Школьное образование в Удмуртии: страницы истории

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьное образование в Удмуртии: страницы истории

Уварова М.С. 1
1МБОУ "ИТ-Лицей №24"
Гуляева З.М. 1
1МБОУ "ИТ-Лицей №24"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2018 г. моя жизнь изменилась, я поступила в первый класс замечательного информационно-технологического лицея №24 г. Ижевска – столицы Удмуртской Республики. Для меня началась жизнь школьницы. Из бесед с родителями, бабушками и дедушками я уже знала, что в прошлом дети моего возраста не всегда ходили в школу. Раньше, еще каких-то 100 лет назад, очень многие люди, даже уже совсем взрослые, не умели читать и писать. Поэтому меня заинтересовала история появления и развития школ моего родного края в разные годы.

Перемены в моей жизни определили цель исследования: изучить появление и развитие школьного образования в Удмуртии.

Задачи:

Обучиться методам сбора информации.

Научиться работать с материалами.

Изучить историю появления школьного образования в Удмуртии.

Выделить этапы развития школьного образования родного края.

Создать историческую статью.

Методы исследования: беседы с родителями, бабушкой и дедушкой; изучение научной литературы, анализ, сравнение.

Актуальность данной исследовательской работы. Историю своей Родины нужно изучать для того, чтобы знать, как жили наши предки; чтобы лучше понимать мир и не совершать ошибок, совершенных прежде. Никто не будет сейчас спорить с тем, что образование служит пропуском во взрослую жизнь. Нужно учиться, чтобы сделать мир лучше. А большую часть знаний, умений и навыков в настоящее время человек приобретает в школе.

Для исследования мне потребовалось изучить труды ученых, занимавшихся историей школьного образования Удмуртии – М.В. Гришкиной, А.Н. Кутявина, Т.Е. Никулиной, Г.Д. Фроловой. Их работам уже больше 20 лет, поэтому необходимо продолжать исследования истории школьного образования в Удмуртии.

Период жизни новой

Начну я для себя.

Начну учиться в школе

С приходом сентября.

Познаю мир науки –

ИТ-прекрасный мир.

Но для творений новых

Вернусь в те времена,

Когда рождалась школа,

Росла и расцвела.

Глава 1. Появление первых школ и их развитие до начала ХХ века

Давным-давно наш край был заселен удмуртами. Они не умели ни писать, ни читать. У них не было своей азбуки. Когда сюда стали переселяться русские, то они способствовали тому, чтобы у местного населения появилась своя письменность. Это случилось в 1775 году. Грамматику удмуртского языка составил В.Г. Пуцек-Григорович (приложение 1) на основе русской письменности. Он был священником. Именно церковнослужители были особенно заинтересованы в том, чтобы жители нашей страны были грамотными и могли читать Библию. Не случайно, первые книги на удмуртском языке были церковными. При церквях и монастырях стали образовываться школы, которые назывались приходскими. Туда принимали и удмуртов. Правда, поступали единицы, и не все смогли закончить обучение. Результаты деятельности приходских школ были весьма незначительны, большую роль для распространения грамотности сыграло частное обучение. До 1786 года какая-либо система образования отсутствовала.

Первые государственные школы стали возникать в конце XVIII века. С 1786 года в губернских городах стали открываться главные народные училища (четырехгодичные), а в уездных городах – малые (двухгодичные) училища. В них вводилась классная урочная система, единые сроки начала и окончания занятий, экзамены и каникулы, использовались наглядные пособия и классный журнал. В малых училищах основное внимание уделялось обучению чтению, арифметике, письму и чистописанию, а в главных – вводились такие предметы, как геометрия, механика и физика, иностранный язык, история, география и архитектура. И в главных, и в малых училищах изучали Закон Божий.

Началом государственной школы в Вятской губернии, на территории которой проживала основная часть удмуртов в тот момент, следует считать 80-е годы XVIII века – период организации главных и малых народных училищ по уставу 1786 года. Первым учителем Удмуртии был А.И. Вештомов, направленный из Вятки. С 1790 по 1800 год он преподавал в малом (двуклассном) народном училище в г. Сарапуле.

В 1804 году был принят устав учебных заведений России, которые делились на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Государственное финансирование предусматривалось для трех верхних ступеней образования, а приходские училища действовали на общественные пожертвования.

К 1854/55 учебному году Министерство народного просвещения имело 4 уездных училища, которые являлись самой высокой ступенью системы народного образования в Удмуртии. В них работал 21 педагог, обучалось 163 учащихся. К Министерству народного просвещения также относились 5 приходских училищ: 4 из них располагались в уездных городах, одно – в Глазовском уезде. В них работало 6 учителей и обучалось 255 детей, преимущественно средних городских сословий.

В приходских училищах удельного ведомства (1 – в Елабужском уезде, 5 – в Сарапульском) обучалось 217 учащихся, работало 15 учителей. «Поселянских» училищ, открытых Министерством государственных имуществ, насчитывалось 34, учащихся в них – 1283 мальчика и 129 девочек. В училищах, открытых в Удмуртии духовным ведомством в 1844–1850 гг. (Сарапульское, Глазовское и Елабужское уездные и приходские духовные училища), в 1854/55 учебном году было 292 учащихся и 19 преподавателей.

Самостоятельно, не подчиняясь ни одному из ведомств, существовали училища в татарских селениях Сарапульского и Елабужского уездов. Их содержали либо крестьянские общины, либо состоятельные крестьяне. В начале XIX века в поселках Ижевского и Воткинского заводов были открыты заводские школы. К середине XIX века в Воткинске было открыто окружное училище, продолжали работать горная школа, женское училище и школа для детей непременных работников в с. Перевозное.

В середине XIX века в Удмуртии насчитывалось 79 школ, принадлежащих различным ведомствам, в них училось около 4100 детей, преимущественно мальчиков. Если рассматривать только население мужского пола, то один ученик приходился на 200 жителей [1, с. 153]. Такое малое количество учеников объяснялось тем, что за обучение приходилось платить. Кроме того, крестьянским детям некогда было учиться, им приходилось помогать родителям. А население Удмуртии в тот период было преимущественно сельским.

Ситуация изменилась с введением в 1860-е гг. земского самоуправления, которое стало открывать земские школы. Земские органы собирали специально деньги с населения для финансирования образования. Некоторые ученики даже получали стипендию. Земская школа оказалась наиболее динамично развивающейся образовательной структурой, получившей поддержку населения. Две трети всех школ являлись именно земскими.

В 1867 году появился новый тип школы – братская. Она рассматривалась как средство борьбы с язычеством и как средство русификации народов Прикамья и Поволжья. Это были особые школы на родном языке с последующим изучением русского языка. К 1874 году под покровительством братства св. Гурия находилось уже 69 крещено-татарских школ, 5 удмуртских, 12 чувашских, 18 марийских и 4 русские.

В конце XIX века распространяется система Н.И. Ильминского (приложение 2). Главное место в его системе отводилось распространению религиозного воспитания, христианства через миссионерские православные школы. Ильминский выработал принципиально новую систему обучения русскому языку нерусских детей. Он, во-первых, выделил русский язык как отдельный предмет обучения; во-вторых, язык изучался на базе родного языка учащихся, каждое непонятное слово или мысль, если они не объяснялись с помощью наглядности, комментировались на родном языке; в-третьих, Ильминский применил в обучении языку методический принцип устного опережения. Русский язык изучался постепенно, начиная с устных разговорных уроков, знакомящих детей с конкретными предметами и действиями. Лишь на продвинутом этапе овладения языком начиналось обучение чтению и письму.

Если в 1885/86 учебном году 1 учащийся удмурт приходился на 127 удмуртского населения, то в 1911 году 1 учащийся-удмурт приходился на 36 населения [7].

В начале XX века в Удмуртии сложилась сложная многоступенчатая система начального образования. Первой ступени соответствовали одноклассные школы и училища – земские, Министерства народного просвещения, приходские по уставу 1828 года, школы грамоты, миссионерские, церковно-приходские, имевшие, как правило, 2–4-х годичный курс.

Вторую ступень представляли 3 двухклассные школы Министерства народного просвещения с 4–5-ти летним курсом, а также церковноприходские и 4 второклассные церковные школы. В двухклассных «образцовых» школах обучались 584 мальчика и 7 девочек. К третьей ступени принадлежали четырехклассные уездные училища и близкие к ним по программе городские (по Положению 1872 года) и духовные училища. Существовали также 193 неорганизованные школы – мектеб – для татарского населения, в которых обучались 6901 учащийся (4098 мальчиков и 2803 девочки).

Общая численность учащихся в 873 школах и училищах всех трех ступеней и татарских мектебах составляла к началу XX века 53463 человека, в том числе обучались 40068 мальчиков и 13395 девочек. Удмуртов из них было немного, поскольку обучение в большинстве школ велось на русском языке, которого они не знали [3, с. 14].

Глава 2. Развитие школьного образования в ХХ веке

Ситуация в школьном образовании очень сильно поменялась после Октябрьской революции 1917 года. Пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным приступили к строительству новой жизни в нашей стране под названием «социализм». Одним из элементов социалистического общества, по их мнению, должно являться всеобщее бесплатное доступное образование.

В соответствии с этой целью стали массово создаваться общеобразовательные школы нового типа. Еще одной задачей стала ликвидация безграмотности. В 1920 году, к моменту провозглашения Вотской автономной области, общий процент грамотности населения составил 20,1% против 14,7% в 1917 году. Число удмуртского населения, не умеющего читать и писать, было в два раза больше русского. Грамотных женщин-удмурток в 1920 году было только 6,3%.

Первоначально ликвидация неграмотности в Удмуртии осуществлялась в формах красноармейского и рабочего всеобуча. Создавались различные курсы и школы грамоты. Ликвидацию неграмотности у удмуртов рекомендовалось осуществлять только на родном языке. Правда, следует отметить, что обучение на удмуртском языке было затруднено из-за недостаточного количества учителей.

Деятельность особых комиссий при исполкомах Советов уже к началу 1930 года привела к росту количественных показателей. Обучением к этому времени было охвачено 33505 неграмотных и малограмотных. Общий процент грамотности в Удмуртии повысился до 37,3%. С 1929 по 1931 год в Удмуртии было охвачено обучением 89660 неграмотных, в том числе 65% удмуртов и 68% женщин.

В августе 1931 года Народный комиссариат просвещения РСФСР разослал секретное распоряжение об организации встречных планов с целью завершения ликвидации неграмотности в кратчайшие сроки. В 1930/31 учебном году охват обучением неграмотных составил в Удмуртии 61% против 43,3% в предыдущем учебном году. С другой стороны, оставалось много неграмотных. Неграмотного населения, не охваченного обучением, к концу 1931 года насчитывалось в области 70 тысяч человек, а малограмотных – 180 тысяч человек.

Другая задача решалась успешнее. На 1 ноября 1930 года детей 8–11 лет в начальных школах области насчитывалось 77642 человека, или 98,5% от общего количества детей [5, с. 69–74]. То есть почти все дети школьного возраста получали образование. Для учеников создавались все условия. Строились новые красивые школы. В 1935 году появилась школа №24, в которой я сейчас учусь (приложение 3). Издавались учебники, выпускались письменные принадлежности.

В 1941 году в процесс развития школьного образования вмешалась Великая Отечественная война. Все учителя-мужчины ушли на фронт, вместо них уроки вели учительницы. В городах почти все школы были отданы под госпитали для раненых бойцов. К примеру, в школе №24 г. Ижевска разместился эвакогоспиталь для фронтовиков, получивших ранение в голову. Их постоянно навещали ученики нашей школы, которые занимались неподалеку. Не хватало учебников, тетрадей, писали на обрывках газет сажей. И ученики, и учителя страдали от голода, холода. В деревнях они сами заготавливали дрова. Даже в таких суровых условиях находились примеры героизма. Например, ученики собирали или зарабатывали деньги для армии, отправляли подарки воинам. За годы войны пионеры и школьники Удмуртии собрали свыше 900 тысяч рублей, которые пошли на строительство танковой колонны «Советский школьник». Пионерами школы №17 г. Воткинска было собрано более 300 тысяч рублей на постройку танка «Пионер Удмуртии» [2].

На всю республику прославился летчик Аркадий Черезов (приложение 4), который закончил школу, в которой я сейчас учусь. В мае 1942 года он попал на фронт. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах. 19 июля 1943 года самолет Аркадия Черезова подбили, и он направил горящий самолет в танковую колонну немцев. 13 апреля 1944 года был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина. Кроме того, при жизни Аркадий Черезов был удостоен ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени. В 1965 году школа №24 получила право носить имя Аркадия Черезова. В этом же году на ее здании появилась памятная мраморная доска. В школьном музее установлен барельеф с изображением летчика [4].

После окончания войны все жители нашей Родины с воодушевлением взялись за восстановление разрушенного хозяйства. Были достигнуты большие достижения. Строились новые города, гидроэлектростанции, мосты, дороги состоялся запуск первого спутника, первый полет человека в космос. Большую роль во всем этом сыграли образованные люди. В 1950–1960-е годы прошло несколько школьных реформ. Появилось обязательное восьмилетнее обучение, в школах стали обучать профессиям. В национальных школах стали обучать на русском языке. В результате удмурты, татары и представители других народов, проживающих в Удмуртии, уже с ранних лет изучали русский язык, а к моменту выпуска из школы хорошо его знали. Соответственно, они могли потом поступать в институты и университеты. Правда, некоторые стали забывать свой родной язык.

В самом конце ХХ века школы вновь оказались в сложном положении. Распался Советский Союз, начался кризис. Многим людям приходилось трудно, не хватало денег. Цены быстро росли, а зарплаты задерживали. Не хватало денег и школам, и учителям, и ученикам. Здания ветшали, и не всегда выделяли средства, чтобы залатать протекавшую крышу, поменять старые окна, отремонтировать что-то другое. Новые школы почти перестали строить. Школьная мебель приходила в негодность, учебники приходилось покупать самим родителям. Но несмотря на это, оставалась надежда, что ситуация изменится к лучшему.

Глава 3. Современное состояние школьного образования в Удмуртии

В начале XXI века ситуация стала меняться к лучшему. Наша страна постепенно стала выбираться из кризиса. Постепенно увеличивалось финансирование. В 2006 году был принят специальный национальный проект «Образование». Затем ему на смену пришли государственные программы. Сама система образования стала меняться. Появились новые образовательные стандарты, сейчас в школах действует Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС. С 2010 года наша республика включилась в реализацию национальной инициативы «Наша новая школа» и проекта модернизации региональных систем общего образования.

Система образования Удмуртии не осталась в стороне от внедрения инновационных механизмов, направленных на модернизацию системы образования. Идет активный переход на интенсивный путь развития, который ориентирован на повышение качества образования, эффективное использование бюджетных средств. Внедрены новые системы оплаты труда учителей. Осуществляется переход на финансирование государственных услуг на основе государственных заданий и нормативов финансовых затрат. Реализуются меры, направленные на энергосбережение в образовательных учреждениях [6].

Образовательное пространство республики в настоящее время включает в себя: более 1,5 тысяч образовательных организаций, из которых 585 – это школы. В них учится свыше 340 тысяч воспитанников, учащихся и студентов, работает около 32,5 тысяч педагогических работников.

Большое внимание уделяется цифровизации образования, внедрению компьютеров в образовательный процесс. В 2017 году гимназия №24 г. Ижевска изменила свой формат. С 1 сентября теперь это ИТ-лицей, где основным направлением учебы стало информационно-технологическое. Это значит, что ученики изучают не только общеобразовательные предметы, но и курсы программирования, основы робототехники.

Заключение

В ходе своего исследования я узнала много нового о том, как появилось и развивалось школьное образование в Удмуртии. Особенно удивительным для меня было то, что раньше было очень мало грамотных людей. Образование развивалось поэтапно. Сначала большую роль в просвещении играла церковь. В конце XVIII века появились государственные школы. В конце XIX века основная часть школ была земской. Из-за того, что за обучение приходилось платить, а также не хватало времени на учебу, большинство детей школы не посещало.

Ситуация сильно изменилась, когда править нашей страной стала партия большевиков во главе с В.И. Лениным. Они сделали школьное образование обязательным и бесплатным. Учиться даже заставляли. Одновременно учили грамоте взрослых, что называлось ликвидацией безграмотности. В результате население стало образованным. Строилось много новых красивых школ. В 1935 году появилась школа, в которой я сейчас учусь.

Большой трагедией для нашей страны оказалась Великая Отечественная война. Многие ушли на фронт, не хватало еды, одежды. Но даже в таких суровых условиях дети продолжали ходить в школы и получать образование, а учителя, среди которых остались почти одни женщины, продолжали учить. С тех детей нам, современным, нужно брать пример. Я очень горжусь, что учусь в той же школе, которую закончил Герой Советского Союза летчик Аркадий Черезов.

Сейчас школьное образование дает нам большие возможности. Но чтобы ими воспользоваться, нам нужно хорошо учиться, необходимо слушаться своих учителей, которые открывают перед нами новый мир. И, конечно, нужно изучать науки. В дальнейшем я планирую подробнее изучить данную тему.

Список источников и литературы

1. Гришкина М.В. Народное образование в Удмуртии в ХVIII – первой половине XIX вв. // Вопросы социально-экономического и культурного развития Удмуртии в XVII – первой половине XIX веков: сб. ст. Ижевск: НИИ при Совете Министров Удмурт. АССР, 1981. С. 123–155.

2. Календарь. 17 мая 1923 года – день рождения Удмуртской областной пионерской организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://levancov.livejournal.com/7947.html

3. Кутявин А.Н. Формирование и развитие системы общего и профессионального образования в Удмуртии второй половины XIX – начала XX века: автореферат дисс. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2006. 25 с.

4. Наши Герои: ижевский Гастелло Аркадий Черезов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izhlife.ru/histories/41936-izhevskiy-gastello-za-shturvalom-chernoy-smerti.html

5. Никулина Т.Е. Становление и развитие советской системы начального школьного образования (1920–1934 гг.) // Из истории народного образования в Удмуртии. Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1996. С. 66–86.

6. Постановление Правительства УР от 04.09.2013 года № 391 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие образования" на 2013 - 2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://udmedu.ru/project_program/gosudarstvennaya_programma_udmurtskoy_respubliki_razvitie_obrazovaniya_na_2013_2015_gody/

7. Распространение грамотности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Распространение_грамотности#cite_note-.D0.9A.D0.BE.D0.BB.D0.B5.D0.B9.D1.81-5

8. Фролова Г.Д. Развитие национальной школы в Удмуртии до 1917 года // Из истории народного образования в Удмуртии. Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1996. С. 5–65.

Приложения

Приложение 1

 

Автор грамматики удмуртского языка

В.Г. Пуцек-Григорович

Приложение 2

 

Н.И. Ильминский

Приложение 3

 

МБОУ «ИТ- лицей №24» г. Ижевска

Приложение 4

 

Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Аркадий Степанович Черезов, выпускник школы №24 г. Ижевска

Просмотров работы: 2413