Проснись зрячим

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проснись зрячим

Пирмамедова Н.И. 1
1МБОУ СОШ с уиоп №8 г.Туймазы
Ахметова Э.Г. 1
1МБОУ СОШ с уиоп №8 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Зрение - важнейший процесс получения и обработки информации. От остроты зрения зависит, насколько качественным будет восприятие и анализ ситуации вокруг человека. К сожалению, на сегодняшний день не все люди , в том числе и дети, могут похвастаться идеальным зрением. Наиболее часто встречаемым нарушением зрения является миопия или близорукость, которая встречается у каждого 3-4-го взрослого жителя России. Наибольшее количество людей с данной патологией глаза регистрируются в Восточной Азии. Например, в Японии около 60% молодых людей к 18 годам имеют ту или иную степень миопии, а в Тайване эти показатели доходят до 84%. В развитых странах Европы и США частота миопии составляет 19 - 42%. В нашей стране по итогам Всероссийской диспансеризации за последние 10 лет заболеваемость детей и подростков близорукостью возросла в 1,5 раза и составила от 26% до 50% среди выпускников школьных учреждений. По другим данным количество школьников с миопией возрастает с 12% в 1-м классе до 55% в 11-м классе.[4] Миопия высокой степени занимает 2-е место в структуре детской инвалидности. По данным ВОЗ к 2020 году около 50% подростков 16 лет будут иметь близорукость. Близорукость является основной причиной снижения зрительных функций в школьном возрасте. Это объясняется увеличением зрительной нагрузки, усложнением школьных программ, внедрением компьютеров. Близорукость детей младшего школьного возраста отличается особенно бурным прогрессированием.

К числу имеющих близорукость относимся я и мой брат. По рекомендации нашего офтальмолога, мой брат начал использовать ночные линзы. Мне стало интересно, что это за линзы, и как они способствуют улучшению зрения.

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире близорукость становится все более часто встречаемой медико-социальной проблемой. Прогрессирование близорукости совпадает с периодом обучения в школе. Применяемая в этих ситуациях очковая и контактная коррекция нередко создает неудобство детям, ведущим активный образ жизни, профессионально занимающимся физкультурой и спортом.

Гипотеза: ортокератологические (ночные) линзы препятствуют прогрессированию миопии.

Цель работы: Исследовать влияние ночных линз на зрение человека.

Задачи:1. Изучить строение глаза и нарушение зрения (миопию);2.Изучить историю создания ночных линз; 3. Выяснить механизм действия ночных линз; 4. Определить преимущества использования ночных линз; 5.Провести опрос и проанализировать полученные данные и сформулировать выводы; 6. Провести беседу со специалистом в области ортокератологии; 7.Провести классный час и ознакомить одноклассников с методами коррекции близорукости.

Объект исследования: ночные линзы.

Предмет исследования: влияние ночных линз на зрение человека.

ГЛАВА I. МИОПИЯ.

1.1. Строение глаза и механизм развития близорукости.

Человеческий глаз - это сложная оптическая система. Его основная задача - «передать» правильное изображение зрительному нерву.

Глаз человека по форме - неправильный шар диаметром примерно 2,5 см. Этот шар называют глазным яблоком. В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. Аппарат, который воспринимает этот свет, находится на задней стенке глазного яблока (изнутри) и называется сетчаткой. Он состоит из нескольких слоев светочувствительных клеток, которые обрабатывают поступающую к ним информацию и отправляют ее в мозг по зрительному нерву. [Приложение 1, рис.1]

Для того, чтобы лучи света, сфокусировались на сетчатке, они должны претерпеть преломление. Для этого в глазном яблоке есть естественная двояковыпуклая линза - хрусталик. Он находится в передней части глазного яблока.

Хрусталик способен менять свою кривизну. Делает это он с помощью специальной цилиарной мышцы. Чтобы настроиться на видение близко расположенных объектов, хрусталик увеличивает кривизну, становится более выпуклым и сильнее преломляет свет. Для видения удалённых предметов хрусталик становится более плоским. Свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется аккомодацией. [10]

В преломлении света участвует также вещество, которым заполнена большая часть (2/3 объема) глазного яблока - стекловидное тело. Оно состоит из прозрачного желеобразного вещества, которое не только участвует в преломлении света, но также обеспечивает форму глаза и его несжимаемость.

Свет поступает на хрусталик не по всей передней поверхности глаза, а через маленькое отверстие - зрачок (мы видим его как черный кружок в центре глаза). В зависимости от уровня освещенности, размер зрачка меняется. Чем больше света, тем меньше зрачок. Регулируется размер зрачка специальными мышцами. Эти мышцы находятся в радужной оболочке, окружающей зрачок (радужке). Радужка, помимо мышц, содержит пигментные клетки, которые определяют цвет наших глаз. [Приложение 1, рис.2]

Снаружи глазное яблоко покрыто прочной белковой оболочкой - склерой. Она состоит из волокон, образованных белком коллагеном, и выполняет защитную и опорную функцию. Склера имеет белый цвет с молочным отливом, за исключением передней стенки, которая прозрачна. Ее называют роговицей. В роговице происходит первичное преломление лучей света. [10]

Под белковой оболочкой находится сосудистая оболочка, которая богата кровеносными капиллярами и обеспечивает клетки глаза питанием. Именно в ней находится радужка со зрачком. По периферии радужка переходит в цилиарное или ресничное тело. В его толще расположена цилиарная мышца, которая изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации [Приложение1]

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком находятся пространства – камеры глаза, заполненные прозрачной, светопреломляющей жидкостью, которая питает роговицу и хрусталик. [7]

Одним из самых распространенных нарушений зрения у школьников является близорукость или миопия. Миопия (близорукость) - это неспособность четко видеть предметы на отдалении. В этом случае цилиарная мышца находится в спазмированном состоянии - то есть не может расслабиться. Это называется спазмом аккомодации. При близорукости в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Из-за такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируются не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам для уменьшения преломляющей силы хрусталика. [6]

1.2. Факторы , влияющие на развитие миопии.

Наследственный фактор. Несмотря на общепринятое мнение, наследуется не плохое зрение, а физиологическая предрасположенность к нему. Так же как, например, цвет волос, глаз, форма лица, передается по наследству размер глазного яблока или преломляющие свойства хрусталика. Те, у кого оба родителя страдают этим заболеванием попадают группу риска больше всех. Наличие близорукости только у одного из родителей снижает вероятность возникновения близорукости у ребенка в среднем на 30%.

Ослабление ткани склеры так же является фактором, влияющим на развитие близорукости. Оно приводит к увеличению размера глазного яблока под воздействием высокого внутриглазного давления (18–24 мм. рт. ст.) и, как следствие, способствует развитию близорукости.

Слабость аккомодации (первичная) - приводит к компенсаторному растяжению глазного яблока.

Неблагоприятные условия зрительной работы

чтение в движущемся транспорте, в темноте, в лежачем положении;

чрезмерная нагрузка на глаза, перенапряжение глаз;

многочасовое сидение за компьютером, телевизором;

недостаточное освещение;

неправильная посадка во время чтения, письма.

Ослабление организма в результате неправильного питания, переутомления, ряда заболеваний. Таких, как:

нарушение опорно-двигательной системы: плоскостопие, сколиоз и т. д.;

аллергические и инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия;

туберкулез, инфекционный гепатит и пр.;

родовые травмы;

травмы головного мозга;

заболевания носоглотки и полости рта: тонзиллит, гайморит, аденоиды;

рахит;

общее снижение иммунитета.[9]

1.3. Виды близорукости

1. Врождённая миопия. Ее могут вызывать некоторые факторы, такие как:

Недоношенность.

Наследственность.

Патологические процессы.

Сопутствующие заболевания.

Заболевание может прогрессировать. Различают истинную и ложную детскую близорукость. Первая вызывается особенностями строения глаз, вторая приходит с нарушением аккомодации и не провоцирует удлинения глазного яблока.

2. Ложная миопия или спазм аккомодации. Такое состояние у детей и подростков связано с нарушением функционирования глазной цилиарной мышцы. Это в свою очередь ведет к потере четкости восприятия предметов и вблизи, и в отдалении. Симптомы такой близорукости похожи на проявление истинной, при этом природа нарушения различна, как и подход к лечению. При спазме аккомодации эффективными будут аппаратное лечение, упражнения для глаз, специальные капли. Носить очки при таком диагнозе не нужно и даже вредно.

3. Школьная близорукость. Этот подтип появился в классификации близорукости недавно. Она развивается у детей при постоянном переутомлении зрительного аппарата. За этим следует спазм аккомодации, который при отсутствии лечения перерастает в истинную близорукость.

4. Прогрессирующая близорукость. Если детская близорукость увеличивается на диоптрию или более в год, ситуация требует повышенного внимания и хирургического лечения. [5]

1.4. Степени близорукости у детей

Обычно детская близорукость диагностируется, когда ребенок достигает школьного возраста. В это время ему приходится больше читать с доски, и вести другую деятельность, и именно тогда становится очевидным, что зрительная нагрузка на расстоянии вызывает дискомфорт из-за сниженного зрения вдаль. В зависимости от величины диоптрий офтальмологи различают:

Слабую близорукость (I степень) – до 3 дптр

Среднюю близорукость (II степень) – до 6 дптр

Высокую близорукость-более (III степень) 6 дптр.,может достигать 15-30и более дптр. [4]

1.5. Методы коррекции близорукости

На сегодняшний существует много методов коррекции миопии, но выделяют 3 основных:

Очковая коррекция

Контактная коррекция (с помощью мягких или жестких линз)

Хирургическая (лазерная) коррекция.

Одним из наиболее широко известных методов являются очки. Это самый простой, доступный и безопасный способ улучшить зрение. Если нужно корректировать миопию слабой и средней степени, как правило, с помощью очков удается добиться максимальной остроты зрения. [Приложение 2, рис.3-4] Однако при очковой коррекции миопии высокой степени могут возникнуть сложности, особенно у детей. Кроме того, очки значительно уменьшают поле зрения, затрудняют ориентацию, поэтому они не подходят для занятий подвижными и командными видами спорта, такими как спортивная и художественная гимнастика (в этих случаях очкам просто трудно удержаться на переносице), хоккей (здесь очки несовместимы ещё и с защитным шлемом), футбол. Во время игр на детских площадках очки могут запылиться, запотеть и даже привести к травме лица. Немаловажно и то, что ношение очков невыгодно выделяет ребёнка среди сверстников, порождая комплексы и делает его уязвимым. [3]

В отличие от очков, контактные линзы, как известно, хорошо переносятся практически при любой степени миопии. [Приложение 3, рис.5-6] Контактные линзы уже начинают обгонять по популярности очки. Это неудивительно, ведь у них есть отличные преимущества:

удобство (не падают, не ломаются, не запотевают и проч.)

эстетика (не закрывают лицо, не изменяют внешний вид).

Самый ранний возраст детей для коррекции контактными линзами - 6-7 лет. Именно в этом возрасте практически прекращается рост глаза и можно применять контактные линзы. Регулярное надевание и снятие контактных линз – вполне доступные для ребёнка действия. Имея даже небольшую практику, он способен самостоятельно проделывать это, не прибегая к помощи взрослых. [8]

При лазерной коррекции лазером изменяют форму роговицы. [Приложение 4, рис.7-8] Вследствие этого изменяется преломляющая способность роговицы. В отличие от очков и контактных линз, при лазерной коррекции гораздо сложнее предсказать результат. [12] Так как каждый организм может по-разному отреагировать на операцию, всегда существует некий риск. Иногда не удается полностью скорректировать миопию лазером, и после операции всё ещё приходится пользоваться очками или линзами. Так же выбирая данный способ коррекции нужно учитывать необратимость этого результата. Хотя, безусловно, современные технологии позволяют достигнуть именно положительного результата. Лазерная коррекция допустима только с 18 лет. [2]

ГЛАВА II. Ортокератологический метод коррекции миопии

2.1. История создания ночных линз

В последние годы всё большее применение находит ортокератология - способ временного снижения или устранения миопической рефракции. Он осуществляется путем ношения жестких газопроницаемых контактных линз, изменяющих форму и оптическую силу роговицы. Метод был впервые внедрён в клиническую практику в 1962 г. Джордж Джессеном [Приложение 5, рис.9] и начал интенсивно развиваться с 80-х годов. Разработку спасло появление в начале 90-х годов новых технологий в изготовлении линз. Они имели более сложную и совершенную геометрическую структуру и именно эти конструкции ортокератологической линзы (ОК-линзы) применяются до настоящего времени. [13]

Новый виток в развитии ортокератологии привел к практическому применению этого метода для лечения патологий зрения с 2000 года и в последние годы ортокератологический метод находит все более широкое применение во всем мире, в том числе и в России.

2.2. Механизм воздействия ночных линз

ОК-линзы, или линзы ночного ношения, или линза обратной геометрии - это безоперационный, безопасный, эффективный метод коррекции зрения. При таком методе пациент на ночь надевает жесткие газопроницаемые линзы. Утром пациент снимает линзы и так как его зрение восстанавливается, то в течении дня пациенту уже не нужны ни очки , ни контактные линзы. Линза влияет на верхний, поверхностный слой роговицы, утолщая его по краям, но делая более плоским в центре. Соответственно, меняется и преломление световых лучей, фокусировка. Линзы имеют две разные по строению поверхности: наружная поверхность как у обычных линз, она позволяет видеть нормально при нахождении линз на глазах. [Приложение 13, рис.18-19] Внутренняя имеет сложную геометрию, которая, оказывая давление на поверхность роговицы, заставляет ее принять новую форму. [9] Т.е., ночные линзы во время сна временно “приминают” роговицу, делая ее более плоской, что способствует проецированию изображений прямо на сетчатку. [Приложение5, рис.10] Принцип действия данного средства похож на лазерную коррекцию – роговица уплощается так же, как и при хирургическом вмешательстве. На здоровье глаз это никак не сказывается, а вот откорректировать зрение помогает отлично. За день роговица постепенно восстанавливает свою форму, т.е. это обратимый процесс. Именно поэтому ночные линзы для детей считаются лучшим способом корректировки зрения, так как глаз еще находится в стадии формирования. В 80-85% случаев ночные линзы приостанавливают прогрессирование близорукости. Традиционные мягкие и жесткие газопроницаемые контактные линзы, так же, как и очковые линзы новых дизайнов, еще не показали свою эффективность для замедления прогрессировали миопии. [1]

2.3. Преимущества ночных линз

Ортокератология включена в «Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению близорукости у детей», одобрена Минздравом РФ и разрешена к применению детям с 6 лет и взрослым.[11]

Самое важное преимущество этого метода – это торможение развития близорукости. Также неоспоримыми преимуществами использования ночных линз для восстановления зрения у детей являются:

хорошее зрение в течение всего дня и отсутствие необходимости в дополнительной коррекции;

обратимость процесса коррекции, позволяющая в случае необходимости использовать другие методы лечения, например хирургический;

отсутствие многочисленных рисков, сопутствующих оперативному вмешательству;

низкая вероятность развития осложнений, характерных для контактных линз (кислородное голодание роговицы, синдром «сухого глаза» и др.);

возможность использования у детей с шестилетнего возраста;

возможность контролирования родителями процесса ношения «ночных» линз и выполнения рекомендаций врача.

ГЛАВА III. Практическая часть

3.1. Исследование распространенности близорукости. Организация и результаты анкетирования.

Для того, чтобы выяснить насколько остро стоит проблема близорукости среди моих сверстников, а так же какова тенденция прогрессирования миопии, мы решили провести анкетирование среди учеников начальной школы (1-4 классы) МБОУ СОШ №8 г.Туймазы. Перед анкетированием мы провели беседу с фельдшером нашей школы Шафиковой Региной Марсовной. [Приложение 6, рис.11] Она подтвердила, что, действительно, существует тенденция ухудшения зрения среди учеников школ не только в нашем учебном учреждении, но и в городе, и в стране, в целом. Например, в нашей школе по данным на 2017-2018 учебный год среди учеников начальной школы (1-4 классы) проблемы со зрением имеют 88 человек, в среднем звене (5-8 классы) - 96 человек, а в старших классах (9-11 классы) - 116 человек. [Приложение 6, диаграмма 1] Цифры говорят о том, насколько остро ощущается проблема.

Для анкетирования нами был подготовлен опросник:

Есть ли у тебя проблемы со зрением?

Носишь ли ты очки? А линзы?

Какие методы коррекции близорукости тебе известны?

Знаком ли ты с понятием «ночные линзы»?

Знаешь ли ты что надо делать чтобы не портилось зрение? [Приложение 7, рис. 12-14]

В анкетировании участвовало 56 учеников 1-го класса, 59 учеников 2-го класса, 58 -3-го класса и 61 ученик 4-го класса. Всего 234 учеников.

Как видно по диаграмме 2 [Приложение 8] среди первоклассников 5% учеников имеют проблемы со зрением. 12% второклассников [Приложение 8, диаграмма 3] и 18% третьеклассников [Приложение 8, диаграмма 4] страдают близорукостью. А среди учеников 4-ых классов уже 21% носят очки![Приложение 8, диаграмма 5]

Опрошенные на вопрос «Какие методы коррекции тебе известны?» ответили следующим образом: 64%-очки, 21% -контактные линзы, 4%- лазерная операция, 4% гимнастика для глаз и только 1% знал про ночные линзы. 6% школьников затруднились ответить на этот вопрос. [Приложение 9, диаграмма 6]

По диаграмме 7 [Приложение 10] видно, что вопрос анкеты «Знаешь ли ты, что надо делать, чтобы зрение не портилось?» получил различные ответы: 50%- «Меньше использовать компьютер и другие электронные гаджеты»; 31% - «Не смотреть близко телевизор»; 7% - «Не читать близко»; 5% - «Не читать лежа»; 4% - «Делать специальную гимнастику для глаз»; 1% - «Правильно сидеть при письме»; 1% - «Правильно питаться»; 1% - не смогли ответить на вопрос.

Наше анкетирование показало:

Чем старше становятся дети, тем больше среди них тех, кто страдает близорукостью;

Дети более или менее знакомы с методами профилактики близорукости;

Понятие ОК-линзы (ночные линзы) практически никому не известно.

3.2. Интервью с офтальмологом

Для подтверждения нашей гипотезы, а также для того чтобы узнать действительно ли ночные линзы препятствуют ухудшению зрения мы обратились с ведущему специалисту офтальмологического «РИА-Медоптик» в городе Уфа Даяновой Лилии Ришадовне. [Приложение 11, рис.15-17] Из интервью мы узнали, что на данный момент в клинике наблюдается 236 человек с миопией, находящихся на ортокератотерапии. Возраст наблюдающихся от 7 до 47 лет, но основная масса - это дети подросткового возраста. Именно на этот период приходится самый пик прогрессирования близорукости. У 96 % наблюдающихся пациентов прогрессирования миопии не наблюдается. [Приложение 12, диаграмма 8]

Таким образом, мы с уверенностью можно сказать, что ОК-линзы тормозят прогрессирование миопии, а это немаловажный фактор в выборе метода коррекции близорукости.

По результатам нашей работы мы провели классный час, на котором ознакомили школьников с результатами исследования. [Приложение 14, рис.20-23]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глаза - это ценный дар природы. Это сложнейший оптический прибор человека. Он уполномочен воспринимать и направлять информацию для анализа в главный орган человека - мозг. В современном мире информационных технологий, в век научно-технического прогресса избежать нагрузки на глаза практически невозможно. Наша задача, зная особенности строения и работы глаза, не ухудшать его возможности, заложенные природой. Но к сожалению, как выяснилось, не все дети могут похвастаться идеальным зрением.

Нами были рассмотрены различные методы коррекции миопии и мы выяснили, что наиболее оптимальным методом является применение ОК линз не только во взрослом, но и в детском возрасте.У взрослых есть возможность сделать лазерную коррекцию зрения, снять очки и больше не беспокоиться о близорукости. Но до 18-20 лет рефракционные операции, как правило, не делаются, так как глаз все ещё продолжает развиваться. Дети не всегда быстро учатся правильно управляться с очками и «дневными» мягкими контактными линзами. Они часто снимают линзы не соблюдая гигиенических правил, иногда могут тереть глаза грязными руками, а значит сильно рискуют занести в глаза инфекцию. Очки же сами по себе опасны для подвижного образа жизни ребенка. В вечернее время дети находятся под контролем родителей, а значит, могут безопасно и чистыми руками на ночь надеть и утром снять «ночные» линзы. После этого они целый день не испытывают неудобств при занятиях различными видами спорта и не подвергаются дополнительной опасности.

Практическая часть нашего исследования заключалась в организации анкетирования с целью анализа распространенности миопии, а так же в беседе с офтальмологом-ортокератологом, по данным которой мы смогли доказать выдвинутую нами теоретическую гипотезу.

Таким образом, наше исследование подтвердило нашу гипотезу и мы пришли к выводу, что на данный момент ортокератологические (ночные) линзы - самый лучший способ избавить ребенка одновременно от:

проблем со зрением,

сложности обращения с очками или линзами во время профессионального занятия спортом, плаванием, туризмом.

устранения «синдрома очкарика» и для повышения их самооценки,

прогрессирования миопии (близорукости).

Исследовав данную тему , мы можем рекомендовать ортокератологические линзы, как лучший вариант оптической коррекции в детском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

Калосси А. Торможение прогрессирования миопии: современные тенденции.// Невские горизонты. -2014

Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость : рекомендации врача с упражнениями. .- Москва: Эксмо, 2013.-112 с

Панков О.П. «Очки-убийцы». - М.: Метафора, 2006.-240 с.

Смирнова И.Ю. Современное состояние зрения школьников: проблемы и перспективы/ И.Ю.Смирнова, А.С.Ларшин //Глаз.-2011.- №3. - с. 2-8.

Троицкая С. «Коррекция зрения у детей: практический курс». – СПб.: Питер, 2010.-283 с.

Ужегов Г.Н. «Здоровье ребёнка». – М.: Аст-Пресс книга, 2002.-416 с.

Фёдоров С. Н. «Методы улучшения зрения». – СПб.: Вектор, 2008.-128 с.

Цинн У., Соломон Г. Зрение, очки и контактные линзы: полное руководство для «очкариков». — СПб: Питер Пресс, 1996. — 416 с.

https://www.excimerclinic.ru/myopia/reasons/

http://allforchildren.ru/why/how77.php

http://www.eyepress.ru/0001698/rdo0413output.pdf

http://izhlife.ru/beautyandhealth/82030-nochnye-linzy-pyat-prostyh-shagov-k-horoshemu-zreniyu.html

http://www.eyepress.ru/article.aspx?10302

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рис. 1

Рис.2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Очковая коррекция

Рис.3

Рис.4

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Контактная коррекция

Рис.5

Рис.6

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Лазерная коррекция

Рис.7

Рис.8

 

Джордж Джессен (George Jessen) (1916-1987)

в 1960-х первым предложил конструкцию для ОК-линзы

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Рис.9

Рис.10

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Рис. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Рис. 12

 

Рис. 14

Рис. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Диаграмма 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Диаграмма 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рис.15

Рис.16

Рис.17

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Рис. 18

Рис. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Рис. 23

Просмотров работы: 131