она не успела оцарапать;

Муравьи. Можно раскопать муравейник и поесть куколок. Это не противное блюдо, при правильном отборе выглядит как кислая рисовая каша. Муравьи тоже съедобны. Сырые муравьи — это еда для сильных духом. Они противные, шевелятся, кусают за язык и губы. Это больно, но полезно, в муравьях содержится муравьиная кислота;

Мокрицы, которые сидят под пнями и досками, тоже съедобны. Они только кажутся противными, на самом деле — это равноногие раки, поэтому, когда их опускаешь в горячую воду, они так же краснеют и у них тоже есть раковая шейка, только очень маленькая;

Рыба; Если рядом есть водоём, то, скорее всего в нем водиться рыба. Есть такая маленькая рыбка, называется верховодка, она получила такое название из-за того, что она плавает по верху воды. А поймать ее можно так: подготовьте самодельный сачок и горсть сухой земли. Земля нужна для того, чтобы подманить рыбу поближе, потому, что бросив землю в воду, она создает мутное облако и рыба думает, что там есть что-то вкусное и подплывает близко. Затем резким движением вы черпаете воду вместе с рыбками. Вот вам и белковая еда. Как сделать сачок вы можете прочитать в главе «Что можно сделать своими руками?»

Лягушки (на вкус похожи на курицу, необходимо снять кожу и обжарить на огне).

Гусеницы, жуки, пауки.

Также в лесу можно употреблять в пищу, грибы, но только в том случае, если вы точно уверены, что они не ядовиты. Из всех существующих съедобных и условно-съедобных хотелось бы рассказать о таком грибе, как сыроежка, то есть его можно есть сырым. Этот вид грибов, называетсясыроежка буреющая, ароматная, пурпурная, или селедочная. Приложение Ж. Рис.17.

Но, как правило, дети плохо разбираются в грибах, поэтому их лучше исключить из нашего списка.

Не стоит впадать в уныние, если в первый день вы не раздобудете еду.

После тщательного изучения и попробовав еду на вкус, я смог составить таблицу. Приложение З. Рис.18.

Из графиков видно, что хоть я и не смог попробовать всю белковую пищу, но она является намного сытнее, чем растительная. Так, что решать вам, если такое случиться, вы попали в беду и шанс на выживание у вас минимальный, то думаю стоить преодолеть брезгливость и ввести в свой рацион лягушек и гусениц. Это нужно вам, чтобы остаться в живых.

д). Правило№5. Развести огонь

Хоть ребенок без спичек не сможет развести костёр, но всё же нужно рассмотреть эту тему, вдруг у ребенка получится.

Итак, сначала рассмотрим несколько вариантов розжига костра, какие бывают виды, а затем определимся для какой цели.

Прежде всего, нам понадобится материал для горения – хворост, сухой мох, измельченные волокна сухих растений, сухие веточки, кора деревьев.

Способ №1. С помощью линзы. Приложение 8. Рис.14

Такой способ подойдет только в солнечную погоду.

Нужно взять линзу – это может быть: линза из очков; линза из фотоаппарата; линза из бинокля или два донышка от стеклянных бутылок также могут послужить в качестве линзы. Нужно аккуратно сломать две стеклянные бутылки, взять донышки, соединить, и получится лупа.

При помощи линзы постарайтесь сфокусировать солнечные лучи на сухом хворосте. Когда он задымится, интенсивно подуйте на него, обеспечив хороший приток воздуха начинающемуся огню. Затем постепенно можете подкладывать сухие ветки, которые вы подготовили заранее.

Если у вас под рукой не оказалось какой-нибудь линзы, или солнце затянуло густыми тучами, можно воспользоваться следующим способом:

Способ №2. С помощью трения. Приложение 8. Рис.15

Найдите сухую прямую палку, сухую траву или труху от дерева.

Из сухой палки и шнурков от ботинок сделайте лук.

Сделайте небольшое отверстие в сухом дереве.

Затем в отверстие вставляете палку без сучков, в которую продеваете лук и быстро крутите тетиву лука вокруг этой палки. В результате получится порошок-пыль, в котором и появится искра. Затем искру следует перенести на сухую траву или труху от дерева.

Способ №3. С помощью батарейки и фольги. Приложение 8. Рис.16

Необходима батарейка и алюминиевая фольга. Отрезаем тоненький кусочек фольги, подкладываем под него легко воспламеняемый материал, и данную фольгу подключаем к минусу и плюсу батарейки.

Виды костров: Приложение 9. Рис.17

Шалаш. Такой костер требует большого количества дров. Дрова складывают наподобие шалаша или домика. Внизу помещается растопка. На таком костре удобно готовить пищу. Так же его используют для освещения.

Колодец представляет собой четырехугольный костер, сложенный из толстых поленьев. Все внутреннее пространство заполняется хворостом, мелкими дровами, сухой травой и другой растопкой. Иногда, если требуется большой костер, вместо поленьев используют длинные бревна.

Таежный костер выкладывается на уже горящем костре другого вида или реже запаливается самостоятельно. Все поленья таежного лежат параллельно и таким образом греют друг друга плотно прижатые. Костер очень экономичен, дает много тепла и мало дыма. В первую очередь, удобен для обогрева, но и готовить на нем тоже хорошо.

Нодья - три бревна: два укладывают параллельно на землю, сверху - третье бревно, а между ними – колышки из влажной древесины.

Полинезийский костер разводят в яме. Конусообразную яму глубиной до метра вдоль стенок обкладывают бревнами или крупными поленьями. На дне разводят огонь. Такой костер дает много углей. Незаменим в ветреную и дождливую погоду.

Звездный костер используют как для обогрева, так и для приготовления пищи. Его складывают из 5-10-ти крупных бревен до трех метров длиной. Концы бревен складывают вместе на подобие звезды. По мере прогорания поленья двигают к центру.

Пушка или Охотничий на землю или подложку кладут полено, сверху на него краями еще два бревна, с разных сторон. Поджигается в месте соприкосновения поленьев. Горит такой костер от 6 до 8 часов.

Лесная аптечка

В экстремальных ситуациях может возникнуть необходимость в оказании элементарной медицинской помощи. Риск переохладиться или схватить кишечную инфекцию, достаточно высок. Поэтому необходимо знать о простейших природных лекарствах, которые вам могут понадобиться.

При расстройстве желудка, дизентерии, болей в желудке  — чай из дубовой коры, древесный уголь внутрь, черника.

Жаропонижающие средства – пожевать кору ивы (в коре содержится салицин, подобие аспирина), чай из дубовой коры.

Укусы насекомых- обработать ранку соком одуванчика или подорожника.

При простуде поможет чай из листьев малины, брусники, ягоды клюквы, плоды шиповника.

Раны, язвы, трещины — дубовая кора, пепел, смола хвойных деревьев, чай из зверобоя внутрь. Раны надо промыть, приложить лист подорожника, крапивы. Царапину можно обработать соком чистотела, так как в нем содержится йод. Вместо ваты может быть использован мох. Приложение 10. Рис.18

 

Ядовитые растения

Ни в коем случае не рвите первое попавшееся растение для употребления в пищу - многие растения содержат яд.

Вот некоторые из видов ядовитых растений и ягод, опасных для человека. Они опасны тем, что попадая в организм, вызывают отравления, которое может привести к тяжелым заболеваниям или даже смерти.

Бузина – ядовитый травянистый кустарник. Ни в коем случае не употребляйте их в пищу. Даже если вы трогали ягоды руками, то после этого обязательно нужно вымыть их с мылом. Токсичны ягоды и листья.

Волчеягодник (волчья ягода).  Он имеет желтовато-белые цветки, а затем темно-красные ягоды, расположенные на общем стебле. Ядовито всё растение. Коварство этих ядов в том, что даже вовремя оказанное лечение не исключает возможности возникновения впоследствии осложнений. Красивый внешний вид ягод привлекает внимание, но следует знать, что волчья ягода является ядовитым растением. В старину ее соком смазывали копья стрел перед выходом на охоту.

Вороний глаз. Это растение не похоже ни на какое другое. В его верхней части стебля расположен зеленоватый цветок, а ягода черная, с синеватым налетом. Часто плоды вороньего глаза путают с ягодами черники. Всего десять съеденных плодов вороньего глаза могут вызвать летальный исход. Симптомы отравления вороньим глазом аналогичны с симптомами отравления змеиным ядом.

Приложение 10. Рис.19

На самом деле в лесу намного больше опасных растений, но я рассмотрел те, которые мне повстречались, когда я гулял по лесу. И поверьте, что если бы я не знал, что они ядовитые, то обязательно бы их поел. И сами понимаете, что если ребенок, заблудившийся в лесу, наелся этих ягод, и вовремя ему не будет оказана медицинская помощь, то все может закончиться летальным исходом.

Что можно сделать своими руками?

Это зависит от фантазии и умения ребенка, применить свои знания. А сделать можно очень много из подручных средств, нужно просто пофантазировать и подумать про наших далеких предков – первобытных людей. Они же, как то выживали, без столовых приборов, без оружия и без посуды. И так уж получилось, что вы заблудились в лесу и должны из чего-то и как-то попытаться соорудить предметы первой необходимости.

Первое правило, когда вы идете по лесу, то собирайте все, что попадется на глаза. Например: пакеты, жестяные банки, стеклянные бутылки, камни и т.д.

Сачок. Соорудить его не сложно, но придется пожертвовать своей одеждой. У меня была водолазка - она тонкая и хорошо тянется.

Я взял длинную ветку похожую на большую рогатку, очистил ее от маленьких веточек и на конце, где ветка раздваивается надел водолазку, натянул, а рукава завязал на стволе. Получился сачок Приложение 11. Рис.20. Мне даже посчастливилось поймать две рыбки.

Посуда. Я попробовал сделать ее из бересты и с этим заданием я справился. Для этого я взял толстую бересту сделал из нее прямоугольник. При этом белая сторона должна быть внутри тарелки. Края сдвинул и зажал деревянными самодельными прищепками. Такую посуду нельзя использовать на открытом огне, а только на углях. Также она может послужить, как посуда для сбора воды, салатницей и тарелкой для ягод. Приложение 11. Рис.21

Ложка. Ее тоже можно сделать из бересты и самодельной прищепки, которая в дальнейшем послужит ручкой столового прибора. Инструкцию можно посмотреть в Приложении 11. Рис.22

Конечно, делать посуду стоит в самый последний момент, когда вы уже добыли огонь и нашли источники воды и еды.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что выбранная мной тема очень интересная и актуальная в настоящее время. Люди ходили, ходят и будут ходить в лес. А, следовательно, и дальше будут теряться. И нашей задачей не является напугать детей «страшным лесом», а научить, правильному поведению в лесу.Мы считаем, что знать основы выживания для каждого человека обязательно.

Под выживанием следует понимать ­ активные действия, которые направлены на сохранение здоровья и жизни человека.

Ребенок должен знать, что, если он заблудился, нужно немедленно остановиться. Он должен четко понимать: не он ищет взрослых, а взрослые — его.

В нашей работе были рассмотрены основные вопросы и были получены необходимые знания и навыки по основам выживания в экстремальных условиях. На собственном опыте был выбран идеальный порядок действий для ребёнка, попавшего в беду.

Выяснили, что, не смотря на огромное количество фильмов и передач по этой теме, большая часть моих одноклассников выбрали неправильный порядок действий.

Мне пришлось пройти через много, поесть подножный корм, научиться делать предметы из подручных средств и на основе полученных данных составить методичку проверенных инструкций для выживания ребенка в лесу.

Мы считаем, что наша гипотеза доказана, заблудившийся ребенок, может выжить в лесу, но при условии выбора правильных действий и методов.

Список использованных источников

Акимова Е. Еда «Что есть в лесу, если заблудился» [Электронный ресурс]// https://eda.ru/media/opit/chto-est-v-lesu-esli-zabludilsya

Воробьева И. «История Лизы Фомкиной»[Электронный ресурс]// https://pikabu.ru/story/istoriya_lizyi_fomkinoy_5026892

Лиза Алерт сайт поисково-спасательного отряда [Электронный ресурс]//https://lizaalert.org

ХабароведЪ форум «Всё о кострах»[Электронный ресурс]// http://habaroved.net/forum/81-133-1

Я выживу! «Самодельная посуда в лесу» [Электронный ресурс]// http://i-survive.ru/samodelnaya-posuda.html

Приложение А. Статистика пропавших в лесу детей.

Рис. 1 – Статистика данных потерявшихся в лесу детей по данным «Лиза Алерт» за 2017 год

Рис. 2 – Статистика пропавших в лесу детей в %.

Приложение Б.Опрос и анкетирование.

Рис 3. – Анкетирование 3 «в» класса.

Рис.4. – Результаты анкетирования детей на посещение леса.

Рис.5 – Статистические данные потерявшихся в лесу детей и их родственников.

Рис.6 – Знание детей о правильном порядке действий в лесу.

Приложение В. Природные антисептики.

Рис.7 – Постройка шалаша.

 

Брусника Можжевельник Зверобой.............

Рябина Мох Гриб чага...... ... .......

Ива Ромашка.....

 

Чистотел...........................

Рис 8. - Природные антисептики.

Приложение Г .Способы сбора воды.

Рис. 9 - Сбор воды с помощью пакета.

Рис. 10 - Сбор воды с помощью лопухов и банки.

Приложение Д. Растительная пища «трава».

Рис. 11. – Сныть, мокрица, семена подорожника, кислица (заячья капуста)

Рис. 12 – Берёзовый сок, почки и листья

 

ЛОПУХ

РОГОЗ

ИВАН – ЧАЙ

ВЕРШКИ КОРЕШКИ

ВЕРШКИ КОРЕШКИ

Рис. 13 – Съедобные корни растений

Приложение Е. Растительная пища «ягоды».

Рис. 14 – Молодые хвойные веточки

 

Рябина

Клюква

Черника

Брусника

Малина

Земляника

Шиповник

Рис. 15 – Растительная пища (ягоды)

Приложение Ж. Белковая пища.

 

Яйца птиц Дождевые черви Саранча.....

Муравьи и личинки муравьев Лягушка

 

Мокрица

Рыба верховодка (Уклейка)

 
 

Рис. 16 – Белковая пища

Рис. 17 – Гриб сыроежка.

Приложение 3. Оценка вкусовых качеств продуктов.

НАЗВАНИЕ

ВКУСОВЫЕ КАЧЕСТВА

НАСЫЩЕНИЕ

Растительная пища

Березовый сок

4

2

Березовые почки

3

3

Березовые листочки

3

2

Грибы

4

4

Земляника

5

3

Иван-чай (корень)

3

3

Кислица

4

3

Лопух (корень)

3

3

Малина

5

3

Мокрица

3

2

Подорожник (семена)

2

4

Рябина

3

4

Сныть

2

2

Хвойные веточки

3

4

Шиповник

4

2

Белковая пища

Гусеницы

-

-

Кузнечики

-

-

Лягушки

-

-

Мокрицы

-

-

Муравьи

4

3

Муравьиные личинки

3

4

Рыба

5

5

Черви

-

-

Яйца птиц

4

5

Рис. 18 – Оценка вкусовых качеств основных продуктов от 1 до 5 баллов.

Растительная пища Белковая пища

Рис. 19 – Оценка растительной и белковой пищи по пятибалльной шкале.

Приложение И. Разведение костра.

Рис. 20 – Розжиг костра с помощью линзы.

Рис. 21 – Розжиг костра с помощью трения.

Рис. 22 - Розжиг костра с помощью батарейки и фольги

Приложение К.Виды костров.

 

«Пушка»

Рис. 23 – Виды костров.

Приложение Л. Лечебные и ядовитые растения.

 

Кора дуба Древесный уголь Кора ивы Черника.......

Одуванчик Подорожник Листья малины Клюква..........

Рис. 24. – Лесная аптечка

 

Бузина Волчеягодник Вороний глаз...(волчья ягода) (волчья ягода).......... ........................

Рис. 25 – Ядовитые растения

Приложение М. Поделки из подручных средств.

Рис.26 - Сачок из подручных средств

Рис.27 – Посуда из бересты

Рис. 28 – Ложка из бересты

Просмотров работы: 1581