Угроза окружающий среды для питания растений

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Угроза окружающий среды для питания растений

Андриенкова З.С. 1
1МАОУ Гимназия № 3 г. Южно-Сахалинска
Працко Н.Н. 1
1МАОУ Гимназия № 3 г. Южно-Сахалинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как часто мы восхищаемся красотой природы, окружающей нас?

Деревья, цветы, пестрые луга, рощи, сады – это доступная всем красота, которую мы постоянно наблюдаем по дороге со школы домой, гуляя в парке, сквере, выезжая на природу или в отпуск.

В последние десятилетия в связи с бурным развитием техники и промышленных производств окружающая нас среда оказывается в той или иной степени подвержена влиянию человечества. Живые организмы подвергаются влиянию технологического развития, происходящего на Земле. Особенно подвергается негативному влиянию живая среда возле токсичных производств. Растения, грибы, растущие рядом с такими производствами, поглощают через загрязненную почву всевозможные ядовитые вещества и становятся непригодными (ядовитыми) к использованию их в пищу людьми, животными, насекомыми.

Учитывая актуальность вопроса защиты окружающей среды, определена цель исследовательской работы – это формирование бережного отношения к природе через знания о строении клеточной оболочки и механизма питания растения.

Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:

- изучение строения и свойств клеточной оболочки растений;

- поиск доказательств того, что клеточная оболочка проницаема путем проведения доступного эксперимента;

- изучение понятия важнейшего процесса жизнедеятельности растения -корневое давление;

- проведение доступных экспериментов, подтверждающих передвижение воды в листья и плоды растений из почвы.

Перед началом исследования была выдвинута гипотеза – клетки корней растений, поглощают воду из почвы с ядовитыми веществами и обеспечивают ее передвижение в стебель, листья и плоды растений.

Таким образом, объект исследования настоящей работы растение.

Предмет исследования - движение воды в растении.

Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части изучены вопросы определяющие факторы, участвующие в подъеме воды растением.

В практической части использован опытно-экспериментальный метод исследования, по результатам которого сделаны соответствующие выводы.

Практическое применение данной работы можно предложить для проведения содержательного классного часа.

Методы исследования, которые использованы в работе:

Теоретические (изучение научной литературы, поиск информации в сети интернет);

Опытно - экспериментальные (проведение экспериментов, наблюдение);

Заключительно - обобщающие (обобщение результатов, выводы и рекомендации по применению полученных знаний на практике).

Что же такое экология?

Экология - наука, изучающая связи живых организмов со средой обитания. Слово «экология» впервые предложил немецкий ученный Э. Геккель в 1886 году, оно состоит от греческих слов oikos – жилище, местопребывание и logos – наука.

В ХХ веке произошел значительный скачок производства и развития человеческой деятельности, в результате чего появились промышленные заводы и фабрики, которые стали выпускать технические средства, облегчающие жизнь всем людям.

Однако, значительный комфорт стал причиной негативных последствий, которые сказались на природных ресурсах и на всем биологическом сообществе на Земле.

Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают в воздух планеты тонны пыли и частиц вредных отравляющих веществ. И эти вещества оседают на почву, поглощаются водами, проникают глубоко в земляной покров.

Минимизировать негативные последствия таких производств и помогает экология.

Бережное отношение к окружающей среде является самым главным способом сохранения природы, а также здоровья всего живого – растений, животных, людей.

Чтобы понять взаимоотношения живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой необходимо первостепенно понять их строение.

Строение клеточной оболочки.

Все живое состоит из клеток.

Клетка – это элементарная единица живого, которая представляет собой систему сложных молекул, основа организации растений и животных. Например, даже не вооружённым глазом можно увидеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок – это и есть клетки. Клетки -мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов, в том числе и растительных.

Растительная клетка отличается от животной тем, что имеет плотную оболочку, покрывающую внутреннее содержимое со всех сторон – клеточную оболочку (рис. 1).

 

Клеточная оболочка

Рисунок 1

Клеточная оболочка растений, клеточная стенка, структурное образование, придающее прочность клетки, сохраняющее её форму и защищающее внутреннее содержимое. Основой клеточной оболочки являются молекулы целлюлозы, образующие каркас. Целлюлоза придает растениям необходимую прочность и эластичность и является как бы их скелетом. Она нерастворима в воде, при этом способна впитывать жидкость в поры своей поверхности. Переплетенные волокна целлюлозы составляют основу бумаги.

Поступление вредных веществ в клетку растения. Практическое исследование.

Проведя доступный эксперимент можно понять каким образом ядовитые вещества поступают в клетку растений. Исследование представлено на модели поглощения клеткой веществ из жидкости.

В опыте использованы:

1) пергамент и картофельный крахмал – «клетка»;

2) вода;

3) йод – «ядовитые вещества».

Учитывая то, что пищевой пергамент состоит из переплетенных волокон целлюлозы, в исследовании он будет представлен в качестве клеточной оболочки клетки растения.

Создаем из пергамента и крахмала модель клетки растения (складываем кулек и засыпаем в него крахмал).

В воду добавляем капли йода до получения окраски цвета чайной заварки.

Рисунок 2 Рисунок 3

Опускаем модель клетки в раствор. Через несколько минут содержимое пергаментного мешочка становится синим. Цвет раствора не изменился.

Таким образом, доказана проницаемость клеточной оболочки. При этом, более жидкие растворы проникают в более концентрированные, а не наоборот.

Детальное проведение эксперимента представлено в Приложение 1.

Механизм и понятие корневого давления

Если корни растений поглощают воду, то как она поднимается к кронам 10 метровых деревьев и выше? Можно ли увидеть, как растения «пьют» воду?

Растения имеют разветвленную корневую систему. Корень – один из основных органов растения. Через корень растение поглощает из почвы воду. Вода, попадающая в корень из почвы, содержит минеральные соли, которые являются жизненно-необходимыми для жизнедеятельности растений.

В клетке растений имеется клеточный «сок». Жидкости имеют свойство перемешиваться. Но клеточный «сок» по своей природе имеет более насыщенную концентрацию. В раннее проведенном исследовании показана проницаемость клеточной оболочки и доказано, что более жидкие растворы проникают в более концентрированные.

В качестве примера можно привести сахарный сироп, налитый в стакан поверх воды. Сироп смешивается с водой и проникает внутрь хорошо заметными струйками.

Таким же образом происходит и перемешивание раствора из почвы и клеточного «сока». Раствор из почвы, проникая в клетку корня, давит на уже имеющейся клеточный «сок» и выталкивает смешанный раствор в другую клетку.

Почвенные растворы передвигаются постепенно из клетки в клетку пока не поступят в сосуды древесины корня, а затем и стебля, листьев, цветов, плодов.

Весь этот сложный процесс и называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, которая вызывает одностороннюю подачу влаги от корней растения к его стеблям.

Поглощение корнем воды и передвижение ее в стебель растения. Практические исследование.

В целях подтверждения гипотезы исследования проведено практическое исследование, доказывающее, что корни растений не только поглощают воду, но и обеспечивают ее передвижение в стебель.

Исследование проведено в домашних условиях на растениях Бегонии и Солануме (Приложение 2).

У растений срезали побеги. На «пеньки» надели пластмассовые трубочки. Чтобы трубка не упала ее герметично закрепили пластилином. После растения обильно поливались теплой водой.

В течение всего опыта поддерживалась нормальная влажность почвы. Подъем жидкости в трубке стал заметен через 5 часов. Чем тоньше трубка, тем больше высота подъема при всех равных условиях. Жидкость удерживалась в трубке 5 дней.

Кроме того, в целях подтверждения того, что вода продвигается по стеблю растения проведен эксперимент по окрашиванию срезанного цветка.

В подкрашенную красным фломастером воду поставили светло розовый тюльпан. На следующий день лепестки цветка окрасились в ярко розовый цвет (Приложение 3).

Для более доступного и быстрого подтверждения механизма корневого давления проведен дополнительный опыт с фильтрованной бумагой.

На полоске фильтрованной бумаги нарисованы линии. Фильтрованная бумага состоит из целлюлозы – природного материала растений. Бумага опускается в стакан, который на ¼ заполнен обычной водой.

В итоге вода поднимается вверх по бумаге, нарисованные линии расплываются (Приложение 4).

Заключение

В будущем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В связи с ростом выброса вредных элементов в атмосферу проблемы экологии ставятся на одно из первых мест.

Возле токсичных производств, таких как металлургические и бетонные заводы, объектов химической промышленности, растения в большей степени подвержены негативному влиянию создаваемой человеком окружающей среды. Клеточная оболочка клетки растений является защитой и барьером, вместе с тем у нее есть и транспортная функция, то есть она может пропускать вещества из внешней среды.

Корни растений, поглощая воду с ядовитыми веществами, обеспечивают ее передвижение в стебель.

Стебель также является связующим звеном между корневой системой. Через него вода вместе поступает к листьям и цветам. Проводящие ткани стебля, листьев и корня составляют единую систему, обеспечивающую передвижение веществ, в том числе и ядовитых, в организме растений.

Гипотеза подтвердилась.

В целях минимизации негативного влияния на природу, животных и растений деятельности промышленных производств на фабриках и заводах работают экологи, которые занимаются анализом ситуации и разработкой мер  для уменьшения существующего и возможного вреда природе.

Что еще раз подтверждает, что очень важно изучать экологию, а особенно биологию и клеточное строение организмов!

Экология помогает решать важные вопросы взаимоотношений растений, животных, людей и их влияние друг на друга и на окружающую среду.

Список литературы

1. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/А.В. Бинас [и др.] - М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

2. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 512 с., ил.

3.   Гуревич, А. Е. Исаев Д. А., Понтак Л. С. Естествознание. Физика. Химия. Введение в естественно-научные предметы. 5-6 классы. Методическое пособие. Вертикаль/А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак. – М.: Дрофа, 2015. – 96 с. 

4.     Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2013. - 144 c.

5. Плешаков А.А. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014

6. Роганин, А.Н. Современный справочник школьника. 5-11 классы. Все предметы / А.Н.Роганин, К.Э. Немченко, И.В. Лысикова. - М.: Эксмо, 2016. - 480 c.

7. Химия: Справ. материалы. Учеб. пособие для учащихся/Ю.Д. Третьяков [ и др.] – М.: Просвещение, 1984.- 239 с., ил.

8. Энциклопедический словарь юного биолога/Сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с., ил.

9. Я познаю мир: Дет. энцикл./Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 442 с., ил.

Приложение № 1

Практическое исследование

«Поступление вредных веществ в клетку растения»

 

Готовится йодный раствор, который представлен в модели в качестве загрязненного воздуха, осадков.

 

2. Создается макет клетки растения: в кулек из пергамента засыпается крахмал,

 

3. Кулек скручивается и сверху закрепляется ниткой или маленькой резинкой

 

4. Модель клетки наполовину

опускается в йодный раствор

на 1-2 минуты.

 

5. В результате проникновения через пергамент йодного раствора крахмал приобрел синею окраску.

 

6. При вскрытии кулька отчетливо видно изменение окраски крахмала.

Приложение 2

Эксперимент с домашними растениями

 

Срез побегов на домашних растениях.

Пластмассовые трубочки герметично надеты на «пеньки» растений.

 
 

3. Растения обильно поливаются водой.

4. На второй день эксперимента в трубочках появилась вода, уровень которой постепенно поднимался. На третий день эксперимента вода стала выливаться и трубочки.

   

Приложение 3

Эксперимент со срезанным цветком

 

Лепестки срезанного цветка, поставленного в подкрашенную воду, меняют свой цвет.

Изменение окраски заметно уже через 3 часа с начала проведения эксперимента.

Через сутки цветок заметно окрашивается в цвет подкрашенной воды.

 
 

Приложение 4

Эксперимент с фильтрованной бумагой

   

Опыт доступно и наглядно демонстрирует движение воды вверх по полоске бумаги.

 
Просмотров работы: 20