АННОТАЦИЯ.
Исследовательская работа посвящена 75-летию Курской битвы. В 1943 г. во время Курской битвы советская авиация превосходила ли авиацию противника? Исследую на примере самолётов – истребителей.
Тема: «Курская битва 1943 года».
Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве, превосходили фашистские, что помогло одержать победу в Курском сражении.
Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.
Задачи: познакомиться с историей Курской битвы; изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; составить сравнительные таблицы; наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон; провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей; проанализировав, сделать выводы; провести политинформацию на классном часе.
Предмет исследования: Курская битва, к её 75-летию.
Объект исследования: фашистские и советские истребители – участники Курского сражения 1943года.
Методы: поиск, изучение разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, подтверждающие выдвинутую мной гипотезу; политинформация с применением мультимедийной презентации.
Мои выводы: I.Вывод:моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт-истребитель Як-1 лучше, эффективнее, чем фашистский истребитель Фв-190.
II. Вывод 1:моим одноклассникам нужно меньше играть вкомпьютерные игры, а больше изучать историю Отечества, побольше читать о Великой Отечественной войне. II. Вывод 2:у этого поколения взрослых нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить. III.Вывод:советскийЛа-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.
Вывод-ответ на вопрос 1 введения (человеческий фактор): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия и танки; а также героизм советского народа в защите родных и близких людей, безграничная любовь к Родине – вот главная решающая сила.
Практическая значимость: - пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения; - воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое; - политинформация с мультимедийной презентацией.
1.Введение.
С детства я мечтаю о небе, о полётах, самолётах. Сначала собирал коллекцию картинок, потом составлял из пазлов изображения самолётов, затем увлёкся <<LEGO>> по этой же теме, конструировал и движущие модели с пультом управления. Много читал об авиации.
В эти летние каникулы я узнал из новостей по телевидению, что наша страна отмечает 75-летие Курской битвы – переломного сражения в Великой Отечественной войне. Смотря и слушая эту информацию, я ждал, что скажут об авиации, которая принимала участие в тех сражениях. Но этого, к моему сожалению, не произошло. А ведь в боях под Курском, конечно же, я уверен, авиация имела большое важное значение! Или нет??? Почему умолчали?
1. Какое значение? Она ли сыграла решающую роль?
2. Чьи самолёты, наши или противника, лучше, эффективнее, производительнее? Очень захотелось исследовать и сравнить технические показатели советских и фашистских самолётов, но только некоторые. Почему некоторые, а не все? Потому что мне, пока ещё десятилетнему мальчику, только некоторые из всех наиболее понятны.
Тема: «Курская битва 1943 года».
Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве лучше, чем фашистские, что помогло одержать советским войскам победу в Курском сражении.
Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.
Задачи: - познакомиться с историей Курской битвы; - изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; - сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; - составить сравнительные таблицы; - наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон военных действий; - провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей и, проанализировав, сделать выводы; - сделать обобщение и выводы, подтверждая или опровергая выдвинутую мной гипотезу; - провести политинформацию для детей и взрослых на классном часе, проведенном совместно с родителями.
Предмет исследования: Курская битва, к её 75-летию.
Объект исследования: фашистские и советские истребители – участники Курского сражения 1943года. Методы: поиск и анализ разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, политинформация с применением мультимедийной презентации.
Практическая значимость:
- пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения;
- воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое;
- политинформация с применением мультимедийной презентации.
2. Научная статья.
2.1. Немного истории. 23 августа - День воинской славы России и День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве в1943 году (в соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»). Курская битва была одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны и продолжалась сорок девять дней, с 5 июля по 23 августа 1943 г.
Я узнал, что в историографии принято разделять сражение на три части: - Курскую оборонительную операцию (5 - 23 июля); - Орловскую освободительную (12 июля - 18 августа); - Белгородско-Харьковскую (3 - 23 августа) наступательные.
«Замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие… самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190" и штурмовики “Хейнкель-129”». «Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер». Наши войска не дрогнули и встретили врага с невиданной стойкостью и мужеством, поэтому наступление противника было приостановлено. А 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа наши войска освободили города Орел и Белгород. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.
2.2. - Какие же самолеты, кроме уже упомянутых выше, участвовали в Курской битве? Продолжаю поиск и изучение! Читаю в литературе и нахожу в Интернете, что
- с советской стороны: Ту-2, Ил-2, Ла-5, Як-1,
- со стороны противника: Фв-190, Ме-109, Ю-87, Хейнкель-129.
3. Исследовательская часть.
3.1.Так как эффективной ударной силой являются истребители, то меня больше всего, конечно, заинтересовали они. Поэтому-то я и выбрал для сравнения истребители Курской битвы: - фашистский истребитель Фв – 190;
- советский истребитель Як-1.
Самолёт противника: Фв-190Советский истребитель: Як-1
- Какие же технические показатели в авиации мне выбрать для сравнения, но те, наиболее понятные для меня? Изучаю, какими они бывают… Итак, выбираю для исследования понятные мне четыре технических показателя: -максимальную высоту в метрах, -дальность полёта в метрах, -максимальную скорость, км/ч, и -тяговооружённость, Вт/ч
Нахожу показатели для фашистского истребителя Фв-190 :
Максимальная высота, м - Фв-190 – 3,95 км
Дальность полёта, км - Фв-190 – 800 км
Максимальная скорость, км/ч - Фв-190 – 450 км/ч
Тяговооружённость, Вт/кг - Фв-190 – 246 Вт/кг
Теперь те же технические характеристики для советского истребителя Як-1:
Максимальная высота, м - Як-1 – 10,70 м
Дальность полёта, км - Як-1– 585 км
Максимальная скорость, км/ч - Як-1–632км/ч
Тяговооружённость, Вт/кг - Як-1– 322Вт/кг Затем вношу показания своего поиска в таблицы, чтобы сравнить и проиллюстрировать диаграммами:
Максимальная высота, м
I.Вывод №1 : Як-1
поднимается в небо гораздо
выше, чем Фв-190.
Дальность полёта, м
I.Вывод №2:
здесь Як-1 явно проигрывает фашистскому истребителю
Фв-190.
Максимальная скорость км/ч
I.Вывод №3: ура!
У нашего – выше!
Тяговооружённость, Вт/кг
I.Вывод №4: и по показателю
тяговооружённость преимущество
на стороне Як-1 !
I.Общий вывод: моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт Як-1 по большинству показателей превосходит фашистский истребитель Фв-190 !
- Но, может быть, это случайность??! Может быть, только эти марки самолётов дали такой результат?.. Мои сомнения…
- А интересно, что знают об этом мои одноклассники, а взрослые, их родители?
3.2.На следующем этапе моего исследования я решил провести тест-опрос.
Анализ 1 полученных результатов тест-опроса:
Таблица 1. ВОПРОСЫ для 30-ти детей в возрасте 9-10 лет |
ДА НЕТ |
|
1 вопрос: Вы знаете, что за знаменательная дата - 23 августа? |
7 чел. 23,4% |
23 чел. 76,6% |
2 вопрос: Заинтересовал ли Вас мой рассказ об авиации? |
26 чел. 86,6% |
4 чел. 13,4% |
3 вопрос: Как вы думаете, чьи истребители были мощнее, фашистские или советские в Курском сражении? |
21 чел. 70% |
9 чел. 30% |
4 вопрос: Как вы считаете, есть ли другие факторы, которые повлияли на исход Курской битвы? |
9 чел. 30% |
21 чел. 70% |
Ребята мало знают о предмете моего исследования, они чаще пожимали плечами, а если я настаивал подумать и всё же ответить, то высказывались поверхностно, «как бог на душу положит».
II. Вывод 1: моим одноклассникам нужно меньше играть в компьютерные игры, а больше знать об истории Отечества, побольше читать о Великой Отечественной войне.
Анализ 2 полученных результатов тест-опроса:
Таблица 2.ВОПРОСЫ для 30-ти родителей в возрасте 28-32 г. |
ДА НЕТ |
|
1 вопрос: Вы знаете, что за знаменательная дата - 23 августа? |
27 чел. 90% |
3 чел. 10% |
2 вопрос: Заинтересовал ли Вас мой рассказ об авиации? |
12 чел. 40% |
18 чел. 60% |
3 вопрос: Как вы думаете, чьи истребители были мощнее, фашистские или советские в Курском сражении? |
7 чел. 23,4% |
23 чел. 76,6% |
4 вопрос: Как вы считаете, есть ли другие факторы, которые повлияли на исход Курской битвы? |
24 чел 80%. |
6 чел. 20% |
II. Вывод 2: Ну и мои родители тоже не знают о Курском сражении. И только трое родителей одноклассников сказали что, об этом что-то слышали, но не придали этому особого значения. На второй вопрос анкеты они прореагировали так: 12 чел. остались слушать меня после уроков, а 18 родителей ушли, чем подтвердили то, что им это неинтересно. Ответы на третий и четвертый вопросы показали, что у этого поколения взрослых нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить.
Поэтому сомнения мои остаются. И я продолжаю поиск и изучение…
3.3.Мои поиски привели меня к информации о замечательном советском летчике Ива́не Ники́товиче Кожеду́бе, Герое Советского Союза, летавшем на истребителе и сбивавшем фашистские самолёты! Он выжил в Великую Отечественную войну, затем продолжил свой славный путь в мирное время, принося пользу нашему государству!
(См. Приложение II) Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).
Псевдоним во время боевых действий в Корее – Крылов.
Да, поразил меня легендарный герой!
Вывод-ответ. По ходу своего изучения,я нашёл ответ на свой первый вопрос (см. введение): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия, танки. Но, когда я читал и писал о храбром Кожедубе Иване Никитовиче, то понял, что сила воли, отличные знания, мужество, героизм и стремление к победе таких же богатырей – наших воинов, наших прадедов в защите родных и близких людей, всего советского народа на фронтах и в тылу, безграничная любовь к Родине – главная решающая сила; конечно же, наряду с танками, артиллерией и моей любимой авиацией. Вот, что в единстве привело к Победе в Великой Отечественной войне.
Итак, я решил второй раз проверить свою гипотезу, изучив и проанализировав самолёты блистательного Кожедуба и его врага! То есть проверить ещё на одной паре истребителей Курской битвы – Ме-109, Ла-5 свою гипотезу.
Ла-5
Ме-109
Технические характеристики для фашистского истребителя Ме-109:
Максимальная высота, м - Ме-109 – 8,2 км
Дальность полёта, км - Ме-109 – 750 км
Максимальная скорость, км/ч - Ме-109 – 476 км/ч
Тяговооружённость, Вт/кг - Ме-109 – 257 Вт/кг
Теперь те же технические характеристики для советского истребителя Ла-5:
Максимальная высота, м - Ла-5 – 10,80 км
Дальность полёта, км - Ла-5 – 1000 км
Максимальная скорость, км/ч - Ла-5– 685 км/ч
Тяговооружённость, Вт/кг - Ла-5– 366 Вт/кг
Итак, вношу эти показания в таблицы, чтобы сравнить и проиллюстрировать диаграммами.
М аксимальная высота, м
III.Вывод №1: выше поднимается в небо Ла-5 !
Дальность полёта, км
III.Вывод №2:
лучший результат у Ла-5 !
Максимальная скорость, км/ч
III.Вывод №3: лучшим
опять оказался Ла-5 !!!
Тяговооружённость, Вт/кг
III.Вывод №4: ура!!!
эффективнее снова оказался
Ла-5 !!!
III.Общий вывод. И во втором случае моё исследование показало, что наши самолёты лучше !!! СоветскийЛа-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.
Максимальная высота, км
4. Заключительная часть исследовательской работы.
Я научился составлять исводные таблицы, поэтому хочу продемонстрировать преимущества советской авиатехники времен Великой Отечественной войны, точнее 1943 года, на сводных диаграммах:
Максимальная высота, км
Дальность полёта, м
Максимальная скорость, км/ч
Тяговооружённость, вт/кг
Практическая значимость:
Благодаря своей исследовательской работе я многому научился: осознаннее любить Родину и гордиться ее историческим героическим прошлым;
трудиться и побеждать себя прежнего, анализировать социологический опрос респондентов, вычислять проценты; работать в Microsoft Office, в Power Point, составлять таблицы и диаграммы, создавать мультимедийную презентацию.
Конечно, я благодарен всем одноклассникам и взрослым, которые, мне помогая, приняли участие в тест-опросе.
Для современного ученика сегодня, я понимаю, что интересней удивляться современной авиатехнике. И это естественно, время идёт вперёд!
Но и забывать прошлое, особенно нашей Родины, считаю, нельзя! Поэтому я помню, изучаю, исследую, с уважением отношусь к истории и люблю Отчизну.
Интересуюсь я и сегодняшней авиацией. Думаю, что следующее моё исследование будет посвящено современным лайнерам .
Благодарю за внимание!
С уважением, Ваня Дягилев,
5-А класс МБОУ «Усть-Нерская СОШ» имени И.В.Хоменко.
Литература.
Курская битва 1943. ВОв 1941-1945гг. Энциклопедия, 1985. - С. 392-394.
Давыдков В. И. Анализ Курской битвы (историко-документальная эпопея). - Курск, 2005.
Тимохович И. В. Советская авиация под Курском. М.: Воениздат, 1959.- 120 с.
И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. (Величайшие советские асы) - М.: Яуза, Эксмо, 2009. 368 с.
Сайты:
-http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B1,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=535
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D0%BA-1&pos
- http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kozhedub2.jpg?uselang=ru
- http://airaces.narod.ru/abc/k.htm
Commons)kimedia.org/wiki/Category:Ivan_Kozhedub?uselang=ru