ВОЕННЫЕ ИСТОРИИ НАШИХ ПРАБАБУШЕК И ПРАДЕДУШЕК

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОЕННЫЕ ИСТОРИИ НАШИХ ПРАБАБУШЕК И ПРАДЕДУШЕК

Салищев И.А. 1Козлова П.Е. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №14"
Козлова Ю.С. 1Филиппова А.В. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №14"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

                                                                                                   Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим.

Рокоссовский К.К.

Все чаще в мировых средствах массовой информации мы слышим об уничтожении памятников Великой Отечественной войны, актах вандализма над могилами наших солдат, оскорблении ветеранов. Увы, это результат потери связи поколений, отсутствие понимания важности каждого ветерана Великой Отечественной войны и его вклада в наше настоящее.

С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Мы привыкли видеть мирное небо над головой, но не всегда так было. Этой действительностью мы обязаны нашим предкам, которые в дни опасности сумели сохранить мир ценой своей жизни.

Великая Отечественная война навсегда останется в памяти поколений. Вклад участников военных действий сложно переоценить. Вопрос сохранения мира всегда будет актуальным. Чтобы успешно предотвращать конфликты, необходимо не только помнить, но и уметь извлекать урок из этих событий. Для этого очень важно помочь подрастающему поколению осознать степень личной ответственности за свои действия и их последствия. С маленького шага начинается дорога в будущие, но вот какой она будет, встретятся ли беды – зависит от нас. Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но мы не должны забыть этот страшный урок жизни.

Великая Отечественная война затронула абсолютно всех. Она не делала различий, кто пострадает, ребенок или взрослый, мужчина или женщина. Тяготы войны легли на плечи всех людей, без исключений. То, что пришлось пережить юному поколению в те годы, безусловно, закалило его, сделало сильным — и физически, и психологически. История знает примеры героизма детей, которые наравне со взрослыми участвовали в диверсионных операциях, или стояли у станка на заводе.

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны. Мы решили рассказать о подвиге тех, кого воспитала война, о тех, кто засыпал под звуки бомбежки, о тех, чье детство принято называть «опаленное войной». Мы хотим узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, и рассказать их истории.

Новизна исследования заключается в том, что данная работа направлена на создание проекта, который соединит воедино воспоминания о прабабушках и прадедушках, участниках Великой Отечественной войны, которые записали учащиеся 6 –х классов нашей школы. Все полученные сведения мы собрали в единый альбом, а так же подготовили материалы для публикации на сайте «Бессмертный полк».

Проект важен и необходим для нового осмысления исторического наследия. Ведь прочитать о войне в книге – это способ узнать историю то, как это было. Услышать из уст членов твоей семьи о минувшем прошлом – возможность переосмыслить события и осознать вклад именно твоих близких в общую Великую Победу страны. Любовь к Родине, патриотизм – начинается в семье с личного примера.

Цель работы: формирование уважительного отношения учащихся к нравственным ценностям прошлых поколений.

В ходе работы решались задачи:

  1. Изучить жизнь людей, чье детство и юность пришлось на годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям ветеранов и их родственников о жизни в годы войны.

  2. Укрепить связь поколений, через определение вклада каждой семьи в Победу страны.

  3. Воспитать у учащихся социальную ответственность, патриотизм и гражданскую позицию по отношению к Родине, ветеранам Великой Отечественной Войны.

  4. Сохранить память об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, для того чтобы передать ее дальше – внукам и правнукам.

Объектом исследования стали воспоминания прабабушек и прадедушек участников Великой Отечественной войны, материалы семейных архивов, содержащих сведения об этом событии.

В основе работы лежат три принципа: историчности (события рассматриваются неотъемлемо от исторических фактов), научности (работа учитывает весь объем информации, доступной на данный момент), системности (все данные учитываются и рассматриваются в комплексе).

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика:

  • изучение теории вопроса на основе литературных источников,

  • интервьюирование,

  • описательный метод,

  • метод сравнительного анализа.

О Великой Отечественной войне написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, отсняты художественные и документальные фильмы, а также множество цифр и статистки, которые не всегда передают тот ужас, который испытали люди. Тем ценнее воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда срывается голос и слезы на глазах.

ГЛАВА 1 ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ

Эта память верьте, люди,

всей земле нужна.

Если мы войну забудем,

вновь придет война.

Одно из самых страшных испытаний, которые выпали на долю нашего народа – Великая Отечественная война. Война принесла много горя, каждая семья была участницей данного события истории нашей страны. Мужчины воевали, женщины трудились в тылу, но нельзя забывать о детях этого времени.

Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Дети войны – это одна из мало раскрытых страниц минувшей войны.

Дети Великой отечественной войны ‑ воспитанники войны, им сегодня от 74 до 90 лет. Дети войны натерпелись от нее не меньше, чем солдаты на фронте. Война отучила их плакать, рано сделав ребятишек взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.

Ланина Раиса Степановна

Раиса Степановна родилась в 1936 году в поселке Новый Бузец, Курской области. Ее детство было незабываемое и удивительно короткое, так как началась Великая Отечественная война. Раиса Степановна помнит всё, каждую деталь: как началась война, как приходили повестки, как провожали на фронт. Всё это осталось в памяти, как будто это было вчера. Семья Ланиных была небольшая по тем временам - отец, мать, маленькая Рая и три старших брата. Отец ушёл на фронт и дошел до Берлина.

С немецкими солдатами, семья, встречалась не раз. Помнит Раиса Степановна, как немцы обустроились в их доме, писари сидели там, а семья жила в сарае. Немцы грабили деревню, отнимая последнее. В деревне царил голод, но они не брезговали ничем, брали всё. Вспоминает, что в основном брали яйца, очень любили молоко. И называли жителей «русишшвайн», то есть русскими свиньями. Зато к себе они требовали особого уважения, обращаться к ним было можно только - пан-немец или господин. Иногда немцам становилось жалко деток, и они им давали сухарей.

Очень сильно боялась Раиса Степановна самолетов, маленькие черные немецкие самолеты крутились вокруг наших самолетов, гудели они по-другому. Как только услышат дети треск, грохот сразу под стол прятались. Перед глазами долго стояла картина: «Летит самолет, падает бомба, потянулась красная полоса огня и дым. Бабах! Упала возле соседского дома, убило 2 девочек, им разорвало живот». Когда немецкие солдаты начали отступать, тогда они показали все зверство: живьем бросали людей в колодец, заходили в дома и расстреливали всех, кто находился там, никого не щадили.

Зеканов Павел Васильевич

Павел Васильевич встретил войну шестилетним мальчиком, родился в 1936 году, жил в селе Малютино, Курской области.

Детство Павла Васильевича закончилось тогда, когда война обрушилась на любимый край. «Отец и мать ушли на фронт, мы остались с бабушкой и маленькой сестренкой, - вспоминает Павел Васильевич. - Я тогда еще не понимал, что происходит, почему бабушка спешила затемнять окна, когда начиналась бомбежка: она одеялами хотела нас от войны отгородить».

В военное время дети вынуждены были трудиться. День за днем они проводили в поисках пищи, причем искали пропитание для себя и своих родных. Весной близ деревни не распускалось ни одно дерево, потому что съедались все почки, мы сдирали даже молодую кору. ели траву, всю подряд ели. Лето нас спасало, а зимой становилось очень тяжело. «Мы собирали колоски, лебеду, хоть какие-то крохи, чтобы не умереть с голоду», - рассказывает Павел Васильевич.

Когда, в их село, пришли немцы, то дети, чтобы добыть хоть немного еды, устроились к ним на работу. Семилетний мальчишка Паша кормил немецких лошадей и получал за это еду, которую носил сестренке и бабушке. Немцы детей иногда баловали: давали тушенку и сгущенку, можно было устроить и «пир желудку».Однажды проснулась Пашина семья утром рано, и не досчиталась коровы, единственной коровы, которая оставалась, которую не тронули даже немцы. Выйдя во двор, они встретили партизан, которые обитали в лесу близ деревни. Запыленные, потные, с запекшимися губами, они жадно пили воду из колодца и рядом с ними была корова, они ее увели в лес и там убили, чтоб не умереть с голода. Павел Васильевич до сих пор с обидой вспоминает тот случай. Великая Отечественная война была и осталась самым главным переживанием жизни Павла Васильевича.

Николаева (Крепких) Анна Владимировна

Когда началась война, Анне Владимировне было 12 лет (родилась 26 сентября 1929 года (в паспорте записана дата рождения – 1 января). Она жила в деревне Большая Гарь Яйского района (в настоящее время Ижморский район) Кемеровской области. В её деревне школы не было и ей приходилось добираться пешком до посёлка Новый Свет (между ними было примерно 10 км). По её рассказам, во время войны жилось очень трудно. В хозяйстве у них были корова и овцы. Но почти все продукты приходилось отдавать как продовольственный налог, которым облагались крестьяне. Они обязаны были сдавать всё сливочное масло, а самим доставался только обрат (обезжиренное молоко), так как из сливок делали масло. Также отдавали всю шерсть, часть картофеля и овощей. Семья была большая (4 ребёнка), и питались впроголодь. Отец был на войне.

Анна Владимировна и в войну ходил в школу, не хотела пропускать, очень любила учиться. Тетрадью для них служили кусок старых обоев или старые газеты. Пробки из бутылок использовали в качестве ластика. Очень радовались приходу осени, когда созревала свекла, и ее краски можно было использовать в качестве чернил. И в школе можно было не только слушать учителя, но и писать сочинения. Школа не отапливалась, зимой стены были покрыты инеем. В обязанности школьников входила прополка колхозных полей и огородов, осенью собирали колоски с поля, летом пасли скот.

Смирнова Марина Алексеевна

Марина Алексеевна родилась в городе Ленинград в 1941 году. Когда началась война, ей было всего 5 месяцев. В осажденном блокадном городе они пережили все: голод, холод, страшные бомбежки. Её мама, Антонина Владимировна, работала в научно-исследовательском институте. Маленькую дочку она оставляла в детских яслях на несколько дней. Зимой в яслях почти не топили и деток кормили только тем, что приносили родители. Антонина Владимировна каждый раз, идя в ясли за дочкой, боялась, что не увидит ее живой и плакала от радости, увидев свою Маришку.

Как оказалось, самым страшным испытанием для жителей блокадного города был голод, особенно в первую блокадную зиму. Сразу были введены продовольственные карточки, но нормы продуктов по ним были мизерными. Например, дневная норма хлеба для рабочих составляла 600 – 800 грамм. А дети и служащие получали 300 – 400 грамм. Позже норму уменьшили почти вдвое. Этого было недостаточно, тем более, что хлеб состоял не только из муки. В него добавляли хлопковый жмых, опилки и отруби. Тысячи человек за годы блокады умерли от голода. Антонина Владимировна от своего кусочка хлеба отламывала половину и скармливала своей маленькой дочке.

Но они выжили. И когда в январе 1943 года советские войска прорвали блокаду, мать и дочь, истощенных и больных, на носилках вывезли из Ленинграда на Алтай. Там они жили почти 15 лет. Там Марина пошла в первый класс, а когда ей исполнилось 10 лет, они переехали в Кемерово.

После войны Антонина Владимировна с дочерью не смогли вернуться в Ленинград. Она работала акушеркой в больнице. Сотни малышей обязаны ей своим появлением на свет. Она не любила рассказывать о страшных блокадных годах, но помнила о них до последних дней своей жизни и очень трепетно относилась к хлебу.

Семенова Анна Кузьминична.

Анна Кузьминична родилась в 1928 г. в г. Москва. Ее мама, Анастасия Михайловна, всю жизнь проработала поваром и когда началась война, то была отправлена на полевую кухню. Свою дочь она взяла с собой в качестве помощницы. Для Анны детство закончилось в 13 лет.

Профессия повар на войне была одной из самых важных и востребованных. «Повар на войне- главная фигура», говаривал Михаил Кутузов. Ведь щи да каша для бойца - главный боеприпас, без них нет и победы. Повара выполняли боевую задачу – хорошо и вовремя кормить солдат. Трудно было в военное время работать на полевой кухне. Нужно было выполнять тяжелую работу, просыпаться очень рано: чистить котлы, готовить каши. Кроме основной работы, Анна и ее мама должны были рыть окопы для солдат. Однако повара успевали не только готовить вкусную пищу, но и совершать подвиги. В 1943 году, военная рота солдат, которая состояла из несколько сотен солдат, располагалась в лесу, вблизи боевых точек противника. В один из дней, когда Анна Кузьминична, с другими поварами, готовила обед для солдат к ним на кухню зашла женщина. Эту женщину никто не знал. Анна Кузьминична начала наблюдать за ней и увидела, что та подошла к котлу с супом, протянула над ним сжатую руку в кулак. Девочка начала звать на помощь, эту женщину задержали. Оказалась в руке у нее был яд. Она хотела отравить наших солдат. Таким образом, Анна Кузьминична спасла несколько сотен жизней. Анна Кузьминичны, так же как и другие повара поднимали боевой дух солдат, вкусными обедами, они своим трудом вносили вклад в победу нашей страны.

Дети войны жили в сложных условиях, совершали подвиги во имя Победу и спасения своей семьи и русского народа. Им приходилось выживать в любых условиях и заменить своих отцов и матерей для младших. Пусть они не брали в руки оружие, но они понимали, что Родина в опасности, и в силу своих возможностей помогали ей. Они ни в чём не уступать взрослым, дедам, отцам, матерям, старшим братьям, сёстрам в их борьбе с фашизмом в тылу.

ГЛАВА 2 ВОЙНА ГЛАЗАМИ ФРОНТОВИКОВ

Победу решает военное искусство,

храбрость полководцев и неустрашимость солдат.

Грудь их ‑ защита и крепость отечеству.

Петр I

Война, насильно заставив людей пройти через жизненные испытания, превратила их в героев. Всех. Каждый из них, и на фронте, и в тылу сделал все ради своего и нашего будущего. Если бы не героические поступки советских граждан, как солдат, так и работников тыла, мы бы не видели сейчас чистого неба над головами и не могли ощущать той свободы, которая дана нам сейчас.

Жизнь нашего народа, всех семей нашей страны стала меняться. В первые годы многие люди покинули свои города. Эвакуировались школы, сады, многие заводы. В первые дни войны во всех городах тысячи призывников спешили на сборные пункты военкоматов. Рядом с ними были-добровольцы, не состоявшие на воинском учете. Многие из них занимались мирным трудом, а в связи с наступлением войны, были вынуждены его прервать и пойти защищать нашу Родину. Кто- то из них стал летчиком, кто-то танкистом, кто- то медицинской сестрой или врачом, кто-то партизаном.

Матвеенко Николай Лаврентьевич

Николай Лаврентьевич родился в 1924 году в Томской области. Когда началась война, ему было 16 лет, он окончил 9 класс. И остался один год учебы в школе. Но Николай решил пойти на фронт добровольцем. Так в 17 лет началась взрослая жизнь. Его зачислили в Ленинск – Кузнецкое пулеметное училище курсантом 32-го гвардейского стрелкового полка. После принятия присяги на фронт, в потертой прадедовской красноармейской книжке сделана запись: «Участник Отечественной войны с 8 августа 1942 года в составе 3-го Украинского фронта». В его рядах прадед и воевал до конца войны.

Он участвовал и в штыковых атаках, и рукопашных боях. Их часть была расположена под городом Валуйки на Украине. Строили землянки, ждали пополнения, из оружия – только деревянные винтовки для обучения солдат. И тут немцы бросили на них десант. Молодые необученные солдаты шли в бой с деревянными палками. Было вызвано подкрепление, и советские танки уничтожили фашистов. В этом бою погибло более 100 человек. Николай Лаврентьевич получил свою первую боевую медаль. В 1943 году Николай Лаврентьевич был назначен помощником командира стрелкового взвода и получил звание старшего сержанта.

В наградном листе Николая Лаврентьевича написано: «проявил себя как знающий свое дело командир. Подготовил командиров, которые проявили себя храбрыми защитниками Родины. Отдает все свои силы и знания боевой подготовке солдат».

Интересный случай произошел с ним при освобождении города Одессы на Украине. Из оперного театра немцы вывезли все декорации. Часть, в которой воевал прадед, перехватила этот эшелон. Им всем дали пригласительные билеты и мой прадед слушал самого Лемешова.

Николай Лаврентьевич прошел с боями через Украину, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. От Белгорода до Будапешта довели его фронтовые дорого. У него были легкие осколочные ранения головы, после перевязки в медсанбате он снова шел в бой. Победу встретил в столице Венгрии городе Будапеште. Узнав о мире, от радости все принялись стрелять в воздух. Наконец-то! Дождались! Медаль за победу над Германией – самая долгожданная. После войны Николай Лаврентьевич – работал и учителем школы, и директором Дома культуры, и художником. Он спроектировал памятник солдату, который сегодня стоит в его поселке Степной города Новокузнецка.

Пунинский Федор Сергеевич

Федор Сергеевич родился 27 декабря 1917 г в городе Кемерово. После медицинского института ушел на фронт. Он мечтал, что будет лечить раненых, спасать солдат на передовых позициях. Но жизнь повернулась по-другому. Федор Сергеевич поставлял на фронт, где шли тяжелые бои за освобождение нашей Родины, медицинское оборудование, хирургические инструменты и жизненно необходимые военно-полевой хирургии медикаменты. Федор Сергеевич помогал партизанам, им тоже нужны были лекарства.

Как-то раз, он со своим взводом, повез на передовую медикаменты. Немецкие солдаты, увидев повозки с красным крестом, решили атаковать наших бойцов, и скинули на них бомбы. Федор Сергеевич вместе с остальными солдатами как раз переходили болото, и бомба упала рядом с ними, все упали лицом вниз, в эту холодную, грязную жижу и ждали взрыва. Но бомба лежала на поверхности, застряв в кустах камыша. Она как бы подсмеивалась над русскими солдатами, обещав взорваться в любую секунду. Солдаты лежали в грязи и ждали… Но сколько можно было ждать? Они знали, что их ждут на передовой. Тогда Федор Сергеевич отдал приказ, начать вытаскивать из болота повозки. Вот так, под взглядом смерти, он со своим взводом, вытащил из болота медикаменты, и успел на передовую.

Огромное значение для победы нашей страны имела своевременная переброска запасов медикаментов и медицинского имущества на критически важные участки фронта, то чем и занимался Федор Сергеевич.

Сливной Николай Кириллович

Сливной Николай Кириллович родился в 1920 году в городе Новомосковск Тульской области. Николай Кириллович работал инженером завода № 100 Народного комиссариата химической промышленности СССР. Завод № 100 НКХП изготовлял боевой отравляющий газ иприт, а также наполнение различных химических боеприпасов. Работа была тяжелая и опасная. Об опасности производства свидетельствует тот факт, что в начале войны (июль 1941 г.) на завод произошел сильный взрыв, в итоге погибли 15 человек, а Николай Кириллович сильно отравился ипритом.

С началом Великой Отечественной войны Новомосковск рассматривался немецким командованием как один из важнейших промышленных объектов страны, подлежащих уничтожению. В 1941 года промышленные объекты города были подвергнуты бомбардировкам. По мере приближения фронта, советским руководством были приняты меры по эвакуации на восток СССР основных объектов химической промышленности, а также их сотрудников. В 1942 году из города Новомосковска (Сталиногорска) был эвакуирован завод № 100 в город Кемерово. После окончания войны Николай Кириллович был откомандирован в Германию, чтобы участвовать в подборе и комплектовании оборудования для предприятий химической промышленности Кемерово.

Маркин Михаил Тимофеевич

Михаил Тимофеевич родился 21 ноября 1921 года в семье крестьян. В 18 лет он был призван в ряды Советской Армии. Там его и застала Великая Отечественная Война. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Регулярные войска немецкой армии атаковали пограничные части СССР на фронте от Балтийского до Черного моря. Армия и население СССР не были готовы к началу войны, однако весь народ поднялся на защиту страны.

Михаил Тимофеевич был наводчиком противотанкового орудия. В бою с танками противника у наводчика был только один шанс – промахнется, и последует ответный удар с танка. Период первых боев лета 1941 года называют «Черным летом 1941». В это самое время Советская Армия еще терпела поражение, тогда Михаил Тимофеевич был серьезно ранен в ногу, его рота попала в окружение на Украине. Местные жители помогли ему, лечили его, а когда в село пришли немцы, одна отважная женщина сказала, что он ее сын.

Молодого бойца не расстреляли и отправили на лесозаготовки в Австрию. Михаил Тимофеевич был в плену до прихода Советских войск. Пройдя проверку НКВД (Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР), он вернулся в ряды Советской Армии, где служил еще полтора года.

Шевчук Петр Васильевич

Петр Васильевич родился 2 декабря 1913 года, в селе Охримовцы, Украина. В октябре 1942 года был призван в ряды Советской армии военным комиссариатом Города Каменец-Подольский. Воевал в звании красноармейца 3-й гвардейской армии, Первого Украинского фронта. За несколько лет своей недолгой боевой службы он участвовал в освобождении городов Запорожье, Никополь, Львов, Сандомир. Форсировал реки Днепр, Сан, Висла.

Петр Васильевич писал в письмах, которые отправлял на родину, что на фронте обрел друга. При освобождение города, в заваленном после бомбежки подвале, услышал звуки, похожие на плач ребенка. Он откопал дверь и открыл ее, и оттуда выползла овчарка. Петр Васильевич покормил ее хлебом, и она стала его преследовать. И когда он вместе с солдатами устроился на ночлег, собака вовремя подала голос и спасла всех от нападения диверсантов. После того, Найду, как звал ее Петр Васильевич, взяли на довольствие. Собака прошла с ним весь остаток войны. 17 августа 1944 года погиб при форсировании реки Висла, Польша. Похоронен на братской могиле города Сандомир, Польша, могила №251.

Козлов Иван Титович

Иван Титович родился в 1916 году в Красноярском крае. До войны работал трактористом в деревне. За старания, высокий профессионализм и полную отдачу работе в 1939 г. ему вручили грамоту передовика социалистического соревнования имени Третьей Сталинской пятилетки

Когда началась война, был призван на фронт – минометчиком. Окончил войну в Польше командиром полкового миномета, в звании старшего сержанта.

Минометная батарея, в которой служил Иван Титович, входила в состав стрелкового полка, освобождавший, в тяжелых боях, Литву. Полку была поставлена задача – уничтожить окруженную в Литовских лесах большую группу немецких войск. В этой группе были так же отряды литовцев, воевавших на стороне немцев. Эти отряды литовцев отличались большой жестокостью в отношении мирного населения. Через два дня боев окруженные немцы начали сдаваться, их отправляли в тыл. Группу пленных немцев в несколько сотен человек, иногда конвоировал только один советский солдат, немцы уже устали воевать и не пытались бежать. Там же захватили группу литовцев, но до пункта пленных их не довели – расстреляли по дороге, такая ненависть к пособникам фашистов была у наших солдат.

Наши солдаты выдержали все невзгоды Великой Отечественной войны. Их вклад в победу над врагом огромен. За их трудом стояли дни и ночи войны, обороны и наступления, передний край и партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, освобожденные столицы Европы, поля сражений и фронтовые дороги. Эти люди сполна заплатили своими жизнями за то, чтобы знамя нашей победы поднялось над повержены врагом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

А. Твардовский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых в средствах массовой информации. Подростки и молодежь на современном этапе переживают «духовный кризис». Появляются новые ценности и приоритеты, однако, сохранение связи между поколениями и передача своих воззрений – это то, без чего нельзя обойтись. Необходимо помнить о подвигах обычных солдат, защищающих свои семьи, страну, свою Родину.

Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война сделала из них взрослых, беспощадно быстро. Научила противостоять всем лишениям и тяготам. Но при этом, у многих отобрала самых главных людей в их жизни – родителей.

Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.

Память – наша история. А война живет в памяти народа. Война не должна повториться, но и забывать о подвиге и самопожертвование людей нельзя, как и о страшном уроне.

Великая Отечественная война коснулась всех, но довольно часто мы так мало знаем о своих родственниках – участниках этих событий. Мы все родились в городе Кемерово, но наши прадедушки и прабабушки оказались здесь пройдя долгий нелегкий путь. Они росли и трудились наравне со взрослыми, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах.

Данная работа помогла семьям собрать сведения о ветеранах, оформить и систематизировать имеющиеся данные в альбоме, разместить на сайте. Все эти действия не просто помогают нам вспомнить, но и сохранить воспоминания для потомков. Численность ветеранов уменьшается с каждым днем. Через несколько лет наши дети смогут изучать историю тех героических лет только со страниц учебников. Мы узнали больше о своей семье, а значит стали ближе к нашим предкам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Баранов А.Е., Белков А.Н., Божедомов Б.А.: Энциклопедия Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. – Звонница - МГ, 2015.

  2. Официальный сайт движения «Бессмертный полк»

  3. Семейные архивы, мемуары и воспоминания фронтовиков о Великой Отечественной войне.

  4. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Просмотров работы: 3143