Историческая память и Великая Отечественная война

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Историческая память и Великая Отечественная война

Арсланов А.А. 1
1МБОУ "СОШ № 140"
Пахомова Н.В. 1Искакова Г.Р. 1
1МБОУ "СОШ № 140"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я живу в прекрасной стране мира. Я люблю свою страну. Я радуюсь ее успехам и переживаю сложные моменты в ее развитии. В будущем я планирую поступить в военное училище и, поэтому мне особенно близка тема, связанная с войной, защитой моего Отечества.

Одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война – великое событие XX столетия не только для народов нашей страны. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной – важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.

Актуальность темы: сохранение исторической памяти о великом и в то же время трагическом событии для нашей страны.

Цель исследования: выявление состояния исторической памяти о войне у различных возрастных групп населения. Изучались интерес к событиям Великой Отечественной войны, источники знаний о ней и оценка их значимости, персоналии войны, подводились уроки войны.

Объект исследования: учащиеся 4, 10 классов и родители учащихся данных классов.

Методы исследования: изучение соответствующей литературы по теме, проведение социологического опроса учеников школы и старшего поколения.

Предмет исследования: отражение памяти о Великой Отечественной войне в представлениях, знаниях, образах, эмоциях, чувствах

Гипотезы исследования: «живая» память» ослабевает, но интерес к прошлому остается.

Научная новизна предполагаемого исследования заключается в возможности изучить данный вопрос через опрос учащихся и родителей МБОУ «СОШ № 140».

В процессе написания работы использовались различные источники. К 70-летию Великой Победы над фашизмом под эгидой Министерства обороны России вышел 12-томный научный труд «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Я познакомился с этой книгой, где рассказываются события Великой Отечественной войны. Книга заставляет пережить страшные события той войны. Думаю, в будущем я ее изучу. Мною использованы источники в основном электронного ресурса. Много разных статей посвящены изучению данного вопроса. В своей работе я использовал исследования Черновой О.В. «Историческая память россиян о Великой Отечественной войне», взял из данной работы некоторые вопросы по анкете. Соколова М.В. «Что такое историческая память», где рассматриваются теоретические вопросы исторической памяти, виды памяти. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе дается теоретический анализ понятия историческая память. Во второй главе анализируется социологический опрос по теме.

 

Глава I. Теоретический анализ исторической памяти

Все дальше от нас уходит самая страшная война в истории человечества. В исторической памяти российского общества Великая Отечественная война занимает особое место. Исследования Фонда общественного мнения показывают, что праздник Победы является самым знаменательным днем для большинства населения России.(3) Умирают ветераны, в СМИ всё чаще внедряются искаженные факты военных лет, забываются герои войны , искажаются события войны. То есть историческая память со временем ещё больше политически и идеологически актуализируется (1) Отметим, что представления об исторической памяти на первый взгляд выглядят однозначными – это исторические события и их персонажи, однако практика исследований показывает, что коллективные воспоминания в действительности кристаллизуются на событиях и личностях, обладающих большой ценностной нагрузкой. Содержательно наполненные воспоминания обычно касаются героических или, наоборот, нравственно травмирующих событий истории, ее позитивно или негативно окрашенных эпизодов. Таким образом, предметом исторической памяти можно считать не любые исторические события и персонажи, а те, которые в значительной степени актуальны для современной жизни общества.

Как известно, главным итогом Великой Победы явились полный разгром гитлеровской армии и формирование современного миропорядка. В то же некоторыми авторами книг искажается подлинная история войны. Наше поколение имеет представления о событиях того времени как через «живую память» – рассказы, письма, встреч с Ветеранами войны и тыла или через официальную историю, которую мы изучаем в школе, через чтение художественной и документальной литературы, посещение музеев, просмотр кинофильмов. Но с каждым годом Ветеранов становится все меньше. По мнению М.В. Соколовой, с естественным уходом людей - современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более насыщенной «реальностями» дня сегодняшнего (4). Чем дальше во времени мы уходим от мая 1945 года, тем полнее и всестороннее предстают свершения советского народа и его вооруженных сил в Великой Отечественной войне. Во многих городах и селах нашей стране воздвигнуты памятники героям войны, названы улицы в честь событий Великой Отечественной войны, открыты мемориальные комплексы. Не исключением является и мой город. В Казани находится Парк Победы, где высажено 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей Великой Отечественной войны. Над парком возвышается стела Победы, высотой 42 метра.

В последние годы массовый характер приобрела акция по раздаче георгиевских ленточек. Она проводится с 2006 года в конце апреля – начале мая, накануне Дня Победы. Ученики нашей школы принимают активное участие в данной акции. Георгиевская ленточка стала символом победы над фашизмом. Их прикрепляют на одежду, на автомобили. Поистине массовым становится шествие «Бессмертного полка».

Как известно, главным итогом Великой Победы явились полный разгром гитлеровской армии и формирование современного миропорядка. Историческая память о Великой Отечественной войне выступает как ценностная основа национального самосознания и сплоченности наших граждан. В сентябре 2012г. в Краснодаре на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи президент РФ В.В. Путин отметил, что «мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» (2).

Глава II. Исследование особенностей исторической памяти и Великой Отечественной войны учащихся и родителей МБОУ «СОШ « 140»

В социологическом опросе приняли участие учащиеся 4, 10 классов и родители учащихся данных классов. Вопросы анкеты представлены в приложении № 1.

В опросе приняли участие 4 класс-28 человек, 10 класс– 21 человек, родители 24 человека. Всего-73 человека. Респондентам была предложена анкета, в которых содержалось 9 вопросов. Отношение к этому событию всемирно-исторического значения выражается, прежде всего, через интерес к нему. Среди наших респондентов нашлись 3 человека, кого бы события Великой войны не интересовали совсем, а все остальные респонденты выразили интерес к данному вопросу

Таблица 1(Приложение № 2 диаграмма 1) . «Интерес к Великой Отечественной войне»

Вопросы

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 10 класса

Родители

Интересует

89%

100%

100 %

Не интересует

11%

%

0%

В возрастных группах интерес распределяется по-разному: если в старшем поколении отсутствуют те, кого война не интересует, то в младших поколениях таких насчитывается 11%. Как объясняет О.В. Чернова, что одна из главных причин интереса к Великой Отечественной войне — её значимость для каждой семьи. Особенно это ощущают представители старших поколений. У представителей старшего поколений бабушки, дедушки либо воевали, либо были военврачами и медсёстрами, либо изготавливали военную технику и вооружение на военных заводах, были донорами в период войны. У многих участников опроса погибли близкие родственники. Возможно, они слушали воспоминания не только родственников, но и школьных учителей-участников боевых действий и трудового фронта, их друзей, были знакомы с инвалидами войны, Они были счастливы сопричастностью с большими делами Родины, участвовали в совместном труде на её благо, гордились уверенностью в завтрашнем дне. Однако и некоторые представители младших поколений понимают, что от поступков каждого из наших предков в ту пору зависело будущее семьи и стран (5).

Таблица 2 (Приложение диаграмма 2) . «Когда была Великая Отечественная война».

Вопросы

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 10 класса

Родители

Знают

53 %

100%

100 %

Не знают

47%

%

0%

Респонденты младшего возраста не смогли дать ответ да данный вопрос. Респонденты старшего возраста проходили курс истории в 9 классе, изучали войну по литературным источникам.

Таблица 3 (Приложение диаграмма 3) . «Какие страны воевали?»

Вопросы

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 10 класса

Родители

Знают

53 %

100%

100 %

Не знают

47%

%

0%

Респонденты младшего возраста путают, какие страны и с кем воевали.

Таблица 4. ( Приложение диаграмма 4). «Кто начал войну?»

Вопросы

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 10 класса

Родители

Знают

89 %

100%

100 %

Не знают

11%

%

0%

Респонденты младшего возраста лишь трое не смогли ответить на данный вопрос.

Таблица 5. ( Приложение диаграмма 5) «Источники знаний о войне»

Источники

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 10 класса

Родители

Семья

67%

33%

83%

Школа

67

100%

100%

Кинофильмы

60

100%

100%

Книги

53

100%

91%

Встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла

28

67%

100%

Музеи

60%

100%

50%%

Мы видим большее разнообразие источников знаний о Великой Отечественной войне у представителей опроса. У старших поколений книга была и источником познания мира, и другом, и прекрасным спутником проведения досуга. Менее значимым источником знаний о войне становится семья, так как участники войны и труженики тыла уходят из жизни и в семье знания и впечатления о войне нередко передаются через посредников — их детей. Эмоциональное воздействие «живой» памяти на слушателей невозможно преувеличить, потому-то более 67% респондентов в качестве одного из источников знаний о войне называют встречи с ветеранами.

Таблица № 6. (Приложение: диаграмма № 6) «Назовите фамилии героев войны»

Вопросы

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 10 класса

Родители

Знают

42 %

79%

100 %

Не знают

58%

21%

0%

Старшее неплохо знают персоналии Великой Отечественной: большинство респондентов называет по несколько персоналий в каждом разряде. Поколения до 40 лет, учившиеся в школе в в большинстве называют только полководцев, причём у многих знание полководцев ограничивается Г.К.Жуковым. Младшие респонденты в качестве героев называют даже Кутузова, Невского. К сожалению, совершенно недостаточно знают даже Героев Советского Союза военных лет, не говоря о конструкторах, писателях-военкорах, артистах, поэтах и композиторах. И это очень грустно. Недаром говорят: народ, забывший своих героев, погибает.

Таблица № 7.(Приложение: диаграмма № 7) «Причины победы в войне»

Главные факторы победы — патриотизм и героизм советского народа на фронте и в тылу незначительно различаются в представлении младших и старших поколений

Вопросы

Учащиеся

4 класса

Учащиеся

10 класса

Родители

Патриотизм

85%

100%

100%

Героизм советских людей

85%

100%

83%

Талант полководцев

17%

100%

50%

Просчеты наших врагов

35%

82%

50%

Не смогли выбрать предложенные ответы

15%

0%

0%

Таблица № 8 (Приложение: диаграмма № 8). «Как вы думаете, нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны».

Вопросы

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 10 класса

Родители

Да

89%

100%

100 %

Нет

11%

%

0%

Данный вопрос возвращает о необходимости изучения истории самой кровавой войны.

Вопрос № .9: «Какие уроки можно извлечь из этой войны». Респондентам дано было ответить произвольно на данный вопрос. Большинство опрошенных считает, что уроками, которые надо извлечь из данной войны - это не допустить новую войну, беречь оставшихся в живых немногочисленных Ветеранов войны и тружеников тыла, любить свою страну.

Все гипотезы исследования подтвердились. Радует интерес большинства респондентов к событиям Великой Отечественной войны. Молодёжь, извлекая уроки из истории, думает о будущем. Если мы будем сохранять историческую память, то мы будем сильным и мощным государством, тогда мы будем непобедимы!

Заключение

Память о Великой Отечественной – это память, прежде всего о великом советском народе, защитившем своё Отечество, это память о подвигах, героизме, тяжелых испытаниях на фронтах и в тылу всех представителей многонационального Советского Союза; это память о наших близких, всех тех, кто отдал жизнь за спасение мира от чудовищных планов фашистов (1).

Поколение, не помнящее прошлого, не знающее всей правды о Великой Отечественной войне, не может учесть уроков истории, сделать правильные выводы на будущее. По мнению людей, чтобы не допустить этого, надо постоянно, а не только к юбилейным военным датам боевых сражений, познавать исторический процесс периода Второй мировой и её составной части Великой Отечественной войны, помнить о вкладе всех братских народов СНГ. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто ценой своей жизни отстоял Отечество.

С течением времени война становится всё более далеким событием, участники её уходят из жизни – следовательно, живая память ослабевает. Беседуя с участниками опроса, мы узнали, что люди и сейчас смотрят фильмы, слушаю песни, читают книги о войне (правда, в основном это люди старшего поколения). Если наше поколение, что и читает, то в основном книги, которые им задают по школьной программе или то, что им подаётся в интернете.

В целом всё наше исследование показало, что наше общество в целом крайне негативно относится к фашизму.

В нашем соцопросе, взгляды на героев, личности, события тех лет в целом совпадают, но мы заметили, чем младше собеседник, тем двойственнее их отношение к событиям. Спрашивая людей, почему это происходит, мы услышали от них, что это происходит из-за стремления по-новому взглянуть на прошлое. И это вполне объяснимо: спустя годы многое воспринимается иначе, появляются и вводятся в научный оборот новые ранее неизвестные документы.

Подводя итог нашему социологическому опросу, мы считаем. Чем дальше уходит от нас время Великой Отечественной войны, тем сильнее должны быть чувства благодарности и долга перед всеми, кто защитил Родину от фашизма, освободил народы Европы от порабощения. Историческая память должна сохранить для нас, их потомков, все их усилия, упорство, самоотверженность, подвиги.

Подводя итоги всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.

Закончить мне свою работу хотелось бы словами поэта А.Твардовского Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье!"

Список использованной литературы

1. «Великая Отечественная война 1941-1945 годов», М., 2015

2. Путин В.В. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте». Электронный ресурс, 2012 Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/ 3. Рачипа А.В.1, Бурьков В.В. «Великая Отечественная война и исторического память молодого поколения», электронный ресурс, 2016 стр. 3

4.Соколова М.В. «Что такое историческая память», Журнал «Преподавание истории в школе» № 3, стр. 37

5. Чернова О.В. «Историческая память россиян о Великой Отечественной войне», Электронный ресурс, Политрос, № 3, 2015, стр. 1-8

Приложения

Приложение № 1

Анкета «Историческая память и Великая Отечественная война»

1.Вас интересует Великая Отечественная война

А) Да Б) Нет

2.Когда была Великая Отечественная война?

__________________________________________________

3.Какие ведущие страны воевали?

__________________________________________________

4.Кто начал войну?

__________________________________________________

5. Источники знаний о войне (выберите варианты ответов)

А) семья

Б) школа

В) кинофильмы

Г) книги

Д) встречи с Ветеранами

Е) музеи

6. Назовите фамилии Героев войны

7. Напишите причины победы в войне (выберите варианты ответов или дополните свои варианты героизм нашего народа, талант полководцев, просчеты наших врагов…..)
8. Как вы думаете, нужно ли изучать Великую Отечественную войну

А) Да

Б) Нет

9. Какие уроки можно извлечь из этой войны?

__________________________________________________________________________________________

Приложение № 2 Диаграмма № 1 «.Интерес к Великой Отечественной войне»

Диаграмма № 2. «Когда была Великая Отечественная война».

Диаграмма № 3. «Какие страны воевали?»

Диаграмма № 4 « Кто начал войну?»

Диаграмма № 5. «Источники знаний о войне»

Диаграмма № 6. «Назовите фамилии героев войны»

Диаграмма № 7. «Причины победы в войне».

Диаграмма № 8. «Как вы думаете, нужно ли изучать Великую Отечественную войну».

Просмотров работы: 9857