Геолог - ответственность за будущее!

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геолог - ответственность за будущее!

Леонова М.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Реутов, Московская область
Боровкова Л.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Реутов, Московская область
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Цель данной работы «Геолог: ответственность за будущее!» показать, как профессия геолога сочетает в себе увлекательную, любимую и очень необходимую стране и планете профессию, дает возможность для новых исследований и позволяет быть востребованным специалистом в будущем.

В процессе были исследованы возможности нашего региона на предмет получения профильного образования и возможностей применения полученных знаний. Рассмотрены качества, развивать которые необходимо уже в детском возрасте для овладения профессией в будущем. Представлена коллекция минералов, горных пород и окаменелостей которую я начала собирать, рассказ о свойствах одного из минералов, продемонстрированы методы исследования, в том числе микроскопические исследования окаменелостей, изготовлены модели кристаллической решетки и кристаллов кварца(цитрина).

2. Человек – геологическая сила: возможности и ответственность.

Человечество все активней осваивает и использует ресурсы нашей планеты.

Сегодня без добычи и переработки полезных ископаемых нельзя представить жизнедеятельность человека.

Среднегодовое извержение лав на суше и в океанах, снос с поверхности земли горных пород составляет примерно 90 куб. км. в год. Эти цифры покажутся удивительными, но сейчас человек перемещает 100 км. куб. горных пород в год. То есть больше, чем все природные силы планеты. Именно за последние сто лет научно-технический прогресс позволил человечеству масштабом и значением геологического воздействия сравниться с природными силами планеты.

Богатство любой страны – ее граждане и ее природные ресурсы.

Россия – держава, имеющая огромные минерально-сырьевые запасы. Она занимает лидирующую позицию по запасам алмазов, угля, металлических руд, золота, нефти.

Для того чтобы успешно и рационально использовать ресурсы, нашей стране необходимы высококвалифицированные специалисты на всех этапах разведки, добычи, переработки и транспортировки богатств наших недр.

Но процесс добычи имеет и обратную сторону. Нашей планете нанесен огромный ущерб из-за нерациональной добычи и переработки природных ресурсов. И горнодобывающая, нефтегазовая отрасли внесли свой немалый вклад в этот процесс.

Поэтому современная геология в составе других наук призвана сделать процесс добычи и переработки полезных ископаемых экономически и социально обоснованным и экологически безопасным.

3. Кто такой геолог, и как им стать.

Геолог это специалист, который изучает участки Земли, на предмет содержания в них полезных ископаемых.

Его обязанность – поиск и разведка месторождений полезных ископаемых, оценка и обоснование возможности их рационального использования.

Геологом нельзя стать, не получив высшее образование в профильном ВУЗе, ведь профессия предполагает очень высокий уровень образования и развития и знание не только геологии, но и географии, картографии, химии, физики, астрономии, биологии, экологии, экономики, современных технологий, навыки инженера и многое другое.

Как известно, в природе не может быть двух одинаковых месторождений. Именно поэтому геологам часто приходится проводить новые научные исследования.

В обязанности геолога входит:

-Участвовать в экспедициях.

-Составлять карты, планы и описания участков.

-Проводить лабораторный анализ образцов минералов.

-Помогать в строительстве шахт, нефтедобывающих скважин, карьеров и т.п.

-Проводить оценочные исследования экономической выгоды и экологической безопасности добычи ископаемых на конкретном участке.

Профессия геолога подразумевает работу «в поле». То есть придется очень много ездить по дальним краям и жить под звездным небом. Это возможность прикоснуться к прекрасному миру минералов и горных пород, каждый из которых хранит в себе не только красоту и пользу, но и историю нашей планеты. Для человека, который любит, ценит и уважает природу, это обстоятельство является большим плюсом в профессии геолога.

В московском регионе создана уникальная возможность для получения высококачественного профильного образования по специальности «геолог».

Вот основные ВУЗы Москвы, где возможно получить профессию геолога:

- национальный технологический университет МИСиС

(Горный институт)

- Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

(Факультет геологии и геофизики нефти и газа)

- Российский государственный геологоразведочный университет МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

- Геологический Факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

А базовое среднее образование по специальности геолог можно получить в Московской области в Московском геологоразведочном техникуме.

Получив специальность геолога, можно найти интересную и нужную высокооплачиваемую работу даже без опыта, сразу после окончания института. Ведь сейчас это очень востребованная профессия.

Геолог необходим:

- В геологоразведочных компаниях

- На предприятиях по добыче, переработке и транспортировки нефти и газа

- На предприятиях по добыче и переработке полезных ископаемых, рудных и нерудных, горно-химического сырья

- В научно-исследовательских институтах

- И, я уверена, в ближайшем будущем будут разрабатываться ресурсы с поверхностей космических объектов, и здесь тоже будут востребованы геологи.

Я готовлюсь поступать в Российский государственный геологоразведочный университет МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе и работать в геологоразведочных партиях. Конечно, космическая геология меня тоже очень привлекает!

4. Готовься к профессии с детства.

Я понимаю, что для того, чтобы поступить и успешно учиться в таких ВУЗах, необходимо начинать готовится к этому уже сейчас. Мне с раннего детства прививают интерес и любовь к естественным наукам.

Я часто бываю в естественнонаучных музеях:

-Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН

- Палеонтологическом музее им.Ю. А.Орлова РАН

- Государственном Дарвиновском музее

-Минералогическом музее имени А. Е. Ферсмана РАН

-Слушаю лекции в Московском Планетарии.

Именно посещение этих музеев, просмотр экспозиций, участие в экскурсиях-квестах, занятиях, проводимых замечательными сотрудниками музеев, позволило мне определиться с выбором будущей профессии. Увидеть в профессии геолога широкую возможность для новых открытий, свершений, служения обществу.

Великий ученый, мыслитель Владимир Иванович Вернадский, имя которого носит Государственный Геологический музей, в своих работах о биосфере и ноосфере писал о необходимости личной ответственности каждого за будущее нашей планеты.

Поэтому под руководством моего классного руководителя я постаралась внести и свой пусть очень маленький, но вклад в этот процесс. Мы подготовили проект под названием «Экология – больше, чем наука». В нем мы показали, что экология – это обязательный образ жизни для нашего поколения, остановились на основных проблемах и предложили способы сохранения и заботы об окружающей среде, доступные даже ребенку! Рассказали о понятии экологической культуры. А самое главное – все идеи и предложения были воплощены в жизнь! Теперь это наш образ жизни!

Будущий геолог не только должен обладать любознательностью, любовью к природе, к естественным и точным наукам, эрудицией, быть целеустремленным и не бояться трудностей. Работа геолога требует крепкого здоровья, выносливости, поэтому занятия спортом обязательны для будущего геолога.

Я занимаюсь художественной гимнастикой, участвую в спортивных сборах, хожу в походы с родителями и друзьями, провожу много времени на природе. Именно во время своих путешествий я и начала собирать свою небольшую коллекцию.

5. Методы исследования. Практическая работа.

Геологическая коллекция.

Палеонтологическая коллекция.

После того, как образец найден, необходимо определить, что это за минерал или горная порода.

Вот основные диагностические признаки минералов:

1.Твердость, определяется по шкале Мооса (Приложение№1); 2. Цвет минерала

3. Цвет черты (определяется с помощью специальных фарфоровых бисквитов);

4. Блеск; 5. Спайность; 6.Излом; 7.Агрегатное состояние; 8. Реакция с кислотой

Я выбрала один из минералов, найденных мною, и провела диагностическое исследование, в результате которого был определен минерал

Это кварц, который каждый может найти в нашем регионе, такой обычный и такой необыкновенный минерал!

Название этого минерала произошло от немецкого слова «Quarz» - твердый.

Представляемая в проекте кварцевая щетка найдена мною в Касимовском районе Рязанской области в деревне Елатьма на берегу реки Ока.

Кварц один из самых распространенных минералов в земной коре.

Его свободное содержание в земной коре 12%, а в общей сложности 60%. И даже в крови человека есть небольшое содержание кремнезема!

Химическая формула: SiO2 (диоксид кремния).

Обычны кристаллы в виде шестигранной призмы.

У кварца огромное количество разновидностей. Самый чистый – горный хрусталь. При попадании различных примесей образуются различные по виду и окрасу минералы - разновидности кварца. Минерал – природное тело. Состоит из химических элементов и имеет одинаковую кристаллическую решетку в любом месте.

У меня в коллекции есть такие кварцы как аметист, горный хрусталь, халцедон, агат.

аметист халцедон агат

модель кристаллов цитрина (разновидность кварца)

кристаллическая решетка кварца (SiO2)

Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре, в электронных приборах, в стекольной и керамической промышленности, для изготовления ювелирных изделий и еще много где.

Определение палеонтологических образцов.

(с использованием цифрового микроскопа).

Мезозой. Юра, мел.

Образец найден мною в русле реки Городни, Битцевский парк, Москва

Образцы найдены мною на левом берегу реки Оки (г. Елатьма, Рязанская область)

Ракушечник. Образец найден мною на левом берегу реки Оки (г. Елатьма, Рязанская область)

5.Кто и зачем выбирает профессию геолога.

Геолог - профессия тех, для кого главное - быть полезным членом общества, вносить свой вклад в развитие и процветания Родины, заботиться о сохранении родной планеты!

6. Список литературы и используемых материалов.

1. Ананьева Л.Г., «Определитель минералов и горных пород», из-во Томского политехнического университета, 2017-81 стр.

2. Буггиш Вернер и Буггиш Кристиан, «Минералы и камни», ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007 – 48 стр.

3. Гаврилов В.П., «Путешествия в прошлое земли», из-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005 – 184 стр.

4. Корсунская В.М., Верзилин Н.М., «В.И. Вернадский», из-во «Детская литература», 1982 – 95 стр.

5. Лефевр Пьер «Детская энциклопедия Махаон, Горы», ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014 -125 стр.

6.Наугольных С.В. «Палеонтология Москвы и Подмосковья», ФГУП Издательство «Наука», 2017 – 157 стр.

7. Наумов Г.Б., «Биосфера, в которой мы живем», on-line лекция,

размещенная в медиа пространстве Межвузовского Академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. (c-nav.ru/) - 43 мин.

8. «Справочник для поступающих в вузы Москвы и Московской области, 2017-2018»,сост. Федоров С.А., из-во «АСТ» 2017г. – 320 стр.

Приложение 1.

Шкала твердости минералов Мооса.

твердость

эталонный минерал

шкалы

Фото эталонного

минерала

обрабатываемость

минералы с аналогичной

твердостью

1

тальк

 

крошится

в руках

графит

2

гипс

 

царапается

ногтем

галит

хлорит

слюда

3

кальцит

 

царапается

медной монетой

биотит

золото

серебро

4

флюорит

 

легко царапается ножом, стеклом

доломит

сфалерит

5

апатит

 

царапается напильником

гематит

лазурит

6

ортоклаз

 

царапается напильником

опал

рутил

7

кварц

 

поддается обработке

алмазом,

царапает стекло

гранат

турмалин

8

топаз

 

поддается обработке

алмазом, царапает стекло

берилл

шпинель

аквамарин

9

корунд

 

поддается обработке

алмазом,

царапает стекло

сапфир

рубин

10

алмаз

 

режет стекло

-

Просмотров работы: 384