Матрешка-наследие русской культуры

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Матрешка-наследие русской культуры

Гревцова Д.Б. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7 (МБОУ гимназия № 7)
Жигунова  Р.Ш. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7 (МБОУ гимназия № 7)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Летом, во время каникул, я с родителями, бывая в других городах России, посещала различные сувенирные лавки и магазины. Всегда интересовалась изделиями прикладного искусства. Вазы, шкатулки, куколки, матрёшки. Матрёшки различных размеров и расцветок выстроились в ряд, приглашая к себе покупателей. Бойко идёт торговля матрёшками среди иностранных туристов. Во время Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу матрёшку приобретали как сувенир из России, чтобы его привезти домой в другую страну. Матрёшка – достояние русской культуры.

Но, что это? На полках среди сувениров я вижу нашу русскую матрёшку с изображением политиков, спортсменов и артистов. Почему начали использовать её в таком амплуа? Уместна ли эксплуатация стереотипа матрёшки для увеличения продаж сувениров?

С этой игрушкой я была уже знакома в детском саду, а когда пошла в школу, то мы ее лепили из пластилина на уроке технологии, рисовали на уроке изобразительного искусства, на уроке литературного чтения, а именно, когда изучали фольклор, заучивали стишки, загадки, пословицы и поговорки и т.д. Матрешка нравится не только детям, но и взрослым. На ней показаны элементы традиционного народного костюма: платок, фартук и сарафан.

Но, почему-то никто раньше не рассказывал о ее происхождении, и кто ее впервые создал.

Цель проекта: привить любовь к наследию русской культуры.

Решив исследовать этот вопрос, я поставила несколько задач:

1. Изучить историю появления матрёшки в России;

2. Выяснить происхождение названия «Матрёшка»;

3. Познакомиться с разнообразием художественных стилей в росписи сувенира;

4. Доказать, что русская Матрёшка – достояние русской культуры.

5. Образ матрёшки в художественной литературе.

Моя цель – защита достояния русской культуры от посягательств со стороны несерьёзных ремесленников, которые используют русскую Матрёшку для сатирического изображения политиков в современной России.

Актуальность исследования заключается в сохранении русской Матрёшки как культурного наследия России.

Методы, которые я буду использовать:

1. Поиск и анализ информации;

2. Метод социологического опроса;

3. Синтез данных.

Введение

Начать работу мне хотелось бы с известных слов Т. Подцветовой:

С осанкой гордой, величавой,

Стоит матрешка - дух Руси.

И взгляд ее направлен прямо.

В ней светят мудрости лучи.

Работа посвящена своеобразному символу России- Матрешке. С этой игрушкой я была уже знакома в детском саду, а когда пошла в школу, то мы ее лепили из пластилина на уроке технологии, рисовали на уроке изобразительного искусства, на уроке литературного чтения, а именно, когда изучали фольклор, заучивали стишки, загадки, пословицы и поговорки и т.д. Матрешка нравится не только детям, но и взрослым. На ней показаны элементы традиционного народного костюма: платок, фартук и сарафан. Но, почему-то никто раньше не рассказывал о ее происхождении, и кто ее впервые создал.

Поэтому мы решили исследовать это в своем проекте, где так звучит наша цель и задачи:

- Когда появилась матрешка;

- Каков образ ее в литературе;

- Развивать познавательный интерес к символу России;

- Познакомить с историей матрешки.

Мы живем в XXI веке, неспокойный век, полное противоречие и тревог, слышим слова на тему «безнравственность», «бездуховность», «насилие». Нынешнее поколение заняты компьютерными играми, которые разрушают психику детей. А все супермаркеты наполнены различными игрушками, изготовленных из ядовитых материалов. Русская душа очень широка, она может и работать и веселиться. А что за веселье без «нормальных» игрушек.

Поэтому нужно вернуть то ремесло, которое мастера изготавливали игрушки из разных материалов: из глины, из дерева, из соломы, из ткани. В русской матрешке отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Глава I. Когда впервые появилась матрешка?

Матрешка в России появилась впервые в конце XIX века, когда кто-то из гостей привез меценату Савве Мамонтову в его село Абрамцево японскую фигурку буддистского святого Фукурумы, которая разделялась на две части. Внутри нее была спрятана фигурка поменьше, таких куколок было пять штук. Первая русская матрешка была выточена по этому образцу в одной из московских игрушечных мастерских. Массовым же производством русской народной куклы занялись умельцы Сергиева-Посада.

Назвали куклу «Матрёшкой» – очень популярно тогда было женское имя – Матрёна (Матрона).Матрёшка стала символом России, потому что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Она добрая посланница этих чувств, живет и в наших современных квартирах, и во многих странах. Но корни её отнюдь не русские. Считается, что матрёшка прибыла в Россию из Японии.

Как же такое случилось?

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Глава II. Несколько видов русской матрешки

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;

семеновский стиль со строгой симметричной росписью;

мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;

полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;

вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

«Загорский» стиль росписи матрёшки.

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный город Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”. Сергиев Посад, расположен в семидесяти трёх километрах от Москвы и обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре.

В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая со временем превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.

Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевом Посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Самой большой популярностью в сюжетах сергиевских кустарей пользовались бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном.

В качестве сюжетов росписи матрёшек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие. В течение десяти с небольшим лет матрёшечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров – матрёшечников объединились в артель «Кустарь-художник», куда вошли все местные мастера. Окончательно же «загорский» стиль росписи матрёшки сложился в 1920 годы, когда на смену подчеркнуто живописной «земской» манере пришел стиль более экономный и близкий к идее С.В. Малютина.

При упоминании о «загорской» матрёшке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Семеновская и мериновская матрёшки.

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрёшки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием «русская матрёшка». Эти матрёшки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании разных прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре Древней Руси. В хохломской росписи сохранён характерный для древнерусского орнамента приём исполнения (свободное кистевое письмо), которое позволяет создавать композиции. Соседство с Хохломой во многом перекликается в росписи семёновской матрёшки.

А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки, пирамиды, погремушки, а девчата и женщины расписывали их цветными полосками и клетками, покрывали светлым лаком. В 1953 году семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрёшка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом.

Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрёшек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске.

Эти матрёшки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет.

Нельзя без восторженной улыбки смотреть на «Ярославских ребят», «Русского парня» и тех же матрёшек, которые чрезмерно расфрантились, да так и застыли в величественной позе, смешные в своей важности. А какое разнообразие забавных и лирических выражений лиц матрёшек! Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, а затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, чёрточки у губ, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, юбку, передник, пририсовывают руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображается букет пышных цветов.

Полховская игрушка.

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Оно расположено в Горьковской области. А вокруг села – леса, поля. Дома стоят в нём очень тесно, прямо как на городских улицах – один к одному. Леса не дают селу расшириться, а трогать лес нельзя, его рубят только в отведённых местах. И за каждым домом в огороде обязательно стоит ещё маленькая избушка – мастерская, по-здешнему – работня.

В поисках образа полховцы пробовали разные приёмы.  Однажды майданцы узнали про выжигательный аппарат и стали активно его применять. С тех пор началась «эра обводки». Выжигать контур рисунка научились в каждом доме. Вскоре его начали заполнять краской, что вполне логично. Прошла пара лет или чуть больше и в Майдане приходят  к выводу, что обводка — это хорошо, но выжигать её долго и переходят на работу с пером и черной тушью. Вот такая, чёрная обводка и осталась в традициях полх-майданской росписи. Правда в наши дни, наверно для скорости и простоты, часто используют черный маркер.

Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветыкрасного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало.

На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками.

Вятская игрушка.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговые расписывать матрёшку начали ещё в 30 годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60 годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой, оригинальный художественно – технологический прием, характерный для изделий этого региона.

Особенностью данного рода куклы является её украшение, и это не только сложные и аккуратные рисунки, но и использование такого материала, как ржаная солома, что клеится поверх краски, создавая неповторимый костюм.

Глава III. Изготовление

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой. Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь.

Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, масляные краски, гуашь.

Глава IV. Музеи

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в мире! – музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве.

В России сразу шесть музеев матрешки: в Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском, Сергиевом Посаде и в Москве.

Матрешку размером с маковое зернышко можно увидеть в Томском музее славянской мифологии. Разглядывать фигурку из кости мамонта придется под микроскопом.

А один из крупнейших музеев Европы — Российский этнографический — проводит мастер-классы по росписи фигурок.

Музей матрёшек и в Нижегородской области собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи – те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее – метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером всего с рисовое зерно!

Глава V. Русская матрешка в литературе

Особенно ярко, по нашему мнению, роль русской матрёшки представлена в тексте Паустовского К.Г. «Толпа на набережной».

Автор, описывая матрёшку, использует изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты: пышного цвета, солнечная нарядная толстушка, соболиные брови, рдеющий румянец; сравнения – маленькая как напёрсток; блестела, как стёклышко.

Поэтому такая яркая игрушка не могла не вызвать восторга и восхищения у простых итальянцев.А также не обошли стороной эту тему современные поэты. (Приложение 1) Немало и сказок про матрешек. (Приложение 3, Приложение 4) Образ русской матрёшки сродни образу русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» – только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселене видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.

Вот и знаменитая русская матрёшка позаимствовала эти наряды у русских красавиц. Это мы видим и в загадках, и в частушках, и других жанрах фольклора. О матрешках сложено немало песен, частушек, загадок. (Приложение 2) Образ веселой матрешки показан в стихотворении «Веселые матрешки»

Мы – веселые матрешки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки!

Заключение

Уже сто лет матрешка занимает важное место в памяти и культуре народа.

За чуть больше, чем 100 лет своей жизни русская матрешка научилась перевоплощаться в кого угодно — от Наполеона до футболистов. Но настоящая матрешка — это все-таки симпатичная девушка в цветастом наряде.

Исследование показало, что матрешка –что в наши дни является сувениром, а не игрушкой. И, хотя идея изготовления кукол, которых можно вставлять одну в другую, пришла в Россию из Японии, матрёшка – русская кукла. В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

Образ русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в наш дом. И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет в наших сердцах и вера в наших умельцев.

Вывод по подразделу:художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен.

Плодородие и изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки. Мне тоже захотелось написать стихи про матрешку...

К Вашему вниманию СИНКВЭЙН:

Матрешка!

Яркая, красивая.

Радует, веселит, украшает.

Как хорошо, что ее придумали.

Милая!

Список использованной литературы

Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.

Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

Электронные ресурсы

Матрешка. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0 - Статья из википедии

Барышня с сюрпризомhttps://www.culture.ru/materials/52302/baryshnya-s-syurprizom статья в интернете

Матрешка:самая русскаяигрушка на свете.- https://theblueprint.ru/culture/matryoshka-nesting-dolls - статья в интрнете

Наталия Толмачёва «Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца». - https://www.proza.ru/2003/06/26-11 - сказки для детей

Приложение №1Паустовский К.Г. «Толпа на набережной».

— Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, — сказала мне моя дочь, — то подари эту матрешку первой же итальянской девочке. Я согласился.До моего отъезда матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрытая лаком и блестела, как стеклянная.В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.

Пароход причалил в Неаполе. Через огромный зал таможни я вышел на мол и ступил на итальянскую землю. Я вышел на набережную. Я не забыл об итальянской девочке и нес матрешку, завернутую в папиросную бумагу.

Никакой девочки я сразу не встретил. Правда, я легко мог пропустить ее потому, что часто останавливался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную. Я заставил себя, наконец, оторваться от зрелища приморских улиц и посмотрел вдоль набережной. Прежде всего у меня потемнело в глазах от плотного солнечного света, потом зарябило от корзин с незнакомыми цветами, выставленными на продажу вдоль мостовой, и, наконец, я увидел ее.
Навстречу мне шла девочка лет десяти с худеньким, бледным лицом и светлыми косами. На ней было старенькое черное платье, протертое на локтях, заштопанные светлые чулки и старые — тоже черные — тапочки. Когда девочка подошла, я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку.

Она увидела матрешку, остановилась и засмеялась, прижав к груди смуглые пальцы. Так люди смеются, когда сбываются их любимые или смешные сны. Я протянул девочке матрешку. ..

Приложение №2Потешки, пестушки, песенки, прибаутки

Загадки о матрёшках

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

Считалки

Шли по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

Мы – веселые сестрицы!

Мы – матрешки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки мы поиграть!

Частушки «Матрешки» (Д. Шигаев)

Мы матрешки, мы матрешки.

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем.

Шесть у нас платочков есть.

Чашек шесть у нас для чая

Приложение № 3Сказки (автор неизвестен)

Сказка «Приключения матрешек в лес».

Жили-были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, а третья малюсенькая — Машенька.

Однажды они пошли гулять в лес и встретили подружек, которые шли с пустыми корзинами.

Матрешки спросили:

−            А вы, что ходили в лес?

−            Да, - ответили подружки.

−            А зачем вы ходили?

−            Мы хотели грибов собрать, а вы зачем идете?

−            По малину, да листочков собрать, чтобы засушить.

−            А можно мы с вами пойдем?

−            Можно, - ответили матрешки, и пошли в лес все вместе.

Они собирали малину и увидели медвежонка. Через некоторое время они снова увидели маленького медвежонка, который лакомился малиной.

−            Давайте возьмем медвежонка с собой домой, я буду с ним играть, - сказала Машенька.

−            Нет, он еще маленький и ему нужна мама, - ответила Саша, и девочки пошли домой.

Сказка «Три матрешки»

Жили - были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, А самая младшенькая - Машенька. Однажды Саша пошла ночью проверить, не взяла ли собачка Жучка ее платок. Ни платка, ни собачки не было. Саша закричала: «Ой, у меня Жучка утащила платок!» Проснулась Даша, она сказала: «Почему ты так кричишь? Спать не даешь!» Она ответила: «У меня Жучка платок утащила!» Затем проснулась Машенька и заревела: «Я спать хочу, а вы меня разбудили!» Дашенька ответила: «А я здесь не при чем». Маша заревела громче Маши и Саши: «Вы все шумите, я слышала!». И тут прибежала Жучка с платком и отдала его матрешкам. Матрешки поняли, что лучше жить в мире и согласии.

Сказка «Приключения матрешек»

Жили – были три матрешки. Старая – Саша, средняя – Даша, а третья малюсенькая – Машенька. Однажды матрешки пошли в лес. Сестры рвали цветы, собирали ягоды. А Машенька все глубже заходила в лес, и забыла дорогу назад. Саша и Даша стали звать и кричать сестренку. На их крик из лесу выбежала лисица. Сестры спросили, не видела ли она Машеньку. Лисица ответила, что не видела и что будет в лесу у зверей про Машеньку спрашивать. А Машенька сильно испугалась, когда поняла что заблудилась, стала плакать и звать на помощь. На ее плач из лесу вышел серый волк. Волк не тронул матрешку, ему стало жалко ее, и волк решил помочь матрешке найти сестер. Он посадил Машеньку себе на спину и побежал из глуши леса. Когда волк выбежал на полянку, то встретил там лису. Лиса увидела Машеньку и рассказала, что ее на опушке леса ждут сестренки. Пробежав через поляну, волк с лисой и Машенькой увидели сестер – матрешек. Так волк с лисой помогли Машеньке и ее сестрам встретиться. С тех пор сестренки – матрешки не расстаются.

Приложение № 4Наталия Толмачёва «Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца»

Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать.

И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений.

Собрал однажды их Фукурума и говорит:

- Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его.

- И нас! И нас возьми! – загалдели родственники.

Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит.
Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные.

Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг.

Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить.

Надо сказать, что кимоно Ваня до тех пор никогда не видел. Чудно ему стало.
- Какие нарядные платья! – воскликнул, - Как на тетке Матрене в большой праздник.
Обратились тогда к Фукуруме родственники:

- Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.

Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь Ваниной тетки матрешками.

Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняю.

       
Просмотров работы: 1774