Религиозная жизнь России: XVII в. и современность

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Религиозная жизнь России: XVII в. и современность

Ямзин  К.Е. 1
1МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой»
Белоус  П.В. 1
1НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Истоки формирования специфики религиозного уклада в России к XVII в. были обусловлены историческими коллизиями XIII–XVI вв. Реформы Петра I привели к церковным предписаниям, не отличавшимся разительно от современного порядка исполнения религиозных норм. При этом особенности религиозной жизни в России середины XVII в., такие как: правило подготовки ко причащению, регламентация постов и поклонов и др. моменты малоизучены. Источниковой базой исследования стали старопечатные книги первой половины XVII в., а также книги Синодального периода и современности.

 

Исследовательская работа посвящена изучению особенностей религиозной жизни православных верующих в первой половине XVII в. и их сравнению с современной религиозной практикой.

Проблема исследования: разница практики религиозной жизни в России в середине XVII в. (в годы правления Алексея Михайловича, до раскола) и современной, их отличия.

Объектом исследования: Россия в XVII веке как особый тип церковно-общественного устройства.

Предмет: религиозная жизнь в России в середине XVII века.

Локализация исследования: религиозная жизнь православных верующих.

Введение. Россия, войдя в конце X века в «семью» христианских государств, имела активные торговые, культурные и родственные связи с государствами православного Востока и Европы.

Но исторические коллизии XIII–XVI вв. сформировали особый церковно-общественный уклад, отличающийся от уклада других православных стран и иным Поместных православных церквей. Нашествие орд хана Батыя, так называемых «монголо-татар» в XIII в. привело к установлению их власти на территории русских княжеств и, в силу этого, оторванности России от Запада в культурном отношении, прерыванию взаимных связей и диалога. Противостояние католической Речи Посполитой способствовали дальнейшему отчуждению России от Запада и усилению самозамкнутости. Принятие унии Византийской империей в XV в. привело к самостоятельности Русской Православной Церкви и прерыванию культурных и религиозных связей с гибнущей империей. Россия почувствовала себя единственной носительницей истинного православного учения.

В этой изоляции и самоизоляции: политической – в силу монголо-татарского ига, религиозной – в силу отрицания Запада и унии, а также, в силу обеих – культурной, российское православие со временем стало обладать чертами, не характерными для других Поместных православных церквей, но сложившихся в Русской Церкви.

В ходе реформ Петра I весь уклад жизни, в т.ч. религиозной, претерпел существенные изменения; церковные предписания, сформированные в Синодальный период по ряду изучаемых нами категорий, не слишком отличаются от современного порядка исполнения религиозных норм. Но «допетровский» и «дониконовский» периоды, как правило, малоизвестны и малоизучены. Ввиду чего в работе проводится исследование религиозной жизни жителей России первой половины XVII в. в сопоставлении ее с современной практикой.

Цель исследования: на основе анализа источников и литературы показать разницу религиозной жизни православных людей в XVII (до реформ патриарха Никона) и в современный период.

Задачи:

– исследовать книги, имеющиеся в фондах Музея реки Обь и книги, привлеченных из частных коллекций (XVII, XXI вв.).

– изучить литературу по теме религиозной жизни в указанный период.

– выявить особенности религиозного уклада жителей России первой половины XVII в., описать его причины.

– проанализировать различия церковно-общественного уклада в XVII и XX-XXI вв.

– проиллюстрировать различия церковно-общественного уклада в указанный период с помощью источников и литературы.

Обзор литературы

Несмотря на то, что указанная тема не является распространенной в современной исторической науке, изучение трудов классиков Российской истории вместе с имеющимися источниками позволили нам осветить идею в достаточной для исследовательской работы степени.

В первую очередь из опубликованных трудов применялся «Полный курс лекций по русской истории» С.Ф. Платонова. Ученый осветил многие стороны интересующей нас темы, однако, рассматривая церковно-религиозные вопросы в контексте изложения церковного раскола, С.Ф. Платонов не рассматривает вопросов внутренней церковной жизни ввиду «специального церковно-исторического интереса» данной темы.

«Русская история», изданная по лекциям В.О. Ключевского, имея несомненную литературную и историческую ценность, также в недостаточной степени касается интересующихся нас вопросов деталей религиозной жизни, несмотря на рассмотрение «психологической основы» раскола и старообрядчества.

Ввиду этого необходимо обратиться к трудам церковных историков. «Очерки по истории Русской Церкви» А.В. Карташева подробно освещают многие церковные вопросы. Между тем как ряд частных подтем, деталей, особенностей, например, продолжительности и характера келейного правила мирянина, степени воздержания от пищи в многодневные и однодневные посты и другие вопросы не были освещены у А.В. Карташева.

Большее внимание вопросам религиозной жизни, крайней степени обрядовой религиозности, уделено у профессора П.В. Знаменского. Но он также не касается чрезвычайно интересных деталей религиозной жизни, что составляет основное содержание настоящей работы.

Ввиду этого необходимо обращение к источникам, итоги исследования которых являют собой основное содержание настоящего исследования.

Характеристика типа источников. Первую группу источников составляют издания образца первой половины XVII века. Старообрядцам, уже в императорской России, во второй половине XIX – начале XX века, требовались книги, изданные до реформ патриарха Никона (1650–1660 гг.). Для этого в XIX – начале XX века была осуществлена перепечатка необходимых для единоверцев книг.

В первую очередь это «Малый домашний устав» – книга, детально регламентирующая религиозную жизнь христиан – от ежедневного молитвенного правила, до причащения и соблюдения постов и постных дней. Наши предки особое внимание уделяли обрядовой стороне церковно-общественной жизни, которая зачастую имела самодовлеющее значение. Сегодня «Устав» издается только в старообрядческих, единоверческих общинах, в современной практике РПЦ используется только «Типикон».

Используемая в работе «Псалтирь» представляет собой перепечатку издания 1646 года. Имея в виду особенность крайней акцентуации на обрядах, мы принимаем как данность то обстоятельство, что ревнители благочестия максимально наполнили книгу различными уставными предписаниями, главами о постах, о поклонах, о крестном знамении и т.п. Собственно сами псалмы в книге предваряют пятнадцать глав уставного характера, включающих правила об обучении детей грамоте, постановление о поклонах, порядке чтении псалтири и т.д. После самих псалмов, идут одиннадцать глав, состоящих из канонов за болящего и за умершего, правила написания имен в синодики молитв и заключения.

К источникам отнесем и книгу архидиакона Павла Алеппского «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века». Ценность труда заключается не только в подробнейшем описании России и Малороссии в середине XVII в., но и в позиции автора, являющегося православным арабом, который мог более объективно, нежели западные путешественники и исследователи, описать происходившие события на Руси и обычаи церковно-общественного устройства наших предков.

Методология исследования. В основу исследования был положен историко-сравнительный подход. Метод позволяет сопоставить явления религиозной жизни в России XVII и XXI вв. Также в исследовании были применены общенаучные методы анализа и синтеза. Вместе с ними применялся принцип историзма, в соответствии с которым каждое явление рассматривается в историческом контексте и взаимосвязи с внешними условиями.

Основная часть

В середине XVII в. в Русской Православной Церкви произошел Раскол. Причины, повлекшие его, множественные и не являются темой этого исследования. Но следует упомянуть, что во времена Алексея Михайловича и патриарха Никона жизнь Православной Церкви весьма отличалась от современного порядка вещей и даже от церковной жизни мирян в XIX в.

До реформ Петра I разделения в российском обществе и государстве на светскую и церковную жизнь ни юридически, ни фактически не было. Население России во времена Алексея Михайловича жило в едином церковно-общественном укладе, регулировавшем все стороны жизни человека. Этот порядок обеспечивался благодаря тесному союзу церкви и государственной власти.

Однако религиозная жизнь русского человека в середине XVII века имела ряд особенностей, полностью или частично исчезнувших всего через несколько десятилетий.

Одной из самых явных явилось почти полное соблюдение мирянами монастырского устава. Молитвенное правило мирянина занимало несколько часов в день. Царь Алексей Михайлович вместе с боярами выстаивали 8-ми и 12-тичасовые службы, о чем писал в своих воспоминаниях архидиакон Павел Алеппский. Описывая богослужение, совершаемое патриархом Никоном, участник антиохийской делегации писал: мы «простояли с ними на ногах целых семь часов на железном полу, при сильном холоде и пронизывающей сырости <…> Бог даст ему чувство меры! Он не пожалел ни царя, ни даже нежных детей».

Между тем как церковная жизнь православных верующих того времени имела ряд сложностей. У людей, занимавших высокие должности, не хватало времени на чтение длительного утреннего правила, так как они были заняты государственной службой. Результатом явилось так называемое «многогласие»: когда на церковной службе одновременно пелись или читались несколько различных богослужебных текстов. Или в палате у боярина несколько человек одновременно вычитывали, например, повечерие и каноны. Конечно, это влекло за собой непонимание богослужебных текстов и отсутствие порядка в храмах во время богослужения.

Приведем характерные отличия религиозной жизни прихожан XVII в. от современной практики.

Особенности подготовки ко причащению. Религиозная жизнь отличалась строгостью, преимущественно обрядового характера. Если человек желал причаститься в субботу или в воскресенье, ему надлежало семь дней поститься сухоядением (растительная невареная пища), с поклонами и молитвами. Если человек причастился раньше из-за болезни или иной причины, пост следовало продолжать, также добавляя к нему: 300 земных поклонов, 600 молитв Иисусовых в день, 100 молитв Богородице: «понеже нелепо есть без страха Телу и Крови Христове причаститися» – как писалось в уставном сборнике. В современной практике православный христианин при подготовке ко причащению постится около трех дней без пищи животного происхождения. В обоих случаях обязательна исповедь накануне таинства Причащения.

Ежедневное молитвенное правило. В XVII в. ежедневные молитвы для мирян и монахов практически не отличались: исполнялось в полной мере соблюдение мирянами монастырского устава, вычитывание суточного круга богослужения. На молитвенное правило человек тратил несколько часов в день. В современной практике читаются утренние и вечерние молитвы продолжительностью 15-20 минут или менее. К примеру, в молитвословах для православных учебных школ, равно как и в дореволюционных изданиях, чтение утреннего и вечернего правила занимает 5-8 минут.

Продолжительность богослужения. Во времена «Тишайшего» царя Алексея Михайловича практиковались 6-ти, 8-ми и 12-тичасовые службы, о чем неоднократно писал в своих воспоминаниях Павел Алеппский. Несмотря на разрешенное Уставом сидение во время богослужения на лавках или т.н. «стасидиях», наши предки все время службы стояли на ногах и периодически – по словам Павла Алеппского – «непрестанно» клали земные поклоны. В наше время продолжительность Литургии составляет около двух часов. Вечерней службы – «Всенощного бдения» – около 3 часов.

Пропуск богослужения. Согласно Уставу XVII века, за пропущенную утреннюю службу полагалось положить 700 поклонов или прочитать 1500 молитв Иисусовых, или несколько кафизм. В современных условиях какая-либо регламентация компенсации пропуска богослужения отсутствует.

Ограничения в пище в Великий пост и послабления поста. В XVII в. Великий пост совершался сухоядением. Болящему во время поста разрешалось вкушать немного вина, но без рыба и масла. В другой статье Устава, видимо, в зависимости от тяжести недуга, болящему иноку в Четыредесятницу разрешалась рыба. Также существовала малоприменимая норма полной отмены поста для тяжело болящего человека: «О болящих устава несть». По современному Уставу монахам в среду и пятницу разрешается хлеб, овощи, мед. В субботу – елей (масло). В прочие дни постились сухоядением. Степень поста для болящего человека регламентируется исходя из состояния его здоровья, по согласованию со священником.

Постные дни. Согласно «Малому домашнему уставу» в течение года пост предполагался в среду и пятницу сухоядением. Практика поста для мирян в послепетровский период отличается от устава монастырского. Как правило, уровень поста для мирян на 1-2 ступени ниже. В современной практике для мирян предписывается воздержание от продуктов животного происхождения – мяса, молока, с разрешением рыбы в среды и пятницы всего года. Для монахов в обычные дни: в понедельник, среду и пятницу строгий пост без растительного масла; в зависимости от категории богослужения на этот день, разрешается либо масло, либо, в случае дня памяти великого святого, рыба.

Поклоны. В старопечатных книгах упоминаются такие виды поклонов, как: земной поклон – малый и великий, обычный поклон, метания. Метания – это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника Поклон великий («великое метание») – это тот же земной поклон только голова должна касаться земли. Поклон обычный – в пояс.

Регламентация поклонов. Согласно псалтири XVII века, перед тем как мирянин или инок должен был выйти из дома, полагалось читать молитву и класть поклоны (обычный земной поклон). Количество поклонов варьировалось: в средним мирянин делал 5 земных поклонов. При входе в храм мирянин также читал молитву и делал поклоны. При выходе из храма мирянин или инок читает молитву и кладет поклоны.

Сегодня регламентация поклонов присутствует, но не является столь детализованной и обязательной. Традиционно христианин трижды совершает крестное знамение при входе в храм и выходе из храма, с наклоном головы. При входе и выходе из алтаря для церковных служащих полагаются три земных поклона, в праздничные и воскресные дни – поясные поклоны.

Молитва Ефрема Сирина. В XVII веке молитва Ефрема Сирина – особая, краткая, но содержательная молитва, читаемая только Великим постом – практиковалась иначе, нежели сейчас. В XVII веке миряне при чтении молитвы совершали по тогда действующему уставу 16 поклонов земных, или 4 великих поклона и 12 «метаний». В настоящие время при чтении молитвы делается три земных поклона, далее 12 поясных и земной поклон (см. приложение 1).

Перстосложение. В XVII веке существовала практика сложения вместе безымянного, мизинца и большого пальца; указательный и средний палец подняты вверх, средний палец немного согнут: т.н. «двоеперстие».В настоящие время принята практика сложения указательного, среднего большого пальца, мизинец и безымянный пальцы прижаты к ладони – «троеперстие». Замена двоеперстием троеперстием являлось одной из проблем никоновской реформы, старообрядцы не могли согласиться с этим нововведением.

«О богохульниках и церковных мятежниках». Так называется 1-ая глава Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года. Глава содержит 9 статей За хулу на Господа, на Матерь Божию, на крест, на святых, наказание – смертная казнь через сожжение. За срыв проведения богослужения – Божественной Литургии – также полагалась высшая мера пресечения: «казнить без всякой пощады». В третей статье говорится о том, что если мирянин будет говорить патриарху, митрополиту, епископу и любому из священнослужителей непристойную речь, то ему полагается «торговая казнь», то есть, публичная порка. В четвертой статье говорится о том, что если мирянин придёт в храм и будет бить кого-нибудь и убьет то, соответственно, наказание стандартное за смертоубийство: «казнить немедленно». В пятой стать говорится о том, что если мирянин ранит кого-то в церкви, а не убьет то тогда ему полагается «торговая казнь» и месяц тюрьмы. В шестой статье регламентируется, если мирянин в храме ударит, но не ранит кого-нибудь, то его бьют батогами (палками). В седьмой статье говорится о том, что ели мирянин не ударит, а оскорбит словом, то ему полагается месяц тюрьмы. В восьмой главе определяется, что гражданам во время службы не стоит обращаться к царю Алексею Михайловичу и святейшему патриарху со своими делами. Девятая глава устанавливает, что в случае нарушения, если мирянин подошел к царю с челобитной во время богослужения, ему полагается тюрьма на срок, указанный царем.

Из вышеприведенных фактов видно, что церковный Устав XVII века от Устава современного не отличается сколь-либо разительно. Чего нельзя сказать о гражданских законах, которые были едины с законами церковными, и в которых, на примере Соборного Уложения, содержались нормы наказания за преступления, связанные с Церковью.

Проблематика нашего исследования заключается в исполнении монастырского устава – мирянами, а также в ряде дополнительных статей, к примеру, «компенсаторных» предписаний при пропуске богослужения.

Для наглядности представим сравнение некоторых составляющих религиозной жизни в следующей таблице:

Таблица 1 - Сравнение религиозной жизни православных в России XVII в. и сегодня

№ п/п

Позиция

XVII век

Современность

1

Подготовка к причащению

Семидневный пост сухоядением (растительная невареная пища)

Умеренный пост (разрешается масло и рыба) в течение трех дней

2

Ежедневное молитвенное правило

Около трех часов в течение дня.

Утренние и вечерние молитвы продолжительностью 15-20 минут

3

Продолжительность богослужения

Практиковались 6-ти, 8-ми и 12-тичасовые службы

Продолжительность литургии 2 часа, вечерней службы 3 часа

4

Пропуск богослужения

700 земных поклонов, либо 1500 молитв Иисусовых

Не регламентировано

5

Ограничений в пище в Великий пост

Сухоядение, кроме субботы и воскресенья. Болящим разрешалось значительное ослабление поста.

Монастырский устав идентичен. Для мирян постная пища, без рыбы. Степень поста для болящего определяется состоянием здоровья.

6

Постные дни

Пост в среду и пятницу сухоядением.

Для мирян – воздержание от продуктов животного происхождения.

7

Поклоны

Существовала четкая регламентация поклонов.

В книгах упоминаются: земные, обычные, великие и метания.

Практиковалась практика метаний.

Количество поклонов было большим

Практика метаний отсутствуют

Отсутствует различие между малым и великим поклонами

Уменьшено количество поклонов в целом, положенных на богослужении

Изменен характер поклонов; земные заменены на поясные

8

Молитва Ефрема Сирина

При чтении молитвы с 16 поклонами все поклоны были, согласно действовавшему тогда уставу, земными

Три земных поклона, далее12 поясных, и земной поклон.

9

Регламентация поклонов при посещении храма

При выходе из дома, при входе храм и выходе из храма мирянин должен был читать молитву и класть поклоны. Число поклонов варьировалось, в среднем мирянин делал 5 земных поклонов

Предполагается троекратное осенение себя крестным знамением.

Обязательная регламентация поклонов отсутствует.

10

Особенности перстосложения при нанесении крестного знамения

Было распространено т.н. «двоеперстие»

В настоящие время правильно накладывать крестное знамение тремя перстами – «троеперстие».

11

Наказание за богохульство

В XVII веке существовали девять статей о наказаниях богохульникам. В основном наказания были: смертная казнь, публичная порка и тюрьма.

В настоящее время действуют нормы уголовного административного кодекса.

Таким образом, на примере исторических фактов, а также при рассмотрении старопечатных книг, изданных в середине XVII века, было проведено исследование особенностей церковно-общественного устройства в России допетровского времени, времени благочестивого, «тишайшего» царя Алексея Михайловича и властного, неординарного патриарха Никона и сделано сравнение с современным периодом.

Выводы по рассмотрении темы, применимые и к современности, следующие:

1. Строгость церковной жизни, распространение монастырского устава не только на общежительные обители, но и на все российское общество, оказалась тяжелым бременем для населения Российского государства. Несомненно, подобное рвение было искренно. Но проблема состояла в том, что путь дореформенной России – это путь без вопросов, без сомнений в собственной непогрешимости и незыблемости устоев.

2. Властность патриарха Никона, его идея «священство выше царства» и слишком резкое проведение реформ, без объяснений и последовательности, в значительной степени способствовали отмене патриаршества при Петре Первом, который видел в патриархе угрозу своей самодержавной, абсолютной власти и своим реформам.

3. Акцентуация религиозного сознания на обрядовых деталях с последующим неприятием малейшего изменения в области второстепенных элементов религиозной практики показала ошибочность подобного общественно-религиозного настроя.

4. Замещение в сознании людей догматических истин обрядовыми факторами является недопустимым и ошибочным. В XVII веке «еретиками» назывались все, чья религиозная практика тем или иным образом отличалась от общепринятой в Московском государстве. Между тем как с точки зрения православного богословия, ересь – это изменение догматов, тогда как реформы патриарха Никона оставляли догматы абсолютно неприкосновенными.

5. Современная религиозная практика более логична, удобна и приемлема для мирян – людей, не живущих в монастыре. Молитвенное правило является удобным, практически применимым для религиозной жизни человека.

Литература

1.Ключевский, В.О.Русская история. - М.: Эксмо, 2005. - 912 с. 

2.Краткий православный молитвослов. Издательско-информационный отдел Тобольско-Тюменской епархии. Тобольск, 2005.

3.Малый домашний Устав. XVII в. (фонды «Музейного комплекса» г. Нефтеюганска)

4.Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. - Москва: Астрель: АСТ, 2006 (М.: 1-я Образцовая типография). - 703 с.

5.Православный толковый молитвословъ с краткими катихизическими сведениями. Синодальная типография. СПб., 1907.

6.Псалтирь. 1646 г. (фонды «Музейного комплекса» г. Нефтеюганска)

7.Псалтирь. XIX век. Коллекция книг Воскресной школы при Приходе храма Святого Духа г. Нефтеюганска.

8.Типикон. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2002.

Интернет-ресурсы

1. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том II. [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/

2.Знаменский П.В., проф. История Русской Церкви [Электронный ресурс]: http://www.mpda.ru/data/245/644/1234/Istoria%20russkoy%20Cerk.pdf

3.Соборное уложение 1649 г. [Электронный ресурс]: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2001/#sub_para_N_1

4.Майерс Д. Словарь богословских терминов [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/dictionary/myers_slbog.php

5.Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» [Электронный ресурс]: http://hram-kupina.ru/pravoslavnye-molitvy/molitva-svyatogo-efrema-sirina/

9

Просмотров работы: 1027