Введение
Данное исследование направлено на создание учебного пособия по истории нового субъекта Российской Федерации – республики Крым, с целью освещения исторических связей России и Крыма и их развития на протяжении нескольких веков, а также изучения исторической и геополитической роли полуострова Крым в истории и современности России, подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм; показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русскоязычного населения.
Целью настоящей работы является изучение истории республики Крым как субъекта Российской Федерации и создание учебного пособия для учащихся, дополняющее учебно-методический комплекс «История России» Н.М.Арсеньева, А.А.Данилова, И.В.Курукина, А.Я.Токаревой.
Задачи работы:
Изучить УМК «История России» издательства «Просвещение» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6-10 классов, определить имеющуюся информацию об истории республики Крым;
Исследовать научную, научно-популярную литературу, официальные документы по теме исследования, определить источники, которые будут использованы для создания учебного пособия;
Систематизировать собранный материал в соответствие с хронологией событий;
Оформить учебное пособие «Крым: вчера, сегодня, завтра»;
Провести презентацию учебного пособия на школьной конференции, районном методическом объединении учителей истории.
Материал учебного пособия рассчитан на учащихся 8-10 классов. Используя материал пособия на уроках, можно сформировать у учащихся представление о временном характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной, отсутствии агрессивных намерений нашей страны в отношении братского соседнего государства.
План исследования:
Проблемный вопрос:
Современные школьники нашей страны испытывают проблему с пониманием исторической и геополитической роли полуострова Крым в истории и современности России. Информационное пространство наполнено множеством недостоверных и неоднозначных источников. Учебники по истории России не восполняют это пробел в полном объеме, методическое пособие для учителей имеется в издательстве «Русское слово», но оно не распространено. Сами педагоги в основном используют материал, присутствующий в учебниках.
Гипотеза:
Наличие учебного пособия для учащихся общеобразовательных учреждений поможет восполнить этот пробел, раскроет обоснованность воссоединения Крыма с Россией с точки зрения мирового права, моральных и этических норм; покажет миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русскоязычного населения.
Объектом исследования являются исторические связи России и Крыма и их развитие на протяжении нескольких веков.
Предметом исследования являются официальные документы: «Обращение президента к Федеральному собранию по присоединению Крыма и Севастополя», Международный договор от 18.03.2014г. «О принятии Крыма и Севастополя в состав России», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954г. (утверждённого законом СССР от 26.04.1954г.) «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», отражающие изменение административно-политического положения Крыма в 20 столетии. А также научная и научно-популярная литература по истории взаимоотношений России и Крыма: «История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова» Андреева А.Р., «Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму» Бабенчикова В.П., «Скифские городища» Высотской Т.Н.. «Предыстория и история Крыма» Чупина Г.Т. и др. Ориентиром в исследовании и подготовке учебного пособия стал учебно-методические комплекс под редакцией академика РАН А.В.Торкунова «История России» (6-10 классы) и методическое пособие К.А.Кочегарова «Крым в истории России».
Актуальность изучения исторических связей России и Крыма связана сегодня с присоединением Крыма к России, освещением этого события в международной прессе, признаем законности данного факта другими государствами. Расхождение мнений и фактов, публикуемых в СМИ, вызывает новый интерес к забытым темам: процессам присоединения и включения в общеимперское пространство окраинных инонациональных государств, формированию границ Российской империи (присоединение Крыма, Закавказья, Финляндии и Польши). Вопрос о присоединении Крыма к России остается дискуссионным в исторической науке. Нет единства во мнениях, касающихся не только частных аспектов проблемы, подходов к ее рассмотрению, но и относительно самого процесса присоединения, то есть о том, с какого момента политику России можно считать направленной на нейтрализацию угрозы со стороны Крымского ханства путем включения его в свой состав.
Анализ процессов присоединения и начального включения Крыма в состав России, когда закладывалась основа новой геополитической системы региона, приобретает особую актуальность в современном общественно-политическом контексте, в условиях административно-политической и социокультурной проблемности Черноморского региона.
Новизна данной работы состоит прежде всего в том, что имеющийся материал в учебниках и учебных пособиях не освещает изучаемый вопрос в полном объеме, а для учащихся общеобразовательных учреждений нет учебного пособия, готового к применению.
Теоретическая значимость работы определяется рассмотрением процесса развития и становления Крыма как субъекта Российской Федерации, изучением исторических, геополитических условий, общественно-политического анализа эпохи, непосредственно предшествовавшей акту присоединения, механизмов осуществления имперского расширения и способов включения вновь присоединенной территории в общеимперское пространство.
Практическая значимость работы связана с тем, что материалы исследования легли в основу учебного пособия по истории Крыма и России «Крым: вчера, сегодня, завтра» для учащихся общеобразовательных учреждений.
Содержание и выводы работы могут быть полезны при анализе сложной современной политической и социально-экономической обстановки в Крыму, и использоваться не только на уроках истории, но и классных часах, внеклассных мероприятиях по теме.
Методы исследования:
анализ источников;
метод индукции (систематизация собранного материала);
моделирование материала для будущего пособия, синтез учебного материала, заданий для учащихся, иллюстративного материала;
метод аналогии (при создании пособия – по образцу выбранного УМК).
Сроки проекта (краткосрочный): 01.10.2016г. – 10.04.2017г.
Этапы реализации проекта:
1. проблематизация;
2. целеполагание;
3. планирование;
4. реализация;
5. презентация.
Основная часть. Научная статья
Интерес к изучаемой проблеме связан с необходимостью систематизации материала по истории нового субъекта Российской Федерации – республики Крым, с целью освещения исторических связей России и Крыма и их развития на протяжении нескольких веков, а также изучения исторической и геополитической роли полуострова Крым в истории и современности России, подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм; показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русскоязычного населения.
Целью работы является изучение истории республики Крым как субъекта Российской Федерации и создание учебного пособия для учащихся, дополняющее учебно-методический комплекс «История России» Н.М.Арсеньева, А.А.Данилова, И.В.Курукина, А.Я.Токаревой.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
Изучить УМК «История России» издательства «Просвещение» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6-10 классов, определить имеющуюся информацию об истории республики Крым;
Исследовать научную, научно-популярную литературу, официальные документы по теме исследования, определить источники, которые будут использованы для создания учебного пособия;
Систематизировать собранный материал в соответствие с хронологией событий;
Оформить учебное пособие «Крым: вчера, сегодня, завтра»;
Провести презентацию учебного пособия на школьной конференции, районном методическом объединении учителей истории.
Материал учебного пособия рассчитан на учащихся 8-10 классов. Используя материал пособия на уроках, можно сформировать у учащихся представление о временном характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной, отсутствии агрессивных намерений нашей страны в отношении братского соседнего государства.
Современные школьники нашей страны испытывают проблему с пониманием исторической и геополитической роли полуострова Крым в истории и современности России. Информационное пространство наполнено множеством недостоверных и неоднозначных источников. Учебники по истории России не восполняют это пробел в полном объеме, методическое пособие для учителей имеется в издательстве «Русское слово», но оно не распространено. Сами педагоги в основном используют материал, присутствующий в учебниках.
Мы предположили, что наличие учебного пособия для учащихся общеобразовательных учреждений поможет восполнить этот пробел, раскроет обоснованность воссоединения Крыма с Россией с точки зрения мирового права, моральных и этических норм; покажет миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русскоязычного населения.
Объектомисследования являются исторические связи России и Крыма и их развитие на протяжении нескольких веков.
Предметом исследования являются официальные документы: «Обращение президента к Федеральному собранию по присоединению Крыма и Севастополя», Международный договор от 18.03.2014г. «О принятии Крыма и Севастополя в состав России», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954г. (утверждённого законом СССР от 26.04.1954г.) «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», отражающие изменение административно-политического положения Крыма в 20 столетии. А также научная и научно-популярная литература по истории взаимоотношений России и Крыма: «История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова» Андреева А.Р., «Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму» Бабенчикова В.П., «Скифские городища» Высотской Т.Н.. «Предыстория и история Крыма» Чупина Г.Т. и др. Ориентиром в исследовании и подготовке учебного пособия стал учебно-методические комплекс под редакцией академика РАН А.В.Торкунова «История России» (6-10 классы) и методическое пособие К.А.Кочегарова «Крым в истории России».
Актуальность изучения исторических связей России и Крыма связана сегодня с присоединением Крыма к России, освещением этого события в международной прессе, признаем законности данного факта другими государствами. Расхождение мнений и фактов, публикуемых в СМИ, вызывает новый интерес к забытым темам: процессам присоединения и включения в общеимперское пространство окраинных инонациональных государств, формированию границ Российской империи (присоединение Крыма, Закавказья, Финляндии и Польши). Вопрос о присоединении Крыма к России остается дискуссионным в исторической науке. Нет единства во мнениях, касающихся не только частных аспектов проблемы, подходов к ее рассмотрению, но и относительно самого процесса присоединения, то есть о том, с какого момента политику России можно считать направленной на нейтрализацию угрозы со стороны Крымского ханства путем включения его в свой состав.
Анализ процессов присоединения и начального включения Крыма в состав России, когда закладывалась основа новой геополитической системы региона, приобретает особую актуальность в современном общественно-политическом контексте, в условиях административно-политической и социокультурной проблемности Черноморского региона.
Новизна данной работы состоит прежде всего в том, что имеющийся материал в учебниках и учебных пособиях не освещает изучаемый вопрос в полном объеме, а для учащихся общеобразовательных учреждений нет учебного пособия, готового к применению.
Теоретическая значимость работы определяется рассмотрением процесса развития и становления Крыма как субъекта Российской Федерации, изучением исторических, геополитических условий, общественно-политического анализа эпохи, непосредственно предшествовавшей акту присоединения, механизмов осуществления имперского расширения и способов включения вновь присоединенной территории в общеимперское пространство.
Практическая значимость работы связана с тем, что материалы исследования легли в основу учебного пособия по истории Крыма и России «Крым: вчера, сегодня, завтра» для учащихся общеобразовательных учреждений.
Содержание и выводы работы могут быть полезны при анализе сложной современной политической и социально-экономической обстановки в Крыму, и использоваться не только на уроках истории, но и классных часах, внеклассных мероприятиях по теме.
В исследовании мы использовали следующие методы: анализ источников, метод индукции (систематизация собранного материала), моделирование материала для будущего пособия, синтез учебного материала, заданий для учащихся, иллюстративного материала, метод аналогии (при создании пособия – по образцу выбранного УМК).
На начальном этапе исследования нами был проанализирован учебно-методический комплекс «История России» издательства «Просвещение» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6-10 классов с целью определить имеющуюся в школьных учебниках информацию об истории республики Крым. Анализ учебников выявил перечень тем, в рамках которых рассматриваются отдельные вопросы развития территории полуострова: «Греческие города Северного Причерноморья», «Скифы», «Золотая Орда», «Колонии в Причерноморье», «Юго-восточные границы Руси», «Крымское ханство», «Взаимоотношения России с Турцией и Крымом», «Освоение Крыма», «Крымская война», «Советский период в истории Крыма», «Крым в составе Украины», «Крым в 2014 году». Данные темы представлены в хронологическом порядке и содержатся в 11 частях учебного комплекса. Это затрудняет изучение поставленной проблемы в комплексе и не дает полной картины исторической действительности. Современному подростку проще воспользоваться помощью электронных справочников, задав конкретный вопрос, чем найти ответ, представленный в разных печатных источниках. В связи с этим возникает проблема научной достоверности знания, получаемого школьником в пространстве Интернет.
Перечень выявленных в УМК тем (Приложение 1) был далее проанализирован с целью выявления недостающего для изучения материала, возможности иллюстрации отдельных вопросов, подтем. Собранный материал был дополнен сведениями из научных и научно-популярных источников, а также нормативных документов. Собранный таким образом материал был представлен на рецензирование школьным методическим объединениям учителей русского языка и литературы и истории (Приложение 2).
Для оформления учебного пособия были использованы фотоснимки, взятые из Интернет, а также выполнены иллюстрации, отражающие историю и развитие полуострова под руководством преподавателя Бакиевой Ольги Афанасьевны (канд.пед.наук, ТГУ) (Приложение 3).
Подсчитана приблизительная стоимость учебного пособия при условии, что в основном это будут затраты на бумагу и краску для принтера (Приложение 4). Но если использовать материал в электронной версии, то затраты сведутся к нулю.
Так как материал пособия может быть использован на уроках, разработаны задания для закрепления и повторения изученных тем, включающие в себя задание с текстом, статистическими данными, картой, вопросы к параграфам и главам (Приложение 5).
Список использованных источников и литературы:
Нормативно-правовые документы:
Международный договор «О принятии Крыма и Севастополя в состав России» от 18.03.2014г.;
«Обращение президента В.В.Путина к Федеральному собранию по присоединению Крыма и Севастополя» от 18.03.2014г.;
Резолюция Генеральной ассамблеи ООН «О признании результатов референдума в Крыму не имеющими законной силы для изменения статуса полуострова» от 27.03.2014 года;
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» от 19.02.1954г. (утверждённого законом СССР от 26.04.1954г.)
Книги:
Андреев А.Р. История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова. М, 1997. Бабенчиков В.П. Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму. Симферополь, 1966.
Васильев А. В., Автушенко М.Н. Загадка княжества Феодоро. Севастополь, 2006.
Высотская Т.Н. Скифские городища. Симферополь, 1975.
Зубарь В.М. Боги и герои античного Херсонеса. Киев, 2005.
Смирнов В.Д. Крымское ханство XIII—XV вв. М., 2011.
Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки. М., 2003.
Чупин Г.Т. Предыстория и история Крыма. Харьков, 2012.
История России. 6-10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (М.М.Горинов, А.А.Данилов, М.Ю.Моруков и др.); под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2016г.
Электронные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Крыма
www.aif.ru/onlineconf/1392916
www.crimea-kvn.ru/history/
www.sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/istor.htm
www.ote4estvo.ru/eto-interesno/1529-istoriya-kryma.html
Приложение 1
Класс |
Пара-граф |
Тема параграфа. |
Вопрос/название пункта. |
6 |
2 |
Образование первых государств |
*Греческие города- государства Северного Причерноморья; *Скифское царство; * Упадок причерноморских государств. |
6 |
18 |
Золотая Орда: государственный строй, население культура, экономика, культура. |
*Образование Золотой Орды; *Экономика Орды; |
6 |
23 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
*Генуэзские колонии в Причерноморье; |
6 |
25 |
Распад Золотой Орды и его последствия |
*Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси; |
7 |
5 |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
*На юго-восточных границах; |
7 |
Государства Поволжья, Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
*Крымское ханство; |
|
7 |
13 |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в к. XVI - н. XVII вв. |
*Россия и Крымское ханство; |
7 |
21-22 |
Россия в системе международных отношений. |
*Россия и страны исламского мира; |
8 |
1 |
Россия и Европа в к.XVII в. |
*Россия в борьбе с Турцией и Крымом; |
8 |
3 |
Начало правления Петра I. |
*Азовские походы; |
8 |
16 |
Внешняя политика России в 1725-1762 гг. |
*На южных и восточных рубежах; |
8 |
17 |
Россия в системе международных отношений. |
*Отношения России с Турцией и Крымом; |
8 |
22 |
Внешняя политика Екатерины 2 |
*Основные направления внешней политики; *Русско-турецкая война 1787-1791гг.; |
8 |
23 |
Начало освоения Новороссии и Крыма |
*Образование Новороссии; *Переселенческая политика; *Освоение Крыма. Основание Севастополя; * Значение освоения Новороссии и Крыма для России; |
9 |
13-14 |
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864гг. Крымская война 1853-1856гг. |
*Причины Крымской войны 1853-1856гг. *Крымская война начальный этап *Крымская война: вступление в войну Англии и Франции *Героическая оборона Севастополя *Окончание и итоги Крымской войны. |
10 |
53 |
Россия в 2008-2014 гг. |
*Воссоединение Крыма с Россией |
Приложение 3
Приложение 4
Экономические расчеты
№ |
Расходный материал |
Количество |
Стоимость |
1. |
Бумага SvetoCopy 210*297мм, 500 листов,80 г/м^2 белая. |
На одно пособие необходимо 30 листов, в одной пачке 500 листов, следовательно, из одной упаковки бумаги можно распечатать примерно 16 пособий |
Упаковка бумаги 500 листов – 199 рублей, расход бумаги на 1 пособие – 14 листов (5,6 руб.). |
2. |
Печать в типографии «Полипресс» |
Стоимость печати одного пособия: Цветное – Черно-белое – |
600 руб. 150 руб. |
Печать в домашних условиях |
Стоимость печати одного пособия (черно-белое) - |
30 руб. |
|
Итого: стоимость пособия, заказанного в типографии - 605,6 руб. в цвете, 155,6 руб. – черно-белое; стоимость пособия в домашних условиях – 35,6 руб. черно-белое. |
Приложение 5
Приложение 5.1
Работа с текстом.
Задание: проанализируйте два источника о главной достопримечательности Крыма – древнюю легенду и историческую справку. Какую информацию Вы использовали бы для проведения экскурсии иностранной делегации?
«Легенда о «Ласточкином гнезде»
Это было в те времена, когда людей на земле было мало и боги часто посещали землю.
Богиня утренней зари Аврора каждое утро выходила на скалу встречать рассвет. Отражение первых лучей солнца на её лице возвещало приход утра нового дня. Без появления Авроры не пели птицы и даже не веселились боги. Все жители Земли радовались прекрасной Авроре, её неземной красоте.
Как-то объезжая свои владения, бог моря Посейдон - увидел на заре Аврору, стоящую на скале. Как удар молнии - любовь пронзила сердце Посейдона. Но знал морской владыка, что невозможна любовь Авроры к нему. В мучениях жил Посейдон, волновалось Черное море, гибли рыбаки, страшные штормы носились от берега к берегу. Сильной страстью воспылал бог моря к богине, ослеплённый был её красотой, но отвергла его любовь Аврора. Знал Посейдон, что только его волшебная диадема может помочь ему и решил он коварством приворожить Аврору. Уговорил он повелителя ветров - Эола чёрными тучами закрыть утреннее небо и не дать солнцу осветить небосвод.
Ждёт на скале Аврора первых утренних лучей. Неведомо ей, что не сможет взойти солнце. Задремала богиня в томительном ожидании. Подкрался Посейдон к Авроре и уже было околдовал её. Но тут очнулась повелительница утренней зари и выскользнула из рук Посейдона волшебная диадема. От удара о скалу осколок алмаза короны упал в расщелину. Потеряла диадема колдовскую силу. Так и ушел ни с чем Посейдон.
Рассеялись тучи. Взошло солнце. Встретила Аврора рассвет и украсила утро чудесной зарёй. Засияло всё вокруг. Упал луч и в расщелину, где лежал осколок диадемы. Вспыхнул он ярким светом и превратился в прекрасный замок. И стоит этот замок на самом краю скалы - как символ неразделённой любви.
Историческая справка
Первый деревянный домик на Аврориной скале мыса Ай-Тодор принадлежал генералу, участнику русско-турецкой войны 1878 года, имя которого, к сожалению, не сохранилось. Но известно, что дачу он назвал «Генералиф», что означает "сад высокопоставленного". Однако было у дачи и другое название - "Замок любви". Какие причины навеяли такое романтическое название не известно, но уже тогда «Замок любви» на отвесной скале привлекал внимание, его запечатлели на своих полотнах И.К.Айвазовский, Л.Ф.Лагорио, А.П.Боголюбов.
А.К. Тобин (придворный врач) стал вторым владельцем этой изумительной дачи. После его смерти владение перешло к жене, которая продала его Рахманиной (московской купчихе). В 1911 году имение у московской купчихи Рахмановой пробрел крупный нефтепромышленник барон фон Штенгель. К тому времени название домика изменилось, его стали называть «Ласточкиным гнездом». По заказу Штенгеля известный архитектор А.В.Шервуд на месте домика построил в 1912 году небольшой дворец, напоминающий средневековый замок с башенками и стрельчатыми окнами. Размеры замка невелики: длина - 20, ширина - 10, а высота - 12 метров, но смотрится оно весьма эффектно. Архитектору удалось добиться ощущения, что лишь небольшая тяжесть на балконе замка способна изменить хрупкое равновесие, оторвать "Ласточкино гнездо" от массивной скалы и замок рухнет в морскую пучину. Внутреннее устройство здания включает в себя 2 спальных комнаты, последовательно расположенных одна над другой, лестницу, гостиную и прихожую. Башня – двухэтажная, гордо возвышающаяся над пропастью.
Спустя два года его купил купец Шелапутин и открыл ресторан.
В 1927 году на Южном берегу произошло сильное землетрясение. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались две бреши, как будто ее «прошило огромное ядро», а красивый сад, разбитый рядом с замком, полностью ушел под воду. Миниатюрный замок перенес сильное, 6-7-балльное землетрясение. Часть скалы под ним обрушилась, а глубокая трещина под ним грозила неминуемым обвалом. Только спустя 40 лет после землетрясения провели восстановительные работы: Забетонировали трещину, основание замка укрепили железобетонной плитой, отреставрировали дворец. После реконструкции здание кажется еще изящней, благодаря тому, что стала выше его верхняя башня. А многочисленные и разнообразные элементы декора, такие как окна разных форм, зубцы на стенах, башенные шпили придают замку оригинальность. Теперь в нем находится дорогой рыбный ресторан.
Приложение 5.2
Работа с текстом.
Задание: Придумайте кадры к рекламному ролику этой достопримечательности.
Аю-Даг – легенда о любви и разлуке
Древняя легенда о Медведь-горе рассказывает о том, что горные медведи, совершающие набеги на людей равнины, однажды нашли на берегу среди обломков корабля маленькую девочку и взяли ее на воспитание. Звери просто души в ней не чаяли, ведь она выросла очень красивой, и особенно удивительным у нее был голос. Грозная стая хищников могла с утра до вечера слушать ее пение.
И вот однажды, когда медведей не было дома, море прибило к ногам девушки лодку с прекрасным юношей. Он бежал от разбойников, в рабстве у которых пробыл много лет, однако голод, жажда и постоянные удары о скалы сильно измотали его и лишили последних сил. Красавица своей заботой сумела вернуть парня к жизни. Молодые люди проводили вместе очень много времени: он рассказывал ей о разных странах и людях, а она ему пела. Эти двое настолько полюбили друг друга, что вскоре решили сбежать с медвежьего логова вместе.
Когда звери вернулись в горы и не обнаружили там своей воспитанницы, разъяренный старый вожак припал к воде и стал ее неистово хлебать. Его примеру последовала вся стая. Медведи решили выпить море и притянуть уплывающую лодку влюбленных к берегу. Не на шутку испуганная беглянка вдруг запела столь удивительную песню, что перед мольбами пощадить молодость и любовь пары не устоял даже сам старик главарь. Он прекратил пить и отпустил девушку вместе с юношей, но так и не поднялся на ноги. Тысячи лет лежит он на берегу, всматриваясь в даль и тоскуя по той, которая навсегда его бросила.
Приложение 5.3
Работа с документом
«Международный договор «О принятии Крыма и Севастополя в состав России» от 18.03.2014г.»
Статья 1
1. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора….
Статья 2
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Статья 3
1. Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
2. Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.
Статья 4
1. Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
2. Граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации.
3. Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.
Статья 5
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Задание: проанализируйте, на каких условиях республика Крым стала новым субъектом Российской Федерации.
Приложение 5.4
Работа со статистическими данными:
«Явка избирателей на референдуме о статусе Крыма»
Явка избирателей на референдуме о статусе Крыма по районам и городам республиканского подчинения, а также городу Севастополю (2014)
Район |
Процент |
|||
12:00 |
15:00 |
18:00 |
20:00 |
|
Алушта |
38,6 |
67,5 |
75,8 |
81,82 |
Армянск |
43,7 |
62,3 |
74,6 |
87,15 |
Джанкой |
45,5 |
67,8 |
84,5 |
89,83 |
Евпатория |
43,2 |
60,08 |
67,8 |
84,8 |
Керчь |
64,3 |
75,6 |
88,2 |
94,59 |
Красноперекопск |
46,6 |
67,7 |
80,4 |
87,51 |
Саки |
40,6 |
54,5 |
67,5 |
72,99 |
Судак |
47,1 |
64,1 |
72,4 |
80,29 |
Феодосия |
51,7 |
70,5 |
79,5 |
89,69 |
Ялта |
40 |
60,8 |
73,4 |
86,6 |
Бахчисарайский |
39,8 |
55,4 |
56,7 |
59,23 |
Белогорский |
40,8 |
53,5 |
59,5 |
63,8 |
Джанкойский |
41 |
57,6 |
67,7 |
76,5 |
Кировский |
36,6 |
51,1 |
53,8 |
57,64 |
Красногвардейский |
38,4 |
56,2 |
66,8 |
72,22 |
Красноперекопский |
24,4 |
58,8 |
74 |
81,5 |
Ленинский |
44,4 |
60,7 |
72,4 |
80,33 |
Нижнегорский |
43,9 |
59,8 |
69,8 |
77,14 |
Первомайский |
38,2 |
60,3 |
63,6 |
72,8 |
Раздольненский |
41,2 |
61,2 |
68,4 |
77,86 |
Сакский |
39,9 |
63,8 |
71,2 |
76,71 |
Симферопольский |
41,9 |
71 |
78,2 |
85,2 |
Советский |
37,8 |
53 |
59,9 |
63,99 |
Черноморский |
43,5 |
59,4 |
93,7 |
|
Железнодорожный |
44,7 |
80,2 |
85 |
86,58 |
Киевский |
39,3 |
65,5 |
76,8 |
89,96 |
Центральный |
41,3 |
63,6 |
76,2 |
88,53 |
Всего по АРК |
44,27 |
64 |
73,4 |
81,37 |
Севастополь |
50 |
60 |
83,5 |
89,51 |
Всего |
73, |
82,71 |
для классного часа «Крым: вчера, сегодня, завтра»
1. Какой город является столицей Республики Крым?
А) Севастополь
Б) Симферополь
В) Ялта
2. Какая бухта является самой большой в Крыму?
А)Севастопольская
Б)Судакская
В)Евпаторийская
3. Как назывался крымский полуостров после его присоединения к России в 1783 году?
А)Скифия
Б)Таврида
В)Гваллика
4. Какая гора является наивысшей точкой Крыма?
А)Кемаль-Эгерек
Б)Роман-Кош
В)Ангара-Бурун
5. Правда ли что Азовское море, которое омывает Крым с востока, является самым мелким в мире?
А)Да
Б)Нет
6. Сколько сильных землетрясений насчитывается в истории Крымского полуострова с IV в. до н. э. до настоящего времени?
А)35
Б)53
В)77
7. Какой город на территории Крыма основали греческие колонисты в VII веке до н. э. первым?
А)Пантикапей
Б)Херсонес
В)Феодосию
8. Какие крымские города носят звание «Город-герой»?
А)Керчь и Севастополь
Б)Керчь и Феодосия
В)Севастополь и Симферополь
9. В каком крымском городе родился и творил выдающийся художник-маринист И.К. Айвазовский?
А)Евпатории
Б)Феодосии
В)Ялте
10. Какой памятник архитектуры и истории, расположен на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма?
А)Воронцовский дворец
Б)Ласточкино гнездо
В)Генуэзская крепость
Примечание: зеленым цветом отмечены правильные варианты ответов!