ВВЕДЕНИЕ
Все, и дети, и взрослые, очень любят смотреть мультфильмы. В них живут герои любимых детских книжек, которые ведут себя совсем как живые – радуются, грустят, совершают чудеса… Наверное, каждый взрослый и ребёнок хоть раз задумался над тем, как «оживают» любимые герои. Это происходит благодаря техническим приёмам создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений, сменяющих друг друга с некоторой частотой, то есть - мультипликации или анимации, её западное название. Мне стало интересно возможно ли в домашних условиях, с помощью подручных средств или айфона, создать анимационные объекты или коротенький мультфильм?
Актуальность работы заключается в том, что любой школьник из пассивного зрителя мультиков может превратиться в сценариста, режиссера, звукооператора собственного мультипликационного творения, тем самым разнообразить свой досуг, провести время с пользой и приобрести новое увлечение, которое может стать будущей профессией.
Таким образом, цель моего исследования: изучение технических приёмов создания анимационных объектов.
Задачи:
1) изучить основные моменты в истории мультипликации;
2) апробировать способы создания анимационных объектов путем эксперимента;
3) познакомиться с профессиями людей, занимающихся мультипликацией.
Объект: мультипликация (анимация). Предмет: процесс создания анимационных объектов.
Личный вклад автора работы заключается в изучении истории мультипликации, в освоении некоторых технических приёмов создания анимационных объектов, в знакомстве с профессиями мультипликаторов и соотнесение собственных желаний, интересов и способностей к той или иной профессии.
Глава 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1.1. Из истории зарубежной и российской мультипликации
История мультипликации – это еще один этап развития кино, ведь с самого начала мультфильмы считались отдельным киножанром. Так повелось вопреки тому, что с кино мультфильмы имеют меньше общего, чем с живописью.
В конце XIX века не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни смартфонов, ни планшетов. Зато были такие устройства, которые приводили в действие ряд сменяющих друг друга изображений, создавая иллюзию движения. Поначалу они использовались в развлекательных шоу, для создания спецэффектов и в качестве игрушке.
История возникновения мультипликации связана с имением бельгийского ученого Жозефа Плато. Он известен тем, что в 1832 году создал игрушку под названием стробоскоп. На плоский диск наносился рисунок, например бегущая лошадь (как это было у Плато), причем последующий
рис.1. Стробоскоп |
немного отличался от предыдущего, то есть рисунки изображали последовательность действий животного при скачке. Когда диск крутился, складывалось впечатление движущейся картинки, так и началась история мультипликации. |
Уже в конце 19 века француз Эмиль Рейно основал небольшой оптический театр, где он показывал всем желающим комические представления длиной в 15 минут.
На глазах у изумлённой публики с помощью оптического прибора он демонстрировал «Светящиеся пантомимы».
Рис.2. Оптический театр Рейно
Взяв за основу зоотроп, который позволял рассматривать движущиеся картинки через видеоискатель, в 1876 году Рейно усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарём, что позволяло насладиться зрелищем не одному-единственному зрителю, а многим одновременно. В это же время он сконструировал праксиноскоп — оптический прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение.
Большой вклад в развитие мировой анимации внес голливудский актер Уолт Дисней. В 1920 году Дисней устроился художником на студию кинорекламы, где начал создавать свои первые рекламные фильмы — тогда же у него возникло желание продолжить свои эксперименты в мире рисованной анимации.
Рис.3. Уолт Дисней |
Это человек, создавший волшебный мир грез, выстроенный при помощи анимации. Его герои стали легендами, а он сам еще при жизни превратился в некого небожителя, способного повернуть в новое русло течение мировой истории кино. |
В нашей стране анимация также имеет свою историю. В 1910 году Владислав Александрович Старевич снял первый в мире объемный анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами», который длился 10 минут. |
Рис.4. Кадр из фильма фильм «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами» |
В 1935 г. была основана киностудия «Союзмультфильм». Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры: «Снежная королева», «Каштанка», «Аленький цветочек» и «12 месяцев». Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые. «Золотым веком» советсткой анимации принято считать 60-70-е годы XX века, когда было снято множество прекрасных мультфильмов – «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Конек-Горбунок!», «Ежик в тумане» и другие.
Первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка» создан студентами и преподавателями МГУ на электронной машине БЭСМ-4, в 1968-м году. |
Рис.5. «Кошечка», 1968 год |
В 2002 году Россия впервые использовала компьютер для создания анимации, несмотря на «смутное» время в истории мультипликации, работы российских аниматоров занимали почетные места на мировых конкурсах. В 2006 году в России возобновилось производство мультфильмов, вышли «Князь Владимир», «Карлик Нос». Появляются новые студии: «Мельница» и «Солнечный Дом». Сейчас многие отечественные студии выпускают любимые всеми мультфильмы, порой истории не укладываются в часовой фильм, поэтому приходится рисовать две-три, а то и более частей.
Р ис.6. «Князь Владимир» |
Пока неудач в истории мультипликации в России не предвидится. Современные мультфильмы яркие, интересные и смешные. Их теперь не сравнить с кукольными, где участвовали тараканы и другие насекомые. |
Тем не менее, любая ступень, на которую "взбиралась" история российской мультипликации, важна, ведь каждая из них вела к совершенству.
1.2. Виды мультфильмов. Существуют несколько видов создания движущих картинок: по цели создания мультфильмы бывают развивающие, обучающие, воспитательные, познавательные, развлекательные.
По стране производства:Российские, Японские, Французские, Американские, Английские и другие.
По продолжительности: короткометражные, полнометражные.
По возрастам: детские, взрослые, для подростков.
По способу создания (по технологическому процессу):
- кукольные. При создании используется стена-макет и куклы актеры;
- рисованные. Технология основана на покадровой съемке незначительно отличающихся рисунков, путём наложение и сведение в один кадр прозрачных листов с нарисованными на них персонажами;
- перекладочные. Перекладка – это среднее между рисованным и кукольным мультфильмом. В перекладке изображение складывается из перемешивания (перекладки) уже готовых фрагментов изображения, вырезанных из картона;
- компьютерные. Кадры создаются специальными компьютерными программами;
- пластилиновые. Мультфильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых предметов, фигурок;
- песочные. Легкий порошок (просеянный песок, соль, кофе) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину.
Глава 2. СОЗДАНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
2.1. Эксперимент как метод исследования
При создании анимационных объектов использовался метод исследования – эксперимент, которое произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментальным путем были созданы анимационные объекты, как с помощью подручных средств, так и благодаря техническим устройствам (ноутбук и айфон). Всего было проведено четыре эксперимента и создано семь анимационных объектов.
2 .2. Способы создания анимационных объектов путем эксперимента
1. Простое «Оживление» - самый простой способ.
- Болтун (объемный объект). Берем спичечный коробок, верхнюю часть коробка преобразуем в «лицо», а на основании внутренней части коробка рисуем язычок. При движении внешней части коробка вверх – вниз создается иллюзия того, что Болтун говорит.
- Аэроплан (плоский объект). На двух одинаковых листках рисуем в одном и том же месте облако. На первом нарисуем аэроплан чуть левее облака, а на втором - правее. Второй лист приклеем с краю на первый и с помощь карандаша закрутим. Теперь будем двигать второй лист, раскручивая, вперед – назад. Создается анимация полета аэроплана.
2. Веселая вертушка.
- Вертикальная. Берём два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (рыбка), а на втором – другую (аквариум). Склеиваем их, по центру размещаем карандаш с помощью скотча. |
||||
Теперь если быстро вращать карандаш взад-вперед между ладонями, то обе картинки сливаются в одну. |
||||
- Горизонтальная. Берем диск, на который надеваем резинку, сделав на концах петельки. Приклеивам к диску с обеих сторон два бумажных круга: на одном клетка, на другом нарисована птичка. |
||||
Птичка и клетка должны располагаться в разных направлениях. Сначала необходимо закрутить диск, при быстром его вращении два рисунка, нанесенных с разных сторон, воспринимаются как один. |
3 . Кинеограф. Этому способу создания анимации насчитывается более пяти веков и заключается в следующем: надо нарисовать на уголке каждого листочка в блокноте объект, где он будет чуть-чуть отличаться от предыдущего. Картинки «оживают» при быстом пролистывании всех листов.
4. Видеоанимация - один из современных способов создания иллюзии движения.
- С помощью ноутбука: полет голубя, выполнена в технике «рисованная анимация». Эта работа включала в себя выполнение необходимых приготовлений (рисунки), съемку и монтаж. Сначала нарисовали картинки движения голубя, их было нарисовано 24 (по 12 кадров на 1 секунду), затем каждый рисунок движения голубя был сфотографирован, затем все рисунки перенесли на ноутбук, с помощью программы MovieMaker был смонтирован полет, сделаны заставки, сохранен в единый файл. При нажатии кнопки просмотра – голубь летит.
- С помощью ноутбука: девочка, выполнена в технике «перекладка». Эта работа включала в себя, во-первых, создание фона, во-вторых – персонажа, который был собран из отдельных частей (уши, глаза, голова, туловище, руки, ноги), что помогло создавать различный образ персонажа. Далее на фоне поочередно выкладывался кадр за кадром и снимался на видеокамеру. Было собрано 30 кадров (по 6 кадров в секунду) движения девочки. Все кадры были смонтированы в программе, наложена музыка, сделаны заставки, сохранен в единый файл. При нажатии кнопки просмотра – девочка под музыку передвигается.
- С помощью айфона: прыжок котенка. Эта работа выполнялась следующим образом, каждый рисунок рисовался на доске с помощью фломастера и сразу же фотографировался. Анимация создана в программе «Кукольная анимация». После создания всех необходимых кадров, их было 33, накладывался звук и проект сохранялся как файл, готовый к просмотру.
- С помощью айфона: анимационная сказка «Зайка и Месяц». При создании сказки было нарисовано 20 рисунков, при копировани которых было получено 118 кадров (всего). Сказка создана в программе «Кукольная анимация» по произведению В. Сухомлинского (приложение 2). После был наложен звук, при необходимости кадры добавлялись или удалялись. В этой анимации было создано 4 кадра в секунду, продлжительность 41 секунд. Некоторые кадры представлены ниже, а сама работа описана в приложении 1:
Глава 3. ЗНАКОМСТО С НЕКОТОРЫМИ ПРОФЕССИЯМИ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ
Профессия мультипликатора очень кропотливая работа над придумыванием персонажей мультфильмов, выполнением эскизов сцен, прорабатыванием мимики и жестикуляции героев, поиском интересных приемов, которые позволяют выделить фильм из массы других.
Сегодня на вооружении у мультипликатора современные компьютерные программы, позволяющие намного упростить процесс производства: трёхмерные изображения, реалистичные персонажи, выверенные движения персонажей. Компьютер – только инструмент в руках специалиста, а убедительная игра придуманных героев в руках таланта мультипликатора. Мультипликаторы проделывают сотни различных операций, которые в конечном счёте воплощаются в целостную картину. |
F utbolika |
||
Ч ирнили |
Мир современной мультипликации – это невообразимо сложный механизм, который состоит из множества частей. Так, одни специалисты занимаются подготовкой сцен – мультипликатор заднего плана, другие вырисовывают образ героя – мультипликатор персонажей, третьи прорабатывают спецэффекты – мультипликатор спецэффектов, а четвертые работают лишь с компьютерной графикой – |
||
мультипликатор трехмерной графики, а другие и вовсе занимаются ключевыми кадрами – мультипликатор ключевых кадров. И это далеко не все профессии людей, которые занимаются созданием мультипликационных фильмов, это лишь некоторые профессии мультипликаторов. |
|||
Мариам |
Б лурина |
Лиза |
На мой взгляд, одна из интереснейших профессий – мультипликатор персонажей, чем мне и нравится заниматься. Сейчас в моей коллекции создано более двадцати мультипликационных персонажей, каждый из которых имеет своё имя, характер, пол, те или иные способности: Чирнили. Лиза, Мариам, Futbolika, Сальма, Блурина и другие.
В ыбор профессии – очень важный шаг в жизни каждого человека. Он напоминает точку отправления в маршруте будущей жизни, чем удачнее сделан выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешней будет жизненный путь. И этот путь начинается из детства, складывается из увлечений и интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Мультипликация – очень интересный, с богатой историей, постоянной развивающийся вид современного искусства. Впервые картинки ожили благодаря игрушке стробоскоп, созданной бельгийским ученым. Популярность мультфильмов до сих пор не угасает.
2. Существуют различные способы создания анимационных объектов, некоторые из них были апробированы путем эксперимента. Анимационные объекты можно создать с помощью подручных средств и с помощью технических.
3. Были изучены некоторые профессии, связанные с мультипликацией. На мой взгляд, самая интересная из них – это мультипликатор персонажей. Знакомство с азами этой профессией осуществляется через создание анимационных объектов, как самостоятельно дома, так и в центре дополнительного образования «Меридиан», занятия которого я посещаю.
Поставленые задачи исследования выполнены, цель – достигнута.
В дальнейшем планирую создать собственный мультипликационный фильм с участием созданного мной персонажа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание анимационной сказки В. Сухомлинского «Зайчик и месяц».
По своему содержанию сказка Василия Сухомлинского «Зайчик и месяц» - поучительная, увлекательная и нравственно встряхивающая не только детей, но и взрослых.
Использую программу «Кукольная мультипликация», сказка В. Сухомлинского «Зайчик и месяц» ожила. Анимационная сказка «Зайчик и месяц» создавалась с помощью покадровой анимации - классической, представляющая собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно. В такой анимации задействовано немалое количество рисунков, на которых запечетлены фазы движения. Каждый рисунок в программе «Кукольная анимация» - есть кадр. Быстрое чередование кадров позволяет глазу воспринимать смену фаз как непрерывное движение. В анимационной сказке «Зайчик и месяц» автор использовал 4 кадра в секунду (или 4 fps). Длительность сказки – 41 секунда, информационный объем составил 12 Мбайт.
Технология покадровой рисованной анимации довольно кропотливая работа: создаются рисунки – их было 20 (фазы движения), переносятся с помощью видеокамеры в программу (в данном случае «Кукольная анимация»), монтируются кадры (вставляются копии созданных рисунков или удаляются), затем накладывается звук и осуществляется редактирование при соотнесении звука и изображения.
Данную анимационную сказку можно показывать детям в детском саду и начальной школе. Сказка учит добру, сочувствию и состраданию тем, кто оказался в трудной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сказка «Зайчик и Месяц». Автор В.Сухомлинский
Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.
Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:
– Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.
Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:
– Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.
Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу:
– Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. История мультипликации в России [Электронный ресурс], 2016г. – Режим доступа: http://fb.ru/article/247513/istoriya-multiplikatsii-v-rossii
2. Климкина, М.В. Мой путь в профессию [Электронный ресурс] / Портал для детей, родителей и педагогов «О детстве». - Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/2498.html
3. Радчук, Д. Современные профессии мультипликаторов. Как стать профессиональным аниматором [Электронный ресурс] / Портал «ФБ» – Режим доступа: http://fb.ru/article/254471/sovremennyie-professii-multiplikatorov-kak-stat-professionalnyim-animatorom
4. Соколовская Е.В. Создание мультфильмов или первые шаги в мультипликацию [Электронный ресурс], 2016. – Режим доступа:
https://урок.рф/library/sozdanie_multfilmov_ili_pervie_shagi_v_multiplik_042258.html