Что мы знаем о фотографии?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что мы знаем о фотографии?

Борисенко Д.А. 1
1МОУ ИРМО "Марковская средняя общеобразовательная школа"
Вологжина А.М. 1
1МОУ ИРМО "Марковская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Рассматривая фотоальбом своих бабушек и дедушек, я заметил, что раньше фотографии были совсем другие. Фотобумага, черно-белые снимки, размер фотографий заметно отличаются от современных фото. Интересно, а когда появилась и как развивалась фотография?

Заинтересовавшись этим вопросом, я обратился к своей маме, которая недавно профессионально занялась фотографией. Первым делом мы обратились к истокам фотографии и видам фотографий. Познакомившись с этой темой, я узнал, как развивалось фотоискусство. В своей работе я расскажу, о том, какие бывают фотографии и для чего они нам нужны. Занятие фотографией – одно из самых востребованных и увлекательных на сегодняшний день. Связано это с тем, что фотография – наиболее доступный вид творчества каждому. В наше время идут нескончаемые споры о том, можно ли отнести фотографию к искусству, или же скорее она является лишь средством его достижения? Что такое фотография и что такое искусство? Могут ли сосуществовать? Или же это одно «целое»? Может быть, фотография - это сухой документ, бесстрастный отпечаток действительности? На эти и другие вопросы я нашел ответы при исследовании своей темы: Что мы знаем о фотографии?

Цель исследования:

доказать, что фотография – это вид искусства, одновременно, технические средства передачи информации и фактов

Объект исследования: фотография и принцип ее действия.

Проблема исследования: чтобы с уверенностью рассуждать о том, является ли фотография искусством, необходимо разобраться, что же такое фотография и что такое искусство? Могут ли сосуществовать? Или же это одно «целое»? Для этого оглянемся назад и поищем ответ на страницах истории фотографии.

Задачи исследования:

1. Изучить материал о фотографиях.

2. Рассказать о пользе и применении фото.

3. Привлечь внимание к фотографии – как к искусству.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что увлечение фотографией стало особенной приметой времени. Так как ею занимаются многие люди разных возрастов и самых разных профессий. А благодаря современным технологиям, фотография стала могучим средством человеческого познания.

Гипотеза исследования: фотография является современным видом искусства.

Этапы работы:

Подготовительный этап. Определение темы и ее актуальности, проблемы исследования, постановка гипотезы (июнь).

Планирование. Анкетирование. Знакомство с системой библиографического поиска тематической литературы. Составление библиографического списка используемой литературы (июль).

III. Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Проведение экспериментальной части исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования (август, сентябрь).

Ресурсы: информация в печатных и электронных источниках; информация, полученная путем анкетирования обучающихся МОУ ИРМО «Марковская СОШ»; Стремление человека запечатлеть лучшие моменты своей жизни нашло отражение в том, что для многих фотография стала любимым занятием.

Сколько у Вас фотоаппаратов? Один – в мобильном телефоне, один – в планшетнике, старая «мыльница», еще где-то на полке «зеркалка» …А сколько в Вашем альбоме снимков, которыми восхищаются, и которыми Вы гордитесь? Не исключено, что примерно столько же.

Фото – это возможность вспомнить о том, что было и пережить заново те эмоции и чувства, которые остались в прошлом. И если люди будут больше знать о фотографии, относиться к ней, как к искусству, то наши воспоминания будут красочнее и ярче.

1. Основная часть

1.1. Как зарождалась фотография

Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.

Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в тёмное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях, но в уменьшенных размерах.

Само слово фотография произошло от греческих фото – свет и граф - рисую, пишу – рисование светом. Светопись была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд учёных многих поколений разных стран мира.

Датой изобретения фотографии и возникновения самого слова принято считать 1839 год. Так как именно тогда Луи-Жак-Манде Дагер представил широкой публике свой способ получения изображения – дагеротипию1 (Приложение 2, фото 1). Технология Дагера основывалась на трех новациях: использовании светочувствительности йодистого серебра, проявляющей способности паров ртути и свойствах раствора поваренной соли закреплять возникающее таким образом изображение. Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией2. В качестве носителя изображения Талбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге) (Приложение 2, фото 2). Однако первая фотография была сделана ранее – в 1822 году французом Джозефом Нисефором Ньепсом, и назвалась она «Вид из окна».

Фотография явилась прямым порождением 19-ого века – века промышленной революции и принципиальных социальных изменений Рукотворное изображение уже не было в состоянии удовлетворить все потребности динамично развивающегося общества. По всему западному миру активно растет многообразное производство; оно стимулирует развитие архитектуры, науки, приводит к интенсивному росту городов [6].

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. Даже Император Николай II. был увлечен фотографией и кинофильмами. Это увлечение он привил и другим членам своей семьи. С детства дети Романовых учились фотографировать, сам Николай также делал много семейных снимков, а также фотографий на другую тематику [6].

Постепенно возникает понимание фотографии как вида творчества. Надо сказать, что изначальное неприятие фотографии как искусства связано с тем, что фотоизображение фиксирует много того, что художественное творчество оставляло позади: рутину, неправильность, простоту.

1.2. Фотография в общественной жизни

Сегодня трудно представить, что фотографии когда-то не существовало – так сжились и свыклись мы с нею, так прочно она вошла в нашу жизнь.

Человеческая память со временем перестаёт хранить мелкие детали, они обесцвечиваются и постепенно забываются. А вот фотографии «не стареют», они даже через много лет с точностью передают в одном кадре то, что было запечатлено когда-то. Фотографии – своего рода машина времени, возвращающая нас назад, или передающая характер и дух прошедшей эпохи.

Ещё с помощью фотографирования человек приобщается к прекрасному, развивается эстетический вкус, любовь к окружающему миру.

В первые годы после своего возникновения, фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Сейчас фотография имеет широкое применение [4, 36].

В науке она давно стала самостоятельным методом исследования и помогает проникнуть не только в наш видимый мир, но и даже в глубины микрокосмоса. Например, съёмки поверхности Земли, которые осуществляют искусственными спутниками, дают необходимую и важную информацию для развития многих современных наук. Фотография стала незаменимой в этнографии, географии, археологии, астрономии, физике, биологии и других науках [4, 58].

Также фото нашло применение в юриспруденции, криминалистике. Они служат доказательной базой, проливают свет на произошедшие события.

Ещё фотографию называют языком визуальной информации. Ведь сегодня люди не представляют себе газеты, книги или журналы без фотографий. Ведь люди зрительную информацию ценят больше, чем текстовую. Также прочное место фотографии заняли в выставочных залах, на стендах и в музеях.

Огромное место фотография занимает в социальных сетях, т.к. сейчас очень трудно представить чью-то страничку без фотографии [6].

1.3. Виды фотографий

В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на плёночную3 и цифровую4. Плёночная фотография – основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы. Цифровое фото – в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических разрядов, но не происходит химической реакции [2, 44].

Также фотографии делятся на чёрно-белые снимки и цветные. Чёрно-белая фотография – исторически первый вид. После появления цветной фотографии, черно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта [2, 17].

Цифровая фотография - относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году. В настоящее время цифровая фотография повсеместно вытесняет плёночную в большинстве отраслей [6].

Фотошоп — это технический прогресс, дизайнерская полезная программа, один из главных изобретений в современной фотографии. При помощи фотошопа можно сделать многое. Если фотография плохая, то при помощи фотошопа ее, конечно, можно исправить.

1.4. Фотография – это искусство?

Чтобы с уверенностью рассуждать о том, является ли фотография искусством, необходимо узнать, что такое искусство?

Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Например, поймать разбивающуюся каплю воды или рассекающую грозовое небо молнию. С появлением в истории фотоаппарата и развитием фотографии это стало возможным [3, 96].

Во время зарождения фотографии существовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических методов, удивляло и восхищало всех. Вокруг фотографии постоянно возникали споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью? [3, 125].

Сколько прекрасных моментов запечатлено на фото. Как ярко и образно представлена красота окружающей природы, величественность и мощь морского шторма, неповторимый колорит рассвета и заката.

Для всех, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы, ответ очевиден: фотография - это искусство!

1.5. Фотограф – профессия или увлечение

Профессий много на земле, на некоторые нужно учиться годами, как например, на врача, а иногда профессией становится увлечение, например фотограф.

Фотограф – человек, создающий фотографии при помощи фотоаппарата. Работа фотографа заключается в подготовке к проведению съёмок (выбор темы, подбор реквизита, оборудования, выбор места и т.п.), непосредственно в фотосъёмке и последующей работе по обработке и печати фотографий [5].

Фотограф – это творческая профессия. Для достижения высоких результатов, фотограф должен не только хорошо разбираться в технической стороне вопроса, но обладать некоторыми качествами:

- Наблюдательность (главное качество!). Фотограф должен уметь видеть, подмечать в окружающей жизни то, мимо чего другие пройдут, не заметив, что может стать объектом для снимка [5].

- Знание психологии. Прежде всего, касается какого жанра? Портрет. Для чего? Уметь раскрыть внутренний мир человека, выразить его характер, настроение. Каким образом? Через позу, мимику, ракурс съёмки.

- Способности исследователя. Фотографы обычно работают над какой-либо темой стараясь, раскрыть её как можно полнее. Создают серии снимков на один сюжет.

Проблема современного фото заключается, прежде всего, в самих фотографах. Многие думают, что, взяв в руки профессиональный фотоаппарат, у них получаются качественные снимки, но это далеко не так. Они просто щёлкают, даже не разобравшись, что к чему и через некоторое время бросают это дело. Обязательно нужно помнить: фотограф вы, а не ваш фотоаппарат [5].

Многие любят фотографировать, но лишь не многие становятся профи своего дела – фотографами [5].

Практическая часть

2.1 Анкетирование

Своё исследование я решил начать с анкетирования в классе, чтобы проанализировать знания ребят о фотографии и их отношении к фотографированию (Приложение 1). Затем решил выяснить является ли фотография искусством.

3.1 Результаты опроса

Было опрошено 137 человек, возраст от 8-15 лет.

Ребятам я задавал вопросы:

1. Есть ли у тебя дома фотоальбомы? Да-127 чел, нет-10 чел.

2. Умеешь ли ты фотографировать? Да- 100 чел,, нет 37 чел.

3. Кого или что ты чаще всего фотографируешь? Себя 64 чел., друзей- 46 чел., природу – 27 чел.

4. Как ты считаешь, фотография – это искусство или нет? Да – 114 чел., нет- 23 чел.

5. Любишь ли ты фотографироваться? Да - 112 чел., нет - 25 чел.

Опрос показал, что умеют и любят фотографировать большинство, поэтому и развитие данной темы интересно. Результаты анкетирования отражены в диаграммах (Приложение 2, диаграмма 1).

2.2. Мастер-класс по изобретению фотоаппарата

Современные фото не были бы возможны, если бы не такое приспособление как фотоаппарат.

В 1889 году в историю изобретения фотоаппарата и фотографии твердо входит имя Джорджа Истмана, который первым получил патент на фотопленку в рулоне, а через некоторое время и фотокамеру "Кодак", разработанную специально для работы с рулонной фотопленкой. Сегодня компания KODAK известна по всему миру, а ведь Джордж Истман, решая как назвать компанию, всего лишь придумал слово, которое начиналось и оканчивалось бы на букву "K".

С массового выпуска фотоаппарата под маркой Leica в 1923 году начинается бум увлечения фотографией. Фотокамеры обновляются, создаются новые пленки и реактивы для печати. И следующим шагом в развитии фотографии становится камера компании Polaroid. Фото печатались моментально - сразу при фотографировании. Бешеная популярность фотооборудования Полароид затмила такие изобретения компании как рентгеновская плёнка и прибор ночного видения.

А уже в 1988 году «Fujifilm» демонстрирует первую цифровую фотокамеру.

Сегодня фотокамерой оборудованы сотни электронных устройств, а фотография стала привычной, но по-прежнему волшебной! 

Поэтому как практическое исследование я решил изготовить фотоаппарат своими руками в домашних условиях, с помощью спичечного коробка (Приложение 4).

Для изготовления фотоаппарата нам понадобилось: 2 спичечных коробка, две катушки с плёнкой и пустая, изолента, скотч, черный маркер, фольга, клей.

Порядок выполнения: 1. На дне спичечного коробка отмечаем и вырезаем прямоугольник 36 мм длиной и 24 мм шириной; 2.Закрашиваем коробок снаружи и изнутри черным маркером; 3. Точно в центре квадрата чертим квадрат 6х6 мм и вырезаем его; 4. Отрезаем от крышки второго коробка длинную сторону и вырезаем квадрат 6х6 мм; 5. Из фольги вырезаем квадрат и в центре делаем прокол иглой; 6. Приклеиваем фольгу на первый коробок так, чтобы отверстие приходилось в самый центр; 7. Сложив коробки, склеиваем их изолентой; 8. Вытягиваем немного плёнки из целой катушки и протягиваем через коробку; 9. Склеиваем скотчем с пустой катушкой, немного прокручиваем плёнку; 10. Фотографируем.

Заключение

В ходе исследования и изучения темы, я узнал, как зародилась фотография, её виды, а также кратко о фотоаппарате. Узнал мнение одноклассников о фотографировании и фотографиях. Проанализировав полученные данные, я пришел к выводам:

1. Фотография – это нужное и важное изобретение человечества.

2. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий.

3. Важное место занимает фотография в науке, искусстве и повседневной жизни.

4. Фотография – это искусство.

На мой взгляд, фотография востребована в современном мире. Описать всю степень применения фотографии достаточно сложно. Ведь с развитием технологий она находит всё новое и новое применение.

Я считаю, что фотография – это наша история. Это возможность вспомнить о том, что было и пережить заново те эмоции и чувства, которые остались в прошлом, но будут жить в нас – во многом благодаря этому замечательному изобретению человечества.

Список используемой литературы

Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. Москва: изд-во Высшая школа, 1988.

Карпин А. Золотое сечение в фотографии. Фотография для начинающих. Москва: изд-во СамИздат, 2012.

Морозова С. Искусство видеть. Москва: изд-во Фотография, 1971.

Розов Г.Д. Искусство фотографии. Издательство: АСТ, 2006.

Интернет-ресурсы:

Кто такой фотограф? - [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// photographer.ru/, свободный

История фотографии - [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://photomir/index, свободный

Приложение 1

Анкета

1. Есть ли у тебя дома фотоальбомы?

2. Умеешь ли ты фотографировать?

3. Кого или что ты чаще всего фотографируешь?

4. Как ты считаешь, фотография – это искусство или нет?

5. Любишь ли ты фотографироваться?

Результаты анкетирования

Диаграмма 1

Было опрошено 137 человек, возраст от 8-15 лет.

Ребятам я задавал вопросы:

1. Есть ли у тебя дома фотоальбомы? Да-127 чел, нет-10 чел.

2. Умеешь ли ты фотографировать? Да- 100чел,, нет 37 чел.

3. Кого или что ты чаще всего фотографируешь? Себя 64 чел., друзей- 46 чел., природу – 27 чел.

4. Как ты считаешь, фотография – это искусство или нет? Да – 114 чел., нет- 23 чел.

5. Любишь ли ты фотографироваться? Да- 112чел., нет 25чел.

Приложение 2

Дагеротипия и калотипия

фото 1

фото 2

Схема калотипного способа

Приложение 3

Мои работы

 

фото 4

Моя семья

 

фото 5

Моя мама и Артём

 

фото 6

Зимние забавы

 

фото 7

Моя сестрёнка

1 Дагеротипия - это первый способ фотографии с натуры.

2 Калоти́пия — ранний фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром.

3 Пленочная фоторафия – это фотография на пленке.

4Цифровое фото - фотография, без пленки, «с цифрами».

Просмотров работы: 3143