Краткая аннотация
В музее городов Лабытнанги и Салехард представлены экспозиции, посвященные разным периодам жизни нашего края. В этнографическом зале можно увидеть национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом жителей крайнего Севера. Исторические экспонаты требуют бережного обращения, используя современные технологии, можно создать прототипы экспонатов, распечатать их и изучить.
Использование на занятиях внеклассной и внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох повысит уровень метапредметных компетенций обучающихся.IT-технологии как средство сохранения этнографических экспонатов Ямала.
АННОТАЦИЯ
У нас есть места, где можно прикоснуться к истории, узнать о достопримечательностях, обычаях и быте, увидеть интересные и удивительные вещи - это ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ И.С. ШЕМАНОВСКОГО, ГОРОДСКОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. В музее представлены экспозиции, посвященные разным периодам жизни нашего края. В этнографическом зале можно увидеть национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом жителей крайнего Севера. Исторические экспонаты требуют бережного обращения, используя современные технологии, можно создать прототипы экспонатов, распечатать их и изучить.
Использование на занятиях внеклассной и внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох повысит уровень метапредметных компетенций обучающихся.
Цель работы: создание в программе SOLIDWORKS трехмерные модели музейных экспонатов для сохранения артефактов.
Задачи работы:
Изучит вредные влияния на музейные экспонаты.
Изучить основы работы на 3-d принтере.
Изучить основы работы в среде SOLIDWORKS.
Внести экспонаты в программу SOLIDWORKS.
Распечатать прототипы.
Сформировать экспозицию из созданных 3-D моделей.
Создать каталог STL файла для печати прототипов.
Выявить уровень интереса в использовании IT-технологий во внеурочной деятельности для обработки информации, в том числе этнографической.
Определить значимость IT-технологий для личностного развития (профессиональное самоопределения, творчества и т. д.).
Объект исследования: 3-D модели экспонатов в сети Интернет
Предмет исследования: трехмерные модели экспонатов Городского краеведческого музея.
Методы исследования:
Теоретический анализ существующих 3-D моделей экспонатов.
Практические:
- Разработка прототипа
- Конструирование прототипа
-Демонстрация материала
- Анкетирование
Предлагаю использовать 3-D печать для создания прототипов исторических артефактов для их изучения и сохранения.
Использование на занятиях внеклассной и внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох повысит уровень метапредметных компетенций обучающихся.
Музей этнографической культуры народов Севера, функционирующий в рамках реализации проекта "Муниципальная региональная площадка «Этнокультурный центр «Яляко»" (МАОУ ДО ЦДТ г. Лабытнанги), заинтересован в результатах моей работы и готов принять в дар экспонаты.
IT-технологии как средство сохранения этнографических экспонатов Ямала
Глущенко Валерий Андреевич
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
11 класс
Научная статья
Недавно я был в нашем городском краеведческом музее на выставке «Предметы-помощники коми-зырян, первых поселенцев Лабытнанги». Это предметы начала ХХ в., экспонируются впервые. Коллекцию составляют деревянные маслобойка и ковши, ведерко и корытце, скалка; деревянные прялки, веретено, стиральная доска; инструменты для выделки шкур – скребки, доски; пяла для плетения рыболовных сетей, поплавок из берёсты и другие1. Экспонатам много лет, время безжалостно к свидетелям прошлого, и тем бережнее и внимательней мы должны относится к историческим артефактам. Актуальность работы заключается в том, что используя современные технологии, можно создать прототипы экспонатов, распечатать их и изучать, тем самым привлекая ребят к изучению историю с применением современных гаджетов.
Гипотеза: предполагаем, что использование на занятиях внеклассной и внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох повысит уровень метапредметных компетенций обучающихся.
Цель работы: создание в программе SOLIDWORKS трехмерные модели музейных экспонатов для сохранения артефактов.
Задачи работы:
Изучит вредные влияния на музейные экспонаты.
Изучить основы работы на 3-d принтере.
Изучить основы работы в среде SOLIDWORKS.
Внести экспонаты в программу SOLIDWORKS.
Распечатать прототипы.
Сформировать экспозицию из созданных 3-D моделей.
Создать каталог STL файла для печати прототипов.
Выявить уровень интереса в использовании IT-технологий во внеурочной деятельности для обработки информации, в том числе этнографической.
Определить значимость IT-технологий для личностного развития (профессиональное самоопределения, творчества и т. д.).
Объект исследования: 3-D модели экспонатов в сети Интернет
Предмет исследования: трехмерные модели экспонатов Городского краеведческого музея.
Методы исследования:
Теоретический анализ существующих 3-D моделей экспонатов.
Практические:
- Разработка прототипа
- Конструирование прототипа
-Демонстрация материала
- Анкетирование
Предлагаю использовать 3-D печать для создания прототипов исторических артефактов для их изучения и сохранения.
Использование на занятиях внеклассной и внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох повысит уровень метапредметных компетенций обучающихся.
Теоретическая значимость: расширение знаний по информатике, робототехнике, этнографии Ямала.
Практическая значимость: Созданные файлы можно использовать на занятиях внеурочной деятельности с применением 3-D принтера. Трехмерные изображения предметов эпохи, помогут сделать занятия по истории, географии внеклассной и внеурочной деятельности увлекательным и интересным.
У нас есть места, где можно прикоснуться к истории, узнать о достопримечательностях, обычаях и быте, увидеть интересные и удивительные вещи - это ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ И.С. ШЕМАНОВСКОГО, ГОРОДСКОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. В музее представлены экспозиции, посвященные разным периодам жизни нашего края. В этнографическом зале можно увидеть национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом жителей крайнего Севера. Исторические экспонаты требуют бережного обращения. В ходе беседы с сотрудниками музеев была получена положительная оценка работы.
Причины старения и разрушения объектов:
Физические:
Механическое воздействие
Изменение физических размеров под воздействием колебаний климата
Химические:
Изменение состава и структуры материала под воздействием химических реагентов воздуха и воды
Биологические:
Плесень
Насекомые
Животные
Социальные:
Неумелая реставрация
Вандализм
Неосторожное обращение
Я подумал, о том, что можно использовать современные достижения науки и техники, оцифровать музейные экспонаты. Это сделает наследие прошлого более доступным широкой публике и значительно упростит работу сотрудников музея. Я решил начать работу с обработки орнаментов народов Севера.
Объекты я моделирую в программе SOLIDWORKS. Это программа, позволяет создавать 3D-модели различной сложности от простых болтиков до полнофункциональной модели ракеты.
Трехмерное моделирование существенно превосходит по преимуществам линейное проектирование. Программа SolidWorks позволяет увидеть будущее изделие в объеме с разных сторон и придать ему реалистичности отображения в соответствии с избранным материалом для пробной оценки дизайна.
Процесс построения 3-мерной модели основывается на формировании объемных геометрических элементов и выполнении разных операций между ними. Принцип чем-то напоминает конструктор «LEGO» - модель создается из шаблонных элементов (блоков), она подлежит редактированию путем добавления/удаления данных блоков или посредством изменения их характерных параметров. SOLIDWORKS позволяет работать в виртуальном объемном пространстве, благодаря чему происходит приближение компьютерной модели к облику будущего изделия.
Алгоритм создания изображения в программе SOLIDWORKS
Рисование всех линий контура детали в двухмерной плоскости
Привязка к линиям взаимосвязи
Установка размеров и вытяжение эскиза в трёхмерной плоскости
Предварительный просмотр модели
Корректировка модели
Сохранение файла
Печать прототипа
Созданные прототипы (Приложение I) я распечатываю на 3D-принтере, который работает по технологии FDM (Fused Deposition Modeling) (Приложение II). Принтер послойно наносит (наплавляет) тонкие слои пластика друг на друга.
Скорость печати:40-120mm/s
Диаметр пластика:1.75mm
Толщина слоя:0.1-0.4mm
Толщина сопла:0.4мм (0.3мм,0.4мм поддержка)
Нагревательный стол:Power: 150W Max Temp:115Degree
Размеры печати:220*220*235mm
Количество экструдеров:2
Прочная конструкция рамы: алюминиевый профиль обеспечивает стабильные отпечатки.
Прочный металлический экструдер: повышен до металлических деталей, оснащенный шаговым двигателем с высоким крутящим моментом, стабильной скоростью вращения и равномерным усилием экструзии, более плавной подачей нити
ЖК-экран показывает информацию о печати и облегчает управление принтером.
Макс. температура стола:120 градусов
Макс. температура экструдера: 260 градусов
Точность позиционирования XY-оси: 0.012мм
Точность позиционирования Z-ось: 0.0025 мм
Мы провели анкетирование (Приложение III) с целью выявления заинтересованности обучающихся применением IT технологий как средство сохранения этнографических экспонатов Ямала. По результатам анкетирования 90% респондентов устраивает тематика и уровень занятий внеурочной деятельности с применением IT технологий, до 70% опрошенных планируют продолжить обучение по выбранному профилю. 95% участников опроса с интересом изучали основы обработки этнографических экспонатов с применением IT технологий. (Приложение IV,V). Результатом моей работы является экспозиция, которая выставляется в школьном музее (Приложение VI). Для дальнейшей обработки сложных экспонатов планируется приобретение 3-D сканера, их оцифровка, создание каталог STL-файлов, печать.
III. Заключение
В процессе своей деятельности я освоил основы работы на 3-D принтере. Изучил 3-D модели музейных экспонатов в сети Интернет. Научился создавать виртуальные объекты в программе SOLIDWORKS. Посетил ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ И.С. ШЕМАНОВСКОГО, Городской краеведческий музей, расширил знания по этнографии Ямала. Создал экспозицию. Продемонстрировал результаты своей работы ученикам 6а и кадетского класса. Анкетирование учащихся показало, что создание на занятиях внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох заинтересовало ребят. Школьники хотят продолжить деятельность над проектированием моделей экспонатов, что в дальнейшем повысит уровень метапредметных компетенций обучающихся.
В дальнейшем созданные мной 3D модели музейных экспонатов каждый сможет распечатать, использовать для самостоятельного изучения, создавать свои экспозиции сцен быта и труда коренных народов Севера.
Музей этнографической культуры народов Севера, функционирующий в рамках реализации проекта "Муниципальная региональная площадка «Этнокультурный центр «Яляко»" (МАОУ ДО ЦДТ г. Лабытнанги), заинтересован в результатах моей работы и готов принять в дар экспонаты.
Список использованной литературы и информационных ресурсов
Горьков Д. Tinkercad для начинающих. - 3D-Print-nt.ru, 2015
Горьков Д. Книга "3D-печать с нуля". - 3D-Print-nt.ru, 2015
Канесса Э., К. Фонда, Марко З. Доступная 3D печать для науки, образования и устойчивого развития. - МЦТФ, 2013
Строганов Р. 3D печать. Коротко и максимально ясно . - LittleTinyH Books, 2016
Интернет-ресурсы
https://www.solidworks.com/sw/docs/Student_WB_2011_RUS.pdf - Руководство для учащихся по изучению программного обеспечения SolidWorks®
https://cadinstructor.org/cg/solidworks/ - Уроки по SolidWorks
https://studfiles.net/preview/3827111/ - Музееведение
http://restavracia-r.ru/page2.php?post=32 - ХРАНЕНИЕМУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ.КРАТКО
Приложение I
Прототип орнамента в программе SOLIDWORKS
Приложение II
Приложение III
Демонстрация протоптипов орнамента обучающимся 6а и 6к класса
Анкетирование обучающихся 6а и 6 к класса
Приложение IV
Анкета
Я хочу использовать IT технологии, потому что:
Я занимаюсь творчеством
Я готовлюсь к профессии
Другое (напишите ваш вариант)
Понравилось ли Вам применение IT технологии для обработки этнографических экспонатов?
Да
Нет
Интересны ли для Вас занятия внеурочной деятельности с использованием IT технологии?
Да
Нет
По-разному
Устраивает ли Вас уровень и тематика занятий?
Да
Нет
По-разному
Как Вы думаете, помогут ли Вам занятия с использованием IT технологий определиться с выбором будущей профессии?
Да, поможет
Может и нет, но мне нравится посещать занятия, заниматься любимым делом
Не знаю, время покажет
Нет
Приложение V
Результаты анкетирования обучающихся 6а и 6к классов
Я хочу использовать IT технологии, потому что
Понравилось ли Вам применение IT технологии для обработки этнографических экспонатов?
Интересны ли для Вас занятия внеурочной деятельности с использованием IT технологии?
Устраивает ли Вас уровень и тематика занятий?
Как Вы думаете, помогут ли Вам занятия с использованием IT технологий определиться с выбором будущей профессии?
Приложение VI
1 https://museumlbt.yanao.ru/2018/02/vystavka-otkrytye-fondy/ - Выставка «Открытые фонды», городской Краеведческий музей