Чем полезна лепка из пластилина?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чем полезна лепка из пластилина?

Цоктоева С.Б. 1
1МБОУ Загустайская СОШ
Тапайкина Л.Г. 1
1МБОУ Загустайская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» 

(В.А. Сухомлинский)

С ранних лет я очень люблю лепить из пластилина. Мне казалось, что нет ничего интереснее на свете как лепить пластилиновый фигурки животных, сказочных героев, героев мультфильмов смешариков, посудку для кукол и т.д.(см. Приложение 2)

На уроке окружающего мира учительница нам рассказала, о том что люди с древних времен занимаются лепкой и показала рисунки, фотографии с фигурками животных, людей, детскими игрушками и посудой. Я поняла, что данное занятие очень древнее и мне захотелось изучить историю возникновения лепки подробнее.

Обучаясь в школе я заметила, что не все ребята нашего класса любят заниматься лепкой.

И у меня возник вопрос: Почему у некоторых детей не получается лепить так хорошо, как у меня и насколько важны навыки лепки?

И я решила исследовать данное явление. Для этого я запланировала провести анкетирование и узнать, как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина. А так же изучить пользу данного занятия для развития детей и в какой профессии пригодятся навыки лепки.

Цель: изучить роль лепки в развитии детей.

Задачи:

- исследовать отношение учащихся класса к лепке;

- изучить историю лепки с древности и до наших дней;

- исследовать пластилин, которым пользуются ученики, его пластичность, удобство в использовании;

- изучить пользу лепки из пластилина для развития детей;

- изучить профессию связанную с лепкой- скульптор;

- рассказать своим одноклассникам о возможностях пластилина, его пользы для их развития.

Объект исследования: учащиеся 3 «б» класса.

Предмет исследования: лепка как искусство развивающее детей.

Гипотеза: Я думаю, что изучив причины по которым дети не любят лепить. А так же исследовав роль лепки в развитии детей. Я смогу доказать своим одноклассникам, что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

План работы:

-найти информацию о лепке в различных источниках информации (книги, интернет, родители, учителя);

-проанализировать полученную информацию;

-провести анкетирование среди одноклассников;

-сделать выводы;

-оформить работу.

Источники идей для моих работ: природа,предметы из быта, энциклопедии,мультики, книги и Интернет.

Методы и приемы работы:

-Поисковый;

-Аналитический;

-Описательный;

-Практический.

  Этапы исследования:

Исследования проводились с 3 сентября 2017 г по 25 октября 2018 г

1. Выбор проблемы, постановка целей и задач.

2. Изучение литературы по данной проблеме.

3. Изучить историю лепки с древности и до наших дней. А так же информацию о пользе лепки для ребенка.

4. Анкетирование.

5. Анализ полученных результатов и их оформление.

6. Написание научной статьи.

7. Подготовка презентации.

Материалы, информация моей работы имеют практическую значимость, их можно использовать  не только на уроках , но и во внеклассных занятиях. Я думаю, что они будут интересны не только сверстникам, но учителям

Основная часть

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования учащихся 3 «б» класса.(см. Приложение 1)

Как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина?

В своём классе я провела небольшое анкетирование:

1. Любите ли вы лепить?

да) 89% не очень) - нет) 11%

2. Если вы не любите лепить, то почему?

-пачкаются руки- 5%

-не получаются поделки- 10 %

-не получается т.к. пластилин ломается, плохо разминается- 5%

-считаю бесполезным занятием- 5%

3.Посещали ли вы кружок лепки когда-нибудь?

да ) 33% нет) 67%

4. Ходили бы вы на кружок лепки, если бы он в данное время проводился?

да) 55% нет) 45%

5.Что вы любите лепить?

а) животных- 55%

б) природу – 33%

в) людей - 0

г) героев мультфильмов- 0

д) все выше перечисленное – 12%

е) свой вариант- подводный мир- 5%

6. Как вы думаете пригодится ли в жизни умение лепить?

а) да - 83 %

б) нет – 17 %

7.Приносит ли пользу лепка человеку?

да) 72 % нет) 28 %

По результатам тестирования можно сделать вывод:

- 89 % учащиеся нашего класса любят лепить.

- 55% детей посещали бы кружок лепки, если бы он в данное время проводился.

- большинство одноклассников любят лепить животных (55%) и многие из них не только животных, но и природу.(33%)

- 83 % учащихся считают, что умение лепить пригодится в жизни.

- 72 % считают, что лепка приносит пользу человеку. Некоторые из них знают, что лепка развивает мелкую моторику рук.

Исходя из результатов анкетирования я прихожу к выводу,что большинство детей класса любят заниматься лепкой и немного знают о ее пользе.

Но есть учащиеся (11%), которые не любят лепить т.к. испытывают затруднения при лепке(не получается изделие, не разминается пластилин) и считают данное занятие бесполезным. 28 % детей не знают о пользе лепки для развития ребенка.

II. История лепки с древности и до наших дней

Лепка, пожалуй, является одним из древнейших видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. Да что там люди, боги и те любили полепить на досуге!

С давних времен у многих народов существуют поверья о том, что человек был сотворен из глины. Об этом рассказывается в мифах древних греков и египтян, индейцев Америки и народов Африки. Ну а библейская история сотворения человека из глины, без сомнения, известна многим. Как утверждают ученые, даже само древнееврейское слово «человек» имеет связь со словом «земля, краснозем». Не удивительно, что и человека с раннего детства так тянет лепить, создавать новые формы из различных пластичных материалов.

Похоже, все началось с обыкновенной глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.

Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.

Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.

Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких.

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов.

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится всё более усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедевральными арт-объектами.

Изучив историю возникновения лепки можно сделать вывод о том, что лепка это один из древних видов искусства дошедший до наших дней. Который развивается и совершенствуется с каждым годом.

III. Для чего нужно лепить из пластилина?

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ребёнок.

Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна!

Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие ребенка на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, дети лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения в конечном счете придают каждому ребенку уверенность в своих силах. Он уже многое умеет, а значит, и с новыми задачами тоже справится.

Изучив данный материал я прихожу к выводу, что занятия лепкой развивают все познавательные процессы ребенка, воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

IV. Какой пластилин лучше?

Изучив пластилин одноклассников я поняла, что на желание заниматься лепкой влияет и качество пластилина.И поэтому если пластилин слишком твердый или липнет к рукам и пачкает руки, то желание лепить быстро пропадает.

Поэтому я пришла к выводу, что пластилин нужно выбирать хорошего качества;

он не должен быть не слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

V. Какую профессию выбрать если вы увлекаетесь лепкой?

Если вы в душе художник и любите работать с природными материалами, ваш выбор профессии - скульптор.

Скульпторы – это художники, делающие объемные произведения искусства. Название происходит от латинского sculpture, sculpo – вырезаю, высекаю. Это неудивительно, ведь первые мастера работали с природными материалами вроде камня (мрамора) или дерева.

Работы скульпторов не только объемны, но и осязаемы, большинство из них можно потрогать. Некоторые скульптурные произведения даже имеют приметные потертости, ведь зачастую знаменитые или оригинальные памятники обрастают легендами и приметами, и множество людей приходит не только посмотреть, но и потрогать, потереть или обнять на удачу.

Что же касается самих скульпторов, то этот творческий народ – и «свободные художники», и специалисты, работающие в реставрационных мастерских при музеях либо в архитектурных бюро, а иногда и в дизайнерских отделах автоконцернов, на киностудиях и даже в бюро ритуальных услуг.

Современному скульптору доступны самые разные материалы и свобода творить в различных техниках. Неизменно популярны глина, гипс, камень, дерево. Но и новые материалы вроде архитектурного пластилина или полимерной глины все больше и увереннее занимают место в студиях скульпторов. К примеру, можно вылепить фигуру из пластилина, после чего снять с нее силиконовый слепок, который будет формой для отливки и копирования. Отливать можно из легкоплавких металлов вроде силумина или олова, а также из полиэфирных смол или гипса. Последнее больше подходит для садовой скульптуры или лепнины.

В своей работе скульптор может освоить не только литье, лепку и технику резьбы по камню и дереву, но и чеканку, сварку, плетение. А в качестве исходных материалов использовать детали старых автомобилей, холодильников и прочие отработавшие свое механизмы или даже создать совершенно новую механическую или электронную установку в качестве произведения искусства. Наверняка многие видели также ледовые скульптуры и фигурки из шоколада. Для реализации творческой задачи на службу современному скульптору приходит вся наука и техника двадцать первого века. Потому и динамические, подвижные скульптурные произведения уже не в диковинку, так же как и распечатанные на 3D принтерах готовые изделия или их отдельные детали.

Как уже упоминалось выше, область применения своего мастерства у современных скульпторов значительно расширилась, и все же условно можно выделить следующие направления:

создание высокохудожественных авторских работ как для участия в выставках, так и под заказ для частных или муниципальных организаций;

создание ювелирных изделий или статуэток из ценных пород дерева, камня, керамики (малахита, мрамора, фарфора);

преподавательская работа в сфере общего художественного образования и подготовки профессионалов;

дизайн и разработка эргономичных образцов в производственно-технической сфере, в автомобилестроении, создание инструментов и различных технических приспособлений;

реставрационная работа при музеях, художественных галереях, выставочных залах;

разработка и изготовление архитектурных конструкций, театральных декораций, масок, других элементов тематических костюмов для постановочных сюжетов.

Изучив профессию скульптора я пришла к выводу,что его деятельность связанна не только с лепкой из природных материалов, но и с созданием, рестоврацией различных изделий; разработкой и изготовлением архитектурных конструкций и т.д.Это поистине интересная и творческая профессия!

Заключение

Из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение.

Целью моей работы было изучить роль лепки в развитии детей.

В процессе данной работы была проанализирована и проработана литература. Мною была изучена история возниковения лепки, влияние лепки на развитие ребенка.

Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением нам удалось подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы:

Я смогла доказать , что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

Результаты исследовательской работы подтвердились, так как я уже долгое время занимаюсь лепкой из пластилина, это благотворно влияет на процесс учебной деятельности.

Для развития с психологической точки зрения

развивает пространственное, творческое мышление; способствует формированию мыслительных операций анализа и синтеза;

повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, общую ручную умелость; синхронизирует работу обеих рук.

Для эстетического развития:

Учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Для развития художественных способностей:

способствует творческому отношению к миру; формирует образное видение;

формирует умение видеть и передавать пространственные отношения частей предмета изображения, элементов композиции;

формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать и анализировать его;

формирует чувство пропорций и чувство пластики.

Для самовыражения:

лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах;

в лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов).

Для решения воспитательных задач:

бережное отношение к своей и чужой работе, а у родителей - к труду своего ребёнка;

трудоспособность, т.к. ваяние требует длительной, кропотливой работы, воли и целеустремлённости.

Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

В дальнейшем я хочу выступить в классе по результатам исследовательской работы, тем самым показав одноклассникам огромную роль лепки в развитии детей. А так же на уроке окружающего мира рассказать о такой уникальной профессии, как скульптор.

Планирую изучить приемы лепки, виды пластилина и возможности его применения. А также профессии в которых еще пригодятся навыки лепки.

Возможно одну из них я выберу для себя в будущем.

Занятие лепкой мне очень хорошо помогают в учебном процессе. Учусь отлично, замечательная память, красиво и аккуратно пишу в дневнике и тетрадях, развита речь и другие психические процессы.

Список литературы

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.

Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». - М., 2005.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

Оралбекова Т. Ш. «Методическое пособие». – Ал. 1998.

« Пластические искусства: краткий терминологический словарь».- М., 1995.

Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», 2010. -219с.

Сухомлинский В. А «Педагогика»

«Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация.

Приложение 1

Результаты анкетирования одноклассников

 

Приложение 2

Мои работы

Букет для мамы

Весенние цветы

Мои любимые животные

   
   

Еда для куколок

 
   
   
Просмотров работы: 5401