Компьютерные технологии создания ментальных карт

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютерные технологии создания ментальных карт

Токмакова Н.М. 1Шкердин Д.А. 1
1МБОУ-СОШ №50 г. Орла
Демушкина О.В. 1
1МБОУ-СОШ №50
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В работе описываются возможности создания ментальных карт с помощью различных компьютерных программ и сервисов, пути их применения в образовательной деятельности.

В современном потоке разнообразной информации человека стала одолевать новая фобия – страх забыть или потерять важные сведения. Выходом из сложившейся ситуации может стать картирование мышления – метод, который позволит человеку справиться с информационным потоком, научиться управлять им и структурировать его. Реализуется данный метод с помощью ментальных карт.

Цель проекта: анализ наиболее популярных компьютерных сервисов создания ментальных карт и экспериментальная проверка эффективности их применения в образовательном процессе.

Объекты исследования: популярные программные средства создания ментальных карт

- BubblUs;

- Xmind;

- Mind Meister;

- Concept Draw MIND MAP.

Экспериментальная аудитория: 9 классы СОШ.

Задачи проекта:

Познакомиться с научными исследованиями в области применения ментальных карт.

Проанализировать особенности работы с наиболее популярными компьютерными сервисами для создания ментальных карт, выявить их преимущества.

Создать ментальные карты по отдельным темам школьного курса и проверить эффективность их применения в образовательном процессе.

Ментальные карты

Ментальные карты (с английского - Mind maps) являются разработкой известного писателя, консультанта по вопросам психологии - Тони Бьюзена.

Благодаря своим познаниям в области памяти этот учёный установил рекорд в запоминании больших объемов информации, стал основателем чемпионатов памяти [1].

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – это, прежде всего, удобный способ структурирования информации, при котором главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. Организованные таким образом объемная информация усваивается и запоминается намного быстрее. Это происходит за счет использования визуальных ассоциаций (картинок, символов и знаков) и включения радиального мышления (создания логической и ассоциативной структуры, имеющей единый центр).

Анализ ПО для создания ментальных карт

При создании ментальных карт с применением компьютера используют различные программы и онлайн - сервисы:Google, Xmind, Freemind, MindNode, BubblUs, MindMeister, Mapul, WiseMapping, Mind42, Mindomo Basic и другие.

Мы решили освоить работу в 4 программах, выбранных из 10 лучших (по отзывам пользователей), позволяющих создавать ментальные карты, что бы познакомиться с их интерфейсом, оценить достоинства и недостатки. Для работы мы выбрали следующие программные продукты: BubblUs, Xmind, MindMeister, ConceptDraw MINDMAP Professional. Результаты своей работы мы представили в виде таблицы:

ПО

Окно программы, вид ментальной карты.

Особенности работы с ПО

Преимущества ПО

BubblUs

 

После запуска программы, выбирается понравившийся шаблон, в основную ячейку вписывается тема, затем создаются и заполняются остальные разделы и подразделы, которые размещаются вокруг основной ячейки простым перетаскиванием.

1.Возможность печати карты, размещения в блоге или на сайте.

2.Возможность одновременной работы нескольких пользователей одновременно.

3. Возможность сохранения карты в виде графического файла.

Xmind

 

После запуска программы, выбирается понравившийся шаблон, в центральном разделе записывается основная идея проекта, затем создаются и заполняются подразделы.

1. После регистрации на сайте, возможность размещения карты на одноименном Интернет-ресурсе.

2.Дополнительные платные возможности: аудио заметки, совместное использование карты, фильтрация, режим презентации.

Mind

Meister

 

После входа в программу, в свойствах карты выбирается шаблон, вводится название темы, нажиманием клавиши Enter создаются разделы и подразделы, которые потом заполняются пользователем.

1.Возможность импорта и экспорта карт.

2.Сохранение карт на сервере с возможностью последующего доступа к ним с любого компьютера.

3.Возможность присоединения файлов к веткам структуры.

4. Доступна бесплатная версия с функциональными ограничениями.

Concept

Draw MIND

MAP

 

Шаблон в данной программе задаётся по умолчанию. Тема заносится в главный раздел, щелчком левой кнопкой мыши в рабочей области окна программы задаётся место размещения темы, далее таким же образом создаются подразделы, которые соединяются стрелками.

1.Простая навигация.

2.Возможность присоединения файлов, папок, ссылок.

3. Мощный графический модуль, позволяющий рисовать линии, добавлять картинки из библиотеки.

Эксперимент

Нами был создан ряд ментальных карт, которые можно применять на уроках обобщения и повторения по отдельным темам в 9 общеобразовательных классах (9А, 9Б, 9В, 9Г). Это темы: «Компьютерное моделирование» и «Алгоритмизация и программирование». Двум из 4х 9х классов ( 9А и 9Б) накануне проведения контрольной работы по соответствующим темам на уроках обобщения и повторения были предложены ментальные карты как индивидуальный раздаточный материал. Эти карты учитель и учащиеся использовали на протяжении всего урока. Кроме того, учащимся было разрешено взять ментальные карты домой.

Тема

Результаты контрольных работ по классам.

«Алгоритмизация и программирование»

«5»- 42%

«5»- 51%

«5»- 36%

«5»-27%

«4»- 43%

«4»- 30%

«4»- 25%

«4»-33%

«3»-15%

«3» -19%

«3» - 39%

«3»-30%

«2»- 0%

«2» -0%

«2» -0%

«2»-0%

«Компьютерное моделирование»

«5»-48%

«5»- 54%

«5»- 33%

«5»-34%

«4»-34%

«4»-29%

«4»-27%

«4»-38%

«3»-18%

«3»-17%

«3» -40%

«3»- 28%

«2»-0%

«2» -0%

«2» -0%

«2»-0%

Результаты контрольных работ показали, что в классах, где на этапе повторения применялись ментальные карты результаты выше.

Заключение

Вывод: применение ментальных карт в образовательном процессе повышает его эффективность.

Созданные с использованием компьютерных технологий метальные карты можно использовать в самых различных областях:

– информационный менеджмент: управление, структурирование и организация;

– планирование: задач, времени, целей;

– презентация: докладов, исследовательских проектов;

–ведение документации: опорные конспекты, тезисы докладов, консультативные материалы (в том числе для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и прочим экзаменационным испытаниям);

строение сайтов.

Литература

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бьюзен,_Тони

http://www.stimul.biz/ru/lib/soft/

Тони Бьюзен Карты памяти. Используй свою память на 100 %, Росмэн-Пресс, 2007, 270с.

Виталий Копыл Карты ума. Mind Manager, Харвест, 2006, 64с.

Просмотров работы: 410