Школьный музей и большая любовь к Малой Родине

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьный музей и большая любовь к Малой Родине

Ярощук  Е. 1
1МОУ «Ропшинская школа»
Маркина  Г.В. 1
1МОУ «Ропшинская школа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться

И только после этого стать».

Р.Рождественский

1.Вступление. Жизнь детям посвятить…

Учителя. Творческие, увлеченные, преданные своему делу люди. И у каждого из них своя судьба. Кто-то сразу же после уроков спешит домой, кто-то остается в школе допоздна, потому, что избрав педагогическую профессию, они с головой окунаются в школьное море с его бурными течениями и подводными камнями. Одним из них был Смирнов Михаил Андреевич.

В школьном краеведческом музее память об учителях школы хранят альбомы, где собраны фотографии педагогов разных лет, начиная с основания школы, а ей 26 октября 2018 года исполнилось 166 лет. Все эти альбомы собраны и оформлены старейшим учителем школы, родоначальником всей музейной и туристской работы в школе – Смирновым Михаилом Андреевичем. К сожалению, в апреле 2005 года Михаила Андреевича не стало.

25 октября в школе состоялись юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Михаила Андреевича. Активом школы был создан фильм о его непростой, но служащей примером для нас, как нужно негромко, но по - настоящему любить свою родину. В создании фильма мне тоже удалось принять участие, потому что основой его стали материалы из исследовательской работы собранные членами творческого объединения «Библиотека-Музей» и продолженными в канун юбилея мной с моим руководителем.

Собирая материал я поняла, память о заслуженном педагоге жива в сердцах сотен мальчишек и девчонок, конечно, повзрослевших, но сохранивших о нем самые светлые воспоминания.

Цель моей работы:

исследовать многогранность творческой и профессиональной личности создателя школьного комплексного музея.

Для выполнения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

познакомиться с биографией Смирнова Михаила Андреевича через интервью с его близкими и коллегами по работе;

собрать материал о профессиональных качествах Смирнова Михаила Андреевича;

изучить архив школьного музея для дополнения материалов в экспозицию, посвященную Смирнову Михаилу Андреевичу;

ознакомиться с этапами становления школьного музея;

показать преемственность в музейной работе;

Методы исследования:

* интервьюирование; опрос ; работа с архивом; с библиографией;

аналитический;

2.. Учительство – не труд, а отреченье….(Страницы биографии).

Свое исследование я начала со знакомства с биографией Михаила Андреевича. (приложение 1) Для этого я встретилась с его средней дочерью, Чистяковой Александрой Михайловной. Вот что она мне рассказала:

« Мой отец, Смирнов Михаил Андреевич родился 25 октября 1918 года в деревне Колпино Старицкой области Тверской губернии. Семья была многодетной, жили очень трудно, но весело, старшие помогали младшим, каждый из детей старался по своим силам оказывать помощь родителям. В 1926 году папа пошел в школу, учеба ему давалась легко, в 1939 году после окончания 10 классов, он поступает в Ленинградский кораблестроительный институт. К сожалению, в 1940 году его призывают в армию, в 1941 году он становится участником боевых сражений в Беларуссии, получает тяжелое ранение. По заключению медицинской комиссии его направляют в запасную часть за Уралом, где он продолжил службу в качестве комсорга полка. В 1946 году папа демобилизовался и вернулся в Ленинград. Здесь он кардинально меняет выбор своей профессии – поступает в Гатчинское педагогическое училище. Получив диплом педагога, по распределению Красносельского РОНО, он приезжает в Ропшу и становится учителем физической культуры, но его всегда увлекала география. В 1954 году его мечта осуществляется - он начинает преподавать географию».

Как далее рассказала Александра Михайловна, ее отец всегда стремился к учебе, уже будучи учителем географии, он поступает на заочное отделение Ленинградского педагогического института на факультет «естествознания». Закончив этот факультет, в этом же институте продолжает обучение, но уже на факультете «географии». Оба факультета Михаил Андреевич заканчивает с отличием.

3…Учитель – профессия дальнего действия…( Профессиональные успехи).

3.1 география

Землю так любя как Вы,

Можно посвятить предмету

Силу, честь своей души

И отдать потом их детям.

В школьном музее хранится альбом, который Михаил Андреевич готовил к 52-летнему юбилею своей работы в нашей школе, где он, подводя итоги своей педагогической деятельности, писал:

«Через мои руки прошли тысячи учащихся. И в каждого из них в большей или меньшей степени вложена частица моего труда, моей жизни.( приложение2)

На уроках во внеклассной работе, на экскурсиях и туристских походах я никогда не забывал о людях – творцах материальных благ и о их профессиях. Применительно к географии говорил о профессиях, которые поможет дать этот предмет. И вот итог: семь моих воспитанников пошли по моим стопам и стали учителями географии».

Михаил Андреевич был не просто преподавателем, а педагогом-энтузиастом в области приобщения ребят к широкому познанию мира. По воспоминаниям своих учеников, Михаил Андреевич был «прекрасным педагогом, давал глубокие и обширные знания», всегда повторял, «что теория без практики мертва». Он старался к каждому уроку подобрать интересные практические занятия, провести опыт, сходить на экскурсию. Созданный Михаилом Андреевичем кабинет географии не имел равных в области, так же, как и географическая площадка на территории школы.

В нашем краеведческом музее хранится Почетная Грамота Ленинградского отдела народного образования, подтверждающая, что кабинет географии Ропшинской школы в областном смотре, посвященном 26-съезду КПСС, в 1981 году занял 1-ое место в Ленинградской области.( Приложение 3).

Кабинет был взят на социалистическую сохранность, и некоторые из экспонатов до сих пор хранятся в школьном музее. Сохранить кабинет полностью не удалось. Это произошло в период, когда в школе была разморожена система отопления. Тем более приятно, что сохранились отдельные дидактические материалы, выполненные умелой рукой Михаила Андреевича. Это чертежное и географическое лото, карты ропшинского поселения, фото отдельных уголков парка, таких как, например, дуб, посаженный руками самого Петра Первого.

3.2. Турист

Над озером горят походные огни,
Клубится дым костра хвостом пушистой кошки,
Уже встаёт заря, и воздух так пьянит,
И вьётся детвора над клубнями картошки.

Одним из увлечений Михаила Андреевича был туризм. Как он считал,

«именно в походах ему больше всего удавалось понять удивительную душу ребенка, распознать способности, ранее не проявлявшиеся, а также наладить контакт с «трудными детьми».

Чтобы подробнее узнать о том, как проходили туристские походы, я встретилась с Бойковой Светланой Васильевной – выпускницей школы 1967 года, активной туристкой. Вот что она мне рассказала:

« В конце каждого учебного года, когда мы учились в начальной школе, Михаил Андреевич в деревне Малые Горки устраивал для нас праздник. Игры, палатки, костер, запеченная картошка, цветы, песни, соревнования – и все это на лоне природы, на свежем воздухе, на берегу пруда. Обычно праздник начинался построением у школы, затем, классы шли своими маршрутами, разработанными Михаилом Андреевичем к месту главной стоянки лагеря. Старшеклассники заранее готовили для нас палаточный городок и помогали в организации соревнований. После всех его этапов жюри подводило итоги и объявлялись победители.

Когда мы стали старше, то стали принимать участие в туристических слетах, которые для нашей школы были традицией. Участвовали в них обычно 5-9 классы, из которых выбирались команды по 12 человек. Открывался слет линейкой у школы, на которой каждая команда получала задание и приступала к его выполнению».

(Приложение 4)

Более 200 экскурсий провел Михаил Андреевич с ребятами по родному краю. Об этом я узнала, просматривая дневниковые отчеты юных ропшинских туристов. Их записи о ночной рыбалке, песнях под гитару, купании в озере, залитом лунным светом, наполнены романтикой, оставившей память ее участникам на всю жизнь. Что меня больше всего поражает в этих документах – это особый эмоциональный стиль не только описания впечатлений, что испытывали участники походов, но и эстетическое оформление альбомов-отчетов. Современные школьники пишут намного скупее и прогматичнее.

3.3 Художник

Вы в руки нам вложили карандаш
И в тонких линиях мечту изобразили,
Вы на уроках рисования наш мир,
Простой, обычный в сказку превратили.
/

Но это увлечение было не единственным в жизни Михаила Андреевича. С детства он очень любил рисовать. Вдохновленный впечатлениями от туристических походов он пишет много картин на любимые темы. Квартира Смирновых напоминает художественную галерею. Михаил Андреевич оставил память и своим соседям по квартире, расписав подъезд дома сюжетами из народных сказок. Когда я увидела подъезд первый раз, то поняла, что такое чудо мог сотворить только особенный человек. (Приложение 6)

3.4 Журналист

Мои статьи, заметки, репортажи -

Моей души, трудов моих плоды.

Они без зла, без лести, без пассажей,

И с совестью моей у них лады.

Ведь в своей жизни этот удивительный человек реализовался еще и как журналист. Его перу принадлежит около 100 статей и заметок в такие издания, как «Правда». «Балтийский луч», «Учительская газета». В школьном музее хранится благодарственное письмо от редакции газеты «Балтийский луч». Писал Михаил Андреевич о родной школе и своих коллегах, о судьбах выпускников, а также о тех событиях, которые происходили в ропшинском поселении.(приложение 7)

Многие из его коллег рассказывают и еще об одном таланте Михаила Андреевича – красивейшем голосе. Когда он исполнял свой любимый романс «Вечерний звон», у присутствующих на глаза наворачивались слезы.

3.5 Неравнодушный к судьбам выпускников

Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.

Трогателен и может по современным меркам не так оформлен, но потому он еще более притягателен альманах, в котором наставник следил за судьбой своих питомцев. В нем собраны материалы об учениках, осваивавших северные районы страны. И прежде всего это была Арктика. Сделав со школьной скамьи, под впечатлением незабываемых уроков географии, свой выбор, ученики Михаила Андреевича посвятили свой нелегкий труд в условиях полярной стужи и штормовых ветров освоению на благо родине бескрайних арктических просторов. (приложение 5)

4. Ровесник Победы. (Зарождение музея).

Создатель нашего музея

Глубокий Вам поклон

За то, что в нем Вы сохранили

Историю времен

«Если ваше посещение Ропши совпадает с часами работы школы, вы сможете осмотреть небольшой школьный музей, созданный при участии учителя, краеведа-энтузиаста М.А.Смирнова». Ропшинской волостью. 1

Эти слова известного исследователя-краеведа Юрия Ананьевича Дужникова были написаны 40 лет назад.

Нам, ропшинским школьникам повезло – ведь мы живем и учимся в уникальном месте. Известное еще с начала 16 века, село Храпша не раз оказывалось в центре важнейших исторических событий, связанных и с судьбами царствующих особ, и с решающими сражениями гражданской и Великой Отечественной войн.

Все это знает любой ученик из нашей школы. А также и то, что ропшинские родники со времен Петра 1 питают фонтаны Петергофа, а в здании бывшей бумажной фабрики – памятника архитектуры 19 века – находится старейший в стране Федеральный Селекционный Генетический Центр Рыбоводства.

Летопись этих событий ярко отражена в экспозициях школьного комплексного историко-краеведческого музея. Смирнов Михаил Андреевич стоял у его истоков со дня основания в 1946 году.

Изначально музей был задуман как Зал Боевой Славы и располагался в старом деревянном здании школы. Первые экспонаты рассказывали о военной истории Ропши. Ведь именно наш поселок оказался на пересечении 2 направлений, по которым наступали советские войска: 2-ая ударная армия от Ораниенбаума и 42-ая от Пулковских высот. Из-за нехватки помещения многие из экспонатов (фотографии героев войны, агитационные плакаты военного времени) приходилось вывешивать в рекреациях и на стенах вдоль лестниц. (Приложение 8)

В 1973 году школа переехала во вновь отстроенное каменное здание и музей также отметил новоселье. Ученики школы под руководством Михаила Андреевича собирали материал для экскурсий, ходили в поисковые экспедиции, записывали воспоминания старейших жителей поселка, оформляли альбомы.

Вот как об этом вспоминает Везолайнен Владимир Викторович :

« Я и многие мои одноклассники под руководством настоящего патриота, участника Великой Отечественной войны, Михаила Андреевича Смирнова, участвовали в поисковых походах, встречах с ветеранами. Сколько интересного мы узнали о героических событиях на родной земле. Ветераны делились не только своими воспоминаниями, но и фотографиями, личными вещами для музея. Нам, мальчишкам, выпала огромная честь присутствовать на открытии мемориальной доски Героям Советского Союза Пальчикову и Рытову.

С чувством гордости мы проводили экскурсии по нашему школьному музею. Думаю, что именно воспитание патриотизма и гордости за прошлое наших отцов и дедов определило выбор военной профессии для многих из нас. Скажу о себе: за мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом « За службу Родине 11 степени».

А это воспоминания другой ученицы Михаила Андреевича, Ивановой Елены Петровны:

«Неспроста, когда мы приходим в школу, то, прежде всего, спешим в наш музей. Именно, «наш», потому что очень многие экспонаты музея собраны нашим поисковым отрядом.

Уже став взрослыми, мы отчетливо осознаем, что всего этого могло и не быть в нашей жизни, если бы не наш любимый Михаил Андреевич».

Известно, что новая война начинается тогда, когда человек забывает о прошлой. Пройдя войну, познав ее ужасы, лишения, потери родных, Михаил Андреевич остался чутким и отзывчивым человеком. Он был уверен, что « сила, способная предотвратить пожар войны – это наша память».

С 1963 года Михаил Андреевич начинает собирать экспонаты для открытия краеведческого музея. Так как он преподавал географию, то одной из первых экспозиций музея стала «Географическое прошлое моего поселка», где ребята узнавали, что в силурийский период территория Ропши была дном древнего моря, а на горных породах можно увидеть отпечатки древних растений. Сбору материалов для экспозиции способствовала увлеченность Михаила Андреевича туризмом. Из походов его ученики приносили не только море положительных эмоций, но и новые экспонаты. Михаил Андреевич как истинный патриот понимал, что прошлое родного края, это частица души каждого человека и старался вложить это в души своих учеников. И благодарные ученики вносили частичку своей души в создание музея. Став выпускниками, они, приезжая на вечера-встречи, многие из них привозили подарки для новых музейных экспозиций.

5. Хоть по крупицам, но спасти…

Гордостью музея стали экспонаты из ропшинского дворца. Они появились в нашем музее только благодаря самоотверженности Михаила Андреевича. В 90-е годы, после того как из дворца съехала воинская часть химиков, началось разграбление всего, что еще оставалось в нем. Доходило до самого жуткого: сбивали израсцовые плитки с печей и каминов, уносили картины, разбивали лепнину, оформлявшую залы дворца. И в этот непростой период Михаил Андреевич, уже будучи на пенсии, сумел вместе с учениками нашей школы собрать образцы дворцовой лепнины и сохранившуюся утварь.

Поистине ценной, предстает в экспозиции краеведческого зала музея картина неизвестного художника, посвященная одному из эпизодов Северной войны. Историю ее спасения рассказала учитель русского языка Щукина Татьяна Петровна: « В один из ноябрьских вечеров раздался стук в дверь. Когда ее открыли, то увидели взволнованного Михаила Андреевича, в его руках была картина, ту, что сейчас украшает наш краеведческий зал. Он с дрожью в голосе сказал: шел мимо дворца и увидел картину, брошенную на улицу. Видимо тот, кто ее уносил из дворца, не до конца оценил ее историческую ценность. Я прошу вашу семью, пусть она некоторое время побудет у вас. Как только закончится ремонт в школе, я ее заберу».

Член нашего творческого объединения Нестерова Аня подготовила экскурсию, которая так и называется «Тайны музейных экспонатов». В ней собраны самые интересные истории появления дворцовых экспонатов, рассказанные выпускниками Михаила Андреевича

6 ….Зажженный вами не погаснет свет!.. (Преемники Смирнова Михаила Андреевича).

Как ранее отмечалось, в 1990 году музей постигает закрытие. Из-за плохого отопления в школе размораживается система отопления и в связи с ремонтными работами многие экспонаты переносят в служебное, но неотапливаемое помещение. Как вспоминают его коллеги, Михаил Андреевич очень сильно переживал и старался сберечь музейные ценности. К тому времени он уже вышел на пенсию, но каждую неделю приходил в школу, чтобы решить вопрос о возрождении музея.

Наша школа отличается преемственностью традиций. Это и учительские династии, и смена поколений. Пример этого – руководство школьным музеем.

После ухода Михаила Андреевича на пенсию возродить музей и сохранить экспонаты удалось Светлане Владимировне Разносчиковой, его ученице, учителю истории, ныне директору нашей школы. Она приложила максимум усилий, чтобы музейное дело в школе развивалось. Принципом ее работы с юными краеведами было осторожное и бережное к ним отношение, для того, чтобы дать им раскрыться, почувствовать свою значимость. За годы ее руководства юные экскурсоводы неоднократно становились победителями и призерами областных и муниципальных конкурсов.

Светлана Владимировна вместе с командой единомышленников – учителем географии, тоже ученицей Михаила Андреевича, Федуловой Натальей Владимировной и учителем ИЗО Ковалевой Любовь Андреевной в течение нескольких месяцев переносили экспонаты из неотапливаемого помещения. Вместе с ребятами они проводили реставрационные работы, восстанавливали покалеченные временем экспозиции, создавали новые выставки. Это был очень кропотливый труд, но усилия ребят и их старших наставников увенчались успехом. К 150-летнему юбилею школы вновь открылся школьный музей.

Особой гордостью музейщиков школы является его официальное признание, в 2001 году музей получил свидетельство о присвоении звания «школьный музей» за номером 8103.

За годы своего существования без Михаила Андреевича его преемники

старались работать так, чтобы дело всей его жизни продолжало жить.

Открывались новые экспозиции: «Русская изба», «Бумажная фабрика», «Усадьба и ее владельцы».

К каждому юбилею школы в музее появлялись какие-нибудь новшества. Так это было и к 166-летнему юбилею школы, который она отметила совсем недавно - 26 октября 2018 года.

В подарок от попечителей школы в музее полностью был заменен потолок, который пострадал из-за протечек в крыше. Ребята –музейщики систематизировали материал, собранный когда-то Михаилом Андреевичем и создали новую развернутую экспозицию «Истории развития школы». (Приложение 9).

По старым альбомам, из воспоминаний выпускников школы, по воспоминаниям учителей-ветеранов мы проследили историю не только развития школы, но и те исторические эпохи, в которых шло обучение ропшинских ребятишек. Каждая отдельная веха ее развития нашла свое отражение в тематической экспозиции. Большую помощь нам оказывали местные жители, выпускники школы и наши попечители.

К юбилею школы в музее появилась еще одна тематическая экспозиция «Быт ропшинских жителей в предвоенные и послевоенные годы». Чудесным образом в ней разместились такие экспонаты, как патефон, старинный телефон и кофемолка, швейная машинка и один из первых фотоаппаратов. Отдельное почетное место занимает старинный буфет, подарок музею от семьи Трушкиных. (Приложение 9)

Стилизована под старину и композиция русской избы. На ажурных полках, сделанных умелыми руками нашего учителя труда, Березина Александра Васильевича разместилась нехитрая кухонная утварь, а в люльке, сделанной тоже его руками, спокойно спит младенец.

Самое почетное место в музее отведено экспозиции, рассказывающей о создателе музея – Смирнове Михаиле Андреевиче.

«Учитель! Через много лет,

Зажженный Вами не погаснет свет!»…

строчки из этого стихотворения так близки моим исследованиям о жизни Смирнова Михаила Андреевича - удивительного учителя, нашего земляка, родоначальника школьного комплексного краеведческого музея. Свет, зажженный им, помогает нам открывать новые, неизвестные страницы из истории нашего поселка. (Приложение 10 ).

Одним из подарков в память об этом интересном человеке стала книга, созданная членами библиотечно-музейного клуба под названием «Ропша – наша маленькая Русь», где мы в своих работах постарались обобщить тот богатый материал, который собрал Михаил Андреевич.

7. Заключение

Понять нам сразу не дано:

Что в нас посеяли – взошло..

Подошло к концу мое исследование. В нем я постаралась изучить и обобщить материал из различных источников: архивов школьного музея, интервью с выпускниками школы (учениками Михаила Андреевича Смирнова), воспоминаний его дочери.

О нем с благодарностью вспоминают не только те, кто с ним жил и работал. Даже непродолжительная встреча с этим человеком оставляла большое впечатление. Когда методист по музеям центра детского творчества Толмачева Валентина Анатольевна узнала, что мы пишем о Михаиле Андреевиче, то с уважением заметила:

«Да, именно Михаил Андреевич заразил меня «музейным вирусом». Если бы я не побывала в Ропшинском музее в далеком 1995 и не поговорила с этим увлеченным Учителем, то не знаю, взялась бы я за музейную работу с детьми. Умел он позвать за собой».

Собранные материалы помогли проследить судьбу учителя нашей школы, создателя нашего школьного музея и на его примере рассказать моим сверстникам, как много зависит от личности одного человека.

По материалам своего исследования я составила презентацию, с которой выступаю перед посетителями нашего музея. Всех удивляет и восхищает мирный подвиг Михаила Андреевича.

Приложение №1

Смирнов М.А.

Родился 25 октября 1918 года, в Тверской губернии, Старицкой волости, деревни Колпино. Родители:

мать – Фадеева Феодосия Григорьевна, отец – Смирнов Андрей Дмитриевич.

1926г.- поступил в Покровскую школу.

1929 году – закончив три, класса вместе с родителями переезжает под Ленинград в Можайск. Поступил в 4 класс Красносельской средней школы.

В 1939г. – закончив 10 классов, он поступил в Ленинградский кораблестроительный институт.

1940г. – служба в армии.

1941 год – участник боевых сражений в Беларуссии. Ранен. Отправлен в запасную воинскую часть за Уралом, где продолжил службу в качестве комсорга полка.

1946 г.- демобилизовался. Возвратился в Ленинград, где окончил курсы в Гатчинском педучилище.

1941г.- после окончания курсов, по распределению Красносельского РОНО, был направлен на работу в Ропшинскую среднюю школу.

1946 г.- работает в Ропшинской школе учителем физической культуры.

С 1954 г. становится преподавателем географии, увлечен

туризмом, занимает должность завуча, директора и одновременно учится заочно в Ленинградском педагогическом институте, на факультете «Естествознания - географии». Закончив, поступает на географический факультет этого же института. Оба факультета заканчивает с отличием.

Приложение 2

Личные вещи Смирнова Михаила Андреевича на экспозиции в школьном музее

Почетная Грамота о присвоении кабинету географии 1 места в областном конкурсе кабинетов.

Приложение 4

Копии фотографий одного из туристических походов Архив школьного музея. Дело № 19

Приложение 5

Выпускники школы в Арктике

Многие из них со школьной скамьи мечтали об Арктике. Слово « Арктика» для многих из них было овеяно романтикой первооткрывателей, их героических подвигов. В условиях полярной стужи, полярной ночи, штормовых ветров выпускники нашей школы совершали свои трудовые подвиги.

Вот их имена – Мясников Юрий, Тика Александр, Тамми Виктор.

После окончания ропшинской школы они поступили и закончили высшие морские училища и после распределения работали в условиях Крайнего Севера.

Прохоров Георгий после окончания ЛАУ три года проработал на метеостанции в Андерме, на берегу Карского моря.

Липьянен Анатолий, Вязолайнен Олег, Рязанов Николай после окончания геофизического факультета успешно трудились на метеостанциях Арктики.

Везико Александр с детства мечтал стать летчиком и после армейскойц службы с отличием закончив училище гражданского аэрофлота обслуживал обширный район в Чукотсуом секторе Арктики.

Охраняя неприкосновенность Советской Арктики в рядах Северного морского флота Иванов Федор, Мухин Николай, Сироткин Владимир, Валяев Валерий, Котков Станислав, Догадкин Владимир.

В войсках связи в Чукотском секторе Арктики шесть лет служил старший лейтенант Алтынов Олег.

На мысе Челюскина 77.43 северной широты 104.18 восточной долготы после окончания Ленинградского Арктического училища в качестве метеоролога работал несколько лет выпускник школы Липьянен Анатолий. В свободное время он увлекался фотографией. Многие снимки хранятся в школьном музее.

Сведения взяты из архивов школьного краеведческого музея.

Дело № 13 «Переписка с выпускниками школы».

Приложение 6

Картины Михаила Андреевича Смирнова в школьном музее.

Ропшинские школьники в

турпоходе на привале.

Ропшинская бумажная фабрика

У костра

Приложение 7

Публикации Смирнова М.А в местных газетах.

Приложение 8

1948 – 1950гг. Первые музейные экспозиции.

Документы из в архива школьного музея.( Дело № 24)

Почетная грамота Смирнова М.А.

За патриотическое воспитание школьников, 1968 год

Приложение 9 Музейный актив –преемники Михаила Андреевича

Приложение №8

Фрагменты экспозиции « Русская изба»

Приложение 9

Фрагмент экспозиции сельского быта 30-х – 60-х годов XX века

Приложение 10 Серия документально-исторических сборников, выпущенных на основе материалов, собранных Смирновым Михаилом Андреевичем

 

Список используемой литературы

1. Бабочка над заливом.-СПб.; Специальная литература, 2011

2.Басовский М.А. Непокорённый плацдарм.- Лениздат, 1987

3.Березенко Р.Т. Ораниенбаумский плацдарм.- 2-е изд., доп. – С.-Пб, 2002

4.Дужников Ю.А. Ропша. -Лениздат, 1967

5.Дужников Ю.А. Ропша.- Лениздат, 1973

6.Моня В.С. Ропша.- ИПК «Вести» С.-Пб, 2006

7.Моня В.С. 80 лет Ломоносовскому району.-ИПК «Вести», 2007

8. Наши замечательные учителя.- СПб, Петродворец, 2007

9.Ропша – наша маленькая Русь.-СПб, Первый класс,2012

10.Ропша. ХХ век – здесь каждая судьба-открытие…-СПб, Специальная литература, 2009

11.Толмачёва В.А. С тебя начинается Родина.- МО «Ломоносовский район», 2001

Архивные документы:

1. Личные семейные архивы семьи Смирновых Адрес: Ропша, ул.Школьная, д.11,кВ.3

2.. Архив школьного краеведческого музея. Альбом «Старые фотографии». Дело №34

3.Архив школьного краеведческого музея. Альбом «Судьбы учителей». Дело № 22

4.Архив школьного краеведческого музея. Альбом «Туризм в школе». Дело № 19

5. Газетный архив Ропшинской поселковой библиотеки.

6. Интервью с выпускниками школы:

Бойковой Светланой Васильевной. Адрес: Ропша, в\г, 2/2 кв.8.

Везолайнен Владимиром Викторовичем. Адрес: Ропша, Стрельнинское шоссе, 11

Ивановой Еленой Петровной. Адрес: Ропша, ул. Оранжерейная, 12

7. Интервью с учителями школы:

Разносчиковой Светланой Владимировной – директором школы

Васиной Лилией Мироновной – учителем филологии, пенсионеркой.

1 Дужников Ю.А.Ропша.Лениздат.,1973

Просмотров работы: 84