Вперёд, на Марс! Взгляд из Красногорска

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вперёд, на Марс! Взгляд из Красногорска

Попов Д.С. 1Шакерова С.Р. 2
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №18
Шалункова В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №18
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация к проекту

Космонавтика - «визитная карточка» Подмосковья. Всё лучшее создается для космоса. И лучшие идут в космонавтику. Музей «История космонавтики» в МБОУ СОШ №18 г.о.Красногорск работает в рамках проекта "Популярная космонавтика. Одним из направлений работы школьников стал проект «Поехали!». Актив музея организует и проводит экскурсии не только для учащихся и гостей МБОУ СОШ №18, но и выезжает с экспозицией за пределы школы (Приложение №17). Основной темой передвижных выставок стала тема вклада Красногорского округа в развитие советской и российской космонавтики.

«Вперёд, на Марс!» - этот девиз великого ученого Фридриха Цандера, человека, когда-то вдохновившего С. П. Королёва на великие космические достижения. Эти слова стали девизом красногорских школьников. Выездные экскурсии - важная волонтерская и просветительская работа. Школьный музей растет, активно ведется исследовательская и проектная работа. Музейная работа учит ребят творчески мыслить, прививает им организаторские навыки, развивает лидерские качества. Выездные экскурсии становятся настоящими исследовательскими экспедициями, возможностью не только рассказать об истории своего города, но и наладить сотрудничество с большим кругом людей, пополнить экспозицию новыми экспонатами, разбудить в людях желание поближе познакомиться с историей и сегодняшним днем г.о.Красногорска

Введение

МБОУ СОШ №18 школа – новостройка, она открылась 1 сентября 2015 года. Спустя всего пару недель – 17 сентября, в День рождения великого русского ученого – Константина Эдуардовича Циолковского, основоположника теоретической космонавтики в школе состоялось торжественное открытие музея «История космонавтики» (Приложение №1). Микрорайон «Изумрудные холмы» вырос в городе Красногорске буквально за последние шесть лет. Особенностью микрорайона является его тематическая направленность. Центром жилого массива стала примыкающая к нашей школе Аллея космонавтов. Создание Аллеи – музея моделей знаменитых советских космических кораблей под открытым небом – стало откликом на инициативу Алексея Леонова, летчика-космонавта и героя Советского Союза, который пятьдесят лет назад стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Аллея космонавтики тянется через территорию микрорайона с востока на запад, арки символически повторяют траектории орбит космических кораблей.

Первый экспонат – модель космического аппарата «Восход-2», на котором Алексей Леонов совершил свой первый выход в открытый космос – был установлен на аллее в марте 2015г. Второй экспонат был торжественно открыт на Аллее космонавтики 12 апреля 2016г– это макет корабля «Восток-1», на котором Юрий Гагарин совершил первый в мире полёт в космическом пространстве.

Возникновение Аллеи космонавтов в городе Красногорске, создание музея в МБОУ СОШ №18 космической направленности, и разработка экскурсионного проекта «Поехали!» неслучайны. Красногорский район Подмосковья тесно связан с историей и сегодняшним днём космонавтики. Здесь с военно-инженерного полигона в поселке Нахабино 17 августа 1933 года был произведен запуск первой жидкостной ракеты ГИРД-9, что считается одним из стартовых событий, положивших начало будущих полетов в космос. Здесь же находится Красногорский оптико-механический завод – старейший советский завод оптический отрасли, выпускающий, в том числе, и космическую оптику, которая использовалась как на околоземной орбите, так и для полётов к другим планетам Солнечной системы.

Сегодня тема космоса поднимается на новую высоту. Несправедливо забытые имена героев-космонавтов, ученых, исследователей должны стать показательными ориентирами в школьников. Страна всё больше нуждается в инженерах, исследователях, технологах, военных. Деятельность нашего музея в целом и выездная экскурсия в частности, направлены на популяризацию данных специальностей, связанных с космической отраслью и военно-промышленным комплексом. В сохранении памяти о вкладе красногорцев в освоение космического пространства. Мы понимаем, что местонахождения музея – школа, объективно является территорией, ограниченной доступности. Решением этой проблемы стала разработка собственной концепции «музея в движении» - проекта «Поехали!» и, как его основной части передвижной экспозиция - «Вперёд, на Марс. Взгляд из Красногорска». Книга «Почетных посетителей» школьного музея хранит впечатления не только наших соотечественников, в ней свои записи оставили граждане многих стран, в том числе, чьи города являются городами-побратимами г.о.Красногорск: Франции, Литвы, Латвии, Белоруссии, Болгарии. Особенно много записей на немецком языке. С 2017 года школьный музей активно взаимодействует с гимназией города Хёхштадт, а с этого года с гимназией города Бамберг. Передвижная экспозиция школьного музея выставлялась как в гимназии Хёхштадта, так и на открытой площадке фестиваля-закрытия года Российско-Германских молодежных обменов в июне 2017 года. В связи с этим, объективной необходимостью и особенностью экскурсионной работы в музее стала подготовка блоков экскурсии на английском языке (Приложение №14)

Целями проекта являются:

- Популяризация космонавтики;

- Знакомство как можно большего количества людей с космическими страницами истории Подмосковного Красногорска, созданием и работой школьного музея «История космонавтики» в МБОУ СОШ №18;

- Профориентация;

- Расширение деятельности школьного музея. Поиск и вовлечение в орбиту деятельности школьного музея новых заинтересованных лиц и организаций.

Основными задачами проекта стали:

- Разработка текста экскурсии «Вперёд, на Марс! Взгляд из Красногорска»

- Отбор необходимых экспонатов. Изготовление копий печатных материалов и фото экспонатов, непригодных к транспортировке;

- Разработать схему (прототип) компоновки экспозиции;

- Подготовить мобильные информационные стенды и информационную тематическую папку.

- Подготовить презентацию;

- Разработать тематические блоки экскурсии и распределить их между участниками проекта; Подготовка перевода на английский язык

- Организация транспортного вопроса.

- Сохранение экспонируемых предметов при монтаже и демонтаже выставки;

Методика исследования, являющегося основой обзорной экскурсии и выездной экспозиции «Вперёд, на Марс! Взгляд из Красногорска».

- Выборка и систематизация, имеющихся в школьном музее «История космонавтики» экспонатов и материалов, соответствующих тематике экскурсии. Осуществление фотосъёмки экспонатов и стендов.

1. Сбор новых материалов:

- об истории Красногорского завода им. С. А. Зверева (встретится с ветеранами предприятия; ознакомится публикациями в СМИ и Интернете; посетить музей предприятия);

- о деятельности 3-й научной роты войск ВКС (встретится с военнослужащими, посетить музей войсковой части 26302 в г. Красногорске)

- сбор, изучение и обобщение опубликованных (в т. ч. в сети Интернет) материалов по теме исследования;

- об истории ГИРД (посетить школьный музей ГИРД в Нахабино)

2. Составление сценарного плана экскурсии.

Составление текста экскурсии.

Подготовка презентации.

3. Интервью с создателем музея.

История создания музея.

Идея создания музея «История Космонавтики» принадлежит её директору Ю. М. Гончаровой. Реализовывать ее на практике выпала учителю истории –Шалунковой Виктории Викторовне. Работа над созданием музея началась 1 июля 2015 года. Целью этой работы стало стремление создать первичную экспозицию по истории космонавтики уже ко дню открытия школы. Было отправлено большое количество писем-запросов в музеи и организации, связанных с космической тематикой, с просьбой о помощи в формировании экспозиции и возможного дальнейшего сотрудничества. Идеей исследования космонавтики хотелось увлечь будущих учеников школы и их родителей, но сложность состояла в том, что ученический коллектив на тот момент не был сформирован, так как школа открывалась только 1 сентября 2015 года. Была проведена большая популяризаторская работа в сети Интернет среди жителей микрорайона «Изумрудные холмы» и города Красногорска и были созданы публичные страницы будущего музея «История Космонавтики».

Первыми на письма откликнулись сотрудники Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге и Боровске. Приглашение директора музея Абакумовой Н. А. посетить все подразделения музея, были приняты школьными активистами с огромной радостью и благодарностью. Так состоялась первая научно-исследовательская экспедиция нашего будущего музея. Результатом поездки стало огромное количество методического материала, стенды, экспонаты и даже бюст К. Э. Циолковского.

Сотрудничество с молодёжным отделом ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва стало следующим шагом в формировании экспозиции и проработки деятельности будущего музея. В дар школе были переданы новыми экспонатами, отражающие деятельность форпоста отечественной космонавтики; позднее были организованы встречи с инженерами, ветеранами космической отрасли и космонавтами. Герой Российской Федерации космонавт-испытатель С. Е. Трещёв стал человеком, который 17 сентября 2015 года открыл школьный музей «Истории Космонавтики». Основой первичной экспозиции, стала коллекция инженера и ветерана РКК «Энергия» им С. П. Королева - В. А. Волошина, переданная нам в дар. Вячеслав Андреевич, будучи директором музея предприятия с 1960 по 1982 год, имея возможность лично общаться с космонавтами, он собрал коллекцию фотографий с их автографами.

Часть будущей экспозиции музея, посвященная теме защиты космоса, начала складываться из макетов и книг, предоставленных военнослужащими 3-й научной роты Центра в/ч 26302 обеспечения ввода в эксплуатацию средств ракетно-космической обороны (г. Красногорск, Московской области воинской части войск воздушно-космической обороны). Офицерами этого воинского подразделения в дальнейшем были проведены встречи с активом музея, а, также уроки мужества для учащихся школ. Военнослужащие передали школе ценнейший экспонат – технологическую копию фотоаппарата АФА-Е1, который был изготовлен Красногорским механическим заводом, для съёмки обратной стороны Луны в 1959 году.

1 сентября 2015 года в присутствии большого количества почётных гостей и руководства Красногорского муниципального района состоялась торжественная презентация музея «История космонавтики» - единственного в Красногорском районе.

В нашем школьном музее бережно хранятся экспонаты, которыми мы гордиться. Достойное место занимают подлинные документы и личные вещи космонавтов. Свой вклад в развитие музея внёс и летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза А. А. Леонов. В музее ему посвящен целый раздел. Экспонатами являются предметы, подаренные лично А. А. Леоновым музею школы.

Огромное количество жителей нашего города связало свою жизнь с Красногорским механическим заводом им. С. А. Зверева. Оптика, производимая на нём, работает в космосе. Узнав о создании нашего музея, гостями школы не раз становились ветераны предприятия. Памятные вещи работников завода, видео и фотоматериалы постепенно складываются в будущую полноценную экспозицию, посвященную космическим вехам в истории КМЗ. Налажены связи с руководством предприятия и бюро внутрикорпоративных коммуникаций завода, организована экскурсия, в ходе которой в школьный музей были переданы стенды и ценные книги. Однако для полноты реализации поставленных задач по развитию экспозиции музея и профориентации учащихся необходимо продолжить работу по налаживанию системной деятельности между школой и ПАО КМЗ им. С. А. Зверева.

Несмотря на определенные сложности, фонды музея постоянно пополняются. Сами школьники становятся активными поисковиками. Ничто «космическое» не остается без их внимания. Популяризация деятельности музея через прессу и социальные Сети даёт свои результаты. Творческие конкурсы «Через тернии к звёздам», «Конкурс космическая новогодняя ёлка» и др. становятся традиционными. Лучшие работы стали частью вспомогательного фонда музея, и они прекрасно иллюстрируют различные этапы в истории развития исследования космоса.

Гостями музея были такие космонавты как: А. А. Леонов, С. Е. Трещёв, С. А. Ревин В. В. Коваленок, А. И. Лазуткин. Посещали наш музей и французский композитор Дидье Маруани (лидер группы SPACE). Гостем музея был г-н Клаус Штринц - одним из основателей общества дружбы городов Хёхштадт (Германия) и Красногорск.

В музее идут экскурсии для школьников, студентов и ветеранов. За три года своего существования музей принимал группы учащихся и гостей из большинства школ Красногорского района, общественных организаций и объединений таких как: Совет ветеранов ВОВ и труда Красногорского района, благотворительный фонд «Новый Свет» (руководитель Лобанов М.), Красногорская школа тенниса (руководитель Чехова Л. М.), мотоклуб «Ночные волки» (Красногорск и др.). Для гостей музея подготовлены экскурсии:

- «Обзорная экскурсия по экспозиции музея» (в том числе и на английском языке)

- «Незнайка, который вернулся с Луны и знает о ней почти всё»

- «Космические страницы Красногорья»;

- Экскурсия-квест «Путешествие по Солнечной системе»

Космическая тема активно возвращается в жизнь российского общества и должна наполнить повседневную школьную жизнь.

«Поехали!»

Материалы школьного музея размещены в стеклянных витринах, на стендах вдоль стен и на плакатах. Это ретроспектива, ведущая отсчет от Большого взрыва 13,8 млрд. лет назад до перспективных направлений развития мировой и отечественной космонавтики. Настоящий день в развитии космоса отражен на стенде перед входом в музей – «Сегодня на орбите». Дети следят за событиями на международной космической станции, размещают информацию о новостях из космоса на стенде.

Любую экскурсию мы всегда начинаем с развития ракетостроения и космонавтики. Даже, если эта экскурсия выездная. Выездная экспозиция фактически дублирует основную, в ней мы используем мобильные стенды с информационными материалами о народах, конкретных ученых, благодаря которым сделаны первые шаги в изучении космического пространства. С древности люди рвались в небо и пытались его постичь. Экспозиция рассказывает и о полумифилогических героях - Дедале и Икаре. Всех их манила звёздная бездна, все они мечтали подняться в небо и не только летать, но и преодолеть притяжение Земли. Развитие ракетостроения и космонавтики в нашей стране было бы невозможно, если бы более чем восемь десятилетий назад, в 30-е годы прошлого века не нашлись немногочисленные энтузиасты, увлечённые практическим ракетостроением – но не как самоцелью, а как средством осуществления захватившей их Идеи, Мечты – освоение космического пространства. Красногорская земля стала местом практической реализации идей, казавшихся ещё в начале 20-го века фантастическими.

Воплощение мечты о полетах в реальность, прежде всего, связано с именем выдающегося русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского (Приложение №2)

Один из первооткрывателей, способствующих открытию космических просторов. Несмотря на то, что Константин Эдуардович Циолковский никогда не бывал на Красногорской земле, невозможно не рассказать об ученом. Его имя неразрывно с историей ГИРД (Группа Изучения Реактивного Движения) в которой делали свои первые шаги в освоении космического пространства: Сергей Павлович Королёв, Михаил Клавдиевич Тихонравов, Фридрих Артурович Цандер. Получив 23 сентября 1931 года обращение энтузиастов, положивших в Москве начало новой ракетной организации, он в тот же день отвечает им подробным письмом: «...Всё, что у меня есть по реактивным приборам, я вам вышлю. 

«Мы в ГИРДе дружной работой ряда воодушевлённых людей продолжим изыскания счастливой области звездоплавания, в области которой Ваши работы разбили вековой лёд, преградивший людям путь к цели», - писал Фридрих Цандер Циолковскому в день 75-летия Константина Эдуардовича. К. Э. Циолковский страстно желал скорейшего осуществления полета ракеты на практике.

Но представляя, какие гигантские трудности стоят на этом пути, он предполагал, что первый полёт в космос может осуществиться лишь в начале третьего тысячелетия. Так, в книге «Вне земли» (1918 год) он называет дату - 2017 год. Позднее, после организации ГДЛ и ГИРД, он пересматривает этот срок. «Уверен, что многие из вас станут свидетелями первого заатмосферного путешествия» - эти слова К.Э. Циолковского прозвучали по радио 1 мая 1933 года.

Рассказ о первых шагах советских ракетостроителей отражен в музейных альбомах со схемами межпланетного корабля системы Фридриха Цандера; первой, собранной работающей моделью реактивного двигателя, собранного ученым из газовой горелки; фото жидкостного ракетного двигателя ОР-1, (Приложение №3). Трудности продвижения нового начинания были связаны с тем, что межпланетных сообщений не воспринималась большинством руководителей Советской Республики всерьёз. Работы К. Э. Циолковского, продолжавшего теоретически обосновывать необходимость межпланетных перелётов и указывавшего на необходимость перехода для полётов в недостижимой тогда стратосфере на реактивную технику, воспринимались как фантазии. Энтузиасты ракетной техники, воодушевлённые произведениями К. Э. Циолковского и грезившие не о решении насущных задач государства, а сразу о межпланетных перелётах, только отпугивали практиков. Цандер всё время проводил на работе Его лицо, озарённое светом настольной лампы, выглядело бледным и исхудавшим, шея всегда была укутана теплым шарфом, но он подбадривал всех и призывал: «Вперёд, на Марс!». Именно эта фраза, стала и для нашего музея символичной. Школьная команда из активистов музея сделала её своим девизом. Скоропостижная смерть оборвала жизнь ученого, его дело продолжили соратники – молодые участники группы ГИРД

Сергей Павлович Королёв (Приложение №4) (1907-1966) — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики.

Весной 1931 года С. П. Королёв узнал об экспериментах Ф. А. Цандера (с ракетным двигателем, изготовленным из паяльной лампы). (Фото в экспозиции)

Дело организации коллектива гирдовцев - энтузиастов космонавтики, занимающихся практической работой, сдвинулось с мёртвой точки лишь в 1931 году, когда за него взялся молодой инженер-лётчик Сергей Королёв, автор нескольких неординарных конструкций самолетов.

В отечественной космонавтики наступил этап, который требовал появления человека с неординарными организаторскими способностями, того, кто умеет ладить со всеми, примиряя непримиримых. Сергей Королёв, несмотря на молодость, как никто другой подходил на эту роль. Увидев в разработках Фридриха Цандера многообещающую перспективу, но ставя перед собой реальную задачу (овладение стратосферой и околозвуковыми скоростями), тут же начал энергично реализовывать идею ракетоплана. Его энергия заразила Цандера - человека в организационных вопросах совершенно беспомощного. Однако первый большой успех ГИРДу принёс не ракетоплан, а ракета.

Результаты работы молодых ученых по достоинству оценил сам Э. К. Циолковский. Встреча одного из руководителей бригады ГИРД - Михаила Клавдиевича Тихонравова с Циолковским состоялось в Калуге. (Приложение №5) Константину Эдуардовичу были продемонстрированы несколько фотографий опытных ракет. Эти фотографии привели его в восторг. «Для меня нет ничего более дорогого, чем ваше дело; даже дирижабль сравнительно чепуха», - сказал он. Ракету он оценивал, как самое значительное из своих предложений. (Фотографии этой встречи представлены в нашей экспозиции) М. К. Тихонравов, одну фотографию сделал во время разговора, когда он слушал собеседника через свой звукоусилитель. Константин Эдуардович подарил молодым инженерам «Исследование мировых пространств реактивными приборами» издания 1926 года с автографом.

Символом запуска первой в СССР ракеты с жидкостным реактивным двигателем в нашей экскурсии стали традиционные запуски гидроракет. К сожалению, в эту интерактивную часть программы возможно включать зрителей только тогда, когда экспозиция развернута на открытом воздухе в теплое время года. Однако, у нас есть возможность продемонстрировать установку (Приложение №15) и показать видео запусков, которые символизируют событие, случившиеся 17 августа 1933 года в 19 часов по московскому времени на полигоне под посёлком Нахабино Красногорского городского округа Московской области. Здесь была успешно запущена первая в СССР ракета с жидкостным реактивным двигателем. (Приложение №6). Памятник, установленный учащимися Нахабинской школы в 1967 году, не раз становился объектом посещения участниками и гостями нашего музея. Пример нахабинцев, на собственные средства установившим небольшой монумент, настоящий пример сохранения и увековечивания памяти о прошлом нашей Родины. Несмотря на некоторое отставание в ракетной гонке, полёт ракеты ГИРД-09 17 августа 1933 года был прорывом для советских ракетостроителей, который позволил им через несколько лет выйти на ведущие мировые позиции. Успешному полёту «девятки» был посвящён специальный выпуск стенгазеты ГИРДа «Ракета» от 22 августа. Ракета ГИРД-07 (РНИИ-07) конструкции М. К. Тихонравова, выполненная по схеме «летающее крыло», достигла 16 июля 1935 года рекордной для этого времени высоты 3100 м.

Продолжение «космической» истории города связано с Красногорским механическим заводом имени С. Зверева. (Приложение №7) Роль этого предприятия невозможно переоценить для жизни города. Жизнь огромного количества красногорцев связана заводом. Неслучайно эмблема завода стала частью герба г. Красногорска. Начало 60-х в СССР - это время, когда полным ходом идут работы по созданию ракетной техники, а также по подготовке к запуску Первого искусственного спутника Земли. Разработка ракет больших дальностей в СССР и в США началась с освоения немецкой ракеты Фау-2 (V-2), что было, безусловно, оправданным в связи с отсутствием собственного опыта создания подобных ракет. Были созданы ракеты Р-1 и Р-2 (Памятник ракете Р-2 стоит на въезде в г. Королёв, где сегодня находятся: головное предприятие по созданию космических кораблей РКК «Энергия и Центр Управления полётами (ЦУП) им. Ю.А. Гагарина). После первых запусков ракет в околоземное пространство перед наукой и производством была поставлена задача: провести фотографирование земной поверхности с предельной для того времени высоты и по результатам анализа снимков определить области научного и практического использования фотосъемки из космоса. Все началось с эксперимента по выяснению возможности фотографирования земной поверхности с борта ракеты. Для выполнения этой задачи в недавнем прошлом – гирдовец, Сергей Павлович Королев предлагает установить в головной части ракеты два серийных аэрофотоаппарата, запустить ракету и во время ее движения производить фотографирование земной поверхности.

Впервые в истории СССР 16 мая 1957 года фотоаппаратом АФА-39, созданным на Красногорском механическом заводе и установленным на геофизической ракете Р-2А, поднятой на высоту 200-220 километров, были получены первые в СССР снимки поверхности Земли.

Ценнейшим экспонатом нашего музея является технологическая копия фотокамеры АФА-Е1. (Приложение №8). Она иллюстрирует особый вклад Красногорска в освоении космоса и рассказывает нам о том, что люди смогли запечатлеть обратную сторону Луны. Первые попытки фотографирования Селены, как и вообще все первые космические миссии, носили ярко выраженный характер «космической гонки» между США и СССР. В августе-сентябре 1958 года американцы первыми попытались отснять поверхность Луны с близкого расстояния, отправив в космос первые несовершенные зонды «Pioneer».

Увы, из-за неполадок ракетоносителей ни один из этих аппаратов не вышел на расчетную траекторию. Тем не менее, надо полагать, именно информация о подготовке американских миссий послужила мощным стимулом для С.П. Королева и его соратников.

Спустя два года после триумфа первого спутника, утром 4 октября 1959 года в Советском Союзе был произведен запуск автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-3» («изделие Е-2А»). Примерно через трое суток, 7 октября, в промежутке между 6:30 и 7:10 по московскому времени станция выполнила фотографирование невидимой стороны Луны и передала снимки по телевизионному каналу на Землю. Все причастные к этому событию смогли внести в свой актив очередную «несомненную победу в космосе»: Советский Союз в шестой раз опередил Соединенные Штаты, запустив вслед за первым спутником, первым животным в космосе, первой тяжелой автоматической лабораторией на орбите, первой искусственной планетой и первым попаданием в соседнее небесное тело первый объект, который смог сфотографировать сторону нашего естественного спутника, навсегда скрытую от прямого человеческого взора. Между тем успех «Луны-3» был далеко не только пропагандистским. За ним стояли основательные научные и инженерные разработки в таких областях, как баллистика космических аппаратов, системы управления, оптика, телекоммуникации, не говоря уже о ракетной технике. Фотоаппарат АФА-Е1 был создан специалистами СКБ-1 Красногорского завода. Легендарный космический полет получил высокую оценку государства.

В 1958-59 годы уровень развития космической техники в СССР был уже настолько высок, что практическая реализация создания спутника фоторазведки был доверена Красногорскому завод, директором которого на тот момент являлся Н. М. Егоров. (Приложение №16) Первый космический фотоаппарат Красногорского завода получил название «Фтор». Он обеспечивал ширину полосы съемки 180 км при высоте полета 200 км.

Проект спутника-фоторазведчика получил наименование «Зенит-2». (Приложение №9) КА «Зенит-2» состоял из аппарата сферической формы («королевский шарик»), в котором устанавливалась фотоаппаратура, и агрегатного отсека, где размещались приборы управления.

Красногорское предприятие вписало свою небольшую страницу в историю выхода человека в открытый космос. Макет корабля Восход -2 – один из любимейших экспонатов. Ведь каждый посетитель нашей экспозиции может подержать в руках, хоть небольшую, но точную копию легендарного космического корабля. 18 марта 1965 года, Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос с борта космического корабля «Восход-2» (Приложение №10)

Камера, которой были сделаны первые кадры в открытом космосе, была изготовлена на Красногорском механическом заводе имени С.А. Зверева.

Имя Алексея Архиповича Леонова неразрывно связано с нашей школой. Дважды Герой Советского Союза, лётчик космонавт открывал нашу школу. Мы гордимся, что первым космонавтов, который переступил порог нашего музея стал, именно, этот человек. Алексей Архипович подарил нашему музею личные вещи, которые мы бережно храним. А копии фотографий, рисунков стали неотъемлемой частью нашей выездной экспозиции. Ещё один макет, космического корабля «СОЮЗ-ТМ» - часть нашей интерактивной экспозиции. (Приложение №11) 17 июля 1975 года с его участием произошло знаменательное событие в истории космонавтики - стыковка космических кораблей «Союза-19» (СССР) и «Аполлон» (США). На корабле "Союз ТМ" в силу повышенного содержания кислорода (до 40%) впервые в отечественной практике реализуется полный объем работ по обеспечению пожаробезопасности. На Красногорском механическом заводе были разработаны уникальные специальные смазочные материалы необходимые для безопасной работы плёночной кино - и фотоаппаратуры во время стыковки двух кораблей.

Красногорский механический завод им. С. А. Зверева - место приложения рук профессионалов различных направлений. Уникальная продукция предприятия помогает не только изучать, но и защищать Российское космическое пространство. Макет «Оптико-электронный комплекса "Окно"» всегда становится объектом притяжения для маленьких зрителей. Он как миниатюрный кусочек земли, где всё сделано до малейших деталей.

Оптико-электронный комплекс "Окно", разработанный в конструкторском бюро Красногорского механического завода, предназначен для автоматического обнаружения высокоорбитальных космических объектов на высотах до 40,000 км, определения их орбит, установление класса, предназначения, состояние и национальную принадлежность. (Приложение №12)

По сравнению с традиционными радиолокационными средствами комплекс имеет значительно большую дальность действия и более высокую точность измерения параметров космических объектов, как на геостационарных, так и на высокоэллиптических орбитах.

Помимо военной функции, комплекс способен исполнять сугубо мирную службу: астронома-наблюдателя за объектами не только земного, но и неземного происхождения, например, за астероидами, кометами, метеорами, метеоритами и др. Центр войсковой части №26302, который также находится в г.о.Красногорск, готовит специалистов для несения службы на этих уникальных объектах наблюдения за околоземным космическим пространством. (Приложение №13)

Заключение.

Красногорская земля - край космических традиций и космических возможностей. Город, который предоставляет школьникам широкий профессиональный выбор. Даёт возможности всем, кто интересуется космосом превратить своё увлечение в дело всей жизни.

Для ребят - участников музея, организация и участие в выездных экспозициях – неоценимый опыт работы в команде, а экскурсионная работа развивает кругозор, ораторские навыки и психологическую устойчивость

Особую роль играет в работе музея проект «Поехали!», основой для которого, прежде всего, служит обзорная экскурсия краеведческой направленности «Вперёд, на Марс! Взгляд из Красногорска»

Знакомство учащихся с космонавтикой возвращает в школу элемент романтики, воодушевления и энтузиазма, побуждает ребят к поиску нового, расширяет их кругозор. В умах детей формируется образ национального героя - исследователя, летчика-космонавта. Музей «История космонавтики», являясь частью открытого образовательного пространства в МБОУ СОШ №18. За время существования музею удалость по-настоящему стать центром притяжения для всех учащихся, а выездные экспозиции, не только популяризируют космическую тему в целом, но и привлекаю в наш музей и город людей, интересующихся космонавтикой и готовых сотрудничать со школьным музеем.

Список используемой литературы

“Эстафета космических подвигов” (сборник). Москва “Известия” 1981г.

“Полеты космических кораблей о орбитальные станции” (хроника), Москва“Известия” 1981г.

С.П.Уманский, “Космическая одиссея”, Москва “Мысль” 1988г.

Ю.Марков, “Курс на Марс”, Москва “Машиностроение” 1989г.

“Академик С.П.Королев. Ученый. Инженер. Человек” (творческий портрет

по воспоминаниям современников), Москва “Наука”, 1987 г.

И. Артемьев “Искусственный спутник земли”, Москва “Детская Литература”, 1957г.

Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты”, Москва “Детская Литература” ,1990г.

В. В. Сухов, А. С. Клемешов, Е.Г. Жигирева, В. А. Тучин. Московская область. Красногорский район: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М, «Народный учитель», 2012.

«Тайны космоса» Е. Г. Итальянская, С. Н. Маркова, В. Л. Пономарева

«Научно-технический центр. Этапы становления и развития. К 60-летию ЦКБ-НТЦ», М, 2009.

Интернет- ресурсы:

http://recrut.mil.ru/for_recruits/research_company/companies/vvko.htm «Контенант» Научно-технический журнал Том 13, №3,2014

Сайт РОСКОСМОСА http://www.roscosmos.ru/

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

П риложение №6

Приложение №7

Приложение №8

Приложение №9

Приложение №10

Приложение №11

Приложение №12

Приложение №13

В процессе создания исследовательской работы, участница проектной группы Шакерова София, по совместительству специальный корреспондент газеты «Красногорские Вести» взяла интервью у создателя музея «История Космонавтики» Шалунковой Виктории Викторовны. Задано было несколько вопросов:

Когда и с какой целью был создан музей?

Какова роль музея?

Какие результаты работы музея есть на данный момент?

Идея создания музея «История Космонавтики» принадлежит её директору Ю. М. Гончаровой. Работа над созданием музея началась 1 июля 2015 года. Целью этой работы стало стремление создать первичную экспозицию по истории космонавтики уже ко дню открытия школы. Сейчас мы ставим перед собой следующие задачи:

Ввовлечение молодежи в волонтерскую деятельность, содействие социальной и культурной интеграции молодого поколения в современном мультикультурном мире;

Расширение просветительской деятельности в рамках популяризации достижений российской космонавтики;

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся и формирование осознанного подхода к процессу получения знаний в школе;

Воспитание чувства гражданской ответственности.

Формирование осознанного стремления каждого ребенка к личностному росту

За три года работы наш музей достиг больших высот, вот несколько самых масштабных и важных для на:

Создание и организация работы патриотического объединения "Энергия". Участие в конкурсах исследовательских и проектных работ: «Старт в науку»; «Космодис Подмосковье-2016»; "Лунная база"- 2016, 2017 (ГБУК Мемориальный музей космонавтики в г. Москва); «Эксперимент в Космосе-2017» (РУДН), "Отечество - 2015, 2016, 2017" и др.). В проектах по социальному и культурному волонтерству ( Выездные выставки музея «История космонавтики»; участие в благотворительных акциях «Бессмертный полк», «Дарю добро», Помоги четвероногому другу» и др.; активное участие в общегородских мероприятиях и Днях «Общих действий» Российского Движения Школьников (Акция «Подними голову», «День Защитника Отечества», «Всемирный День здоровья» и др.;))

А также мы были удостоены ряда наград: 3-я премия Губернатора МО "Наше Подмосковье-2016"; (Проект "Энергия вожатых" в летнем школьном лагере); 2-я премия Губернатора МО "Наше Подмосковье-2017" (Проект «Международная образовательная платформа "Космос для каждого»).

В 2018 г. международная образовательная платформа "Космос доступен каждому" в МБОУ СОШ №18 была расширена до базового общешкольного проекта и получила новый импульс развития. В результате конкурсного отбора на присвоение статуса Региональной инновационной площадки (РИП) Московской области

Приложение 14. Извлечение из варианта экскурсии на английском языке

The Group of Jet Propulsion Study

Against the backdrop of mass enthusiasm with aviation in 1931 in the Soviet socio-political defense organization "Society for assistance to defense, aviation and chemical construction" (Osoaviakhim) was organized by the Public Bureau of Air Technology. There were deployed four scientific experimental groups. The fourth was called the "Group of jet propulsion study". The development of rocketry and Cosmonautics in our country would be impossible if more than eight decades ago, in the 30-ies of the last century there were not a few enthusiasts who were keen on practical rocketry. The date of creation of the Group of jet propulsion study (Russian abbreviation - GIRD), where in the early 30-ies of the last century creative energy of F. A. Tsander, S. P. Korolev, M. K. Tihonravov, Y. A. Pobedonostsev and other enthusiasts was concentrated is considered to be September 15, 1931, or in general, September 1931. Of course, it is some arbitrary date, since the birth, formation and achievement of the first successes of the group was a process fairly stretched out in time. K. E. Tsiolkovsky initiated the first program of research for the GIRD group. It is natural that all who are interested in work in the field of rocket technology, are looking for scientific relations with K. E. Tsiolkovsky. One of the leaders of the brigade of GIRD - Michael Klavdievich Tihonravov met Tsiolkovsky in Kaluga. Konstantin Eduardovich was shown several photos of the experimental rockets. These pictures led him into raptures. "There is nothing more precious for me than your work; even airship is the relatively nonsense," he said. He rated the rocket as the most significant of his proposals. (Photos of this meeting are presented in our exposition) M. K. Tikhonravov made one photo of Tsiolkovsky during a conversation when he listened to his companion through his sound amplifier. Konstantin Eduardovich gave the young engineers, "The Exploration of Cosmic Space by Means of Reaction Devices" edition 1926, with autograph.

The GIRD team’s work carried out by the enthusiasts of Astronautics, dealing with practical work, moved forward only in 1931, when it was taken over by young engineer-pilot Sergei Korolev. By that time, he already enjoyed a certain fame as a beginner aircraft designer, who had created some extraordinary designs. S. P. Korolev immediately met with Friedrich Zander, and as rational practitioner and a skilled organizer, was shocked by the contradictory nature of his plans. Developing ship designs for flight to Mars, F. A. Tsander simultaneously planned for several years ahead experiments with the above-mentioned engine, the creation of which took him a whole year. F. A. Tsander was hoping to gradually increase its thrust power up to 5 kilograms, which allowed him to start experimenting with it on a revolving stand, then on the bike and then on smaller rockets. It is worth to remind that at that time not only in the USA but also in Germany real, albeit imperfect rockets already could fly.

If at the beginning of the domestic cosmonautics there was the need for the person like Tsiolkovsky (the Teacher-the asctic, the Philosopher - inventor who was not afraid to look strange, but his weight in special areas was recognized by authorities), then the next step was a pragmatist who did not love an empty fantasy, and accepted only the arguments of the calculation and experience, with no discounts to any authority. Besides this new man was to possess remarkable organizational skills, able to get along with everyone, reconciling the irreconcilables.

Practical rocketry (and subsequently cosmonautics) in the Soviet Union was initially linked to the military (defense) sphere. This was the path it was initially lead by P. Korolev –more pragmatic than dreamers Tsiolkovsky and Tsander. However, in the context of the epoch and the country this path has led him to success. Working on war, defence, Korolev never forgot about his (given to him by Tsiolkovsky and Tsander) dream of interplanetary communications, receiving the military - industrial complex support in its implementation.

March 3, 1932 a meeting under the chairmanship of the head of weapons department of the Red Army, Deputy of the Public Commissar for the Defense and Navy of the Soviet Union M. N. Tukhachevsky with the participation of the heads of the departments of the red army, leaders of the GIRD and GDL took place, where S. P. Korolev made a report on the prospects of jet propulsion and plans of the organization. At the meeting the question about the creation of the Institute of Jet was raised, but primarily on the expansion of production and experimental base and the organization of a platform for experimental runs at the engineering ground in suburban Nakhabino near Moscow.

31 may 1933, crew number 2 completes the creation of rocket GIRD-09 - first Soviet liquid rocket that worked. The rocket body was made of duralumin (an alloy based on aluminum) with a thickness of 0.5 mm. The engine and fuel tank were placed inside the case. The body of the rocket was divided into four compartments: parachute, payload, fuel and tail. The stabilizers were made of “electron” - light and durable alloy on the basis of magnesium (about 90%). The rocket was 2.4 meters long and had a weight of 19 kilograms. The height of about 400 meters and flight duration of 18 second were reached.

On August 17, 1933, at 19:00 Moscow time, the first in the USSR rocket with a liquid jet engine was successfully launched at the test site near the village of Nakhabino, Krasnogorsk district, Moscow Region. Despite some lag in the rocket race, the flight of the rocket GIRD-09 on August 17, 1933 was a breakthrough for Soviet rocket builders, which allowed them to reach the world's leading positions in a few years. A special issue of the GIRD wall newspaper "Rocket" dated August 22 was dedicated to the successful flight of the "nine".

The rocket GIRD-07 (RNII-07) designed by M.K. Tikhonravov, implemented according to the "flying wing" scheme, reached a height of 3100 m - record for that time on July 16, 1935.

Students of secondary school No. 2 in Nakhabino found the launch site of the first Soviet rockets GIRD-9 and GIRD-10 launched in in the 1933 and installed a commemorative sign with the names of their creators: S.P. Korolev, M.K. Tikhonravov, F.A. Tsander.

The school has museum of the history of GIRD. Students keep in touch with our museum, have often visited our events and meetings with cosmonauts. The rocket GIRD became a symbol of the urban settlement of Nakhabino and is depicted on its coat of arms.

Приложение №15

Приложение №16

Приложение №17

Просмотров работы: 41