Курская битва 1943 года

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Курская битва 1943 года

Дягилев  И.А. 1
1МБОУ "Усть-Несркая СОШ имени И.В.Хоменко" Республика Саха (Якутия) Оймяконский район
Сергеева С.А. 1
1МБОУ "Усть-Нерская СОШ" имени И.В.Хоменко
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ.

Исследовательская работа посвящена 75-летию Курской битвы. В 1943 г. во время Курской битвы советская авиация превосходила ли авиацию противника? Исследую на примере самолётов – истребителей.

Тема: «Курская битва 1943 года».

Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве, превосходили фашистские, что помогло одержать победу в Курском сражении.

Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.

Задачи: познакомиться с историей Курской битвы; изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; составить сравнительные таблицы; наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон; провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей; проанализировав, сделать выводы; провести политинформацию на классном часе.

Предмет исследования: Курская битва, к её 75-летию.

Объект исследования: фашистские и советские истребители – участники Курского сражения 1943года.

Методы: поиск, изучение разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, подтверждающие выдвинутую мной гипотезу; политинформация с применением мультимедийной презентации.

Мои выводы: I.Вывод:моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт-истребитель Як-1 лучше, эффективнее, чем фашистский истребитель Фв-190.

II. Вывод 1:моим одноклассникам нужно меньше играть вкомпьютерные игры, а больше изучать историю Отечества, побольше читать о Великой Отечественной войне. II. Вывод 2:у этого поколения взрослых нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить. III.Вывод:советскийЛа-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.

Вывод-ответ на вопрос 1 введения (человеческий фактор): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия и танки; а также героизм советского народа в защите родных и близких людей, безграничная любовь к Родине – вот главная решающая сила.

Практическая значимость: - пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения; - воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое; - политинформация с мультимедийной презентацией.

1.Введение.

С детства я мечтаю о небе, о полётах, самолётах. Сначала собирал коллекцию картинок, потом составлял из пазлов изображения самолётов, затем увлёкся <<LEGO>> по этой же теме, конструировал и движущие модели с пультом управления. Много читал об авиации.

В эти летние каникулы я узнал из новостей по телевидению, что наша страна отмечает 75-летие Курской битвы – переломного сражения в Великой Отечественной войне. Смотря и слушая эту информацию, я ждал, что скажут об авиации, которая принимала участие в тех сражениях. Но этого, к моему сожалению, не произошло. А ведь в боях под Курском, конечно же, я уверен, авиация имела большое важное значение! Или нет??? Почему умолчали?

1. Какое значение? Она ли сыграла решающую роль?

2. Чьи самолёты, наши или противника, лучше, эффективнее, производительнее? Очень захотелось исследовать и сравнить технические показатели советских и фашистских самолётов, но только некоторые. Почему некоторые, а не все? Потому что мне, пока ещё десятилетнему мальчику, только некоторые из всех наиболее понятны.

Тема: «Курская битва 1943 года».

Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве лучше, чем фашистские, что помогло одержать советским войскам победу в Курском сражении.

Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.

Задачи: - познакомиться с историей Курской битвы; - изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; - сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; - составить сравнительные таблицы; - наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон военных действий; - провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей и, проанализировав, сделать выводы; - сделать обобщение и выводы, подтверждая или опровергая выдвинутую мной гипотезу; - провести политинформацию для детей и взрослых на классном часе, проведенном совместно с родителями.

Предмет исследования: Курская битва, к её 75-летию.

Объект исследования: фашистские и советские истребители – участники Курского сражения 1943года. Методы: поиск и анализ разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, политинформация с применением мультимедийной презентации.

Практическая значимость:

- пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения;

- воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое;

- политинформация с применением мультимедийной презентации.

2. Научная статья.

2.1. Немного истории. 23 августа - День воинской славы России и День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве в1943 году (в соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»). Курская битва была одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны и продолжалась сорок девять дней, с 5 июля по 23 августа 1943 г.

Я узнал, что в историографии принято разделять сражение на три части: - Курскую оборонительную операцию (5 - 23 июля); - Орловскую освободительную (12 июля - 18 августа); - Белгородско-Харьковскую (3 - 23 августа) наступательные.

«Замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие… самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190" и штурмовики “Хейнкель-129”». «Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер». Наши войска не дрогнули и встретили врага с невиданной стойкостью и мужеством, поэтому наступление противника было приостановлено. А 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа наши войска освободили города Орел и Белгород. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

2.2. - Какие же самолеты, кроме уже упомянутых выше, участвовали в Курской битве? Продолжаю поиск и изучение! Читаю в литературе и нахожу в Интернете, что

- с советской стороны: Ту-2, Ил-2, Ла-5, Як-1,

- со стороны противника: Фв-190, Ме-109, Ю-87, Хейнкель-129.

3. Исследовательская часть.

3.1.Так как эффективной ударной силой являются истребители, то меня больше всего, конечно, заинтересовали они. Поэтому-то я и выбрал для сравнения истребители Курской битвы: - фашистский истребитель Фв – 190;

- советский истребитель Як-1.

Самолёт противника: Фв-190Советский истребитель: Як-1

- Какие же технические показатели в авиации мне выбрать для сравнения, но те, наиболее понятные для меня? Изучаю, какими они бывают… Итак, выбираю для исследования понятные мне четыре технических показателя: -максимальную высоту в метрах, -дальность полёта в метрах, -максимальную скорость, км/ч, и -тяговооружённость, Вт/ч

Нахожу показатели для фашистского истребителя Фв-190 :

Максимальная высота, м - Фв-190 – 3,95 км

Дальность полёта, км - Фв-190 – 800 км

Максимальная скорость, км/ч - Фв-190 – 450 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Фв-190 – 246 Вт/кг

Теперь те же технические характеристики для советского истребителя Як-1:

Максимальная высота, м - Як-1 – 10,70 м

Дальность полёта, км - Як-1– 585 км

Максимальная скорость, км/ч - Як-1–632км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Як-1– 322Вт/кг Затем вношу показания своего поиска в таблицы, чтобы сравнить и проиллюстрировать диаграммами:

Максимальная высота, м

I.Вывод №1 : Як-1

поднимается в небо гораздо

выше, чем Фв-190.

Дальность полёта, м

I.Вывод №2:

здесь Як-1 явно проигрывает фашистскому истребителю

Фв-190.

Максимальная скорость км/ч

I.Вывод №3: ура!

У нашего – выше!

Тяговооружённость, Вт/кг

I.Вывод №4: и по показателю

тяговооружённость преимущество

на стороне Як-1 !

I.Общий вывод: моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт Як-1 по большинству показателей превосходит фашистский истребитель Фв-190 !

- Но, может быть, это случайность??! Может быть, только эти марки самолётов дали такой результат?.. Мои сомнения…

- А интересно, что знают об этом мои одноклассники, а взрослые, их родители?

3.2.На следующем этапе моего исследования я решил провести тест-опрос.

Анализ 1 полученных результатов тест-опроса:

Таблица 1. ВОПРОСЫ для 30-ти детей в возрасте 9-10 лет

ДА НЕТ

1 вопрос:

Вы знаете, что за знаменательная дата - 23 августа?

7 чел. 23,4%

23 чел. 76,6%

2 вопрос:

Заинтересовал ли Вас мой рассказ об авиации?

26 чел. 86,6%

4 чел. 13,4%

3 вопрос: Как вы думаете, чьи истребители были мощнее, фашистские или советские в Курском сражении?

21 чел. 70%

9 чел.

30%

4 вопрос:

Как вы считаете, есть ли другие факторы, которые повлияли на исход Курской битвы?

9 чел. 30%

21 чел.

70%

Ребята мало знают о предмете моего исследования, они чаще пожимали плечами, а если я настаивал подумать и всё же ответить, то высказывались поверхностно, «как бог на душу положит».

II. Вывод 1: моим одноклассникам нужно меньше играть в компьютерные игры, а больше знать об истории Отечества, побольше читать о Великой Отечественной войне.

Анализ 2 полученных результатов тест-опроса:

Таблица 2.ВОПРОСЫ для 30-ти родителей в возрасте 28-32 г.

ДА НЕТ

1 вопрос:

Вы знаете, что за знаменательная дата - 23 августа?

27 чел.

90%

3 чел. 10%

2 вопрос:

Заинтересовал ли Вас мой рассказ об авиации?

12 чел. 40%

18 чел. 60%

3 вопрос: Как вы думаете, чьи истребители были мощнее, фашистские или советские в Курском сражении?

7 чел. 23,4%

23 чел. 76,6%

4 вопрос:

Как вы считаете, есть ли другие факторы, которые повлияли на исход Курской битвы?

24 чел 80%.

6 чел. 20%

II. Вывод 2: Ну и мои родители тоже не знают о Курском сражении. И только трое родителей одноклассников сказали что, об этом что-то слышали, но не придали этому особого значения. На второй вопрос анкеты они прореагировали так: 12 чел. остались слушать меня после уроков, а 18 родителей ушли, чем подтвердили то, что им это неинтересно. Ответы на третий и четвертый вопросы показали, что у этого поколения взрослых нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить.

Поэтому сомнения мои остаются. И я продолжаю поиск и изучение…

3.3.Мои поиски привели меня к информации о замечательном советском летчике Ива́не Ники́товиче Кожеду́бе, Герое Советского Союза, летавшем на истребителе и сбивавшем фашистские самолёты! Он выжил в Великую Отечественную войну, затем продолжил свой славный путь в мирное время, принося пользу нашему государству!

(См. Приложение II) Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).

Псевдоним во время боевых действий в Корее – Крылов.

Да, поразил меня легендарный герой!

Вывод-ответ. По ходу своего изучения,я нашёл ответ на свой первый вопрос (см. введение): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия, танки. Но, когда я читал и писал о храбром Кожедубе Иване Никитовиче, то понял, что сила воли, отличные знания, мужество, героизм и стремление к победе таких же богатырей – наших воинов, наших прадедов в защите родных и близких людей, всего советского народа на фронтах и в тылу, безграничная любовь к Родине – главная решающая сила; конечно же, наряду с танками, артиллерией и моей любимой авиацией. Вот, что в единстве привело к Победе в Великой Отечественной войне.

Итак, я решил второй раз проверить свою гипотезу, изучив и проанализировав самолёты блистательного Кожедуба и его врага! То есть проверить ещё на одной паре истребителей Курской битвы – Ме-109, Ла-5 свою гипотезу.

Ла-5

Ме-109

Технические характеристики для фашистского истребителя Ме-109:

Максимальная высота, м - Ме-109 – 8,2 км

Дальность полёта, км - Ме-109 – 750 км

Максимальная скорость, км/ч - Ме-109 – 476 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Ме-109 – 257 Вт/кг

Теперь те же технические характеристики для советского истребителя Ла-5:

Максимальная высота, м - Ла-5 – 10,80 км

Дальность полёта, км - Ла-5 – 1000 км

Максимальная скорость, км/ч - Ла-5– 685 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Ла-5– 366 Вт/кг

Итак, вношу эти показания в таблицы, чтобы сравнить и проиллюстрировать диаграммами.

М аксимальная высота, м

III.Вывод №1: выше поднимается в небо Ла-5 !

Дальность полёта, км

III.Вывод №2:

лучший результат у Ла-5 !

Максимальная скорость, км/ч

III.Вывод №3: лучшим

опять оказался Ла-5 !!!

Тяговооружённость, Вт/кг

III.Вывод №4: ура!!!

эффективнее снова оказался

Ла-5 !!!

III.Общий вывод. И во втором случае моё исследование показало, что наши самолёты лучше !!! СоветскийЛа-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.

Максимальная высота, км

4. Заключительная часть исследовательской работы.

Я научился составлять исводные таблицы, поэтому хочу продемонстрировать преимущества советской авиатехники времен Великой Отечественной войны, точнее 1943 года, на сводных диаграммах:

Максимальная высота, км

Дальность полёта, м

Максимальная скорость, км/ч

Тяговооружённость, вт/кг

Практическая значимость:

Благодаря своей исследовательской работе я многому научился: осознаннее любить Родину и гордиться ее историческим героическим прошлым;

трудиться и побеждать себя прежнего, анализировать социологический опрос респондентов, вычислять проценты; работать в Microsoft Office, в Power Point, составлять таблицы и диаграммы, создавать мультимедийную презентацию.

Конечно, я благодарен всем одноклассникам и взрослым, которые, мне помогая, приняли участие в тест-опросе.

Для современного ученика сегодня, я понимаю, что интересней удивляться современной авиатехнике. И это естественно, время идёт вперёд!

Но и забывать прошлое, особенно нашей Родины, считаю, нельзя! Поэтому я помню, изучаю, исследую, с уважением отношусь к истории и люблю Отчизну.

Интересуюсь я и сегодняшней авиацией. Думаю, что следующее моё исследование будет посвящено современным лайнерам .

Благодарю за внимание!

С уважением, Ваня Дягилев,

5-А класс МБОУ «Усть-Нерская СОШ» имени И.В.Хоменко.

Литература.

Курская битва 1943. ВОв 1941-1945гг. Энциклопедия, 1985. - С. 392-394.

Давыдков В. И. Анализ Курской битвы (историко-документальная эпопея). - Курск, 2005.

Тимохович И. В. Советская авиация под Курском. М.: Воениздат, 1959.- 120 с.

И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. (Величайшие советские асы) - М.: Яуза, Эксмо, 2009. 368 с. 

Сайты:

-http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B1,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

- http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=535

- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D0%BA-1&pos

- http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kozhedub2.jpg?uselang=ru

- http://airaces.narod.ru/abc/k.htm

Commons)kimedia.org/wiki/Category:Ivan_Kozhedub?uselang=ru

Просмотров работы: 895