Иконография Иисуса Христа в историческом развитии

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Иконография Иисуса Христа в историческом развитии

Булдачёва А.А. 1
1МАОУ "Куровская гимназия"
Панина Т.С. 1Булдачева Г.Л. 1
1МАОУ "Куровская гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

«Мир тонул в грехах, в печали…Где спасенье? – вот вопрос.
А пророки предвещали, что рождается Христос.

И Спаситель к нам явился – знал, что мир лежит во зле.
По смирению родился Царь Небесный на земле.

(В. Шамонин)

Когда я вошла в местный храм Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, мой взгляд разу упал на храмовую икону Спаса Нерукотворного. «Почему Нерукотворного»? – задала я вопрос себе самой. Сотворённого не руками человека? Тогда чьими руками? Я решила узнать о Нерукотворном Спасе и других иконах и фресках. Итак, объектом моего исследования стала иконография Иисуса Христа.

Изучение культовых реликвий позволяет прикоснуться к истории христианства, осознать связь времён. Моя работа актуальна тем, что помогает понять символический смысл и язык икон, познать историю развития иконографического образа Спасителя, постичь «богословие в красках».

Цель работы: найти ответ на вопрос: знаем ли мы, как выглядел Иисус Христос и соответствует ли его облик общепринятому каноническому?

Задачи:

образовательная: изучить иконографию Иисуса Христа в историческом развитии, побудить моих одноклассников заинтересоваться данной темой;

воспитательная: воспитывать нравственные качества на примере образа Спасителя, понимание взаимосвязи идеалов красоты и нравственности;

развивающая: формировать умения и навыки поиска информации, выделения основных идей при исследовательской работе с текстом, анализа и обобщения.

Предмет исследования: изображения Иисуса Христа в российских и зарубежных храмах и музеях, литературные и богословские источники по теме.

Практическая значимость работы: материал можно использовать на уроках истории и искусства, на классных часах и во внеклассной работе для приобщения гимназистов к традициям христианской культуры.

Основная часть

Глава I. Символические изображения Иисуса Христа.

Сейчас изображение Господа нашего Иисуса Христа знакомо каждому. Но так было не всегда. Давайте проследим, как сложился Его облик на протяжении истории от Рождества Христова.

С амые первые изображения Христа появились на заре христианства в I веке в живописи римских катакомб. Тогда христианская религия была гонима, верующие вынуждены были скрываться, а моления устраивались в подземных лабиринтах, стены которых украшались росписью на евангельские темы. Так как открытое исповедование христианской веры было очень опасно, то нательных крестов не носили. А стали использовать символ – изображение рыбы. По-гречески «рыба» – Ίχθύς («ихфис»). Христиане это слово трактовали как сокращение из первых букв: «Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ», в переводе на русский «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». По украшению на одежде в виде рыбки они узнавали друг друга. Изображение двух рыб по сторонам от якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль». Якорь – тоже символ Христа и той веры, которая держит корабль (церковь) и не дает ему погибнуть в волнах житейских бурь. Тертуллиан, раннехристианский писатель, сказал: «Мы, христиане, как рыбки, за рыбой-Христом движемся в невод Царства Небесного». 

Д аже росписи, которые могут с первого взгляда показаться декоративными, имели скрытый смысл, как, например, виноградная лоза. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.15. 4-5). Клюющие виноград птицы символизируют христиан и указывают на центральное Таинство Церкви – Евхаристию. Много веков спустя этот Образ Христа будет представлен в иконографии.

В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Агнцем: «…вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1:29). Этот образ Иисуса тоже был удобен тем, что оставался непонятен нехристианам.

Во всех катакомбах можно встретить изображение Орфея. Для непосвященных он оставался мифологическим героем, а для христиан – олицетворял Господа.  Орфей привлекал игрой на лире зверей и птиц, Христос – души людей. Орфей спускался в царство мёртвых, что соответствовало сошествию Христа во ад.

В о II – III веках складывается символический образ Доброго Пастыря – юного пастуха в короткой тунике с овечкой на плечах. Это Сын Божий, посланный в мир пасти Божье стадо. «Я есть Добрый Пастырь, и овцы мои знают мой голос», – читаем мы в «Евангелие от Иоанна». Позже Добрый Пастырь, но уже не гонимый, а торжественный изображен в V веке в Равенне (Италия) в Мавзолее Галлы Плацидии. Он облачен в золотые одежды, в его руках золотой крест, а над головой золотой нимб. И все овечки смотрят на Него одного.

Необычная культура первых христианских храмов вдохновляла многих поэтов. Но, пожалуй, лучше всех о ней сказал Александр Блок, в строках которого отражаются суть и дух искусства того времени:

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базилик...

Глава II. Прообразы икон.

К атакомбы Присциллы – самые древние в Риме. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков. В одной руке он держит книгу, а другой указывает на Вифлеемскую звезду.  Не это ли прообраз иконы «Богоматерь с младенцем»?

П ервые попытки изобразить Спасителя в облике человека были предприняты в IV веке, когда гонения прекратились, и христианство стало государственной религией. Аллегорические изображения Христа некоторое время ещё встречались, и были запрещены Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. С IV века римских катакомбах и храмах стали появляться изображения Христа в образе человека. На мозаике мавзолея Санта Констанца в Риме Христос – Правитель мира, ещё безбородый и юный, стоит на вершине горы, из которой вытекают четыре райские реки (4 Евангелия). На фресках можно увидеть и сцены из жизни Христа, например, Крещение Господне.

В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости с распятием, сделанная в Риме в V веке. Предполагают, что на ней впервые изображена фигура распятого Христа. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство. 

Удивительно, но в катакомбах Коммодиллы конца III века можно увидеть привычный для современного человека облик Спасителя с надписью: альфа и о мега (первая и последняя буквы греческого алфавита). В последней книге Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова» есть такие слова: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь» (Откр. 1:8). Некоторые исследователи полагают, что именно благодаря этому изображению к началу IV века в Византии во время правления императора Константина Великого (306-337 г.г.), который поддерживал христианскую Церковь, сложился образ Христа таким, каким мы видим его сейчас: так называемый исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлиненным лицом, темно-русыми волосами, небольшой бородой.

Глава III. Основные типы и виды изображения Христа

Когда появилась первая икона Спасителя? Церковь утверждает, что во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем как Нерукотворный Спас. По преданию, лик Богочеловека чудесным образом отпечатался на полотенце, когда Иисус умылся и приложил убрус к Своему лицу.

С амая ранняя из сохранившихся в России икона «Нерукотворного Спаса» – новгородский двухсторонний образ XII века – находится в Третьяковской галерее. Уникальность образа – в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным. Отсутствие эмоций создаёт возвышенную чистоту, духовный покой, которыми обладает Спаситель. И это передаётся тому, кто смотрит на икону. На Руси эта икона имеет свою особенность. Она называется «Мокрая брада». Борода Спасителя действительно напоминает мокрую из-за треугольной формы и раздвоенного кончика.

Образ Спаса Нерукотворного с давних времен являлся покровителем русского воинства. На знаменах наших предков Спас Нерукотворный появился очень рано, вероятнее всего, ещё при равноапостольном князе Владимире Крестителе. Его изображение присутствует на церковных и воинских знаменах. Русские войска под предводительством Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Дмитрия Пожарского сражались под стягом Спаса Нерукотворного.

С ражалась Русская земля

За жизнь московского Кремля,

И Церковь Русская молилась,

И битва долго ещё длилась...

На алом знамени – Нерукотворный Спас!

"О, Боже наш! Помилуй нас"...

(Е. Аленина. Фрагмент стихотворения "Димитрий Донской")

Р ассмотрим другие изображения Христа. По преданию на Туринской плащанице, в которую было завернуто тело Иисуса после Его смерти, как и на убрусе Нерукотворного Спаса, чудесным образом отразился Его лик. В настоящее время эта реликвия хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине (Франция). Однако подлинность её не доказана. Ученые проводят многочисленные исследования, а богословы ведут на эту тему бесконечные споры. Но истина пока остаётся непознанной.

С амый распространенный вид икон Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые изображения Пантократора датируются еще VI веком. По многовековой традиции Спас Вседержитель помещается в куполе церкви.

« Спас в силах» и «Спас на престоле» – варианты Спаса Вседержителя. Престол – это символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира. Образ Спаса в силах показывает Христа таким, каким Он явится людям в будущем во время второго пришествия.

В мозаиках Сан-Витале VI века впервые было обнаружено изображение Сына Божьего в виде отрока Эммануила в соответствии с пророчеством Исайи: «… Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Иммануил, иже есть сказаемо «С нами Бог» (Ис VII, 14). Спас Эммануил – образ Христа в возрасте двенадцати лет. В Третьяковской галерее хранится «Ангельский Деисус» – Эммануил в окружении архангелов Михаила и Гавриила – в отличие от канонического Деисуса, где Христос изображен в окружении Богородицы и Иоанна Предтечи.

« Спас Благое Молчание» – редкая икона Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким он был на земле, а «Спас в силах» таким, каким он придёт в конце времён, то «Спас Благое Молчание» – это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда, а за спиной – крылья, как у ангела.

Христос закончил свою земную жизнь в возрасте 33 лет. Но существует очень редкое изображение «Ветхий денми». На нём Иисус – седовласый старец. Это не моленный образ Спасителя. Он встречается только в храмовых росписях.

Узнать Иисуса на иконах, фресках и мозаиках не составляет труда, ведь иконописцы используют особые правила и символы в Его изображении.

Н имб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы «IC ХС», что означат «Иисус Христос Царь Славы». Христос развернут лицом к людям, смотрит прямо. На сюжетных иконах и фресках занимает центральное место.

И исус Страстотерпец, как напоминание о страданиях Христа, предстаёт перед нами на плащанице, иконе «Спас во Гробе» и на распятии. Католическое и православное распятие сильно отличаются друг от друга. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно. Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами. У католиков чаще всего – это скульптурное изображение, которое ещё более очеловечивает образ. На православном распятии Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную.

В течение веков постепенно сложились основные типы изображения Иисуса Христа:

Богомладенец Спас Спас Спас

с Богоматерью Еммануил Нерукотворный Вседержитель

Изображения на иконах бывают 4-х видов:

Оглавное Оплечное Поясное Во весь рост.

Глава IV. Причины отсутствия документальных свидетельств об облике Иисуса Христа.

Иконы… Мозаики… Фрески… Иисус Христос такой узнаваемый и в то же время такой разный. Как же он выглядел, наш Спаситель?

В разных странах Христа изображают по-разному. На японских иконах Он предстаёт перед нами с узкими глазами и безбородым, на эфиопских – чернокожим, у индейцев Мексики – в головном уборе из перьев и с характерными чертами коренных жителей Америки... Эти иконы каноничны и по-своему красивы, а главное – позволяют японцам, африканцам, индейцам возносить молитвы, обращаясь к похожему, а, значит, к близкому их душе образу Спасителя.

Но вернёмся к истокам. Известно, что уже в первые века шли богословские споры о том, как выглядел Иисус Христос, и большинство христиан склонялось к тому, что Он не был красивым. «… не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» (Исаия 53:2).

В то же время известны другие свидетельства. Одно принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата: «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная».

Другое описание даёт монах Епифаний в «Житие Андрея Первозванного» (1-я половина IX века): Спаситель «был весьма прекрасен видом (как глаголет пророк: „красен добротою паче сынов человеческих“), ростом же шести полных фут; русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья; брови же черные и не особенно согнутые; очи светлые и блестящие, красноокий, с долгим носом, с русою брадою, имея длинные волосы – ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человеческая, кроме Матери Его в детском Его возрасте; пшеничного цвета тела, лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка суживающееся книзу, слегка покрывающееся румянцем…».

Сравним эти два описания.

Публий Лентул

монах Епифаний

высок ростом

ростом шести полных фут (183 см)

Глаза голубые и необыкновенно блестящие

очи светлые и блестящие

Волосы гладкие, темноватого цвета (каштановые)

русые имея волосы

падают с плеч прядями

не особенно густые, напоминавшие колосья

Борода рыжая и густая

с русою брадою

Борода не длинная, но раздвоившаяся.

имея длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его

цвет лица слегка красноватый

пшеничного цвета тела, слегка покрывающееся румянцем

Эти два описания в чем-то сходятся (например, высокий рост, блестящие глаза), в чем-то имеют довольно существенные расхождения (рыжая борода – русая борода; короткие волосы – ни разу в жизни не стриженные). Публий Летул говорит, что волосы Спасителя были гладкие, а на канонических иконах мы видим, что волосы Его слегка волнистые, а иногда и вовсе кудрявые. В первые века люди склонялись к тому, что Христос был некрасив – позже и люди, и художники, и иконописцы придерживаются обратного мнения. Сопоставив все факты, я делаю первое предположение: мы не можем знать, каков был Иисус Христос на самом деле.

Но почему сам Иисус не попросил художников написать Свой портрет или изваять скульптуру? Почему в Библии нет описания Его лица? Почему люди, видевшие Спасителя, не оставили свидетельств о Его внешности?

Оказывается, в еврейской письменной традиции тех времён было принято описывать внутреннюю жизнь человека, его поступки, а не внешность. Именно поэтому ни в одном из Евангелий нет описаний ни Христа, ни Богородицы. Их нет даже у святого евангелиста Луки, грека по национальности, очевидно потому, что он довольно долго прожил в Иудее и перенял тамошнюю письменную традицию.

А теперь давайте внимательно прочитаем Святые источники.

Вторая заповедь Закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исход 20:4, 5).

«Жития Святых» (Житие 673): «Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную».

Становится понятным, что Христос желал, чтобы люди верили Ему не потому, что точно видели Его и знают, каким Он был, а потому, что христианская вера – это добро, Божественный свет и спасение. Это и есть главный вывод, который я сделала.Он заключен в словах Господа: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).

Глава V. Анкетирование

После того, как я провела своё исследование, мне захотелось узнать, интересна ли ребятам из моей школы эта тема? Я предложила гимназистам анкету, в которой приняли участие 160 учащихся 6-11 классов. После анализа результатов стало понятно, что большинство из гимназистов даже не задумывались о том, как выглядел Спаситель.

Тогда я представила всем участникам анкетирования свое исследование. Во время презентации в глазах многих ребят я увидела неподдельный интерес… Я с нетерпением ждала результатов повторного анкетирования. Отрадно, что они оказались совсем другими (см. приложение).

Многие мои одноклассники и ребята постарше заинтересовались данной темой. Может быть, кто-то из них тоже проведёт своё исследование и ответит на вопрос по-своему? Хотелось бы, чтобы так и было. Чтобы, объединив усилия, мы могли подискутировать и, возможно, приблизиться к исторической правде.

Заключение.

Историк и исследователь иконографии Иисуса Христа Игорь Припачкин пишет: «В отношении образа Господа Иисуса Христа можно сказать, что он слагался и по преданиям, и по непосредственным откровениям, и чудесным образом». Христос всегда был загадкой: и на заре христианства, и сейчас. Живописцы и скульпторы всех времён изображали Иисуса так, как им подсказывала их фантазия и дух эпохи. Иконописцы писали и пишут свои шедевры по созданным веками церковным канонам.

Так каков был Он? На этот вопрос однозначного и достоверного ответа не сможет дать никто. Христиане в разных странах обращаются к «своему» Спасителю. Каждому близка «своя» икона: Христа златовласого или русого, с мокрой брадой или безбородого, а для кого-то даже чернокожего…

М не близки наши православные иконы, которые помогают почувствовать пасхальную радость и познать удивительную духовно-художественную и богословскую глубину, открытую и, безусловно, важную для мира.

« Мой» Христос – это Спас Вседержитель Андрея Рублёва – не грозный и беспощадный судия, а сострадающий, любящий и прощающий Бог. Он справедлив и благожелателен. Взгляд его не устрашает, а утешает… Так Его написал Андрей Рублёв. Мне видится, что Спаситель именно такой. Ведь считается, что рукой иконописца движет сам Бог.

Список используемой литературы.

1. Бобров Ю. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996.

2. Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. М. «Паломникъ». 2001.

3. Кураев А. Школьное богословие. 5доп. Издание – М., Норма, 2005.

4. Кураев А. Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов. М., Просвещение, 2010.

5. Попова О. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

6. Припачкин И. Иконография Господа Иисуса Христа. М., Изд-во Паломникъ», 2001.

Интернет источники.

7. Большая российская энциклопедия (электронная версия) https://bigenc.ru/religious_studies/text/2004039

8. https://orthodox-com.livejournal.com/2250.html

9. https://popova-artclass.livejournal.com/164978.html

10. http://www.cherenova.ru/html/mhk/mhk_15.htm

11. http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/ikoni-iisusa-hrista

12. http://ruvera.ru/ikona

13. http://obikonah.ru/ikony-spasitelja-iisusa-hrista.html

14. http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/ikonografiya-v-mozaikah-ravennyi/

15. http://refac.ru/ikonografiya-iisusa-xrista-2/

16. Яндекс-картинки.

Приложения.

1. Анкета для учащихся 6-11 классов (при повторном анкетировании исключен вопрос 2)

1 . Интересно ли вам узнать о том, как изображали Иисуса Христа в разные исторические периоды?

Да Нет

2. Задумывались ли вы о том, как на самом деле выглядел Иисус Христос?

Да Нет

3 . Хотели бы вы узнать, как выглядел Иисус Христос?

Да Нет

2. Результаты первого анкетирования.

3. Результаты повторного анкетирования.

Просмотров работы: 555