Введение
В работе описываются возможности создания ментальных карт с помощью различных компьютерных программ и сервисов, пути их применения в образовательной деятельности.
В современном потоке разнообразной информации человека стала одолевать новая фобия – страх забыть или потерять важные сведения. Выходом из сложившейся ситуации может стать картирование мышления – метод, который позволит человеку справиться с информационным потоком, научиться управлять им и структурировать его. Реализуется данный метод с помощью ментальных карт.
Цель проекта: анализ наиболее популярных компьютерных сервисов создания ментальных карт и экспериментальная проверка эффективности их применения в образовательном процессе.
Объекты исследования: популярные программные средства создания ментальных карт
- BubblUs;
- Xmind;
- Mind Meister;
- Concept Draw MIND MAP.
Экспериментальная аудитория: 9 классы СОШ.
Задачи проекта:
Познакомиться с научными исследованиями в области применения ментальных карт.
Проанализировать особенности работы с наиболее популярными компьютерными сервисами для создания ментальных карт, выявить их преимущества.
Создать ментальные карты по отдельным темам школьного курса и проверить эффективность их применения в образовательном процессе.
Ментальные карты
Ментальные карты (с английского - Mind maps) являются разработкой известного писателя, консультанта по вопросам психологии - Тони Бьюзена.
Благодаря своим познаниям в области памяти этот учёный установил рекорд в запоминании больших объемов информации, стал основателем чемпионатов памяти [1].
Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – это, прежде всего, удобный способ структурирования информации, при котором главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. Организованные таким образом объемная информация усваивается и запоминается намного быстрее. Это происходит за счет использования визуальных ассоциаций (картинок, символов и знаков) и включения радиального мышления (создания логической и ассоциативной структуры, имеющей единый центр).
Анализ ПО для создания ментальных карт
При создании ментальных карт с применением компьютера используют различные программы и онлайн - сервисы:Google, Xmind, Freemind, MindNode, BubblUs, MindMeister, Mapul, WiseMapping, Mind42, Mindomo Basic и другие.
Мы решили освоить работу в 4 программах, выбранных из 10 лучших (по отзывам пользователей), позволяющих создавать ментальные карты, что бы познакомиться с их интерфейсом, оценить достоинства и недостатки. Для работы мы выбрали следующие программные продукты: BubblUs, Xmind, MindMeister, ConceptDraw MINDMAP Professional. Результаты своей работы мы представили в виде таблицы:
ПО |
Окно программы, вид ментальной карты. |
Особенности работы с ПО |
Преимущества ПО |
BubblUs |
После запуска программы, выбирается понравившийся шаблон, в основную ячейку вписывается тема, затем создаются и заполняются остальные разделы и подразделы, которые размещаются вокруг основной ячейки простым перетаскиванием. |
1.Возможность печати карты, размещения в блоге или на сайте. 2.Возможность одновременной работы нескольких пользователей одновременно. 3. Возможность сохранения карты в виде графического файла. |
|
Xmind |
После запуска программы, выбирается понравившийся шаблон, в центральном разделе записывается основная идея проекта, затем создаются и заполняются подразделы. |
1. После регистрации на сайте, возможность размещения карты на одноименном Интернет-ресурсе. 2.Дополнительные платные возможности: аудио заметки, совместное использование карты, фильтрация, режим презентации. |
|
Mind Meister |
После входа в программу, в свойствах карты выбирается шаблон, вводится название темы, нажиманием клавиши Enter создаются разделы и подразделы, которые потом заполняются пользователем. |
1.Возможность импорта и экспорта карт. 2.Сохранение карт на сервере с возможностью последующего доступа к ним с любого компьютера. 3.Возможность присоединения файлов к веткам структуры. 4. Доступна бесплатная версия с функциональными ограничениями. |
|
Concept Draw MIND MAP |
Шаблон в данной программе задаётся по умолчанию. Тема заносится в главный раздел, щелчком левой кнопкой мыши в рабочей области окна программы задаётся место размещения темы, далее таким же образом создаются подразделы, которые соединяются стрелками. |
1.Простая навигация. 2.Возможность присоединения файлов, папок, ссылок. 3. Мощный графический модуль, позволяющий рисовать линии, добавлять картинки из библиотеки. |
Эксперимент
Нами был создан ряд ментальных карт, которые можно применять на уроках обобщения и повторения по отдельным темам в 9 общеобразовательных классах (9А, 9Б, 9В, 9Г). Это темы: «Компьютерное моделирование» и «Алгоритмизация и программирование». Двум из 4х 9х классов ( 9А и 9Б) накануне проведения контрольной работы по соответствующим темам на уроках обобщения и повторения были предложены ментальные карты как индивидуальный раздаточный материал. Эти карты учитель и учащиеся использовали на протяжении всего урока. Кроме того, учащимся было разрешено взять ментальные карты домой.
Тема |
Результаты контрольных работ по классам. |
|||
9А |
9Б |
9В |
9Г |
|
«Алгоритмизация и программирование» |
«5»- 42% |
«5»- 51% |
«5»- 36% |
«5»-27% |
«4»- 43% |
«4»- 30% |
«4»- 25% |
«4»-33% |
|
«3»-15% |
«3» -19% |
«3» - 39% |
«3»-30% |
|
«2»- 0% |
«2» -0% |
«2» -0% |
«2»-0% |
|
«Компьютерное моделирование» |
«5»-48% |
«5»- 54% |
«5»- 33% |
«5»-34% |
«4»-34% |
«4»-29% |
«4»-27% |
«4»-38% |
|
«3»-18% |
«3»-17% |
«3» -40% |
«3»- 28% |
|
«2»-0% |
«2» -0% |
«2» -0% |
«2»-0% |
Результаты контрольных работ показали, что в классах, где на этапе повторения применялись ментальные карты результаты выше.
Заключение
Вывод: применение ментальных карт в образовательном процессе повышает его эффективность.
Созданные с использованием компьютерных технологий метальные карты можно использовать в самых различных областях:
– информационный менеджмент: управление, структурирование и организация;
– планирование: задач, времени, целей;
– презентация: докладов, исследовательских проектов;
–ведение документации: опорные конспекты, тезисы докладов, консультативные материалы (в том числе для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и прочим экзаменационным испытаниям);
строение сайтов.
Литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бьюзен,_Тони
http://www.stimul.biz/ru/lib/soft/
Тони Бьюзен Карты памяти. Используй свою память на 100 %, Росмэн-Пресс, 2007, 270с.
Виталий Копыл Карты ума. Mind Manager, Харвест, 2006, 64с.