Информационная система «Справочник исторических событий»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Информационная система «Справочник исторических событий»

Культешов Д.Н. 1
1Технический колледж ТГТУ
Мосягина Н.Г. 1
1Технический колледж ТГТУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В наше время очень много справочников различного вида, но очень мало тех, которые связаны с историей. История позволяет сохранить память о событиях и выдающихся личностях прошлого, знаменательных этапах развитиях своей страны и мира, извлечь уроки из прошлого и донести человеку то, что он не должен совершать в будущем.

В связи с этим возникла необходимость в организации информационной системы (ИС) «Справочник исторических событий».

Цель создания ИС «Справочник исторических событий» заключается в предоставлении информации событий времён Второй мировой войны, а также в автоматизации работы по сбору, хранению, обработки, поиску данных.

Главной задачей системы управления данными является хранение информации о событиях, кратких справок, странах, участниках, осуществление поиска информации по различным критериям, предоставление статистики.

Справочник может использоваться в качестве учебного пособия в образовательных учреждениях, а также для получения исторических справок любыми категориями пользователей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Выбор средств разработки

В качестве средства разработки ИС была избрана СУБД MS Access.

СУБД MS Access, как и любая СУБД, работает с так называемыми объектами БД. Для работы с БД в MS Access используется шесть типов объектов:

таблицы,

запросы,

отчеты,

формы,

макросы,

модули.

Каждый из объектов предназначен для решения определенной задачи.

Таблица — это наглядный образ отношения. Табличное представление реляционной базы данных будет корректно, если иметь в виду правила интерпретации элементов таблицы, задающие соответствие между реляционной и табличной терминологиями.

Запрос – это требование на поиск, выборку или обработку данных, хранящихся в таблицах БД. В отличие от фильтра запрос позволяет создавать выборку из данных, находящихся как в одной, так и в разных таблицах БД.

Отчеты – это средство визуализации информации, хранящейся в таблицах БД. С их помощью можно представлять данные из таблиц БД в привычном для пользователя виде (в виде накладной, счета-фактуры, справки, рецепта и т. п.). Источниками данных для отчетов служат таблицы или запросы

Формы – это объекты БД, которые позволяют не только отображать найденную в БД информацию в удобном для пользователя виде, но и осуществлять ввод и редактирование данных. Формы, как и отчеты, служат посредниками между пользователем и БД. Внешний вид формы может быть максимально приближен к виду того документа, с которым привык работать пользователь. Источником данных для форм также служат таблицы или запросы.

Макрос – это компьютерная программа (обычно небольшая), написанная на каком-либо языке программирования и предназначенная для автоматизации работы создаваемого приложения (в данном случае – БД).

В MS Access, как и в MS Excel, можно писать макросы, не прибегая к непосредственному написанию программного кода.

Для создания макроса в MS Access необходимо записать последовательность действий, которые должен выполнять макрос, на языке встроенных макрокоманд (Открыть таблицу, открыть запрос, Закрыть окно и т. п.). После записи необходимых макрокоманд в нужной последовательности среда разработки сама сгенерирует программный код. В этом заключается отличие процесса записи макроса в MS Access от аналогичного процесса в MS Excel, где для создания макроса необходимо в режиме записи макроса проделать все действия, которые в дальнейшем макрос должен выполнять.

Для запуска макросов в MS Access аналогично MS Excel можно использовать элементы управления, например кнопки, добавляя их в соответствующие объекты БД (отчеты или формы).

Модуль — это программная процедура, написанная на языке Visual Basic for Application (VBA). Как правило, модули пишутся программистами в тех случаях, когда возможностей MS Access недостаточно для решения поставленной задачи. Если необходимо использовать макрос MS Access именно в виде процедуры VBA, средства MS Access позволяют преобразовать написанный макрос в модуль.

СУБД MS Access позволяет работать с данными, хранящимися в виде отдельных или взаимосвязанных таблиц. С помощью удобных и относительно простых средств этого приложения можно не только существенно облегчить процесс обработки информации, но и значительно расширить возможности ее визуального восприятия пользователями.

2 Описание информационной системы «Справочник исторических событий»

Для удобного и быстрого перехода к другим формам создана форма «Главная форма», на которой находится панель навигации с помощью которой мы открываем формы События, Изменение, Статистика, Поиск.

Кнопка Поиск информации открывает форму для поиска данных.

Кнопка Статистика открывает форму с подсчетами данных.

Кнопка События открывает форму с информацией по событиям.

Кнопка Изменение информации открывает форму для изменения данных.

Окно главной формы представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Главная форма

Форма События

Данная форма предназначена для предоставления информации по определенному событию. На форме располагаются 3 кнопки. Одна кнопка предназначена для перехода на Главную форму, другие 2 кнопки предназначены для перехода между номерами событий. Окно формы представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Форма События

Отчёт Полная информация событий показывает ФИО участника и его номер, Название страны и её номер, Название события, Краткую справку по определенному номеру события. Скриншот отчёта предоставлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Отчет о полной информации событий

Макрос, открывающий главную форму, создан для появления формы Главная форма, при открытии базы данных. Скриншот окна макроса предоставлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Макрос, открывающий главную форму при открытии базы данных.

3 Элементы программного кода ИС

Запрос на изменение данных таблицы Страна

UPDATE Страна SET Страна = [Введите название страны], Количество_граждан = [Введите количество граждан], Количество_военнослужащих = [Введите количество военнослужащих], Дата_вступления_в_войну = [Введите дату вступления в войну]

WHERE [№_страны]=[Введите номер страны];

В этом запросе можно изменить данные в таблице Страна, а именно в полях: Название страны, Количество граждан, Количество военнослужащих, Дата вступления в войну, при вводе номера страны и новых данных.

Поиск по фамилии участника исторического события

SELECT Событие.Название_события, Участники.*

FROM Участники, Событие, Участники_и_события

WHERE Участники.Фамилия=[Введите фамилию] And Участники_и_события.[№_события]=Событие.[№_события] And Участники_и_события.[№_участника]=Участники.[№_участника];

В данном запросе отображается информация в каких событиях участвовал человек, при вводе его фамилии.

Поиск полной информации по номеру события

SELECT Участники_и_события.[№_события], Участники_и_события.[№_участника], Страны_и_события.[№_страны], Страна.Страна, Событие.Название_события, Краткая_справка.Краткая_справка, Участники.Фамилия, Участники.Имя, Участники.Отчество

FROM Участники_и_события, Страны_и_события, Страна, Событие, Участники, Краткая_справка

WHERE Событие.[№_события]=[Введите номер события] And Участники_и_события.[№_события]=Событие.[№_события] And Участники_и_события.[№_участника]=Участники.[№_участника] And Страны_и_события.[№_события]=Событие.[№_события] And Страны_и_события.[№_страны]=Страна.[№_страны] And Краткая_справка.[№_события]=Событие.[№_события];

В данном запросе, при вводе номера события, отображается полная информация по произошедшему событию.

Модуль, который создан для закрытия форм

Sub mc()

a:

For i = 0 To Forms.Count - 1

If Forms(i).Name = "Главная форма" Then

Else

DoCmd.Close acForm, Forms(i).Name: GoTo a

End If

Next

End Sub

В данном модуле идет проверка на открытые формы, после нахождения открытых форм происходит их закрытие, кроме окна Главной формы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе представлена информационная система для автоматизированного поиска данных об исторических событиях Второй мировой войны.

В ходе работы были усовершенствованы знания и практические навыки в области проектирования баз данных: была разработана и реализована модель данных, составлены запросы на языке SQL для выбора данных и их редактирования. Был разработан удобный пользовательский интерфейс для поиска и получения информации, а также отчеты для просмотра и печати.

ИС проста и удобна в использовании, не требует специальной установке при наличии пакета MS Offise.

Разработанную ИС можно рекомендовать в качестве справочного учебного пособия в образовательных учреждениях, а также для получения исторических справок любыми категориями пользователей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Швецов В.И. Базы данных [Электронный ресурс] / В.И. Швецов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 218 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52139.html 

2. Букунов С.В. Применение СУБД MS Access для создания бизнес-приложений [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.В. Букунов, О.В. Букунова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 104 c. — 978-5-9227-0747-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74344.html 

Дополнительная литература

3. Крис Фиайли SQL [Электронный ресурс] / Фиайли Крис. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. — 452 c. — 978-5-4488-0103-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63823.html  

4. Кара-Ушанов В.Ю. SQL - язык реляционных баз данных [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Ю. Кара-Ушанов. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 156 c. — 978-5-7996-1622-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68419.html 

Просмотров работы: 197