Создание мультфильмов младшими школьниками

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание мультфильмов младшими школьниками

Сагадеева Э.Р. 1
1МАОУ "СОШ 3 УИОП" г.Усинска, 5 "В" класс
Кузнецова А.С. 1
1МАОУ "СОШ 3 УИОП" г.Усинска, 5 "В" класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Проблема: Исследование мультипликации, как особого вида киноисскуства.

Актуальность: Мультфильмы – излюбленный вид киноискусства у детей. Дети смотрят мультики каждый день: после школы, перед сном, на выходных, ходят в кинотеатры, чтобы посмотреть премьеру вновь вышедшего мультика. Но мало кто из них знает, как и когда появились мультики? Как назывался первый мультфильм? Кто был его автором? Как снимаются мультфильмы? Можно ли самому, в домашних условиях, снять свой мультик? Эти вопросы меня заинтересовали, когда я была ещё маленькой.

Объект исследования: Мультипликация.

Предмет исследования: История возникновения, процесс и технологии создания мультипликации.

Цель: Создать собственный мультфильм.

Задачи исследования:

Изучить литературу, видеоматериалы об истории возникновения и развития мультфильмов.

Рассмотреть классификацию мультфильмов.

Освоить основные технологии создания мультфильмов.

Изучить источники информации о возникновении мультфильмов на коми языке.

Провести социологический опрос среди жителей Республики Коми.

Создать собственный мультфильм.

Методы исследования:

Изучение литературы.

Просмотр видеоматериалов.

Эксперимент.

Опрос.

Анализ полученных результатов.

Гипотеза: Герои мультфильмов создаются людьми, их снимают и оживляют с помощью специальных технологий. Снять мультфильм можно в домашних условиях.

Предполагаемый результат исследования:

Приобретённые во время исследования знания о мультипликации.

Создание мультфильма из пластилина.

Презентация заявленного исследования.

2.Теоретическая и практическая часть

«На свете много есть того,
Про что не знают ничего.
Ни взрослые, ни дети!
И это вовсе не секрет,
Когда секрета вовсе нет,
Скучают все на свете!
А почему? Да потому, что
Ужасно интересно,
Всё то, что не известно!
Ужасно неизвестно,
Всё то, что интересно! »

Отрывок песни из мультфильма “38попугаев”

2.1 История мультипликации и процесс создания мультфильмов

Мультипликация - (от латинского multiplicatio) - умножение, увеличение - это процесс создания движущихся изображений. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликация – это особый вид киноиндустрии. Однако это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой. Талант художника плюс возможности техники – и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.

В 10-11веке появились теневые представления, которые были очень похожи на будущие мультфильмы. А в 15 веке появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.

Корни возникновения мультипликации связаны с фенакистископом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Платов 1932 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился рисунок, например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта. Почти одновременно с Плато, Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ, и назвал его стробоскопом.

Официальной датой рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года – это год создания праксиноскопа , который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря, а первым мультипликатором принято считать французского инженера-самоучку Эмиля Рейно, а родиной рисованного мини-кино — французский город Аннеси. И сегодня в этом населённом пункте дважды в год проходят фестивали лучшего мультипликационного кино. Дальнейшему бурному развитию анимации способствовали не только фильмы, снятые ранее, но и развитие технического прогресса. В 1892 году Рейно запустил своеобразный аттракцион - оптический театр там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 минут. Далее развитие мультипликации, так же, как и кинематография, проходило во Франции. Эмиль Коль – еще один яркий режиссер и художник, начинал свою деятельность с актерских постановок. В 1908 году он создал первые мультипликационные фильмы. Они напоминали рисованные комиксы, только в движении. Эмиль Коль рисовал тысячи рисунков, чтобы оживить их.

В 1906 году — балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев создаёт первый в мире кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно. Кроме того, в архиве Ширяева обнаружено ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художник и Пьеро». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе. В 1910 году Владислав Старевич решил снять документальный фильм о битве двух самцов-рогачей за самку. Однако при освещении самцы становились слишком спокойными. Тогда Старевич сделал из панцирей рогачей муляжи, вместо лап поставил проволочки и снял сцену по кадрам. В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому некоторые думали, что это хорошо дрессированные жуки.

В 1936 году в СССР основана киностудия «Союзмультфильм» (первоначально «Союздетмультфильм»). В 40-е,50-е годы, на советских студиях выпускались самые известные в нынешнее время мультфильмы. Все они были настолько реалистичны, что дети воспринимали их как «детское кино». Советская мультипликация того времени не просто красива, но и несет за собой воспитание зрителя. «Кошкин дом», «Гадкий утенок», «Каштанка», «Непослушный котенок», «Мойдодыр», «Аленький цветочек», «Снежная королева» — все новые поколения детей с удовольствием смотрят эти мультфильмы. В 60-е годы выходит знаменитый советский мультфильм «Варежка» Романа Качанова. Кукольный мультфильм, в котором вязаная варежка превращается в настоящего щенка, благодаря любви маленькой девочки не мог оставить равнодушными ни детей, ни взрослых. А в 1967 году Качанов снимает кукольный мультфильм про Крокодила Гену.

Первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка» создан в 1968-м году. Одним из самых знаменитых мультипликаторов признан Федор Хитрук. Он работал в разных жанрах и стилях, выпускал мультфильмы для детей и взрослых и подарил детям Винни-Пуха, чей образ затмил своим характером все зарубежные аналоги. В авторской советской мультипликации наиболее знаменитым стал художник мультипликатор Юрий Норштейн. Его мультфильмы «Ежик в тумане» и «Шинель» — это золотой фонд мировой мультипликации. И, конечно, до сих пор, первое место занимает мультсериал «Ну, погоди!», результат творческого союза мультипликатора Вячеслава Котёночкина и сценаристов Аркадия Хайта и Александра Курляндского. Огромная часть успеха советской мультипликации - это заслуга знаменитых советских актеров.

2.2. Классификация мультфильмов

Существуют такие разновидности мультфильмов, как рисованная мультипликация, кукольная мультипликация, пластилиновая анимация, компьютерная анимация.

Рисованная мультипликация – это когда нужный персонаж нарисован на отдельных листах с небольшими изменениями в каждой варианте, а затем эти листы накладываются друг на друга, после чего воспроизводится непрерывная смена кадров.

Кукольная мультипликация – это когда используются куклы-актеры, которых располагают прямо перед камерой, а затем пошагово фотографируют, внося минимальные изменения, чтобы создать иллюзию движения. 

Пластилиновая анимация – это использование пластилиновых кукол, внутри которых обязательно вставлен металлический каркас для того, чтобы придать персонажам устойчивости, а также для возможности изменять фигуры.

Компьютерная анимация – это когда нужный персонаж создается при помощи компьютерной техники, которая впоследствии и помогает привести его в движение.

Самый популярный вид мультипликации – рисованный. Меняются только технические приспособления. Если раньше мультики рисовались от руки, то теперь это делается на компьютере. Принцип того, как делают рисованные мультфильмы, остался неизменным. Сначала пишется подробный сценарий. Затем прорисовываются все персонажи. Каждый рисунок представляет собой элемент движения персонажа, отдельную его позу. Таких рисунков может быть тысячи. После рисунки либо фотографируются по одному и сводятся в единый видео ряд с 24 кадрами в секунду, либо с помощью специальных программ то же самое делается на компьютере.

Компьютерная анимация - это самое выгодное направление на сегодняшний день. В ней особо выделяются 3D мультфильмы. Они позволяют делать изображение объемным. Это очень дорогая технология, но именно 3D мультфильмы сегодня собирают полные залы в кинотеатрах.

Любимые с детства пластилиновые мультфильмы делаются немногим проще. Но тут на компьютер на помощь не призовешь, разве что на стадии монтажа.

В профессиональных студиях фигурки делают из особого пластилина, который не плавится под лампами. Затем их укладывают на специальную поверхность чистого цвета (синего, зеленого) – хромокей. Фигурки снимаются на цифровую камеру. Затем так же снимается фон. А уже на компьютере фон и фигурки соединяются. Это называется методом перекладки. Сейчас он наиболее распространен.

2.3. История возникновения мультфильмов на коми языке

Анимационный фильм в компьютерной графике о герое коми легенд Яг-Морте с одноименным названием в 2005 году создал режиссер ВГТРК «Коми гор» Евгений Буткин. Фильм был озвучен на русском языке.

В 2011 году авторами первого оригинального мультфильма на коми языке стали студенты. Премьера мультфильма состоялась в школах села Усть-Кулом. Студентка финно-угорского отделения филологического факультета СыктГУ Ольга Зварич, в соавторстве со студентом физмата КГПИ Виталием Обрезковым, «оживили» предание о Пере-богатыре в компьютерной графике. Студенты сами нарисовали героев, разработали сюжет, смонтировали и озвучили работу. Как рассказала Финно-угорскому порталу автор идеи Зварич, к созданию мультфильма ее подтолкнуло желание, «чтобы в Республике Коми был свой оригинальный коми мультфильм». «Переводы русских мультфильмов на коми язык у нас есть, но это не то», — пояснила студентка. 4-минутная работа стала первой в череде анимационных проектов об истории, традициях и культуре народа коми, над которыми продолжает работать О.Зварич. По ее мнению, во времена, когда дети «все меньше читают», мультфильм станет хорошим подспорьем для учителей коми литературы.

В июле 2012 года в Литературном музее И.А.Куратова прошла презентация мультфильма "Званый вечер в Кибре" по стихотворению Ивана Куратова "Закарордын" («У Захара»). Инициатором создания мультфильма являются Национальный музей Коми и администрация Сысольского района - родина первого коми поэта. Как рассказали Финно-угорскому порталу в музее, в основе мультфильма "Званый вечер в Кибре" - иллюстрации Аркадия Мошева, созданные художником в 1985 году для Музея литературных героев И.А.Куратова "Кöч Закаркерка" в селе Куратово. Мультфильм стал данью памяти не только Ивана Куратова, но и художника, с которым республика простилась весной этого года. Режиссером красочного мультфильма на коми и русском языках является А. Попов. Это второй совместный проект талантливого художника и сотрудников Национального музея РК ("Чукля" 2012 год). Мультфильм озвучен актером Академического театра драмы им. В. Савина Владимиром Рочевым.

5 сентября 2014 г. в отделе этнографии Национального музея Республики Коми презентовали мультфильм «Йиркап», снятый по мотивам коми фольклора. Йиркап — герой преданий вымских коми, владелец волшебных лыж, обладавший необычайной скоростью, нашедший свою смерть в Синдорском озере. На идею создания мультфильма натолкнула чрезвычайно редкая археологическая находка, сделанная в Синдоре − лыжа с головой лося, находящаяся в экспозиции Национального музея Республики Коми, руководители которого и стали инициаторами начала двухлетней работы над мульфильмом. На презентации выступили создатели мультфильма, руководители Национального музея, работники науки и культуры. Заместитель директора ИЯЛИ И.О.Васкул и ведущий научный сотрудник ИЯЛИ А.В.Панюков в целом высоко оценили мультфильм и вклад Национального музея Республики Коми в его создание.

Коми фольклор оживает в «Лесных байках». Сюжет сказки «Чукля» об охотнике и лесном духе — Чукле — был записан Павлом Дорониным на Удоре в 30-х годах прошлого века. В мультфильме звучат народные инструменты в записи Прометея Чисталёва, прорисовку отличают богатство красок, достоверность и внимание к деталям. Так, одежда охотника — шапка, лаз, кöты — до мельчайших нюансов соответствует историческим реалиям. Мультфильм был снят Национальным музеем Республики Коми и показан 26 мая 2012 года в рамках «Ночи музеев».

Советские мультики на коми язык переводит Евгения Удалова. Перевести несколько старых советских мультфильмов на коми язык, а затем сделать свою анимационную картину на родном языке, сыктывкарка решила в 2012 году. Незадолго до Нового года на коми язык была переведена часть восьмого, «новогоднего» выпуска мультфильма «Ну, погоди!». В отснятом в 1974 году девятиминутном выпуске волк и заяц не только бегают, но также поют песню: «Расскажи, Снегурочка, как дела». Вот этот момент из мультфильма Евгения и перевела на коми язык. Евгения спела за зайца, а слова волка в коми переводе озвучил актер Национального музыкально-драматического театра РК Сергей Туркин.

На коми язык переведены такие известные мультики, как «У Лукоморья», «Светофор», «Винни Пух», «Ёжик в тумане», современные мультики «Маша и Медведь», «Три котёнка».

2.4. Социальный опрос

Изучив историю возникновения мультиков, переведённых на коми язык, и мультиков, снятых на коми языке, мне стало очень интересно, смотрят ли их жители Республики Коми. Я, с помощью своего научного руководителя, провела социальный опрос среди жителей Республики. Опрос проходил на базе известной социальной сети «ВКонтакте». Данные этого опроса очень интересны! В опросе приняло участие 432 человек – жителей Республики. Из них 301 человек знают про мультики на родном языке, но не смотрят, 113 человек вовсе не знают о существовании таких мультфильмов. И лишь только 12 человек смотрят коми - мультики.

Последние данные нас очень удивили, и мы решили провести такой же опрос, но уже среди жителей родного Усинска. В опросе приняли участие 681 житель Усинска. Из этого количества 437 человек знают о мультиках на коми, но не смотрят, 195 не знают, а смотрят лишь 16 человек! Эти опросы также не остались незамеченными и люди высказывали своё мнение. Некоторые писали, что их дети с удовольствием смотрят такие мультики, хотя не знают коми язык, кто – то писал, что такие мультики вовсе не нужны. Проведя эти два опроса, мы пришли к выводу, что коми мультики не пользуются спросом у жителей нашего региона.

2.5. Создание собственного мультфильма

Изучив классификацию мультфильмов и попробовав снять разные виды мультиков, а также прочитав предания и легенды коми народов, меня больше заинтересовал процесс создания пластилинового мультфильма, потому что в домашних условиях он наиболее прост в съёмке. Так как коми язык я начала учить только в этом году, то говорить я на нём пока не умею, поэтому озвучка мультфильма на русском языке. Героев мультфильма Гундыра и Восьминогую Собаку, взятых из легенд и коми преданий, я решила слепить из обычного пластилина, который я использую на уроке «Технология», а фон сделать из бумаги и картона. На данном материале удобно передвигать персонажей. Один из главных этапов - это сценарий. Мне необходимо было тщательно продумать то, что я хочу увидеть в результате, какие объекты мне нужны, из какого материала я их буду изготавливать, что эти объекты будут делать. Следующее это установить свет, если я буду работать с естественным освещением, то надо быть готовым к тому, что свет от окна будет меняться в зависимости от времени суток и от погоды. Так что я решила применить искусственное освещение, потому что оно будет постоянным. Теперь надо настроить кадр. Персонажи объёмные и надо дополнительно устанавливать декорации. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в кадр не попадали лишние предметы. Ставлю главный объект на фон и делаю пробный кадр. Затем начинаю съёмку. Когда всё отснято, перехожу к монтажу, копирую все кадры в компьютер для создания своего мультфильма. Мой мультфильм готов! И вы, дорогие участники конференции, станете первыми зрителями моей мультипликационной премьеры.

Заключение

Я считаю, что в современном мире ни один человек не обходится без мультипликации. Мультфильмы мы начинаем смотреть с раннего детства и даже в зрелом возрасте многие любят мультфильмы. Мультфильмы учат быть добрыми, милосердными, справедливыми, уважительными и т.д людей разных возрастов. В их создании задействованы люди разных профессий. При создании своего мультфильма я поняла, насколько это трудоемкая и кропотливая работа, не смотря на трудности, она затягивает и хочется создавать больше и больше.

Изучив много информации по теме своего исследования, я пришла к выводу, что, действительно, герои мультфильмов создаются людьми, а снять мультфильм в домашних условиях может даже ребёнок. Терпение и у вас всё получится!

Список используемых источников и литературы

Гарольд Уайтэкер, Джонс Халас «Тайминг в анимации»

Иванов-Вано «Рисованный мир»
http://risfilm.narod.ru/
http://kid-info.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_русской_мультипликации

http://ulin.ru/day-animated-cartoon/

http://www.studfiles.ru/preview/4367109/

http://komiinform.ru/news/91243/

http://www.kp.ru/online/news/1155255/

http://illhkomisc.ru/multfilm-po-motivam-komi-legendy-07-09-2014

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/45956

http://etnic.ru/lyrics/chuklia-animatcionnyi-film-iz-serii-komi-lesnye-skazki.html

Просмотров работы: 75