Влияние компьютера на здоровье подростка

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние компьютера на здоровье подростка

Задорожный А.А. 1Мамаев Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина
Мухина Н.Н. 1
1ФГБОУ ВО Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я.Горина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье. Родители, зачастую, не задумываются о здоровье своего ребенка, покупая ему компьютер, подключая его к интернету. Родители довольны, что ребенок всегда на глазах, не болтается по дворам, сидит себе спокойно, не мешает отдыхать или заниматься своими делами.

На сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 5-6-летних детей, которые умеют обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. С одной стороны, в этом нет ничего плохого – в наш компьютерный век, чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем лучше, с другой стороны, по данным статистики, из года в год увеличивается заболеваемость детей и подростков. Часы, проведённые перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний люди расплачивались своим здоровьем.

Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье детей и подростков. Важным факторов влияния является длительное нахождение ребенка за компьютером, который может оказать существенное влияние на физическое и психическое здоровье. Медики бьют тревогу, ведь подвергаются реальному риску органы зрения, двигательный аппарат, органы желудочно-кишечного тракта.

Главная проблема работы

ХХI век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, порой компьютер для подростков заменяет родителей, школу и даже друзей...

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему мы поднимаем в своей работе.

Почему мы выбрали эту тему?

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому мы решили исследовать зависимость учащихся от компьютера, влияние компьютера на здоровье детей и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Цели и задачи данного проекта

Цель: определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.

Задачи:

1.  Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2.  Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.

3.   Сопоставление роста количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье по данным ежегодного медицинского осмотра.

1.Теоретическая часть

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

Заболевание глаз.

Статистика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию показывает, что в России 15,5 млн. жителей страдают тяжелыми глазными заболеваниями. По данным эпидемиологического мониторинга, уровень заболеваемости глаз постоянно растет, что превышает среднеевропейскую статистику в 1,5-2 раза.

Среди всех возрастных групп широко распространен «компьютерный зрительный синдром» - это связано с длительным пребыванием за компьютером. Особенно эта проблема касается детей. Статистика Министерства здравоохранения в РФ показывает, что более 1 миллиона юных граждан страдают от различных заболеваний органов зрения: гиперметропии (дальнозоркости), миопии (близорукости), астигматизм, косоглазие и т.д.

Негативного влияния компьютера на зрение ребенка можно избежать, если помнить следующее: необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером, проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов. Влияние компьютера на зрение можно уменьшить если использовать монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для дошкольника это 15 дюймов, а для школьника - 17-дюймовый монитор. Необходимо правильно рассчитать расстояние до монитора – это около 45-60 см, и он должен находился ниже уровня глаз. Правильное освещение - естественный свет, падающий слева, также может снизить риск развития миопии. А в темное время суток лампа должна освещать только документ, но не монитор. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор с электронно-лучевой трубкой является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а, соответственно, и мутации. Их действие на живую клетку мало изучено, однако известно, что они за относительно короткий срок воздействия (10-15 лет) не приводят к возникновению злокачественных опухолей. Существует огромное количество исследований электромагнитного поля сверхнизкой частоты, одни из которых доказывают, что этот вид излучения вреден для здоровья, а другие - обратное. Все работы, доказывающие вред электромагнитного поля сверхнизкой частоты, опираются на эпидемиологические данные. Это означает, что здесь могут быть неточности, не исключены влияния других факторов. Конкретного, повреждающего механизма воздействия электромагнитного поля сверхнизкой частоты никто не знает.

Одним словом, чтобы не запутывать вас в подробностях действия электромагнитных излучений, можно все резюмировать следующим образом: ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.

Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине.

Заболевания позвоночника.

Длительное пребывание за компьютером может повлиять не только на зрение. Так неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника.

Существует печальная статистика болезней позвоночника, затрагивающая детское население, ведь именно если с детства начинаются проблемы с позвоночником, которые если, вовремя не заметив и не вылечив, впоследствии приводят к тяжелым нарушениям. Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника. В российских школах в 2014 году вовремя медицинского осмотра школьников в возрасте от 10 до 16 лет у 80-85% выявлены какие-либо нарушения осанки, а 20% подростков имеют сколиоз.

При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе, и она в последствие является вынужденной и мало приятной. Это может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону.

Для профилактики заболевания опорно-двигательного аппаратаследует пользоваться простыми правилами: сидеть прямо, спину держать ровно, корпус развернуть к экрану компьютера. Ноги не скрещивать, поставить обе ступни твердо на пол или на подножку. Поясница должна быть слегка выгнута, опираться на спинку кресла. Плечи необходимо расслабить, руки положить на стол или мышь, пальцы не должны быть скованными. Локти должны быть согнуты и находиться примерно в 3 см от корпуса. Голову нужно держать прямо, по желанию - с небольшим наклоном вперед. Правильное и неправильное положения за компьютером изображены на рисунке 1. Если соблюдать все перечисленные правила около 3 месяцев, то в дальнейшем вырабатывается здоровая привычка правильно сидеть за столом.

Рисунок 1. Правильное и неправильное положение учащегося за компьютером.

Нервные и психические заболевания.

Работа за компьютером – это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Для детей и подростков длительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, может стать причиной головных болей. Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания.

Считается, что наиболее утомительны для детей это компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, военизированные остросюжетные игры - так называемые «стрелялки», «убивалки», «догонялки». Психологи и учителя предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Компьютер часто называют драконом, который питается детскими душами. Ребёнку свойственна любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время за компьютером. Но детская психика находится на стадии формирования, она является уязвимой и поэтому компьютер, а в частности компьютерные игры, могут стать причиной нарушений психического и интеллектуального развития детей. И, как следствие этого, многие подростки элементарно не могут выполнять простейших алгебраических действий и логически рассуждать.

Увлечение компьютерными играми, Интернетом, долгое нахождение в социальных сетях влияет на психику детей. Подростки очень быстро пристращаются к вредным привычкам, в том числе и зависимости от компьютера. Это выражается в болезненном пристрастии, потере чувства реальности, у ребенка быстро меняется настроение, дети перестают фантазировать, не могут создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию, ухудшается работа памяти. Многим компьютерные игры могут даже заменить сон и еду, реальное общение со сверстниками. Это и есть симптомы компьютерной зависимости у детей.

Компьютерная зависимость пагубно влияет на психику ребенка, это серьезная опасность, если ее процессы вовремя не остановить, впоследствии могут возникнуть масса проблем, от которых избавляться поможет только психотерапевт. Как правило, родители замечают это поздно, начинают кричать, угрожать, наказывать ребенка, который в ответ реагирует агрессией, истерикой или замыкается в себе.

Кистевой туннельный синдром

Кистевой туннельный синдром (синдром запястного канала) – заболевание, которое возникает из-за сдавления одного из нервов, иннервирующих кисть, между мышцами и сухожилиями. Разные виды монотонной работы, во время которых человек вынужден постоянно сгибать и разгибать руку в лучезапястном суставе, в том числе работа на клавиатуре, повышают риск развития синдрома лучезапястного канала.

Почему у компьютерщиков развивается синдром запястного канала?

Срединный нерв – один из нервов, обеспечивающих чувствительность и движения кисти проходит в ограниченном пространстве, в так называемом запястном канале, образованном соединительной тканью и костями запястья.

Во время работы на клавиатуре кисти рук постоянно испытывают следующие воздействия:

Постоянные, монотонные сгибания и разгибания в лучезапястных суставах. Кисти постоянно пребывают в напряжении.

Вибрация во время ударов пальцами по клавиатуре.

В результате этого происходит постояннаятравматизация структур запястного канала. В них развивается воспаление и отек. Это приводит к сдавлению срединного нерва и возникновению характерных симптомов.

Проявления кистевого туннельного синдрома.

При кистевом туннельном синдроме симптомы в основном затрагивают большой, указательный, средний, в меньшей степени – безымянный палец кисти. Это соответствует зоне иннервации срединного нерва.

В начале заболевания беспокоят неприятные ощущения в кисти: покалывание, жжение, онемение.

Боль – один из основных симптомов. Она тупая, ноющая, может захватывать пальцы, кисть, часть предплечья.

Чувство онемения кистей по утрам.

Постепенно развиваются нарушения со стороны мышц. Человеку становится сложно удерживать пальцами мелкие предметы, они выпадают из рук. Возникают сложности с выполнением точных движений.

Так как нервы регулируют функции сосудов, могут развиваться и сосудистые нарушения. Кисти могут стать бледными или приобрести синюшный оттенок, часто холодеют.

Нарушение иннервации потовых желез приводит к повышенной потливости или сухости кожи.

Нарушение иннервации и кровоснабжения кожи и ногтей приводит к ухудшению их внешнего вида.

Как сохранить здоровье кистей и лучезапястных суставов, работая на компьютере?

Правильное использование компьютерной мышки:

Ладонь должна располагаться таким образом, чтобы нижняя часть мышки находилась возле запястья.

Безымянный и большой палец должны находиться немного по бокам и слегка касаться боковых граней мышки.

Указательный палец должен легко лежать на левой кнопке мышки, средний – на правой.

Во время перемещения мышки старайтесь не совершать сильные движения в лучезапястном суставе – вся рука должна свободно двигаться за мышкой.

Правильное использование клавиатуры:

Руки должны быть расслаблены, согнуты в локтях под углом 90° и свободно лежать на столе.

Пальцы должны быть слегка согнуты. Кнопок клавиатуры нужно касаться только подушечками, нанося короткие мягкие удары.

Во время набора текста совершать движения лучше не в лучезапястных суставах, а пальцами.

Не кладите ладони на стол и на клавиатуру.

Если вам приходится долго работать на компьютере, нужно периодически делать перерывы, разминать кисти. Существуют простые комплексы упражнений.

1.2. Признаки развития зависимости у ребенка

По результатам опроса НИИ школьных технологий подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

1.   12, 2 % - общаюсь в сети;

2.   18, 1 % - читаю книги;

3.   30,1 % - посещаю кружки, секции;

4.   44, 9 % - играют в компьютерные игры;

5.   43, 7 % - общаюсь по телефону;

6.   71,1 % провожу время с друзьями;

7.   74, 2 % - смотрю телевизор.

На рисунке 2 изображены результаты опроса учащихся в виде диаграммы.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 2. Результаты опроса учащихся о занятиях в свободное время.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России.

У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. д. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), Компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Признаки компьютерной зависимости

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

 Прогулял школу – сидел за компьютером.

 Приходит домой, и сразу к компьютеру.

 Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

 Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

Симптомы зависимости

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

психические;

социальные;

духовные.

Психические признаки:

-появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером  или даже при ожидании, «предвкушении» контакта;

-отсутствие контроля со стороны взрослых за временем взаимодействия с компьютером;

-желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»);

-появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;

-использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

-эмоциональная неустойчивость;

-навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки:

-возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;

-проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие;

-проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;

-пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.  

Духовные признаки:

-потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. 

1.3. Сберегающие здоровье технологии при работе с компьютером

Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

2. Практическая часть

2.1. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости учащихся от компьютера.

1.   Анкетирование

Нами проводилось анкетирование среди учащихся. Опрошено 50 человек. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение и на психику. Вопросы анкеты были разбиты на 5 групп:

Анкета

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часовб) от 2 – до 4 часовв) от 4 – до 10 часов

2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 летб) с 10 летб) свой вариант ответа ______________

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) даб) нетв) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) даб) нетв) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почтеб) с другом на явув) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не можетб) дав) не знаю

5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?

а) даб) нетв) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?

а) нетб) да;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) даб) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?

а) даб) нетв) не придаю значения

9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) даб) нет

10. Что вас больше всего интересует?

а) компьютерб) чтение книгв) разгадывание логических игр

Психологические симптомы

1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) даб) нет;

2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) нетб) да

Сберегающие здоровье технологии при работе с компьютером.

1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 часб) 2часав) 10 часов

2.Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) даб) нетв) не придаю значения

3.Вы делаете гимнастику для глаз?

а) даб) нетв) как получится

4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) даб) нетв) мне все равно

Влияние компьютера на развитие интеллекта.

1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилкиб) стратегиив) логические

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысилсяб) остался на том же уровне; в) не замечаю.

2.2. Анализ результатов

С какого возраста и как долго ребенок пользуется ПК.

Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 83% учащихся имеют дома компьютер; 12% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 30% - с 10 лет; 29% - с 13 лет; 29% - с 14 лет. На рисунке 3 наглядно представлена диаграмма, с какого возраста у детей появился компьютер.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image003.emz" \* MERGEFORMATINET SHAPE \* MERGEFORMAT Рисунок 3. С какого возраста ребенок пользуется ПК.

Зависимость от компьютера

Мы выяснили, что 36% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти учащиеся склонны к игромании. 74% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм. Данные отражены в диаграмме на рисунке 4.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image005.emz" \* MERGEFORMATINET Рисунок 4. Склонность детей к компьютерным играм.

Мы поставили перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка -  24% выбрали компьютер, а 76% - лыжная прогулка. Рисунок 5 отражает полученные данные.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 5. Выбор детей – компьютер или прогулка на лыжах.

Общение по электронной почте или общение с другом наяву - 0% выбрали общение по электронной почте, а 100% общение с другом наяву.

На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач - 72% учащихся выбрали компьютер, 20% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач, что наглядно изображено на рисунке 6.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz" \* MERGEFORMATINET Рисунок 6. Диаграмма, отражающая интересы детей.

Психологические симптомы

В ходе анкетирования мы постарались выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении учащиеся, если был сломан компьютер? 

20% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 80% - не испытывают зависимости. На рисунке 7 изображена диаграмма пребывания ребенка в плохом настроении из-за неисправности ПК.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image013.emz" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 7. Диаграмма зависимости настроения от неисправности ПК.

На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

96% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 4% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером. Данные отражены на рисунке 8.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 8. Процент конфликтности детей из-за запрета пользованием ПК.

Сберегающие здоровье технологии при работе с компьютером

На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 80% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 10% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 10-ти часов. Данные отображены на рисунке 9.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 9. Время нахождение детей за компьютером.

Гимнастику для глаз делают 20% из числа опрошенных.

На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 80% ответили, что знают, 20% ответили – нет. Данные опроса отображены на рисунке 10.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 10. Знание ребенка об угрозе ПК его здоровью.

Устают ли глаза при работе с компьютером?

74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому, что отражено на диаграмме рисунка 11.

INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 11. Усталость глаз при работе на ПК.

Влияние компьютера на развитие интеллекта

Был заданвопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?  

42% ответили, что предпочитают играть в “бродилки”, 36% предпочитают стратегии, 22% предпочитают логические игры.

2.3. Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров

 В ходе работы мы сопоставили рост количества компьютеров у учащихся с изменениями их здоровья.

По данным медосмотра наблюдается тенденция снижения роста заболеваемости органов зрения, опорно-двигательной системы, что отражено в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ заболеваемости детей в семьях при увеличении количества ПК.

Число компьютеров у учащихся дома

Заболеваемость детей

Сколиоз

Снижение зрения

2013 год

51 шт.

23 % (63 человека)

17%(46 человек)

2014 год

86 шт.

5,8 % (16 человек)

14,5% (40 человек)

2015 год

139  шт.

 4,1% (10 человек)

 6,6%(16 человек)

В ходе выполнения работы, нас очень заинтересовал один вопрос. Сколько же времени всего за компьютером проводят учащиесяи какие именно игры они предпочитают? На помощь нам опять же пришёл опрос. Мы нашли ответы на все интересующие нас вопросы. Результаты опроса мы представили в виде диаграммы на рисунках 12 и 13.

Рисунок 12. Время нахождения учащихся школ за ПК.

Рисунок 13. Какие игры предпочитают учащиеся школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все-таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения.

Список использованныхисточников

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г.

2. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.

3. Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.22

4. Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997г.

Интернет –источники:

http://mif106.narod.ru/p161aa1.html

http://www.tiensmed.ru/programmer1.html

http://sci-article.ru/stat.php?i=1433612321

http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyutera-na-zdorovie-shkolnika

Просмотров работы: 9067